"Всё включено". Обзор турецкого флота



О пользе совместных учений


…на календаре октябрь 1992 года. В Эгейском море движется объединённая эскадра военно-морских сил НАТО. Темноту южной ночи прорезают навигационные огни кораблей – экипажи отдыхают от напряженной дневной вахты. Не спят лишь на авианосце «Саратога» - американские моряки изучают автоматизированную систему наведения зенитных ракет Mk.95 (ключевой элемент ЗРК самообороны «Си Спэрроу»). В качестве «мишеней» используются корабли союзников – естественно, союзники об этом не ведают и спокойно спят, покачиваясь на своих койках.

Американцы разворачивают радар управления огнем, поочередно беря «на мушку» каждый корабль союзной эскадры. Цель взята на сопровождение, ЗРК готов к стрельбе! О’кей, упражнение выполнено на «отлично», теперь осторожно…нет, я сказал ООсторожно … нажимаем клавишу «отмена» - и поворачиваем радар в другую сторону.

Чей-то сонный палец нажимает не ту клавишу – на пульт управления ракетной стрельбой приходит команда «Arm and tune» (огонь на поражение). С резким лязгом разлетается стенка пускового контейнера, две зенитные ракеты, ведомые лучом радара Mk.95 мчатся в сторону цели. Кто цель? Оу шит, это же турецкий эсминец Muavenet!


5 погибших, 22 раненых – турецкий военный корабль расстрелян союзниками на учениях в качестве ржавой мишени. Ужасное происшествие. Турки обиженно смотрят на своего сюзерена. Дядя Сэм дарит Турции новый корабль – вместо побитого Muavenet (старой калоши, бывшего американского эсминца времен Второй мировой) турецкие моряки получают очередной списанный фрегат ВМС США.

ВМС Турции сегодня

Несмотря на свой региональный статус, турецкий флот представляет собой хорошо сбалансированную ударную силу - веский аргумент в неспокойном регионе Ближнего Востока. Богатые традиции (Османский флот ведет свою историю с XIV века). Яркие победы (чего стоит запоминающийся погром англо-французской эскадры при попытке прорыва сквозь Дарданеллы, 1915 год). Современная техника (новые корабли и модернизированный «сэконд хэнд» от ведущих судостроителей США и Европы). А главное - повышенное внимание, уделяемое руководством Турции этому виду вооруженных сил. Все это превратило ВМС Турции в наиболее грозного игрока в восточной акватории Средиземного моря.

Читателям наверняка будет интересно сравнить турецкий флот с его очевидным соперником – российским Черноморским флотом. Насколько велики возможности обоих оппонентов? Какой из флотов двух держав наиболее эффективен при проведении операций на просторах Средиземного и Черного морей? Постараемся вкратце ответить на эти вопросы.

Начем, пожалуй, с подводного флота.

Подводные лодки типа 209

Многоцелевые дизель-электрические лодки немецкой конструкции, одни из самых распространенных ДЭПЛ в мире. Водоизмещение в подводном положении – 1285…1600 тонн (в зависимости от модификации). Полный ход – 22 узла. Дальность плавания под шнорхелем – 8000 миль на крейсерской скорости 10 узлов. Дальность хода на аккумуляторах – 400 миль на скорости 4 узла. Максимальная глубина погружения – 500 метров. Экипаж 30 человек.

Вооружение: 8 носовых торпедных аппаратов, боекомплект – 14 единиц минно-торпедного оружия или противокорабельных ракет «Гарпун».


"Всё включено". Обзор турецкого флота


Обычно подводные лодки незаслуженно стоят в самом конце списка кораблей – после всех эсминцев и фрегатов. В реальности лодки – боевое ядро флота, самые мощные и смертоносные корабли, способные решать широкий круг задач – от нарушения морских коммуникаций до проведения специальных миссий: наблюдение и разведка, высадка диверсионных групп и авиакорректировщиков, прорыв блокады, доставка специальных грузов.

