Охота на «Крокодила»

29
ЮАРовские штурмовики «Импала» против ангольских вертолетов Ми-25


Осенью 1985 г. армия Анголы (FAPLA) и воевавшие на ее стороне кубинские подразделения провели операцию, известную на Западе под наименованием «Секонд Конгрес». Целью операции являлось восстановление правительственного контроля над провинцией Кузомбо и нанесение поражения отрядам повстанческого движения УНИТА в районе «столицы» мятежников – города Джамба.

Авиационную поддержку осуществляли эскадрильи ВВС Анголы, базировавшиеся на аэродромах Менонга и Квито-Кванавале. В Менонге размещались самолеты, в Квито – вертолеты: четыре Ми-25 (экспортный вариант Ми-24), два Ми-8 и четыре Ми-17. На боевые «крокодилы» возлагались задачи эскортирования транспортных вертолетов, «расчистка» площадок перед высадкой десантов и оказание непосредственной воздушной поддержки.
При сопровождении «восьмерок» вертолеты Ми-25 летали на высоте порядка 900 – 1800 м, держась чуть выше и в стороне от транспортных машин. Иногда «вертушки» сопровождали пилотируемые кубинцами истребители МиГ-23, ходившие кругами на высотах 4000 – 5000 м.

Наступление правительственных войск развивалось успешно: к октябрю лидер повстанцев Савимби оказался в очень тяжелом положении – правительственные войска вышли на ближние подступы к Джамбе. Помощь УНИТА в очередной раз пришла из ЮАР. На авиабазу Ранду были переброшены ударные самолеты ВВС ЮАР «Импала». Совместными действиями южноафриканцев и отрядов Савимби наступление ФАПЛА в конце октября удалось остановить. Однако разведка доносила, что ангольские войска готовят новую операцию, причем быстрый маневр правительственным войскам обеспечивали вертолеты.

Охота на «Крокодила»

Южноафриканский легкий штурмовик «Импала»


Савимби лично обратился к своим южноафриканским союзникам с предложением использовать для борьбы с вертолетами штурмовики «Импала». Первой реакцией на эту идею стало недоумение. Во-первых, тактику воздушного боя самолетов против вертолетов в Африке еще никто не применял и даже не разрабатывал. Во-вторых, существовали опасения, что нарастающее использование ВВС ЮАР приведет к эскалации конфликта, в частности – к ответным ударам ангольских МиГов по авиабазам на территории самой ЮАР.

После долгих колебаний решение об использовании самолетов против ангольских вертолетов, в первую очередь – Ми-25, все же было принято.
Южноафриканская разведка установила крайне низкие профессиональные навыки экипажей «крокодилов». Ангольские летчики имели плохую штурманскую подготовку, из-за чего маршруты полетов прокладывались только вдоль заметных естественных ориентиров – рек или дорог. В плохую погоду вертолеты не летали, полностью отсутствовала дисциплина в радиопереговорах экипажей.

Все это, конечно, облегчало задачу «Импалам», но ведь и южноафриканские пилоты не имели ни малейшего опыта ведения воздушных боев, а тем более – с вертолетами, их учили только наносить удары по наземным целям.

После принятия решения о борьбе с вертолетами Претория немедленно организовала серию летных испытаний по выработке наилучшей тактики атак Ми-25 реактивными самолетами. Вертолеты «Пума» имитировали типичные профили полета ангольских «чопперов» (chopper – «дровосек» – западное прозвище Ми-25).

Проблема осложнялась наличием серьезной угрозы «Импалам» со стороны МиГ-23. МиГи, как уже говорилось, пилотировали кубинцы, чья подготовка, по меньшей мере, не уступала подготовке южноафриканских летчиков, а при равном мастерстве пилотов шансов в воздушном бою с МиГами у «Импал» не было никаких; в конце концов «Импала» – это всего лишь модификация итальянского учебно-тренировочного самолета МВ.326К.

Южноафриканцы могли надеяться лишь на внезапную скоротечную атаку, для чего в район боя требовалось выходить на высоте макушек деревьев, чтобы не попасть на экраны ангольских радаров.

