Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Страна без территориальной обороны

Экономика, инфраструктура и гражданское население – первоочередные цели

Как стало известно, новое руководство ВС РФ на основании поправок в существующий федеральный закон «Об обороне», внесенных президентом, впервые за последние годы практически заново приступило к разработке целого комплекта законодательных документов, касающихся обороны нашего государства.

Сложность решения этой задачи состоит в специфических для российских условий трудностях, в том числе и в организации территориальной обороны (ТО). ТО как система мероприятий по защите населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных и террористических актов, со времен СССР отличавшаяся полнотой и обоснованностью, в последнее время оказалась в загоне. С другой стороны, сегодня возникли факторы, существенно изменившие взгляды на ее организацию.


В новых условиях

Социально-экономическое устройство. С появлением частной собственности у предпринимателей находятся не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности, земля, леса, водные акватории. Все это огромное хозяйство, принадлежащее отдельным лицам, требует защиты. Поскольку война – это беда, которая затрагивает интересы не только государства, но и каждого гражданина России и его собственность, то в этой работе самое непосредственное участие должны принять и органы военного управления, и исполнительная власть субъектов Федерации, и местное самоуправление с привлечением отдельных частных собственников. Ведь всегда в России в пору тяжелых испытаний благодаря подъему патриотизма среди самых широких масс чувство Родины сплачивало общество и превращало его в единый лагерь.

Военно-политическая обстановка. От нее зависят объем и порядок подготовки страны в военном отношении и организация ТО. Россия занимает уникальное геополитическое положение и располагает огромными произведенными и природными ценностями. Обострилась проблема сохранения военной безопасности РФ в условиях превосходства потенциального противника практически на всех стратегических направлениях. Своевременная организация ТО играет важную роль.

Изменяется и характер вооруженной борьбы. Война с первых же дней примет предельно напряженные и решительные формы. Военные округа будут находиться под постоянной угрозой ракетно-авиационных ударов, действий воздушных (морских) десантов, войск специальных операций. Особенности войн будущего состоят в том, что в ходе боевых действий под ударами противника окажутся не только войска и военные объекты, но и экономика страны со всей ее инфраструктурой и гражданским населением.

Оборонная инфраструктура. За последние десятилетия система взаимосвязанных объектов, которая поддерживает жизнедеятельность и безопасность Вооруженных Сил, фактически была разрушена. В том числе в результате суверенизации бывших союзных республик. В результате единое оборонное пространство с большим количеством аэродромов, стационарных пунктов управления стратегического и оперативного назначения, хранилищ перестало существовать.

Вследствие непродуманной передислокации войск, академий и даже главных командований и управлений военных округов восстановление системы территориальной обороны, организации управления во всех военных округах, а также охраны крупных органов управления, размещенных рядом с государственной границей, представляет проблему.

Современная организация

Теоретические положения прежней стройной системы ТО были изложены в «Основах подготовки и ведения операций». Суть заключалась в том, чтобы вся ответственность за организацию территориальной обороны возлагалась на командующего войсками округа (на военное время).

Страна без территориальной обороныВоенная доктрина РФ от 21 апреля 2000 года ориентировала Вооруженные Силы на оборонительные действия, на отражение агрессии противника. Военные округа решали эти задачи в своих административных границах. Были расширены функции и права командующих военными округами, на которых возлагалась задача подготовки ТО в установленных зонах ответственности. Командующий округом (на военное время) всю работу по подготовке территориальной обороны решал под руководством командующего войсками военного округа или командующего войсками фронта, если он действовал на территории округа.

Последним документом, регламентирующим деятельность управлений военных округов в войне, было «Временное наставление по территориальной обороне», в которое внесли уточнения в деятельность командующего военным округом мирного времени. Вся ответственность планирования и организации территориальной обороны возлагалась на него и его штаб, что значительно усложняло их деятельность и увеличивало время на подготовку для выполнения задач.

