Бум искусственного интеллекта вызывает скачок цен на рынке полупроводников

3 727 40
Бум искусственного интеллекта вызывает скачок цен на рынке полупроводников

По мнению аналитиков, к 2029 году (материковый) Китай может обогнать Тайвань по доле рынка в сфере полупроводников. Дело в том, что Пекин решил вложить миллиарды долларов в производство микрочипов, необходимых как в гражданской, так и в военной отраслях промышленности.

Ожидается, что в следующем году мировой рынок полупроводников будет расти как минимум на 11% и достигнет объёмов почти 900 миллиардов долларов. Большую роль продолжают играть вложения в инфраструктуру искусственного интеллекта (ИИ), стимуляция программ и «железа» по увеличению производительности и точности ИИ.



Китай значительные инвестиции направляет на создание микрочипов для управления энергопитанием устройств с искусственным интеллектом на фоне самого настоящего бума в сфере ИИ.

Причём многие экономисты уверены, что на фоне роста реального сектора ИИ начинает надуваться и сопутствующий экономический пузырь, когда результат совсем не тот, который от компаний, занятых в этой сфере, ожидают. Но в любом случае этот «пузырь на рынке ИИ» в 2026 году не лопнет, а потому спрос на полупроводники продолжит расти внушительными темпами.

Крупнейшие мировые поставщики облачных услуг (CSP) планируют продолжать вкладывать значительные средства в развитие инфраструктуры ИИ в течение следующих как минимум двух лет, о чём заявил старший менеджер по исследованиям полупроводников IDC Гален Ценг:

Вероятность того, что произойдет коллапс рынка ИИ в 2026 году, очень мала. Но важно помнить, что развёртывание инфраструктуры искусственного интеллекта ограничено доступностью энергии.

Если говорить о нашей стране, то пока мы в значительной степени проигрываем ведущим державам в сфере развития полупроводниковых технологий, равно как и в сфере продуктивности ИИ. Однако у России есть свои козыри. Один из них - наличие колоссальных объёмов доступной энергии, что для рынка ИИ сегодня такая же основа основ, как и полупроводниковая промышленность.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    6 декабря 2025 11:06
    В то же время Китай ужесточает ограничения на экспорт, например, редких металлов в Европу. Теперь экспорт будет разрешён только с разрешения китайского правительства! Китай заявляет, что это вопрос внутренней безопасности.
    Искусственный интеллект или нет, хотя у искусственного интеллекта есть некоторые преимущества, он может сделать нас ещё глупее мобильных телефонов. В какой-то момент человечество разучится писать!
    1. +1
      6 декабря 2025 13:48
      В нашей цивилизации есть представления о духовном, связи человек-Бог. И есть научно-философское представление - о правильности умолчим - о мёртвой материи, электромагнитной, химической и т.п. Но мы, как цивилизация, мало ведаем о живом и сознательном.

      Страна, вложившая триллионы денег в изучение живого и сознательного, оставит сторонников "мертвой науки" глотать пыль за своим цивилизационным рывком.
  2. 0
    6 декабря 2025 11:20
    Сценариий развития ИИ очевидно может иметь несколько иной вид. На фоне тех технологических решений которые мы наблюдаем, и которые позиционируються как интеллектуальные технологии будут развиваться и другие формы технологий. Вопрос в том, что среди всех этих эволюции и модернизации придёт осознание того, что имеем и что необходимо. Поэтому важно отметить появление действительно прорывных и теоретических математических основ , а так же новых и прорывных технологических решений в обеспечение этих теорий. Разрушений и коллапс не будет - будет закономерная трансформация системы знаний и маркетинговый процессов.
    1. 0
      6 декабря 2025 16:21
      Уже развиваются новые формы технологий. В частности гибридные. Фотонные интегральные схемы — один из ключевых элементов для создания оптических квантовых и нейроморфных процессоров, которые нужны для ускорения систем искусственного интеллекта и вычислительных устройств.Фотонная платформа сегодня выступает одной из ведущих в области разработки гибридных вычислительных систем на базе суперкомпьютеров с квантовыми и нейроморфными ядрами.Так нейроморфные фотонные процессоры от американского стартапа Lightmatter, разрабатывающего оптические ускорители для ИИ, по своей мощности в экспериментах уже превосходят самые быстрые графические процессоры NVIDIA A100 более чем в 10 раз.