Атака вертолетов должна выполняться с задней полусферы с небольшим превышением по высоте, однако и тут было все не просто. Во-первых – это традиционная тактика воздушного боя, которую худо-бедно знали ангольские вертолетчики. Поэтому Ми-25 не исключали атаки с хвоста и периодически виражили, проверяя наличие противника в задней полусфере. Во-вторых, скорость «Импалы», даже увешанной подвесным вооружением, гораздо выше скорости вертолета, то есть при неудачной атаке самолет проскакивал вперед, подставляя свой хвост под огонь мощного оружия «крокодила».

В конце концов наилучшей была признана атака парой на минимальной скорости, близкой к режиму сваливания. При этом самолеты выполняли еще и «ножницы», стремясь хоть как-то уравнять свою скорость со скоростью вертолетов. Первым по замыкающему вертолету должен был открывать огонь ведущий пары, а на долю ведомого оставался лидирующий Ми-25. К счастью для южноафриканцев, им не надо было заниматься «свободной охотой» – маршруты и даже время пролета вертолетов были хорошо известны и не менялись в течение недель. Зона предстоящих боев находилась в 35 минутах полета «Импал» от аэродрома Ранду, а на схватку отводилось всего несколько минут.


Бойцы ангольской повстанческой армии УНИТА позируют на обломках Ми-8, сбитого южноафриканцами 29 сентября 1985 г.


Для перехвата выделялось четыре пары самолетов, из них три – ударных, и одна – «подстраховывающая». Она должна была в случае неблагоприятного развития событий прикрывать сбитого летчика до прибытия двух поисково-спасательных вертолетов «Пума». Весь полет предстояло совершать в режиме радиомолчания. Летчикам запрещалось отвлекаться на любые другие цели, кроме вертолетов, даже если встреча с Ми-25 почему-то не состоится. Мониторинг ситуации на маршруте полета вертолетов осуществляли легкие одномоторные разведчики, которые базировались на аэродромах подскока. Команда на взлет «Импал» давалась только после обнаружения противника.

Вечером 27 сентября 1985 г. в летной комнате аэродрома Ранду из репродуктора прозвучало кодовое слово «Браво», – вертолеты обнаружены. Пара Ми-25 поднялась в воздух с авиабазы Квито-Кванавале. Четыре пары самолетов взлетели с интервалом в четыре минуты и взяли курс на север.

Первым визуальный контакт с вертолетами установил ведущий второй пары «Импал». Ми-25 шли на высоте примерно 600 м. Летчик беспрепятственно занял исходное положение для атаки сзади сверху. Атака прошла как на учениях – очередь из 20-мм пушки ведомой «Импалы» прошила фюзеляж Ми-25 от рулевого винта до носовой турельной установки. Вертолет вспыхнул, но летчик продолжал управлять машиной в надежде благополучно приземлиться. Тогда «Импала» развернулась и атаковала второй раз, выпустив из подкрыльевых блоков неуправляемые ракеты.


Кадры фотокинопулемета, на которых запечатлены попадания 20-мм снарядов «Импалы» в ангольский Ми-25


Ведущий преследовал другой Ми-25. Летчик второго вертолета развернулся на 180° и начал пикированием уходить к земле. «Импала» вышла в атаку с перегрузкой 5G и с довольно неудачного ракурса – снизу сбоку. Летчик открыл огонь из пушки на дистанции примерно 500 м. В качестве точки прицеливания он выбрал выхлопное сопло ВСУ вертолета. Согласно отчету летчика девятнадцать снарядов попало в фюзеляж вертолета, примерно напротив главного редуктора. Южноафриканец не удержался от возможности полюбоваться результатами своей работы. На предельно малой скорости он прошел над Ми-25, наблюдая за агонией сбитой машины. От вертолета отлетели панели обтекателей двигателей, потом – лопасти несущего винта, затем «крокодил» завалился на хвост и, беспорядочно кувыркаясь, упал на землю.

