Rafale против Typhoon: делаем ставки кто кого?

Вообще все страны-производители самолетов стараются продать свою технику тем, кто за нее заплатит. И потому порой противостояние стран, приобретающих самолеты «на стороне», порой принимает гротескные положения, когда по разные стороны фронтов сражаются самолеты одной страны-производителя.
У нас сейчас на рассмотрении несколько иная ситуация. Турция и Греция. Две страны, давно уже пинающие друг друга над волнами Эгейского моря. Необъявленная война в воздухе, именуемая греческо-турецким конфликтом, обошлась сторонам в 5 потерянных F-16: три самолета потеряли турки, два – греки. Причем там был полный спектр причин: ракеты «воздух-воздух», столкновение в воздухе, опасное маневрирование. Естественно, были и другие потери за столь долгий срок, но мы сейчас не об этом.
Разборки над Эгейским морем — этот процесс тянется с 70-х годов, то есть с того момента, как турки обзавелись «Фантомами», а греки «Миражами». Зачем они это делают и в чем смысл? Нет никакого смысла, а занимаются схватками потому, что у них есть летчики, а у летчиков — самолеты. И вопрос только в том, у кого лучше и те, и другие.

Получив полный облом в плане F-35, Анкара не стала вставать в очередь за Су-57 (что после покупки С-400 смотрелось бы вообще роскошно), видимо, там вообще со стороны Вашингтона и Брюсселя полный парк кровавых аттракционов был гарантирован. Вместо этого турки решили приобрести для усиления своих возможностей 20 самолетов у европейцев.
Греция, обеспокоенная покупкой Турцией 20 истребителей Eurofighter Typhoon, по сообщениям, рассматривает возможность расширения своего парка Rafale за счёт более совершенных моделей F4 и F5.

После длительной борьбы за модернизацию своих несколько устаревших военно-воздушных сил, Турция 27 октября заключила сделку на сумму 10,66 миллиарда долларов на поставку 20 истребителей Eurofighter Typhoon с возможностью последующей покупки дополнительных самолётов.

Сделка включает в себя комплексный пакет вооружений, в том числе ракету класса «воздух-воздух» MBDA Meteor и ракету класса «земля-воздух» Brimstone, сообщает Reuters со ссылкой на информированные источники. Ожидается, что первый из этих самолётов прибудет в Турцию к 2030 году.
Помимо совершенно новых истребителей, Турция ведёт переговоры о закупке 24 самолётов Eurofighter Typhoon Tranche 3A у Катара и Омана. Эти более старые самолёты станут временным решением до тех пор, пока не будет доставлен более совершенный вариант, а заодно позволят обучить экипажи.

Обеспокоенная тем, что Турция наращивает свой флот истребителей Typhoon до 44 единиц, её главный соперник Греция теперь рассматривает возможность покупки дополнительных истребителей Rafale у Франции в последней конфигурации F4 или будущей конфигурации F5.
В целом можно сказать, что греки прозорливо смотрят в будущее, поскольку пока что их ВВС ничем не уступают турецким, а даже и превосходят, потому что основа ВВС Турции – это F-16С/D лицензионной сборки, причем с обновлениями, поскольку отношения с США немного подпорчены. А ВВС Греции имеют на вооружении пусть и меньшее количество самолетов, но это более современные варианты того же F-16, произведенный именно под нужды ВВС Греции F-16DG Block 52+, так называемый Advanced Fighting Falcon. Тот случай, когда количество не превалирует над качеством, да плюс у греков есть еще и «Рафали». И очередь на получение F-35.
Вообще насчет «Рафалей» всё сложно. Кто-то в восторге от этого самолета, кто-то считает, что это серый середнячок по завышенной цене. Мнений много.

