В предчувствии Апокалипсиса, или Ждали ли Первую мировую?

5 874 48
В предчувствии Апокалипсиса, или Ждали ли Первую мировую?
Петербург начала XX в.


Тишь да гладь, или Накануне катастрофы


Столетие назад в Европе полыхала Первая мировая война. Французы и британцы уже испытали на себе последствия химической атаки, русская армия вместо планируемого выхода на Венгерскую равнину теряла в ходе Великого отступления Галицию и Польшу, а великий князь Николай Николаевич отправился наместничать на Кавказ, передав командование венценосному племяннику.



Фердинанд I и Виктор Эммануил III, боясь опоздать к дележу братского – все же европейские монархи, кроме Карагеоргиевичей и Османов, были родственниками, и еще французы с их Третьей республикой особняком на пылающем континенте стояли, – бросили свои народы в общую мясорубку.

Рожденный в Вестфалии в 1648 г. европейский дом напоминал сруб, подожженный изнутри, хотя за пару лет до того подобный сценарий большинству обывателей не мог присниться и в жутком кошмаре, как моему поколению в году 1987-м распад СССР и кровавый хаос на его обрушившихся окраинах.

Именно большинству, кому-то он не только снился, но и являлся в пророческом откровении. К слову, если уж я Советский Союз вспомнил, годом позже названной даты Ю. Шевчук напишет «Предчувствие гражданской войны».

Об общественных настроениях в предвоенной России и, отчасти, в Западной Европе я бы и хотел поговорить, но сначала небольшая преамбула.

В дискуссии к прошлой статье «”Стратегия” А.А. Свечина: на сломе эпох, или Размышления в преддверии юбилея» прозвучал вопрос: «А где, собственно, анализ самих идей выдающегося военного мыслителя?»

Отвечаю: он будет приурочен непосредственно к юбилею. Но я считаю необходимым коснуться и по сей день неоднозначно оцениваемой эпохи, в которой работал мыслитель.

И это относится не только к «Стратегии». Например, можно ли понять причины заключения немцами Версальского мира, только анализируя кампанию 1918-го, вне контекста социально-экономических событий, происходивших в Германии, трансформации психологии различных слоев ее населения – психологии, с одной стороны, отраженной на страницах романов Э.-М. Ремарка, с другой – произведений Э. Юнгера.


Э. М. Ремарк – вне его произведений невозможно понять причины поражения Германии в Первой мировой

Можно ли понять крах Франции в мае — июне 1940 г., ограничившись рассмотрением стратегических просчетов армейских генералов М. Гамелена и М. Вейгана, вне анализа происходивших в обществе Третьей республики социально-политических и психологических процессов в межвоенный период? И можно ли вне этого понять причины почитания в современной Франции и бригадного генерала Ш. де Голля, и маршала М. Петэна?

Или вот касательно близкой мне темы Гражданской войны: свою «Московскую» директиву, оглашенную 3 июля 1919 г. в только что освобожденном от красных Царицыне, Главком Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) генерал-лейтенант А.И. Деникин считал вполне реализуемой на практике.

В свою очередь, генерал-лейтенант барон П.Н. Врангель – командующий Кавказской армией, днем ранее освободившей объявленный большевиками Красным Верденом город, – называл документ смертным приговором ВСЮР.


Генерал-лейтенанты А.И. Деникин и барон П.Н. Врангель в Царицыне, 3 июля 1919 г.

И для того чтобы разобраться, кто из них прав, нужно не только анализировать ход последовавших летом – осенью операций, результатом которых стало взятие белыми Орла в октябре 1919 г., а спустя четыре месяца – новороссийская эвакуация, но и рассматривать также психологию составлявшего «цветные» полки офицерства, нижних чинов, казачества, крестьянства, различных социальных и национальных слоев в деникинском тылу; впрочем, на эту тему у нас уже шла речь в посвященном Гражданской войне цикле, см.: «Московская директива: упущенная победа или смертный приговор».

Соответственно, и в отношении свечинской эпохи не может быть однозначных оценок. Взять главного критика стратегических взглядов Александра Андреевича, маршала М.Н. Тухачевского – мнения относительно его компетенции звучат диаметрально противоположные, от: военный гений, до – дилетант.

При этом споры ведутся не только в интернет-комментариях, но и в научном сообществе – еще недавно между С.Т. Минаковым и ныне покойным Ю.Н. Жуковым. К этому же нужно отнести тему предвоенного заговора в РККА: был – не был.

Да и критика со стороны Тухачевского: он считал ошибочными взгляды оппонента или ему не нравился сам Свечин из-за социальных или психологических причин?

Одним словом, крайне сложная эпоха, крайне непростые и противоречивые в своих поступках ее творцы. Это требует избегать клише и штампов. В конце концов, «Стратегия» была написана не в сферическом вакууме. И стратегия измора в том виде, в каком ее рассматривал Свечин, вряд ли была возможной в период Первой мировой или НЭПа.