Ведомый тем временем тоже праздновал победу. В очередном заходе он добил Ми-25 из пушки; у вертолета тоже полетели в разные стороны лопасти несущего винта, машина врезалась в землю и взорвалась.

Южноафриканские самолеты на предельно малой высоте, опасаясь встречи с МиГами, устремились на свою базу. Первая «охота» успешно завершилась.
Через два дня, 29 сентября, в 9 часов утра на аэродроме Ранду вновь прозвучал сигнал «Браво». На сей раз с Квито-Кванавале взлетела пара Ми-8 под охраной двух Ми-25. «Импалы» пошли на взлет. Противника долго искать не пришлось – вертолеты следовали на высоте 900 метров, повторяя изгибы реки Ломба. «Восьмерки» летели строем фронта, примерно в километре за ними друг за другом шли «крокодилы».

Южноафриканцы не стали изобретать велосипед: ведущий пары атаковал замыкающий Ми-25 из задней полусферы с превышением по высоте в 300 м. Длинная очередь из пушки прошлась по фюзеляжу вертолета, Ми-25 загорелся, но полет продолжил.

В то же время проблемы возникли у самой «Импалы» – выход на предельно низкую скорость и пороховые газы от стрельбы нарушили работу двигателя. Все же летчик решил атаковать второй Ми-25, но, занимая положение для удара, он прошел под носом горящего «крокодила», получив порцию свинца из четырехствольного пулемета ЯкБ. Анголец не только пытался держать горящий вертолет на курсе, но и не упустил шанса атаковать. Правда, повреждения южноафриканского штурмовика оказались не смертельны. С расстояния 500 м «Импала» расстреляла второй Ми-25. Вертолет не загорелся, но по спирали устремился вниз. При столкновении с землей он взорвался.


Еще один сбитый ангольский Ми-8


После уничтожения эскорта, «Импалы» набросились на транспортники. Ведомый Ми-8 им удалось сбить, но ведущий вовремя нырнул к земле и начал петлять среди деревьев. Все попытки достать его снарядами авиапушек закончились безрезультатно. Бой пока что вела только одна пара самолетов. Не справившись с «вертлявой» «восьмеркой», юаровские пилоты позвали на помощь товарищей, однако вскоре Ми-8 пропал из виду.

В послеполетном отчете пилоты «Импал» отмечали, что вертолет агрессивно маневрировал, даже пытаясь атаковать самолеты на встречных курсах. Маневры, которые проделывал летчик Ми-8, указывали на хорошее знание им тактики воздушного боя, и южноафриканцы решили, что в кабине сидел не африканец, а русский.

Подоспевшая вторая пара «Импал» сумела-таки вновь обнаружить уцелевший вертолет, однако попытки поразить его успеха не имели. «Восьмерка» продолжала интенсивно маневрировать, периодически разворачиваясь для имитации лобовой атаки. В конце концов, самолеты все-таки вынудили пилота Ми-8 приземлиться и расстреляли вертолет уже после посадки.
В это время к месту боя подошла третья пара «охотников», а ведущий первой пары засек два МиГ-23. Ангольские истребители стремительно пронеслись над местом схватки на высоте всего 10-15 метров, после чего свечой на форсаже взмыли в небо, занимая положение для атаки. Теперь уже «Импалы» выступали в роли дичи.

Южноафриканские истребители все же сумели без потерь «унести ноги».

«Охота на крокодилов» увенчалась полным успехом: потеряв за два дня шесть вертолетов, ангольцы отказались от использования «вертушек» для перевозки войск и грузов. Успех сопутствовал южноафриканцам, прежде всего, по причине внезапности нападения. Так, если бы в последнем бою на месте Ми-8 оказался Ми-24, то еще не известно, чем бы завершился этот бой («восьмерка» могла лишь имитировать атаки из-за отсутствия бортового вооружения).