Но греческие военные считают, что приобретение Турцией 20 истребителей «Тайфун» не изменит баланс сил в Эгейском регионе. Подчёркивается, что ВВС Греции (HAF) сохраняют технологическое и оперативное превосходство благодаря имеющимся у них истребителям F-16 Viper и Rafale, а также запланированному приобретению F-35.
F-35, конечно, сильный ход, но… много нюансов. Здесь и довольно длинная очередь, и «успехи», которые демонстрирует этот самолет, скажем так, не очень успешные. Потому совершенно ясно и понятно, что греческие военные очень пристально смотрят за тем, что творится на той стороне, в Турции. И то, что обе страны в НАТО, совершенно ничего не меняет. НАТО – это стратегический альянс, а Греция и Турция бодаются на Кипр и Эгейское море довольно давно и без шансов на примирение. И если дело дойдет до того, чтобы вцепиться друг другу в глотки всерьез, то тут никого НАТО не хватит, чтобы их остановить.
Так что немудрено, что из Афин внимательно следят за приобретением Турцией многоцелевого истребителя поколения 4+, оснащенного средствами, выходящими за пределы видимости (BVR), такими как ракеты Meteor.

Вообще предполагается, что Турция может приобрести новейшую версию Eurofighter Typhoon Tranche 5, разделив расходы на разработку с Германией, которая уже разместила заказ на эту модель. Typhoon Tranche 5 будет оснащён более мощным радаром, улучшенными системами радиоэлектронной борьбы и усовершенствованной интеграцией датчиков и вооружения по сравнению с Rafale F3R, состоящим на вооружении ВВС Греции.
Вообще сравнивать Rafale F5 и Typhoon Tranche 5 не очень корректно, потому что оба самолета, грубо говоря, пока на бумаге. Но, с другой стороны, нет сомнений, что обе модификации увидят свет.
Eurofighter Typhoon и Rafale — это очень схожие во многом двухмоторные многоцелевые истребители поколения 4+ с треугольным крылом и передним горизонтальным оперением, обладающие неплохими манёвренными и скоростными качествами, радарами с активной фазированной антенной решёткой и разнообразным вооружением, в том числе и ракетами Meteor BVR. Они были созданы в рамках одного европейского проекта 1980-х годов: Франция занялась разработкой Rafale, а остальные участники создали Typhoon.

Стоит отметить, что «Рафаль» несет больше вооружений (9 500 кг против 7 500 кг), но если речь идет о полетах с полным комплектом вооружений на максимальную дальность, то тут «Рафаль» проигрывает вчистую, поскольку тогда львиную долю его подвески занимают 3 ПТБ, без которых радиус действия самолета никакой: около 600 км, что немудрено, ибо во внутренних баках «Рафаль» несет всего 4 700 кг топлива, а в ПТБ – 6 700 кг.
«Тайфун» быстрее, лучше на вертикали, у него на 4 км выше потолок, на который он быстрее забирается, и набор вооружений ничуть не хуже. Да, плюс дальность полета тоже на стороне продукта сборной Европы.
В настоящее время Rafale F4 выпускается в полном объёме, F5 будет производиться по контрактам в 2030-х годах, а Typhoon Tranche 5 только начинает выпускаться.
Rafale F4 является усовершенствованной версией Rafale F3R и обладает более широкими возможностями, включая программно-определяемую радиостанцию Thales, спутниковую связь, модификации радара RBE2 с активной фазированной антенной решёткой, системы наведения Talios, оптико-электронной системы переднего сектора и возможности отображения информации на шлеме. Он также оснащён новым цифровым комплексом постановки помех для системы радиоэлектронной борьбы SPECTRA. Возможно, эти усовершенствования несколько сгладят негатив от участия «Рафаля» в индо-пакистанском конфликте.
Вариант Rafale F5, также известный как Super Rafale, в настоящее время находится в разработке и считается самым совершенным из существующих на сегодняшний день французских самолетов.
Ранее в этом году генеральный директор Dassault Aviation Эрик Траппье заявил, что «вариант Rafale F5 будет оснащён более мощными двигателями, улучшенной системой живучести и передачи данных, а также будет сопровождаться беспилотным боевым летательным аппаратом массой более 10 тонн». На бумаге всё весьма красиво… Но это «Рафаль»…

