Проблемы в британской армии добрались до танков Challenger 3 и грузовиков MAN

6 467 27
Проблемы в британской армии добрались до танков Challenger 3 и грузовиков MAN

Британская армия уже много лет, с 2007 года, использует грузовики MAN, которые стали «рабочей лошадкой» большинства подразделений. С тех пор с ними случались различные происшествия. Однако лишь недавно, в конце ноября 2025 года, произошёл инцидент, который привёл к полному выводу из эксплуатации всего парка этих автомобилей, насчитывающего 6 тыс. машин.

Причиной стало обнаружение неисправности, связанной с карданным валом, у целого ряда экземпляров, прошедших техобслуживание. Проблема была вызвана неправильной установкой крепящих его болтов, что могло привести к разрушению агрегата и внезапной потере управления автомобилем.



Добрались неурядицы и до танка Challenger 3. Он должен был достичь начальной оперативной готовности (IOC) в 2027 году. Но программа столкнулась с рядом трудностей, которые уже привели к сдвигам в графике производства. Официально причиной этого называются сбои в цепочках поставок, которые объясняются нарушением глобальной логистики и задержками с передачей компонентов от различных подрядчиков.

Challenger 3:



Однако в экспертной среде озвучивается мнение, что крайне серьёзной проблемой, которую, возможно, не удастся решить, станут различия в габаритах между отдельными корпусами танков Challenger 2. В 1990-е годы, когда они производились, стандарты контроля качества и точности (допуски) в промышленности были менее строгими, чем те, что используются сегодня с применением цифровых систем проектирования и лазерного контроля. Тогдашние нормы допускали большую вариативность размеров от экземпляра к экземпляру, поэтому каждый танк может иметь уникальные, хоть и незначительные, отклонения в габаритах основных узлов.

Challenger 2:



Это означает отсутствие единой цифровой модели, что усложняет стандартизацию при установке на старые корпуса новой башни с системой сервоприводов TDSS. Башня разработана по современным нормам с высокой точностью, поэтому для корректной работы СУО и приводов требуется, чтобы при её монтаже на корпус отклонения были минимальны. В связи с этим очень высок риск того, что придётся делать индивидуальную подгонку башни к каждому корпусу. Это может значительно увеличить трудозатраты, время на модернизацию одного танка и, соответственно, общую стоимость программы.

Компоненты TDSS:



Все эти «неприятные» для правительства моменты начинают вылезать наружу в самое неподходящее время, когда в условиях нарастающего скандала под угрозой отмены оказалась программа вооружения армии БМП Ajax, стартовавшая в начале 2010-х годов. По различным оценкам, в неё казна уже вложила от £5,5 млрд до 6,3 млрд., а армия получила свыше 160 экземпляров.

Однако, как оказалось, было рискованной идеей размещать 40-тонную машину на шасси ASCOD, рассчитанное на 20-30 т. Но, как уверяло командование, Ajax станет «революционным решением», имея возможность ведения сетецентрического боя и обладая башней с 40-мм пушкой CT40 с телескопическими боеприпасами.

Несмотря на постоянную доводку БМП, она так и смогла развивать скорость более 30 км/ч, не подвергаясь чрезмерным вибрации и шуму, которые выводили из строя экипаж. На последних учениях, прошедших в конце ноября, у 31 солдата наблюдались рвота и нарушения слуха. При этом недавно министр оборонных закупок Люк Поллард утверждал:

Проблемы Ajax, безусловно, остались в прошлом. Мы бы не передали его нашим вооруженным силам, если бы это было небезопасно.

Ajax:



Теперь он заявляет на слушаниях в парламенте, что его ввели в заблуждение Роли Уокер, начальник Генштаба армии, и Энди Старт, директор по вооружениям и глава закупочного агентства DE&S.

На фоне этого скандала судьба Ajax, похоже, уже решена. Министр обороны Джон Хили заявил, что поручил расследование Полларду, по итогам которого будут сделаны выводы:

Я соберу всё это воедино и приму соответствующие решения в отношении самой программы. В любом случае, британская армия может сегодня вести бой и без Ajax.

По мнению бывшего министра обороны Бена Уоллеса, программу Ajax нужно было отменить «много лет назад», хотя, будучи главой военного ведомства, он воздержался от этого:

Нам следовало купить CV90. Не понимаю, почему мы решили, что нам нужна высокопроизводительная, специально разработанная платформа.

Впрочем, Ajax – досадная, но не такая уж и большая проблема: перед Минобороны Британии сейчас стоит гораздо более грандиозная задача, требующая создания истребителя 6-го поколения Tempest, он же GCAP.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    9 декабря 2025 08:42
    Причиной стало обнаружение неисправности, связанной с карданным валом, у целого ряда экземпляров, прошедших техобслуживание. Проблема была вызвана неправильной установкой крепящих его болтов, что могло привести к разрушению агрегата и внезапной потере управления автомобилем.

    машинный перевод...
    разговор идет о кардане в рулевом управлении и креплении его к рулевому механизму....
    криворукие, видимо, затягивают гайки не по резьбе...
    1. +2
      9 декабря 2025 09:29
      Цитата: Дедок
      видимо, затягивают гайки не по резьбе..

      Приварили руль к торпеде ,неудобно поворачивать ?
      1. 0
        9 декабря 2025 09:33
        Удобно цены накручивать.

        .Он обратил внимание на информацию, что немецкая армия закупит 123 танка Leopard 2A8. Коц привёл стоимость одной единицы боевой машины — 30 млн евро.

        Это гораздо дороже любого другого танка и даже, например, истребителя Су-35С. При этом «золотой» основной боевой танк остается уязвимым для дронов стоимостью в пару тысяч долларов.
        Андрей Коц, журналист


        https://www1.ru/news/2025/12/07/rossiiskie-istrebiteli-su-35s-okazalis-desevle-novyx-tankov-leopard-2a8.html
    2. 0
      9 декабря 2025 09:35
      Цитата: Дедок
      криворукие, видимо, затягивают гайки не по резьбе...

      "Новые" специалисты пытаются регулировать...,давят "иконки" на смартфонах, а болты "блин", крутиться никак не хотят! winked
    3. +2
      9 декабря 2025 10:21
      Цитата: Дедок
      криворукие, видимо, затягивают гайки не по резьбе...

      Или ценные специалисты накручивают гайки М10 на болт М12 (реальная история на СТО). smile
      Про метрическую и дюймовую (как раз имперскую) резьбу я и не заикаюсь.
    4. +1
      9 декабря 2025 11:06
      Мельчает нынче автор статей, мельчает. Даже перевести иностранную,ненужную статью не в состоянии правильно.
    5. -1
      9 декабря 2025 11:07
      криворукие, видимо, затягивают гайки не по резьбе...
      Такое умеют только пакистанцы и негры! wink
    6. 0
      Вчера, 15:56
      .
      разговор идет о кардане в рулевом управлении и креплении его к рулевому механизму...
      У немецких грузовиков MAN установлен гидроусилитель руля и поэтому нагрузка на карданный вал руля там практически отсутствует и сорвать болты крепления кардана там невозможно в принципе.
      1. 0
        Вчера, 16:01
        вот что было написано в данной статье:
        Причиной стало обнаружение неисправности, связанной с карданным валом, у целого ряда экземпляров, прошедших техобслуживание. Проблема была вызвана неправильной установкой крепящих его болтов, что могло привести к разрушению агрегата и внезапной потере управления автомобилем.

        если говорится о потери управляемости - это рулевое управление...
        если еще и о карданном вале и разрушении агрегата - то остается только то, что я написал...
        других причинно-следственных связей в автомобиле - нет
        1. 0
          Вчера, 16:19
          если говорится о потери управляемости - это рулевое управление...
          если еще и о карданном вале и разрушении агрегата
          Когда на скорсти срывает основной карданный вал то обычно остатки кардана лупят по тормозным трубкам и тормозным камерами и грузовик не способен тормозить . А когда сорвало болты крепления и кардан улетел на обочину то такой грузовик неуправляем.
          1. 0
            Вчера, 16:20
            Когда на скорсти срывает основной карданный вал то обычно остатки кардана лупят по тормозным трубкам и тормозным камерами и грузовик не способен тормозить .

            вы говорите о трансмиссии...
            1. 0
              Вчера, 16:23
              .
              вы говорите о трансмиссии..
              Я говорю о трансмиссии потому что карданы на рулевом управлении у MAN работают без нагрузки и они там вечные. Это у ЗИЛ 157 или у КРАЗ ручное управление и там крестовину рулевого кардана разбивает.
              1. 0
                Вчера, 16:26
                Я говорю о трансмиссии потому что карданы на рулевом управлении у MAN работают без нагрузки и они там вечные

                но в статье сказано о потери управляемости автомобилем...
                а управляемость не зависит от трансмиссии...
                1. 0
                  Вчера, 16:30
                  в статье сказано о потери управляемости автомобилем..
                  Мы же не знаем автора статьи. Возможно автор не технарь а компьютерщик. И грузовик потерявший на скорости кардан становится неуправляем.
  2. -1
    9 декабря 2025 08:55
    перед Минобороны Британии сейчас стоит гораздо более грандиозная задача, как выбить у лордов, сэров и пэров значительное финансирование. Ведь потом не дадут. laughing
    1. +1
      9 декабря 2025 09:00
      В одной статье украина не успевает за развитием Гераний, в следующей статье англичане неумехи, были статьи что немцы не хотят на военную службу, французы уже не те, шведы ищут лодки, а находят косяки рыб и т.д.... - короче, все кругом неумные люди и все то у них плохо...
      1. -1
        9 декабря 2025 09:16
        Цитата: Курильщик
        все кругом неумные люди и все то у них плохо...

