Борис Анненков. Один из самых одиозных белых атаманов гражданской войны

10 221 111
Борис Анненков. Один из самых одиозных белых атаманов гражданской войны
Борис Анненков сидит в центре


Среди деятелей «Белого» движения встречались люди разного дарования и моральных качеств. Можно вспомнить, например, о Сергее Улагае, который удивлял своих соратников тем, что и сам отказывался грабить, «и другим не давал». Яков Слащев назвал его «единственным из «известностей», не запятнавших себя грабежом». О порядочном и честном служаке Каппеле, который именно во время гражданской войны вдруг проявил таланты большого полководца. Или о прославившемся на Кавказском фронте Николае Юдениче, которого тогда называли мастером импровизаций.



Но есть среди них и те, спорить о роли которых просто невозможно, потому что они являются воплощением абсолютного зла, и их деяниям нет и не может быть оправдания. Помимо неимоверной жестокости, «прославились» они и сотрудничеством с врагами нашей страны. Тем не менее до сих пор находятся люди, страстно желающие оправдать и Григория Семенова, и Андрея Шкуро, и человека, о котором будет рассказано в этой статье – Бориса Анненкова. Петра Врангеля прозвали «черным бароном» за любовь к черкескам этого цвета. Анненков же получил прозвище «черный атаман» именно за многочисленные зверства, которые творил он сам и его подчиненные.

Происхождение и начало военной службы Бориса Анненкова


Будущий кровавый атаман гражданской войны родился 9 (21) февраля 1889 года на территории современной украинской Черкасской области.

Его отец, отставной полковник, был дворянином, а вот мать дворянского звания не имела. Сам Борис Анненков утверждал, что он родственник (чуть ли не внук) декабриста Ивана Анненкова – того самого, что стал героем советского фильма «Звезда пленительного счастья». Однако это, скорее, семейное предание, документами родство атамана с этим декабристом не подтверждается.

Многие члены семьи Анненковых были военными, неудивительно, что и 8-летний Борис был определен на учебу в Одесский кадетский корпус, затем поступил в Московское Александровское военное училище, выпускником которого был А. Куприн. Обучение в нем он закончил в 1908 году, получив звание хорунжего и назначение в Первый Сибирский казачий полк имени Ермака Тимофеева. Именно к этому полку был приписан «атаман всех казачьих войск» цесаревич Алексей, а в 1916 году шефом полка стал сам император Николай II. Эта часть в то время размещалась на территории исторической области Семиречье – в находившемся близ китайской границы городе Джаркенте. В 1911 году Анненков стал сотником, и в том же году полк возглавил небезызвестный Пётр Краснов – будущий начальник «Главного управления казачьих войск» в министерстве восточных оккупированных территорий III Рейха. Он писал об Анненкове:

Это был… отличный наездник, спортсмен, великолепный стрелок, гимнаст, фехтовальщик и рубака… Он часто садился под поваленное дерево, имея на руках своего Фокса, и казаки сотни прыгали на лошадях через своего сотенного командира. Не было ничего рискованного, на что он не вызвался бы.

Но через несколько лет сотник Анненков был переведен в Четвертый казачий полк.


Сотник Анненков на фотографии 1913 г.

Бунтовщик


В начале лета 1914 года в находившемся в учебном лагере Четвертом казачьем полку начался бунт, причиной которого стали «неуставные отношения» между командирами и их подчиненными, особую ненависть у всех снискал подъесаул Бородихин. Несколько наиболее одиозных офицеров были убиты, среди них оказался и начальник учебного лагеря. «Временным командиром» восставшие выбрали хорунжего Анненкова, который, вообще-то, личного участия в мятеже не принимал, но, поскольку от назначения не отказался, а потом ещё и не назвал фамилий зачинщиков, стал одним из подсудимых по обвинению в «бездействии и укрывательстве восставших». Всего под суд пошли 80 человек: 8 из них были казнены, 20 отправлены на каторгу. Анненков был приговорен к 16-месячному тюремному заключению, но тут началась I мировая война, и вместо тюрьмы его решили отправить на германский фронт, где находился его полк. В расположение части он прибыл в январе 1915 года.

Б. Анненков в период I мировой войны



Анненков (с собакой справа) на фотографии времен I мировой войны

С 7 по 21 февраля 1915 года на территории северо-восточной Польши проходило так называемое Второе сражение у Мазурских озер («Зимняя битва в Мазурии»), о которой генерал-квартирмейстер Генерального штаба Верховного главнокомандующего Ю. Данилов писал:

Это наступление 8-й и 10-й немецких армий в феврале 1915 года, безусловно, было большим успехом для наших врагов. Наша 10-я армия была вынуждена отступить с территории Восточной Пруссии, на этот раз навсегда.

Полк Анненкова попал в окружение, в тяжелых боях погибли старшие офицеры, и кое-где приходится читать, что выводить из окружения оставшихся солдат пришлось хорунжему Анненкову. Но эти сведения вызывают вполне обоснованные сомнения, поскольку никакой награды за столь выдающийся подвиг он не получил. Да и в звании повышен не был – за всю мировую войну дослужился лишь до невысокого есаульского чина (в то время соответствовал званию капитана в пехоте и ротмистра в кавалерии). Полк вышел из окружения, в числе пробившихся был и Анненков, но нет никаких документальных подтверждений, что именно он осуществлял командование.

Счастливо избежав плена, Анненков выступил с инициативой формирования казачьих отрядов, которые должны были устраивать диверсии в немецком тылу. Часто такие отряды I мировой войны называют «партизанскими», однако правильнее было бы называть их «рейдовыми».

Идея витала в воздухе: в том же 1915 году с похожим предложением обратился к командованию есаул А. Шкура (Шкуро): «отрядить его с партией казаков терзать тылы и коммуникации противника». Так был создан «Кубанский конный отряд особого назначения», который сам Шкуро именовал «Волчьей сотней».

Часто приходится читать о великих подвигах таких рейдовых отрядов, которые якобы громили чуть ли не целые полки и даже бригады – в общем, творили чудеса, наводя на противника ужас. Однако современники относились к ним весьма скептически. Петр Краснов, например, писал о Шкуро и его отряде:

Как и все партизаны в эту войну, он ничем особенно не отличался.

А Врангель утверждал, что в «партизаны»:

За немногими исключениями шли главным образом худшие элементы офицерства, тяготившиеся почему-то службой в родных частях.

Он же обвинял «партизан» в том, что большую часть времени они проводили в тылу, не устраивая рейды или диверсии, а пьянствуя и грабя местное население. В общем, сообщения командиров таких отрядов в штабы о разгроме, который они учиняли неприятелю, во многом являются ничем не подтвержденным самопиаром.

Тем не менее 21 июня 1916 года у Барановичей одна из внезапных атак отряда Семенова имела успех, и его отряд, обратив в бегство пехотинцев противника, захватил крупные трофеи. Сам Анненков утверждал, что за свои подвиги был награжден французским орденом Почетного легиона, однако эти сведения, опять-таки, не находят подтверждения в исторических источниках. Вот российские награды он получал: ордена Святой Анны IV, III и II степени, орден Святого Станислава II степени с мечами, золотое Георгиевское оружие, солдатский Георгиевский крест с лавровой ветвью.

Б. Анненков после отречения Николая II


После Февральской революции Анненков и его подчиненные (всего около 30 человек) принесли присягу Временному правительству, а после прихода к власти большевиков направились в Омск, где предполагалось это подразделение расформировать. Однако Анненков передумал разоружать своих людей.

Пополнив отряд и доведя его численность до 200 человек, он увел его в станицу Захламлинскую.

17 февраля, узнав, что в Омске начались волнения, Анненков поспешил в город – и «под шумок» обокрал Никольский собор, похитив одно из знамен Ермака и войсковое знамя, полученное от императора в связи с 300-летним юбилеем правления дома Романовых.

Главноуправляющий делами Верховного правителя и Совета министров Колчака Г. К. Гинс писал об этом в книге «Сибирь, союзники и Колчак»:

При большевиках он (Анненков) похитил в Омске знамя Ермака и собрал целый отряд. Первое полугодие 1918 года он провёл в станицах под Омском, постоянно тревожа большевиков и оставаясь неуловимым. Ему помогала омская буржуазия. Произошёл переворот, Анненков не отдал знамени Ермака. Круг требовал, он не отдавал, пока не воздействовали на ослушника, срамя его в казачьем органе «Иртыш».

Б. Анненков в начале гражданской войны


Анненков собирал силы, и если в апреле 1918 года в его отряде было 200 казаков, то в июне он довел его численность до тысячи, а к концу лета – до полутора тысяч человек. Подчинённые избрали его войсковым атаманом, затем он принял на себя звание войскового старшины. После начала мятежа чехословацких легионеров, Анненков с их помощью 7 июня 1918 г. захватил Омск. Затем начались бои под Верхнеуральском, который защищал Иван Каширин.