На вооружении ВМС Турции находятся 14 подлодок – техника закупалась в Германии с 1976 по 2007 год. Последние четыре лодки, приобретенные уже в новом веке, - тип «Гюр» являются новой модификацией Type 209T2/1400. В 2011 году был заключен контракт на поставку очередной партии из шести субмарин Type 214, оснащенных воздухонезависимой двигательной установкой AIP на основе водородных топливных элементов.


Надводные силы ВМС Турции

Фрегаты типа G

Полное водоизмещение 4200 тонн. Экипаж 220 человек. Скорость полного хода 30 узлов. Запас топлива на борту обеспечивает дальность плавания 5000 миль на экономической скорости 18 узлов.

Вооружение:
- однобалочная пусковая установка Mk.13 (боезапас 8 ПКР «Гарпун» и 32 зенитные ракеты средней дальности SM-1MR);
- установка вертикального пуска Mk.41 (боекомплект - 32 зенитные ракеты самообороны RIM-162 ESSM);
- артиллерийская система OTO Melara калибра 76 мм;
- зенитный артиллерийский комплекс самообороны «Фаланкс» (шестиствольное орудие калибра 20 мм, РЛС и система управления огнем, смонтированные на едином лафете);
- противолодочная система Mk.32 (два ТА, шесть малогабаритных торпед);
- противолодочный вертолет S-70 «Си Хоук».



Многоцелевые фрегаты с усиленной ПВО. Все 8 единиц - бывшие американские корабли типа «Оливер Хазард Перри», переданные ВМС Турции по программе военной помощи. Прошли модернизацию с установкой новых образцов вооружения (носовая УВП Mk.41 с ракетами ESSM) и радиоэлектронных систем (БИУС собственной разработки, новая СУО Mk.92). На кормовой вертолетной площадке появилась система для облегчения посадки и буксировки вертолета ASIST.

К слову, американские фрегаты «Оливер Х. Перри» никогда не отличались высокими боевыми характеристиками. За время своей службы «Перри» дважды становились жертвами действий со стороны противника. Трудно сказать, насколько возросли возможности ПВО модернизированных турецких фрегатов, тем не менее, 32 современные зенитные ракеты Evolved Sea Sparrow Missle (ESSM), способные совершать маневры с 50-кратной перегрузкой на скорости 4М, должны ощутимо повысить уровень защищенности кораблей от атак с воздуха.


Прямых конкурентов у турецких фрегатов в составе Черноморского флота нет. Сторожевые корабли «Сметливый» (проект 61) и «Пытливый» (проект 1135) предназначены для решения совсем иных задач. У российских сторожевых кораблей (фрегатов, по классификации НАТО) совершенно другой состав вооружения, направленный в сторону усиления противолодочной обороны.
По своим способностям ПВО турецкие фрегаты типа G приближаются к ракетному крейсеру «Москва», однако, их ударная мощь просто несравнима с мощью крейсера.

Фрегаты типа «Барбарос»

Полное водоизмещение 3350 тонн. Экипаж 180 человек. Скорость полного хода 32 узла. Запас топлива на борту обеспечивает дальность плавания 4000 миль на экономической скорости 18 узлов.

Вооружение:
- 2 четырехзарядные установки для запуска ПКР «Гарпун»;
- восьмизарядная установка морского ЗРК «Си Спэрроу» (боекомплект - 16 зенитных ракет, из которых непосредственно к запуску готово 8);
- артиллерийская система Mk.45 калибра 127 мм;
- 3 зенитных артиллерийских комплекса самообороны Sea Zenith калибра 25 мм;
- противолодочная система Mk.32 (два ТА, шесть малогабаритных торпед);
- противолодочный вертолет S-70 «Си Хоук».



Четыре немецких фрегата, построенные по проекту MEKO (семейство боевых кораблей разработки Blohm&Voss) специально для ВМС Турции. Два последних корабля серии – «Салих-рейс» и «Кемал-рейс» получили вместо коробчатой ПУ «Си Спэрроу» современную установку вертикального пуска Mk.41 с уже упоминавшимися ракетами ESSM.

