«Длинный корабль» людей стран полночных…

«Рунный камень»* викингов VIII в., изображает Слепнира вверху (восьминогий конь бога Одина) и проплывающий корабль внизу. Обнаружен в Тянгивде, Альскоге, Готланд, Швеция
И с белой пеною крутясь, бегут назад,
Но твердо серые утесы
Выносят волн напор над морем стоя.
От скал тех каменных у нас, варягов, кости,
От той волны морской в нас кровь-руда пошла,
А мысли тайны от туманов,
Мы в море родились, умрем на море.
Мечи булатны, стрелы остры у варягов,
Наносят смерть они без промаха врагу,
Отважны люди стран полночных,
Велик их Один-бог, угрюмо море.
Ария варяжского гостя из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Слова В. И. Бельского.
История и творчество. Что-то мы давно здесь ничего не мастерили, а ведь наши дети, внуки и правнуки от нас, конечно же, ждут чего-то необычного, особенно под Новый год. Ну и почему бы не порадовать их красивой игрушкой, сделанной ко всему прочему своими руками? А раз так, то почему бы нам не сделать корабль викингов, ставший едва ли не главным техническим достижением эпохи раннего европейского Средневековья.
Как выглядели эти корабли северных народов («полночных стран», как говорили в ту пору), гадать не нужно: ведь несколько хорошо сохранившихся таких кораблей было найдено при раскопках древних погребений еще в XIX в. в Гокстаде и Осеберге, а в ХХ веке в 1962 году недалеко от Скулделева в фьорде Роскилле было найдено целых пять кораблей, затопленных у входа в гавань, чтобы загородить в нее вход. Более того, корабли викингов находят и в настоящее время. Так, последняя «корабельная могила» с зарытым в землю кораблем была найдена в кургане Лека в Трёнделаге в Норвегии в 2023 г.

«Корабль из Тюны». Фотография Музей викингов в Осло
Вспомним, что самыми ценными находками, пожалуй, являются «корабль из Тюны», а также Гокстадский и Осебергский корабли. «Тюнский корабль» был построен примерно в 900 году нашей эры. Он сохранился не так хорошо, как бы того хотелось, но прочная опора мачты и форма корпуса говорят о его быстроходности. Нашли его в одной из пещер на юго-востоке Норвегии.

«Гокстадский корабль» – это гибкое и быстроходное судно, для плавания в открытом море. Свои дни он закончил в качестве погребального судна. Археологи обнаружили на его борту останки человека высокого роста, сидящего на стуле, а врачи установили, что ноги его были поражены артритом.Фотография Музей викингов в Осло

«Осебергский корабль» - пожалуй, лучше всего сохранившееся судно викингов. Корабль богато украшен резными орнаментами в виде животных, которые тянутся вдоль носа и заканчиваются спиралевидной змеиной головой. Анализ его древесины показал, что эта дубовая ладья была спущена на воду около 820 года, и, скорей всего, использовалась для прибрежного плавания. А через лет 15 эксплуатации этот корабль постигла участь погребального судна.Фотография Музея викингов в Осло
В нем археологи обнаружили останки двух женщин с высоким социальным положением (25–30 и 50–55 лет), фрагменты восточных шелковых тканей, неплохо сохранившуюся деревянную повозку, покрытую изящной резьбой в типично северном стиле, и даже… кости павлина. Все это говорит об оживленной торговле викингов с Востоком по Волге и Днепру. Кстати, ДНК-анализ показал, что обе эти женщины не были европейками. Скорей всего, они были родом из Ирана.

Резной нос «Осебергского корабля». Фотография Музея викингов в Осло

«Осебергский корабль» в новом здании Музея викингов, куда он переехал в конце ноября 2025 года. Фотография Музея викингов в Осло
Ну а самый большой среди всех найденных на сегодня кораблей викингов нашли лишь в 1996 году в Роскилле в Дании, причем совершенно случайно. Подсчитали, что на его постройку, а построен он был около 1025 года, ушло примерно 30 тысяч человеко-часов труда судостроителей, да еще к этому следует добавить работу лесорубов и перевозку материалов к месту строительства.
Длина корабля превышает 36 метров, что на целых четыре метра больше длины флагманского корабля Генриха VIII «Мэри Роуз», который построили пять столетий спустя. «Корабль из Роскилле» или «Роскилле 6» мог взять на борт 100 воинов, которые по очереди гребли 39 парами весел, если вдруг ветра для его квадратного паруса было недостаточно. На борту было тесно, спать приходилось, устроившись между своими сундуками, да и места для припасов было тоже очень мало. Поэтому брали их по минимуму и лишь в один конец, поскольку плавание было недолгим. Опытными плаваниями судов-копий кораблей викингов удалось доказать, что они легко выдерживают среднюю скорость хода в 5,5 узла, а при свежем ветре они могут мчаться со скоростью 20 узлов. Осталось от этого корабля не так уж и много, но, тем не менее, вполне себе можно представить, как именно выглядел этот самый настоящий супер-драккар в свое время!