      .была разработана технология ФИС (фотонных интегральных схем) на основе волноводов из нитрида кремния, в которой применяются технологии, аналогичные производству чипов самых современных процессоров. Эти технологии станут фундаментом для реализации программы развития интегральной фотоники в России. ... Система вычислений, сочетающая электронику и фотонику, предназначена для сверхбыстрой обработки данных с применением нейросетевых методов на основе оптических искусственных нейронных сетей.


      https://www.cnews.ru/news/top/2024-12-09_v_rossii_razrabotany_fotonnye
      1. 0
        6 декабря 2025 17:11
        Очевидно мы по разному видим то, что происходит в области технологического развития и электронных устройств и методов работы со сверх большими данными и в теоретического плане и в железе. Так вот я скажу, что Вы правы в том, что это дышит новизной, но это уровень модернизации и совершенствования. И надо просто понимать, что все так и остаеться в системе двоичной логики работы машин. ВСЕ Опираеться на переменной значение в определении логических рассуждений. ВСЕ энергозатратно и не оптимизированно и так далее. И никто ни кого не осуждает и не обвиняет.
  3. +8
    6 декабря 2025 11:24
    В 2026 году рынок ИИ не лопнет. Это высказывание есть прямое указание, что ведущие игроки знают, что это дутый пузырь. И сознательно его надувают, чтобы обогатиться. А потом вовремя соскочат. Облапошив прочих.
    1. +1
      6 декабря 2025 14:09
      Это просто для красивого словца про дутый пузырь. Доллар так называли и называют, крипту так называли и называют, а меж тем всё это по сей день живёт и здравствует.
      1. 0
        6 декабря 2025 17:35
        Нет даже альтернативный моделей того о чем Вы привели примеры. Поэтому можно говорить о необоснованных разговоров гадалки и можно говорить о реальных вещах.
  4. -1
    6 декабря 2025 11:24
    Вовремя придумали ввести электронный утильсбор. good
  5. 0
    6 декабря 2025 11:26
    "вложить миллиарды долларов в производство микрочипов"
    Сотни миллиардов необходимо вложить для для выхода на реально конкурентный уровень.
    И то результат будет не скоро.
    1. +3
      6 декабря 2025 13:00
      Цитата: Livonetc
      Сотни миллиардов необходимо вложить для для выхода на реально конкурентный уровень.

      КНР ежегодно почти по $50 ярдов в год вкладывает с 2019 года...
      США с 2015 планировали потратить более $200 ярдов на стоительство десятка новых предприятий полупроводниковой отрасли. И построили, но... проблема в нехватке кадров. А хитрый Китай и тут обошел заокеанских демократоров, переманив себе несколько сотен ключевых спецов с Тайваня. И процесс пошел...
  6. +3
    6 декабря 2025 11:28
    Однако у России есть свои козыри. Один из них - наличие колоссальных объёмов доступной энергии

    А в этом, кстати, коммунисты виноваты.
    1. -2
      6 декабря 2025 11:56
      Цитата: михаилл
      в этом, кстати, коммунисты виноваты

      Ага, которые сначала привели страну к разрухе, а потом создали советскую энергетику руками и головами царских инженеров под руководством Кржижановского, который разрабатывал вопросы электрификации ещё до революции 1905 года. Ну, а сам план ГОЭЛРО создан на основе наработок отдела энергетики академической Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) под руководством академика Вернадского.
      Если что, «отсталая лапотная» Россия с 1905 до 1913 увеличила выработку электроэнергии почти в четыре раза – с 0,482 млрд кВт⋅ч до 1,875 млрд кВт⋅ч, а с 1913 до 1916 ещё почти в полтора раза – до 2.575 млрд кВт⋅ч. Просто в рабочем порядке без помпы и трудовых подвигов.
      1. 0
        6 декабря 2025 12:33
        Цитата: nik-mazur
        Цитата: михаилл
        в этом, кстати, коммунисты виноваты