Для ее реализации понадобилось созданное в период предвоенных пятилеток общество нового типа. Соответственно, данная статья входит в цикл, приуроченный к юбилею выхода «Стратегии». В ней – речь о мире, в котором жил Свечин накануне Первой мировой. И я смею надеяться, что рассуждения о настроениях различных слоев общества в предвоенный период помогут нам лучше понять содержание «Стратегии», о которой, повторю, речь впереди.

В тени иллюзий, или Пулемет и динамит как залог прочного мира


Итак, Первая мировая. Ждали ее? Если речь об обывателях – в хорошем смысле слова, – то нет. Накануне 1914-го Россия, равно как и Европа в целом, пребывали, перефразируя название замечательной книги голландского медиевиста Й. Хейзинги «Осень Средневековья», в последних теплых днях уходящей осени XIX столетия.

Многие тогда не замечали уже появившиеся на горизонте кровавые сполохи приближающегося нового некалендарного века. Не мудрено: при все более возрастающей роли СМИ политика еще оставалась делом элит и не носила публичный характер.

Да и воспетый Ж. Верном технический прогресс, как многим наивно казалось, делал войну невозможной: ну какая война, когда изобрели пулемет? Собственно, его создатель, Х. Максим, так и считал: его детище станет залогом мира на планете, ибо как теперь полки – речь, разумеется, идет об обывательских представлениях – будут наступать под барабанную дробь с развернутыми знаменами? Да и шутка ли: сам русский самодержец в Гааге предложил всеобщее разоружение.


Х. Максим со своим детищем, видевшимся многим залогом прочного мира

И А. Нобеля стоит вспомнить, полагавшего отныне невозможной мировую войну по причине изобретенного им динамита, обладавшего колоссальной, в рамках представлений того времени, силой.

На рубеже веков к техническому прогрессу было вообще едва ли не сакральное отношение как к средству нравственного совершенствования общества.

В преддверии ХХ века (инженер и философ – И.Х.) П.К. Энгельмейер издал, – пишет историк И.В. Аладышкин, – небольшую книгу «Технический итог XIX столетия». То была апология, торжественный гимн техническому прогрессу. Техника представлялась как единственный и всеспасительный путь развития России и мира в целом. Уже перед самой войной, в 1911 году, на IV Всемирном философском конгрессе, состоявшемся в Болонье (Италия), отечественный мыслитель в одном из своих докладов описывал «империю техники» и доказывал, что последняя восходит к человеческой воле и внутреннему стремлению человека к техническому творчеству.

Трезвые голоса, утверждавшие обратное, не принимались во внимание. Военных, писавших о грядущих боевых действиях в совершенно немыслимых ранее и разрушительных масштабах, считали ретроградами с зашоренным милитаристским покрывалом взглядом.

Да и кто из обывателей читал специализированную военную литературу? Нет, возможность самой войны – в данном случае речь в большей степени о Западной Европе, нежели о России – и в начале XX в., в контексте популярного тогда социал-дарвинизма, не отрицали, но видели ее разве что где-то в заморских колониях, если вдруг «дикие» туземцы вздумают противиться исполнению на их землях белым человеком его «тяжкого» – вспомним Р. Киплинга – «бремени».

Но большая и кровавая война на самом, как казалось его обитателям, просвещенном и цивилизованном, давно облагороженном высокой культурой континенте многим виделась немыслимой.

Век девятнадцатый, железный, или Неуслышанные пророки


Однако я не напрасно подчеркнул, что подобные настроения царили в части общества – в той, которая либо оказалась в плену иллюзий по поводу упомянутой благотворности в отношении нравственности технического прогресса, либо просто жила мещанскими, в хорошем смысле слова, радостями и печалями. Таких было большинство.

А вот другая часть европейского общества надвигающуюся катастрофу предчувствовала. Речь идет о писателях, философах и поэтах. Не случайно их наделяют – далеко не всех, разумеется – пророческим даром.

В подлинно творческой среде царили отличные от благодушных настроения. Авторы изданного в МГУ коллективного труда «Первая мировая война и судьбы европейской цивилизации» пишут на сей счет следующее:

В 1900 г. скончался Ницше, в том же году скончался и Владимир Соловьев – фигуры фундаментальные для развития европейского сознания; для многих их уход стал своеобразным указанием на приближение Европы к грозному пределу. В связи с кончиной Соловьева Александр Блок вспоминал, что «уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900 года, что самое начало столетия было исполнено существенно новых знамений и предчувствий».


А.А. Блок в каком-то смысле остался в истории неуслышанным пророком

В чём выражались предчувствия надвигающейся катастрофы? Например, в приведённых ниже строках Блока – к слову, в этом году ему исполнилось 145 лет.

