Танкерная и трубопроводная война — часть большой и сложной игры, на которую можно и нужно ответить

12 007 34
Танкерная и трубопроводная война — часть большой и сложной игры, на которую можно и нужно ответить

Не прошло и нескольких дней с атаки ВСУ на инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в районе Новороссийска, как один за другим пошли новые удары по танкерам, которые перевозят нефть. Под атакой дрона оказался танкер, перевозивший подсолнечное масло, что явно не ошибка и не случайность.

Возможно, что для СБУ, которое совершенно открыто взяло на себя ответственность за эти диверсии, главным маркером тут является слово «танкер», но по сути речь идет о том, атакована не только нефть, но и вообще любые коммерческие перевозки. Что самое интересное — почти все диверсии пришлись на экономическую зону как бы нейтральной (в реальности очень комплиментарной) по отношению к Киеву Турции. Причем от позиции Анкары зависит очень и очень много для Киева в плане функционирования остатков украинской экономики, впрочем, далеко не только это. Еще один эпизод — то ли диверсия, то ли авария турецкого танкера у берегов далекого Сенегала. Ряд турецких СМИ сразу связали его с Украиной, от них же новость пошла в сеть с такой подачей.



Для Турции это все весьма знаковые моменты, причем во многом связанные с внутренней политикой, а это даже важнее, чем многие аспекты политики международной. КТК, удары в турецкой экономической зоне, да еще так открыто — у киевского режима, который откровенно штормит, начался «нервный тик»?

Отчасти это так, но попробуем заглянуть поглубже в этот колодец. Очень непросто России будет из него выудить что-то практически полезное, но копаться в этом придется, потому что в противном случае из этого колодца попробуют напоить уже нас самих.

Атака на КТК и ее аспекты


Диверсия, связанная с Украиной и работой КТК, это повтор событий марта нынешнего года. Логика здесь, с одной стороны, довольно прямолинейна — это навал на активы США, которые прилично участвуют в акционерном капитале КТК. Как мы помним, в марте Д. Трамп носился с идеей закончить конфликт на Украине за две недели, а представители киевского режима в США имели весьма тяжелые переговоры. Сейчас аналогичные по накалу переговоры, только позиции Киева ухудшились. США существенно подняли планку через коррупционный скандал, в ответ еще более серьезно, чем в марте, атакуют КТК («Удары по Каспийскому трубопроводному консорциуму как маркер предельных ставок в политической игре»).

Казахстану и тогда, и сегодня отведена роль пассивного наблюдателя. Устраивает ли это Астану? Нет, не устраивает — КТК это бюджетный хребет Казахстана, но сделать тут они по сути ничего не могут. Есть мнение, что атаки на КТК — это своего рода побудительный стимул для Астаны перенаправить нефтяной поток через Каспий на Азербайджан и далее на Турцию и ЕС. Проблема тут в том, что сколько цистерн на паромы ни ставь, но нужный объем дать этот маршрут не сможет, есть и масса технологических преград по использованию данного направления.

Эти аспекты прекрасно известны европейским заказчикам атак на КТК, поэтому адресат тут не столько Астана, сколько трамповский Вашингтон. И посыл это для Д. Трампа и команды, нацеленных на контроль нефтяных потоков, довольно существенный. Это посыл, что бороться за Киев нынешняя коллективная Европа, при всех противоречиях и разности проектов, намерена упорно и до конца.

Казалось бы, вот самому ЕС рубить эти казахстанские поставки совершенно не с руки. Но мы уже неоднократно видели, что ЕС и его, скажем так, финансово-политические кланы совершенно осознанно ставят стратегическую политику с идеологией выше экономики. У нас часто это называют политической шизофренией, но это не шизофрения, а вполне наглядное отражение принятого этой элитой примата «тонкого над грубым» — есть идейное единство, экономика приложится.