Анализ организации территориальной обороны в послевоенный период позволяет сделать вывод, что внимание к ней за последнее время необоснованно уменьшалось. Ни на одном из учений, проведенных в 2010–2013 годах, вопросы ТО не отрабатывались. Это объясняется главным образом тем, что в Вооруженных Силах РФ постепенно стал формироваться взгляд на военные конфликты будущего через призму контртеррористической операции в Чеченской Республике и в грузино-южноосетинском конфликте, это зафиксировало мышление ряда руководителей преимущественно на тактическом уровне. При этом фактически оставили без внимания и оперативный, и стратегический уровни, требующие серьезных знаний и навыков.

Последнее особенно важно для организации управления территориальной обороной в ВС РФ, где основные вопросы решали Генеральный штаб, командование Сухопутных войск, а также главнокомандующие и главные штабы других видов Вооруженных Сил. Детальное планирование и организация мероприятий территориальной обороны согласно «Временному наставлению по территориальной обороне» в полном объеме выполняются в военных округах, существующих в мирное время, без привлечения командования округа (на военное время). Такова сегодня общая схема организации территориальной обороны в РФ.

Предложения

Было бы целесообразно внести некоторые уточнения, связанные главным образом с необходимостью разделения оперативных и административных функций между исполнителями, с тем чтобы не сосредоточивать все решаемые задачи в одних руках. Существующие сегодня управления военных округов наделены статусом стратегического межвидового ОВУ и на них возложена вся полнота ответственности за обеспечение военной безопасности и территориальной целостности РФ в установленных границах.

В связи со значительным расширением административных границ военных округов, повышением их статуса и увеличением круга обязанностей, а также сложностью организации управления на большой территории целесообразно все административные задачи, в том числе по организации ТО, возложить на специально назначенного заместителя командующего военным округом или ОСК по территориальной обороне, который при убытии командующего ОСК с территории округа становился бы командующим войсками округа (на военное время). В его подчинении в мирное время должен быть Центр административно-территориальных управлений ОСК (о создании таких центров еженедельник «ВПК» информировал читателей в № 34 за 2012 год), на базе которого в угрожаемый период развертывается управление военного округа (на военное время).

Заместителю командующего по территориальной обороне – командующему войсками военного округа (на военное время) подчиняются начальники зон и районов территориальной обороны. Как правило, это должны быть руководители органов власти субъектов РФ. А их заместителями становятся соответствующие военные комиссары.

Начальники зон и районов ТО являются непосредственными исполнителями всех задач, возложенных на управления округов (на военное время): территориальная оборона, отмобилизование, подготовка резервов, пропуск войск через территорию зон и районов. Целесообразность назначения военных комиссаров на должность заместителей начальников зон и районов ТО объясняется тем, что они имеют подготовленные пункты управления (городские и загородные), а также постоянно находятся, даже с началом военных действий, на одном месте, а главное – являются профессионалами в вопросах отмобилизования. Военными комиссарами должны быть офицеры. Назначение начальников учебных центров для руководства отмобилизованием ошибочно.

В Вооруженных Силах основные вопросы подготовки и ведения территориальной обороны предлагается решать Генеральному штабу, а на базе главного командования Сухопутных войск необходимо создать главное командование подготовки резервов и территориальной обороны.
Автор: Владимир Яценко
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. svp67 2 мая 2013 06:09
    Вопрос поднятый в статье очень сложен и многогранен,и от его решения на государственном уровне зависит обороноспособность страны напрямую...
    1. zart_arn 2 мая 2013 15:44
      Действительно, очень сложный и многогранный вопрос. В этой связи думается, что назначение Шойгу министром обороны - не совсем удачное кадровое решение. Судя по его выссказываниям и действиям не тянет он на системщика - аналитика, коим и должен быть настоящий министр обороны.
      1. парящий 2 мая 2013 16:11
        ПОлностью согласен с Вами,zart_arn! Шойгу удобный прогибатор под верховных и в военном плане никакой...Может я и перегибаю палку, но МЧС он тоже не смог развернуть и поднять на должный уровень. Орать и сверкать глазами на подчиненных не показатель его высокого профессионализма..
        А вопрос поднят нужный и необходимый! А то многие начинают считать, что если война, то нас стороной пронесет... Это заблуждение и его нужно искоренять в корне!
        С уважением!!!
      2. andrejwz 3 мая 2013 06:31
        Цитата: zart_arn
        назначение Шойгу министром обороны - не совсем удачное кадровое решение