Иван Каширин на фотографии середины 30-х гг.

Город пал 6 июля, Иван Каширин отошел к Белорецку, где соединился с отрядом своего брата Николая.


Николай Каширин на фотографии середины 30-х гг.

Бывший подъесаул Николай Каширин командовал Уральской партизанской армией до тяжелого ранения 2 августа 1918 г. Затем его заменил В. Блюхер.

Красные перешли в контрнаступление и отбили Верхнеуральск. После этого Анненков со своим отрядом перешел под командование А. Дутова.

Уже в это время Анненков и его подчинённые были известны своей патологической жестокостью. На одном из бронепоездов летом 1918 года разъезжала наводившая ужас на мирных жителей карательная рота капитана Каурова. Да и другие анненковцы от Каурова не слишком отставали. Василий Довбня, например, показал на процессе против Анненкова:

В июле-августе 1918 года в Лепсинском уезде Семиреченской области появился белый отряд, пришедший со стороны Сибири и прославивший «силу русского оружия» рубкой голов и порками мирного населения. Отсутствие сопротивления давало возможность пьяной, разнузданной банде офицеров и присоединившимся к ним казакам безнаказанно пороть и рубить мирных жителей, насиловать женщин и даже малолетних девочек, грабить их имущество. Горе тому, кто пытался не то что защитить, а лишь только высказать свое неудовольствие по поводу грабежей и насилий. Его сразу объявляли большевиком и в лучшем случае пороли плетьми, а то и рубили, да не просто рубили, а истязали. Отрубят ногу, руку, разрежут живот. Всех больных и раненых, находившихся в лепсинском лазарете, зверски изрубили... Больной тифом старый партиец, незадолго перед этим приехавший из Перми, был жестоко избит, затем ему распороли живот и выбросили в огород, где он умер через сутки.

Согласно показаниям других свидетелей, в городе Сергиополь были расстреляны, изрублены или повешены 800 человек. В сожженном селе Троицком забиты насмерть 100 мужчин, 13 женщин, 7 грудных детей. В селе Никольском 30 человек были расстреляны, 5 — повешены, выпороты 300 местных жителей. В селе Знаменка были убиты почти все жители, у местных женщин перед убийством отрезали груди. В селе Колпаковка жертвами Анненкова стали 733 человека, в поселке Подгорном — 200. В Карабулаке были убиты все мужчины, причем трупы остались непогребёнными, и собаки так привыкли к человеческому мясу, что, по свидетельству очевидцев, стали нападать на живых людей.

Впрочем, не нужно думать, что поведение Анненкова и его людей осуждалось командованием белых или тем же Колчаком. В книге «Сибирь, союзники и Колчак» цитировавшийся выше Г. К. Гинс писал, что адмирал много раз открыто говорил:

Гражданская война должна быть беспощадной. Я приказываю начальникам частей расстреливать всех пленных коммунистов. Или мы их перестреляем, или они нас. Синонимом террора стал кадет В. Н. Пепеляев, возглавлявший МВД в колчаковском правительстве. Он прямо заявлял, что нужно не бояться «запачкать руки в крови» и при необходимости «самим быть палачами».

Между тем, насильственная мобилизация мужчин уже в середине июля 1918 года привела к восстанию 46 сел Шемонаихинского уезда Семипалатинской области. Репрессии были чрезвычайно жестокими. Так, отряд Анненкова в сентябре сжег деревню Черный Дол, а затем печально прославился неслыханными бесчинствами в Славгороде (в настоящее время находится на территории Алтайского края). Во время судебного процесса 1927 года Анненков под давлением показаний 104 свидетелей вынужден был признать массовые расстрелы и бессудные расправы, но заявил, будто не знал, что его подчиненные тогда ещё и «развлекались», закапывая в землю живых людей, вырезая полосы кожи со спины, выкалывая глаза и посыпая раны солью. Один из свидетелей сообщил, что в только Славгороде были убиты 1667 человек. Кроме того, было доказано, что в Черном Доле были изнасилованы 10 женщин, среди которых оказались 13-летние девушки, в поселке № 42 насилию подверглись все женщины и девочки.

А вот что показал крестьянин Семен Полянский:

Народ бежал от Анненкова на бричках в сторону Ключинского тракта… Немного позже мне пришлось однажды ехать той же дорогой с почтой. За четыре версты до Славгорода стали попадаться трупы, порубленные шашками. Дорога на том месте была сжата в узкий проход, и трупы столпились в этом рукаве. Я слезал, стаскивал их на обочину, и только тогда ямщик двигался вперед.

Свидетельница Туренбаева заявила, что, прибыв в их аул, анненковцы стали требовать выдать большевиков:

Мы отвечали, что их нет. Мы и не знали вообще, что это за большевики. Тогда расстреляли моего мужа, трех казаков и одну девушку. Затем два солдата увели мою сноху и изнасиловали, сделав это, они то же совершили и со мной. После изнасилования одна женщина умерла.

«Подвиги» Анненкова были высоко оценены начальством, и 15 октября ему был присвоен чин генерал-майора. А 23 октября 1918 года отряд Анненкова был развернут в «Партизанскую атамана Анненкова дивизию» и отправлен на подавление восстания 12 сел Лепсинского уезда (современный Саркандский район Жетысуской области Казахстана). В 1927 году на судебном процессе Анненков дал такие показания:

В начале 1918 года, когда казаки прибыли с фронта, к ним примкнули киргизы и старожильческие крестьянские села, все остальные села примкнули к красным. Между крестьянами и казаками создавалось обострение. Казаки хотели провести окашичивание всей Семиреченской области. Всем крестьянам было приказано записываться в казаки, тех, кто не запишется, обещали выселить из Семиречья в Сибирь. Часть крестьянских сел перешла в казаки, а часть не пожелала. Образовались из крестьян в горах «Горные орлы» (партизанские отряды в горах Тарбагатая). Когда я приехал в Урджар, то узнал, что «Горными орлами» командует мой бывший вахмистр по германской службе Егор Алексеев. Я завел с ним переписку, спрашивал, как он попал в большевики и против кого он ведет борьбу. Он ответил, что идет ни против большевиков, ни против временного правительства, а против казаков и киргиз.

Сторонником «оказачивания» был и атаман Семиреченского казачьего войска Александр Ионов, однако с Анненковым у него были «сложные» и каждый находил массу поводов для упреков.


А. Ионов

А вот отец Александра — генерал Михаил Ионов, а также брат Владимир перешли на сторону революции. М. Ионов был кавалером девяти царских орденов и Золотого Георгиевского оружия, участником покорения Хивы и Бухары, бывшим губернатором Семиреченской области и наказным атаманом Семиреченского казачьего войска. Работал преподавателем в одном из пехотных военных училищ РККА, умер в 1923 (по другим данным — в 1924) году.


Генерал М. Ионов на фотографии 1892 г. из «Военной энциклопедии» И. Сытина

Владимир Михайлович Ионов с 1919 г. служил в Красной армии, был начальником артиллерии Закаспийского фронта и участвовал в освобождении Красноводска от белогвардейцев и англичан, за что был награжден орденом Боевого Красного Знамени (орден лично вручил ему М. Фрунзе). Затем командовал первым конно-горным дивизионом, который в 1921 г. занял Денау, Каратаг, Гиссар, Душанбе и Куляб. Местный эмир бежал в Афганистан, бросив гарем из 300 женщин. Любопытно, что многие из них потом вышли замуж за красноармейцев (вспоминается фильм «Белое солнце пустыни» и попытки Петрухи ухаживать за Гюльчитай).

В мае того же 1921 года в закончившемся победой бою с большим отрядом басмачей Владимир Ионов потерял левую руку. Он был награжден вторым орденом Красного знамени, но вынужден был уйти из армии. Несмотря на увечье, вел активный образ жизни: стал членом Среднеазиатского военного научного общества, участвовал в гидрографических экспедициях, работал в отделе хлопководства Туркестанского военного округа, в конце жизни увлекся живописью и окончил Ташкентский художественный техникум. Его картину «Разгром басмаческого гнезда» в советское время можно было увидеть в Ташкентском гарнизонном Доме офицеров. Умер в 1946 году.

Вернемся в осень 1918 года.

18 ноября 1918 г. Уфимская Директория пала, будучи распущена совершившим государственный переворот А.В. Колчаком, который объявил себя верховным правителем России. Как и другой знаменитый атаман – Семенов, Анненков первое время отказывался подчиняться адмиралу, но, в обмен на снабжение и финансирование, все же решил признать его власть.