Мы вообще как-то походя, по касательной, обычно обходим идейную, а по сути идейно-религиозную составляющую нынешней Европы. Делается это совершенно зря, потому что здесь один из определяющих факторов ее стратегии. Мол, они ненормальные, играют в сатанистов-глобалистов. Но они не играют, они же прямо говорят, открыто: да, мы такие, мы, элита ЕС, и есть сатанисты. Это не игра, они так видят себя, так себя определяют. И тотальная, просто астрономическая коррупция на украинской трагедии тут не противоречие некой идейности, а, собственно, и есть органическая часть этой идейности.

Земная, а не какая-то там посмертная, награда гарантирована за верное служение, и в этом плане коррупционный доход не только не противоречит идейной части элит ЕС, но есть та самая заслуженная и гарантированная награда. Для нас шизофрения — для них норма.

И обрубить своей же экономике доход ради высшей цели — это тоже нормально, а вот отрубить конкретно себе коррупционную «награду» — это уже совершенно ненормально. Коррупция в ЕС — это часть религиозной или, вернее, квазирелигиозной конструкции. В этом плане раскрутка этого скандала, который неизбежно доберётся и до второго эшелона функционеров ЕС (жаль, что не первого), — это куда как более серьёзный фактор противостояния по линии США — ЕС.

Столь высокая планка противостояния определяет и степень его накала, частью чего и является антиэкономическое, антирациональное (на первый взгляд) поведение. Впрочем, такую трактовку с высокой степенью вероятности назовут в лучшем случае «притянутой к теме», но, еще раз повторимся, назовут совершенно зря. Если киевский режим — это просто клиническое ворье, то значительная часть европейских функционеров — ворье религиозно-идейное. Оба сорта отвратительны, но вторые намного опаснее.

Собственно, поэтому и Киев вполне открыто берет на себя ответственность за эту диверсию — для США заказчики не в Киеве, там исполнители, которые выслуживают себе покровительство после того, как США пробили в украинско-европейской связке приличную брешь. Но это же и означает, что «ложиться под Трампа» украинская «элита» не собирается. Они свой выбор сделали, и КТК тут просто важный маркер.

Даже если завтра Зеленский окажется с его бывшим главой Офиса президента на необитаемом острове, все остальные будут также торпедировать американские инициативы. Также, а может, и еще активнее и упорнее. ЕС тут вполне может отступить и после политического хаоса вновь выставить аналог Зеленского и Ермака. Не прочитать это своеобразное послание накануне переговоров в Москве в США не могут и его обязательно прочитают. По этой логике США могут выйти из этой игры, но не смогут ее закончить ни при каких обстоятельствах.

Атаки в турецкой экономической зоне. Метод булочки и бутерброда


История с атаками в турецкой экономической зоне намного сложнее и в чем-то интереснее атаки на КТК, хотя диверсии связаны между собой. Эти атаки очень поучительны с точки зрения «их» методологии, к противодействию которой в России так и не могут выработать навыки и антиметоды уже который год.

Формально удары в турецкой экономической зоне — это крайне болезненный удар по Турции и самому Р. Эрдогану, который себя позиционировал как незаменимый партнер и для Киева, и для Москвы. К концу 2023 г. игра с Россией в координацию в целом завершилась, но для турецкого общества и тем более позиций самого Р. Эрдогана такие диверсии выглядят нарушением всех писаных и неписаных правил игры. Тем не менее реакция Анкары на эти акты, как мы видим, пока что более чем мягкая, мол, нехорошо-то как вышло, неудобно.

Между тем политическое противостояние в Турции никуда не делось, тема с фигурантами «дела Экрема Имамоглу» (а их более четырехсот человек) в Турции топовая. Самому бывшему мэру Стамбула и главному оппоненту Р. Эрдогана запрашивают... 2352 год заключения. Это астрономические сроки даже по меркам специфического американского правосудия. И тут сильная сторона Р. Эрдогана — внешняя политика с его подходами и заходами в отношениях с Россией и Украиной проседает сразу и очень резко. А положенного демарша от Анкары нет.