        Не совсем удачное? Для кого?
        Кстати, системщики-аналитики - это обслуживающий персонал любой фирмы. организации, структуры управления. а принятие решений остается за "не совсем удачными кадровыми решениями"
    2. vladimirZ 2 мая 2013 17:47
      Опомнились, а зачем было разрушать! Обязательно нужно наказать виновных за разрушение обороны государства, чтобы доказать, что новое строительство обороноспособности дело серьезное и ответственное и не будет больше разрушено по прихоти новых Горбачевых-Ельциных, Сердюковых-Табуреткиных.
  2. Василий-71 2 мая 2013 15:21
    Почему-то я не могу составить из этой стены букв внятный текст.

    Все норм. Нужно только срочно организовать единый центр командования воздушно-космической обороны - единственное чего в России сейчас нет.
    Василий-71
    1. старый ракетчик 2 мая 2013 16:25
      Цитата: Василий-71
      Почему-то я не могу составить из этой стены букв внятный текст


      Согласен,изложено несколько дубовато,но в целом мысль правильная,особенно в части военных комиссаров.
  3. ФК СКИФ 2 мая 2013 15:24
    Вспоминается фраза о том, что генералы всегда готовятся к войнам прошлого. Мне кажется, у нас проблемы с анализом рисков и угроз. Такое ощущение, что мы постоянно только отвечаем на внешнее раздражение, как та инфузория, а инициатива у недругов.
    1. Василий-71 2 мая 2013 15:28
      Необучаемые же. С Грузией война была ожидаема, а в итоге командовали при помощи флажков и мобильников. Современной техники тоже не завезли.
      Василий-71
      1. ФК СКИФ 2 мая 2013 18:09
        Согласен. Чисто на русском духе и на такой-то матери выиграли, но у грузин и этого не было. Подумаешь, какая-то амеровская техника была- так ее надо было уметь использовать, а еще рисковать своей жизнью. Вон как из Абхазии драпали - любо-дорого посмотреть. И главное, без потерь и оружия - по бегу по-любому были бы первые на любых соревнованиях.
  4. a.hamster55 2 мая 2013 15:53
    Да граблей ещё много как и желающих их испробовать. Знает ли командный состав частей где получать технику ,боеприпасы итд в случае внезапного нападения на ППД? Допустим знает нач.тыла и его верный прапорщик-но вот недобежали они до части. А в штабе есть пакет куда кому бежать и где получать-так это знает и супротивник. А где склады резерва -наверное пришлют почтового голубя.
    1. Belanov-ga 2 мая 2013 16:45
      Мы-резервисты не дождёмся раздачи оружия со складов, т.к. эти склады будут уничтожены противником течение часа. И со страной будет покончено в течение суток. Будем партизанить с охотничьими ружьями- у кого что дома было. Вывод: Раздать оружие домой всем резервистам как в Израиле. И пожелать удачи в работе нашей разведке и контрразведке.
      Belanov-ga
      1. zennon 2 мая 2013 21:05
        Э вона хватили!У нас короткоствол населению в руки дать ни-ни!Мол глупые мы,перестреляем друг дружку,а вы армейское оружие по домам,как в Швейцарии. request
  5. dizelniy 2 мая 2013 16:07
    Выросло поколение руководителей как в войсках, так и в государстве не имеющих представления о мобилизационной работе. Хотели и академию ГШ схарчить. Здание наверное банк присмотрел. Во главе этой работы всегда стоял ГШ. Последние реформы его переполовинили. Проблемы, проблемы....
    dizelniy
  6. Consul-t 2 мая 2013 16:18
    Геополитическая обстановка складывается не в пользу России.
    Чем быстрее руководство страны осознает надвигающуюся опасность и перестанет верить в дружелюбие мировых капиталистических монстров, тем больше шансов нам выстоять, как нации, так и государству в целом.
  7. Русский офицер 2 мая 2013 16:21
    "Как правило, это должны быть руководители органов власти субъектов РФ. А их заместителями становятся соответствующие военные комиссары.
    Военными комиссарами должны быть офицеры."
    Вообще то в истории это уже было. И даже на уровне органов местного само и военного управления (т.е. райвоенкоматов). Правда до Сердюкова. "И пришел Бука",,,,(С. Кинг)
    Русский офицер
    1. старый ракетчик 2 мая 2013 16:33
      Цитата: Русский офицер
      Вообще то в истории это уже было