В ночь на 23 декабря 1918 г. в Омске началось восстание против Колчака, которое было жестоко подавлено при участии отряда Анненкова. После этого он был отправлен в Семиречье, но об этом мы поговорим в следующей статье, в которой будет рассказано о новых кровавых «подвигах» этого атамана, его бегстве в Китай, судебном процессе в Семипалатинске и закономерном итоге жизни.
111 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    9 декабря 2025 04:46
    Бориса Анненкова ошибочно записали в белогвардейцы. Белогвардейцем он не был. Это был атаман бандитской шайки, которым наплевать с кем воевать и за какие идеалы. Бандитизм, разбой, изнасилования, убийства вот их идеал. Его расстрел 25 августа 1927 года поставил закономерный итог в его бандитской карьере. Реабилитации не подлежит.
    1. +15
      9 декабря 2025 05:26
      Белогвардейцем он не был.

      При всех раскладах - воевал на стороне белых против красных.
      То что белое движение было разное, впрочем как и красное - это закономерно. Но на стороне большевиков был народ - это и предрешило итоги противостояния.
      1. +4
        9 декабря 2025 05:30
        Цитата: Коте пане Коханка
        При всех раскладах - воевал на стороне белых против красных.


        Так он и белогвардейцев регулярно убивал.
        1. +9
          9 декабря 2025 08:47
          [b]
          Так он и белогвардейцев регулярно убивал.[
          /b]
          А его за это в чинах повышали laughing
          1. +5
            9 декабря 2025 08:53
            Цитата: parusnik
            А его за это в чинах повышали


            Чины ему давали авансом за возможную лояльность.
            Да и в чинах у него скачки дикие. С войскового старшины (подполковник) сразу в генерал-майоры.
            А вообще примечательна фраза Анненкова: "Всякий партизан имеет право расстреливать каждого, не служившего в моих частях, без суда и следствия. Анненков".
            1. +3
              9 декабря 2025 08:59
              Чины ему давали авансом за возможную лояльность.
              А он в ответ белогвардейцев убивал laughing
              1. +4
                9 декабря 2025 09:03
                Цитата: parusnik
                Чины ему давали авансом за возможную лояльность.
                А он в ответ белогвардейцев убивал laughing


                Скажите, если бы батьке Махно Деникин дал бы чин генерал-майора, что нибудь изменилось?
                1. +5
                  9 декабря 2025 09:11
                  если бы батьке Махно Деникин дал бы чин генерал-майора

                  Без если бы .Плененному Кочубею,белогвардейцы,предлагали офицерский чин и подразделение под командование.Отказался.Повесили.Когда вешали,Кочубей обзывал,белогвардейцев самыми не потребными словами.Вы мне скажите,когда Анненков убивал белогвардейцев и при каких обстоятельствах.Конкретно.Может какую то белогвардейскую часть разгромил.
                  1. 0
                    9 декабря 2025 09:15
                    Цитата: parusnik
                    Может какую то белогвардейскую часть разгромил.


                    Ну частей не громил. Но тех кого можно было ограбить или тех кто мешал ему - грабил и убивал.
                    1. +3
                      9 декабря 2025 09:18
                      Конкретно приведите примеры
                      Так он и белогвардейцев регулярно убивал.
                      Когда и где если не знаете,не занимайтесь демагогией.
                      тех кого можно было ограбить или тех кто мешал ему - грабил и убивал.
                      Среди них были белогвардейцы?
                      1. 0
                        9 декабря 2025 09:22
                        Цитата: parusnik
                        Когда и где если не знаете,не занимайтесь демагогией.


                        Ну будем считать что я демагог.
                        Где то есть воспоминания белогвардейского капитана Соловьева, которые он оставил уже в китайской эмиграции, но найти я их сейчас не могу. Остались только воспоминания от прочитанного мной.
                      2. -2
                        9 декабря 2025 09:45
                        Где то есть воспоминания белогвардейского капитана Соловьева

                        Имя капитана Соловьева вы кнш, не помните,но в памяти осталось, как Анненков убивал белогвардейцев.Вернемся к Вашим высказываниям.
                        Так он и белогвардейцев регулярно убивал.
                        и
                        тех кого можно было ограбить или тех кто мешал ему - грабил и убивал.

                        Заметьте , в этой фразе у вас уже нет белогвардейцев.Отсюда вывод ,вы не владеете информацией,а если вы читали воспоминания капитана Соловьева,по крайней мере вы должны помнить у кого служил капитан Соловьев и где,если у вас остались воспоминания от прочитанного
                      3. +1
                        9 декабря 2025 09:47
                        Цитата: parusnik
                        ,по крайней мере вы должны помнить у кого служил капитан Соловьев и где,если у вас остались воспоминания от прочитанного


                        У атамана Дутова.
                      4. -1
                        9 декабря 2025 09:54
                        У атамана Дутова
                        Дутов действовал в Оренбуржье,Анненков в Семиречье.Оренбургская армия А. И. Дутова с переменным успехом вели борьбу с Красной армией, но в сентябре 1919 года она была разбита под Актюбинском. Атаман с остатками войска отошёл в Семиречье, где присоединился к Семиреченской армии атамана Б. В. Анненкова. Из-за отсутствия продовольствия переход через степи стал известен как "Голодный поход".По прибытии в Семиречье А. Дутов был назначен атаманом Анненковым генерал-губернатором Семиреченской области. Командование же Оренбургской армией перешло к генералу А. С. Бакичу. Под натиском РККА в мае 1920 года Дутов, с атаманским отрядом и гражданскими беженцами, перешёл границу и ушёл в Китай, куда вскоре отступила и Семиреченская армия атамана Анненкова.Возвращаясь к вашей фразе
                        Так он и белогвардейцев регулярно убивал
                        Получается,Анненков,устроил резню казаков Дутова? Или исключительно тех,кто хотел уйти к красным?
                      5. +2
                        9 декабря 2025 10:11
                        Цитата: parusnik
                        Получается,Анненков,устроил резню казаков Дутова? Или исключительно тех,кто хотел уйти к красным?

                        Цитата: parusnik
                        куда вскоре отступила и Семиреченская армия атамана Анненкова

                        Тут дело в том,что на момент всех этих событий,никакой армии у Анненкова не существовало - все начали разбегаться и бунтовать,и дело даже не в наступлении красных,просто весь этот аннековский сброд окончательно озверел.
                        Анненков - абсолютно сумасшедший человек.
                      6. 0
                        9 декабря 2025 10:18
                        Анненков - абсолютно сумасшедший человек
                        .

                        Какое простое объяснение.Колчак,был вменяемым,когда в одном из приказов,о подавлении крестьянских восстаний,призывал использовать методы японцев,раздавать восставшим "талоны на усиленное питание" laughing
                      7. +1
                        9 декабря 2025 10:23
                        Цитата: parusnik
                        раздавать восставшим "талоны на усиленное питание"

                        Что хотите,какие времена,такие и объяснения.
                        "Направить в штаб к Духонину"
                        Вот кого надо было отправлять в своё время,Бориса Владимировича
                      8. +1
                        9 декабря 2025 10:28
                        Что хотите,какие времена,такие и объяснения

                        Кнш,время виновато.Время,заставляло Колчака,такие приказы подписывать и сотрудничать с интервентами.Время,виновато,что зам директора нацистского Русского Института И.Ильину памятники ставят.
                      9. +4
                        9 декабря 2025 10:38
                        Цитата: parusnik
                        время виновато

                        Да,именно время,у людей происходит какой-то сдвиг в голове,причём это носит массовый характер,и чья это голова - красная или белая,не имеет значение.
                        Это я простовато объяснил.
                      10. -2
                        9 декабря 2025 10:40
                        у людей происходит какой-то сдвиг в голове,причём это носит массовый характер

                        Это Вы о себе? У меня то с головой все в порядке. laughing
                      11. +6
                        9 декабря 2025 10:19
                        Цитата: parusnik
                        Или исключительно тех,кто хотел уйти к красным?