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!

Или вот еще строки оттуда же:

Двадцатый век… Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла)

Вот еще подлинно пророческие строки, написанные Александром Александровичем в феврале 1914-го:

Ну, что же? Устало заломлены слабые руки,
И вечность сама загляделась в погасшие очи,
И муки утихли. А если б и были высокие муки, –
Что нужды? – Я вижу печальное шествие ночи.
Ведь солнце, положенный круг обойдя, закатилось

В Европе у мыслящей аудитории набирает популярность философия страха С. Кьеркегора. Да и В.С. Соловьев с его пророческим страхом перед грядущим пробуждением Китая как-то не вписывался в благодушное настроение уходящего века. И не только Соловьев.

«Русский Ницше» К. К. Леонтьев весьма критически относился к техническому прогрессу, полагая, что он не в силах сделать человека счастливым и уж тем более — нравственно совершенным.


У В. Соловьев даже взгляд был пророческий

Не случайно «через разочарование в осуществимости утопических проектов «всемирной гармонии», – пишет философ А.В. Золотарев, – особенно остро пережитое Достоевским и Соловьевым, русская мысль перешла к осмыслению темы Апокалипсиса».

В каком-то смысле Апокалипсис тождественен смерти. Нередко ее спутник – дряхление. И в данном случае уместно вспомнить роман А. Белого «Петербург», где дряхлеющая элита – рудимент XIX столетия в наступившем XX в. – представлена в образе Н.А. Аблеухова, списанного с К.К. Победоносцева.

В отношении обер-прокурора и наставника обоих императоров получилось весьма символично, ибо столп консерватизма и олицетворение эпохи уходил в сотрясших Первой революцией Россию событиях, когда на авансцене всё громче заявлял о себе пролетариат.

Он-то и станет кузницей кадров, которые проведут индустриализацию, осуществят беспримерную эвакуацию промышленности в начале Великой Отечественной войны и вообще сделают возможной реализацию на практике свечинской стратегии измора. Это люди нового типа, о которых писал Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать».

Правда, наступившие ужасы Первой мировой не похоронили старый мир полностью, в том числе и в искусстве. Например, некоторые декаденты предпочитали не замечать войну, что нашло отражение в строках И. Северянина:

Еще не значит быть изменником –
Быть радостным и молодым,
Не причиняя боли пленникам
И не спеша в шрапнельный дым…
Ходить в театр, в кинематографы,
Писать стихи, купить трюмо,
И много нежного и доброго
Вложить к любимому в письмо…
Пройтиться по Морской с шатенками,
Свивать венки из кризантэм,
По-прежнему пить сливки с пенками
И кушать за десертом крэм.

Рожденные в пламени, или Поступь нового мира


Однако на фоне приведенных строк и рождался новый мир, показанный в произведениях М. Горького. И не просто накануне Первой мировой происходил рост пролетариата как нового класса, но и выкристаллизовывалась его психология, отраженная в иной раз неуклюжем литературном творчестве, о чем писал Горький:

За время 1906-1910 мною прочитано более четырехсот рукописей, их авторы – «писатели из народа». B огромном большинстве эти рукописи написаны малограмотно, они никогда не будут напечатаны, но в них запечатлены живые человечьи души, в них звучит непосредственный голос массы, они дают возможность узнать, о чем думает потревоженный русский человек в долгие ночи шестимесячной зимы.


М. Горький, расслышавший голос нового мира

Впрочем, среди пролетарских поэтов и писателей были и весьма талантливые – Михаил Прокофьевич Герасимов, например. Поскольку он не очень известен, я позволю себе процитировать полностью одно из его ярких стихотворений, на мой взгляд, точно отражающее психологию нового мира и контрастирующее с приведенными выше северянинскими строками.

Я – не нежный, не тепличный,
Не надо меня ласкать.
Родила на заводе зычном
Меня под машиною мать.
Пламень жгучий, хлесткий
Надо мной свисал,
Я электрическую соек;
Губами жадно присосал.
В стальной колыбели качался,
Баюкал бодрый гудок.
У ног загорелых плескался
Неугасающий грудок.
Динамо, как волк над люлькой,
Скалил огненный клык,
Металл расплавленный булькал,
Клубился вой и рык.
Заматерелая ругань
Шестерен и валов-
В них звучал мне голос друга
И материнский зов.
Только люди в синем сыном звали,
Я запомнил навеки ласковый лик,
Смеясь, игрушки давали:
Цилиндры, шатун, маховик.
Когда подрос и с тачкой
Мог один гулять,
Дали ружье, патронов пачку –
И пошли с баррикад стрелять.
Я – не тепличный, не хрупкий,
Опален пороховым огнем,
Борьбы горящие кубки
Хлебнул октябрьским днем.