Убедительная победа самолетов над вертолетами вовсе не поставила крест на использовании винтокрылых штурмовиков в многолетней ангольской войне. Уже зимой 1985-86 г.г. Ми-25 поддерживали наступление бронетанковых частей ФАПЛА в районе Мавинги и Кассинги, став причиной тяжелых потерь в отрядах УНИТА.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. tm70-71
    +14
    4 мая 2013 08:49
    Как то читал,что летающие парты это недоштурмовик и не доистребитель,что приминение его в современном бою весьма сомнительно,но вот эта история опровергает начисто все попытки поставить под сомнения испльзывания учебно-тренировочных машин.Поучительная история,вообще мало мы знаем о той войне,Автору огромное спасибо за историю и анализ!
    1. StolzSS
      +3
      4 мая 2013 14:18
      НУ так леберастам это не выгодно ведь ту войну советы и кубинцы таки выиграли, вот и замалчивается та война ...
      1. patline
        +4
        4 мая 2013 14:59
        Статья хорошая. Приятно читать, живое повествование, так и представляешь себя на месте событий. Автору плюс.
    2. +4
      4 мая 2013 18:17
      Цитата: tm70-71
      летающие парты это недоштурмовик и не доистребитель,что приминение его в современном бою весьма сомнительно,но вот эта история опровергает начисто все попытки поставить под сомнения испльзывания учебно-тренировочных машин

      Учебно-тренировочные машины - 100% летающиме гробы в любом военном конфликте

      Откуда сделан вывод, Импала - учебно-тренировочный самолет??
      Это чисто боевая машина, построенная на базе УТС Aermacchi MB-326.

      Две встроенные 30 мм авиационный пушки, шесть узлов внешней подвески, 1800 кг внешних подвесных элементов. Полностью изменена кабина - вместо кресла инструктора установлен топливный бак. Добавлено прицельное оборудование - самолет имел возможнсть применять даже УР класса "воздух-воздух"
  2. +1
    4 мая 2013 09:37
    Что сказать: "Учите матчасть!"
    1. bask
      +5
      4 мая 2013 10:40
      Цитата: ИмПерц
      Что сказать: "Учите матчасть!"

