Воины эпохи крестовых походов

6 881 79
Воины эпохи крестовых походов
Битва при Легнице. Иллюстрация из манускрипта «Легенды о святой Хедвиге», 1353 г. Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес


«Братья, последуем кресту; имея веру, сим знаком победим!»
Согласно сведениям монаха Диего де Ланды, именно эта надпись была на знамени Эрнана Кортеса



Однажды мир меня прельстил,
И неспроста
Мне, грешному, так был он мил.
Теперь чиста
Моя душа, и я в поход
Собраться рад,
Свободный от мирских забот,
А мой собрат
На привязи весь век,
Пропащий человек.
Отправлюсь в дальний путь,
К войскам святым готов примкнуть.

Гартман фон Ауэ (1160/1170–1210/1220). Перевод В. Микушевича

Военное дело целого тысячелетия. В конце XI века начались крестовые походы на Восток. По сути, это была вынужденная миграция, вызванная перенаселением Европы и нехваткой жизненно важных ресурсов. Причем участие в этих походах, так или иначе, приняли практически все государства средневековой Европы.


Шлем XII в. Вес 1312,6 г. Именно в таких шлемах первые крестоносцы отправились на Восток. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

И, надо сказать, что продолжительные и кровавые войны с турками-сельджуками, арабами и византийцами стали прекрасной школой для всех европейцев, в них участвовавших. Уже первые столкновения с воинами Востока вызвали у рыцарей Европы немалое удивление. Они увидели перед собой конницу необычайно большой численности, которая расступалась перед каждым их тяжелым ударом, но затем быстро собиралась, чтобы напасть с другой стороны. Луки европейцам были, безусловно, давно известны. Но только с таким градом стрел, выпускаемых всадниками и пехотинцами, они еще не сталкивались. Причем особенно от действия метательного оружия страдали их кони, лишившись которых западные рыцари теряли всю свою военную мощь. Что всадники, что пехотинцы Востока – все они были умелыми бойцами, сражавшимися самым разным оружием, включая арбалеты, более совершенные на Востоке, чем на Западе.


Большая печать короля Ричарда I 1189 года. Исторический музей Вандеи, Ле-Люк-сюр-Булонь, Вандея


Печать Петра Иакинта Лойфреда, около 1200 года. На печати шлем воина не имеет ни забрала, ни лицевой маски. Немецкий исторический музей, Нюрнберг

Поток стрел вызвал совершенствование доспехов, в частности шлемов, которые обзавелись лицевой маской, ставшей предтечей полностью закрытого шлема топфхельм («горшечный шлем»). Кольчуга теперь также стала покрывать все тело, что привело к превращению рыцарей в металлические статуи, облаченные в защитную одежду из гибкого металла с ног до головы. В свою очередь, эта повышенная защищенность стала причиной появления… геральдики, необходимой для того, чтобы с помощью особых хорошо заметных и запоминающихся знаков, заметных издали, европейские «рыцари-интернационалисты» могли бы различать друг друга.


«Горшечный шлем» Ганса Ритера фон Корнбурга, XIV в. Немецкий исторический музей, Нюрнберг

Другой инновацией, появившейся хотя и не сразу – тут причиной стала свойственная всем людям инертность мышления, стало заимствование европейцами восточной тактики ведения боя. В частности, уже в 1280 году они сумели создать свои собственные отряды конных лучников, состоявшие из наемников. Европейцы переняли у народов Востока многие виды восточного оружия, в частности, легкое всадническое копье с древком из бамбука и усовершенствованные лук и арбалет. Но самым важным результатом контактов между Западом и Востоком стало развитие более тесной сплоченности в среде рыцарей Европы, нашедших для себя пример для подражания в рыцарских отношениях среди обитателей Востока. Именно там, кстати говоря, и именно у мусульман возникли первые духовно-рыцарские ордена, получила распространение особая воинская атрибутика и те же самые геральдические символы.


Очень любопытный шлем – «шлем Аранаса». Давно хотел поместить на ВО его фотографию. Но по ряду причин не получалось. И вот... Красавец, не так ли? Нашли его при раскопках руин замка Аранас в 1916 году, и сегодня он известен как «шлем Аранаса». Сделан из железа и повреждён ржавчиной и огнём. Несмотря на это, он имеет большое значение как один из немногих хорошо сохранившихся шлемов XIII века, оставшихся в Европе. Вес 2340 г. Высота 300 мм. Ширина 200 мм. Длина 330 мм. Диаметр 170 мм. Шведский исторический музей, Стокгольм

На песчаных равнинах Палестины возникли и развились турниры, участвуя в которых французские и немецкие, итальянские и норманнские рыцари не только имитировали борьбу между отрядами, но и сражались в парных поединках друг против друга. Целью таких сражений была отнюдь не тренировка перед настоящими боями, а желание доказать свое превосходство. И хотя хронист Нитхард в 843 году описывал похожие на турнир военные игры в войсках Людовика Немецкого, короля Восточно-франкского королевства (817-876), именно в Палестине они оформились в состязание с утвержденными правилами.


Два маркграфа из Бадена в шлемах-подшлемниках (ранний типа бацинета) на голове. Большой шлем, сильно ограничивающий обзор и дыхание, обычно надевали поверх этой «металлической шапочки». Здесь же изображены два шлема топфхельм с нашлемными украшениями. Витраж из церкви цистерцианского монастыря в Лихтентале, около 1300/1310 гг., Баденский государственный музей, Карлсруэ

Против многочисленных отрядов легковооруженных восточных всадников, со свойственными им приемами боя, европейцам пришлось применять несвойственную им раньше тактику. Уже в Первом крестовом походе пешему войску пришлось по необходимости расширить круг привычных ему обязанностей вооруженной челяди и активным образом участвовать в боях. Хотя, как и раньше, тяжеловооруженные всадники добивались успеха, атакуя противника сомкнутым строем, при осаде той же Антиохии (1097) рыцари вынуждены были спешиваться, чтобы отразить атаку противника. В Третьем крестовом походе (1189-1192) Ричард I Английский (1157–1199) в битве при Яффе (1192) повторил этот маневр, причем столь же успешным образом. Интересно, что пеший боевой порядок был позаимствован Ричардом из правил афинянина Хабриса. То есть доминирование рыцарской конницы на полях сражений было поставлено под сомнение, тогда как пехота стала рассматриваться как явно недооцененная боевая сила.