        Ага, которые сначала привели страну к разрухе

        Не буду спорить о роли коммунистов в разрухе, но неужели Первая Мировая, она же Империалистическая, Война и её позорное для России течение не имеет к разрухе никакого отношения?
        А это ведь царь-батюшка ввязался эту совершенно не нужную народам России бойню, и это царские генералы с треском её проиграли.
        1. -3
          6 декабря 2025 13:03
          Цитата: михаилл
          неужели Первая Мировая, она же Империалистическая, Война и её позорное для России течение не имеет к разрухе никакого отношения

          Вы не поверите, но не имеет. Разруха, когда было потеряно до 80% промышленности и почти 50% сельского хозяйства – это результат гражданской войны и политики военного коммунизма. После чего за счёт НЭПа за семь лет вытащили экономику на уровень 1913 года, хотя и не по всем показателям.
          1. +3
            6 декабря 2025 13:31
            Цитата: nik-mazur
            Вы не поверите, но не имеет.

            То есть Гражданская Война- это не следствие Империалистической?
            Кстати, в Гражданской Войне было много участников. Даже интервенты из других стран поучаствовали , и не на стороне большевиков. Поэтому, вот так огульно обвинять большевиков в разрухе не стоит.
            1. -4
              6 декабря 2025 13:46
              Цитата: михаилл
              Гражданская Война- это не следствие Империалистической?

              Нет. Это практическая реализация ленинского лозунга: Превратим империалистическую войну в гражданскую.

              Цитата: михаилл
              вот так огульно обвинять большевиков в разрухе не стоит

              Чья власть – того и ответственность. Ни при царе, ни при Временном правительстве голода и разрухи не было.
              К тому же, большевики не случайно и не вынужденно подхватили ничейную власть, а целенаправленно захватили её в результате организованного военного переворота, а стало быть в полной мере отвечают за последствия, которые обязаны были предусмотреть.
              1. +1
                6 декабря 2025 14:11
                Цитата: nik-mazur
                Это практическая реализация ленинского лозунга: Превратим империалистическую войну в гражданскую.

                Правильно! Не было бы Империалистической- не было бы Гражданской. Ленину просто не было бы чего превращать.
                Цитата: nik-mazur
                Чья власть – того и ответственность.

                Правильно! Кто виноват в том, что большевики устроили вооруженный переворот? Временное правительство! У временного правительства были в подчинении войска, полиция и спецслужбы, а большевиков было всего 24 тысячи на 170 миллионов населения.
                1. -2
                  6 декабря 2025 14:38
                  Цитата: михаилл
                  Не было бы Империалистической- не было бы Гражданской

                  А если не было бы большевиков, которые превратили империалистическую войну в гражданскую – не было бы гражданской войны в России.

                  Цитата: михаилл
                  Кто виноват в том, что большевики устроили вооруженный переворот? Временное правительство!

                  Временное правительство ответственно за то, что не смогло предотвратить октябрьский переворот. Большевики ответственны за пахабный Брестский мир, Гражданскую войну, голод и разруху.
                  1. 0
                    6 декабря 2025 14:53
                    Цитата: nik-mazur
                    А если не было бы большевиков, которые превратили империалистическую войну в гражданскую – не было бы гражданской войны в России.

                    А кто виноват в том, что большевики в принципе появились? Их разве с Марса в Россию завезли? А виноват во всем одна историческая личность. Позволю себе процитировать "Николай II" Василевского И. М.-
                    "Чтобы сделаться шофером или ветеринаром, надо пройти особый курс, выдержать специальный экзамен. Но чтобы сделаться самодержцем не нужно было ровно ничего, кроме рождения.
                    Тем удивительнее те выдающиеся способности, та совершенно исключительная подготовленность, какие проявил Николай II, выступив на исторической арене в важной и ответственной роли последнего самодержца.
                    Говорить о царствовании Николая II - легко, говорить о личности Николая - трудно. И это не только потому, что царствование его было на виду, а личная жизнь скрыта, но еще и потому, что человек - это всегда загадка тайна и мистика.
                    Царствование Николая уже и теперь видно ясно и отчетливо. Оно однородно, цельно и последовательно.
                    Победоносцев был и ранее, он достался Николаю в на следство. Но Распутин - это уже благоприобретенное. Земские начальники были тоже получены по наследству, от отца, но военно-полевая юстиция - это свое собственное, новое. “Сорок тысяч полицмейстеров” - это было готовое, но карательные экспедиции - были созданы заново.
                    Надо ли длить эти параллели? В одном отношении царствование Николая - отдадим ему справедливость! - является величественным и вполне, до конца, до предела отвечающим своему назначению: он сделал невозможным самодержавие в России. Это был его рок, его фатум, и всю жизнь он был орудием этого предопределения.
                    Воистину многое совершил для осуществления этого Николай II. Двадцать два года упорной, неослабной, ни на минуту не прерывавшейся работы понадобилось ему на то, чтобы в насквозь монархической, темной, неграмотной, мужицкой стране не только расшатать и ослабить, но и с корнем, как удаляют щипцами испорченный и болезненный зуб, вырвать вон исконную и мистическую любовь к царю, веру в него.
                    И это вот историческое задание свое Николай разрешил воистину блестяще. Если бы он сознательно и продуманно добивался этой цели, он не мог бы сделать этого лучше. Ходынка и Григорий Распутин,
                    виселицы и союз русского народа, спиритизм и война, “красное воскресенье” 9-го января и азефовщина - все средства без исключения были им применены, чтобы добиться результатов. Напрасно мешал ему
                    Витте, вставляя палки в колеса делу разрушения монархизма и прикрывая зияющие дыры его яркими заплатами: то манифестом 17-го октября, то золотым запасом и расцветом промышленности. Напрасно пытался П. А. Столыпин подпереть гнилые стропила законом о землеустройстве. Напрасно старалась конституционно-демократическая партия ослабить работу Николая и хотя бы подобием моста прикрыть историческое болото царского режима.
                    Николаи II оказался несравненно сильнее их и изобретательнее. Он не только сумел удалить помехи на том пути развенчания монархии, по какому он, как загипнотизированный, шел все дни своего царствования, но сумел даже и препятствия обратить на пользу своему делу.
                    Ему мало было всех Сипягиных и Плеве. От “крайних левых”, из эмиграции, от террористов он призвал в помощники Азефа, а из Государственной Думы, от умеренных, А. Д. Протопопова, от церкви - Гапона и Илиодора, от низов народных Григория Распутина и Митьку-юродивого… От всех слоев, из всех классов государства российского призывались незаменимые для этого дела люди. Если и этого оказывалось мало, он выписывал из заграницы то авантюриста-парикмахера Филиппа или спирита Папюса из Франции, то знахаря Бадмаева из Тибета. Он не упустил ни одного способа скомпрометировать трон, ни одного случая развенчать и затоптать в грязь самое понятие самодержавия. Для этой исторической цели он ничего не жалел, ни даже себя и своей семьи.
                    Когда недостаточно оказалось Сипягиных и Плеве с их погромами и тюрьмами, и нагайками и выяснилось, что и самыми жестокими мерами внутренней политики в России настоящей революции не вызвать, - Николай сделал больше чем возможно еще и в области политики внешней. Шайке Абазы и Вонлярлярского удалось-таки путем сложных махинаций с концессиями на Ялу вызвать войну. Но и этого было мало: как ни очевидно было позорище с разгромом великой России маленькой Японией, одного этого оказалось недостаточно для подлинной и решающей революции в России. Николаю пришлось дождаться великой мировой войны, не остановиться перед миллионами жертв, чтобы добиться, наконец, той цели, к какой он шел все годы, - окончательно и бесповоротно уничтожить самую идею самодержавия в России. И только тогда Николай II увидел наконец, что труды его увенчались успехом, что он добился цели, и спокойно и просто - (“как командование ротой передал”, - говорили очевидцы) - подписал текст отречения.
                    Погубить самодержавие, его корни и идею - такова была миссия Николая, его судьба, его историческая роль и предназначение.
                    Он сделал свое, и заслужил право на отдых, этот неутомимый работник, он имеет право на признательность современников и потомков. Историческая задача его была очень нелегка, но ока разрешена им блестяще и окончательно, как и в сотой доле не сумели разрешить своих задач Петр Великий или Александр II Освободитель."
                    1. -3
                      6 декабря 2025 15:05
                      Цитата: михаилл
                      А кто виноват в том, что большевики в принципе появились?