      Правильно,было.У нас много чего было.Только раньше эти вопросы решались обкомом(райкомом)с помощью военных комисариатов,не важно как,но решались,а сейчас разве можно доверить руководство военными формированиями и складами вооружений нашим полу-криминальным губернаторам?
      1. Belanov-ga 2 мая 2013 16:57
        Лично я, как резервист, буду спокоен только тогда, когда оружие, записанное в моём военном билете, будет храниться у меня в доме в оружейном шкафу. Как в Израиле. А то ведь может оказаться снова как в 1941 году: винтовка одна на троих и та без патронов! Ведь риск потери страны превыше риска несчастного случая в частном доме от хранения в нём оружия!
        Belanov-ga
        1. RRV 2 мая 2013 17:37
          Вы думаете, что беспокоятся о возможности несчастного случая у Вас дома? )))
          RRV
  8. rudolff 2 мая 2013 17:04
    Несколько удивляет формат современных учений. Танки синих стройными рядами атакуют танковые подразделения красных. Пехота роет окопы. Обязательно парашютное десантирование с техникой. Тут действительно встает вопрос, а к какой войне собственно готовиться наш генштаб?! Или это просто красивое шоу для высоких чинов? Хоть бы раз провели учения в городских условиях! В России достаточно брошенных городков, поселков. Превратить один из них в полигон не проблема. Но почему-то никому это не надо. Как-будто и не было чеченских войн или Цхинвала.
  9. treskoed 2 мая 2013 17:04
    Нужно ввести особый налог на ТО для собственников объектов и территорий.
  10. individ 2 мая 2013 18:00
    Цитата В.Яценко:
    В Вооруженных Силах основные вопросы подготовки и ведения территориальной обороны предлагается решать Генеральному штабу, а на базе главного командования Сухопутных войск необходимо создать главное командование подготовки резервов и территориальной обороны.


    По моему глубокому убеждению создание обороны по территориальному признаку приведет к сепаратизму удельных князьков, получивших в свои руки рычаг шантажа Федеральных органов власти. Защитных механизмов для предотвращения раскола недостаточно.
  11. Vtel 2 мая 2013 19:43
    в Чеченской Республике и в грузино-южноосетинском конфликте, это зафиксировало мышление ряда руководителей преимущественно на тактическом уровне. При этом фактически оставили без внимания и оперативный, и стратегический уровни, требующие серьезных знаний и навыков.

    Правильно лучше в мирное время учиться и создавать, чтобы потом на грабли не наступать.
    Vtel
  12. pamero 2 мая 2013 21:01
    Во ! Так военные комиссары при сокращении Сердюкова всё это уничтожали, а потом и этих ВК самих сократили и уволии всех. На их места приняли людей гражданских с высшим образованием с центров занятости населения городов и районов. Им надо сначала втолковать что такое ТО и Угрожаемый период а потом только требовать выполнения всего!!!
  13. nemec55 2 мая 2013 23:17
    Если честно то очень тяжело что либо решать и думать о войне и долге так как наши кознокрады пжив и иже с ними пока петух не клюет мы им нахрен не нужны воруют живут по заграницам детишки в европах америках а как пернатый клюнет так сразу *народ выручай воюй и погибай* Да пошли они в ...опу ..Хочу Сталина и 37й достали уже , если и жить хреново то вместе ...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня