Яков Слащев. Начало боевой карьеры самого неоднозначного и противоречивого белого генерала

8 271 73
Яков Слащев. Начало боевой карьеры самого неоднозначного и противоречивого белого генерала

В период Гражданской войны в составе Белой армии служили генералы разных моральных качеств – от беспринципного мародера и будущего начальника «резерва казачьих войск» при Главном штабе войск СС Андрея Шкуро до запрещавшего грабежи Сергея Улагая. Разного происхождения: например, сын письмоводителя полиции Усть-Каменогорска Лавр Корнилов – и барон Петр Врангель, первый известный предок которого упоминается в документах 1219 года. Разных дарований – от бездарного (по общему мнению) Александра Кутепова до прославившегося на Кавказском фронте I мировой войны «мастера импровизаций» Николая Юденича.

Но самым неоднозначным и противоречивым белогвардейским генералом Гражданской войны, вероятно, следует признать Якова Александровича Слащева. Будучи одним из самых способных генералов Белой армии, он имел большие заслуги в организации обороны Крыма, был любим солдатами, которые называли его «генералом Яшей» или даже «дядей Яшей». Генерал П. Аверьянов вспоминал:



Держал себя Слащёв с офицерами и солдатами очень просто, доступно, всякий мог смело обратиться к нему с правдивыми словами во всякое время и при всяких обстоятельствах.

При этом Слащев нажил множество врагов среди руководителей ВСЮР Деникина и Русской армии Врангеля.

Был известен своей жестокостью по отношению и к «своим», и к «чужим», получил прозвище «Вешатель» – и поразил всех, вернувшись в Советскую Россию, где стал преподавателем тактики школы командирского состава РККА «Выстрел». Здесь он «доводил» до белого каления своих бывших противников, досконально разбирая ошибки, допущенные при планировании и организации операций советских войск. Генерал Батов вспоминал:

Преподавал он блестяще, на лекциях всегда полно народу, и напряжение в аудитории порой как в бою. Многие слушатели сами недавно сражались с врангелевцами, в том числе и на подступах к Крыму, а бывший белогвардейский генерал, не жалея язвительности, разбирал недочеты в своих и наших действиях. Скрипели зубами от гнева, но учились!

Однако не щадил Слащев и белогвардейских генералов, многих из которых он, что называется, и в грош не ставил. И надо отметить, что даваемые им характеристики разделялись многими другими белогвардейскими мемуаристами. О Врангеле, например, Слащев говорил:

Честолюбив, властолюбив, хитер и в душе предатель, но самый умник из оставшихся там генералов — еще могу добавить, продажен и любит (очень умно) присвоить чужую собственность себе на благо.

Сравним эту характеристику с мнением полковника М. В. Мезерницкого:

Врангель — самовлюбленный, самоуверенный, с манией величия человек. Достаточно лживый и трусливый (в частной жизни, но не на фронте), способный на всякий обман и даже иногда на предательство, если это ему выгодно.

И полковника Э. П. Гильбиха (последний белогвардейский комендант Симферополя):

Генерал Врангель — самый умный генерал в Константинополе; крайне честолюбив, по слухам, питал даже надежду стать императором России; ради своей выгоды готов потопить кого угодно; не терпит подчиненных с умом и самостоятельным характером; не держит своего слова; ставит свой интерес выше всякой идеи.

А вот какого мнения о Врангеле начальник личного конвоя Слащева капитан Б. Н. Войнаховский:

Достаточно умный, честолюбивый, себялюбивый и страдающий манией величия… В выборе помощников не терпит людей со своим собственным мнением. Большой интриган.

Генерала П. Шатилова (начальник штаба армии Врангеля) Слащёв коротко охарактеризовал:

Военная бездарность и вор.

И похожие выражения в рассказах о нем используют другие известные белогвардейцы. Генерал-майор А. Мильковский (бывший помощник военного министра Крымского правительства Врангеля) называет Шатилова хитрым и беспринципным и сообщает об отрицательном отношении к нему в армии, полковник Э. Гильбих – «нечистоплотным в служебных делах», добавляя: «В военном отношении ноль». Полковник М. Мезерницкий – «прохвостом и мелким жуликом», капитан Б. Войнаховский – интриганом, вором и крупным взяточником.

О генерале А. Кутепове (последний командир Преображенского полка, в Белой армии командовал корпусами и армией, в 1928-1930 гг. – председатель РОВС) в разговоре с Дзержинским Слащев сказал:

Отличный строевик-фельдфебель — годится на должность до командира батальона… В военном смысле не стоит ничего.

И опять-таки, именно фельдфебелем в своих воспоминаниях назвали Кутепова другие высокопоставленные белогвардейцы. Полковник Мезерницкий:

Кутепов – фельдфебель, человек ограниченный.

Полковник Гильбих:

Генерал Кутепов — очень честолюбив; хороший фельдфебель; военная бездарность; хам; лично храбр.

Генерал Мильковский утверждал, что Кутепов «как большой начальник, безусловно, мало пригоден», а капитан Войнаховский писал о нем:

Отличный строевой офицер и скверный организатор. Способен на должности не выше командира батальона. Честолюбивый, грубый, небольшого ума, очень твердой воли, большой интриган, как боевой начальник всегда терпел поражения.

О генерале В. Витковском (начальник «Дроздовской» дивизии) Слащёв говорит:

Не опасен, очень глуп. 

И опять находит единомышленников. Полковник Гильбих пишет:

Генерал Витковский – глуп и в военном деле бездарность.

М. В. Мезерницкий называет Витковского интриганом и глупцом.

В общем, на плохой характер Слащева его беспощадные и язвительные характеристики деятелей Белого движения списать невозможно.

Итак, начнем рассказ о Я. А. Слащеве, и в этой статье поговорим о его происхождении, молодости и службе в царской армии.

Происхождение Якова Слащева и начало его военной службы


Будущий генерал родился в Петербурге 12 (24) декабря 1885 года. Мужчины семьи традиционно служили в армии, дед, например, был участником Русско-турецкой войны 1828–1829 гг., находился в составе русской армии при подавлении польского восстания 1830–1831 гг., в отставку ушел в звании подполковника. Отец служил в гвардейском Измайловском полку и также стал подполковником. Его сын Яков по окончании столичного реального училища Гуревича продолжил учебу в Павловском военном училище, выйдя из него подпоручиком в 1905 году.