«Роскилле 6» - самый большой на сегодня корабль викингов. Фотография Музея викингов в Роскилле, Дания
Благодаря всем этим находкам историкам стало известно, что явное различие между военными и торговыми кораблями у викингов появилось только лишь в Х в. Причем для военных походов предназначались «длинные корабли» типа «драккар» («дракон») и «шнека» («тонкий»), а для торговли – более короткие и «пузатые» корабли «кнорры».
Боевые суда сильно различались в размерах. Их классифицировали по количеству скамеек (банок) для гребцов или промежутков между поперечными балками («местами»). Самым маленьким в X в. было судно с 13 скамьями (банками) с каждой стороны или (26 веслами). В набегах на Англию в конце IX в. были задействованы 16—18-баночные корабли. Очевидно, что корабль, найденный в Гокстаде, принадлежал примерно к этому времени и имел 16 сидений для гребцов. Строились викингами и большие тридцатибаночные корабли, но в очень небольшом количестве. Гигантские военные суда, в которых было свыше 30 банок, начали появляться лишь в самом конце X в. Таким был, например, «Длинный змей» короля Олафа Тригвассона, построенный в 998 г. и имевший 34 скамьи для гребцов, стал первым таким кораблем и наиболее знаменитым. На один ряд скамей больше имел «Великий Дракон» короля Харальда Хардрада, построенный в 1061-1062 гг., и на целых пять — «корабль из Роскилле».
Странно то, что ни в одном из кораблей викингов этих самых скамей для гребцов как раз и не нашли, из-за чего было сделано предположение, что викинги гребли, сидя на своих сундуках (сундуки с оссебергского судна были подходящего размера для сидения). Сами весла обычно в среднем составляли 5–6 метров в длину. Веслом обычно греб один человек, однако у него мог быть и сменщик, и даже не один!
Боевые и торговые суда викингов обычно имели две небольшие приподнятые палубы на носу и на корме. Между ними находилась палуба, обшитая неплотно прикрепленными досками, которые поднимались для загрузки трюма. Во время стоянки на якоре или в гавани палубу накрывали большим тентом, натянутым на Х-образные распорки, чтобы защитить команду от непогоды. В одной из поэтических саг описывалось 12 кораблей, стоящих в гавани на якоре: «Все покрытые черными тентами. Из-под тентов пробивался свет, где сидели люди и пили».
Щиты членов команды обычно вешали вдоль планшира, идущего по краю борта, хотя некоторые ученые и утверждают, что это делали такое лишь «в особых случаях», а грести при этом было невозможно. Интересно, что на гокстадском корабле щиты и впрямь были привязаны ремнями к деревянной рейке так, что они закрывали весла. Но на осебергском судне щиты были прикреплены с наружной стороны планшира так, что совсем не мешали грести. Кроме того, по свидетельству саг, щиты так крепились на судах, участвовавших в сражении. Например, в саге о «Битве на фьорде Гафрс» прямо говорится, что планшири судов «блестели начищенными щитами», а в «Сражении на реке Нисса» в 1062 г. сообщается, что «воины сделали укрепление из щитов, навешанных вдоль планширя».
В дальних походах в открытом море, когда дул попутный ветер, викинги использовали огромные квадратные паруса. При этом скорость хода они развивали до 11 узлов и даже более, то есть от порта Берген до Ньюфауленда могли добраться всего за 28 дней! Считается, что шили их из шерсти. Шерсть, особенно влажная, тянется, поэтому на паруса нашивали «решетку» из кожаных ремней, чтобы сохранить их форму.
В скандинавских сагах описываются паруса викингов синими, красными, зелеными и белыми полосами. На гокстадском судне нашли остатки паруса, и он оказался белым с красными полосами. Мачта была в два раза короче длины самого судна. В бою ее обычно опускали и двигались исключительно на веслах. Вот тогда-то, скорее всего, и нужны были щиты вдоль бортов, поскольку они защищали гребцов от неприятельских стрел и копий. На корме по правому борту крепилось большое рулевое весло со съемной рукояткой. Нос и корму было в обычае украшать резными головами драконов (нос), ну а корму в этом случае венчал драконий хвост. Нос и корма могли украшаться и просто элегантными завитками, как это было, например, у того же гокстадского корабля. Нередко носы кораблей украшали не головы драконов или змей, а резные флюгера, покрытые рунами и опять-таки изображениями змей и драконов. Делали их из позолоченной бронзы, и если такой флюгер украшал нос корабля, то это являлось знаком его особой значимости!