      Почему СССР не дал каординаты (((спутниковая разведка)))ЮАРовских аэродромов????
      Кубинцы разбомбили бы из с МИГов, все аэродромы,на..в пух и прах,,,почему????
      Могли и использовать - испытать в боевых условиях ТРК,,Точка У,,
      В Афгане это все в это же время с успехом применялось.
      А самое главное почему не учли опыт в строительстве, МРАП уже много машин этого класса досталось советникам из СССР.И не захватили знаменитую,гаубицу G-6,уже в 85-году стрелявшую на 38 кл.
      В Афгане ,в это время наши КамАЗы и Уралы ,вообще не бронированные и без противоминной зашиты ,подрывались на фугасах духов.Если бы разведка адекватно отреагировала ,а промышленность выпустила,бронированные МРАП.С учетом полученных разведкой данных.ВПК СССР,мог наладить массовый выпуск бронеавтомобилей с противоминной зашитой.НЕ наладил ,почему????
      МЫ БЫ СЕЙЧАС В ЭТОМ ВОПРОСЕ БЫЛИ ВПЕРЕДИ ВСЕХ....
      ЮАРовцы же вовсю использовали советскую бронетехнику и скопировали ,,Град,,
      1. niksanpk71
        0
        27 ноября 2013 11:54
        Почему вы ненавидите белых, вы негр
  3. tttttt
    +8
    4 мая 2013 09:57
    Я так понимаю, били с задней полусферы, экипажи неопытные и не знали что их атакуют, то есть атака внезапная. Да и сидел бы тот парняга, что в МИ-8 за штурвалом "Крокодила" и имел возможность не имитировать атаку на встречных курсах а вжарить по настоящему, еще не известно кому бы было гореть на земле.
  4. +1
    4 мая 2013 10:19
    Вертолет какой бы он классный не был - один черт самолету уступит. Даже такой несуразитце как «Импалы». А вот что 23-е упустили штурмовиков это вовсе не респект нашему оружию.
    1. Комментарий был удален.
  5. +7
    4 мая 2013 10:54
    Большую роль играет профессионализм летчиков, а среди ангольцев таких не наблюдалось.
  6. 0
    4 мая 2013 12:07
    И о чём эта статья? Как самолёты сбивали вертолёты? Это и так ясно что самолёт превосходит вертолёт! Пустышка - ни новости, ни информации, ни героизма, ни чего!!!
    1. tm70-71
      +4
      4 мая 2013 12:51
      Очень хорошая статья,а у вас есть примеры протвостояния самолёт-вертолёт?
      1. +11
        4 мая 2013 14:19
        … в истории есть реальный боевой эпизод, когда 25 октября 1994 года восемь дудаевских L-39 неожиданно атаковали залпом неуправляемых ракет группу вертолетов Ми-24 федеральных сил. В скоротечном воздушном бою два «Крокодила» были сбиты, однако остальные, обнаружив противника, тут же взяли реванш, расстреляв пару учебно-боевых «Альбатросов».
      2. +3
        5 мая 2013 15:36
        tm70-71: Очень хорошая статья,а у вас есть примеры протвостояния самолёт-вертолёт?
        Ми-25 экспортный вариант машины Ми-24Д, который отличался несколько иным составом бортового оборудования. Вертолет предназначался для поставок в государства, не входившие в состав стран Варшавского договора.
        У Ми-24 были победы над сверхзвуковыми реактивными истребителями.
        Первая такая победа произошла 8 июня 1982года в долине Бекаа над Ливаном. Сирийский ПОЛКОВНИК-АС, пилотировавший новейший Ми-24В, с ракетами Р-60МК атаковал колонну израильской бронетехники и лично уничтожил ПТУР и НАР 5 танков, бронетранспортёр и мобильный ЗРК. Израильтяне вызвали на помощь пару истребителей, и один из них, “Фантом”, (хотя свидетели - советские военспецы, осматривавшие обломки, пришли к выводу, что это один из трёх сбитых американских F-14 "Томкет" со "свеженарисованными звёздами Давида") заходя на скорости М1,4 в атаку на Ми-24В, выдал себя излучением радиолокатора. Вертолёт развернулся по пеленгу и произвёл пуск 2х Р-60МК с расстояния более 8ми км в переднюю полусферу, первая же из которых нанесла истребителю фатальные повреждения, а вторая превратила израильский истребитель с ракетами средней дальности “Спэрроу” (или "Феникс") в облако пылающих обломков. Вторая победа была одержана во время Ирано-иракского конфликта, 27 октября 1984 года севернее посёлка Эйн-Хош. Так же, как и в случае с сирийским вертолётом, вертолёт ВВС Ирака был атакован сверхзвуковым истребителем третьего поколения “Фантом”. Однако, израильский самолёт нёс вооружение перехватчика, а всё вооружение “воздух-воздух” иранского “Фантома” состояло только из четырёх “Спэрроу” - иранский самолёт нёс ракеты “Шрайк” для поражения радаров ПВО и контейнеры с разведывательной аппаратурой, для определения параметров иракских радаров. Заметив иракский Ми-24Д, пилот истребителя решил сбить вертолёт, но последний шёл на малой высоте и “Спэрроу” потеряла цель. Но азартный иранский лётчик решил воспользоваться пушкой “Вулкан” и направил свою машину навстречу иракскому вертолёту. Иракский пилот не растерялся и выпустил с дистанции в 3,5км 32 НАР С-5 – по восемь из четырёх блоков. Навстречу "Фантому" неслись 32 ракеты “пятном” диаметром в 150 метров на скорости М2. Иранский истребитель попытался отвернуть, и в этот момент реактивный снаряд попал ему в заднюю часть фюзеляжа. Мгновенно детонировало топливо и “Фантом” превратился в бесформенный огненный шар. Победа над пакистанским F-16 остаётся непрояснённым фактом в славной биографии вертолёта-легенды.
        Не менее интересны победы 24ок над штурмовиками. В небе над Никарагуа 12,7мм пулемётом был сбит лёгкий штурмовик производства США А-37 “Дрэгонфлай”. Собственно говоря, вся броня этого штурмовика состояла из 4мм стальных плит, прикрывающий двигатель и кабину. Такая броня могла защитить только от огня пулемётов калибра 7,62. Пилотов защищало ещё и нейлоновая многослойная броня. Да и стрелковое вооружение штурмовика было слабым – 6ти ствольный 7,62мм пулемёт “Миниган”. Естественно, когда в октябре 1984 года сошлись в артиллерийском бою Ми-24Д и А-37, 12,7мм пули ЯкБ прошили как бумагу двигатели штурмовика ВВС Гондураса. Во время проведения миротворческой операции в Абхазии осенью 1992года, российский Ми-24ВП сбил ракетой “Штурм” модификации 9М114М2 грузинский штурмовик Су-25. Не смотря на легендарную живучесть советской машины, 20мм титановая броня не спасла штурмовик, – кумулятивная струя ПТУР вызвала детонацию 500кг фугаски…
        P.S Ми-24 имеет беспрецедентное количество воздушных побед над боевыми и многоцелевыми вооружёнными вертолётами противника – соотношение потерь составляет примерно 1 к 6; так же - Ми-24 –ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ вертолет, сбивавший тяжёлобронированные штурмовики и, даже, сверхзвуковые истребители противника!
    2. StolzSS
      +3
      4 мая 2013 14:24
      НУ наверное вы не слышали, что при Саддаме иракцы с крокодила сбили иранский самолёт??
      И вы наверное так же не слыхали что нынче на вертолёты вешают ракеты воздух воздух для самообороны. Статья просто освещение эпизода из того периода так что придираться по поводу отсутствия героизма ихмо глуповато. Ежели хотите статью с героискую так вперёд получите орден героя и напишите статью мы почитаем и заплюсуем)
  7. skif1804
    0
    4 мая 2013 15:01
    Вообще статья из разряда охотничьих баек. На самом деле вертолет и самолет два крайне неудобных друг для друга противника, см "http://www.airwar.ru/other/article/copters.html" раздел "Вертолет истребитель", в связи с большой разницей в скорости попасть в вертолет из пушки или тем более НУРСом очень нетривиальная задача.
    На просторах интернета можно найти информацию о большом количестве побед Ми-24 над вертолетами и самолетами противника (например здесь "http://omskteam.ru/airsoft-military/24-t5620.html"), только опять эти данные ничем не подтверждены.
    Так что статья интересна только как художественное произведение wink
  8. +5
    4 мая 2013 20:19
    Южноафриканская разведка установила крайне низкие профессиональные навыки экипажей «крокодилов». Ангольские летчики имели плохую штурманскую подготовку, из-за чего маршруты полетов прокладывались только вдоль заметных естественных ориентиров – рек или дорог. В плохую погоду вертолеты не летали, полностью отсутствовала дисциплина в радиопереговорах экипажей.