Первым местом его службы стал лейб-гвардейский Финляндский полк. Отметим, что никаких финнов в этом полку никогда не было – это просто историческое название данной военной части. Через 4 года Слащев был повышен в звании до поручика и поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. Однокашники вспоминали, что, имея достаточно высокие способности, особой усидчивостью и старанием Слащев не отличался, и потому из академии был выпущен в 1911 году лишь «по второму разряду» – без права причисления к Генштабу и ношения престижного аксельбанта. Вернулся на должность командира роты в свой Финляндский полк.


Поручик Я. Слащев на фотографии 1911 г.

Дочь командира этой части – Софья Владимировна Козлова (1891 года рождения) стала первой супругой героя статьи. Некоторые считают, что в этот брак он вступил по расчету. Видимо, не без помощи тестя в ноябре 1912 года Слащев был приглашен преподавать тактику в элитный Пажеский корпус и в апреле 1913 года получил звание штабс-капитана гвардии.


Штабс-капитан Слащев

На фронте будущий генерал оказался в конце декабря 1914 года – в составе своего Финляндского полка. Показал себя храбрым офицером, особенно хорошо удавалась ему организация контратак. До Февральской революции Я. Слащев получил пять ран и две контузии, был награждён шестью орденами и Георгиевским оружием, дослужился до чина полковника и должности заместителя командира полка.


Помощник командира лейб-гвардии Финляндского полка Яков Слащев, 1917 г.

В июле 1917 он получил под командование лейб-гвардейский Московский полк, однако поддерживать дисциплину даже в этой элитной части с каждым днём становилось всё трудней. После того как в декабре 1917 года было опубликовано «Временное положение о демократизации армии», он «по состоянию здоровья» покинул полк и отправился в Новочеркасск, где уже формировалась Добровольческая белая армия.

Яков Слащев в начале гражданской войны


Поначалу главнокомандующий М. В. Алексеев отправил Слащева для формирования офицерских отрядов в район Минеральных вод, а в мае того же года он оказался на должности начальника штаба отряда Шкуро. С этого времени он неизменно носил мундир без погон, пояснив Деникину:

Добрармия живет грабежом, не следует позорить наши старые погоны грабежами и насилиями.

Другими неизменными атрибутами Слащева стали накинутый на мундир доломан или казакин, папаха и сучковатая дубинка.

Знакомство с Ниной Нечволодовой


В отряде Шкуро, помимо прочих, оказалась и странная женщина Нина Николаевна Нечволодова, которая служила в императорской армии под именем юнкера Нечволодова, однако, в отличие от многих женщин такого рода, не скрывала своего пола – то есть, в каких-то сексуальных аберрациях ее заподозрить невозможно.

Обстоятельства ее службы неизвестны, однако каким-то образом она получила унтер-офицерский чин и солдатский Георгиевский крест, но в своих воспоминаниях многие называют ее сестрой милосердия. Митрополит Вениамин (Федченков), например, пишет в книге «На рубеже двух эпох»:

Однажды я посетил его (генерала Слащёва) в штабе около ст. Джанкой. Отдельный вагон. Встречает меня его часовой, изящный, красивый, в солдатской форме. Оказывается, это бывшая сестра милосердия, теперь охрана и жена генерала.

Так что, вполне возможно, чин и награды она получила за спасение раненых.

Роман Нины с Яковом Слащевым (который был старше ее на 14 лет), похоже, начался в июне 1918 года – в захваченном белыми Кисловодске. Вначале она заняла должность ординарца Слащева, летом 1920 года стала его второй женой. Встречавшийся с ней А. Вертинский почему-то называет ее «Лидой», а также юнкером Нечволодовым:

Справа от Слащева встал молодой офицер в черкеске.
— Познакомьтесь, — хрипло бросил генерал. — Юнкер Ничволодов.
Это и была Лида, его любовница, женщина, делившая с ним походы, участница всех сражений, дважды спасшая ему жизнь. Худая, стройная, с серыми сумасшедшими глазами, коротко остриженная, нервно курившая папиросу за папиросой.



Нина Николаевна Нечволодова на фотографии, сделанной в Кисловодске в 1918 году. Здесь она в черкеске – как в описании А. Вертинского

Другие мемуаристы называют Нину «ординарцем Никитой» и «казачком Варенькой».

Полагают, что именно Нечволодова стала прототипом Люськи Корсаковой – персонажа булгаковской пьесы «Бег». Правда, Булгаков сделал ее ординарцем и походной женой Чарноты, в котором, по мнению многих исследователей, угадываются черты другого белогвардейского генерала – Сергея Улагая.


Татьяна Ткач в роли Люськи Корсаковой, кадр из фильма «Бег» (1970 г.)

И. Сагацкий описывает Нину Нечволодову как «миловидную и стройную девицу в белой рубахе с погонами унтер-офицера и одним или двумя Георгиевскими крестиками, в кавалерийских синих бриджах и сапогах со шпорами».

Такой она предстает перед нами и на этой фотографии:


Штаб Слащева в Крыму, март 1920 года

Здесь вы видите (справа налево) есаула Сосинского, Нину Нечволодову, генералов Слащева и Дубяго, полковника Орлова, штабс-капитана Смолина и поручика Брусенцова. Отметим, кстати, что некий поручик Александр Никитич Брусенцов стал героем советского фильма «Служили два товарища», в этой роли мы увидели В. Высоцкого.


Один из сценаристов фильма Юлий Дунский говорил, что это имя принадлежало какому-то лейтенанту РККА, с которым он познакомился в лагере. Однако позже выяснилось, что в лагерях в разное время находились 31 человек с фамилией Брусенцов, но среди них не было ни одного Александра и ни одного офицера Красной Армии.

Вернёмся к Нине Нечволодовой. По некоторым данным, её брат также служил в Белой армии и в 1919 году принял активное участие в подавлении восстания в Грозном, организованного большевиком Н. Гикало. А вот дядя этой странной женщины – Алексей Маниковский, который был награжден золотым оружием и стал кавалером 7 царских орденов, дослужился в императорской России до чина генерала от артиллерии, а затем стал Временно управляющим военным министерством Временного правительства, в 1918-1919 гг. находился на должности начальника артиллерии Красной Армии. В октябре 1920 года он погиб при крушении поезда.


Алексей Алексеевич Маниковский на фотографии журнала Разведчик, март 1917 г.

Впрочем, некоторые полагают, что она была племянницей другого генерала-артиллериста – начальника Главного артиллерийского управления русской императорской армии Платона Нечволодова, который умер во Франции в ноябре 1936 года.