Стоит ли удивляться, что такой вот «хлебнувший» в Гражданскую вступит в РККА и станет красным командиром, Великую Отечественную закончит с генеральскими погонами или сталинским директором-технократом.

И еще бы не стал: наставниками-то были такие, как Свечин, мыслившие в унисон с новой эпохой. Александр Андреевич писал о, может быть, главном принципе стратегии измора:

Войну ведет теперь народ и ведет на свои средства.

Повторю сказанное выше: ни в Первую мировую, ни в эпоху НЭПа это было невозможно. В первом случае общество еще оставалось сословным, во втором – социально стратифицированным.

Собственно, воспетый Герасимовым нетепличный и нехрупкий народ, выученный такими, как Свечин, и выиграл Великую Отечественную.

Но я забежал относительно обозначенных в статье временных рамок вперед. Прошу прощения у уважаемых читателей, со стороны которых уместен вопрос:

А, собственно, рабочие — они, подобно мещанам и части буржуазии, также не верили в возможность мировой войны или им, как и многим провидцам-поэтам, был присущ страх перед ней, равно как и было свойственно предощущение надвигающейся катастрофы?

Увы, дореволюционное рабочее движение после распада СССР оказалось незаслуженно на периферии интересов большинства представителей отечественного научного сообщества. Среди тех, кто занимается данной темой профессионально, — историк И. М. Пушкарева.

В одной из своих работ она приводит следующие статистические данные:

Забастовочное движение в цифрах говорит само за себя. В 1912-1913 г. в 4436 стачках участвовал 1,6 млн (1.612587) рабочих. В 1912 г. 75,8% рабочих участвовало в политических стачках от общего числа забастовщиков, в 1913 г. – 56,8%. В первые семь месяцев до начала в 1914 г. войны в 3464 стачках уже участвовало 1,3 млн (1.306246 рабочих) и 73,5% – в политических стачках.

Соответственно, основной массе рабочих не были присущи ни страх перед будущим, ни вера в нравственное совершенствование общества путем именно технического прогресса. Пролетариат накануне Первой мировой был скорее заточен на борьбу за свои права.

При этом шло развитие солидарности среди рабочих, что нашло выражение в следующем:

Летом 1914 г. рабочие Петербурга, — пишет И.М. Пушкарева, — выступили с протестом против репрессий нефтяников Баку, организовавших всеобщую стачку.

Одним словом, рабочие в Российской империи, в том числе и путем внутриклассовой солидарности, формировали новую реальность. И Первая мировая война, кем-то нежданная, а кем-то, как мы убедились, предощущаемая, только ускорила ее формирование.

Использованная литература
Аладышкин И. В. Отечественная наука и техника в годы Первой мировой войны
Добешевский Я. Фридрих Ницше и марксистско-советские дела. Несколько замечаний // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2021. Т. 4, № 4. С. 38–56
Золотарев А.В. Спор Леонтьева с Достоевским о хилиазме: вхождение темы Апокалипсиса в круг проблем русской религиозной философии
Лазаревич А.Е. Европейское общество перед Первой мировой войной: уловки пропаганды и коллективные психозы
Первая мировая война и судьбы европейской цивилизации / Под ред. Л.С. Белоусова, А.С. Маныкина. – М.: Издательство Московского университета, 2014
Пушкарева И.М. Изучая «Рабочую историю» периода Первой мировой войны
Развитие пролетарской поэзии в 1910 гг.
Сайфетдинов Х.И. Александр Андреевич Свечин – выдающийся военный мыслитель начала XX века
Хейман С.А., Попляк Г.С. Народное хозяйство СССР. Экономико-статистический журнал. Партиздат. Москва. № 7-8, 1932, стр. 92-117
Филатова А.В. Исторический опыт и уроки кадровой политики Советской России (1917-1991 гг. )
В. М. Шемякинский Философия войны
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    3 декабря 2025 05:44
    но видели ее разве что где-то в заморских колониях


    Странные видения у лиц этой категории,череда Балканских войн идёт в подбрюшье Европы а они уповают на расстояния которые защитят благополучную жизнь обывателей от ужасов войны.В итоге Балканы и сыграли роль детонатора для мировой заварушки от которой всей Европе поплохело,ничему история еврочеловеков не учит.
    1. +4
      3 декабря 2025 06:37
      Балканы были не периферии внимания техю. кто не занимался политикой профессионально.
      1. 0
        4 декабря 2025 02:57
        Периферия периферией но опосля бахнуло знатно,основной мой посул в том что ничему не учит история еврочеловеков,им бы войну на Украине стремиться всеми силами прекратить чтобы опять не бахнуло а вместо этого они только масло подливают и в открытую готовят новую большую войну,и ни где-то у чёрта на куличках а у себя дома.Или они всерьёз полагают что "малой кровью.могучим ударом"и нет России?Бредятина какая-то,такое возможно лишь при тотальной капитуляции правящих кругов и верхушки армии.Хотя да,глядя на воров в погонах и без с их миллиардами волей-неволей задумаешься.
    2. +5
      3 декабря 2025 11:10
      Цитата: бухач
      Странные видения у лиц этой категории,череда Балканских войн идёт в подбрюшье Европы а они уповают на расстояния которые защитят благополучную жизнь обывателей от ужасов войны.

      Для Европы война на Балканах привычна - там воюют постоянно и в самых разных коалициях. То державы друг с другом разбираются "в песочнице", то османов курощают и низводят, то местные делят земли, которые все стороны считают исконно своими.
  2. +2
    3 декабря 2025 08:04
    Рожденный в Вестфалии в 1648 г. европейский дом напоминал сруб, подожженный изнутри, хотя за пару лет до того подобный сценарий большинству обывателей не мог присниться и в жутком кошмаре, как моему поколению в году 1987-м распад СССР и кровавый хаос на его обрушившихся окраинах.
    Можно еще вспомнить Талейрана, с его - "Кто не жил до 1789 года, тот не знает, что такое радости жизни." hi
    1. -1
      3 декабря 2025 14:04
      Осень Средневековья
      Да, действитеььно, 1МВ была совершенно новой войной, верней аойной, показавшей, что Средневековье уже закончилось .Абсолютно вовсём
  3. -3
    3 декабря 2025 08:28
    К этому же нужно отнести тему предвоенного заговора в РККА: был – не был
    .
    Какой "заговор"?
    ВСЕ "заговорщики давно оправданы, не было ничего, кроме выбитых показаний

    "Справка КГБ СССР по делу антисоветской троцкистской военной организации от 1956 г пряо говорит, что не было никаких фактов заговора ДО ареста обвиняеых.
    Потом понеслось...

    В предчувствии Апокалипсиса, или Ждали ли Первую мировую?

    Ждали и пытались предотвратить и инициатор этого процесса-Россия:
    Май 1899 года, Гаага. Полномочные представители практически всех стран мира, таких как Россия, Германия, Оттоманская Империя, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Швеция, Дания, Болгария, Сербия, Черногория, Греция, Португалия, Лихтенштейн, Люксембург, Япония, Китай, Сиам, Персия, США, Мексика, собравшиеся на Международную Конференцию мира, с нетерпением ждали 18 мая -дня рождения Императора России Николая II. Именно на этот день было назначено открытие первого в истории человечества собрания для объединения наций мира (своеобразный прообраз Ассамблеи ООН) с целью принятия первых международных законов о мирном сосуществовании государств и ограничения вооружений. В знак признания заслуг ее главного инициатора и организатора Императора России и была назначена эта дата.

    Были заключкены конвенции-

    КОНВЕНЦИЯ О МИРНОМ РЕШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ (Гаага, 18 октября 1907 года).

    Германия, Россия, США, Франция, Япония и др., (всего 44 государства); положив способствовать всеми силами мирному решению международных столкновений; желая укрепить чувство международной справедливости;; присоединяясь к мысли Августейшего Монарха, по почину которого созвана была Международная конференция мира, о том, что необходимо закрепить международным соглашением начала права и справедливости, на коих зиждется безопасность государств и преуспеяние народов; Высокие Договаривающиеся Стороны согласились о нижеследующем:

    РАЗДЕЛ I. О СОХРАНЕНИИ ВСЕОБЩЕГО МИРА
    1. -5
      3 декабря 2025 10:56
      Ну и Николаша как истинный миротворец первую мировую и зачал, объявив мобилизацию........ bully
      1. +7
        3 декабря 2025 11:03
        Цитата: faiver
        зачал, объявив мобилизацию.

        против уже мобилизовываюшейся АВенгрии. Начала войну германия.

        Напомню, что Сталин НЕ начал войну против давно отмобилизованной воюющей германии на нашей границе,- а по вашей логике-обязан был
        1. -4
          3 декабря 2025 11:09
          против уже мобилизовываюшейся АВенгрии. Начала войну германия
          - у них была веская причина, или Александр 3 поступил бы иначе если б японский полицейский более удачно ударил цесаревича?
          1. +1
            3 декабря 2025 11:12
            Цитата: faiver
            у них была веская причина

            они с 1908 г были готовы- с аннексии БиГ, а причина всегда найдется
            1. +2
              3 декабря 2025 11:13
              оставьте СССР в покое, мухи отдельно, котлеты отдельно
              1. -3
                3 декабря 2025 11:18
                Цитата: faiver
                оставьте СССР в покое, мухи отдельно, котлеты отдельно
                Ответить

                как можно оставить ВМВ без.. ПМВ?
                1. +1
                  3 декабря 2025 11:21
                  легко, потому как СССР к 1МВ никакого отношения не имеет, в отличии от вашего кумира
                  1. -4
                    3 декабря 2025 11:23
                    Цитата: faiver
                    отому как СССР к 1МВ никакого отношения не имеет,

                    страна имела, СССР не в космосе был. ПМВ-продолжение ПВ-давно известно...
                    1. +2
                      3 декабря 2025 11:55
                      Не просто в космосе, его вообще не было. СССР не являлся преемеником РИ в классическом понимании. И потому - для европы 1МВ и 2МВ связаны, да. Для СССР - нет. Ибо нет прямой связи между колониальными противоречиями начала века и расовой теории расширения жизненного пространства арийцев на восток.
                      1. +1
                        3 декабря 2025 12:53
                        Цитата: Aлеkc
                        Ибо нет прямой связи между колониальными противоречиями начала века и расовой теории расширения жизненного пространства арийцев на восток.

                        Тем временем Вильгельм 2:
                        «Я ненавижу славян. Я знаю, что это грешно, но я не могу не ненавидеть их»
                      2. 0
                        3 декабря 2025 13:03
                        Цитата: Aлеkc
                        СССР не являлся преемеником РИ в классическом понимании. И потому - для европы 1МВ и 2МВ связаны, да. Для СССР - нет

                        место то же, люди те же, агрессоры те же, цели те же, но...не связаны
                        Цитата: Aлеkc
                        Ибо нет прямой связи между колониальными противоречиями начала века и расовой теории расширения жизненного пространства арийцев на восток

                        арийцы шли на восток столетиями
                      3. -1
                        4 декабря 2025 14:59
                        Эко вы мастерски породнили господ и большевиков местом, людьми и агрессией). А заодно и арийцев впихнули. Сразу видно - талант широкого профиля! Когда знаешь обо всём глобально, но вот в деталях, мерзких и неудобных...
          2. -1
            3 декабря 2025 13:10
            Цитата: faiver
            - у них была веская причина, или Александр 3 поступил бы иначе если б японский полицейский более удачно ударил цесаревича?

            То есть Австро-Венгрии Вы предоставляете право на
            вескую причину

            а России - нет. Справедливо. Главное - никаких двойных стандартов.
            - у них была веская причина,

            У них БЫЛА БЫ веская причина, если бы состоялось полноценное разбирательство. И не надо путать действия японского полицейского и австро-венгерского подданного.
            И почему тогда самого Гаврилу не приговорили к смертной казни?
            Ах да, двойные стандарты. Забыл.
            1. -2
              3 декабря 2025 13:35
              а России - нет. Справедливо
              - защищать славян во всем мире? bully, защищать чужую страну и чужой народ кровью русских - великолепность, британцы шикарно на этом сыграли, ну и недалекий Николаша повелся, у него же столько советчиков было, а потом эти же советчики его предали - занавес....
              1. +1
                3 декабря 2025 13:40
                Цитата: faiver
                защищать чужую страну и чужой народ кровью русских - великолепность, британцы шикарно на этом сыграли,

                Напомню, что британцы сами в эту войну вложились будь здоров, причем и кровью тоже. И кровью причем именно британской.
                И Россия не то, чтобы защищала славян - так то войну объявили нам, а не мифическим всемирным славянам.
                1. -2
                  3 декабря 2025 13:46
                  Напомню, что британцы сами в эту войну вложились будь здоров
                  - да вложились, и вложения себя окупили, британия до сих пор жива и живет с тех вложений.
                  так то войну объявили нам, а не мифическим всемирным славянам.
                  - это объявление войны Николаша спровоцировал мобилизацией, а до этого влез в Антанту как баран на веревочке....
                  1. +1
                    3 декабря 2025 14:12
                    Цитата: faiver
                    - да вложились, и вложения себя окупили, британия до сих пор жива и живет с тех вложений.

                    Боюсь, Вы несколько преувеличиваете профит Великой Британии от Великой Войны.
                    - это объявление войны Николаша спровоцировал мобилизацией, а до этого влез в Антанту как баран на веревочке....

                    Если только в свете того, что мобилизация России полностью ломала военные планы Германии
                    И я просто напомню, что благодаря Антанте мы сделали так, что до 70% самых боеспособных частей Германии воевало во Франции и Бельгии, а не в России.
                    1. -3
                      3 декабря 2025 14:23
                      это вы так считаете, да за ради бога, я считаю по другому.... hi
                    2. 0
                      4 декабря 2025 13:32
                      Основной профит поимели США.

                      А что там с Австро-Венгрией? Или большую часть австрийской армии связали на себя доблестные макаронники? laughing
                      1. 0
                        4 декабря 2025 14:35
                        Цитата: Illanatol
                        А что там с Австро-Венгрией? Или большую часть австрийской армии связали на себя доблестные макаронники?

                        Австрия - это как раз тот воз, который и должна была вывезти на себе Россия. И она его вывезла твердую четвёрку.
                2. -1
                  3 декабря 2025 17:45
                  Цитата: Trapper7
                  так то войну объявили нам,

                  более того, именно России германия объявила первой изз всех
      2. +1
        3 декабря 2025 20:56
        Цитата: faiver
        Ну и Николаша как истинный миротворец первую мировую и зачал, объявив мобилизацию........

        Мобилизация была единственно pазумным шагом для Pоссии. Войну начала Австия веоломнонапав на Сеpбию под надуманным пpедлогом, что один гажданин Австо-Венгpии убил дpугого ее гpажданина. Кстати миpотвоpство Pоссии чаще всего пpиводит ее к печальным последствиям. По договоу Pоссия была обязана вступить в войну на стоpоне Сеpбии и Фpанции. уководствуясь своими интеесами оссия должна была вступить в войну потив Австо-Венгии, Туции или Гемании, если бы одна из этих стан напала на оссийского союзника или нейтальную дужественную ей стану на Балканах или в Скандинавии.
      3. 0
        5 декабря 2025 17:30
        Ну и Николаша как истинный миротворец первую мировую и зачал, объявив мобилизацию........

        В 1898 г. итальянец Луджи Лукени проткнул напильником супругу императора Франца-Иосифа 1 Елизавету (она же не побоюсь этого слова всемирно известная Сиси, один только фильм «Сиси» с Роми Шнайдер чего стоит) и она умерла. Вы не поверите, но войну Италии австрийцы так и не объявили. А вот когда австрийский подданный Гаврила Принцип убил австрийского же наследника, то напасть на Сербию им, что называется, сам бог велел. Ваше заявление, что Россия начала ПМВ не более, чем русофобия. Если кто-то в Берлине принял решение начать войну, вы хоть мобилизуйтесь, хоть демобилизуйтесь, она всё равно начнётся. В 1941 г. сербы опять обратились за помощью, и Сталин им отказал, и что Германия это оценила и не стала нападать на СССР? Она спокойно расправилась с сербами и пошла на Восток.
  4. 0
    3 декабря 2025 08:30
    ........ русская мысль перешла к осмыслению темы Апокалипсиса (из статьи)
    Надо жить одним днём,и завтрашнего дня может и не быть,зачем голову забивать такими сложностями,при этом указанные автором "пророки" в большинстве своём (если и не все) - люди развратные,с не совсем здоровой психикой.
    Не следует с напряжением предчувствовать и ждать Апокалипсиса
    1. +2
      3 декабря 2025 11:59
      Согласен. Ожидал по заголовку разбора объективных причин ПМВ, а тут - гадание, пусть и известных личностей. Под любое событие можно накопать такого материала. Беспредметное занятие.
      1. +2
        3 декабря 2025 12:10
        Цитата: Aлеkc
        Под любое событие можно накопать такого материала. Беспредметное занятие

        Под Апокалипсис,тоже можно накопать,и наверное начали предсказывать ещё с ранних веков.
        Цитата: Aлеkc
        Ожидал по заголовку разбора объективных причин ПМВ,

        Тоже ожидал,но так и не дождался - пролетариат,М.Горький,Ю.Шевчук,технический прогресс,символисты и футурисы так называемого серебряного века и проч.
        1. 0
          5 декабря 2025 20:04
          Насколько понял, это продолжение цикла про "Стратегию" Свечина. Так что Горький с Шевчуком, приправленные футуристами самое то.
      2. +1
        4 декабря 2025 13:43
        Цитата: Aлеkc
        Согласен. Ожидал по заголовку разбора объективных причин ПМВ, а тут - гадание, пусть и известных личностей.


        А что неясно? Шарик империалисты почти весь поделили, вот и начали передел, "спор хозяйствующих субъектов". Тем более, что некоторые к дележке немного опоздали. Обычно принято указывать в сторону Германии. Верно, но частично. Был еще один кандидат в мировые гегемоны, который мечтал подвинуть Британскую Империю - США. Видно, "доктрина Монро" уже тогда стала немного тесной, не хотелось ограничивать себя лишь западным полушарием. Вот и решили "кукловоды" элементарно стравить основных конкурентов, отчасти ослабить, а затем кое-кого и "отдемократизировать"... как ту же Германию, да и Россию тоже. И проект "евросоюза" уже тогда попытались продвигать, но приход к власти в России большевиков заставил внести коррективы. "Соединенные Штаты Европы" тогда не состоялись и мировому капиталу пришлось делать ставку на национализм, чтобы противостоять "пролетарскому интернационализму". От национализма оказалась не такая уж большая дистанция до нацизма...
  5. -3
    3 декабря 2025 10:03
    Увы...
    Сейчас некогда читать ни Блока ,ни Соловьева, ни Нитше....
    бабки, бабки, бабки для семьи зарабатывать....