Фрегаты типа «Муавенет»

Полное водоизмещение 4200 тонн. Экипаж 250 человек. Скорость полного хода 27 узлов. Запас топлива на борту обеспечивает дальность плавания 4000 миль на экономической скорости 20 узлов.

Вооружение:
- пусковая установка Mk.16 (боезапас шесть ракетоторпед ASROC, две ПКР «Гарпун»);
- артиллерийская система Mk.42 калибра 127 мм;
- зенитный артиллерийский комплекс самообороны «Фаланкс»;
- вертолетная площадка, ангар для размещения легкого вертолета.



Старые американские фрегаты типа «Нокс» постройки начала 1970-х годов. Турция получила порядка дюжины «Ноксов» в различном состоянии – от сравнительно боеспособных единиц до разобранных корпусов и груды хлама для каннибализации. К настоящему моменту в составе турецких ВМС все ещё числятся три фрегата этого типа. Годятся для патрулирования и, ограниченно, для выполнения противолодочных задач.

Примечательная особенность фрегатов типа «Нокс» - отсутствие какой-либо внятной ПВО. Зенитные возможности корабля ограничены единственным ЗАК «Фаланкс».


Фрегат типа "Нокс"


Фрегаты типа «Явуз»

Полное водоизмещение 3000 тонн. Экипаж 180 человек. Скорость полного хода 27 узлов. Автономность по запасам топлива - 4100 миль на экономической скорости 18 узлов.

Вооружение:
- 2 четырехзарядные установки для запуска ПКР «Гарпун»;
- восьмизарядная установка морского ЗРК «Си Спэрроу» (боекомплект - 16 зенитных ракет);
- артиллерийская система Mk.45 калибра 127 мм;
- 3 зенитных артиллерийских комплекса самообороны Sea Zenith калибра 25 мм;
- противолодочная система Mk.32 (два ТА, шесть малогабаритных торпед);
- легкий многоцелевой вертолет.



Очередные представители немецкого проекта MEKO предыдущего поколения. Четыре фрегата типа «Явуз» строились в период 1985-1989 гг. Когда-то были самыми современными кораблями ВМС Турции. В настоящий момент устарели и требуют замены.


Фрегат "Йылдырым" ("Молниеносный")


Корветы типа MILGEM

Полное водоизмещение 2300 тонн. Экипаж 100 человек. Скорость полного хода 30 узлов. Автономность по запасам топлива - 3500 миль на экономической скорости 15 узлов.
Вооружение:
- 2 четырехзарядные установки для запуска ПКР «Гарпун»;
- 21-зарядная установка ближнего боя RAM (зенитные ракеты для самообороны);
- артиллерийская система OTO Melara калибра 76 мм;
- противолодочная система Mk.32 (два ТА, шесть малогабаритных торпед);
- противолодочный вертолет Sikorsky S-70 Seahawk и/или БПЛА.

* в перспективе планируется оснастить корветы УВП Mk.41 (32 зенитные ракеты RIM-162 ESSM)



Первая попытка Турции создать современный боевой корабль «собственными силами». Кавычки не случайны – в конструкции корветов широко используются немецкие разработки, а все оружие представлено американскими образцами. Тем не менее, корветы этого типа строятся на стамбульских верфях, в строительстве задействовано более 50 смежных турецких компаний, а все электронные системы кораблей интегрированы в боевую информационно-управляющую систему GENESIS собственного производства.

К настоящему моменту по проекту MILGEM (Milli Gemi, что в переводе- «национальный корабль») построено 2 корвета для турецких военно-морских сил (в строю - один). Еще шесть кораблей этого типа находятся в постройке, при общем запланированном количестве в 12 единиц. Последние четыре корвета планируется строить по измененному проекту с установкой новейшей системы ПВО на основе УВП и ракет ESSM.

Следует признать, турецким кораблестроителям удалось создать довольно удачный боевой корабль, с приемлемыми для его размера боевыми возможностями. В будущем не исключена поставка корветов типа MILGEM на экспорт.