От Шкуро Слащев скоро ушел, став начальником штаба казачьей дивизии генерала Улагая, который, как мы помним из посвященных ему статей, в Белой армии удивлял всех тем, что «сам не грабил и другим не давал». А затем мы видим Слащева командиром Кубанской пластунской бригады, солдаты которой имели репутацию «лучших вояк по обе стороны Кавказа». Деникин потом вспоминал о Слащеве:

Это был человек позы, с большим честолюбием и густым налетом авантюризма. Но за всем тем он обладал несомненными способностями, порывом, инициативой и решимостью.


Я. Слащев на фотографии 1918 г.

В феврале 1919 года Слащева перевели в 5-ю дивизию, которая тесно взаимодействовала с интервентами стран Антанты.

Мы помним, что во время I мировой войны Слащев был ранен пять раз и дважды был контужен. Ещё дважды ранен он был на гражданской войне, причем в апреле 1919 года — очень тяжело. Весной того года французы и греки очень испугались, увидев, насколько успешна коммунистическая пропаганда в интервенционных войсках, и предпочли вывести их, пока не поздно, сдав при этом Николаев и Херсон.

Оттолкнувшись от этих городов, в наступление перешла Заднепровская дивизия Дыбенко, в подчинении у которого находились и отряды Нестора Махно. Захватить Перекоп тогда не удалось, но махновцы в первый раз перешли вброд Сиваш и ударили по укреплениям Юшуня. Белые войска под командованием Слащева сумели остановить их продвижение, но другие красные части вышли на Арабатскую стрелку, заставив Слащева отойти к Джанкою и Феодосии. Именно тогда он был тяжело ранен: одна пуля попала в живот, две – в грудь, повредив легкие. Белые в панике бежали, бросив Слащева в одном из домов занятой красными деревни. Но его забрала Нина Нечволодова – красные не стали стрелять в женщину, одетую в форму сестры милосердия. Белогвардейский генерал П. Аверьянов так писал об этом в 1929 году:

Спасла Слащёва молоденькая сестра милосердия, бывшая при гвардейском отряде, т. к. была сестрой служившего в этом отряде гвардейского офицера. Она верхом отправилась в селение, в котором лежал Слащёв, метавшийся в то время в жару и беспамятстве, взвалила при помощи крестьян раненого на лошадь и на той же лошади прискакала с раненым к гвардейскому отряду. Эта сестра милосердия неотлучно оставалась при боровшемся со смертью Слащёве и выходила его… Вскоре после выздоровления Слащёв женился на спасшей ему жизнь сестре милосердия. Его первый брак не был счастлив. Эта же вторая его жена вполне подходила к нему: под видом ординарца (из вольноопределяющихся) Никиты она безотлучно находилась при Слащёве и сопровождала его и в бою под огнем.

Слащев вернулся в строй, однако рана в животе до конца так и не зажила – в ней оставалась фистула. Снимать боль Слащев пытался алкоголем и кокаином.

Летом 1919 года под контролем белых в Крыму оставался лишь небольшой плацдарм под Керчью. Под командованием Слащева была проведена операция по высадке десанта у Коктебеля, затем, получив подкрепление, он ударил по Феодосии, а затем вытеснил красные войска с территории полуострова. В августе 1919 года во главе 4-й пехотной дивизии он успешно сражался против Симона Петлюры и Нестора Махно, войска которого 16 ноября 1919 года сумел выбить из Екатеринослава. Однако как раз в это время Кубанский казачий корпус Шкуро и Донской корпус Мамантова (Мамонтова) были разбиты под Воронежем, и в многодневном Орловско-Кромском сражении (11 октября – 18 ноября 1919 г.) потерпела поражение белая армия генерал-майора В. Май-Маевского. Деникинские войска покатились на юг, и с каждым днём их движение приобретало всё более панический характер.

В следующей статье мы продолжим рассказ о Якове Слащёве. Поговорим про оборону Крыма, которая стала звёздным часом этого генерала, отставке и тяжелой жизни в эмиграции. Неожиданном и триумфальном возвращении в Москву, работе в школе командирского состава РККА «Выстрел» и трагической гибели 11 января 1929 года.
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. vet
    +2
    4 декабря 2025 07:25
    Интересные характеристики белых генералов в начале статьи. И, вероятно, справедливые - никаких выдающихся тактических и стратегических решений с их стороны во время гражданской войны не было.
    1. -12
      4 декабря 2025 10:29
      Цитата: vet
      никаких выдающихся тактических и стратегических решений с их стороны во время гражданской войны не было.

      Сталин:
      Гражданская война-НЕнастоящая война
      1. vet
        +3
        4 декабря 2025 10:34
        Только вот армии сражались по-настоящему, и, думаю, Деникин или Врангель очень удивились бы. если бы узнали, что у них оказывается не война, а так - "ненастоящая войнушка".
      2. +2
        4 декабря 2025 19:13
        Цитата: Ольгович

        Сталин:
        Гражданская война-НЕнастоящая война
        И он был абсолютно прав: боевую мощь фронтовых дивизий Первой мировой сохранили (им просто неуда было разбегаться) только латышские стрелки (которые из-за этого и сыграли такую важную роль в Гражданской). Косвенно о деградации вооруженных сил можно судить по широкому и успешному применению кавалерии как кавалерии обеими сторонами (в Первую мировую кавалеристы или стремительно поумнели или кончились). И полученный нашими военноначальниками опыт Гражданской еще аукнулся нам в начале Великой Отечественной.
        Но это совсем не значит, что в таких условиях можно командовать "не по настоящему".
        1. -3
          5 декабря 2025 11:51
          Цитата: bk0010
          боевую мощь фронтовых дивизий Первой мировой сохранили (им просто неуда было разбегаться) только латышские стрелки
          lol их с треском разбили в самой Латвии -бежали, аж пятки сверкали, это не русских крестьян казнить..

          Сталин, кстати, объяснил , что имел ввиду.
          1. +2
            5 декабря 2025 15:36
            Цитата: Ольгович
            их с треском разбили в самой Латвии -бежали, аж пятки сверкали, это не русских крестьян казнить..
            С треском разбили всю кадровую царскую армию. Гуглите - Великое отступление. Правда, тут вины самой армии нет: их выносили тяжелой артиллерией в одни ворота.
            1. -5
              5 декабря 2025 18:17
              Цитата: bk0010
              С треском разбили всю кадровую царскую армию

              что за бред-армия сщуствовала до ВОР.

              Я о том, как крансых латышей гоняли в Латвии в 1919
              1. +1
                5 декабря 2025 22:03
                Цитата: Ольгович
                что за бред-армия сщуствовала до ВОР.
                До ВОСР дотянула третья армия. Первая - довоенная, кадровая, в ней была куча дворян. Кончилась в течении нескольких месяцев после начала войны, вместе со служилым дворянством. Это произошло из-за того, что дворяне пытались воевать как в 19 веке. У всех так было, кстати. После чего остатки армий перешли от подвижной войны к окопной. Собрали вторую армию, из разночинцев и мобилизованных первой очереди. Её потеряли во время великого отступления. Потом собрали третью армию, из кого попало (вольноопределяющиеся кончились во время второго этапа) и мобилизованных второй-третьей очереди (крестьян, в основном). Вот, как пришло время землю в общине перераспределять, так они и поехали по домам. Ибо знали, что добрые односельчане обделят семью героя. А тут - вот он я, с винтовкой.
                Цитата: Ольгович

                Я о том, как крансых латышей гоняли в Латвии в 1919
                Это немцы-то? Так они всех гоняли. И царские войска, и французов с англичанами.
                1. -3
                  6 декабря 2025 09:01
                  Цитата: bk0010
                  так они и поехали по домам

                  дезертиров и уклонистов в ВОВ было больше , чем в ПМВ
                  Цитата: bk0010
                  Это немцы-то? Так они всех гоняли

                  и местные, против которых не хотели воевать
                  1. -1
                    6 декабря 2025 12:48
                    Цитата: Ольгович
                    и местные, против которых не хотели воевать
                    Гм... Переведите. А лучше сошлитесь на примеры того, о чем хотели написать.
                    1. -3
                      6 декабря 2025 13:58
                      Цитата: bk0010
                      Переведите.

                      прочитайте
                      то немцы-то? Так они всех гоняли

                      и местные

                      В своей ГВ в латтвии красные дезерировали, бежали, не хотели аоевать протв своих.

                      Вот в РОссии руссских бить -это пожалйста
                      1. +1
                        6 декабря 2025 14:01
                        Цитата: Ольгович
                        В своей ГВ в латтвии красные дезерировали, бежали, не хотели аоевать протв своих.
                        Что за бред... Латышские стрелки сохранились как серьёзная сила именно потому, что не могли разбрестись по домам: там были немцы. Они просто не могли попасть в Латвию.
        2. -1
          5 декабря 2025 14:11
          Цитата: bk0010
          Цитата: Ольгович

          Сталин:
          Гражданская война-НЕнастоящая война
          И он был абсолютно прав: боевую мощь фронтовых дивизий Первой мировой сохранили (им просто неуда было разбегаться) только латышские стрелки (которые из-за этого и сыграли такую важную роль в Гражданской). Косвенно о деградации вооруженных сил можно судить по широкому и успешному применению кавалерии как кавалерии обеими сторонами (в Первую мировую кавалеристы или стремительно поумнели или кончились). И полученный нашими военноначальниками опыт Гражданской еще аукнулся нам в начале Великой Отечественной.
          Но это совсем не значит, что в таких условиях можно командовать "не по настоящему".

          Вы путаете причины. В пмв была сплошная линия фронта, в гражданскую-нет.
          1. +1
            5 декабря 2025 15:40
            Цитата: Panin (michman)
            Вы путаете причины. В пмв была сплошная линия фронта, в гражданскую-нет.
            Нет, не путаю: сплошная линия фронта - как раз следствие. В Гражданскую ее сформировать не смогли нигде и никто, даже в Крыму, где Сиваш (где сам бог велел). В Первую мировую для формирования и удержания линии фронта хватило частей ладвера, которые походя, пулеметами вынесли наших кавалергардов, красу и гордость императорской армии.
            1. 0
              5 декабря 2025 17:54
              В степи без транспорта - смерть. Тогда транспортом были кони. А пешком ты там никуда не уйдешь вообще.
              Потому в гражданскую и была такая роль конницы. Ну, и мобильность все же повыше пехоты. Конница позволяла обходить врага, как механизмрованным колоннам позже
              1. +2
                5 декабря 2025 21:51
                Цитата: MCmaximus
                В степи без транспорта - смерть. Тогда транспортом были кони.
                Вообще-то, в Гражданскую воевали вдоль железных дорог.
                Цитата: MCmaximus
                Потому в гражданскую и была такая роль конницы.
                Кавалерия - это не про транспорт.
                Цитата: MCmaximus
                Ну, и мобильность все же повыше пехоты.
                Различайте кавалеристов и драгунов. Драгуны приезжают на лошадях, а потом воюют как пехота. Они были еще во второй мировой. Кавалеристы воюют на конях, пиками и шашками.
                Цитата: MCmaximus
                Конница позволяла обходить врага, как механизмрованным колоннам позже
                Это да, стратегическая кавалерия, лебединая песнь конницы, предшественник боевых танковых групп, орудия блицкрига. Но большой роли в Гражданскую сыграть не смогла из-за склонности личного состава к воровству.
                1. 0
                  6 декабря 2025 15:44
                  Вы в степи были? А если представить, что можно пройти без дорог, по степи? Такая возможность никак не предусматривается? Речушек для водопоя в тех краях полно.
                  Дорога есть - хорошо. Но она хороша для обеих сторон.
                  Даже вермахт во ВМВ в наших краях формировал СЕБЕ кавалерийские части. Зачем?
                  1. 0
                    6 декабря 2025 16:02
                    Цитата: MCmaximus
                    Вы в степи были?
                    Причем тут степь? Серьезные боевые действия в Казахстане не велись.
                    Цитата: MCmaximus
                    Даже вермахт во ВМВ в наших краях формировал СЕБЕ кавалерийские части.
                    Не "формировал кавалерийские части", а использовал лошадей.
                    1. +2
                      6 декабря 2025 18:55
                      Ага. Послужите на лошади без кавалерийской организации.
                      Жукова почитайте. Который маршал.
                      1. +3
                        6 декабря 2025 21:34
                        Цитата: MCmaximus
                        Послужите на лошади без кавалерийской организации.
                        Поймите: улан и конюх - не одно и то же, хотя оба с лошадками.
                      2. +2
                        7 декабря 2025 06:09
                        Все же почитайте Жукова. Что такое служба.
                        И несмотря на засилье "тупых кавалеристов" у нас и Гудерианов в Германии пришлось в войну увеличивать количество кавалерийских частей. Именно потому, что иногда надо действовать вне дорог.
                        Или вы думаете, что если вам удобно действовать вдоль дорог, то противнику это неудобно? Он там всегда и сидит. Как Соловей-разбойник.
                2. +1
                  6 декабря 2025 15:48
                  А еще. Наши погранцы лошадей имели. Потому что на своих двоих по пересеченке недалеко уедешь. И. Стрелков говорил про Чечню, что в горах лучшего транспорта, чем лошадь нет.
                  Про всяких рейнджеров и индейцев в Америке вообще не говорю. Никаких дорог там не было.
                  А где лошадь, там кавалерийские порядки. Потому как эта зверюшка диктует к себе особое отношение.
                  Везде, пока не было моторов, лошадь это самый первый траспорт для перемещения людей
            2. -1
              6 декабря 2025 10:27
              Цитата: bk0010
              сплошная линия фронта - как раз следствие

              Следствие чего?
              "В Гражданскую ее сформировать не смогли нигде и никто"
              Поэтому конница играла значительную роль
              1. +2
                6 декабря 2025 12:46
                Цитата: Panin (michman)
                Следствие чего?
                Следствие уровня участников боёв. Ни подготовки, ни артиллерии во вменяемых количествах, ни нормальной логистики (сидишь в окопе - сиди, кормись как хочешь).
    2. 0
      4 декабря 2025 21:32
      Цитата: vet
      Интересные характеристики белых генералов в начале статьи. И, вероятно, справедливые - никаких выдающихся тактических и стратегических решений с их стороны во время гражданской войны не было.

      Первая оборона Крыма и была выдающимися тактическими действиями Слащева.
      А какие выдающиеся тактические действия были со стороны Красных?Разгром под Варшавой?
      Вообще то тяжело проводить какие то тактические действия,имея мало войск.
      1. +2
        6 декабря 2025 03:52
        Цитата: Panin (michman)
        А какие выдающиеся тактические действия были со стороны Красных?

        Разгром белой конницы в янваpе-феврале 1920 года. У белых примерно 1/3 конницы пpосто погибла от голода и холода. Кpасные смогли опеpативно установить на pечные суда и бpонепоезда аpтиллеию большего калиба. Цаpские генеpалы на подобное не pешались.
        1. -3
          6 декабря 2025 10:30
          Цитата: gsev
          Разгром белой конницы в янваpе-феврале 1920 года. У белых примерно 1/3 конницы пpосто погибла от голода и холода

          И где тут выдающиеся тактические решения?
          Красные имели подавляющее численное превосходство.Против лома нет приема
          1. +1
            7 декабря 2025 00:01
            Цитата: Panin (michman)
            И где тут выдающиеся тактические решения?

            Пpочтите мемуаpы Чеботарева" Правда о Pоссии". Автоp в гpажданскую войну был адъютантом у Кpаснова а писал свои воспоминания будучи пpофессоpом Пpинстонского унивеpситета. Во вpемена пpавления Хpущева он был оpганизатоpом научных саммитов советских и амеpиканских аpхитектоpов.
            Кстати pешение pазвязать гpажданскую войну не имея поддеpжки населения это показатель глупости белого генеpалитета.
  2. +4
    4 декабря 2025 08:22
    После того как в декабре 1917 года было опубликовано «Временное положение о демократизации армии»


    Кстати, интересный пункт из этого положения

    .....Офицерские и классные чины, звания и ордена упраздняются, выдача орденов не разрешается. Ношение орденов отменяется, кроме Георгиевских крестов и медалей, которые носить разрешается....
    1. -1
      4 декабря 2025 11:47
      Цитата: Konnick
      Кстати, интересный пункт из этого положения

      там еще более интересные есть:
      Строгая дисциплина в рядах войск поддерживается силой
      товарищеского влияния
      , авторитетом комитетов и действием товарищеского
      суда.

      5) Солдатским самоуправлениям предоставляется право избрания
      и утверждения и смещения с должностей соответствующих командиров

      на низшие должности, до рядового включительно.

      6) Комитеты ведут кандидатские списки на должности, получая
      аттестации от комитетов и отзывы о специальной подготовке
      от командиров


      и это в...армии. belay request .
    2. +3
      4 декабря 2025 14:35
      Эх, как классно генерала Слащёва сыграл Дворжецкий в кинофильме "Бег" по произведениям М.Булгакова!
      Там он выведен под персонажем генерала Хлудова...
      До сих пор помню его диалог с ординарцем в штабном вагоне, катящемся в Севастополь:
      - А у тебя, есаул, душа болит?..
      - Никак нет, ваше превосходительство, не болит! Зубы...болят. Застудил...
      - Пошёл вон!
      - Слушаюсь!..
      1. +3
        4 декабря 2025 15:02
        Цитата: Пауль Зиберт
        Эх, как классно генерала Слащёва сыграл Дворжецкий в кинофильме "Бег" по произведениям М.Булгакова!
        Там он выведен под персонажем генерала Хлудова...
        До сих пор помню его диалог с ординарцем в штабном вагоне, катящемся в Севастополь:
        - А у тебя, есаул, душа болит?..
        - Никак нет, ваше превосходительство, не болит! Зубы...болят. Застудил...
        - Пошёл вон!
        - Слушаюсь!..

        Это одна из первых ролей Дворжецкого...вообще фильм "Бег" шикарный
  3. -1
    4 декабря 2025 09:02
    Большевизм – есть суть Русской цивилизации.

    Обращение к остаткам белых армий.

    "С 18 года льется русская кровь в междуусобоой войне. Все называют себя борцами за народ. Правительство белых оказалось несостоятельным и неподдержанным народом: Белые были побеждены и бежали в Константинополь. Советская власть есть единственная власть представляющая Россию и ее народ

    Я, Слащев-Крымский зову вас, офицеры и солдаты, подчиниться советской власти и вернуться на родину, в против ном случае вы являетесь наемниками иностранного капитала и, что еще хуже, изменниками против своей родины и своего родного народа. Ведь каждую минуту вас могут по слать завоевывать русские области. Конечно платить вам за это будут но пославшие вас получат все материальные и территориальные выгоды и сделают русский народ рабами, а вас народ проклянет. Вас пугали тем, что возвращающихся белых подвергают различным репрессиям.

    Я поехал, проверил и убедился, что прошлое забыто. Со мной приехал ген. Мильковский полковник Гильбих, несколько офицеров и моя жена, и теперь, как один из высших на пальников добровольческой армии, я рекомендую вам — за мной, не верьте сплетням про Россию и не смейте продаваться, чтобы идти на Россию вой но« Требую подчинения советской власти для защиты родины и своего народа.

    Слащев-Крымский. Ноябрь 21 дек. 1921 г.


    Мысля едино со Слащевым и подписывая его обращение, мы я свою очередь обращаемся ко всем, знающим нас, верящим нам и искренно любящим свою родину без всяких колебаний последовать настоящему призыву.

    Мшиковокмй и Гильбих".
    1. -3
      4 декабря 2025 09:31
      Цитата: Boris55
      Я поехал, проверил и убедился, что прошлое забыто. Со мной приехал ген. Мильковский полковник Гильбих, несколько офицеров и моя жена, и теперь, как один из высших на пальников добровольческой армии, я рекомендую вам — за мной, не верьте сплетням

      все, кто вернулся с Слащевым-уничтожены, Поверили, тураки...
      1. vet
        +1
        4 декабря 2025 09:40
        Далеко не сразу. Вот, если бы приехали - и их сразу арестовали - да, обманули. А так, сколько времени прошло, около 10 лет, аресты уже совсем по другому поводу, и не факт. что обвинения были абсолютно необоснованными. Сейчас модно всех арестованных в 30-ые годы в невинные жертвы записывать. Но многие были реальными врагами - изначально, как западноукраинские бандеровцы, которые в СССР притворялись коммунистами. Другие - сторонники Троцкого и других бывших "вождей", которые желали "переиграть" ситуацию. Или - желавшие стать Наполеонами, как возомнивший себя военным гением Тухачевский.
        1. -7
          4 декабря 2025 10:36
          Цитата: vet
          Вот, если бы приехали - и их сразу арестовали - да, обманули. А так, сколько времени прошло, около 10 лет, аресты уже совсем по другому поводу, и не факт. что обвинения были абсолютно необоснованными.

          факт, что реабилитированы
          Цитата: vet
          Другие - сторонники Троцкого и других бывших "вождей", которые желали "переиграть" ситуацию. Или - желавшие стать Наполеонами, как возомнивший себя военным гением Тухачевский

          кроме выбитых признаний-нет ничего
          1. -2
            4 декабря 2025 14:54
            Цитата: Ольгович
            кроме выбитых признаний-нет ничего

            более того, до ареста - НИКАКИХ даннных о "заговоре в армии в НКВД не было и в помине (Справка КГБ СССР , Истмат)

            То есть ссначала арестовали тухачевских и только потом выбили "признания"
          2. +1
            4 декабря 2025 19:20
            Цитата: Ольгович
            кроме выбитых признаний-нет ничего
            Кроме катастрофы 41. Когда артиллерия дивизии находилась в одном месте, ее снаряды - в другом, пехота - в третьем. Когда приказ о занятии позиций игнорировался. Когда танковые корпуса, вместо того, чтобы воевать с врагом, жгли моторесурс в бессмысленным маршах по Украине, а потом вышли точно под ПТО врага. И так далее. Запчастей к танкам не было, совсем. С арттягачами беда. Вряд ли это само произошло. Один-два факта - может быть, но чтобы так - надо было всё хорошо подготовить. И не на уровне комполка.
            1. 0
              4 декабря 2025 21:38
              Цитата: bk0010
              Когда танковые корпуса, вместо того, чтобы воевать с врагом, жгли моторесурс в бессмысленным маршах по Украине

              А чьи приказы они выполняли и как было в ркка со связью?
            2. -4
              5 декабря 2025 10:40
              Цитата: bk0010
              Кроме катастрофы 41. Когда артиллерия дивизии находилась в одном месте, ее снаряды - в другом, пехота - в третьем. Когда приказ о занятии позиций игнорировался. Когда танковые корпуса, вместо того, чтобы воевать с в

              это делали те, кто назначен после тухачевских
              Цитата: bk0010
              Вряд ли это само произошло. Од

              нет, конечно-это некомпетентность ошибки,глупость, уничтожение спецов-вот и результат -Жуков многое описал в Докладе 1956
              1. +1
                5 декабря 2025 15:44
                Цитата: Ольгович
                нет, конечно-это некомпетентность ошибки,глупость, уничтожение спецов-вот и результат -Жуков многое описал в Докладе 1956
                Нет, некомпетентностью такое не сотворить, тут явно пришлось приложить усилия, чтобы нейтрализовать кадровую (ладно, не очень кадровую, но какая была) армию.
                1. -4
                  5 декабря 2025 18:25
                  Цитата: bk0010
                  Нет, некомпетентностью такое не сотворить, тут явно пришлось приложить усилия

                  вредители? lol это титаническая работа, огромные кадры-приказы, штаб, доставка, контроль.

                  И ....никаких следов.

                  проще все-бардак и тупость
        2. -2
          5 декабря 2025 13:58
          Цитата: vet
          Далеко не сразу. Вот, если бы приехали - и их сразу арестовали - да, обманули. А так, сколько времени прошло, около 10 лет, аресты уже совсем по другому поводу, и не факт. что обвинения были абсолютно необоснованными. Сейчас модно всех арестованных в 30-ые годы в невинные жертвы записывать. Но многие были реальными врагами - изначально, как западноукраинские бандеровцы, которые в СССР притворялись коммунистами. Другие - сторонники Троцкого и других бывших "вождей", которые желали "переиграть" ситуацию. Или - желавшие стать Наполеонами, как возомнивший себя военным гением Тухачевский.

          А обязательно всех расстреливать? Работу всем можно найти, в том же ГУЛАГе и беломорканале и на других стройках
          1. -2
            5 декабря 2025 14:00
            Цитата: Panin (michman)
            Цитата: vet
            Далеко не сразу. Вот, если бы приехали - и их сразу арестовали - да, обманули. А так, сколько времени прошло, около 10 лет, аресты уже совсем по другому поводу, и не факт. что обвинения были абсолютно необоснованными. Сейчас модно всех арестованных в 30-ые годы в невинные жертвы записывать. Но многие были реальными врагами - изначально, как западноукраинские бандеровцы, которые в СССР притворялись коммунистами. Другие - сторонники Троцкого и других бывших "вождей", которые желали "переиграть" ситуацию. Или - желавшие стать Наполеонами, как возомнивший себя военным гением Тухачевский.

            А обязательно всех расстреливать? Работу всем можно найти, в том же ГУЛАГе и беломорканале и на других стройках

            Вот давайте сегодня всех противников сво и тех, кто не любит Путина,расстреляем
  4. +4
    4 декабря 2025 09:04
    Слащев был приглашен преподавать тактику в элитный Пажеский корпус

    Элитный Пажеский корпус, в котором преподавал Слащев и в котором учились дети высших аристократов, был, судя по всему, довольно жутким местом. Его выпускник знаменитый анархист Кропоткин вспоминал:
    «Любимая игра камер-пажей заключалась в том, что они собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. Одни камер-пажи стояли в круге, другие — вне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков. «Цирк» обыкновенно заканчивался отвратительной оргией на восточный лад. Нравственные понятия, господствовавшие в то время, и разговоры, которые велись в корпусе по поводу «цирка», таковы, что, чем меньше о них говорить, тем лучше».
    Намек на "нетрадиционные" сексуальные отношения?
    В общем, "высокие отношения" будущих "корнетов Оболенских" и "поручиков Голицыных". "Благородство" так и прёт...
    1. +5
      4 декабря 2025 09:16
      Цитата: ВлР
      Его выпускник знаменитый анархист Кропоткин вспоминал:


      А Вас не смущает, что князь Кропоткин регулярно ловился на вранье? Хотя может он в данном случае и прав. Тот же Николай Второй выпускников Императорского училища правоведения (чижики-пыжики) регулярно называл педерастами.
    2. -6
      4 декабря 2025 10:23
      Цитата: ВлР
      В общем, "высокие отношения" будущих "корнетов Оболенских" и "поручиков Голицыных". "Благородство" так и прё

      высокие отношения поддерживали Генеральные комиссары госбезопасности 1 ранга, члены ЦК, секретари крайкомов ежовы, голощекины и пр

      Ежов,1939::
      Начало этому было положено еще в ранней юности, когда я жил в учении у портного. Примерно лет с 15 до 16 у меня было несколько случаев извращенных половых актов с моими сверстниками учениками той же портновской мастерской. С моим приятелем по Ленинграду с которым мы служили в одном полку. Связь была взаимноактивная, то есть «женщиной» была то одна, то другая сторона. Впоследствии Филатов был убит на фронте.

      В 1919 г. я был назначен комиссаром 2 базы радиотелеграфных формирований. Секретарем у меня был некий Антошин. Знаю, что в 1937 г. он был еще в Москве и работал где-то в качестве начальника радиостанции. Сам он инженер-радиотехник. С этим самым Антошиным у меня в 1919г. была педерастическая связь взаимноактивная.

      В 1924 г. я работал в Семипалатинске. Вместе со мной туда поехал мой давний приятель Дементьев. С ним у меня также были в 1924 г. несколько случаев педерастии активной только с моей стороны.

      В 1925 г. в городе Оренбурге я установил педерастическую связь с неким Боярским, тогда председателем Казахского облпрофсовета. Сейчас он, насколько я знаю, работает директором художественного театра в Москве. Связь была взаимноактивная.

      Тогда он и я только приехали в Оренбург, жили в одной гостинице. Связь была короткой, до приезда его жены, которая вскоре приехала. В том же 1925 г. состоялся перевод столицы Казахстана из Оренбурга в Кзыл-Орду, куда на работу выехал и я. Вскоре туда приехал секретарем крайкома Голощекин Ф. И. (сейчас работает Главарбит-ром). Приехал он холостяком, без жены, я тоже жил на холостяцком положении. До своего отъезда в Москву (около 2-х месяцев) я фактически переселился к нему на квартиру и там часто ночевал. С ним у меня также вскоре установилась педерастическая связь, которая периодически продолжалась до моего отъезда. Связь с ним была, как и предыдущие взаимиоактивная.

      Истмат


      Разгромлена вся скорпионья порода
      Руками Ежова - руками народа.
      И Ленина орден, горящий огнем,
      Был дан тебе, сталинский верный нарком
      .
      1. vet
        +3
        4 декабря 2025 10:25
        И как факт гомосексуальности Ежова отменяет педерастические традиции императорского Пажеского корпуса?
        1. -6
          4 декабря 2025 10:40
          Цитата: vet
          отменяет педерастические традиции императорского Пажеского корпуса?

          что с них, пажей, взять?
          А тут:

          Враги нашей жизни, враги миллионов,-
          Ползли к нам троцкистские банды шпионов,
          Бухаринцы, хитрые змеи болот,
          Националистов озлобленный сброд.

          Они ликовали, неся нам оковы,
          Но звери попались в капканы Ежова.
          Великого Сталина преданный друг,
          Ежов разорвал их предательский кру
          г!
          yes
          1. vet
            +4
            4 декабря 2025 10:46
            что с них, пажей, взять?

            Какое благодушие. Ну, залезают друг на друга великосветские парнишки, что особенного? Вот если бы в общежитии советского техникума какого-нибудь такое было - Ольгович бы сразу "возбудился" и начал обличать laughing
            Но в советских техникумах, институтах и ПТУ "противных" не жаловали.
            1. +2
              4 декабря 2025 14:49
              Цитата: vet
              Но в советских техникумах, институтах и ПТУ "противных" не жаловали.

              но тем не менее и осужденные и те кого не осудили-по статье "мужеложство", существовали и в СССР.. так что- не вижу смысла в возникшем обсуждении.. факт, что гомосеки есть всегда, другой вопрос в отношении государства и людей к ним, а их особо не любили ни в РИ, ни в СССР...
    3. +1
      4 декабря 2025 10:44
      Цитата: ВлР
      В общем, "высокие отношения" будущих "корнетов Оболенских" и "поручиков Голицыных". "Благородство" так и прёт...

      Это были обычные неуставные отношения между младшими и старшими пажами,так называемый "цук",который был распространен в военных заведениях царской России.
      Так что,можно без намёков.
      Сам Пажеский корпус был блестящим военно-учебным заведением,который в первую очередь готовил гвардейских и придворных офицеров.
      1. vet
        -2
        4 декабря 2025 10:50
        обычные неуставные отношения между младшими и старшими пажами,так называемый "цук",который был распространен в военных заведениях царской России..
        Пажеский корпус был блестящим военно-учебным заведением,который в первую очередь готовил гвардейских и придворных офицеров.

        Может потому эти выродившиеся сынки князей и графов, "гвардейские и придворные офицеры" и проиграли суровым гетеросексуальным русским мужикам вроде Буденного, Чапаева и прочих?
        1. +3
          4 декабря 2025 11:02
          Цитата: vet
          Может потому эти выродившиеся сынки князей и графов,

          Такие неуставные отношения были типичны не только в элитарных военных заведениях,но и в военных училищах.
          Воспоминания Краснова,Деникина
          У Антона Ивановича - полный разбор цука по зарубежным армиям,вот где был беспредел,по мнению Деникина.
          Цитата: vet
          и проиграли суровым гетеросексуальным русским мужикам вроде Буденного, Чапаева и прочих?