Более того, Турция сейчас вышла на третье место по закупкам (в реальности — перепродаже) российской нефти. Этот неплохой канал, который Турции никогда не будет лишним с ее перекосами экспорта-импорта, сейчас, по сути, под реальной угрозой. А кто бенефициар такой манипуляции? Как ни странно, но это тот самый Д. Трамп, который поставил задачу наложить руку на нефтяные потоки настолько, насколько хватит длины и ухватистости этой самой руки. Из левой руки Д. Трампа забрали кусок одной булочки (КТК), на бутерброд в руке правой положили кусочек копченой индейки.

Недавно Р. Эрдоган вышел с инициативой возобновления т.н. «зерновой сделки». Что мы видим сегодня — атаковали танкер — перевозчик подсолнечного масла. И ведь самое время для Турции выйти с предложением новой сделки по продовольственным товарам под турецкие гарантии, ведь Турция такого безобразия не допустит и т.п. Не будет реакции Москвы на предложение — Анкара, потупя взор, выразит озабоченность и другими инцидентами, будет реакция — сделает демонстративные шаги по деэскалации в Черном море. Нефть Д. Трампу, зерно Р. Эрдогану, а что Европе?

Зерновая сделка в новом каком-либо виде — это же гарантия работы одесского портового логистического узла, а это центральная точка в проектном видении как Британии, так и Франции на Украину. Земля никуда не денется, а порты могут куда-то деться. Сделка сохраняет портовую инфраструктуру, при этом нефтяной сектор выводится за скобки. Опять аналогичная схема про булочку в левой руке Р. Эрдогана и бутерброд в руке правой. Европа снова повышает градус эскалации, да еще во время таких важных переговоров, но вот вся схема в итоге страхует логистический портовый узел Одессы.

Российский вариант


У нас в России стало традицией указывать на европейскую неадекватность. Но, помимо уже указанной разницы в самом мировосприятии, нельзя не отметить и вполне рабочие трех-четырехходовые игровые варианты со стороны коллективной Европы. И координировать действия в этом коллективе в общем и целом умеют довольно неплохо.

Метод булочки и бутерброда в разных руках, который иногда называют на западный манер «эскалация-деэскалация», по сути своей прост, но работает на удивление безотказно. Надо очень внимательно следить за тем, сколько калорий убавилось в левой руке и сколько прибавилось в правой, несколько просчетов — и схема работает уже автоматически.

С Россией тут коллективному европейскому разуму работать даже в чем-то проще, поскольку мы предпочитаем эскалацию не замечать и отвечать ассиметрично, только не с повышением, а с понижением. Здесь расчет на то, что наша булочка большая и весомая, и вообще, пока наше теля сохнет, их европейское уже разложится на удобрения. Тактически подход, может, и имеет право на жизнь, но в долгой игре он не работает, а европейский разум избавлен от необходимости вообще что-то класть нам в другую руку (как в случае с США или Турцией). Им можно целиком и полностью сосредоточиться на противостоянии нам, чем они занимались и будут заниматься дальше.

Политика булочки и бутерброда идеально подходит для работы с теми странами, которые хоть каким-то образом делают (или могут сделать) рациональные отношения с Россией частью своей политики. Схема настолько рабочая, что и ничего менять в ней в европейском террариуме никто не собирается.

Что может сделать тут Москва, которая раз за разом натыкается в отношениях вокруг себя на результаты этой простой, но безотказной схемы? На самом деле, сделать может. Только подняв градус эскалации со своей стороны не так, как от нее ждут, а там, где, собственно, основная и главная точка у проектов Франции и Британии — «вынести» одесский логистический узел. США он не принципиален, а значит, не принципиален для «переговорного трека», который с учетом вводных все равно закончится промежуточным (и то может быть) результатом, а вот для британских и французских проектов это и альфа, и омега.

Вой на болотах поднимется до небес, но наша булочка, увы, не бесконечна, в отличие от набора действий в рамках метода булочки и бутерброда, вариации которых как раз почти бесконечны. И, конечно же, понимая все эти аспекты по КТК и атакам в турецкой экономической зоне, не стоит идти ни на какие варианты зерновых или аналогичных сделок.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    4 декабря 2025 04:23
    КТК -это консорциум. И какова доля Казахстана в этой схеме ? И про бюджетный хребет слишком сильно. Да, немаловажная часть доходов, но сколько добычи нефти принадлежит реально Казахстану... Вот то- то и оно... Потоки , конечно перенапрявят, найдут куда. Куда-то дороже, куда-то дешевле. Вона Китай рядом... Может они и заказали хахлам laughing
    1. 0
      4 декабря 2025 04:46
      Коррупция в ЕС — это часть религиозной или, вернее, квазирелигиозной конструкции.
      А вот когда до Урсулы доберутся ?
      1. 0
        4 декабря 2025 12:14
        Цитата: Uncle Lee
        А вот когда до Урсулы доберутся ?

        а шо это изменит? (если таки доберутся) появиться на её месте может только адепт все той же квази-религии, иные карьерные лифты там не работают. ну, будем тут в комментариях бухтеть и ругать иного персонажа, с ровно тем же набором идеологем-мантр и деструктивных (по отношению к России) решений и действий, и всё-то...
        1. -2
          4 декабря 2025 12:27
          Цитата: deathtiny
          а шо это изменит?

          "Вор должен сидеть в тюрьме"!
          1. +3
            4 декабря 2025 15:54
            Цитата: Uncle Lee
            "Вор должен сидеть в тюрьме"!

            Это было в прошлой стране. Сейчас воры сидят в креслах правителей.
            1. +1
              5 декабря 2025 00:44
              Цитата: Zoer
              Сейчас воры сидят в креслах правителей.

              Это идеология капитализма....
    2. +1
      4 декабря 2025 06:36
      При чем тут доля?А Новороссийск и обьекты по России куда,к какой доле?Надо устранять причины и средства всех этих ударов
      1. 0
        4 декабря 2025 07:03
        При том, что мой коммент касается непосредственно Казахстана, упомянутого в статье.
        1. +1
          4 декабря 2025 09:03
          То есть,Казахстан несет только убытки,а мы еще и рискуем жизнями?Лично мне все равно,что там у них в степях,а я лично живу ну недалеко от Новороссийска,по которому наносят удары
  2. +10
    4 декабря 2025 07:05
    [quoteТанкерная и трубопроводная война — часть большой и сложной игры, на которую можно и нужно ответить][/quote]
    Сколько угодно можно рассуждать об ответах или приветах, но нужно понять главное, что основной принцип работы российского руководства в геополитической сфере, это "делать вид что ничего не происходит, и ждать пока само рассосётся" (кстати внутри страны аналогично) да и при это заявлять, что Россия не подаётся на провокации, и у неё где то остаётся какое то право.
    1. 0
      4 декабря 2025 18:18
      Подмечено абсолютно правильно. Только маловероятно измнение позиции нашего руководства. Вероятно сказывается приверженность прежним традициям (прежнему мировому порядку).
      Примечание: "Мировой порядок — это система международных норм, созданных для урегулирования отношений между государствами".
    2. 0
      5 декабря 2025 00:10
      ..да, к сожалению эта ситуация происходит во внешней политике , так и во внутренней очень давно..это все потому , что очень долго они смотрели на "запад" , молились на него и вывозили туда все, пока "он" их не ......., вместо того , что бы свою страну развивать.! думать, разрабатывать какие-либо геополитические комбинации и .т.д. все эти последние десятилетия практически не приходилось....(единственное ,что могли делать это. очередной раз ..... свой народ), из-за отсутствия патриотизма , профессионализма они не способны принимать правильные, самостоятельные решения, поэтому и ждут пока все само рассосется....даже сво не смогли разработать и реализовать "правильно"...!!!
  3. -4
    4 декабря 2025 07:12
    Только подняв градус эскалации со своей стороны не так, как от нее ждут, а там, где, собственно, основная и главная точка у проектов Франции и Британии — «вынести» одесский логистический узел.И, конечно же, понимая все эти аспекты по КТК и атакам в турецкой экономической зоне, не стоит идти ни на какие варианты зерновых или аналогичных сделок.

    Несомненно после террористических подрывов Северных потоков, Крымского моста, продолжающиеся террористические атаки на мирное население РФ и ТЭК необходимо жёстко отвечать.
    С каждым жестом доброй воли, включая зерновую сделку и др., враги-наглосаксы используют в своих целях, поставляя вооружения бандеронацистской хунте и одновременно проводя атаки БЭКами и БПЛА с торговых судов в Чёрном море.
    Учитывая зависимость внешней и внутренней политики янычар от мелко бритов, а также историческую тягу усилить своё влияние в Чёрном море, мелко бриты вкупе с лягушатниками направляют террористические атаки против торговых судов, преследуя свои и глобальные цели.
    Памятуя латинское Cui prodest? Cui bono?, - Ищи, кому выгодно, нельзя исключать и роль матрасников в поощрении террористических актов против теневых танкеров, перевозящих российскую нефть.
    При всей видимости рыжего нарцисса из Фашингтона, выступающего за мир, на последней встрече с султаном он прямо давил на него отказаться от российских нефти и газа, предлагая взамен вооружения.
  4. +5
    4 декабря 2025 08:11
    В войне нет запретов и цель одна - нанести противнику максимальный урон и разгромить.
  5. +1
    4 декабря 2025 08:57
    не стоит идти ни на какие варианты зерновых или аналогичных сделок.

    Зеркально ответить.Уж сколько их было этих "зеркалок",точнее заявлений.Заявления есть,ответок нет,да и не будет.
  6. +1
    4 декабря 2025 09:13
    Да, есть чему поучиться у Ирана, на корню задавившего попытки Запада начать против него "танкерную войну".
  7. BAI
    +2
    4 декабря 2025 09:30
    Эти аспекты прекрасно известны европейским заказчикам атак на КТК, поэтому адресат тут не столько Астана, сколько трамповский Вашингтон. И посыл это для Д. Трампа и команды, нацеленных на контроль нефтяных потоков, довольно существенный

    Вряд ли укры так глубоко продумывают. Они просто уничтожают все, до чего могут дотянуться
    1. -1
      4 декабря 2025 11:58
      Цитата: BAI
      Они просто уничтожают все, до чего могут дотянуться

      Статья о том, почему им дали дотянуться до танкеров.
  8. +4
    4 декабря 2025 10:03
    Зачем англичане образцово - показательно наказали казахов ? 1 Английская BP сама признала что имеет активов в Роснефти 28 млрд $.2Крупнейшая нефтяная биржа находится в Лондоне .3 На рынке переизбыток нефти .4 Три крупнейших нефтедобывающик игрока наращивают добычу нефти .США,Саудовская Аравия ,Россия.
    Моё мнение цена нефти не устраивает кого то .Там чёрт ногу сломит,с этим ценообразованием.
  9. -1
    4 декабря 2025 12:12
    «вынести» одесский логистический узел


    ой, шо это с Михаилом случилось? Не "стоимостный кластер", не "системная архитектура", а вот это вот "вынести"? %)
    довело Вас "военное обозрение", еще чуть-чуть и получите членский билет в пестрых, но стройных рядах "надо жахнуть!" (тм) ))
    1. +2
      4 декабря 2025 12:27
      Иногда надо и вынести. Вообще этот узел был понятен изначально, его надо было либо брать физически под контроль, либо выносить. Ну а какие варианты, если для Франции и Британии там якорная точка? request Так что не кластерами одними hi
  10. -1
    4 декабря 2025 13:58
    Тут договорняк чистой воды ,что тот не договаривают ! Мы видим как США ополчились на своих, на Украине, за кражу денег .А деньги это все ,для Запада. Тут что то подковерное ,а иначе дали бы команду и тот же Казахстан, разбомбил бы все базы ВСУ
  11. 0
    4 декабря 2025 15:04
    Все решаемо. Просто надо, чтобы произошли две катастрофы отт неопознанных БЭК с двумя пустыми танкерами у берегов Франции/Великобритании, и одного с подсолнечным маслом.
    И даже выразить соболезнования мореплавателям "пострадавшим от пиратов".
    И ВСЕ и ВСЕ сразу же поймут правильно, кричать при этом могут что угодно, все равно кричат.
  12. -2
    4 декабря 2025 15:37
    Цитата: Uncle Lee
    Цитата: deathtiny
    а шо это изменит?