Кроме фрегатов и крупных многоцелевых корветов, в составе ВМС Турции находятся:

- 6 пожилых корветов типа «Бурак». Водоизмещение 1300 тонн, скорость 23 узла, артиллерия калибра 100 мм, французские ПКР «Экзосет», малогабаритные противолодочные торпеды.

- 27 малых артиллерийских кораблей (МАК) и ракетных катеров;

- 20 минно-тральных кораблей;

- 45 десантных катеров, в том числе танкодесантный корабль «Осман Газни»;

- 13 флотских танкеров для доставки топлива, пресной воды и др. жидкостей;

- 2 военных транспорта, в т.ч. специализированный «Искендерун»;

- 3 спасательных судна, предназначенных для для эвакуации экипажей из лежащих на грунте подлодок, а также для подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на аварийные подводные лодки (надводные корабли) и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.

- 6 морских буксиров;

- 3 океанографических судна.




Тральщик "Амасра" (М266)


Морская авиация включает в себя:

- 19 базовых противолодочных и патрульных самолетов (итало-французские ATR 72 и построенные по лицензии испанские CASA CN-235);

- 50 противолодочных и многоцелевых вертолетов (тяжелые машины фирмы «Сикорский» и различные модификации вертолетов «Ирокез», построенные итальянской компанией Augusta).

В ближайшей перспективе турецкие адмиралы наметили для себя три важные цели:

- создать собственный эсминец ПВО, сопоставимый по возможностям с американским «Орли Берком» или хотя бы с европейским фрегатом «Горизонт». Работы над проектом, получившим шифр TF2000, ведутся с 2006 года.

- ввести в состав ВМС универсальный десантный корабль-вертолетоносец, аналогичный по ТТХ УДКВ «Мистраль». Остаётся только гадать, для чего туркам понадобился корабль подобного класса - все интересы Турции лежат в нескольких часах хода от Стамбула. Впрочем, это всего лишь мечты, в реальности турки ждут передачи очередных фрегатов, исключенных из состава ВМС США – USS Halyburton и USS Thanch (оба – типа «Оливер Х. Перри»).

- корабль комплексного снабжения (заправщик), предназначенный для обеспечения военно-морского флота в удаленных районах Мирового океана. Есть подозрения, что турецким ККС будут в основном пользоваться американские моряки – своеобразный «вклад» Турции в проведение международных операций.


***

Acınmaktansa haset edilmek evladır - «Лучше пусть завидуют, чем будут жалеть», говорит турецкая поговорка. Ситуация и вправду тревожная, южный сосед стремительно наращивает свою военно-морскую мощь. Даже не возникает желания смеяться и жалеть «несчастных турок» с их подержанными фрегатами – грамотно модернизированная техника, особенно в большом количестве, обеспечивает турецкому флоту господство на коммуникациях в восточной части Средиземноморья. Впрочем, дело даже не в старых фрегатах и не в перспективном УДКВ – гораздо опаснее ситуация с подлодками: 14 турецких субмарин против двух ДЭПЛ Черноморского флота (одна из которых в ремонте с 2000 года).

Турецкий флот как никогда силен и максимально приспособлен для решения локальных задач в условиях Черного моря и Ближнего Востока. Современный ЧФ России, напротив, представляет собой остов от некогда могучего флота, «заточенного» под решение стратегических задач в Средиземном море и на просторах Мирового океана. Достаточно взглянуть на облик крейсера «Москва» (шутливое название - «оскал социализма»), чтобы понять, что это за зверь и для каких целей предназначена эта великолепная техника.

Тем не менее, следует помнить, что идет сравнение всех сил ВМС Турции (без разделения по зонам ответственности) с ограниченными силами ЧФ.

Черноморский флот в ХХ веке, по ряду объективных причин, никогда не был сильнейшим флотом России. Например, здесь никогда не базировались атомные подлодки – с подобными вопросами следует обращаться к морякам-североморцам. Не вызывает никаких сомнений, что при повышении напряженности, в регион прибудут корабли Северного флота и турецкий флот просто растворится на фоне этой мощи.


Любопытный кадр - турецкий фрегат типа G сопровождает ракетный катер "Саар 4.5" ВМС Израиля
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

115 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти