Сергей Улагай. Самый нетипичный из белогвардейских генералов

14 866 104
Сергей Улагай. Самый нетипичный из белогвардейских генералов
Генерал Улагай на карандашном рисунке А. Воронецкого


В предыдущей статье мы говорили о происхождении и молодости Сергея Георгиевича Улагая, его службе в царской армии. Сегодня мы продолжим и закончим этот рассказ.



С. Улагай во время гражданской войны


Как мы помним, поддержавший выступление Корнилова С. Улагай был арестован и вышел из тюрьмы лишь после того, как Временное правительство было разогнано большевиками. Он отправился на юг, где атаман Кубанского казачьего войска А. Филимонов поручил ему формирование добровольческих белогвардейских соединений. Однако оказалось, что желающих воевать за старую власть практически нет, Филимонов так вспоминал об этом:

Дело организации добровольцев было поручено мною молодому и популярному герою Германской войны полковнику Улагаю... провозившись около месяца с этим делом, он заявил мне, что в него не верит, так как в добровольцы записываются только одни офицеры, что рядовые казаки добровольцами служить не хотят, что специально офицерские организации не будут встречать сочувствия в населении и потому все дело обречено на гибель. К мнению полковника Улагая присоединился и командующий Кубанской армией генерал Черный.

Именно так все и произошло, и логичным шагом для Улагая в этой ситуации стал бы переход на сторону красных. Увы, он остался на стороне белых, которые изначально были обречены на поражение.

Во второй половине января 1918 г. Улагаю все же удалось организовать пластунский отряд, большинство военнослужащих в котором были казачьими офицерами. В историю гражданской войны этот отряд и вошёл под названием «Улагаевский». Начало боевых действий оказалось неудачным, атаман Филимонов писал:

Естественным и желательным для меня кандидатом на пост командующего армией оставался по-прежнему полковник Улагай, но он, как и раньше, не верил в дело и, назначенный в помощь полковнику Лисевицкому в качестве начальника кавалерии, потерпел неудачу и возвратился в Екатеринодар в еще более пессимистическом настроении, чем ранее.

А белые тогда вынуждены были оставить Екатеринодар и отступить в горы. После того как кубанцы соединились с Добровольческой армией белых, была предпринята неудачная попытка штурма этого города, а Улагай был тяжело ранен в бою у фермы Екатеринодарского сельскохозяйственного общества. Любопытно, что 31 марта 1918 года на этой же ферме близ Екатеринодара был убит командующий Добровольческой армией – генерал Лавр Корнилов. А Улагай выздоровел лишь к июлю 1918 г. Вернувшись в строй, возглавил 2-ую Кубанскую казачью бригаду, которой ранее командовал Шкуро. Немного позже она стала дивизией, а Улагай в ноябре того же года получил звание генерал-майора.

В феврале 1919 года имя «Генерал Улагай» получил бронетрактор Белой армии. Это был полугусеничный тягач с направляющими колесами, собранный в Новороссийске на заводе «Судосталь» на шасси трактора «Буллок-Ломбард». Машина имела двигатель мощностью 100 лошадиных сил, ее вес составлял от 10 до 12 тонн, а максимальная скорость – 8 километров в час. Бронетрактор имел экипаж из 10 человек и был вооружен пятью пулеметами «Максим»: два на крыше башни, два – в бортовых спонсонах, один – в кормовом отсеке. Эти бронетракторы получили официальное название «Боевая машина завода Судосталь», в Белой армии их было всего два (второй – «Доблестный лабинец»), в атаку они должны были идти задним ходом. В конце 1919 года оба новороссийских бронетрактора стали трофеями Красной Армии.


Одна из двух собранных в Новороссийске «Боевых машин завода Судосталь»

В марте 1919 г. мы видим Улагая командиром 2-го Кубанского корпуса. Весной того же года севернее Маныча его войска смогли одержать победу над красноармейским корпусом Думенко, а затем, в июне, приняли участие в наступлении на Царицын. В это же время Улагай был повышен в звании – стал генерал-лейтенантом. Взять этот город удалось лишь после подхода Кавказской армии Врангеля, после этого корпус Улагая наступал на Камышин, а затем оборонял Царицын вместе с «добровольцами» Врангеля. В октябре Улагай временно оказался не у дел, хотя именно его желал видеть своим преемником войсковой атаман Кубанского казачьего войска Александр Филимонов. А в декабре 1919 г. уже Врангель предлагал ему пост командующего объединенной конной группой донских и кубанских казачьих частей. На этом посту он должен был сменить Мамантова (Мамонтова), к которому Врангель относился резко отрицательно. Улагай был не в восторге по причине низкого морального состояния «мамантовцев», которые давно привыкли к мародерству, осуждаемому даже наиболее адекватными военачальниками белых. Среди них был и Деникин – командир 1-го Лабинского полка Кубанской армии. Фёдор Елисеев писал об этом:

Генерал Деникин в своих описаниях не жалует кубанских казаков тех месяцев.

К тому же в декабре 1919 г. находившийся в Екатеринодаре Улагай заболел тифом и очень тяжело перенес это заболевание. Выздоровев, в конце февраля 1920 г. он принял командование Кубанской армией, которой ранее командовал отправленный Деникиным в резерв (и вскоре изгнанный из армии Врангелем) Андрей Шкура (Шкуро). Однако казаки уже разложились до такой степени, что потом Деникин писал:

Шкуро был вскоре сменен генералом Улагаем, доблестным воином, чуждым политике и безупречным человеком, но и его никто не слушал.

В. Леонтович пишет в книге «Первые бои на Кубани. Воспоминания»:

Старики держались стойко, но распропагандированная на фронтах молодежь, ринувшись к своим станицам, несла с собой дух разложения. В казаке, в распоясанной защитного цвета гимнастерке, уже нельзя было узнать недавнего лихого джигита и природного стрелка-пластуна.

Ситуация была уже практически безнадежной, дело закончилось бездарной эвакуацией частей белой армии из Новороссийска, которая погубила военную репутацию Деникина и стала причиной его отставки. Казакам в посадке на корабли вообще было отказано, и Улагай отвёл своих людей к Туапсе. Здесь 15 марта на совещании старших начальников Кубанской армии было принято решение об отходе в Грузию. Но 22 марта Улагай был вызван генералом Деникиным в Крым и принял участие в выборе нового главнокомандующего, которым стал высоко ценивший его Врангель.

10 апреля 1920 г. Улагай передал командование Кубанской армией атаману Н. Букретову, который категорически отказался переводить кубанцев в Крым, заявляя, что там

они будут пасынками, как были всегда в Добровольческой армии.

Врангель же в эмиграции вспоминал:

Попытки генерала Улагая перейти в наступление оказались тщетными. Казаки совсем не хотели драться.

Улагай все же смог эвакуировать часть кубанцев, но основная часть армии капитулировала 18-20 апреля 1920 года. Атаман Букретов, который обещал остаться «с армией до конца», бежал в Грузию.

25 июня 1920 г. в Феодосии на съезде членов Кубанской Рады и делегатов от кубанских станиц С. Улагай был избран войсковым атаманом. 1 (14) августа того же года он возглавил десантную операцию по высадке так называемой Группы особого назначения Русской (Врангелевской) Армии на кубанское побережье в районе станицы Приморско-Ахтарской. Врангель писал:

Во главе десантного отряда был поставлен генерал Улагай. Заменить его было некем. Пользуясь широким обаянием среди казаков, генерал Улагай один мог с успехом «объявить сполох», поднять казачество и повести его за собой. За ним должны были, казалось, пойти все.

Под началом Улагая оказались около четырех с половиной тысяч человек, в том числе до тысячи ста кавалеристов, при 14 артиллерийских орудиях и 83 пулеметах. В числе его подчиненных оказались популярные генералы Н. Бабиев и Б. Казанович.


Н. Г. Бабиев, имевший в Белой армии прозвище «Генерал вперёд», на фотографии, сделанной около 1920 г.


Б. И. Казанович, которого тогда несколько высокопарно называли «несравненным тараном для лобовых ударов», фотография 1918 г.

Напомним, что 6 июня того же 1920 года основные силы армии Врангеля перешли в наступление и захватили земли между Днепром и Азовским морем. 15 августа начался мятеж тамбовских крестьян («Антоновщина»). Продолжалась война с Польшей, и уже во время десантной операции войск Улагая пришло сообщение о трагическом поражении Красной Армии под Варшавой. Белогвардейский офицер В. Терентьев вспоминал об этом:

Вечером мы получили известие о страшном разгроме Красной Армии в Польше. Поляки взяли более 200 000 пленных. Об этом приказано известить нашу группу войск.

На Кубани десантные части Улагая встретили красные войска 9-ой армии Михаила Левандовского – бывшего штабс-капитана императорской армии, кавалера четырех царских орденов, члена партии эсеров-максималистов с 1918 гг., РКП (б) – с 1920 г.


Командарм 2-го ранга Михаил Карлович Левандовский на фотографии, сделанной около 1938 г.

Поддержку красноармейцам оказывали суда Азовской флотилии: около 600 солдат при 4 орудиях и 15 пулеметах на 3 пароходах и 4 баржах спустились по рекам Кубань и Протока и ударили в тыл десантным частям Улагая в районе станицы Гривенской. Командиром красных был Епифан Ковтюх, комиссаром – Дмитрий Фурманов.


Комкор Е. И. Ковтюх, унтер-офицер, затем – прапорщик царской армии, награжден двумя георгиевскими крестами. Аннинским оружием, тремя орденами Красного знамени, с мая 1926 года командовал корпусами Красной Армии. Герой романа А. Серафимовича «Железный поток» о походе Таманской армии летом 1918 года и автор книги «Железный поток в военном изложении»


Д. А. Фурманов (эсер-максималист, далее – анархист, член РКП (б) с 1918 г.) рядом с раненым Чапаевым, фотография сделана в июле 1919 г. Слева полулежит Петр Исаев

Надежды белых на антибольшевистское восстание не оправдались, и командир 2-го Кубанского полка Ф. Головко уже в эмиграции писал генерал-лейтенанту В. Л. Покровскому:

Подъема среди казаков не было, и создать его не сумели.

Отряды Красной Армии быстро начали теснить белогвардейцев. Советский военный историк А. В. Голубев, который был участником тех событий с «красной стороны», в 1929 г. дал такую оценку действий Улагая:

Улагай крепко держал в руках управление своими частями и, несмотря на ряд частных поражений, не допустил разгрома своих главных сил. Это и дало ему возможность планомерно произвести обратную эвакуацию в Крым, забрав с собой не только все свои части, больных и раненых, но и мобилизованных, бело-зеленых, пленных красноармейцев, в том числе и раненых.

Тем не менее действиями Улагая в штабе Врангеля многие были недовольны. Разочарованным казался и главнокомандующий, который считал, что Улагай отступил от первоначального плана, предусматривавшего стремительное (невзирая на обстановку вокруг) наступление на Екатеринодар:

Не приостановись генерал Улагай, двигайся он далее, не оглядываясь на базу, через два дня Екатеринодар бы пал и северная Кубань была бы очищена.

Но это было авантюрой чистой воды. Упоминавшийся выше В. Терентьев писал об услышанном им разговоре Улагая с генералом Казановичем:

Какой там Екатеринодар, – говорит Улагай, – когда Тимашевку не могли удержать! Дураки красные, что не пустили нас в Екатеринодар, оттуда не ушел бы ни один человек.

25 августа Сергей Улагай был награжден орденом Святителя Николая Чудотворца II степени (учрежден в Крыму Врангелем), но уже в сентябре отправлен в отставку.

Сергей Улагай в эмиграции


Уже в ноябре 1920 г. ведомая Фрунзе Красная Армия прорвалась в Крым, и белогвардейский генерал-лейтенант Сергей Георгиевич Улагай навсегда покинул Россию. Некоторое время жил в Константинополе и, как полагают, стал одним из прототипов булгаковского генерала Григория Чарноты (персонаж пьесы «Бег»).


М. Ульянов в роли Чарноты, кадр советского фильма «Бег»

Впрочем, некоторые считают, что на образ Чароты большое внимание оказал генерал-лейтенант Иван Барбович – он был известен любовью к азартным играм, за что его часто в своих письмах мягко журила супруга «чёрного барона» Ольга Врангель.

Некоторые утверждали, что в эмигрантской среде Улагай рассматривался в качестве кандидата на роль командира нового десантного отряда, который должен был снова высадиться на побережье Кубани. Впрочем, все эти планы отчётливо отдавали маниловщиной.

Из Константинополя С. Улагай перебрался в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, но затем обосновался во французском Марселе. В 40-х гг. работал над «Воспоминаниями казачьего офицера, 1912-1918 гг.». Отдельной книгой его мемуары так и не были изданы.

Надо отметить, что, рассказывая о жизни Сергея Улагая в эмиграции, многие авторы путают его с другим, гораздо более молодым белогвардейским офицером – родившимся в 1893 году полковником Кучуком Касполетовичем Улагаем. И, ничтоже сумняшись, пишут о службе Сергея Георгиевича Улагая в Албании и активном его участии в делах этой страны, а также о сотрудничестве с вермахтом и СС во время II мировой войны. На самом деле это факты биографии дальнего родственника героя статьи, который был выпускником Елисаветградского кавалерийского училища (окончил его в 1913 г.). Во время I мировой войны Кучук Улагай в чине корнета воевал в 18-м драгунском Северском полку, причем был командиром взвода, в котором служил унтер-офицер Семён Будённый. Советский военачальник потом обвинял его в трусости.


Кучук Касполетович Улагай, около 1920 г.


С. Буденный на фотографии 1912 г.

В гражданской войне уже капитан Кучук Улагай воевал на стороне белых, дослужился до чина полковника и поста командира черкесского полка. Затем оказался в Албании и в декабре 1924 г. оказал большую помощь изгнанному премьер-министру Ахмету Зогу, который позже стал королем этой страны. Во время II мировой войны К. Улагай стал ваффен-штандартенфюрером СС и председателем Мусульманского комитета освобождения Кавказа, в 1944-1945 гг. участвовал в формировании казачьих и кавказских частей Вермахта. После поражения нацистской Германии сумел сбежать в Чили, где и скончался в 1953 году.

А Сергей Георгиевич Улагай умер 29 апреля 1944 г. в Марселе и был похоронен на одном из кладбищ этого города. Однако в январе 1949 г. его останки были перенесены на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (близ Парижа).


Могила С. Г. Улагая на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -27
    30 ноября 2025 04:13
    Перхоть эта контриковская зачем про нее вообще писать)? Не пошел за ней народ нахлебался досыта а красногвардейцы добили))) и сдохла эта пудра там где и нынешняя любит дохнуть за границей туда ей и дорога))
    1. -19
      30 ноября 2025 14:38
      заметьте товарищи сколько мне за коллаба и эксэсэсовца ивасиков накидали))? смекаете)?
      1. +13
        30 ноября 2025 15:13
        Думается не за это.Да вы и сами знаете за что,не так ли))
        Хитрость она хороша когда не видна и выглядит неуместно в обратном случае.
      2. +5
        1 декабря 2025 13:42
        Я не сторонник этих "контриков".Однако это были русские люди.И это наша история.А то,что получили по шеям,так-заслужили эти "контрики".И напомню-народ,забывший свою историю,какой бы она не была,обречен на вымирание
        1. +2
          1 декабря 2025 19:04
          Наша история) настолько наша что улица Шкуро в городе-герое Новороссийске появлялась в 90е
          https://www.kuban.kp.ru/daily/26487.7/3356181/ казаки любо давали) у нас разная история просто и моя вроде как по минусам проиграла но наше время ещё придёт верю.
          1. +8
            2 декабря 2025 08:17
            но наше время ещё придёт верю

            Всякие Деникины,Улагаи и т.д. вчера,воевали за "светлое"настоящее сегодня и не без помощи западных партнеров,которых скромно сейчас называют "союзниками" и которых клянут сегодня на чем свет стоит.Крч, "все смешалось в доме Облонских"(с) laughing РФ Ротенбергов и прочих погубит лицемерие.Запасаемся попкорном. laughing С уважением.
            1. +4
              2 декабря 2025 14:20
              жму краба товарищ wink а господ нынче развелось плюнь в господина попадешь))поэтому краба теперь почти и дать некому
              1. +1
                4 декабря 2025 12:55
                Ты ошибаешься, за спинами господ много достойных людей ждут новое время)
                Большевики тоже из ниоткуда появились
    2. +4
      1 декабря 2025 10:28
      Это наша история и ее надо знать.
    3. -3
      4 декабря 2025 16:45
      Цитата: Mazunga
      Михаила Левандовского

      Опять берем фамилии красных командиров-
      Михаила Левандовского
      Епифан Ковтюх
      И что мы видим-репрессирован,расстрелян.
      1. 0
        26 декабря 2025 02:08
        Цитата: Panin (michman)
        И что мы видим-репрессирован,расстрелян.

        Увы! Слова из песни не выкинешь.
        Я хоть и "красный" по убеждениям, считаю репрессии 1937-38 гг чудовищным злодейством в биографии нашей многострадальной Родины. Сталин или другие (Ежов, Берия....) в большей степени ответственны, сказать не могу, но по-любому, клеймо и на нём лично, т.к. совсем ничего не знать он не мог.
  2. +10
    30 ноября 2025 04:57
    Спасибо, Валерий!

    Бронетрактор на себя внимание обращает. Альтернатива тачанке.

    А то, что для страны гражданская - трагедия из трагедий, забыть не дадут.

    Малая церковка. Свечи оплывшие.
    Камень дождями изрыт добела.
    Здесь похоронены бывшие. Бывшие.
    Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
    1. +8
      30 ноября 2025 09:30
      А то, что для страны гражданская - трагедия из трагедий, забыть не дадут.

      Что очень даже печально,сто лет назад,а искры до сих пор летят!Хорошо ,что только в ходе обсуждения. laughing
    2. +2
      1 декабря 2025 13:43
      Нечто подобное будет собрано через двадцать с лишком лет.В Одессе.Танк НИ(на испуг)
      1. +2
        1 декабря 2025 16:27
        Одесса это "самопал"..

        https://dzen.ru/a/YOwWfHm1lnXxBKiS?ysclid=min61gn6yf139946825

        "Харьковская импровизация на тракторном шасси"

        Производство бронетракторов ХТЗ-16 на Харьковском Тракторном Заводе. 
  3. +16
    30 ноября 2025 06:48
    многие спорят про собирательный образ генерала Чарноты в кинофильме "Бег" . В образе "присутствуют" и Сергей Улагай и Иван Барбович и даже Шкуро в начале эмиграции . Но самым действительным прототипом является генерал-лейтенант русской армии Бронислав Людвигович Чернота -де Бояры Боярский . Фильм снят не по мотивам только одного произведения Булгакова пьесы "Бег" , но там включены ещё и мотивы романом Булгакова "Белая Гвардия " и "Чёрное море ".Все эти свои произведения Булгаков писал по воспоминаниям белого генерала Якова Слащёва и от Слащёва Булгаков услышал в войсках известное высказывание ,-" Какой славный бой был под Киевом ! Прелестный бой ... ну и про вши тоже ", а это как раз и запомнилось в войсках ,и это высказывание было генерала русской армии Бронислава Черноты -де Бояры Боярского . Он где то командовал на юге , когда его дивизия подверглась уже "украинизации " а потом пришлось также и ему бежать из России с остатками своего войска .
    Трагичность судьбы таких героев произведения Булгакова как Генерал Чарнота была заложена в самой идее пьесы и она в черновиках сначала называлась "Изгои" . Трагедия которое ждало генералов русской армии там где они никому не нужны и где их (кроме трагедии ) никто не ждут . Ещё хочу сказать , что в кинофильме "Бег"все герои не испохабленные игрой сегодняшних актёров . Как сыграли там Дворжецкий , Ульянов , Евстигнеев , Басов -так уже никто нам больше не сыграет и таких режиссёров тоже больше не будут . Хотя , наверное , какие ни будь Бондарчук и Безруков уже и "прицеливаются" и снять и сыграть ...
    1. -2
      30 ноября 2025 07:56
      Цитата: север 2
      Фильм снят не по мотивам только одного произведения Булгакова пьесы "Бег" , но там включены ещё и мотивы романом Булгакова "Белая Гвардия "

      Никакой связи между ними нет,абсолютно,в "Белой гвардии" и белогвардейцев нет,как таковых и даже речь о них не идёт,или что-то вскользь упоминается.
      Что-то я сильно сомневаюсь,что Булгаков сочинял свои книги по воспоминаниям Слащёва,у Михаила Афанасьевича был просто колоссальный опыт пребывания и в белой армии,и в красной и даже у петлюровцев.
      1. +4
        30 ноября 2025 08:47
        Из «Белой гвардии» - массовая сцена роспуска полка.
        1. +3
          30 ноября 2025 09:07
          Из «Белой гвардии»

          Интересно,в какой стране мы жили бы(если конечно жили бы)победи в ГВ белое движение?Вот началась бы к примеру Великая Отечественная?Или ещё раньше,что вынесли бы победители из уроков Гражданской?Ну это так,мысли вслух. bully Утро доброе Сергей! hi
          1. +4
            30 ноября 2025 09:23
            Доброе утро, Сережа!

            Полет для фантазии альтернативной истории.

            Отмечу лишь, что грани между сословиями, вероятно, стирались бы.
          2. +11
            30 ноября 2025 09:45
            Интересно,в какой стране мы жили бы(если конечно жили бы)
            Я бы точно не жил. Просто родители не встретились бы. Впрочем, как и дед с бабушкой по отцовской линии.
            1. +9
              30 ноября 2025 09:48
              Скорее всего, мало бы кто появился на свет. Это даже не на бабочку наступить.
              1. +3
                30 ноября 2025 12:58
                Цитата: Korsar4
                Скорее всего, мало бы кто появился на свет. Это даже не на бабочку наступить

                Из нас-никто бы не появился, скорее всего. Но были бы другие и гораздо больше
                1. +2
                  4 декабря 2025 12:58
                  да, от сырости твоих слёз развелись бы)
          3. +3
            30 ноября 2025 12:49
            Можно предположить отсутствие диаспор..право на свободное ношение личного оружия офицерами и казаками, да и ВОВ бы скорее всего не было бы. Ах да ещё скорее всего русских было бы больше,чем китайцев. Про каких то независимых укров, государства Кавказа,про никабы и коврики в торговых центрах России можно было б узнать лишь из конспирологического бреда больного фантаста..
            1. vet
              +5
              30 ноября 2025 16:08
              скорее всего русских было бы больше,чем китайцев.

              Это в случае победы белых, у которых не грабил один генерал Улагай? И в рядах которых были такие звери и садисты, как Шкуро и Мамонтов? Фантазер Вы,однакою
              1. -3
                30 ноября 2025 17:31
                Не вижу обоснования вашей версии. Скорее наоборот.Скажем так,тема террора ,происходившего в гражданскую,вами раскрыта не полностью. И вишенка на торте- белые не являлись интернационалистами в той степени как их противники. Как минимум в этом вопросе они были в большей степени на стороне русского народа,о чем собственно и мой пост.
                Ну это если вы не поняли,в чем я сомневаюсь.
                1. vet
                  +4
                  1 декабря 2025 09:24
                  Казаки Шкуро и Мамонтова, войска Семенова и многих других грабили и массово убивали именно русских людей. И об их зверствах остались многочисленные свидетельств именно белых мемуаристов. И в случае победы они, "загоняя быдло в стойла", бы устроили такую резню, что репрессии 30-х годов показались бы невинными шалостями.
                  1. -4
                    1 декабря 2025 10:58
                    А я считаю,что не показались бы репрессии невинными шалостями,но до 30х как бы от террора гражданской далеко..
                    Т.е. вы считаете,что "белый террор" был бы хуже " красного террора" для русских? Нет смысла спорить о том как белые русские больше убивают русских, нежели красные нерусские( они ж так любят русский народ,аж больше своего)
                    Гражданская война это и есть террор против русских. И выстрелил бы любой вариант( в нашем случае худший) Не для народов РИ в общем,а конкретно для русского.
                  2. -4
                    1 декабря 2025 14:30
                    А почитайте, что красные творили:
                    Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н.Д. Жевахова.
          4. 0
            30 ноября 2025 13:14
            Цитата: АрхиФил
            Интересно,в какой стране мы жили бы(если конечно жили бы)победи в ГВ белое движение?

            hi
            В многолюдной русскими людьми и с русской Одессой и Петропавловском с Могилевым.

            Ведь посмотрите-по кому страшнее и жестче всего прокатились все перепетии 20 века -по РУССКОМУ НАРОДУ и РОССИИ .

            Это коллективизация, разделы, репрессии, голоды, стройки, ссылки, войны и разрухи.

            Они вынесли основную, непропорциональную, тяжесть.


            .
            1. vet
              -1
              30 ноября 2025 16:26
              Без победы большевиков вообще не было бы государства Россия. Была бы куча нищих колоний иностранных государств - примерно таких, как современная Молдова.
              Давно признано, что причиной победы Гитлера в Германии стало унижение народа этой страны после поражения в 1 мировой войне. В эту чужую, ненужную России войну без всяких внятных причин, втянул Николай 2 - против дружественной Германии на стороне лицемерной Франции, откровенно враждебной Британии (которая отблагодарила Николая Февральским государственным переворотом) и террористического государства Сербия, погубив тем самым себя, свою династию и почти погубив Россию. Которую потом пришлось собирать под новым названием и новым флагом большевикам. Отстраивать ее заново и защищать от европейских хищников - прямых союзников Гитлера и кучи добровольцев "завоеванных" им стран во время 2 мировой войны. И развалили эту страну не коммунисты, а как раз прорвавшиеся к власти антикоммунисты. Думаю, ни у кого язык не повернется назвать коммунистом Ельцина, Шеварнадзе, Яковлева, Кравчука и прочую гоп-компанию.
              1. -4
                30 ноября 2025 18:42
                Цитата: vet
                Без победы большевиков вообще не было бы государства Россия.

                lol без вас Рлссия тысячу лет прожила и-никаких колоний
                Цитата: vet
                а нищих колоний иностранных государств - примерно таких, как современная Молдова

                вы их и породили -до вас их не было
                Цитата: vet
                В эту чужую, ненужную России войну без всяких внятных причин, втянул Николай 2 - против дружественной Германии

                тогда и Сталин втянул в ВМВ СССР
                Цитата: vet
                Которую потом пришлось собирать под новым названием и новым флагом большевикам. Отстраивать ее заново

                вас никто не просил и ничего не поручал, из вас "строители, как из пуля-в окно гляньте.
                Цитата: vet
                И развалили эту страну не коммунисты, а как раз прорвавшиеся к власти антикоммунисты. Думаю, ни у кого язык не повернется назвать коммунистом Ельцина, Шеварнадзе, Яковлева, Кравчука и прочую гоп-компанию.

                lol
                а кого назвать-то, если не этих высших партдеятелей?И да-куды18 млн комми девались, во врея захвата? lol
                1. +10
                  30 ноября 2025 19:22
                  без вас Рлссия тысячу лет прожила и-никаких колоний
                  Андрей, не передергивайте.
                  Не было в 1025 году никакой России. В 917, тем более. Больше скажу, даже в 1525 году не было.
                  1. -2
                    30 ноября 2025 19:31
                    Цитата: 3x3zsave
                    Андрей, не передергивайте.

                    Ну что Вы: Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Новгороде еще в 1862 году
                    1. +10
                      30 ноября 2025 20:04
                      Андрей, Вы серьезно? Вы предлагаете изучать историю России по Уварову?
                      PS. Кстати, был хорошим археологом, когда ушел с должности. Пожалуй, первым в Россси.
                      1. -7
                        1 декабря 2025 08:29
                        Цитата: 3x3zsave
                        Андрей, Вы серьезно? Вы предлагаете изучать историю России по Уварову?


                        ничего не предлагаю.

                        А придерживаюсь точки зрения , изложеннй ниже:

                        24.09.2012 отмечали уже 1150–летие российской государственности
                        В научных кругах найден консенсус относительно даты зарождения российской государственности, и сейчас эта тема не вызывает научных дискуссий»
                  2. -3
                    30 ноября 2025 21:10
                    24.09.2012 отечали уже 1150–летие российской государственности

                    Делегация ученых МГУ во главе с ректором В.А. Садовничим приняла участие в конференции и торжествах, посвященных 1150-летию образования Русского государства.

                    Конференция "Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века" прошла в Великом Новгороде с 19 по 21 сентября. Сопредседатели конференции: ректор МГУ академик В.А. Садовничий, ректор СПбГУ профессор Н.М. Кропачев, председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, заведующий кафедрой факультета политологии МГУ, профессор В.И. Якунин.

                    «Это знаковое событие в жизни России, – отметил во вступительном слове к участникам конференции В.А. Садовничий. – Мы собрались в год истории. Для меня очень важно то, что скрепой российского государства всегда служили образование и церковь. В научных кругах найден консенсус относительно даты зарождения российской государственности, и сейчас эта тема не вызывает научных дискуссий»
              2. +1
                30 ноября 2025 19:17
                против дружественной Германии
                Коллега, не передергивайте.
                Это против "дружественной" Германии строился перед ПМВ самый мощный из флотов РИ?
                1. +5
                  30 ноября 2025 20:10
                  При этом заказывая боевые корабли у германских судостроителей!
                  А если боевой корабль строили на российских ССЗ то механизмы для этих кораблей очень часто были германского производства!
                  1. -1
                    30 ноября 2025 20:20
                    Вот ты прям щяззз офигенную тайну открыл!
                    1. +3
                      30 ноября 2025 20:28
                      Напомнил!
                      Кто старое помянет...
                      А, кто забудет...
                2. +3
                  1 декабря 2025 06:22
                  Цитата: 3x3zsave
                  Коллега, не передергивайте.
                  Это против "дружественной" Германии строился перед ПМВ самый мощный из флотов РИ?