          Может и СССР развалился,по причине жуткого цука (назовём так) в Советской Армии,просто армия выродилась,но уже советская.
  5. +4
    4 декабря 2025 09:07
    На редкость очень хорошая статья. Вдумчивая, без эмоций. Легко читается. Где то осталась недосказанность, но будет еще статья. Генерал Слащев очень известная фигура в Белом Движении. Спасибо Валерий.
  6. -4
    4 декабря 2025 09:30
    перевели в 5-ю дивизию, которая тесно взаимодействовала с интервентами стран Антанты.

    Т.е.Белая армия сама по себе, а интервенты сами по себе? Но активно взаимодействовали? laughing Кст,красные войска,вытеснили с Керченского полуострова,не без взаимодействия с флотом Антанты. wink
  7. vet
    +1
    4 декабря 2025 09:33
    Нина Нечволодова... Вечная тема женской неприкаянности "походных жен" в военные годы войн. Тяжелое и вымученное женское счастье часто с трагическим финалом...
    1. +2
      4 декабря 2025 12:17
      Цитата: vet
      Нина Нечволодова... Вечная тема женской неприкаянности "походных жен"

      С ней другой случай,не подходит для темы походной жены.
      Трудно сказать,что она из себя представляла - амазонка белого движения,женщина фантом,сестра милосердия,ординарец Никита,Лидочка - это всё она,стройная и с сумасшедшими глазами,и папироски курит,одну за другой.
      1. 0
        4 декабря 2025 14:36
        Цитата: bober1982
        Никита,Лидочка - это всё она,стройная и с сумасшедшими глазами,и папироски курит,одну за другой.

        на фото в черкеске и фото рядом со Слащовым - разные женщины.
        По описанию Вертинского больше подходит то, что в белой рубахе.
        Возможно, до неё были и другие, потому и имена разные. А вот осталась в итоге только одна - та, что жизнь спасла.
        1. +1
          4 декабря 2025 15:02
          Цитата: cpls22
          По описанию Вертинского больше подходит то,

          Про Лидочку,сумасшедшие глаза и папироски - это как раз по воспоминаниям Вертинского.
        2. vet
          +1
          7 декабря 2025 08:49
          на фото в черкеске и фото рядом со Слащовым - разные женщины.
          до неё были и другие, потому и имена разные. А вот осталась в итоге только одна

          Даже интересно тстало, ч чего Вы это взяли? Нигде об этом не сообщаетсмя, и Вы, судя по всему, "совершили научное открытие"?
          На мой взгляд, женщина на фотографиях очень похожи. Просто сделаны фото в разное время - а тогда столоько событий что месяц за десяток прожитых лет можно считать.
          1. 0
            7 декабря 2025 11:35
            Цитата: vet

            Даже интересно тстало, ч чего Вы это взяли? Нигде об этом не сообщаетсмя, и Вы, судя по всему, "совершили научное открытие"?

            Насчёт фотографий - просто навык. Я фотограф с 1986 года, и у меня хорошая память на лица, узнаю через много лет, увидевши один раз. По поводу нескольких женщин - просто предположение, причём тут научное открытие? Думаете, что существование нескольких таких "ординарцев" в разное время невозможно? Очевидцы, упоминающие о них, могли видеть главного героя только один раз , и в разное время. Конкретно по фото - нос и линия челюсти совершенно разные, и такие вещи с возрастом не меняются.
            hi
  8. -4
    4 декабря 2025 10:37
    То ,что сотворили бы враги большевиков-коммунистов со страной и народом , победи они в Гражданскую ,они наглядно доказали после захвата ими СССР .
    И то ,что они вытворяли против большевиков-коммунистов и их сторонников ,они стали вытворять и против друг друга после захвата и расчленения ими СССР .
    1. 0
      4 декабря 2025 14:54
      Цитата: tatra
      То ,что сотворили бы враги большевиков-коммунистов со страной и народом , победи они в Гражданскую ,они наглядно доказали после захвата ими СССР .

      не подскажите откуда после развала СССР, нарисовались дворяне? купцы и промышленники, создавшие в РИ сами - заводы и фабрики? что-то дворян я не заметил, а хозяева заводов их по-большей части прихватизировали... не вижу знака "равно", между РФ и РИ, от слова совсем.. хотя Вам наверное все равно, ведь "а Баба-Яга против".. hi
      1. -2
        4 декабря 2025 18:14
        И что зв возмущение . Что до СССР ,что после -всё одинвково -богатые и богатейшие паразиты на шее бедного и нищего народа ,и убогая сырьевая -импортная экономика .
      2. 0
        6 декабря 2025 04:05
        Цитата: советник 2 уровня
        не подскажите откуда после развала СССР, нарисовались дворяне? купцы и промышленники,

        В основном это потомки кулаков.
        1. 0
          6 декабря 2025 07:13
          Цитата: gsev
          В основном это потомки кулаков.

          К примеру - Абрамович, Сечин, Ротенберг? кто из них потомок кулаков? Все городские предки и небогатые.. из рабочих и учителей..
          1. +1
            6 декабря 2025 23:42
            Цитата: советник 2 уровня
            Абрамович, Сечин, Ротенберг? кто из них потомок кулаков?

            Их пpедки не были помещиками. Навеpняка пpи цаpе довольно значительная часть их пpедков была евpеями с достатком выше уpовня бедности.
            1. 0
              7 декабря 2025 08:16
              Цитата: gsev
              Их пpедки не были помещиками. Навеpняка пpи цаpе довольно значительная часть их пpедков была евpеями с достатком выше уpовня бедности.

              а как насчет источников данного утверждения? откуда сведения?с Ротенбергом то по фамилии понятно, хотя не все евреи богатые, а остальные?
              1. +3
                7 декабря 2025 20:03
                Цитата: советник 2 уровня
                а остальные?

                В моем окужении именно потомки кулаков или pепpессиpованных выступают моими заказчиками. В книге "Номенклатуа" отмечалось, что пpимено с 1975 года 80% упpавленцев сpеднего звена имели вp оду пpедками кулаков. Статус богатые евpеев пpи цаpе был близок к кулацкому. Пpизнавались их способности, но и пpизнавалось их низкое пpоисхождение по сpавнению с двоpянством.
                1. 0
                  7 декабря 2025 21:09
                  ну не знаю.. логика в этом есть конечно, но если прадед был кулаком, то его крови будет 1/8 всего лишь... хотя имеет Ваша точка зрения право на жизнь hi
  9. +3
    4 декабря 2025 23:07
    Интересные исторические пермонажи.
  10. 0
    5 декабря 2025 10:46
    А выправка у белых офицеров на фото впечатляет. Сразу видно - настоящие, а не ряженные.