    Вот так рождаются слухи ,что наша военная техника хуже западной!Смотришь на целые поля танков в Ираке и понимаешь,что экипаж покинул машину еще до появления вертолетов!
    Слабые морально-профессиональные качества позволили разбить армию Саддама ,а несокрушимая мощь армии США.
  9. +1
    4 мая 2013 21:11
    Статье по-любому плюс,коль скоро возникает такое количество различных мнений и споров.
  10. bublic82009
    +1
    4 мая 2013 21:33
    обезьяны есть обезьяны как их не учи.
    1. +4
      4 мая 2013 22:36
      bublic8200
      Ну, так говорить нехорошо...но вот мне отчим (20 лет в Африку ходил рыбу ловить)в письме из Анголы написал такую фразу- ...у меня в смене два человека и три негра...:)))) он к ним неплохо относился,с юмором... хорошие, говорит люди, только вот работать не хотят и не умеют....
      к сожалению, приходится признать, что в возникновению у них такого менталитета белые люди от души приложили руку...
      а вот кубинские негры совершенно другие - вполне нормальные ребята. Общался с двумя воевавшими в Анголе кубинцами, которые, считай и вытянули ту войну. Один - черный, как душа бандеровца - так матерился на ангольцев, аж пиджак заворачивался - эти, говорит, черные....далее непечатно. Кстати, оба парняги окончили рыбный фак КТИ. Так вот у них там на Кубе конкурс на поступление к нам был - 98 человек на место...умнейшие ребята...
  11. Илюха
    0
    5 мая 2013 08:47
    Кто наблюдал вживую пилотаж на УТС типа Л-39 (по сути,аналог "Импалы") и "пилотаж" здоровенного летающего автобуса МИ-8,поймет что сбить последний не так-то сложно.
    Даже при условии отличной подготовки экипажей.
    Поэтому наши самолеты четвертого поколения МИГ-29 и СУ-27 изначально были спроектированы с очень низкой скоростью сваливания и могут соровождать вертолеты,летя на одной скорости,что неоднократно демонстрировалось при выступлениях и отрабатывалось на учениях.
    Кстати,амеровские аналоги-F-15 F-16 такого делать не могут-минимально безопасная скорость у них выше скорости вертолета.
    1. +2
      5 мая 2013 11:13
      Кстати,амеровские аналоги-F-15 F-16 такого делать не могут-минимально безопасная скорость у них выше скорости вертолета.
      Да что там F-15 и F-16! У патрульного "Ориона" она выше!
      1. +2
        5 мая 2013 17:53
        Вот, кстати, описание того случая:
        К случаям применения тарана, рассказанным в фильме, я бы добавил ещё один эпизод «укрощения» назойливых непрошеных гостей на учениях Северного флота, произошедший 13 сентября 1987 года. Нарушителем «покоя» был патрульный противолодочный самолёт Р-3 Orion из 333-ей эскадрильи Королевских ВВС Норвегии.