Изображение Ричарда (слева) и Саладина (справа), ок. 1250-1260, на плитках, найденных в аббатстве Чертси в графстве Суррей. Британский музей, Лондон

Однако общество с господствовавшими в нем феодальными отношениями было попросту не готово к столь радикальным изменениям военной тактики. Тем более что по возвращении в Европу необходимость в ее изменении ощущалась уже не так остро, как на Востоке. Требовалось нечто большее, нежели заморский опыт, для того, чтобы заставить феодалов реорганизовать свои войска и резко изменить саму тактику боя.


Скандинавский меч, ок. 1020 г. Длина 95,9 см. Длина клинка 81 см. Вес 1021 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Рукоять скандинавского меча крупным планом. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Опять-таки было проще улучшать качество защиты конного воина, нежели набирать, кормить и обучать множество незнатных пехотинцев из крестьян и горожан. И действительно, развитие металлообработки и совершенствование орудий труда привели к постепенному утяжелению рыцарского снаряжения и, в частности, появлению полностью закрытого шлема в виде горшка и усиливающих кольчужные доспехи металлических кованых пластин. На восточном театре военных действий такие доспехи совершенно не соответствовали местным климатическим условиям и тактике восточных воинов, хотя тяжеловооруженные воины, правда в меньшем количестве, чем на Западе, имелись и там. Зато в Европе эволюция комплекса всаднического вооружения с возвращения крестоносцев к себе домой пошла теперь по пути постепенного укорачивания кольчуги, уменьшения размеров щита, при одновременном усилении защиты ног, рук и туловища за счет брони из железных пластин. В таких доспехах всадник был уже в достаточной мере защищен от неприятельских ударов. Однако тяжесть их была для их обладателя весьма утомительной, не говоря уже о том, что вывозить на бой одетого в них латника мог далеко не всякий конь, а лишь чрезвычайно сильные и выносливые, специально выведенные животные, цена которых стала сопоставимой со стоимостью доспехов их хозяина.


Европейский меч XII – начала XIII в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Но если набирали вес и прочность доспехи, то и с наступательным оружием происходило то же самое: мечи стали тяжелее, копья толще, и одной свободно поднятой рукой им действовать было уже нельзя. Теперь для нанесения удара копье приходилось зажимать под мышкой – прием, получивший название куширования копья. Причем это увеличение веса доспехов продолжалось и в XIII веке, и продолжилось позднее. В итоге Римский поход Генриха VII (1310-1313) стал последним триумфом тяжеловооруженного немецкого рыцарства. Вот только не прошло и двух лет, как в 1315 году в битве при Моргартене превосходно экипированные рыцари Габсбургов пали от рук жалкой толпы швейцарских крестьян! Этот успех морально сильного войска, пусть даже и вооруженного значительно хуже конных латников-феодалов, подействовал на самоуверенных рыцарей Германии и Франции словно удар грома. Столетняя иллюзия всемогущества закованного в броню всадника на коне была развеяна как дым.


Меч XIII в. Франция. Вес 850,5 г. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Со дня Моргартена началось столетие славы швейцарской пехоты, вот только правильной оценки этого сражения со стороны рыцарства сразу не последовало, как и не уменьшило его высокомерия. Оно не могло, да и не хотело отказаться от своей привилегии сражаться в конном строю, и лишь при случае спешиваясь. Вот только сражаться пешими рыцари не были обучены, и битвы под Лаупеном (1339), под Земпахом (1386) и под Нофельсом (1388) доказали это с полной определенностью. Особенно значительным было сражение под Земпахом, где пехота, состоявшая из швейцарцев, вооруженных мечами, алебардами и топорами, применила глубокое построение и, умело пользуясь местностью, наголову разгромила войско австрийских феодалов.


Чрезвычайно «живописная» иллюстрация из манускрипта 1320-1330 гг., изображающая сражения знати и простолюдинов. Сверху: знатные рыцари сражаются друг с другом верхом. Они в полном вооружении, включая бацинеты с большими подвижными забралами; один держит щит с изображением виверны**, у другого на колене шипастый полейн***. У короля забрало с решёткой, а на плечах — наплечники в форме звезды. Оружие — топоры, фальшионы и прямые мечи. Внизу: простолюдины бьются друг с другом в пешем строю. Их доспехи легче, включая бацинеты без забрала. На иллюстрации изображены фальшион, глефа, мечи, топоры и два лука со стрелами. «Холкхэмская иллюстрированная Библия». Британский музей, Лондон


Битва при Моргартене. Миниатюра из хроники Бенедикта Чахтлана (1470). Центральная библиотека г. Цюриха, Швейцария

Самое интересное заключается в том, что крестоносное движение в Европе продолжалось значительно дольше, чем собственно походы европейцев в Палестину с целью освобождения Гроба Господня****. И эта продолжающаяся конфронтация Запада и Востока также продолжала оказывать свое влияние на процесс совершенствования оружия и доспехов по обе стороны от их боевого соприкосновения.

Одним из самых внешне заметных изменений в защитном снаряжении европейцев стал шлем, который из горшковидного превратился в шлем — бацинет с вытянутым вперед забралом, за которое он получил забавное название «собачья морда». Кольчугу, висевшую на человеке мешком, заменила более облегающая и соответствующая форме тела. Всадники стали, несомненно, подвижнее, но их количество в войсках значительно уменьшилось, в то время как численность пехоты непрерывно росла. Пешие воины также получили новые шлемы, в частности «железную шляпу» и шлем салад. Последние, впрочем, стали также шлемами конницы, поскольку были удобнее полностью закрытых шлемов. Арбалетов и луков на вооружении пехотинцев стало значительно больше. А уже около 1330 года в армиях появились и первые стрелки из огнестрельного оружия, пока еще крайне примитивного.


Бацинет. Ок. 1400 г. Что и говорить: время и ржавчина над ним поработали... Немецкий исторический музей, Нюрнберг


Шлем салад (саллет) очень ржавый и старый. Музей национальной истории Трансильвании, город Клуж-Напока, Румыния


Немецкий салад, между 1480 и 1490 гг. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

К концу XIV века рыцарство окончательно пало жертвой такого социального слоя, как бюргерство, то есть нарождающейся буржуазии. Государственная мудрость заставляла правителей все больше защищать этих людей, дающих государству деньги, хотя и не по велению души, а по суровой необходимости. Принципы рыцарства были столь глубоко почитаемы, что на них никто не покушался. Вот только они все больше и больше вступали в противоречия с реалиями войны. Так, кодекс рыцарской чести требовал исключения коварства, то есть никакой атаки ночью или «из-за угла». Однако эти положения постоянно нарушались, поскольку никак не вязались с военным искусством. Следовало отказаться от применения чистой силы в сочетании с героизмом и перестать восхищаться этим, хотя сделать это было нелегко, так как означало пойти против освященных веками памяти героических предков.

Вот только процесс «демократизации» войска было уже не остановить. Она была видна в повсеместно развивающейся технике, все заметнее влиявшей на средства нападения и защиты. Совершенствование орудий труда позволило с большей эффективностью использовать природные ресурсы, и прежде всего увеличить выработку железа. Доспехи не слишком высокого качества начали делать методом поточного производства, что позволило обеспечить ими значительные массы пехоты.

Но особое значение в развитии военного дела приобрел, конечно, порох. Где и когда он впервые появился и кем был открыт, не суть важно. Гораздо важнее знать, когда он нашел себе широкое применение. Причем вполне возможно, что сначала порох стал использоваться в качестве зажигательного средства и только потом его начали применять в качестве взрывчатого вещества для метания железных и каменных снарядов. Так, есть сведения о применении пороха маврами при защите Аликанте в 1331 году и под Альхесирасом в 1332 году. А первым сражением, в котором европейские войска использовали артиллерию, была битва под Креси (1346), где англичане поставили перед своими войсками шесть пушек.


«Ручная пушка из Танненберга», 1399 г. Длина ствола: 80 см. Немецкий исторический музей, Нюрнберг


«Мёркёская ручная пушка». Изготовлена из литой бронзы. Калибр 21 мм. Найдена рыбаком в Балтийском море у побережья Сёдерманланда недалеко от Нюнеса до 1828 года. Украшена головой бородатого мужчины над запальным отверстием и выгравированной религиозной надписью готическим минускулом (шрифтом) MARIA, повторяющейся несколько раз. Длина ствола: 193 мм. Вес: 945 г. Государственный исторический музей, Стокгольм

Использовался порох и для стрельбы как из маленьких ручниц, так и тяжелых пушек, которые можно было доставить на нужное место лишь с помощью не одного десятка лошадей. Первые полевые орудия заряжались с казенной части, с помощью специальной зарядной каморы, и почему распространение получил именно такой сложный в технологическом отношении способ, неизвестно. В XIV века и на Востоке, и на Западе главной проблемой было повышение эффективности пороховой смеси. Когда она была решена, появились настоящие пушки-монстры, образцы которых сохранились до наших дней.


Арбалет, возможно австрийский, 1425-1475 гг. Материалы: дерево, рог, сухожилия животных, береста, железо, пенька. Длина 95,6 см. Ширина 75,5 см. Вес 3989 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Легкие полевые орудия в полевых сражениях широко применяли гуситы в том же 1420 году, а в 1470 году – бургундцы. С этого времени артиллерия встала в один ряд с конницей и пехотой, причем этот род войск комплектовался исключительно из горожан, что еще больше повысило их значимость в военном деле. В армиях они не имели никакой национальной окраски. Напротив, власть имущие охотно использовали оружейных мастеров иностранцев и не жалели денег, чтобы их нанять. Так, в Турции артиллеристами служили итальянцы, греки и венгры, а в бургундских землях – итальянцы и немцы. Примерно с 1430 года стволы орудий начали отливать, и таким образом литейщики тоже стали оружейными мастерами, и это положение вещей сохранялось вплоть до конца XVII века.


Две стрелы для арбалета («болты»), XV или XVI в. Длина 43,7 см; длина наконечника 6,6 см. Вес 74 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Довольно долгое время ручное огнестрельное оружие оказывало не столько собственно боевое, сколько психологическое воздействие на врага, поэтому и распространялось в пехоте очень медленно. Лишь с 1370 года появились первые его образцы на сошках, служившие скорее для бросания снарядов по навесной траектории, нежели для прямого выстрела. Однако в XV веке пехота вооружилась уже более легким оружием, которое при стрельбе держали, зажав его под мышкой*****. Около 1480 года появились ружейные ложи и первые S-образные фитильные замки. Однако большая часть пехотинцев даже тогда вооружалась преимущественно луками и арбалетами.

* Всего можно насчитать несколько десятков различных походов, проводившихся под лозунгами крестоносного движения, то есть в форме войны за веру.
** Мифическое существо, напоминающее европейского дракона, но только с одной парой лап, часто изображалась со змеиным хвостом.
*** Наколенник в доспехах.
**** Если считать крестовыми все походы и вооруженные паломничества, объявлявшимися таковыми, то всего их наберется несколько десятков, причем направлялись крестоносцы не только в Палестину, но и в разные другие места.
***** Несмотря на то, что такое оружие было до чрезвычайности примитивным, количество стрелков из него было невелико. Так, в 1388 году город Аугсбург мог выставить всего 38 таких стрелков, а город Нюрнберг – 48.
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    8 декабря 2025 04:12
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    История по Волошину:

    Права гражданские писал кулак,
    Меч — право государственное, порох
    Их стер и создал воинский устав
    1. +5
      8 декабря 2025 05:42
      Утро доброе Сергей!
      Присоединяюсь к твоему «спасибо» Вячеславу Олеговичу!
      Требовалось нечто большее, нежели заморский опыт, для того, чтобы заставить феодалов реорганизовать свои войска и резко изменить саму тактику боя.

      Керси, Пуатье и Азенкур - удивляет инертность мышления Западной Европы.
      P.s. У нас наконец пришла зима!
      1. +4
        8 декабря 2025 06:09
        Доброе утро, Владислав!

        А у нас как предзимье было, так и осталось. Нет мотивации в теплую одежку влезать.

        А кто консервативнее - Западная Европа, Восточная Европа или Восток - не сравнить.
        1. +5
          8 декабря 2025 06:25
          У наконец-то «железобетонно» лег снег!
          В пятницу обещают - 27, еще три дня назад было -1.
          hi
          1. +3
            8 декабря 2025 07:09
            Урал. Континентальность климата в своей красе.

            А нам остаётся ждать, какие ещё сюрпризы зима преподнесет.

            Впрочем, автомобилистам европейский вариант зимы по душе.
            1. +4
              8 декабря 2025 08:21
              Впрочем, автомобилистам европейский вариант зимы по душе.

              Не согласен Сергей.Пешеходам разве плохо? Обувь чистая,не скользко,самокатчики на зимний отдых уехали. laughing Вот разве что развозчики еды напрягают и романтики в виде сугробов слегка,слегка не хватает.Вариант еврозимы очень даже неплох на мой взгляд. hi
              1. +3
                8 декабря 2025 10:31
                Пешеходам тоже хорошо.
                А на урожай в Подмосковье уже давно особо не рассчитывают.

                Цветущие растения слегка беспокоят. Ещё не апрель.
          2. +1
            8 декабря 2025 14:02
            "было-1" у нас было + 8, но ветер и по ощущениям::- 6
            Хорошо, что машина есть, а то "задубееш". Девочки, прибегают и сразу : горячий чай или кофе
  2. +4
    8 декабря 2025 07:49
    Прекрасная статья! Огромное спасибо автору!
  3. +5
    8 декабря 2025 08:00
    Около 1480 года появились ружейные ложи и первые S-образные фитильные замки. Однако большая часть пехотинцев даже тогда вооружалась преимущественно луками и арбалетами.

    Не менее важным событием стало «умение пороховую массу зернить». До данной технологии порох представлял собо зелье «вязкую массу» из селитры, серы и угля.
    1. +3
      8 декабря 2025 13:35
      Дело даже не в "вязкой массе". Основной проблемой огнестрелов до XIX века был слишком длительный и опасный процесс перезаряжания. Посему и "пуля дура, штык - молодец". Холодное оружие использовалось на полях сражений вплоть до появления массового автоматического оружия. Уже Гатлинги в Гражданскую войну в США исключили штыковые атаки. Патроны с капсюлями, бездымный порох и заряжание "с казны" в XIX веке почти стали могильщиками холодного оружия на поле боя, а пулемёты его вытеснили окончательно. После появления пистолетов-пулемётов и штурмовых винтовок (автоматов), последний реликт холодного оружия - штык - ушёл с поля боя
      1. +1
        8 декабря 2025 17:30
        Основной проблемой огнестрелов до XIX века был слишком длительный и опасный процесс перезаряжания.
        А как же мушкетеры? Вроде лихо палили в 17-м веке smile
        1. +2
          9 декабря 2025 15:39
          Чтобы мушкетёру "лихо пальнуть" (один раз), ему надо было поставить мушкет прикладом на землю, засыпать в ствол порох, шомполом затолкать туда пыж, затем шомполом же затолкать пулю, и немного шомполом утрамбовать всё это. После этого перевести мушкет в горизонтальное положение, засыпать порох на специальную полочку, взвести замок, положить мушкет на упор, и только тогда "лихо пальнуть". Сколько на всё это уходило времени?
          Арбалет взводился гораздо быстрее, а лук натягивался ещё быстрее. Именно поэтому мушкетеры палили с больших расстояний по наиболее важным целям. А если подходили вражеские солдаты, то мушкет откладывался в сторону, и доставалось холодное оружие
          1. 0
            9 декабря 2025 20:05
            Чтобы мушкетёру "лихо пальнуть" (один раз), ему надо было поставить мушкет прикладом на землю, засыпать в ствол порох, шомполом затолкать туда пыж, затем шомполом же затолкать пулю, и немного шомполом утрамбовать всё это. После этого перевести мушкет в горизонтальное положение, засыпать порох на специальную полочку, взвести замок, положить мушкет на упор, и только тогда "лихо пальнуть".
            Кошмар! И почему же эти долбоящеры АКМ не использовали???
            1. +1
              9 декабря 2025 20:19
              Вот-вот laughing laughing Я тоже не понимаю! laughing Спросите их об этом! Самого д'Артаньяна! laughing И заодно, почему он шпагу чаще держал в руках, чем мушкет laughing
              1. 0
                9 декабря 2025 20:24
                Цитата: futurohunter
                Вот-вот laughing laughing Я тоже не понимаю! laughing Спросите их об этом! Самого д'Артаньяна! laughing И заодно, почему он шпагу чаще держал в руках, чем мушкет laughing

                А позвонить ему нельзя? Номер телефончика не подскажете? А то лететь в Армению .....тяжеловато в моем возрасте... sad
                1. +1
                  9 декабря 2025 20:26
                  В Гасконию, наверное, легче? А, может, он вообще, под Ля-Рошелью сейчас? Пьёт пиво с Ришелье? laughing
                  1. 0
                    9 декабря 2025 20:31
                    Цитата: futurohunter
                    В Гасконию, наверное, легче? А, может, он вообще, под Ля-Рошелью сейчас? Пьёт пиво с Ришелье? laughing

                    Во Францию тем более не поеду... sad Так как насчет номера телефона? А пиво я летом пью, сейчас у меня сезон водки
                    1. 0
                      9 декабря 2025 23:32
                      Да он давно уже свой хонор в карты Рошфору проиграл, так что абонент вне зоны действия сети laughing
                      1. 0
                        10 декабря 2025 07:47
                        Цитата: futurohunter
                        Да он давно уже свой хонор в карты Рошфору проиграл, так что абонент вне зоны действия сети laughing

                        Тогда дайте номер стационарного
                      2. +1
                        10 декабря 2025 10:29
                        Откуда под стенами крепости в Ля-Рошели стационарные номера? Да и мобильные вражеская РЭБ глушит laughing
                2. 0
                  9 декабря 2025 20:28
                  Забыл - они ещё иногда пару заряженных пестиков за поясом носили...
    2. +3
      8 декабря 2025 15:46
      Цитата: Коте пане Коханка
      зелье «вязкую массу» из селитры, серы и угля.

      Мерзкую, пачкающую руки и никак не горящую. Делал такую на пробу. В самодельной пушке не смог поджечь в западном отверстии. Но в ступке, где ее толок, горела феерически!
  4. +5
    8 декабря 2025 13:18
    Спасибо Вячеславу, статья очень интересная, но хочется немного его поправить.
    1. Вячеслав неверно указал причины Крестовых походов. Во-первых, в Европе тогда остро стояла проблема "младших и средних сыновей". Наследство получали только старшие сыновья. А младшие и средние оставались без собственности и средств к существованию. Посему многие из них подавались в разбойничьи шайки, терроризировавшие тогдашнюю Европу и мешающие нормальному движению купеческих караванов. Ещё одним бедствием были набеги норманнов практически на все прибрежные страны Западной Европы. Крестовые походы были способом "утилизировать" эту разбойничью массу. Обратите внимание, что викинги перестали упоминаться с началом Крестовых походов. Ибо практически все они оказались на Ближнем Востоке.
    2. Вторая важная цель, которая совершенно не скрывалась, и отчасти была реализована - пограбить богатый Восток. Причём, к Востоку относили и Ромейскую (Византийскую империю). Немалая часть первоначального капитала этой самой европейской буржуазии имеет восточное происхождение. И банковская система, и ещё ряд экономических институтов будущего капитализма появились именно во время Крестовых Походов.
    Так что, хотя Крестовые Походы в итоге провалились, но они способствовали будущему экономическому расцвету Западной Европы. И ...Османской Империи, вставшей между Востоком и Западом, фактически на руинах королевств Крестоносцев и остатков Ромейской империи.
    3. По поводу огнестрельного оружия. Оно быстро стало очень популярным, и не только из-за психологического эффекта. Во-первых, бойца-"огнестрела" можно было очень быстро подготовить, в отличие от воина, квалифицированно владеющего холодным оружием. "Огнестрелы" позволяли стрелять на большую дальность, и более тяжёлыми снарядами. А уж зажигательные снаряды просто напрашивались.
    Основным недостатком огнестрелов, практически до середины XIX века был слишком долгий процесс заряжания. Отчасти он был преодолён в XVIII века при появлении плотного строя, дающего большую массу огня.
    По поводу Крестовых походов. Вячеслав отмечает, что они не прекратились после фиаско крестоносцев на Ближнем Востоке. Но, изначально они были не только там. Практически сразу же они начались и на Севере Европы, против славянских и прибалтийских племён. Позже - против "еретиков" во Франции. Кстати, немецкие крестоносные ордена обосновались в Прибалтике, как раз после их изгнания из Палестины.
    Но в Европе идея Крестовых походов использовалась уже, как средство политической борьбы, и захвата новых земель
    1. +4
      8 декабря 2025 15:37
      Цитата: futurohunter
      Но в Европе идея Крестовых походов использовалась уже, как средство политической борьбы, и захвата новых земель

      Английский историк Д.Николь отмечает начало "крестоносной эры" как 1050 г. Крестовый поход в Испании против мавров.А так только на Восток их было больше 18-ти... Ну и "северные крестовые походы", разумеется. Это отдельнвя тема.
      1. +1
        8 декабря 2025 16:56
        Вроде полноценных только восемь, если не считать всяких детских и т.п.?
    2. 0
      9 декабря 2025 01:42
      Я бы сказал, что самая главная цель - торговля с Востоком через Средиземное море.
      1. 0
        9 декабря 2025 15:34
        Торговля и так была. Но и пограбить силами всякого сброда, который туда скидывали, тоже хотелось
        1. +1
          9 декабря 2025 18:57
          Верно, торговля Европы с востоком не останавливалась никогда. Однако, этот поток на котором "сидели" заклятые конкуренты Венеция и Византия на тот момент перестал приносить прежнюю прибыль. Исламские государства резко уменьшили доходность торговли. Нужно было "прорубить окно" к Красному морю, получить свободный доступ к восточным рынкам.
          1. 0
            9 декабря 2025 19:20
            Возможно. Но разве шли купеческие караваны через королевства кресоносцев? Насколько я понимаю, шло 2 потока - севернее, через ту же Византию, и южнее - с того же Красного моря через Египет. Насколько я помню, крестоносцы, как только дорвались до Красного моря, первым делом совершили грабительский набег на арабский Хиджаз, чуть не захватили Мекку - арабы еле успели отбиться
            1. 0
              9 декабря 2025 20:56
              "Не все так однозначно". Торговые операции не шли сквозным транзитом, не было одного оператора логистики. Партии товаров в основном перепродавались в определенных точках удобных с точки зрения транспорта а также связанности локальных финансовых рынков. НО! Захват форпостов на востоке позволил получить уменьшение количества перепродавцов в цепочке поставок, повысить надежность каналов закупок, хранения и перепродажи, создать защищенные торговые фактории, снизить налоговые сборы, уйдя в другую юрисдикцию, упростить финансирование сделок используя контроль ситуаци на месте. В целом доходность бизнеса повысилась. Собственно все как и сейчас.
              Отдельная история с попытками североевропейцев (варягов) и славян "припасть" к животворному товарному потоку (условно северный путь восток-запад через хазарский каганат). Взять под контроль устье Волги н удалось. Пришлось формировать сильную переговорную позицию в отношениях с Византией.
              1. 0
                10 декабря 2025 10:46
                Ну, как сказать... Скорее, если говорить о торговле, спонсоры крестоносцев - Генуя, Пиза, Венеция, римский папа и пр., просто хотели сами крышевать "операторов логистики". Насколько я понимаю, как цепочки поставок были налажены, и не один век работали. По всему "шёлковому пути" работали постоянные региональные логистические операторы (купцы с караванами), и существовали стационарные терминалы (караван-сараи). Притом, что сами местные правители обеспечивали безопасность грузоперевозок.
                Тут начали приходить разные разбойники с крестообразной символикой - вначале бледнолицые, потом желтолицые, и говорить: "теперь мы будем вашей крышей". Притом, что о бледнолицых как раз ходила дурная слава, и ради них перестраивать логистику не было никакого резона.
                Так что рынки как раз лихорадило, цены на них начали скакать, периодически возникал дефицит того, или иного товара. Ясен пень, что некие маклеры-брокеры из той же Венеции и на этом наживались.
                Насчёт "из варяг в греки" - там несколько иной товаропоток был. На юг - меха, пенька другие природные ресурсы... (как обычно), на север - продукция азиатской промышленности - специи, высококачественное оружие, золото, дорогие ткани, деликатесы. На Востоке был дефицит определённых природных ресурсов, которые поставлялись с Севера, а на Север поставлялись готовые товары, которые Север сам сделать не мог. Притом, что рынок был очень большой - Русь и Северная Европа. А путь по русским рекам был прямой, и без лишних нахлебников, в виде европейских феодалов.
                Что касается Византии - позиция Руси колебалась от ученика и союзника, до прямого претендента на ту же позицию в мире. Ну, хотели русские князья быть и жить не хуже кесарей. И ...своего добились, в итоге.
                В конечном итоге, доходность бизнеса. Результатом крестовых походов стало возникновение Османской империи, которая сама стала крышевать торговые потоки, и чуть было не превратила в халифат уже Европу. Только Великие Географические открытия позволили решить эту проблему. С ними и связан Ренессанс Европы
                1. +2
                  10 декабря 2025 11:33
                  Уж если совсем в полемическом задоре вести разговор.
                  Развал Киевской Руси мог быть связан именно с крестовыми походами. Путь "из варяг в греки" стал приносить меньше доходов тк товаропоток пошел через европейские фактории в восточном средиземноморье. Денег на поддержание феодальных связей у Киева перестало хватать, условные вассалы начали смотреть по сторонам, пытаясь наладить новые более выгодные связи. Началась эпоха раздробленности. А тут и набеги кочевников усилились, тоже, кстати, отжимавших в свою пользу доход с северного караванного маршрута.
                  1. 0
                    10 декабря 2025 14:09
                    Интересная мысль. С учётом того, что даже в те времена мир очень связен был, и события даже в Китае вполне могли аукнуться в Европе. Давайте сравним "из варяг в греки" и путь через Ближний Восток. На мой взгляд, с Ближнего Востока шло в страны Средиземноморья - будущую Италию, будущую Францию, государства Пиренеев, отчасти в Британию. А вот в Скандинавию, Польшу, государства Ганзы шло скорее по маршруту "из варяг в греки". Товарооборот по этому маршруту, кстати, всегда был меньше. Официальная причина феодальной раздробленности в Киевской Руси - свары между потомками киевских князей - каждый хотел свой надел. Ну, примерно также, как поделили СССР - каждый крупный партийный босс хотел свою вотчину.

                    набеги кочевников усилились
                    Там не просто набеги. Там подошли татаро-монголы, планировавшие вообще гранидиозный рейдерский захват. Кстати, набеги эти, в какой-то момент с монголами и связаны. Наступающие монголы начали теснить племена "степи". А степняки начали даже с русскими корешиться против монголов, только поздно уже было...
                    На Руси, хоть это периодически и отрицается, всё-таки был силён "скандинавский фактор". Было много ЧВК со Скандинавии. А ко времени раздробленности Руси они попринимали христианство, переориентировались на западноевропейских заказчиков, и тоже захотели пограбить в крестовых походах. Так что скандинавский "Вагнер" ушёл из Руси вначале на Запад, а потом и на Ближний Восток.
                    Кстати Новгородчина, у которой был большой товарооборот с Западом, так и продолжала с ним торговать. Степняки до неё практически не доходили, и даже монголы оставили там свободную экономическую зону
                    1. 0
                      11 декабря 2025 11:21
                      Тут уж получается дайджест "История мира в картинках на 12 страницах".
                      Формат комментариев к статье в интернет ресурсах не позволяет серьезно поразбираться в интересном вопросе. Нужна и четкая постановка вопроса и определиться с временем, местом процессов по которым будет беседа, базовыми теориями и фактами с которыми согласны участники дискуссии итд. Иначе получается поток сознания, мысли опережают одна другую, а тема по-настоящему интересная.
                      набеги кочевников усилились здесь просто не хотелось применять термин "татаро-монгольское нашествие". По нему всегда тут-же возникает масса споров и трактовок. Скажем так, кочевники, степняки, родо-племенные союзы из Великой степи.
                      1. 0
                        11 декабря 2025 15:08
                        А почему не применять "татаро-монгольское нашествие". По-моему, вполне ёмкий термин. Тем более, что это не хаотичное движение разных племён и кланов, а вполне организованная оккупация других территорий огромной массой войск, в основе которой были как раз монгольские и тюркоязычные племена (их всех тогда называли "татарами"). Иначе мы просто устанем перечислять всех этих ногайцев, калмыков, казахов и прочих киргизов))

                        К тому же были "степняки", которые "не присоединились", а сами были "объектом нашествия" (те же половцы или огузы-гагаузы), а некоторые к тому моменты уже перестали быть "степняками" (венгры-угры). Явление было, и продолжалось оно не один век. Пожалуй, пока Иван Грозный не разгромил Казань. Правда, именно из этого "явления" выпал и Тимур, и турки-сельджуки-османы и Бабуры (Великие моголы) и пр.
  5. +4
    8 декабря 2025 13:27
    По поводу пороха. Стоит отметить, что он имеет всё-таки восточное происхождение. В то время, между мусульманским Востоком шли не только войны, но и был интенсивный торговый и культурный обмен. Тем более, что Европа только-только проснулась от "тёмных веков" Раннего Средневековья. Основной обмен, кстати, шёл не через Ближний Восток, а через арабский анклав в христианской Европе - завоёванную арабами Испанию. В то время никто не удивлялся арабским купцам в Европе, и европейским - в мусульманских странах. Вполне в порядке вещей были переводы арабских научных трудов на латынь, а европейцы ездили учиться на Восток (хорошо известен Римский папа Гербер). От арабов пришла в Европу алхимия. А вместе с алхимией появился и порох. И европейцы могли узнать об огнестрелах не только у арабов, но и у монгольских завоевателей. Они тоже внесли "свою лепту" в Крестовые походы, и в их фиаско
    1. +1
      8 декабря 2025 17:42
      По поводу пороха. Стоит отметить, что он имеет всё-таки восточное происхождение.
      А именно китайское... как нас учили в советское время...
      1. +1
        9 декабря 2025 15:35
        Именно так! И ракеты в Древнем Китае появились
        1. 0
          9 декабря 2025 20:15
          Цитата: futurohunter
          Именно так! И ракеты в Древнем Китае появились

          Это они у фон Брауна стырили smile
          1. +1
            9 декабря 2025 20:20
            Ага, прилетели на ракете и стырили прямо с Пенемюнде... фон даже зигануть не успел laughing
  6. +1
    8 декабря 2025 13:29
    Большое спасибо за статью, Вячеслав Олегович! Заинтересовали ручные пушки, дальность наверно не более метров тридцати. Про точность - молчу)
    1. +2
      8 декабря 2025 15:34
      Цитата: Alex013
      Заинтересовали ручные пушки, дальность наверно не более метров тридцати.

      Били они и подальше. Но дальность прямого выстрела, да, где-то 50 м. Но "пуля" с грецкий орех оставляла врагу мало шансов. Главное было попасть хоть куда...
      1. +1
        9 декабря 2025 15:43
        Прицелы были тоже примитивные, посему стреляли по скоплению врагов. А ещё широко использовались зажигательные заряды. Но даже каменные ядра из самых примитивных пушек можно было забросить дальше, чем из катапульт, требушетов и аналогичных стенобитных орудий
  7. +2
    8 декабря 2025 13:48
    Вячеслав Олегович, Вячеслав Олегович, друзья, мне металурги́я неизврстна,а поэтому, интересно"салад между 1480-1490"из музея Уолтерса, внешне кажется,"новодел".
    Как он мог так сохраниться?
    1. +4
      8 декабря 2025 14:45
      Цитата: lisikat2

      Как он мог так сохраниться?

      Как фамильная реликвия, например. Т.е. он земли не знал, был в рачительных руках.
      1. +3
        8 декабря 2025 15:32
        Цитата: cpls22
        Т.е. он земли не знал, был в рачительных руках.

        Именно так!
    2. +3
      8 декабря 2025 15:32
      Цитата: lisikat2
      Вячеслав Олегович, Вячеслав Олегович, друзья, мне металурги́я неизврстна,а поэтому, интересно"салад между 1480-1490"из музея Уолтерса, внешне кажется,"новодел".
      Как он мог так сохраниться?

      Прекрасно. Попал в оружейную замка, а там чистка, полировка, смазывание маслом... Потом музей...
  8. +1
    8 декабря 2025 14:57
    Первые полевые орудия заряжались с казенной части, с помощью специальной зарядной каморы, и почему распространение получил именно такой сложный в технологическом отношении способ, неизвестно.

    Возможно, потому, что только:
    Примерно с 1430 года стволы орудий начали отливать

    А как делали стволы до этого ? Если не сверлили, то остаётся только сварка ковкой, и тут сквозной канал одинакового диаметра сделать вероятно легче, чем глухой. Хотя я первый раз прочитал, что вначале были казнозарядные системы, спасибо.
    1. +3
      8 декабря 2025 15:30
      Цитата: cpls22
      А как делали стволы до этого ? Если не сверлили, то остаётся только сварка ковкой, и тут сквозной канал одинакового диаметра сделать вероятно легче, чем глухой. Хотя я первый раз прочитал, что вначале были казнозарядные системы, спасибо.

      Будет материал целиком посвященный теме пушек того времени с фото, рисунками и схемами.
      1. 0
        8 декабря 2025 15:46
        Цитата: kalibr

        Будет материал целиком посвященный теме пушек того времени с фото, рисунками и схемами.

        Спасибо! Жду с нетерпением yes
        1. +3
          8 декабря 2025 15:48
          Цитата: cpls22
          Жду

          Но он будет не скоро, сначала будут материалы о доспехах и холодном оружии и только потом...
          1. +1
            8 декабря 2025 16:05
            Цитата: kalibr

            Но он будет не скоро, сначала будут материалы о доспехах и холодном оружии и только потом...

            Я готов подождать )
    2. +1
      9 декабря 2025 15:47
      cpls22
      Первые пушки могли быть даже деревянными. Хватало их, естественно, всего на несколько выстрелов. А ещё, у первых казнозарядок была проблема с прорывом пороховых газов в щель между зарядной камерой и стволом, что снижало энергию выстрела, и создавало опасность для расчёта. У цельных дульнозарядных пушек такой проблемы не было. Заряжание с казны вернулось, когда появились затворы современной конструкции, наглухо закрывавшие ствол сзади при выстреле
  9. +3
    8 декабря 2025 15:47
    Цитата: futurohunter
    неверно указал

    У меня есть книга в ЭКСМО "Первая полная энциклопедия крестовых походов". Там все, и сыновья, и внуки, и ресурсы и Бог, и всякие мошенники...
    1. +1
      8 декабря 2025 17:45
      и Бог, и всякие мошенники...
      забыли добавить "прочие" good drinks laughing hi
      1. +2
        9 декабря 2025 06:52
        Цитата: mann
        "прочие"

        Ха-ха-ха! И правда, стоило добавить!
        1. +1
          9 декабря 2025 11:14
          Цитата: kalibr
          Цитата: mann
          "прочие"

          Ха-ха-ха! И правда, стоило добавить!

          Забавное перечисление smile
  10. +1
    9 декабря 2025 07:57
    Два маркграфа из Бадена в шлемах-подшлемниках (ранний типа бацинета) на голове. Большой шлем, сильно ограничивающий обзор и дыхание, обычно надевали поверх этой «металлической шапочки»
    Такой шлем называется сервильер или цивельвер.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    PS. Вчера не мог комментировать, за отстствием мобильного интернета.
  11. 0
    9 декабря 2025 11:54
    Вот только сражаться пешими рыцари не были обучены, и битвы под Лаупеном (1339), под Земпахом (1386) и под Нофельсом (1388) доказали это с полной определенностью.

    Угу, совсем не умели laughing особенно в битве при Кресси в 1346 году когда пешие английские рыцари одолели конных французских как и потом в битве при Пуатье в 1356 году. Эти битвы гораздо более известны по сравнению с Лаупеном и Земпахом
  12. 0
    9 декабря 2025 12:36
    Цитата: Konnick
    когда пешие английские рыцари одолели конных французских как и потом в битве при Пуатье в 1356 году.

    Одолели не рыцари. А английские лучники. Рыцари играли роль тактического усиления, не более.
    1. 0
      10 декабря 2025 14:12
      Насколько я понимаю, тогдашние рыцари были неким аналогом современных танковых войск. И лучники им были, ну почти до фонаря. Но вот пехота не носила таких доспехов, и как раз выбивалась лучниками. Т.е., танков было мало, посему пехоту положили
      1. +1
        10 декабря 2025 21:42
        Цитата: futurohunter
        И лучники им были, ну почти до фонаря.

        Но не коням! Стрелы падали СВЕРХУ и поражали коней в круп и в шею, а рыцарям могли "прибить" бедра к седлу. Будет об этом материал, а как же...
        1. 0
          10 декабря 2025 23:23
          Да, точно! А почему рыцарей "прибивали"? У них же на ногах тоже были доспехи... Ну, не у всех, конечно... А болт из арбалета мог и доспех пробить при определённых условиях...
          А коней же тоже вроде защищали? Как минимум, попоной, но и для коней были доспехи
          1. +1
            11 декабря 2025 09:23
            Цитата: futurohunter
            А коней же тоже вроде защищали? Как минимум, попоной, но и для коней были доспехи