Голова дракона из погребения «Осебергского корабля». Фотография Музея викингов в Осло

«Флюгер из Содерала». Пластина из позолоченной бронзы украшена изображениями трех зверей, переплетенными друг с другом, а также другими чисто декоративными элементами, такими как спирали, в стиле, близком к стилю шведских надгробий середины XI века. главным декоративным элементом является изображение типичного дракона эпохи викингов с крыльями, его передние лапы и шея вытянуты, как у лошади, которая вот-вот встанет на дыбы. Другое существо обвилось вокруг передних лап дракона, а третье, безлапое, обвилось вокруг его тела. Исторический музей. Стокгольм
Корабль играл в жизни скандинавов исключительно важную роль, поэтому не стоит удивляться тому, что они часто воспевали свои корабли в своих сагах, придавая им пышные поэтические названия: «конь моря», «пенитель волн», «скакун тропы чайки», «медведь морских струй», «медведь стапелей», «олень моря» и даже «волк корабельных катков»! Соответственно, примерно также пышно — «Морской змей», «Великий дракон», «Скакун» — назывались и сами корабли, на которых плавали викинги.

«Заморские гости». Н.К.Рерих. Серия «Начало Руси. Славяне». 1901. Государственная Третьяковская галерея
Отметим также, что всё это позволяет говорить о том, что корабли эпохи викингов были очень красивы и своим силуэтом, и яркой, бросающейся в глаза раскраской. И разве не нарядными выглядят они на знаменитой картине Н. Рериха из нашей Третьяковской галереи?
Вот мы и сделаем модель такого «красивого корабля», причем это по силам практически каждому, причем она выглядит очень эффектно благодаря точной имитации его обшивки. Дело в том, что корабли северян имели обшивку внакрой, то есть одна ее доска заходила на другую, подобно черепичным плиткам. Такая обшивка тяжелее, чем обшивка вгладь или встык одна к другой, но одновременно и прочнее. Ну а подходящего леса у викингов для постройки своих кораблей было много, так что с деревом для их строительства у них не было проблем. Только вот как имитировать такую обшивку на модели?

Развертка корпуса корабля викингов (длина по килю 24 см), оклеенная внакрой палочками-мешалками для кофе – от киля к бортам. Фотография автора
А мы сделаем корпус нашего судна по упрощенной схеме – вырезав из бумаги, склеив его оконечности и раздвинув его борта в стороны. Обводы при этом будут, понятно, не те, что на настоящем корабле, но зато так мы сможем запросто показать на бортах нашей модели обшивку внакрой! Какие там обводы, сообразит только опытный моделист, а вот доски обшивки, заходящие одна на другую, заметит всякий!
В качестве досок для обшивки лучше всего использовать палочки-мешалки для кофе, наклеивая их на выкройку корпуса из бумаги клеем ПВА. Наклеив их все, заготовку корпуса просушивают под прессом, а на внутреннюю сторону заготовки вдоль всей линии сгиба наклеивают полоску из тонкой ткани, после чего еще раз хорошенько просушивают.

Вид заготовки корпуса изнутри с наклеенной вдоль всей линии сгиба полосы из ткани. Фотография автора
Теперь заготовку корпуса осторожно перегибают и склеивают суперклеем в районах оконечностей, причем после этого их нужно будет обязательно скрепить канцелярскими зажимами или хотя бы прищепками для сушки белья. Как только клей схватится намертво, корпус нужно будет… хорошенько полить горячей водой из-под крана и раздвинуть в стороны, нажимая при этом на борта горячим утюгом. Фиксируется корпус в этом положении распорками из палочек-мешалочек. Чем не шире вы раздвигаете корпус, тем больше на него нужно лить горячей воды и, соответственно, сильнее давить утюгом. Часть бумажной основы при этом обдерется, но это не страшно. По сути, теперь она уже и не нужна.