                      Мне так думает, что князь Рюрик. Если бы не он, то не было бы ни княжеской Руси, ни царской России, ни советской. Про большевиков и говорить нечего.
                      А если копнуть ещё глубже, то, очевидно, Адам и Ева.

                      Пардон, но портянку вашу не стал читать – не мой формат:
                      1. 0
                        6 декабря 2025 19:51
                        Цитата: nik-mazur
                        Пардон, но портянку вашу не стал читать – не мой формат

                        Кстати, могу кратко изложить- две проигранных войны и три революции, вот итог правления страстотерпца Николая 2.
                        А то, что И. М. Василевский писал прямо вот по следам событий в начале прошлого века- это же особо ценно. Он же это все видел своими глазами.
                      2. 0
                        7 декабря 2025 15:23
                        Цитата: михаилл
                        Василевский писал прямо вот по следам событий ... Он же это все видел своими глазами

                        По этому поводу не зря говорят: Врёт, как очевидец.

                        Цитата: михаилл
                        могу кратко изложить- две проигранных войны и три революции, вот итог правления страстотерпца Николая 2

                        Так же кратко:
                        1. Карта Россия до большевиков и после них.
                        2. Демография с 1917 по 1991. Где две демографические ямы – это потеря более 50 миллионов человек. Не считая последствий распада СССР.
                        3. И что бы два раза не вставать: коэффициент рождаемости.
                      3. 0
                        7 декабря 2025 21:39
                        И по пунктам.
                        1. Большевики разгребали то, что Николай2 со своими родственниками(кстати родственники были неподсудны))) и могли воровать прямо никого не стесняясь) натворил за десятилетия. Естественно, чем то пришлось пожертвовать.
                        2. Действительно, мировые войны очень плохо влияют на численность населения.
                        3. А вот с коэффициентом рождаемости все не так просто. Мировые войны естественно влияют, но тут еще надо учитывать, что в городах рожают меньше детей, чем в деревнях. И постепенное, но неуклонное преобладание городского населения над сельским нужно учитывать.
                      4. 0
                        7 декабря 2025 21:49
                        Цитата: михаилл
                        И по пунктам

                        Да, я не сомневался, что в вашем представлении большевики ни в чём не виноваты и ни за что не отвечают, кроме побед и успехов. А потерянные пятьдесят миллионов... ну, бывает: лес рубят – щепки летят.

                        Цитата: михаилл
                        Большевики разгребали то, что

                        Ну, а мы сейчас разгребаем за большевиками.
                      5. 0
                        7 декабря 2025 21:58
                        Цитата: nik-mazur
                        Да, я не сомневался, что в вашем представлении большевики ни в чём не виноваты и ни за что не отвечают, кроме побед и успехов.

                        А я снова повторяюсь, что комплиментарностью к коммунистам вообще не страдаю.
                        А тем более к той мразоте 80-х.
                        А вот большевиков я искренне уважаю.
                      6. 0
                        7 декабря 2025 21:49
                        Кстати да, насчет двух проигранных войн и трех революций не будет комментариев?
                        Может быть и войны не проиграли? И революций не было, а были жалкие перевороты?
                      7. 0
                        7 декабря 2025 21:55
                        Цитата: михаилл
                        насчет двух проигранных войн и трех революций не будет комментариев

                        Проигранная война при Николае II была одна – Русско-Японская. Первую Мировую проиграли при большевиках, что, кстати, было совершенно необязательно.
                        Революция тоже была одна – Февральская. В 1905 – мятеж в Москве, а в октябре 1917 – военный переворот и он был уже не при Николае.
                      8. 0
                        7 декабря 2025 22:06
                        Цитата: nik-mazur
                        и он был уже не при Николае.

                        Кстати да, Николай2 дезертировал с поста "хозяина Земли Русской"!!! Только за это его нужно было расстрелять прямо там же у вагона.
                      9. 0
                        7 декабря 2025 22:15
                        Был бы царь не тряпкой, то достал бы револьвер и перестрелял бы всех заговорщиков, а потом ножиком дорезал и приказал конвою выкинуть тела в канаву. Но, царь был тряпкой.
      2. 0
        6 декабря 2025 13:57
        Когда имперцы, советские и федеративные ОСОЗНАЮТ и ВОСПРИМУТ свое триединство в Русском Духе, тогда и возникнет условие для КАЧЕСТВЕННОГО перехода Руси от научно-философского ошибочного бардака к верному житейскому житию-бытию на личном, государственном и международном уровнях. Делов-то;)
  7. +4
    6 декабря 2025 11:33
    Как всегда крайние - простые люди. Вспомните 2019-2022 якобы какой то дефицит микросхем, полупроводников, короче этой фигни и цены на автомобили в 1,5-2 раза выросли, типа из за этого! При чем в стоимости например моей Ауди Q5 стоимость этих микросхем и полупроводников 1%! А цена выросла на ХЗ сколько! Даже Нива (ВАЗ) в которой этой электроники либо вообще нет, либо там 0,0..% тоже цена в 1,5-2 раза поднялась! Очередная разводиловка!
    1. 0
      6 декабря 2025 14:04
      Разводиловка в "2 конца"! При цифровизации-автоматизации логически должна быть ДЕФЛЯЦИЯ - противоположность инфляции.

      Но "разводиловка" в лице ФИО мошенников и воров перекладывает 90% ВВП в планетарном и национально-государственном масштабе из общественных карманов в личные.
  8. +3
    6 декабря 2025 11:36
    Диски SSD подорожали и ОЗУ. Цены прям верх идут.
    При этом "российский" SSD фирмы ТМИ* дороговато стоит.
    * ТМИ - от российского разработчика — компании «Телеком и Микроэлектроник Индастриз» (ТМИ)
  9. +2
    6 декабря 2025 12:02
    важно помнить, что развёртывание инфраструктуры искусственного интеллекта ограничено доступностью энергии

    А в соответствии с принципом Ландауэра все эти ИИ, жрущие как не в себя, совершенно реально могут оказаться на голодном пайке. И окажется, что рулит не тот, у кого есть технологии ИИ, а тот у кого будет чем эти технологии запитать.
    Ну, это так... заметки по поводу угля, нефти, урана и прочих презренных энергоресурсов.
  10. -1
    6 декабря 2025 12:44
    Такие импульсный количественные процессы как бум производства и спроса являются закономерным периодом этапов развития. Поэтому и разумеется при современных технологических возможностях наступит весьма быстро и период насыщения и ослабление спроса и другие негативные аспекты. Поэтому и необходимы процессы и модернизации и совершенствования. Но и этому есть всегда предел, а значит необходим скачек в переходе на новый фундаментальных уровень теоретических новшества и т. д. Именно об этом говорил и Патрушев в недавнее интервью.
  11. 0
    6 декабря 2025 13:51
    Если говорить о нашей стране, то пока мы в значительной степени проигрываем ведущим державам в сфере развития полупроводниковых технологий, равно как и в сфере продуктивности ИИ. Однако у России есть свои козыри. Один из них - наличие колоссальных объёмов доступной энергии

    Иначе говоря:мозгов у нас нет,зато энергии дофига.
  12. -1
    6 декабря 2025 19:25
    Искуственый интеллект - это софт (программное обеспечение), которое может работать практически на любом железе (естественно с разной скоростью). Поэтому ИИ и объем п/проводников линейно никак не связаны. Очередной PR ход.
  13. -2
    6 декабря 2025 22:28
    Пузырь акций может лопнуть на бирже, но производство новых чипов не остановится: они нужны.
  14. -1
    6 декабря 2025 23:09
    Есть мнение, что разработчики ИпсевдоИ достигли предела, чтобы оправдать свою несостоятельность стали раздаваться камлания на тему "надо ограничить ИИ, ибо опасно", илон маск в их числе(ну достаточно вспомнить его бредни про оцифровку мозга человека).
    А ещё есть факты - нужны огромные деньги на развитие псевдоИИ(а их нет), и нужна эл.энергия(тоже нет).
    Так что - пузырь, который лопнет.