    Ну а власти делают все ,чтоб фраза "300 человек одной бомбой" даже статистикой не воспринималась....
    так, информационный шум/фон.... пока не коснулось лично нас....

    Почему? возможно потому ,что несмотря на миллионные потери тогда , в 1МВ, или сейчас , в СВО (1,7 у них , по "експертам") - хозяева жизни были вне опасностей.
    Сколько Великих Князей погибло на 1 МВ? Ни одного. Член семьи? один , от полуслучайного ранения. ( по Алисе), олигархов той поры ? - Алиса не нашла.
    В СВО высшей элиты? - Рогозин получил ранение в булки на пьянке....(Алиса больше не нашла)
    1. 0
      3 декабря 2025 10:40
      Цитата: Макс1995
      ни Нитше....

      Лютый враг христианства,его напряжённая борьба и свела с ума - тяжёлая форма помешательства.
      Двое других,упомянутые из этой троицы,недалеко ушли от Ницше
  6. -2
    3 декабря 2025 10:24
    в только что освобожденном от красных Царицыне

    Очень интересно,ВСЮР в роли освободителей на Юге, а интервенты на Русском Севере,на Дальнем Востоке,в Херсоне и Одессе и т.д. это тоже освободители или "союзники" освободителей от "красной чумы"?
    1. -3
      3 декабря 2025 13:13
      ну да, сперва освободили от красных, потом от белых...
      Гражданская война... помните как в свадьбе в Малиновке?
      опять власть меняется
      1. -1
        3 декабря 2025 15:33
        ну да, сперва освободили от красных

        Царицын то "освободили" не без помощи английских танков с английскими экипажами и Бронетанковое управление ВСЮР было создано не без помощи,англичан,кто кого использовал англичане белых или белые англичан?По воспоминаниям Б.Савинкова,У.Черчилль,белую армию ,называл моя армия,какая тут к черту гражданская война?Типичная интервенция.А у нас слезы льют,ах белые лыцари, ага.
    2. +1
      3 декабря 2025 20:59
      Цитата: parusnik
      это тоже освободители или "союзники" освободителей от "красной чумы"?

      Иностанные интеpвенты и их холуи: Деникин-фpанцузских, Колчак-бpитанских, Семенов-японских, Кpаснов-немецких.
      1. 0
        3 декабря 2025 21:34
        Иностранные интервенты и их холуи

        Да прям laughing Рыцари,без страха и упрека.. laughing Ни одного,белоэмигранта генерала,немцы не уморили,в концлагере,как генерала РККА,подполковника царской службы Д. М. Карбышева
  7. -1
    3 декабря 2025 14:04
    Цитата: бухач
    Странные видения у лиц этой категории,череда Балканских войн идёт в подбрюшье Европы а они уповают на расстояния которые защитят благополучную жизнь обывателей от ужасов войны.В итоге Балканы и сыграли роль детонатора для мировой заварушки от которой всей Европе поплохело,ничему история еврочеловеков не учит.


    Терки на Балканах имеют давнюю историю. Кстати, Россия в них не участвовала? Ну и?
    Именно, всего лишь детонатор, повод для начала Мировой Бойни. "Была бы причина, а повод всегда найдется".
    Так что нечему особо удивляться. Тем более, что довольно авторитетные дяди тогда вполне убедительно доказывали, что войны среди "цивилизованными странами" возможны лишь на периферии, где-то в колониях. Люди умные, цивилизованные все порешают миром на очередном конгрессе...
  8. -2
    3 декабря 2025 14:10
    Статья очень понравилась. Разные планы, вналогии, ..... но до конца не дочитал ещё, т.к. убегаю....... Но по-моему, ничего не сказано о Жане Жоресе. Или не видел. recourse Вечером приду, дочитаю
    1. +1
      8 декабря 2025 10:43
      "Статья очень понравилась." Спасибо на добром слове.
      1. 0
        8 декабря 2025 12:49
        Спасибо и Вам, уважаемый Игорь! Статью прочёл всю, но не комментировать, обдумывал. Хочу добавить. Что мне нравится recourse поточнее выразиться recourse Вы даёте общий взгляд не на событие , а на процесс. Вроде я правильно? recourse Вот например, цикл статей из серии БАЛКАНСКИЙ УЗЕЛ. Замечательный цикл. И , предполагаю, Вы готовите книгу good drinks Или уже создали! С уважением.
  9. 0
    3 декабря 2025 16:06
    По-прежнему пить сливки с пенками
    И кушать за десертом крэм.

    Почему-то сразу вчерашние любители смузи вспомнились..
    Только они наоборот - панику включили.
  10. 0
    4 декабря 2025 13:33
    Цитата: Trapper7
    И Россия не то, чтобы защищала славян


    У сербов может быть иное мнение.
  11. Комментарий был удален.