Готовый корпус модели судна викингов, склеенный в оконечностях и зафиксированный изнутри распорками из палочек-мешалок. Из реек квадратного сечения на корпус нужно будет также приклеить киль и оконечности на нос и корму, соответственно также их выгнув при помощи горячего утюга. Фотография автора

Вот такой профиль корпуса у вас должен будет получиться в итоге! Фотография автора
Палуба на драккарах сплошной не была. Ее настилали из относительно коротких досок, которые прочно не закреплялись, что хорошо видно на фотографии «Осебергского корабля» в музее в Осло. Благодаря этому их можно было легко убрать и навалить в трюме целую груду мешков или бочек выше уровня палубы!

Палуба из реек шириной 3 мм, наклеенных на бумажное основание. Фотография автора

Вырезанные из ламеля резные оконечности – голова дракона и хвост. Обратите внимания на резную штриховку, изображающую чешую. Сделать ее желательно, потому, что с ней после раскраски обе эти детали будут выглядеть более эффектно. Фотография автора
После установки палубы нужно приклеить резные оконечности – голову дракона или змеи на нос, а его/ее извивающийся хвост на корму. Раскрашиваются они сначала красной краской, а затем – уже полусухой кистью акриловой краской «Античное золото». «Зубы» – кончики все тех же китайских зубочисток, следует очень осторожно отрезать, приклеить на верхнюю челюсть пасти дракона и покрасить в белый цвет.

Полностью окрашенная голова дракона. Кстати, корпус драккара следует покрасить матовой акриловой краской черного цвета, поскольку викинги корпуса своих кораблей смолили, и они у них были черного цвета. Фотография автора

«Хвост» дракона и рулевое весло на корме. Фотография автора
Теперь приступаем к изготовлению очень важных деталей: сидений для гребцов. Если викинги гребли, сидя на своих сундуках, то это означает, что для их изготовления для данной модели нам понадобится деревянная рейка сечением 3х3 мм, которую нам придется нарезать на «бруски» длиной 5 мм и покрасить в коричневый цвет. Всего таких «сундуков» понадобится 22 шт. Причем на модель нужно будет поставить их не поперек палубы, а вдоль борта. Ведь наш корабль будет передвигаться под парусом, а раз так, зачем тогда сундукам занимать на ней лишнее место? Вот их и сдвинули в сторону и расположили не поперек, а вдоль, чтобы они не мешали проходу.
Соответственно, столько же или немного больше должно быть и щитов, которые надо закрепить по бортам так, чтобы между ними остались бы промежутки для весел. Кстати, весел тоже нужно будет 22 штуки, и храниться они должны будут на Y-образных «рострах» справа и слева от мачты.

Ростры для хранения весел. Вдоль палубы положена сходня – спускаться на брег. Фотография автора

Парус из полосатой ткани, привязывается к рею, после чего пропитывается клеем ПВА и высушивается феном в положении «наполненного ветром»… Фотография автора
Сложной деталью является флюгер на мачту. Его следует нарисовать на плотной бумаге, а затем аккуратно вырезать острым модельным ножом. Круглые отверстия лучше всего высверлить микродрелью. Готовый флюгер красят акриловой краской под бронзу или античное золото.

Готовый флюгер. Фотография автора

Флюгер на мачте. Фотография автора
Щиты викингов были ярко раскрашены, причем в основном у всех они были раскрашены по-своему. В центре каждого щита была металлическая полусфера – умбон, который надежно защищал удерживающую щит кисть руки. Имитировать его на щитах можно шляпками от обойных гвоздиков подходящего размера, головки которых окрашиваются под «темный металл» или «под бронзу». Самый простой вариант – капнуть в центр щита капельку клея ПВА, дать ей засохнуть и покрасить!

Готовая модель с наклеенными по бортам щитами воинов. Фотография автора
Подставка была куплена в магазине «Леонардо» и покрыта морилкой для дерева, так же как и стойки-подставки для сувенирных деревянных яиц с обрезанной «чашечкой».
P.S. При желании такую модель можно сделать за один рабочий день от восхода до заката с перерывом на обед. То есть одного воскресенья будет вполне достаточно.
*«Рунный» или рунический камень — это валун или каменная плита (реже фрагмент каменного сооружения) с вырезанной на нем рунической надписью (часто сопровождаемой изображением). Руны — древнегерманский алфавит, который использовался начиная с I века н.э.
Информация