                  Это я Вас прошу не передергивать.
                  Вы прекрасно знаете, что Балтийский флот погиб возле острова Цусима. Поэтому строился новый.
                  1. vet
                    0
                    1 декабря 2025 09:29
                    Вы прекрасно знаете, что Балтийский флот погиб возле острова Цусима. Поэтому строился новый.

                    Вот именно. не против Германии, а потому что новую балтийскую эскадру нужно было создавать.
                    1. 0
                      1 декабря 2025 17:38
                      Цитата: vet
                      Вот именно. не против Германии

                      Коллега, а вы не пытались изучить вопрос, прежде чем что-либо изрекать?
                      Германию рассматривали как противника на Балтике, как минимум, сначала 1880х...
                      1. -1
                        1 декабря 2025 18:30
                        Если у германца заказывали уйму боевых кораблей то слабовато его "разглядывали" в роли потенциального противника!
                        Очень слабо.
                        А денег тому германцу отвалили много.
                        Очень много.
                      2. 0
                        1 декабря 2025 19:09
                        Цитата: hohol95
                        Если у германца заказывали уйму боевых кораблей то слабовато его "разглядывали" в роли потенциального противника!

                        Простите, но из того, что СССР купил у Нацистской Германии "Лютцова" (и много чего еще) никак не следует, что Гитлера не рассматривали в качестве противника.
                        Как говорил товарищ Сталин, купленный у противника корабль равен двум. У нас на один больше, у него на один меньше)))
                      3. +1
                        1 декабря 2025 20:13
                        Для Старшего матроса сравнивать купленный советской комиссией у Третьего Рейха "Лютцов" (должен был достраиваться в СССР и являся по сути источником технологий) и "россыпь" миноносцев "Типа "Доброволец"" и легендарные "Новики".
                        Часть "новиков" должен был построить Путиловский завод, но ...
                        Немцы, гады, только полумайте, что сотворили - после начала Первой Мировой они отказались поставлять русским на Путиловский завод механизмы для жсминцев, что должна была построить верфь отданная Путиловскому заводу в 1913 году!
                        Оборудованием верфи немецкая фирма «Блом унд Фосс».
                        «Капитан 2 ранга Изыльметьев» (с 31 декабря 1922 года «Ленин») Спущен на воду 21 октября 1914 года, достроен и сдан только в июле 1916 года. Турбины … (нет не немецкие) швейцарцы Браун-Бовери.
                        «Лейтенант Ильин» (с 3 июля 1919 года в «Гарибальди», с 31 декабря 1922 года в «Троцкий», с 14 февраля 1928 года в «Войков», с 26 ноября 1953 года в «ПКЗ-52».) Спущен на воду 15 ноября 1914, а, введен в строй еще позже 30 ноября 1916 года. По энергетической установке все то же самое. Турбины «Браун-Бовери».
                        «Капитан 2 ранга Кингсберген» (с 14 июня 1915 года переименован в «Капитан 1 ранга Миклуха-Маклай», затем «Спартак» с 3 января 1919 года «Вамбола», с 30 июня 1933 года «Альмиранте Вильяр»). 14 августа 1914 года эсминец «Капитан 1 ранга Миклуха» спущен на воду, а 14 декабря 1917 года принят Балтийским флотом и перешел в главную базу Балтийского флота — Гельсингфорс, где вошел в состав 2-ого дивизиона эскадренных миноносцев. История та же самая: ЭУ не немецкая (как планировалось), а те же швейцарские турбины.
                        «Капитан 2 ранга Белли» с 13 июля 1926 года «Карл Либкнехт»; с 3 апреля 1956 года ППР-63. Спущен на воду 10 октября 1915 года, но вскоре строительство приостановлено, а корабль законсервирован. Достроили его только в 1928 году. Турбины те же.
                        «Капитан 2 ранга К. Зотов» (не достроен, вообще)
                        «Капитан 2 ранга Керн» с 31 марта 1925 года «Рыков», с 13 февраля 1937 года «Валериан Куйбышев». Турбины те же, котлы те же. Достроен только в 1927 году.
                        «Капитан 2 ранга Кроун» (не достроен).
                        «Лейтенант Дубасов» (не достроен).
                        А, ведь деньги 3,85 млн. рублей ушли немцам. И, частично были ими «освоены». Так появились немецкие «зерштореры».

                        В августе 1914 года фирмы Blohm & Voss и AG Vulcan Stettin обратились в немецкое морское ведомство с предложением о строительстве 4 кораблей, по два на каждой верфи (В-97 и В-98, В-109 и В-110), используя энергетические установки, изготовленные для русских эсминцев. Это немного другие эсминцы, чисто немецкие, но их энергетические установки были теми самыми, проплаченными русскими деньгами. Выгодно? Ото ж…


                        https://dzen.ru/a/Y1BsFIXVA2ZP4gV9

                        Советский КБФ от недостроя "Лютцова" потерял немного!

                        А вот Императоский БФ от недостроя потерял очень много боевых кораблей требовавшихся в его составе едва ли не с 1914 года.

                        И Советский Союз закупал в неметчине ещё и грунтовозные шаланды.
                        Во время Великой Отечественной ставшие канонерскими лодками!
                        Но они были комплектны, с экипажами и спокойно ремонтировались советскими специалистами.
                      4. -2
                        1 декабря 2025 20:31
                        Цитата: hohol95
                        Для Старшего матроса сравнивать купленный советской комиссией у Третьего Рейха "Лютцов" (должен был достраиваться в СССР и являся по сути источником технологий) и "россыпь" миноносцев "Типа "Доброволец"" и легендарные "Новики".

                        По моему, Вы не закончили предложение... мысль ушла?
                        И, вообще, к чему это бессмысленная копиаста?
                        Если хотели прикрыть ей двойные стандарты, то не получилось)
                        Цитата: hohol95
                        грунтовозные шаланды.
                        Во время Великой Отечественной ставшие канонерскими лодками!

                        И что?
                        "Аскольд" с "Богатырем" тоже прекрасно (с учетом устарелости) воевали с немцами в ПМВ.
                        Что же касается "технологий", то по образцу и подобию "Богатыря" в России построили три крейсера. "Новика" - два.
                        Из 24 "Добровольцев" в Германии построено ровно четыре. Остальные в Российской империи.
                        А можно узнать, что построили в СССР на основе "Лютцова"?
                        В любом случае, из того что мы покупали в Германии вооружение (не важно при кайзере, Веймарской республике или нацистах) никак не следует, что Германию не рассматривали в качестве потенциального противника
                      5. +2
                        1 декабря 2025 21:59
                        Вы ведь не будете отрицать то, что "высматривая" в Германской Империи потенциального противника русские адмиралы очень часто и очень сильно зависили от именно германских промышленников!
                        И это сказалось на боеспособности Балтийского флота в годы Первой Мировой войны.
                        Потеряли два легких крейсера «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской».
                        Кто же их заказал в Германии перед войной???
                        А про разные механизмы и турбины и говорить нечего.
                        После начала войны оказалось, что надо срочно искать других поставщиков для достройки многих боевых кораблей.

                        Вероятно русские адмиралы с "большими эполетами" и прочие морские чиновники обладали плохим зрением и неразглядели в Германской Империи самого серьёзного противника.
                      6. -1
                        2 декабря 2025 16:45
                        Цитата: hohol95
                        Вы ведь не будете отрицать то, что "высматривая" в Германской Империи потенциального противника русские адмиралы очень часто и очень сильно зависили от именно германских промышленников!

                        Далеко не так часто, как вы думаете.
                        Но да, немцы строили быстро и относительно недорого. Этим пользовались.
                        Опять же, с 1881 по 1914 были периоды сближения, а были когда мир, что называется, висел на волоске. Таможенные войны и все такое. Вообще, Вильгельм II вел крайне непоследовательную политику, поэтому "дружить" с ним было очень не просто.
                        Цитата: hohol95
                        А про разные механизмы и турбины и говорить нечего.

                        Как и про хлеб который СССР эшелонами гнал в Германию еще 21 июня...
                        Не было у наших предков послезнания ни при царе ни при советской власти. То что война будет знали, а вот когда...
                      7. 0
                        2 декабря 2025 17:43
                        Как и про хлеб который СССР эшелонами гнал в Германию еще 21 июня...

                        И масло "Вологодское" с кедровыми орешками...
                      8. +3
                        1 декабря 2025 22:51
                        Цитата: Старший матрос
                        но из того, что СССР купил у Нацистской Германии "Лютцова"

                        Ну это не совсем так. Точнее совсем не так. Крейсер Лютцов был подарен. Именно подарен. В недостроенном виде.
                3. vet
                  0
                  1 декабря 2025 09:28
                  Недружественная страна Германия? Тогда почему же "дружественный" король Англии отказался принимать семью бывшего российского императора, а "недружественный" кайзер Германии - согласился принять семью бывшего монарха продолжавшей воевать с Германией страны? И с немецкой делегацией вели переговоры об этом большевики в Бресте. Хотели избавиться от никому не нужной семьи, от которой были только проблемы. Да не успел Вильгельм - самого свергли.
              3. -2
                1 декабря 2025 14:27
                И развалили эту страну не коммунисты


                Отнюдь. Что есть, то есть.
          5. +3
            30 ноября 2025 13:58
            Цитата: АрхиФил
            Интересно,в какой стране мы жили бы(если конечно жили бы)победи в ГВ белое движение?
            У Василия Аксенова есть любопытный роман-утопия, называется Остров Крым. Сюжет таков - красные не смогли взять Крым и он начал развиваться по капиталистическому пути, в итоге, превратился в процветающее государство, чем-то напоминая историю современного Тайваня. Думаю, вот такая страна бы и была, победи в Гражданской войне белые... wink
            1. +2
              30 ноября 2025 14:10
              У Василия Аксенова есть любопытный роман-утопия, называется Остров Крым.
              Читал его в своё время,не в самиздате конечно,а в *Юности*.Но я хочу привести слова одного рецензента романа:*Это не СССР завоевал аксёновский Крым,это Крым Аксёнова вошёл в СССР!*В чём-то с ним можно и согласиться. hi
            2. +5
              30 ноября 2025 14:46
              Сколько денег вложили американцы в Тайвань и Республику Корея (Южная Корея)???
              В Белый Крым, кто бы вкладывал деньги после окончания Первой Мировой?
              Французы, британцы, американцы, японцы, германцы, итальянцы?
              1. -1
                30 ноября 2025 16:56
                Цитата: hohol95
                Сколько денег вложили американцы в Тайвань и Республику Корея (Южная Корея)???
                А почему обязательно надо вкладывать деньги? Вы разве на свои мозги не рассчитываете? wink
                1. +6
                  30 ноября 2025 17:34
                  Царский Крым с проблемами водоснабжения мог себя обеспечить пресной водой?
                  Или, кто бы поддерживал бы порт Севастополя в должном состоянии?
                  Откуда Врангель взял бы НАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ?
                  Из воздуха?
                  Или Вы УВЕРЕНЫ, что "Мальчёнка Билли" с фамилией Гейтс "придумавал" ОС "Окна" в тёмном подвале после тяжёлой работы докером в порту и достиг всего своим умом без денег?
            3. vet
              +2
              30 ноября 2025 16:14
              У Василия Аксенова есть любопытный роман-утопия, называется Остров Крым. Сюжет таков - красные не смогли взять Крым и он начал развиваться по капиталистическому пути

              Диссидентская чушь. Изолированный полупустынный и бедный Крым не может себя прокормить и всегда убыточен. Он имеет смысл только в качестве военно-морской черноморской базы одной из великих держав, и, во вторую очередь, его побережье - как курортная зона. Но никто кроме России не стал бы думать о благосостоянии крымчан, что показал опыт нахождения в Украине, где полуостров стремительно деградировал.
              1. +1
                30 ноября 2025 16:58
                Цитата: vet
                Диссидентская чушь
                Цитата: Luminman
                роман-утопия
          6. +4
            2 декабря 2025 08:23
            Интересно,в какой стране мы жили бы(если конечно жили бы)победи в ГВ белое движение?

            Вы сейчас в ней живете,чего уж интересного laughing Вчера,белые,бились, за "светлое" настоящее сегодня.Неужели, не понятно. laughing
            1. +1
              2 декабря 2025 16:48
              Цитата: parusnik
              Вы сейчас в ней живете,

              Боюсь, что все не так просто. Проблемы в экономике после не самой удачной войны, куча нерешенных проблем и огромное количество демобилизованных солдат и офицеров, привыкших смотреть в глаза смерти ...
          7. +2
            4 декабря 2025 12:59
            Была бы громадная, опустошённая распрями страна "ни рыбо, ни мясо". Типа Румынии перед ВМВ. С очевидными последствиями.
        2. +1
          30 ноября 2025 09:10
          роспуска полка.

          Сцена с гробовщиком?Хотя точно не возьмусь утверждать,надо перечитывать и пересматривать.А вот сериал *Белая гвардия* на мой взгляд неплох,если не сравнивать с советским фильмом.И там,и там отличные актеры разных поколений.
          1. 0
            30 ноября 2025 09:25
            До этого. Распускает полк. А потом сцена с гробовщиком. Реплика насчет бритья первой в памяти всплывает.

            Говорят, Елена Сергеевна Булгакова эту сцену в «Бег» добавила.
        3. -1
          30 ноября 2025 10:04
          Цитата: Korsar4
          Из «Белой гвардии» - массовая сцена роспуска полка.

          Это уже из области современной отсебятины,имеете ввиду наверное,когда дивизион распустили,сериал 2012года,ничего общего с романом Булгакова не имеет,переврали и насочиняли лишнего.
          "Белая гвардия",это роман о жизни отдельно взятой семьи,в период оккупации Киева немцами,затем гетманщина,затем петлюровщина.
          Пьеса "Дни Турбиных" (Белая гвардия),любимая театральная постановка Сталина
          И,что,Слащёв что ли рассказал о массовом роспуске полка? Так все разбегались,и массово,и по одиночке.
          1. +4
            30 ноября 2025 11:12
            Нет. Помните, как Турбин ребят в училище домой выгонял?
            А его младшие офицеры арестовать пытались.

            То же самое в «Беге» герой Ефремова осуществил.
            1. -2
              30 ноября 2025 11:19
              Ладно,чего спорить.
              -Бег- и -Белая гвардия- ,о разном
              1. +1
                30 ноября 2025 11:37
                А вот с этим - никто и не спорит.

                Был тезис об отсутствии в «Беге» эпизодов из «Белой гвардии».

                На наличие этого эпизода - обратил внимание.
                1. +6
                  30 ноября 2025 12:03
                  «Беге»

                  Как же в этом фильме хороши Ульянов и Евстигнеев!!!Весь актерский состав великолепен,но эти двое!Гениальны,чёрт побери. good
                  1. +2
                    30 ноября 2025 13:12
                    Мы постоянно к этому возвращаемся. Полностью согласен. В каждом жесте гениальны.

                    Но первым Дворжецкого вспоминаю.
                    1. 0
                      30 ноября 2025 13:42
                      Но первым Дворжецкого вспоминаю.

                      Глаза,Сергей,глаза!!!Эти леденящие душу мёртвые и страшные глазищщща!Да и в целом персонаж очень жуткий,жуткий в своей эдакой заледенелости.
                      1. +2
                        30 ноября 2025 13:50
                        Глаза. Заглянувшего в преисподнюю. Как Данте.
      2. +1
        26 декабря 2025 02:15
        Цитата: bober1982
        в "Белой гвардии" и белогвардейцев нет,как таковых

        Точно. Большинство сейчас путают царских офицеров и солдат вообще с участниками т.н. "Белого движения" в гражданской войне.
  4. -3
    30 ноября 2025 09:21
    в добровольцы записываются только одни офицеры, что рядовые казаки добровольцами служить не хотят

    А в Красной....."хотели" lol :объявленный в январе 18 г добровольный призыв в нее (надо еще было ....две рекомендации для вступления-такой ожидался наплыв lol ) полностью провалился.

    Неудивително-люди еще не хотели убивать друг друга, не знали что за соввласть и ,вовевали сначала только идейные.

    Но когда казаки поняли, ЧТО за власть пришла-массово восстали и Дон и Кубань и Терек и пр

    Казаки были жесточайшим образом наказаны геноцидом, ссылками, грабежами, голод косил их в 21,33 г...

    красные войска 9-ой армии Михаила Левандовского – бывшего штабс-капитана императорской армии, кавалера четырех царских орденов

    Комкор Е. И. Ковтюх, унтер-офицер, затем – прапорщик царской армии, награжден двумя георгиевскими крестами. Аннинским оружием, тремя орденами Красного знамени, с мая 1926 года командовал корпусами Красной Армии. Герой романа А. Серафимовича «Железный поток.

    А дальше , автор, дальше что ерояи роана, чего стыдимся? Поможем автору-а 1938 признались в участии в военно-фашисисктом заговоре, шрионы,-расстреляны. Поделом-не ту сторону выбрали. Но ведь и семь свои погубили:
    Жена — Агафья Андреевна Ковтюх была осуждена как член семьи изменника Родины на восемь лет лагерей, наказание отбывала в Темлаге. Сын Валентин (1921 г.р.) был осужден на пять лет лагерей, после отбытия наказания был приговорён к десяти годам ссылки в Карагандинской области. Сын Борис (1925 г.р.) был отправлен в детский дом


    В этом-ихощреное изуверство власти-месть невинны родителям, женам и детям,. ШАнтажом жизнью и арсетом семей и получали "признания"
    1. +4
      30 ноября 2025 09:56
      А дальше , автор, дальше что

      Андрей, а Вы слышали пословицу "нельзя объять необъятное"? Вы представляете, какая статья получится, если отвлекаться на каждого мельком упоминавшегося персонажа? Правильный ответ: она вообще не получится. Развалится. О судьбе дальнего родственника главного героя я немного написал потому, что с ним его путают. Некоторим других упоминавшимся людям просто попытался дать краткую характеристику под фотографиями.
      О красных и некоторых других участниках гражданской войны я, кстати тоже писал, но не в рамках одного цикла. Были статьи о Щорсе, Кочубее, Лазо, Котовском - ничего в их биографиях не скрывал. Также - о сотруднике Махно, потом - чекисте Зиньковском (более известен, как Лёва Задов), другом соратнике Махно - Щусе, атаманше Никифоровой.
      1. -7
        30 ноября 2025 10:09
        Цитата: ВлР
        Вы представляете, какая статья получится, если отвлекаться на каждого мельком упоминавшегося персонажа?

        в принцитпе так.

        Но вот что Вы написали о Ковтюже:
        Комкор Е. И. Ковтюх, унтер-офицер, затем – прапорщик царской армии, награжден двумя георгиевскими крестами. Аннинским оружием, тремя орденами Красного знамени, с мая 1926 года командовал корпусами Красной Армии. Герой романа А. Серафимовича «Железный поток» о походе Таманской армии летом 1918 года и автор книги «Железный поток в военном изложении

        То есть. даже о писательстве упомянули а главное- о раасстреле в 1938 нет.
      2. -3
        1 декабря 2025 05:27
        Цитата: ВлР
        Котовском - ничего в их биографиях не скрывал.


        Ну конкретно о Котовском вообще не реально что то скрыть. Даже профессиональные историки говорят, что вся его биография чистой воды вымысел.
  5. +6
    30 ноября 2025 12:04
    Вероятно он был одним из немногих, кто ввязавшись в заранее проигрошное дело старался думать о дисциплине вверенных ему войск и о собственной репутации.
    "Ветер свободы и военной вседозволенности не сквозил в его голове от уха до уха..."
    Серьёзный и грамотный противник!

    При победе Белого Движения он бы славы не получил и вероятно был бы быстро отправлен в отставку по состоянию здоровья.
  6. +7
    30 ноября 2025 13:05
    Автору спасибо за труд и приведенную интересную информацию.
  7. +4
    30 ноября 2025 14:09
    Прекрасный цикл статей. Все это изучали и проходили еще школьниками в 70-х годах но под пером автора действительно чувствуется "нерв эпохи" Ожесточение и жестокость становления нового и сопротивления старого. Сегодня власть снова оказалась руках наследников Шкуро, Мамонтова, Деникина, Врангеля и Краснова. Результаты видны всем и ничем кроме слова деградация не ассоциируются. Логика истории жестока и что бы идти в будущее надо вернуться к прошлому а защищать достижения олигархата снова будут такие вот герои цикла этих статей.
    1. -4
      1 декабря 2025 14:23
      Сегодня власть снова оказалась руках наследников Шкуро, Мамонтова, Деникина, Врангеля и Краснова.


      Что за бред? Если бы власть оказалась в руках у таких людей как Деникин, то не было бы предательского разрушения страны коммунистами.
      1. vet
        +1
        1 декабря 2025 14:27
        Деникина после новороссийской эвакуации ненавидели и презирали даже белогвардейцы, которые и "попросили" его с поста главнокомандующего.
        1. -1
          1 декабря 2025 14:46
          На самом деле это преувеличение. После эвакуации из Новороссийска Деникин действительно столкнулся с жёсткой критикой и давлением со стороны части офицеров, что и привело к его отставке. Однако говорить, что его “ненавидели и презирали все белогвардейцы”, неправильно. Многие продолжали относиться к нему с уважением как к честному и принципиальному человеку. Это была сложная ситуация, а не всеобщая ненависть.
      2. 0
        3 декабря 2025 20:00
        Я даже не знаю что на это ответить. Все факты, логика и история вряд ли Вам что-то скажут или обьяснят.
  8. +4
    30 ноября 2025 17:56
    А Сергей Георгиевич Улагай умер 29 апреля 1944 г. в Марселе и был похоронен на одном из кладбищ этого города.

    Гримасса истории. Проигравший спокойно умер в своей постели, а его победителей Ковтюха и Левандовского расстреляли свои.
    Кстати, мой дед Иван Никитич Оченков участвовал в отражении "Улагаевского десанта"
    1. vet
      +3
      1 декабря 2025 09:33
      Ковтюх и Левандовский после гражданской войны прожили интересную и полную событий, принеся много пользы нашей страны. А белогвардейские изгои гнили за границей, постоянно грызясь с друг с другом и обвиняя друг друга в поражении. Большинство умерло никому не нужными овощами, вроде Деникина и Врангеля. Меньшинство решило окончательно опоганиться сотрудничеством с врагами России и потом были повешены, как собаки - вроде Краснова, Шкуро или Семенова.
      1. -7
        1 декабря 2025 14:21
        А собака Ленин как умер?
        1. vet
          +5
          1 декабря 2025 14:33
          Искренне оплаканный народом. Проститься с ним без всякого приказа и разнарядки сверху пришли полмиллиона человек - ехали со всей страны. Люди по нескольку часов стояли на морозе в очереди. В Петрограде в траурных мероприятиях приняли участие 70 тысяч человек. Патриарх Тихон сказал о Ленине:
          «Всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичом Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нём как о человеке добрейшей и поистине христианской души».
          1. -6
            1 декабря 2025 14:43
            Это все хвалебные оды) а Патриарх скорее всего не говорил таких слов. Нет однозначно подтверждённых архивных документов, которые не вызывали бы сомнений либо редактирования; а учитывая сложную политико-церковную ситуацию того времени, есть основания полагать, что слова могли быть искажены или приписаны.
          2. -3
            1 декабря 2025 17:45
            Цитата: vet
            Патриарх Тихон сказал о Ленине:

            беда лишь в том, чо патриарх к этому не причастен.
            А вот его реальное письмо в совнарком
            https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/poslanie-patriarha-tihona-po-sluchaju-pervoj-godovshhiny-oktjabrskoj-revoljutsii/
      2. -3
        1 декабря 2025 17:31
        Цитата: vet
        Ковтюх и Левандовский после гражданской войны прожили интересную и полную событий, принеся много пользы нашей страны.

        И страна их отблагодарила... Так?
      3. -5
        1 декабря 2025 19:06
        Цитата: vet
        Ковтюх и Левандовский после гражданской войны прожили интересную и полную событий

        ага, очень интересную- по команде орали то "Слава Ягоде! то "Смерть Ягоде!!" lol
        И попробуй вякни!
        Цитата: vet
        А белогвардейские изгои, постоянно грызясь с друг с другом

        lol смешно.
        Высшие командирв РККА наперебой грызли друг друга НАСМЕРТЬ-донося о изменах и шпионаже друг друга, белым до них-как до луны.
        Цитата: vet
        Большинство умерло никому не нужными овощами

        ага, а левандовские ушли кому-то ... нужными огурцами-вы как скажете..
        Цитата: vet
        Меньшинство решило окончательно опоганиться сотрудничеством с врагами России

        куда белы до миллиона советских граждан у гитлера...
  9. +5
    30 ноября 2025 20:05
    Эдуарда Карловича Гермониуса (1864 — 1938). Офицер-артиллерист, закончил Михайловскую артиллерийскую академию, работал на оборонных предприятиях, первый руководитель Самарского трубочного завода. В годы Первой мировой занимался снабжением Русской армии. С началом Гражданской войны, не принял новой власти и занимался вопросами снабжения белых армий, в том числе — Северо-Западной армии Н. Н. Юденича, против которой воевал... его родной сын.

    Вадим Эдуардович Гермониус (1890 — 1937) пошел в Русскую армию добровольцем в 1914 году, дослужился до поручика. С 1918 года — в Красной Армии, командир 2-го Отдельного автозенитного дивизиона Петроградской артиллерии воздушной обороны, участник Обороны Петрограда от белогвардейцев Н. Н. Юденича и их союзников (эстонцев, финнов, англичан и т.д.). Позднее Вадим Эдуардович принимал участие в подавлении Кронштадтского восстания, воевал с басмачами, дважды кавалер ордена Красного Знамени.

    Закончилась эта история, как и многие похожие. Сын не пережил 1937 год, отец умер в эмиграции в 1938.
    1. +1
      1 декабря 2025 09:19
      Белые в принципе победить не могли. Ресурсов для этого не было. Победу одержала централизованная сила-централизованное государство. Не надо забывать, что большевики и левые эсеры захватили власть в государстве. Конечно не без проблем, но эта гос система (чиновники и администраторы) нормально функционировала, что позволило концентрировать ресурсы для победы в гражданской войне. Это раз.
      Два - у белых тыла не было. И три, самое главное:
      - биология, деградация элиты, пришлось устранять физически
      - нерешенный земельный вопрос;
      - избыток крестьян;
      - национальный вопрос (русские и евреи) против немцев
      - религиозный вопрос (староверы против РПЦ) ну и далее по мелочи
      Вот эта адская смесь и жахнула.
  10. -5
    1 декабря 2025 14:18
    Увы, он остался на стороне белых


    Увы, что не стал предателем? winked
    1. vet
      +2
      1 декабря 2025 14:24
      И кого бы он предал, перейдя на сторону своего народа? Грабителей и мародеров Шкуро и Мамонтова? Служившего потом немцам Краснова? Ненормальных садистов Семенова и Анненкова? Врангеля, который попытался продать юг России французам, за что его ругали потом даже эмигранты, а Слащев - еще до эмиграции?
      1. -2
        1 декабря 2025 14:48
        Улагай никого бы не “предавал”, потому что он уже сделал свой выбор — служил той стороне, которую считал законной и правильной. Переходить к противнику в разгар гражданской войны — это всегда рассматривалось как измена, независимо от качества командиров вокруг. Наличие среди белых проблемных фигур не отменяет того, что Улагай не стал менять сторону под давлением обстоятельств. Его позиция — это вопрос личной чести и принципов, а не оценка всех союзников по движению.
      2. -5
        1 декабря 2025 19:09
        Цитата: vet
        перейдя на сторону своего народа?

        народ красных никогда никуда не выбирал
  11. +2
    1 декабря 2025 19:54
    Цитата: Ольгович
    Цитата: vet
    перейдя на сторону своего народа?

    народ красных никогда никуда не выбирал

    Ну да, да, если факты противоречат вашим убеждениям - что-ж, тем хуже для фактов.
    1. -4
      2 декабря 2025 08:53
      Цитата: acetophenon
      Ну да, да, если факты противоречат вашим убеждениям - что-ж, тем хуже для фактов

      хорошо вы о себе...

      А ФАКТЫ в том, что выборы в УС красные проиграли, а выборов в "народной lol стране не было никогда: знали большевики, что проиграют и боялись их до энуреза, устраивая фарс без выбора..
  12. +2
    2 декабря 2025 17:18
    Цитата: Ольгович
    Цитата: acetophenon
    Ну да, да, если факты противоречат вашим убеждениям - что-ж, тем хуже для фактов

    хорошо вы о себе...

    А ФАКТЫ в том, что выборы в УС красные проиграли, а выборов в "народной lol стране не было никогда: знали большевики, что проиграют и боялись их до энуреза, устраивая фарс без выбора..

    Жизнь - вот выбор, который настоящий выбор. И воевать народ шёл за красных. А тот, что пошёл за белых, тот вскоре "проголосовал ногами". А бумажки, брошенные в урну - это всего лишь бумажки. Думаю, за последние-то годы вы смогли это заметить?