            Вы путаете эпохи. В истории рыцарского вооружения их было ТРИ. Эпоха кольчуги, кольчужно-пластинчатого вооружения и цельнокованной брони. Отличались КАРДИНАЛЬНО. Так вот латы, как таковые появились лишь в 1400 году (примерно), точно были уже в 1410-ом. То есть и Креси и Пуатье попадают под более ранний тип вооружения. На конях тогда были ТОЛЬКО ПОПОНЫ И металлические маски. Были кольчужные попоны. Но все они пробивались стрелами падающими отвесно, также как и рыцарские доспехи из КОЛЬЧУГИ. И как раз бедра в это время защищались лишь кольчужными чулками. Поэтому тот ливень стрел, что обрушивали на французов английские лучшими был для них смертелен. Раненые лошади взбрыкивали их ложились, рыцари падали под копыта других коней, а встав тащились в атаку пешими. И вот тут-то их опять же в упор расстреливали английские лучники... А конские доспехъи о которых вы говорите появились лишь в конце 15 века, после окончания Столетней войны. Даже в Войне Роз их еще не было.Вы вот если не хотите ждать конца цикла, купите для вои книги изданные в АСТ: "Рыцари и замки" и "Рыцари заката". Там все есть и масса красивых фото... Или ждите пока закончится весь цикл. Фотографии будут другие, понятно, не те, что в книгах и не те, что здесь уже были. Обновление будет на 80%.
            1. 0
              11 декабря 2025 15:13
              Спасибо! Книги сейчас покупаю редко - целые горы непрочитанного лежат, и даже не знаю, когда всё это прочитаю)))
              1. 0
                11 декабря 2025 15:21
                Цитата: futurohunter
                и даже не знаю, когда всё это прочитаю

                Ну, если читать регулярно про две страницы перед сном, прочитать можно все... Главное система и самоконтроль. Я вот еще и писать успеваю...
                1. 0
                  11 декабря 2025 16:06
                  Вы вообще, большой молодец! Ещё успеваете и модели делать)) Меня хватает только на статьи на разных сайтах (ну, и по работе). Кстати, хотел вас спросить: что можно почитать про древнюю и средневековую фортификацию? И желательно, не только в Европе и на Руси (насколько я понимаю, на Руси фактически европейская школа фортификации), но и на Востоке? Наверняка вы что-то написали об этом)) И ещё очень интересна история зарождения огнестрельного оружия)) Лучше с картинками))
                  1. +1
                    11 декабря 2025 17:02
                    Цитата: futurohunter
                    можно почитать про древнюю и средневековую фортификацию?

                    Носов К. С. Русские крепости конца XV—XVII в. — М., 2009.
                    Носов К. С. Русские средневековые крепости. — М., 2013.

                    У меня был цикл статей о замках Индии, здесь на ВО. У Носова тоже была книга, по-моему, о индийских крепостях. Точно не помню.
                  2. 0
                    11 декабря 2025 17:04
                    Цитата: futurohunter
                    И ещё очень интересна история зарождения огнестрельного оружия)) Лучше с картинками))

                    Был цикл статей об огнестрельном оружии. Здесь на ВО. В АСТ вышли две книги: "Револьверы и пистолеты" и "Винтовки и автоматы". Там все и очень интересные фото, в большинстве ни разу не публиковавшиеся.
                    1. 0
                      11 декабря 2025 17:13
                      Вы имеете в виду книги Жука?
                      1. 0
                        11 декабря 2025 18:43
                        Цитата: futurohunter
                        Вы имеете в виду книги Жука?

                        Мои книги! Нафиг мне рекламировать Жука. Это уже вчерашний день. Там нет цветных фото. Я же Вам про ФОТО написал, откуда они там?
            2. 0
              11 декабря 2025 16:09
              Тогда возник вот такой вопрос. Про эти "падающие вертикально стрелы". Я могу понять, как тяжёлый арбалетный болт, или даже шарообразная пуля пробивает доспех или кольчугу. Но стрела, выпущенная из лука, она же лёгкая! Понятно, что если стрелять на расстоянии до 50 метров, то стрела не успевает потерять скорость. Но ведь стреляли и на 100-200 метров! Как такое возможно? По идее, даже вертикально падающая стрела не должна обладать большой кинетической энергией
              1. 0
                11 декабря 2025 16:57
                Цитата: futurohunter
                По идее, даже вертикально падающая стрела не должна обладать большой кинетической энергией

                Вот как раз она и обладала очень большой энергией. Я же писал: зафиксированы случаи когда нога всадника была через бедро прибита к седлу. Стреляли залпами по команде командира высоко вверх и лучники били в упор.
  13. +1
    9 декабря 2025 20:52
    А первым сражением, в котором европейские войска использовали артиллерию, была битва под Креси (1346), где англичане поставили перед своими войсками шесть пушек.


    одновременно эта битва была концом "вежливой войны" (что вы и упоминаете в другом контексте), французы в плохо организованном строю бросились на англичан в неуемном желании показать свою персональную доблесть и бесславно гибли под "варварским" и "безымянным" дождем стрел английских лучников, которые составляли около 3/4 всего английского войска :)
    потери переоценить сложно, "цвет" французского рыцарства был уничтожен почти на столетие... второй подобный "удар" - азенкур

    а вот по поводу огнестрельного оружия, тут уже "дело темное, петруха"... существует (если не ошибаюсь) единственное упоминание флорентийца виллани в его "новых хрониках", которое не очень отдалено от самой битвы, в английских хрониках того времени использование огнестрельного оружия не упоминается совсем... пушки действительно описаны в "больших хрониках" фруссарта без малого столетием позже, да и то в их 2-м издании
    1. +1
      10 декабря 2025 14:16
      Слушайте, а на море когда пушки появились? Не в те же времена? Тем более, что на корабли они просто просились. На корабль пушки можно поставить стационарно, и даже тяжёлые (мортиры-бомбарды). Один корабль может утащить кучу пушек утащить, порох и боеприпасы, вместе с расчётами. Корабли были деревянными, с матерчатыми парусами и прямо напрашивались на зажигательные снаряды. С корабля гораздо проще было обстрелять неприятеля на берегу, чем тащить туда артиллерийские батареи с запасами и прислугой
      1. 0
        11 декабря 2025 17:05
        Цитата: futurohunter
        а на море когда пушки появились?

        На кораблях Колумба уже были. Санта0Мария 4 бомбарды. На остальных по 2.
        1. 0
          11 декабря 2025 17:17
          А до Колумба не было? Времена Колумба - уже поздновато... Они уже более 100 лет применялись...
  14. 0
    11 декабря 2025 18:45
    Цитата: futurohunter
    Они уже более 100 лет применялись...

    1492 год. А были ли до этого - это надо искать, а это долго и сложно. Вы можете это с таким же успехом сделать. Я всего просто не упомню...