Самое смешное, что Rafale F5 разрабатывается как «временная мера» до тех пор, пока во Франции не создадут истребитель следующего поколения. Учитывая выход Франции из триумвирата с Германией и Испанией, все смотрится не очень оптимистично. Тем более, что в концерне «Дассо» реально планируют создать нечто похожее одновременно и на истребитель, и на пункт управления тактическими полётами, объединяющим датчики и обрабатывающим данные. Это похоже на возможности F-35, который оснащён новаторской технологией объединения датчиков.
С F-35 пока не получается, что там будет у французов – вопрос.
В Rafale F5 должны быть внедрены две новые функции: беспилотный ведомый (как обсуждалось выше) и подавление противовоздушной обороны противника (SEAD). Было признано, что в будущих версиях Rafale необходимо будет предусмотреть возможность подавления противовоздушной обороны противника. Логично, потому что, как показала опять же практика, противовоздушная оборона очень легко может не то что подавить – размазать «Рафаль» по земле.
Между тем, новый Eurofighter Typhoon Tranche 5 (пока заказанный только Германией) тоже будет оснащён новейшими датчиками.

Радар ECRS Mk2 — вполне современное изделие, но вообще в Европе есть и другие разработки, которые могут быть применены. Среди них особенно выделяется новый электронный радар E-Scan, который иногда называют радаром AESA (Active Electronically Scanned Array) Европейской общей радиолокационной системы (European Common Radar System, ECRS) Mk 1. В то же время Airbus заявляет, что будет устанавливать комплекс датчиков Saab Arexis как на новые, так и на существующие самолёты, чтобы расширить возможности радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Кроме того, сообщается, что в пакет обновлений войдут улучшенный интерфейс кабины пилота и повышенная радиочастотная совместимость (Radio Frequency Interoperability, RFIO), что повысит эффективность поражения целей и выживаемость.
Хотя стало известно, что для Typhoon разрабатывается широкоформатный дисплей, на данный момент неясно, станет ли он частью нового усовершенствованного интерфейса кабины пилота.
В общем, пока не ясно, кто станет первым в гонке модификаций, то ли Турция с «Тайфуном», то ли Греция с «Рафалем».
Игра в кошки-мышки на сверхзвуке между Грецией и Турцией

Греция молниеносно модернизировала свою авиацию и обеспечила себе качественное военное превосходство в Эгейском море после того, как Турцию исключили из программы F-35 Joint Strike Fighter (JSF). США ввели санкции против оборонной промышленности Греции в соответствии с законом CAATSA (Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций) за покупку российской системы противовоздушной обороны С-400.

В январе 2021 года Греция подписала соглашение о покупке 12 подержанных и 6 новых истребителей Rafale для модернизации своих военно-воздушных сил и сдерживания Турции. Позже соглашение было расширено и включало ещё 6 истребителей Rafale, в результате чего общее количество этих истребителей поколения 4+ достигло 24.
В январе 2025 года ВВС Греции официально завершили процесс приобретения 24 истребителей Rafale. Тогда греческие СМИ с гордостью заявили, что ВВС Греции добились полного превосходства в воздухе над Турцией, которая всё ещё использовала более старые истребители F-16 Block 30-50.
Эта важная веха связана не только с Rafale, но и с ракетой Meteor, которая будет интегрирована во французский истребитель. Эта ракета, ставшая своеобразной евроиконой, вроде бы летит на 200 км со скоростью 4М, но главное – у турок нет ничего подобного, все ракеты «воздух-воздух», имеющиеся на вооружении Турции, уступают этой ракете.
Именно по этой причине Турция, чей воздушный флот стремительно устаревает, раскритиковала Грецию за закупку истребителей Rafale, заявив, что это подрывает региональный мир и стабильность. Понятно, им бы новую Османскую империю строить, а тут греки…

В 2023 году, когда Турция всё ещё пыталась добиться от США поставок новейших истребителей F-16 Viper Block 70/72, командующий ВВС Турции генерал Абидин Юнал предупредил, что Греция получит решающее преимущество в воздухе, если Турция не модернизирует свой авиапарк.
Со своей стороны, Греция продолжила модернизацию своих самолётов F-16 Block 52+ до конфигурации F-16V Viper Block 72 в соответствии с контрактом с компанией Lockheed, заключённым в 2018 году. Все 84 истребителя F-16 будут модернизированы к 2027 году.
По мере увеличения разрыва в возможностях с Грецией Турция активизировала работу над собственным истребителем пятого поколения (KAAN), правда, успехов достичь пока не получилось, потому и решила приобрести самолет 4-го поколения. В ноябре 2023 года министр обороны Турции Яшар Гюлер объявил, что страна ведет переговоры с Испанией и Великобританией о покупке истребителей Eurofighter Typhoon.