        «Орион» вылетел с авиабазы Аннёя (Andøya Air Station) в Норвегии и выдвинулся в район, где выполняли отработку боевой задачи наши подводные лодки. Барражируя вдоль границы над водами Баренцева моря, норвежский патрульный самолёт начал ставить гидроакустические буи и вести разведку подводных лодок. Для контроля за действиями «Ориона» как обычно оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО была дана команда на подъём в воздух истребителя. Вылетел Су-27, б/н 36, из состава дежурного звена 941-го ИАП 10-ой АР ПВО (аэродром Килп-Явр, Мурманская область). Самолёт пилотировал старший лейтенант Василий Цимбал.

        Норвежский патрульный самолёт мог висеть в воздухе у границы очень долгое время, и, чтобы скорее от него избавиться, Цимбал начал его выматывать. Несколько раз он делал на «Орион» заходы, крутил вокруг него пилотаж, вставал перед ним, чтобы сбить струёй двигателей с курса. «Орион» пытался «стряхнуть» соседа, уменьшая скорость, но даже на его минимальной скорости Су-27 держался рядом. В итоге, при очередном манёвре Су-27 задел своим килем винт двигателя правой консоли крыла «Ориона». Винт сломался, и норвежцу пришлось уйти на базу. (Нередко упоминается, что вдобавок ко всему Цимбал зашёл перед «Орионом» и слил ему топливо прямо на остекление кабины и фюзеляж). Поскольку патрульного самолёта в небе больше не было, то после доклада Цимбала о том, что «Орион» ушёл, с КП ему дали разрешение вернуться на аэродром.

        В тот же день был оповещён советский посол в Норвегии. Разбор инцидента закончился взаимным признанием вины обеих сторон. Василий Цимбал, к сожалению, не дожил до наших дней, он погиб в 2003 году во время наводнения.

        Бортовой номер истребителя после столкновения был перекрашен на 38, потом его меняли ещё раз, но на память о «таране» на борт Су-27 была нанесена звёздочка-отметка.

