Успехи и прогресс китайского беспилотного авиастроения

БПЛА Wing Loong II на одной из выставок. Фото Wikimedia Commons
Народно-освободительная армия и промышленность Китая давно поняли весь потенциал беспилотной авиации. Они активно развивают этот сектор авиастроения и занимаются разработкой массы новых проектов. Создаются новые образцы всех основных классов как для своей армии, так и для экспорта. При этом демонстрируются заметные успехи, и сейчас Китай может претендовать на место в списке мировых лидеров беспилотного авиастроения.
Разведка и удары
Традиционно наибольшее внимание привлекают разработки разных стран в сфере тяжёлых БПЛА разведывательно-ударного назначения. Подобные проекты отличаются высокой сложностью и требуют внедрения широкого круга разнообразных технических решений. Фактически они демонстрируют общий уровень развития авиационной промышленности страны-разработчика.
Китай давно создаёт собственные проекты техники этого класса. Так, в десятых годах группа компаний Chengdu Aircraft Industry разработала и продемонстрировала несколько тяжёлых БПЛА серии Wing Loong. Кроме того, заказчикам предлагали ряд модификаций такой техники с теми или иными особенностями.

Разведывательно-ударный «Винлун-3» на выставке в 2022 г. Фото Wikimedia Commons
Все беспилотники «Винлун» имеют схожую конструкцию. Это полноразмерные беспилотные самолёты с взлётной массой в несколько тонн, оснащаемые турбовинтовыми или турбореактивными двигателями. Они отличаются высокими лётными данными, в первую очередь, дальностью и продолжительностью полёта. Предусматривается установка различных средств наблюдения и балочных держателей для оружия.
Последним в серии является «Винлун-3», представленный в 2022 г. Он имеет длину ок. 12 м и размах крыла 24 м. Максимальная взлётная масса достигает 6,2 т, из которых треть приходится на полезную нагрузку. При помощи турбовинтового двигателя с толкающим винтом БПЛА должен развивать скорость до 500-600 км/ч. Заявлялась продолжительность полёта до 35-40 часов.
Wing Loong-3 и другие беспилотники этой серии оснащаются оптико-электронными системами для наблюдения и поиска целей. Также возможен монтаж радиоэлектронных средств аналогичного назначения. Под фюзеляжем и крылом предусмотрены точки подвески вооружения. БПЛА могут нести ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» или управляемые бомбы малых калибров.

Первая демонстрация БПЛА GJ-11 на параде, 2019 г. Фото CGTN
Несколько лет назад группа Hongdu Aviation Industry впервые представила материалы по проекту GJ-11. Этот БПЛА построен по схеме «летающее крыло» и имеет сниженную заметность, которая должна упростить выполнение разведывательных и ударных задач. Имеются сведения о разработке других проектов техники аналогичного облика.
По известным данным, БПЛА GJ-11 имеет длину ок. 12 м и размах крыла 14 м. Его полезная нагрузка должна превышать 2 т. Как и другие тяжёлые беспилотники, он несёт ОЭС для наблюдения и поиска целей. Также предусматривается подвеска вооружений, однако они размещаются во внутреннем отсеке — для сокращения заметности.
Разведывательно-ударные БПЛА китайского производства нашли своих заказчиков. Известно, что изделия серии «Винлун» производятся серийно для НОАК. Также беспилотники разных моделей поставлялись десятку иностранных государств. Вероятно, вскоре появятся новые заказы. В свою очередь, GJ-11 пока проходит испытания. Однако можно ожидать, что после их завершения такой БПЛА тоже поступит на вооружение. Станут ли его продавать за рубеж, пока неизвестно.
Ударные системы
В конфликтах последнего времени массово применяются одноразовые ударные БПЛА и барражирующие боеприпасы. НОАК обратила внимание на это направление, и промышленность уже массово выпускает соответствующую технику. В производстве находятся беспилотники-камикадзе разных классов.

Опытный образец транспортного БПЛА R6000, июль 2025 г. Фото Weibo
Ведётся разработка барражирующих боеприпасов традиционного облика. Например, в прошлом году впервые показали изделие PD-2900. Это летательный аппарат с треугольным крылом и двумя поршневыми двигателями. Он способен развивать скорость до 250 км/ч и оставаться в воздухе до 12 ч. Полёт осуществляется по заданной программе. Полезная нагрузка — 100 кг. В этом качестве рассматриваются боевые части разных типов.
Имеют место и необычные проекты. Так, сообщается о массовой перестройке списанных истребителей J-6 (лицензионная версия советского МиГ-19) в беспилотники-камикадзе. В исходном виде такие самолёты не представляют ценности для ВВС, но переоборудование в БПЛА позволяет в последний раз получить от них пользу. Согласно зарубежным источникам, перестройку прошли десятки истребителей.
Транспортное направление
Беспилотную технику также предлагается использовать в логистике. Уже известен целый ряд проектов транспортных БПЛА разных классов с отличающимися возможностями. Наибольший интерес в этой категории представляют тяжёлые аппараты, способные составить конкуренцию полноценным военно-транспортным самолётам.

Ударный беспилотник-камикадзе PD-2900. Фото Telegram / Dambiev
Например, компания United Aircraft работает над перспективным транспортным БПЛА R6000 или «Чжан Ин». К настоящему времени был разработан технический проект и построен опытный беспилотник. С осени прошлого года он проходил предварительные испытания на земле. Первый полёт планировался на 2025 г., однако о нём до сих пор не сообщали. При этом серийное производство и поставки заказчикам хотят начать не позднее 2027 г.
«Чжан Ин» представляет собой конвертоплан с двумя воздушными винтами для вертикального и горизонтального полёта. Переход между режимами обеспечивается качающейся частью мотогондол. Такой БПЛА имеет длину ок. 12 м при максимальной ширине (с учётом винтов) ок. 17,5-18 м. Взлётная масса превышает 6 т. Грузоподъёмность — 2 т. Планируется строительство грузовых конвертопланов или пассажирских машин с салоном на 10 мест.
Двойное назначение
Следует напомнить, что в Китае разрабатываются и производятся БПЛА не только военного назначения. Китайская промышленность выпускает широкую линейку беспилотников коммерческих моделей. Такая техника активно поставляется за рубеж и пользуется популярностью в мире. При этом среди её эксплуатантов присутствуют армии разных стран и различные вооружённые формирования.

истребитель J-6, переоборудованный в дистанционно управляемый БПЛА, 2025 г. Фото SCMP
Наибольшую известность в этой сфере получили БПЛА от компании DJI. Она выпускает мультикоптеры разных размерностей с возможностью установки оптики или другой полезной нагрузки. Изделия Mavic и Phantom могут подниматься на высоты в сотни метров и удаляться от точки старта на несколько километров.
Подобная техника активно закупается армиями и волонтёрскими организациями для эксплуатации в частях и подразделениях, в т.ч. в зонах боевых действий. В первую очередь, коптеры применяются в качестве дополнительного средства воздушной разведки в тактическом звене. Также имеют место кустарные модернизации, позволяющие БПЛА нести боевую нагрузку.
БПЛА коммерческих моделей массово поставляются зарубежным заказчикам. Удачное сочетание качества, характеристик и цены позволили китайской продукции отвоевать значительную часть мирового рынка подобной техники.
Любопытно, что такие успехи китайской промышленности давно беспокоят иностранные государства, и они принимают меры. Например, США в ближайшее время запретят импорт БПЛА компании DJI. Официальная причина — риски передачи чувствительных данных стране-производителю. Авторы инициативы не уточняют, как именно должен идти такой «шпионаж».

Коммерческий БПЛА китайского производства в российской армии. Фото Минобороны РФ
Мировое лидерство
В последние десятилетия Китай активно развивал своё авиастроение в т.ч. его беспилотную составляющую. Результаты этих процессов можно наблюдать прямо сейчас. Китайские предприятия регулярно представляют и доводят до производства разные модели БПЛА всех основных классов. Некоторые подобные образцы доходят до принятия на вооружение НОАК или поставляются за рубеж.
Параллельно активно развивается гражданское беспилотное авиастроение. В этой сфере демонстрируются особо примечательные результаты, и китайская промышленность выходит на лидирующие позиции в мире. При этом коммерческие БПЛА нередко переходят в категорию изделий двойного назначения и находят применение в армиях.
В целом речь идёт о большом прогрессе китайского беспилотного авиастроения. К настоящему времени эта отрасль прошла большой путь и многого добилась. Очевидно, что промышленность Китая не станет останавливаться на достигнутом и продолжит разработку новых БПЛА всех основных классов.
Информация