                        Кстати,тем своим казакам,что захотели на свой страх и риск остаться в России,Анненков обещал не препятствовать и даже обещал прод.припасы у города Карагач,когда вся эта группа из 3800 человек прибыла туда,их ждали пулеметы,всех перебили,закопали около озера Алаколь.
                      12. +1
                        9 декабря 2025 10:22
                        Милый человек,во всех отношениях,но это кнш,исключение, в рядах белых рыцарей laughing
                      13. -1
                        9 декабря 2025 10:26
                        Цитата: parusnik
                        в рядах белых рыцарей

                        Красные рыцари не отставали,про белых надоело,оскомину набило,автору пора переключаться на красных рыцарей,не менее увлекательно.
                      14. +3
                        9 декабря 2025 10:30
                        про белых надоело,оскомину набило

                        Что так вдруг? laughing
                      15. +2
                        9 декабря 2025 15:13
                        Стоит вспомнить, что случилось с ними позже...в Карагаче
                    2. +4
                      9 декабря 2025 09:52
                      Цитата: kromer
                      Ну частей не громил

                      Ну,почему же,громил и небольшие белогвардейские части - разгромил отряд семей казаков-дутовцев (эвакуировались в Китай),в отряде было много женщин (из числа семей казаков),все были жестоко убиты-офицеров,которые сопровождали отряд,женщины изнасилованы,затем тоже жестоко убиты,захватили полковую кассу оренбургского полка.
                      События у перевала Сельке.
                      1. +2
                        9 декабря 2025 10:36
                        разгромил отряд семей казаков-дутовцев
                        Члены семей,казаков,женщины,старики,дети по видимому были отъявленными белогвардейцами,причем идейными. laughing
                      2. +5
                        9 декабря 2025 10:40
                        Цитата: parusnik
                        Члены семей,казаков,женщины,старики,дети по видимому были отъявленными белогвардейцами,причем идейными

                        Они были членами белогвардейских семей,их сопровождали белогвардейские офицеры.
                      3. 0
                        9 декабря 2025 10:42
                        Они были членами белогвардейских семей

                        Все поголовно?В беженцах были все исключительно идейные ?
                      4. +6
                        9 декабря 2025 10:43
                        Цитата: parusnik
                        В беженцах были все исключительно идейные ?

                        Членами ВКП(б) что ли,им быть
                      5. -2
                        9 декабря 2025 10:47
                        Хорошо,а зачем Анненков отдал такой приказ уничтожить семьи казаков,для чего?
                        Членами ВКП(б) что ли,им быть
                        На тот момент не было ВКП(б) и не поверите, даже СССР. Угу ,а если они были членами РКП(б) или РКСМ,он бы такого приказа не отдал бы?
      2. -7
        9 декабря 2025 06:50
        Исходя из Вашей логики считаете, что восточные украинцы и западные украинцы не один народ?
        Как интересно!😊
        1. vet
          +6
          9 декабря 2025 07:26
          А при чем здесь украинцы?
          Но, если считать восточными украинцами харьковчан, а западными - жителей Львова - да, практически разные народы. Даже говорят практически на разных языках ((суржик и галицийский диалект), другие традиции. Галичане считали героем Бандуру, в Харькове до последнего времени бандеровец было ругательным словом.
          1. +1
            9 декабря 2025 07:33
            Это словоблудие! В Гражданской войне не бывает разных народов! Народ всегда один! У памятника Колчака в Иркутске стоят скульптуры двух воинов. Красного и белого. Друг против друга. В основу были взяты реальные два брата. Один воевал на белых, другой за красных. Хотите сказать что они из разных народов?
    2. +7
      9 декабря 2025 06:44
      Анненков был бандитом, но еще и белым генералом. Колчак ведь прекрасно знал, что творили Анненков, Семёнов, Калмыков и прочие. А Деникин знал о "художествах" Шкуро и Мамонтова. А потом наиболее адекватные из белоэмигрантов писали за границей:
      «Белые своим произволом, террором и реквизициями сами себе создали врага».

      И:
      «Трудно бывало определить, где кончается политика и начинается заурядная, а то и незаурядная уголовщина. Термин «белобандиты» и впрямь подходил к этой среде».
      1. 0
        9 декабря 2025 06:48
        Цитата: ВлР
        Анненков был бандитом, но еще и белым генералом.


        Всё правильно. В первую очередь он был бандитом, и только во вторую очередь белым генералом.
        1. vet
          +2
          9 декабря 2025 07:22
          Если банды Анненкова и Семенова подчинялись Колчаку, а разбойничьи отряды Шкуро и Мамонтова - Деникину, кем были Колчак и Деникин?
          1. +1
            9 декабря 2025 07:25
            Цитата: vet
            Если банды Анненкова и Семенова подчинялись Колчаку


            Семенов подчинялся Колчаку? В теории может быть, но на практике Семенов всегда доказывал обратное.
        2. +3
          9 декабря 2025 10:38
          Анненков,был обыкновенным белобандитом,без первой и второй очереди.
          1. +2
            10 декабря 2025 06:27
            Зверства они творили страшные,мой прадед воевал с ними. Я смутно помню в виду возраста его рассказы,но его рубленные раны и отсутствие пальцев на руке не забуду никогда. Место суда над Анненковым сохранилось до стр пор,странно даже,что не снесли очень хорошее место в самом центре города. Памятник был жертвам Анненкова,вот его не видел возможно и убрали,точно не скажу всё-таки это давно другое государство теперь.
      2. -1
        9 декабря 2025 07:48
        Краснобандит тоже подходил к той среде!
        Вы думаете Ленин не знал что творят красные?
        Ленин Раковскому:
        "Декретируйте проводила в жизнь полное обезоруживание населения, расстреливайте на месте беспощадно за каждую скрытую винтовку"
        И расстреливали беспощадно, на месте!
        1. -9
          9 декабря 2025 13:31
          Цитата: Songwolf
          Вы думаете Ленин не знал что творят красные?

          знал и санкцмонировал
          А в августе 1918 большевики организовали нашествие ингушских отрядов на станицы Аки-Юртовскую (Воронцово-Дашковскую), Сунженскую, Тарскую и Тарские хутора: казаки из них были выселены поголовно (до 10 000). Безоружные, они двигались на север, гибли и мерзли по дороге, подвергаясь постоянным нападениям горцев. У казаков было отобрано имущества на сумму 120 миллионов золотых рублей. Только за несколько дней 1918 г. было истреблено около 12 000 казаков — в основном женщин, детей и стариков, а 70 000 были изгнаны из своих домо


          (26 октября 1920 г.) Сталин докладывал Ленину: «Несколько казачьих станиц наказаны примерно…». Из другой телеграммы Сталина (30 октября): «Выселено в военном порядке пять станиц. Недавнее восстание казаков дало подходящий повод и облегчило выселение, земля поступила в распоряжение чеченцев…»

          красный комдив Ф. К. Миронов:
          Коммунисты вызвали своими злодеяниями на Дону поголовное восстание и гонят теперь русский народ на поправление своей злой ошибки. Кровь, проливаемая теперь на Южном фронте, — это кровь напрасная и лишняя, и проливается она под дикий сатанинский хохот новых вандалов, воскресивших своим злодейством времена средневековья и инквизиции. Например: в станице Качалинской 2-го Донского округа коммунисты, пытая перебежавшего с кадетской стороны 22-летнего казака, ставили его босыми ногами на раскалённую сковороду, причем они ещё и били по оголённым ногам палками. В станице Боковской из числа 62 человек невинно расстрелянных казаков есть расстрелянный за то, что не дал спичек комиссару Горохову. В станице Морозовской ревком зарезал 67 человек. Эти злодеи приводили людей в сарай и здесь, пьяные, изощрялись над людьми в искусстве ударов шашкою и кинжалом. Всех зарезанных нашли под полом сарая. В хуторе Севастьяновом Чернышевской станицы расстрелян председатель хуторского совета за то, что носил одну фамилию с кадетским офицером. А когда возмущённое население стало допытываться, за что, то убийцы ответили: «Произошла ошибка». В хуторе Сетраковском Мигулинской станицы в силу приказа по экспедиционному корпусу об истреблении казачества во время митинга убито безоружных 400 человек. В силу приказа о красном терроре на Дону расстреляны десятки тысяч безоружных людей. Беззаконным реквизициям и конфискациям счёт нужно вести сотнями тысяч. Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса.

          и т.д

          Зверства неисчислимы, .

          Анненков бандит, но он дите по сравнению с гостеррором крансых
    3. +1
      9 декабря 2025 07:28
      Анненкова скорее можно отнести к "батькам" которые развелись немерянно в Гражданской войне ввиде зелёных, красно-зеленых, бело-зеленых и других серо-буро-малиновых. Они регулярно воевали то за красных, то за белых, а в основном это были бандитских формирования. То что на Анненкова были погоны ни в коем случае не делает его белогвардейцем. Если Деникин, Колчак, Врангель воевали за идею Единой и Неделимой России, то этим персонажам было на это наплевать. И их конец был предрешена.
      1. +4
        9 декабря 2025 08:13
        "батькам" которые развелись немерянно в Гражданской войне ввиде зелёных, красно-зеленых, бело-зеленых и других серо-буро-малиновых. Они регулярно воевали то за красных, то за белых,

        Анненков, Семёнов, Шкуро за красных не воевали. Только за белых. И себя, конечно, не забывали, жили в свое удовольствие, надеясь, что успеют сбежать с награбленным. Действительно, успели, но в итоге все же пришлось держать ответ перед народом своей страны.
        1. -10
          9 декабря 2025 09:30
          Цитата: ВлР
          Анненков, Семёнов, Шкуро за красных не воевали. Только за белых

          Русорез бандит Григорьев, бандит япончик и тп-воевали за красных.