        Добавлю - вскорости звездочку заменили на силуэт "Ориона".
        Попробую и фотку вставить.
        1. 0
          6 мая 2013 02:41
          Old_Kapitan
          Спасибо. очень интересно....уж простите меня нелетчика, но -слил топливо на фонарь-это похоже на жест презрения, вроде, как пописал на коллегу-врага....:))))впервые о таком слышу:))))))
  12. +2
    5 мая 2013 14:20
    Цитата: Homo
    И о чём эта статья? Как самолёты сбивали вертолёты? Это и так ясно что самолёт превосходит вертолёт! Пустышка - ни новости, ни информации, ни героизма, ни чего!!!

    Статья раскрывает несколько тем для размышления.
    Первая. Почему имея слабую подготовку и летая только по ориентирам нельзя было закрыть рот и не трендеть в радиоэфире?
    Вторая. Почему после первого случая вертолеты не прикрывали самолеты? Урок не восприняли сразу? Где были советники, которых отправили учить и советовать. Наверно бухали....
    Вывод. Легче научить медведя в цирке на велосипеде гонять, чем мартышку на вертолете летать!
    1. 0
      6 мая 2013 02:47
      Yazov
      Ну, бухать-то бухали...как и все советники.. везде...всех стран...но от негров даже внятного доклада добиться сложно было....
      а заставить их соблюдать хоть какие-то требования, правила..любые...невозможно в принципе...
  13. Илюха
    +1
    5 мая 2013 14:43
    [quote=Yazov][quote=Homo]И о чём эта статья? Как самолёты сбивали вертолёты? Это и так ясно что самолёт превосходит вертолёт! Пустышка - ни новости, ни информации, ни героизма, ни чего!!![/quote]
    Статья раскрывает несколько тем для размышления.
    Первая. Почему имея слабую подготовку и летая только по ориентирам нельзя было закрыть рот и не трендеть в радиоэфире?
    Вторая. Почему после первого случая вертолеты не прикрывали самолеты? Урок не восприняли сразу?
    Вы не совсем правы. Сбить маленький и оч-ч-чень верткий вертолет (не громадину Ми-8)трудная задача для самолета.В ходе учений НАТО отрабатывались такие задачи,оказалось,что лучше всего для противовертолетной борьбы подходит УТС "Альфа Джет",а не истребители.
    У нас для противовертолетной борьбы приспосабливали тот же Ми-24,ставили ракеты Р-60 и Р-73 и разработали комплект аппаратуры,так как пришли к выводу в ходе испытаний,что вертолетом на вертолет охотится даже лучше.
    Статья все же годная,коллега,пусть технически неглубокая,но написана хорошо.
  14. Илюха
    +1
    5 мая 2013 14:47
    Цитата: Homo
    И о чём эта статья? Как самолёты сбивали вертолёты? Это и так ясно что самолёт превосходит вертолёт! Пустышка - ни новости, ни информации, ни героизма, ни чего!!!

    Не соглашусь с Вами.Это интересное описание НЕТИПИЧНЫХ воздушных боев,грамотно подготовленными юаровцами и грамотно выполненными.
  15. 0
    6 мая 2013 09:09
    Ничего удивительного нет. Юаровцы в то время - это потомки воинственных буров. Воевать они умели всегда. А вот африканцы, извините, за отсутствие толерантности - недавно спустившиеся с деревьев дикари. Воевать их учили с большим трудом советские спецы. Но очень уж тяжело давалось туземцам освоение техники (все-таки управлять вертолетом или танком это не бабуинов по кукурузным полям гонять). Но этому были свои причины - очень уж большой разрыв был в цивилизационном развитии.
  16. 0
    6 мая 2013 10:28
    Судя по рассказу о маневрировании уцелевшего ми-8, у меня то-же сложилось ощущение что его пилотировал именно Русский пилот, имитация атаки на невооруженном вертолете, это в нашем духе.
    Тем более такие навыки приобрести можно только в центре боевой подготовке вертолетов, если Русского прижать он может и на вираже из пистолета обстрелять штурмовик.
    Вероятно поэтому с нами на равных предпочитают не воевать, слишком много фатализма в душе да помноженного на опыт и навыки, многие враги сдохли думая что победа у них в кармане.