В феврале 2024 года Турция несколько улучшила свои позиции, когда США одобрили продажу истребителей F-16 Block 70/72 в обмен на ратификацию Турцией членства в НАТО для Швеции. Однако музыка играла недолго.
Уже в июле 2024 года Греция объявила, что приобретёт истребители F-35 в рамках американской программы зарубежных военных продаж (Foreign Military Sales, FMS). Намерение приобрести 20 самолётов с возможностью заказа ещё 20 в будущем – это очень сильный ход. Правда, ход в будущем: F-35 – дело небыстрое.
Тем временем Турция столкнулась с серьёзным препятствием в получении истребителей Eurofighter: Германия отказалась разрешить экспорт этих самолётов в Турцию, сославшись на нарушения прав человека в Анкаре. В июле 2025 года вето было наконец снято.
Турция также настаивает на своём возвращении в программу F-35. Ранее в этом году Эрдоган заявил журналистам, что он с оптимизмом смотрит на перспективы убедить Белый дом снять ограничения, мешающие Турции приобрести истребители F-35, хотя тут всё просто: мешают российские С-400.
Кроме того, Турция намерена возобновить переговоры на высоком уровне с компанией Lockheed Martin, чтобы выйти из затянувшегося ценового тупика в рамках программы приобретения F-16 стоимостью 23 миллиарда долларов. Выход из авиационного тупика необходимо найти, раз уж турецкие ВВС хотят быть не хуже греческих.
Можно сказать, что Турция модернизирует свой парк F-16, чтобы противостоять уже модернизированным греческим F-16, стремится приобрести F-35, чтобы противостоять греческим F-35, и покупает Eurofighter Typhoon, чтобы конкурировать с греческими Rafale.

Но вот это «догнать и перегнать» — дело непростое, учитывая не лучшие отношения с США. Но действительно, не Су-57 у России закупать… Хотя это был бы совсем интересный ход, после начала таких переговоров точно Штаты могли бы вернуться к программе по F-35…
Тем временем Греция прилагает все усилия, чтобы сохранить своё качественное превосходство над Турцией. Помимо модернизации собственных военно-воздушных сил, она добивается от союзников запрета на поставки Турции некоторых видов боеприпасов. Точнее, все той же ракеты «Метеор».
Вообще ситуация презабавнейшая: две страны НАТО ставят друг другу препоны в получении современных видов вооружений, потому что являются практически региональными противниками. Учитывая, что основой ВВС и Греции, и Турции являются F-16, то всё, что будет закуплено на стороне, более современное, станет гирей на весах и сможет склонить эти виртуальные чаши на одну из сторон.
F-35 для Греции — дело небыстрое, но когда-то там, сильно после начала в 2028 году, Греция получит свои F-35. Насколько это будет сильным ходом — большой такой вопрос. Турции, скорее всего, «пингвины» не достанутся вообще никогда.
«Рафаль» против «Тайфуна», «Тайфун» против «Шквала» — это то самое, чем греки и турки будут реализовывать свое преимущество в небе над Эгейским морем. Вообще «Тайфуну» было бы неплохо заявить себя в настоящих боях, а не гоняя всяких повстанцев и террористов на Ближнем Востоке. Самолет вроде бы как и принимал участие во многих операциях НАТО, вот только не встречался с равными противниками в небе.
Но будем объективны: «Рафаль» тоже не встречался, сегодня очень сложно разобраться, кто побил индийские «Рафали» в небе, то ли российские ЗРК, то ли пакистано-китайские версии МиГ-21 – в любом случае так себе расклад.
Если же эти два самолета действительно встретятся в реальном противостоянии, честно признаюсь, на «Рафаль» бы не поставил. Оно понятно, что воюют не цифры ЛТХ, но на бумаге «Тайфун» смотрится сильнее. Впрочем, уверен, что рано или поздно два этих природных явления начнут нарезать в небе круги, тогда все и встанет на свои места. Можно будет даже сделать ставки, кто кого.
Информация