          Дикие зверства 1 конной описаны самими красными.

          Это ГВ с двух сторон. Гостеррор -политика именно краснфх-до 1953 гДо ВОР ее не было-не надо было ее устраивать красным, решать все в УС.

          Иван Кагирин отошел к Белорецку, где соединился с отрядом своего брата Николая


          Эти знаменитые командармы оказались,,,,,,,,,,,,,,,, японскими шпионами и были уничтожены в 37 той властью, которую и привели , как и семьи. Поделом-не на той стороне воевали....
          1. +4
            9 декабря 2025 09:48
            Цитата: Ольгович
            Русорез бандит Григорьев, бандит япончик и тп-воевали за красных.

            Ну да, поэтому его Махно грохнул, когда Григорьев хотел на сторону Деникина перейти
            1. +2
              9 декабря 2025 10:00
              F Япончик был расстрелян начальником Вознесенского боевого участка Н. Урсуловым.
            2. 0
              9 декабря 2025 14:42
              Это не доказано... Ходила такая версия, но документального подтверждения не получила.
            3. 0
              9 декабря 2025 14:44
              Документального подтверждения эта версия не получила!
          2. +1
            9 декабря 2025 10:03
            Если бы, победили те,чьим ваше неблагородие является, то т.н."красный " террор оказался просто бы детской игрой в песочнице.
            Вся эта ненависть белых к народу,который поддержал красных в деятельности вот таких как Анненков, Шкуры, Семёнова и прочих.
            1. vet
              +5
              9 декабря 2025 10:14
              Да, гражданская война - жестока с обеих сторон. Однако народ имел возможность сравнивать белых и красных. И выбрал именно красных.
            2. -10
              9 декабря 2025 11:23
              Цитата: Grencer81
              Если бы, победили те,чьим ваше неблагородие является, то т.н."красный " террор оказался просто бы детской игрой в песочнице.

              без всякихх бы: при белых до ВОР никакого террора в России и в помине не было, при красных он как начался в1917 так и крушил народ по 1953 г
              1. 0
                9 декабря 2025 14:54
                Вообще-то, до Октябрьской революции и самих белых не было. А вот террор был, особенно в 1905-07-м годах.
                1. -3
                  9 декабря 2025 19:36
                  Цитата: Grencer81
                  Вообще-то, до Октябрьской революции и самих белых не было

                  ккак это не было они ьезыылазно -были, руковдили, служили, работали в России.

                  это ваших тунеядцев-никогда не оработавших лоботрясов в России не было-жрали в швейцариях-лондонах пиво с сосками
                  1. +1
                    9 декабря 2025 19:42
                    57% генералов и полковников Генерального Штаба бывшей царской армии пошли служить своему народу в рядах Красной Армии. И абсолютное их большинство служили честно,а вот господа офицеры из белого движения превратились в банду грабителей, убийц,насильников и мародёров, чьё командование ради своей власти распродавало страну оптом и в розницу её врагам и в первую очередь злейшему врагу британской империи.
                    1. -4
                      9 декабря 2025 20:25
                      Цитата: Grencer81
                      57% генералов и полковников Генерального Штаба бывшей царской армии пошли служить своему народу в рядах Красной Армии

                      belay lol fool В ТЮРЬМЕ отсидев под расстрелом, да, -и лелины твои никогда народм не были-они на западе прожил полжизни .

                      57;%- :lol fool :
                      Цитата: Grencer81
                      вот господа офицеры из белого движения превратились в банду грабителей, убийц,насильников и мародёров

                      красным и не надо было превращаться-они изнасально были бандой грабителей, убийц,насильников и мародёров, чьё командование ради своей власти распродавало страну оптом и в розницу немецки оккупантам.

                      Звери :
                      Сам председатель Донбюро С.Сырцов, говоря о "расправе с казачеством", его "ликвидации", отмечал: "станицы обезлюдели". В некоторых было уничтожено до 80% жителей. Только на Дону погибло от 800 тысяч до миллиона человек - около 35% населения. Еще свидетельство - посланного на Дон московского коммуниста М.Нестерова: "Партийное бюро возглавлял человек... который действовал по какой-то инструкции из центра и понимал ее как полное уничтожение казачества... Расстреливались безграмотные старики и старухи, которые едва волочили ноги, урядники, не говоря уже об офицерах. В день расстреливали по 60-80 человек... Во главе продотдела стоял некто Голдин, его взгляд на казаков был такой: надо всех казаков вырезать! И заселить Донскую область пришлым элементом..." Другой московский агитатор, К.Краснушкин: "Комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали... Люди расстреливались совершенно невиновные - старики, старухи, дети... расстреливали на глазах у всей станицы сразу по 30-40 человек, с издевательствами, раздевали донага. Над женщинами, прикрывавшими руками свою наготу, издевались и запрещали это делать..

                      и так по всей стране.

                      Запоминай, ГЕНОЦИД русского народа творили твои загаранцы.
                      1. +1
                        10 декабря 2025 04:15
                        И построили страну,в которой ты научился только гадить на неё.
                      2. -3
                        10 декабря 2025 09:55
                        Цитата: Grencer81
                        И построили страну,в которой ты научился только гадить на неё.

                        на костях граждан строили развалюху -теперь людей русских мало-а ты там поищи их, гдевы их уничтожали .

                        Россия -самая лучшая страна, но русофобы власть захватили...
                      3. +2
                        10 декабря 2025 15:23
                        Эта "развалюха" выучила тебя,вышла в космос, сделала ядерное оружие.
                        А Российскую империю не на костях строили?
                        А после Гражданской войны был какой-то другой вариант поднять промышленность, вывести её на мировой уровень?
                      4. -3
                        10 декабря 2025 19:20
                        Цитата: Grencer81
                        Эта "развалюха" выучила тебя

                        развалюха развалилась, учатся во всем мире, оружие придумали до нее, каки фау
                        Цитата: Grencer81
                        А Российскую империю не на костях строили?

                        это не нагодная была страна и костей меньше.И -где постройка? lol
                        Цитата: Grencer81
                        А после Гражданской войны был какой-то другой вариант поднять промышленность, вывести её на мировой уровень?

                        не можеь -не мучай, без тебя строиои и лучше в разы
                      5. +1
                        10 декабря 2025 19:58
                        То,что построено в СССР кормит тебя до сих пор...
                      6. -3
                        11 декабря 2025 08:57
                        Цитата: Grencer81
                        То,что построено в СССР кормит тебя до сих пор...
                        То, что построено не могло себя даже ПРОКОРмИТЬ-ХЛЕБ закупало0 мясо масло и пр. lol
                      7. +2
                        11 декабря 2025 10:20
                        А можно весь список огласить?А вот тебя прокормило и вырастили.И кормит до сих пор.
                      8. 0
                        11 декабря 2025 14:17
                        В РСФСР в голодном 1990 году потребление сливочного масла на человека было примерно 7,5 кг в год. В 2024 году в РФ - примерно 2,5 кг сливочного масла в год на человека.
                2. 0
                  10 декабря 2025 10:44
                  Цитата: Grencer81
                  Вообще-то, до Октябрьской революции и самих белых не было. А вот террор был, особенно в 1905-07-м годах.

                  со стороны революционеров был конечно, и еще какой... со стороны правительства- был на порядки меньше...
                  1. +1
                    10 декабря 2025 15:26
                    Ага,со стороны революционеров боевики с наганами,со стороны правительства армия,полиция, казаки...Причём не стеснялись применять и артиллерию.
                    1. 0
                      10 декабря 2025 16:11
                      я про "до" революции.. "Начиная с октября 1905 года, в Российской империи было убито и ранено 3611 государственных чиновников. К концу 1907 года их численность увеличилась почти до 4500 человек. Вместе с 2180 убитыми и 2530 ранеными частными лицами общее число жертв в 1905—1907 годах, по оценкам А. Гейфман, составляет более 9000 человек. По официальной статистике, с января 1908 по середину мая 1910 года совершено 19 957 террористических актов и экспроприаций, в которых было убито 732 государственных чиновника и 3051 частное лицо, при этом 1022 государственных чиновника и 2829 частных лиц были ранены." перечисленное - это вы считаете- так.. мелочевка? и сравнимо с парой сотен погибших при подавлении бунтов? причем половина из которых, как минимум- были зачинщики? или у Вас есть большие цифры погибших от действий властей?
                      1. +1
                        10 декабря 2025 19:56
                        Численность лиц,убитых карательными отрядами правительства никто не считал?Беспредел правительства породил отпор народных масс...А вы думали,что люди ваш беспредел терпеть будут?
                      2. 0
                        10 декабря 2025 22:10
                        Цитата: Grencer81
                        Численность лиц,убитых карательными отрядами правительства никто не считал?

                        а есть цифры? или на слово верить?
                        Цитата: Grencer81
                        Беспредел правительства породил отпор народных масс...

                        Чей беспредел, когда тысячами чиновников убивают и взрывают? при этом гибнут многие тысячи вообще гражданских.. и помимо прочего люди гибли почти во всех случаях тогда, когда революционеры организовывали бунты- без них почему то бунты и гибель людей- почти не случались... Вот сегодня как бы Вы назвали такие действия?
                        Цитата: Grencer81
                        А вы думали,что люди ваш беспредел терпеть будут?

                        успокойтесь, он не мой, я намного позже и в другой стране родился.. просто считаю, что нужно ко всему относится взвешено и оценивать со всех сторон, если интересна истина-так ведь? не с одной... А у Вас какие личные переживания по дореволюционным событиям? Жили тогда? Если нет, то что Вы тогда так нервничаете, Батенька? я всего лишь привел цифры ученых, которые в СССР не публиковали hi
                      3. +1
                        11 декабря 2025 10:18
                        Цифры британских учёных? В том,что происходили бунты и восстания виноваты не революционеры,а именно те,кто довёл людей до этого,власти на местах и правительство в центре.
                        И не надо ерничать по поводу людей, убитых карателями правительственных войск,они были и их было немало.
                      4. 0
                        11 декабря 2025 11:29
                        Цитата: Grencer81
                        Цифры британских учёных?

                        не нравится Гейфман- хотя она к англичанам отношения и не имеет, пусть будет Будницкий- чисто советский и российский историк.. есть и другие.. а по Вашему революционного террора - значит не было?
                        Цитата: Grencer81
                        И не надо ерничать по поводу людей, убитых карателями правительственных войск,они были и их было немало.

                        Ерничание - это попросить Вас привести ссылки с количеством? если уж Вы говорите о тысячах? по мне так абсолютно нормальная просьба в диалоге..
                        Цитата: Grencer81
                        В том,что происходили бунты и восстания виноваты не революционеры,а именно те,кто довёл людей до этого,власти на местах и правительство в центре.

                        во взрыве газа конечно виноват газ который в помещении? но взрывается он из-за спички, а не газа.. и этой спичкой и были революционеры с их ячейками и агитаторами.. причем их действия- еще больше ухудшали ситуацию после подавления бунта, т.е. и они немалую роль выполнили в качестве "катализатора" революции.. да и когда убивают министров, губернаторов, других чиновников сотнями и тысячами, при этом гибнет не меньше людей.. невиновных между прочим людей - ни в чем.. и при терактах и при экспроприациях-которые сами по себе преступления тяжкие.. это значит по Вашему - нормально абсолютно?
                  2. +1
                    11 декабря 2025 14:19
                    До Столыпина в России отсутствовали смертные казни, за исключением цареубийц. При Столыпине стали расстреливать крестьянские сёла из артиллерии, а смертные приговоры крестьянам выносились "полевыми тройками".
                    1. 0
                      11 декабря 2025 14:36
                      Цитата: Azimutt
                      При Столыпине стали расстреливать крестьянские сёла из артиллерии, а смертные приговоры крестьянам выносились "полевыми тройками".

                      попрошу Вас привести примеры, так как я о подобном никогда не читал..
            3. 0
              9 декабря 2025 14:53
              Это уже домыслы! Белые в принципе не могли победить в этой реалии. В силу того то, не было сплоченности общей идеей, не было лидеров которые могли воплотить эту идею и повести за собой массы. А все разговоры о волеизъявления народа как такового это уже от лукавого.
        2. -1
          10 декабря 2025 08:04
          Валерий, а Вы в статьях все же манипуляциями занимаетесь в пользу "красных", как понимаю.. Про Ионова - всю дальнейшую жизнь рассказали, до смерти, а про Каширина - не стали hi
    4. +2
      9 декабря 2025 12:06
      Верно. Просто бандит- "безмотивец"
  2. +5
    9 декабря 2025 04:53
    Спасибо, Валерий!

    Очередные страницы зверств Гражданской войны.
    1. +5
      9 декабря 2025 07:17
      Цитата: Korsar4
      Очередные страницы зверств Гражданской войны.

      отец Александра — генерал Михаил Ионов, а также брат Владимир перешли на сторону революции.

      Мало того, что зверства, а еще и
      ..... брат на брата, сын на отца, отец на сына! И ведь так и было! В рассказах моего отца, участника Гражданской войны, об этом говорилось не раз.
      Страшная она, Гражданская война!
      Автору большое спасибо! Жду продолжения
      1. +2
        9 декабря 2025 07:50
        По Артёму Веселому «Россия, кровью умытая».
        А когда кровь пролилась не найти правых и виноватых. Выпущен джин из бутылки.
        1. -9
          9 декабря 2025 10:41
          Цитата: Korsar4
          А когда кровь пролилась не найти правых и виноватых. Выпущен джин из бутылки

          а кем выпущен?
          Есть всенародное УС, ПОЧЕМУ там не решить все впросы голосованием, все ведь согласны ? Деритесь там-умами, куллаками, зачем в поля это переносить?
          Проиграли-то все, в итоге.

          Разве нормальный человек в трехлетвоюющей уставшей стране скажет это
          На все обвинения в гражданской войне мы говорим: да, мы открыто провозгласили то, чего ни одно правительство провозгласить не могло… Да, мы начали и ведём войну против эксплуататоров.
          ленин
          ?
          Сам с компанией всю войну пиво жрал в швейцариях, не навоеевался..
          1. vet
            0
            9 декабря 2025 11:55
            Выпущен джин из бутылки
            а кем выпущен?

            Однозначно Корниловым и примкнувшими к нему контрреволюционными генералами. Именно они, бежав на Дон, начали там гражданскую войну и этот факт неоспорим.
            1. -5
              9 декабря 2025 12:10
              Цитата: vet
              Однозначно Корниловым и примкнувшими к нему контрреволюционными генералами. Именно они, бежав на Дон, начали там гражданскую войну и этот факт неоспори

              бред неоспорим: Дон и прочие малороссии не признал ВОРов в тот же день 26 октября .

              Запомните признание своего улянова , янв 1918:
              На все обвинения в гражданской войне мы говорим: да, мы открыто провозгласили то, чего ни одно правительство провозгласить не могло… Да, мы начали и ведём войну против эксплуататоров
              1. vet
                0
                9 декабря 2025 13:05
                Один из первых декретов большевиков - отмена смертной казни. Красный террор - в ответ на покушение на Ленина. До той поры большевики, напротив, пытались сдерживать народный гнев против "благородий".
                1. -3
                  9 декабря 2025 13:44
                  Цитата: vet
                  Красный террор - в ответ на покушение на Ленина.

                  ага-

                  5 (28) декабря 1917 года матросы эсминцев «Фидониси» и «Гаджибей» расстреляли на Малаховом кургане всех своих офицеров (32 человека). К вечеру того же дня резня офицеров шла уже по всему Севастополю. Трупы были выброшены в море в Южной бухте. Очевидцы свидетельствовали, что всего в Севастополе за время этих событий было убито 128 офицеров.

                  январь 1918 феодосия В городе начались репрессии, принявшие широкий размах и длившиеся три дня. На глазах родственников, наблюдавших за совершением казни, были утоплены в море все схваченные члены офицерской дружины (46 человек), арестовано свыше восьмисот «контрреволюционеров» и «буржуев», степень виновности которых определяла тут же организованная из местных и севастопольских революционеров судебная комиссия[29].

                  Пленных разместили в трюме транспортного судна, комиссия заседала на нём же. Трупы сбрасывали в Чёрное море. Точное количество убитых в течение первых трёх дней (15-17 января старого стиля) по решению этой комиссии неизвестно, но составляет не менее 47 человек[

                  и в Феодосии в первых числах января 1918 года на рейд прибыл эсминец «Фидониси» с отрядом революционных матросов на борту под командованием анархиста А. В. Мокроусова. Был высажен десант. Матросы перебили всех найденных офицеров (число жертв оценивалось от нескольких десятков до шестидесяти трёх человек

                  и тд
            2. +1
              9 декабря 2025 14:48
              У нас стыдливо любят не упоминать интервенцию,ее ж не было laughing Как то неудобно упоминать западных партнеров,которые нам сейчас не партнеры,почти. laughing
            3. +1
              9 декабря 2025 23:22
              Однозначно Корниловым и примкнувшими к нему контрреволюционными генералами. Именно они, бежав на Дон, начали там гражданскую войну и этот факт неоспорим

              Если пробежаться по календарной хронологии, ваш "неоспоримый факт" довольно легко оспорить. Гражданская война на Дону началась не Корниловым, а с убийства главой Донревкома Подтелковым популярнейшего на Дону полковника В.М. Чернецова, после чего Дон восстал. Этот момент, объясняющий переход принявшего сторону атамана Голубова Г.Мелехова к белоказакам есть в шолоховском "Тихом Доне":
              «По дороге Подтёлков издевался над раненым Чернецовым — Чернецов молчал. Когда же Подтёлков ударил его плетью, Чернецов выхватил из внутреннего кармана своего полушубка маленький браунинг и в упор… щёлкнул в Подтёлкова, в стволе пистолета патрона не было — Чернецов забыл об этом, не подав патрона из обоймы. Подтелков выхватил шашку, рубанул его по лицу, и через пять минут ревкомовцы ехали дальше, оставив в степи изрубленный труп Чернецова. Командующий красными донскими полками выборный красный донской войсковой старшина Н. М. Голубов, узнав о гибели Чернецова, заплакал и набросился с ругательствами на Подтёлкова: "Сволочь , ты все испортил, что ты, наделал, гад- ну теперь начнется…(с)
              -М.Шолохов "Тихий дон"-

              Факт:Первое письменное упоминание о начале Гражданской войны оставлено 31 января 1918 года в церковной книге Пантелеймоновской церкви хутора Иванкова станицы Каменской отпевавшми Чернецова священником Александром Смирновым и псаломщиком Василием Байздренковым. В графе «Причина смерти» написано — «Убит в гражданскую войну».
              А.И. Деникин в своих "Очерках русской смуты" напишет:
              Со смертью Чернецова как будто ушла душа от всего донского казачества . Начались разброд и шатания. Все окончательно разваливалось. Донское правительство вновь вступило в переговоры с Подтёлковым. Войсковой атаман Каледин обратился к Дону с последним своим призывом — посылать казаков добровольцев в партизанские отряды. Генерал Корнилов принял окончательное решение выступить со своими сторонниками к Екатеринодару. Так начиналась гражданская война. (с)

              ссылка: Деникин А. И. Очерки русской смуты. — М.: Айрис-пресс, 2006. — ISBN 5-8112-1890-7.
              1. 0
                10 декабря 2025 07:53
                Корнилов и его сторонники объявили о начале формирования Добровольческой армии уже 24 декабря 1917 года. Для чего ее создавали, как Вы думаете? С момента прибытия на Дон Корнилова, Деникина и прочих, и начала формирования контрреволюционных боевых соединений гражданская война стала неизбежной. А принципиальное решение о начале гражданской войны было принято ими ещё раньше. Спусковой крючок начала боевых действий мог быть любым, чуть раньше, чуть позже - но Корнилов и компания начали бы гражданскую войну.
                1. +1
                  10 декабря 2025 09:34
                  Приветствую, уважаемый Валерий!
                  Истины ради, "Обращение к российскому воинству и казачеству" от 24 12. 1917г. собираться на Дону вокруг Корнилова было за подписью не Корнилова, а прапорщика С.Н.Де Бодэ. Да,не сомненно, она пользовалась огромным авторитетом в военных и патриотических кругах, но фактически сам Корнилов был этим обращением поставлен в двусмысленное положение. Его поход на Екатиринодар по утверждению Деникина был вынужденной мерой - со смертью Каледина и и его партизанских отрядов самообороны В. Чернецова, корниловские добровольцы лишались защиты Б.Круга Дона и статуса интернированных на Дону. После убийства Чернецова Подтелковский ДонРевКом принял решение об аресте корниловских офицеров и членов их семей. До этого на Дону было болеее-менее спокойно - да, были локальные стычки между калединскими отрядами Чернецова и революционными отрядами Н. Голубова, но казачество в своей массе было нейтральным- разбрелось по куреням, по меткому выражению того же Шолохова - " навоевались на Германской до отрыжки". Так что как не крути , а спусковым крючком Гражданской войны явилось убийство председателем Дон РевКома Подтелковым всенародно избранного выборного Бол. Круга Дона В Чернецова.
                  Уже более ста лет как закончилась Гражданская война, а на Дону до сих пор 23 января ежегодно проходят войсковые чернецовские прминовения и панихиды по всем жертвам братоубийственной Гражданской войны.
                  1. +1
                    10 декабря 2025 09:38
                    на Дону до сих пор 23 января ежегодно проходят войсковые чернецовские прминовения и панихиды по всем жертвам братоубийственной Гражданской войны.
                2. +1
                  11 декабря 2025 03:10
                  С момента прибытия на Дон Корнилова, Деникина и прочих, и начала формирования контрреволюционных боевых соединений гражданская война стала неизбежной.

                  контрреволюционных боевых соединений? Ну это , Валерий с какой стороны посмотреть. Калединские партизанские отряды под управлением Чернецова на тот момент были вполне легитимными правоохранительными органами, утверждеными высшей исполнительной властью Дона - Большим войсковым Кругом Дона. И командовал ими не простой донской офицер, а выборный Большого Войскового Круга(это не прилагательное а существительное) - (чин идентичный по аналогии с современными краевыми депутатами). а возмутителем спокойствия выступал именно самопровозглашенный Дон РевКом, поддерженный казаками - фронтовиками войскового старшины Н. М. Голубова- героя ПМВ, человека личной исключительной храбрости,но окончательно запутавщегося в своих метаниях между большивизмом казачьими традициями и старообрядством. не сошёлся ни с белыми, ни с красными. И те и другие считали его предателем, и поэтому ими обоими, он и был приговорён к смерти. Можно предположить, что и красные и белые желали его смерти потому, что видели в Голубове очень серьёзного идеологического противника, возможно и религиозного, идущего своей казачьей дорогой и не желавшего служить ни тем, ни этим. При этом, он пытался использовать как белых, так и красных достижения главной цели своей жизни – быть законно избранным Донским атаманом, а так же реализовать свои планы не только земельной реформы, но и по видимому по переустройству религиозной жизни на Дону. Его судьба как донского атамана во многом совпадает с судьбой атамана Кондратия Булавина. В отличии от донских приверженцев Единой и Неделимой России Каледина, Чернецова и Польгина стремлся к автономии Дона. В период октября 1917 по май 1918 г. (период ощутимой слабости) коммунисты стояли за автономию казачьих районов. Но уже к осени 1918 начался пересмотр политики. Стоило положению на фронтах для большевиков измениться в лучшую сторону — и произошёл лёгкий отказ от собственных гарантий. 30 сентября президиум ВЦИК принял решение о ликвидации Донской республики. Ставший уже более не нужным ДонРевкому Голубов был убит в станице Заплавской, где во время митинга был застрелен из револьвера выстрелом в затылок студентом Пухляковым.
                  1. 0
                    11 декабря 2025 22:39
                    Не готовились? А для чего тогда корниловцы у Каледина активно вооружались , как Вы думаете?

                    Э, нет ,увжаемый, тут дело как раз обстояло полностью наоборот. БВ Круг Дона согласился предоставить убежище прибывающим к Корнилову добровольцам лишь на условии аналогичном интернированию- им оставлялось только наградное и личное оружие, все остальное у прибывших изымалось. Даже сами первоначальные успехи калединской "кареты скорой помощи" Чернецова объясняются весьма просто- ему были переданы из донских арсеналов конфискованные у прибывших к Корнилову вооруженных частей 11 пулеметов и 8 пушек. После убийства Чернецова и самоубийства Каледина и большая часть этого имущества вернулась к походному атаману БВК Дона Попову. ПослеуводаПоповым верных ему частей в степи и решения Дон Ревкома об арестах прибывших добровольцев, Корнилов был вынужден уводить своих людей с Дона к линейному кавказскому казачеству. Основной целью похода было присоединение корниловских добровольцев к отрядамкубанского войскового атамана Филиппова, которые, как выяснилось уже после начала похода, к тому времени уже оставили Екатеринодар. К корниловцам присоединилась и часть донских чернецовских "партизанских" отрядов, от которых добровольцы и получили свои первые 630 винтовок, четыре орудия и восемь пулеметов. ссылка: А.Р.Трушнович "Воспоминания корниловца (1914-1934)"
                    Для активно вооружавшейся у Каледина корниловской армии согласитесь - довольно не густо. как Вы думаете?
                    1. vet
                      +1
                      13 декабря 2025 08:41
                      "Ричард", извините, не указано Ваше имя (или - это настоящее?), Вы помните известную цитату о том, что ружье на стене обязательно выстрелит? Если армия собирается, сегодня она слабая - завтра уже сильная, и чем ей еще заниматься, если не воевать? С другой стороны, разве красные войска в то время на Дону или Кубани были сильнее белых? Скорее слабее, поскольку Корнилов србирал профессиональных военных, более того - боевых офицеров. В третьих, какая центральная власть потерпит существование на окраине "незаконного вооруженного формирования"? Рано или поздно предложит сдать оружие и разойтись по домам. Не согласятся - будут разгонять и уничтожать. В общем, если бы сидели Корнилов, Деникин тихо дома (как абсолютное большинство других офицеров), никакой гражданской войны не началось бы. Максимум - незначительные самодеятельные бунты по окраинам, которые легко были бы подавлены. И не было бы причин для объявления красного террора. Жертвы, как при всякой революции, были бы, в том числе - и невинные, но их было бы неизмеримо меньше.
                      1. +1
                        13 декабря 2025 11:03
                        Доброго дня, уважаемый Алексей!
                        извините, не указано Ваше имя