    "Вор должен сидеть в тюрьме"!

    Очередной, набивший уже оскомину, лозунг. А в реальности ничего не поменяется. Как уже отвечали выше - придёт такой же (а может и хуже) "вор". Менять надо не людей в Эйропе. Менять надо систему. А этого не происходит. Значит это кому-то выгодно.
  13. +1
    4 декабря 2025 15:50
    «вынести» одесский логистический узел.
    Звучит очень приятно! Давно пора бы. Как и многое-многое другое. Но пока наши правители- барыги пекутся о потоках нефти из РФ за границу, этому никогда не бывать. Наши барыги прекрасно понимают, что украм перекрыть наше судоходство в ЧМ ничего не стоит. Наш ЧМ флот опять оказался не у дел и не способен. А всё потому, что все 30 лет нашим барыгам супер яхты важнее были, чем фрегаты, корветы и ПЛ для нашего ВМФ.
  14. +1
    4 декабря 2025 15:54
    проще сказать, чем сделать
    мы мосты-то через Днепр до сих пор не уничтожили(( "свои же там"

    а вообще на море у гражданских кораблей любой страны против БЭК мало шансов, скоро мы это увидим я думаю
  15. 0
    4 декабря 2025 17:35
    Почему это Казахстан пассивный наблюдатель, он ведь может официально( сейчас это делается неофициально) предоставить территорию под ежедневный запуск дронов ВСУ по объектам РВСН и промышленности на Урале и в Сибири. И тогда за это ему дадут пару миллиардов долларов, и на это и будет жить, вылизывая как и сейчас Сапог Хозяина.Вот так и Великий Хан обеспечит вечную верность языка Токаева.
    1. +1
      4 декабря 2025 19:20
      Цитата: юрий Л
      тогда за это ему дадут пару миллиардов долларов, и на это и будет жить

      За такое можно получить не только доллары.
  16. +1
    4 декабря 2025 19:29
    Автору спасибо за анализ событий.
  17. +1
    4 декабря 2025 19:33
    Отвечать надо по другому - вы купили у нас что то - доставляйте это себе сами и обеспечивайте охрану снова сами. И не нужно нам сами строить трубопроводы, жд дороги за границей нашего государства. Не нужно строить торговые суда и океанские военные корабли. Вышел покупатель из магазина с продуктами - продавцу уже пофиг что ты на выходе на крыльце уронил все это, а то и разбил... Вот весь смысл международной торговли. А задарма продавать все и еще пытаться все это доставить своими силами - нас 146 млн а в мире 7 млрд с лишним - путь сами себя и обеспечивают. Мы их накормили, дали оружие и они же к нам лезут свои порядки пытаются навести... Дальше ток матом могу говорить глядя на все это ...
  18. 0
    5 декабря 2025 18:10
    «вынести» одесский логистический узел

    Да, это хороший ход вместе с НИколаевом, Очаковом и Дунаем. Только обычными вооружениями это затратно, а вот маломощными ядерными зарядами вполне можно. Вдобавок и Европу пугнуть не мешает.
  19. 0
    8 декабря 2025 23:43
    Разрушение одесского порта это только один из вариантов. По моему мнению более эффективный способ это объявление зоной СВО, 12 мильную зону вокруг одесского порта. Наши транспорты идут в прибрежных водах нейтральных государств, возможно даже в сопровождении военных. Одесский порт парализован полностью. Особенно после "непонятной гибели прорывателей" морской зоны СВО.
  20. 0
    11 декабря 2025 12:54
    А есть чем вынести? Что, и торпеды таки имеются у доблестного ЧФ? И стрелять ими умеют? Не может быть!!
  21. 0
    15 декабря 2025 12:45
    Пока РФ(под чужим флагом) не начнет делать то же самое с трубами и танкерами - все так и будет тонко и непонятно.
    К примеру - подорвали СП-1-2, подорвите газопровод из Норвегии...Если ЕС не нужен ГАЗ -значит, не нужен.