        Зато мы - во всем белом, на белом коне и по белому снегу....
      2. 0
        Вчера, 15:48
        .
        короче, все кругом неумные люди и все то у них плохо..
        Все вокруг настолько неумные, что идти в окопы и воевать пока что дураков не нашлось. Только вот украинцы согласились воевать за интересы Англии до последнего украинца.
  3. 0
    9 декабря 2025 09:22
    ну если 40 тонн повесить на шасси рассчитанное на 20-30 тонн , то чего вы хотели? Тут или перерабатывать полностью проект, как минимум шасси с корпусом, башню наверно можно и эту оставить или закупать другую машину тот же сиви -90 к примеру как и сказал уоллес
  4. +2
    9 декабря 2025 09:31
    Про "Челенджер" не знаю, ну а надежности "Ман" можно только завидовать.
  5. -2
    9 декабря 2025 09:36
    Кудыть делось хвалёное "западное" качество,сводящее с ума ещё советских обывателей ?! Поменялось с китайским ? belay
    1. +1
      9 декабря 2025 09:58
      кудыть делось хвалёное "западное" качество,сводящее с ума ещё советских обывателей ?! Поменялось с китайским

      много-много лет назад, была присказка: "любой мерседес, со временем, становится опелем"
  6. 0
    9 декабря 2025 10:02
    Им проще и дешевле все закупить в Ю.Корее или Турции
  7. +2
    9 декабря 2025 10:33
    - Бэрримор, что это за вой на болотах?
    - "Аякс", сэр, не довёз солдат до базы и свалился в болото...

    Смех-смехом, а, впрочем... ЗАЧЕМ бритам та армия, которой они гордились в былые времена, все эти "Центурионы", "Чифтены", пистолет-пулемёты "Стерлинг", всё это старое-доброе-надёжное-"олдскульное", вся эта выправка, все эти выглаженные строчки на брюках?! Есть спецназ, есть внешняя разведка и "агенты влияния" по всему свету - и они стоят всех этих армий "Аяксов", "Челленджеров". Надо послать на "русского медведя" войско, подразнить его, чтобы не "расслаблялся"? Пожалуйста! Украинцы. Украинцы кончились? Поляки есть, молдаване/румыны, прибалты. Немцы, наконец, есть ( емнип, у Бундесвера в опер.подчинении теперь и голландская армия имеется ), французы. Или какой-нибудь "штучный" агент влияния, Алиев-Токаев, или Пашинян. Это же надо ТАК выстроить людей по всему свету, что те за одну лишь возможность пожить в Лондонске, ощутить, так сказать, "сопричастность", готовы свои страны и народы с потрохами продать. Народы перечисленных стран думают, что это их нац.политики с ума сходят, призывая готовиться на 3-ю Мировую войну, ан нет, это просто хитрые британские котики за ниточки дёргают...
  8. 0
    9 декабря 2025 20:26
    и диск с триколором, хех
  9. 0
    Вчера, 03:38
    ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ ГЛАВПУРа РККА В ЦК ВКП(б) -
    А.А.ЖДАНОВУ "О СОСТОЯНИИ ВОЕННОЙ ПРОПАГАНДЫ
    СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ"

    [январь 1941 г.]
    При разъяснении внешней политики Советского правительства многие
    пропагандисты и органы печати исходят из упрощенного тезиса о том, что мы
    сильны, капиталисты побоятся на нас напасть, сами же мы нападать ни на
    кого не собираемся. В пропаганде нет трезвой оценки сил Красной Армии, что создает вредные
    настроения "ура-патриотизма" и "шапкозакидательства". Часто в докладах и статьях без всякого чувства меры сыплются приторные эпитеты: "великая и непобедимая", "всесокрушающая сила", "самая сознательная", "самая дисциплинированная", "армия героев" и т.д.
  10. 0
    Вчера, 15:42
    Причиной стало обнаружение неисправности, связанной с карданным валом, у целого ряда экземпляров, прошедших техобслуживание. Проблема была вызвана неправильной установкой крепящих его болтов
    известная проблема у немолодых грузовиков. Современные грузовики вообще не имеют тавотницы на карданном вале и не нуждаются в смазке 200 тыс км потому что хватает заводской смазки. А на старых грузовиках имеется тавотница и крестовину нужно мазать специальной смазкой. А когда крестовину не мажут или мажут чем попало то ее стремительно разбивает и кардан срывает крепежные болты улетает в сторону. А кардан там весом 30 кг и может прохожим голову с плеч сорвать. В Английской армии видимо все компьютерщики и мазать карданы некому.