                        Мне 65 лет. Военный пенсионер. Имя- Дмитрий. Ничего не имею против, если вы будете обращаться ко мне по имени. - я всегда с удовольствием считаю ваши объективные и непредвзятые комментарии. Увы на ВО, ныне это встречается не часто- большинство комментаторов захлестывают эмоции.
                        Теперь по сути -полностью поддерживаю ваш комментарий. не согласен только с преувеличением роли корниловских добровольцев в развязывание Гражданской войны. Не было бы ни Лавра Корнилова , ни Софьи де Бодэ, ни их добровольцев, она бы все равно, рано ли поздно ли , но началась. Казачьи области все равно бы восстали - и Дон и Терек и Кубань. Причина? Да вы сам ее выше описали:
                        какая центральная власть потерпит существование на окраинах "вооруженных автономий"? Рано или поздно предложит сдать оружие и разойтись по домам. Не согласятся - будут разгонять и уничтожать (с)

                        Тут ленинское правительство поступило очень не осмотрительно. Еще 1 июня СНК принял декрет который закрепил широкую автономию казачьих областей (архивн. . фото 1) . В период октября 1917 по май 1918 г. (период ощутимой слабости) коммунисты стояли за автономию казачьих районов. Таким образом большевики пытались предотвратить консолидацию белого движения и казачества, усилив сепаратистские устремления последних. Не секрет, что казаки стремились к независимости, чего лидеры белого движения ни как не могли допустить. К осени 1918 начался уже пересмотр политики: 30 сентября президиум ВЦИК принял решение о ликвидации Донской республики и прочих казачьих автономий. Стоило положению на фронтах измениться в лучшую сторону — и произошёл лёгкий отказ от собственных гарантий. Спусковой крючок начала Гражданской войны был взведен.....
                        Блин, как мы любим все свои ошибки перекладывать на других. Вот и Валерий, ассоциирующий себя историком, пишет - мол донцы пожалели и приютили Корнилова, а тот взял и развязал Гражданскую войну. А аналогия у него с, не к ночи быть поманенными ельцинскими суверенитетами и последующими двумя чеченскими войнами, ассоциаций не вызывает? Жаль что уроки истории усваиваются только после кровопролитий.
                        Как то так, Алексей.
                        С уважением
                        Дмитрий.
          2. +1
            9 декабря 2025 13:32
            [i
            ]а кем выпущен?[/i]

            Февральской буржуазной революцией, Приказом №1 Временного правительства и т.д.
        2. 0
          9 декабря 2025 14:45
          А когда кровь пролилась не найти правых и виноватых.

          А до того как в Российской империи кровь не проливалась? От слова совсем.Крестьянушки, по вечерам,при свете лучины,читали сказки Пушкина, Живой труп Толстого и другие произведения,особенно, тащились от поэтов и писателей "Серебренного века",играли А.Вивальди на "бабалайках" Времена года,в городах,кнш,лучше было,балы,красавицы,юнкера,шампанское рекою,рабочие,умирали от переедания французской булкой.И тут гадство такое,декабристы,разбудили Герцена, а он сволочь такая,развернул революционную агитацию и пошло и поехало,а такая милота была.Но если и проливали чью-то кровь,виноваты были крестьяне или рабочие.А после Октября 1917 подишь ты и виноватых не найти,сволочи эти рабочие и крестьяне,позарились,на то что было нажито честным путем,земли,фабрики и заводы,а еще власть Советов захотели,равенства ,понимаете ли, в Летнем саду, с дворянами вместе гулять. laughing laughing
      2. -4
        9 декабря 2025 11:00
        Цитата: ваш вср 66-67
        брат на брата, сын на отца, отец на сына! И ведь так и было! В рассказах моего отца, участника Гражданской войны, об этом говорилось не раз.
        Страшная она, Гражданская война!

        Все так.
        Но сколько же Вам лет, если отец участвовал в
        ГВ?

        мои деды-прадеды воевали в РТВ, РЯВ, ПМВ, СФВ, ВОВ, но в ГВ, слава Богу-нет.
        1. +8
          9 декабря 2025 11:03
          Цитата: Ольгович
          Но сколько же Вам лет, если отец застал ГВ

          А с какой целью интересуетесь? laughing
          Шучу... И ожидал такой вопрос от кого-либо.
          Вам будет достаточно того, что моему старшему сыну 56, а младшему внуку 26? laughing
          1. -1
            9 декабря 2025 11:12
            Цитата: ваш вср 66-67
            Вам будет достаточно того, что моему старшему сыну 56, а младшему внуку 26?

            так это лет 80.

            Браво и восхищен hi
            1. +4
              9 декабря 2025 11:13
              Цитата: Ольгович
              так это лет 80.

              Почти! hi
              Отец был 1900 г. р.
  3. +1
    9 декабря 2025 08:00
    Автор статьи упомянул лестную характеристику Анненкову,которую дал ему бывший командир полка Краснов (он был любимцем у Краснова),но находясь уже в эмиграции,и зная все кровавые похождения своего бывшего любимчика,последовал краткий комментарий от генерала .......... Анненков сошёл с ума
    Что касается родословной Анненкова,то он был из потомственных военных,мать к дворянам не имела никакого отношения - была из крестьянок,к декабристам он тоже не имел отношения,это он нафантазировал.И,вообще,по слухам - его цыганка родила.
    Никаким белым атаманом,Борис Владимирович,конечно же не был.
    1. vet
      +4
      9 декабря 2025 11:53
      мать к дворянам не имела никакого отношения - была из крестьянок,к декабристам он тоже не имел отношения,

      В статье это все указывается.
      1. -2
        9 декабря 2025 14:46
        Цитата: vet
        В статье это все указывается.

        Не указано,что мать была из крестьянок,может она купчихой была,или цыганкой,эти тоже к дворянству не имели отношения.
        Про декабриста вообще не надо было упоминать в статье.
  4. 0
    9 декабря 2025 08:14
    Петра Врангеля прозвали «черным бароном» за любовь к черкескам этого цвета. Анненков же получил прозвище «черный атаман» именно за многочисленные зверства, которые творил он сам и его подчиненные.
    Унгерна тоже "черным бароном" звали, хотя так и не ясно толком за что. Пелевин предлагает такую версию
    - Скажите, - заговорил я, покосившись на него, - а почему вас называют черным бароном?
    - А, - улыбнулся Юнгерн. - Наверно, дело в том, что, когда я воевал в Монголии, живой Будда Богдо-Гэгэн Тутухту пожаловал мне право на черный паланкин.
    1. +2
      9 декабря 2025 08:16
      Унгерна чаще сумасшедшим бароном называли, пусть и за глаза.
    2. vet
      +2
      9 декабря 2025 11:53
      Пелевин предлагает такую версию

      Ну, Пелевин еще тот "историк"
  5. +4
    9 декабря 2025 09:33
    Собаке - собачья смерть.
    1. +1
      9 декабря 2025 10:04
      Не оскорбляйте пожалуйста собак и прочих животных, они не заслуживают того,чтобы их приравняли к этой мерзости.
    2. +1
      9 декабря 2025 15:14
      Именно. Бешеной собаке.
  6. +5
    9 декабря 2025 09:39
    Гадом Анненков был редкостным. Садюгой.
    Отмечу лишь что один из первых, может даже первый, кто просек что нужны части с горной подготовкой, уровнем выше чем уменее обращаться с вьючными животными.
    Маннергейм это наверняка раньше понял на несколько лет, но ничего практического вроде не сделал.
  7. +5
    9 декабря 2025 12:05
    Анненов- эталонный "отморозок" времен ГВ, как и Семенов. Какая тут реабилитация? :)
  8. +3
    9 декабря 2025 15:11
    Вторая часть повествования будет суровее, ибо- "упромысление своих"...