«Длинный корабль» людей стран полночных…

2 839 62
«Длинный корабль»  людей стран полночных…
«Рунный камень»* викингов VIII в., изображает Слепнира вверху (восьминогий конь бога Одина) и проплывающий корабль внизу. Обнаружен в Тянгивде, Альскоге, Готланд, Швеция


О скалы грозные дробятся с ревом волны,
И с белой пеною крутясь, бегут назад,
Но твердо серые утесы
Выносят волн напор над морем стоя.
От скал тех каменных у нас, варягов, кости,
От той волны морской в нас кровь-руда пошла,
А мысли тайны от туманов,
Мы в море родились, умрем на море.
Мечи булатны, стрелы остры у варягов,
Наносят смерть они без промаха врагу,
Отважны люди стран полночных,
Велик их Один-бог, угрюмо море.
Ария варяжского гостя из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Слова В. И. Бельского.




История и творчество. Что-то мы давно здесь ничего не мастерили, а ведь наши дети, внуки и правнуки от нас, конечно же, ждут чего-то необычного, особенно под Новый год. Ну и почему бы не порадовать их красивой игрушкой, сделанной ко всему прочему своими руками? А раз так, то почему бы нам не сделать корабль викингов, ставший едва ли не главным техническим достижением эпохи раннего европейского Средневековья.

Как выглядели эти корабли северных народов («полночных стран», как говорили в ту пору), гадать не нужно: ведь несколько хорошо сохранившихся таких кораблей было найдено при раскопках древних погребений еще в XIX в. в Гокстаде и Осеберге, а в ХХ веке в 1962 году недалеко от Скулделева в фьорде Роскилле было найдено целых пять кораблей, затопленных у входа в гавань, чтобы загородить в нее вход. Более того, корабли викингов находят и в настоящее время. Так, последняя «корабельная могила» с зарытым в землю кораблем была найдена в кургане Лека в Трёнделаге в Норвегии в 2023 г.


«Корабль из Тюны». Фотография Музей викингов в Осло

Вспомним, что самыми ценными находками, пожалуй, являются «корабль из Тюны», а также Гокстадский и Осебергский корабли. «Тюнский корабль» был построен примерно в 900 году нашей эры. Он сохранился не так хорошо, как бы того хотелось, но прочная опора мачты и форма корпуса говорят о его быстроходности. Нашли его в одной из пещер на юго-востоке Норвегии.


«Гокстадский корабль» – это гибкое и быстроходное судно, для плавания в открытом море. Свои дни он закончил в качестве погребального судна. Археологи обнаружили на его борту останки человека высокого роста, сидящего на стуле, а врачи установили, что ноги его были поражены артритом.Фотография Музей викингов в Осло


«Осебергский корабль» - пожалуй, лучше всего сохранившееся судно викингов. Корабль богато украшен резными орнаментами в виде животных, которые тянутся вдоль носа и заканчиваются спиралевидной змеиной головой. Анализ его древесины показал, что эта дубовая ладья была спущена на воду около 820 года, и, скорей всего, использовалась для прибрежного плавания. А через лет 15 эксплуатации этот корабль постигла участь погребального судна.Фотография Музея викингов в Осло

В нем археологи обнаружили останки двух женщин с высоким социальным положением (25–30 и 50–55 лет), фрагменты восточных шелковых тканей, неплохо сохранившуюся деревянную повозку, покрытую изящной резьбой в типично северном стиле, и даже… кости павлина. Все это говорит об оживленной торговле викингов с Востоком по Волге и Днепру. Кстати, ДНК-анализ показал, что обе эти женщины не были европейками. Скорей всего, они были родом из Ирана.


Резной нос «Осебергского корабля». Фотография Музея викингов в Осло


«Осебергский корабль» в новом здании Музея викингов, куда он переехал в конце ноября 2025 года. Фотография Музея викингов в Осло

Ну а самый большой среди всех найденных на сегодня кораблей викингов нашли лишь в 1996 году в Роскилле в Дании, причем совершенно случайно. Подсчитали, что на его постройку, а построен он был около 1025 года, ушло примерно 30 тысяч человеко-часов труда судостроителей, да еще к этому следует добавить работу лесорубов и перевозку материалов к месту строительства.

Длина корабля превышает 36 метров, что на целых четыре метра больше длины флагманского корабля Генриха VIII «Мэри Роуз», который построили пять столетий спустя. «Корабль из Роскилле» или «Роскилле 6» мог взять на борт 100 воинов, которые по очереди гребли 39 парами весел, если вдруг ветра для его квадратного паруса было недостаточно. На борту было тесно, спать приходилось, устроившись между своими сундуками, да и места для припасов было тоже очень мало. Поэтому брали их по минимуму и лишь в один конец, поскольку плавание было недолгим. Опытными плаваниями судов-копий кораблей викингов удалось доказать, что они легко выдерживают среднюю скорость хода в 5,5 узла, а при свежем ветре они могут мчаться со скоростью 20 узлов. Осталось от этого корабля не так уж и много, но, тем не менее, вполне себе можно представить, как именно выглядел этот самый настоящий супер-драккар в свое время!


«Роскилле 6» - самый большой на сегодня корабль викингов. Фотография Музея викингов в Роскилле, Дания

Благодаря всем этим находкам историкам стало известно, что явное различие между военными и торговыми кораблями у викингов появилось только лишь в Х в. Причем для военных походов предназначались «длинные корабли» типа «драккар» («дракон») и «шнека» («тонкий»), а для торговли – более короткие и «пузатые» корабли «кнорры».

Боевые суда сильно различались в размерах. Их классифицировали по количеству скамеек (банок) для гребцов или промежутков между поперечными балками («местами»). Самым маленьким в X в. было судно с 13 скамьями (банками) с каждой стороны или (26 веслами). В набегах на Англию в конце IX в. были задействованы 16—18-баночные корабли. Очевидно, что корабль, найденный в Гокстаде, принадлежал примерно к этому времени и имел 16 сидений для гребцов. Строились викингами и большие тридцатибаночные корабли, но в очень небольшом количестве. Гигантские военные суда, в которых было свыше 30 банок, начали появляться лишь в самом конце X в. Таким был, например, «Длинный змей» короля Олафа Тригвассона, построенный в 998 г. и имевший 34 скамьи для гребцов, стал первым таким кораблем и наиболее знаменитым. На один ряд скамей больше имел «Великий Дракон» короля Харальда Хардрада, построенный в 1061-1062 гг., и на целых пять — «корабль из Роскилле».

Странно то, что ни в одном из кораблей викингов этих самых скамей для гребцов как раз и не нашли, из-за чего было сделано предположение, что викинги гребли, сидя на своих сундуках (сундуки с оссебергского судна были подходящего размера для сидения). Сами весла обычно в среднем составляли 5–6 метров в длину. Веслом обычно греб один человек, однако у него мог быть и сменщик, и даже не один!

Боевые и торговые суда викингов обычно имели две небольшие приподнятые палубы на носу и на корме. Между ними находилась палуба, обшитая неплотно прикрепленными досками, которые поднимались для загрузки трюма. Во время стоянки на якоре или в гавани палубу накрывали большим тентом, натянутым на Х-образные распорки, чтобы защитить команду от непогоды. В одной из поэтических саг описывалось 12 кораблей, стоящих в гавани на якоре: «Все покрытые черными тентами. Из-под тентов пробивался свет, где сидели люди и пили».

Щиты членов команды обычно вешали вдоль планшира, идущего по краю борта, хотя некоторые ученые и утверждают, что это делали такое лишь «в особых случаях», а грести при этом было невозможно. Интересно, что на гокстадском корабле щиты и впрямь были привязаны ремнями к деревянной рейке так, что они закрывали весла. Но на осебергском судне щиты были прикреплены с наружной стороны планшира так, что совсем не мешали грести. Кроме того, по свидетельству саг, щиты так крепились на судах, участвовавших в сражении. Например, в саге о «Битве на фьорде Гафрс» прямо говорится, что планшири судов «блестели начищенными щитами», а в «Сражении на реке Нисса» в 1062 г. сообщается, что «воины сделали укрепление из щитов, навешанных вдоль планширя».

В дальних походах в открытом море, когда дул попутный ветер, викинги использовали огромные квадратные паруса. При этом скорость хода они развивали до 11 узлов и даже более, то есть от порта Берген до Ньюфауленда могли добраться всего за 28 дней! Считается, что шили их из шерсти. Шерсть, особенно влажная, тянется, поэтому на паруса нашивали «решетку» из кожаных ремней, чтобы сохранить их форму.

В скандинавских сагах описываются паруса викингов синими, красными, зелеными и белыми полосами. На гокстадском судне нашли остатки паруса, и он оказался белым с красными полосами. Мачта была в два раза короче длины самого судна. В бою ее обычно опускали и двигались исключительно на веслах. Вот тогда-то, скорее всего, и нужны были щиты вдоль бортов, поскольку они защищали гребцов от неприятельских стрел и копий. На корме по правому борту крепилось большое рулевое весло со съемной рукояткой. Нос и корму было в обычае украшать резными головами драконов (нос), ну а корму в этом случае венчал драконий хвост. Нос и корма могли украшаться и просто элегантными завитками, как это было, например, у того же гокстадского корабля. Нередко носы кораблей украшали не головы драконов или змей, а резные флюгера, покрытые рунами и опять-таки изображениями змей и драконов. Делали их из позолоченной бронзы, и если такой флюгер украшал нос корабля, то это являлось знаком его особой значимости!


Голова дракона из погребения «Осебергского корабля». Фотография Музея викингов в Осло


«Флюгер из Содерала». Пластина из позолоченной бронзы украшена изображениями трех зверей, переплетенными друг с другом, а также другими чисто декоративными элементами, такими как спирали, в стиле, близком к стилю шведских надгробий середины XI века. главным декоративным элементом является изображение типичного дракона эпохи викингов с крыльями, его передние лапы и шея вытянуты, как у лошади, которая вот-вот встанет на дыбы. Другое существо обвилось вокруг передних лап дракона, а третье, безлапое, обвилось вокруг его тела. Исторический музей. Стокгольм

Корабль играл в жизни скандинавов исключительно важную роль, поэтому не стоит удивляться тому, что они часто воспевали свои корабли в своих сагах, придавая им пышные поэтические названия: «конь моря», «пенитель волн», «скакун тропы чайки», «медведь морских струй», «медведь стапелей», «олень моря» и даже «волк корабельных катков»! Соответственно, примерно также пышно — «Морской змей», «Великий дракон», «Скакун» — назывались и сами корабли, на которых плавали викинги.


«Заморские гости». Н.К.Рерих. Серия «Начало Руси. Славяне». 1901. Государственная Третьяковская галерея

Отметим также, что всё это позволяет говорить о том, что корабли эпохи викингов были очень красивы и своим силуэтом, и яркой, бросающейся в глаза раскраской. И разве не нарядными выглядят они на знаменитой картине Н. Рериха из нашей Третьяковской галереи?

Вот мы и сделаем модель такого «красивого корабля», причем это по силам практически каждому, причем она выглядит очень эффектно благодаря точной имитации его обшивки. Дело в том, что корабли северян имели обшивку внакрой, то есть одна ее доска заходила на другую, подобно черепичным плиткам. Такая обшивка тяжелее, чем обшивка вгладь или встык одна к другой, но одновременно и прочнее. Ну а подходящего леса у викингов для постройки своих кораблей было много, так что с деревом для их строительства у них не было проблем. Только вот как имитировать такую обшивку на модели?


Развертка корпуса корабля викингов (длина по килю 24 см), оклеенная внакрой палочками-мешалками для кофе – от киля к бортам. Фотография автора

А мы сделаем корпус нашего судна по упрощенной схеме – вырезав из бумаги, склеив его оконечности и раздвинув его борта в стороны. Обводы при этом будут, понятно, не те, что на настоящем корабле, но зато так мы сможем запросто показать на бортах нашей модели обшивку внакрой! Какие там обводы, сообразит только опытный моделист, а вот доски обшивки, заходящие одна на другую, заметит всякий!

В качестве досок для обшивки лучше всего использовать палочки-мешалки для кофе, наклеивая их на выкройку корпуса из бумаги клеем ПВА. Наклеив их все, заготовку корпуса просушивают под прессом, а на внутреннюю сторону заготовки вдоль всей линии сгиба наклеивают полоску из тонкой ткани, после чего еще раз хорошенько просушивают.


Вид заготовки корпуса изнутри с наклеенной вдоль всей линии сгиба полосы из ткани. Фотография автора

Теперь заготовку корпуса осторожно перегибают и склеивают суперклеем в районах оконечностей, причем после этого их нужно будет обязательно скрепить канцелярскими зажимами или хотя бы прищепками для сушки белья. Как только клей схватится намертво, корпус нужно будет… хорошенько полить горячей водой из-под крана и раздвинуть в стороны, нажимая при этом на борта горячим утюгом. Фиксируется корпус в этом положении распорками из палочек-мешалочек. Чем не шире вы раздвигаете корпус, тем больше на него нужно лить горячей воды и, соответственно, сильнее давить утюгом. Часть бумажной основы при этом обдерется, но это не страшно. По сути, теперь она уже и не нужна.


Готовый корпус модели судна викингов, склеенный в оконечностях и зафиксированный изнутри распорками из палочек-мешалок. Из реек квадратного сечения на корпус нужно будет также приклеить киль и оконечности на нос и корму, соответственно также их выгнув при помощи горячего утюга. Фотография автора


Вот такой профиль корпуса у вас должен будет получиться в итоге! Фотография автора

Палуба на драккарах сплошной не была. Ее настилали из относительно коротких досок, которые прочно не закреплялись, что хорошо видно на фотографии «Осебергского корабля» в музее в Осло. Благодаря этому их можно было легко убрать и навалить в трюме целую груду мешков или бочек выше уровня палубы!


Палуба из реек шириной 3 мм, наклеенных на бумажное основание. Фотография автора


Вырезанные из ламеля резные оконечности – голова дракона и хвост. Обратите внимания на резную штриховку, изображающую чешую. Сделать ее желательно, потому, что с ней после раскраски обе эти детали будут выглядеть более эффектно. Фотография автора

После установки палубы нужно приклеить резные оконечности – голову дракона или змеи на нос, а его/ее извивающийся хвост на корму. Раскрашиваются они сначала красной краской, а затем – уже полусухой кистью акриловой краской «Античное золото». «Зубы» – кончики все тех же китайских зубочисток, следует очень осторожно отрезать, приклеить на верхнюю челюсть пасти дракона и покрасить в белый цвет.


Полностью окрашенная голова дракона. Кстати, корпус драккара следует покрасить матовой акриловой краской черного цвета, поскольку викинги корпуса своих кораблей смолили, и они у них были черного цвета. Фотография автора


«Хвост» дракона и рулевое весло на корме. Фотография автора

Теперь приступаем к изготовлению очень важных деталей: сидений для гребцов. Если викинги гребли, сидя на своих сундуках, то это означает, что для их изготовления для данной модели нам понадобится деревянная рейка сечением 3х3 мм, которую нам придется нарезать на «бруски» длиной 5 мм и покрасить в коричневый цвет. Всего таких «сундуков» понадобится 22 шт. Причем на модель нужно будет поставить их не поперек палубы, а вдоль борта. Ведь наш корабль будет передвигаться под парусом, а раз так, зачем тогда сундукам занимать на ней лишнее место? Вот их и сдвинули в сторону и расположили не поперек, а вдоль, чтобы они не мешали проходу.

Соответственно, столько же или немного больше должно быть и щитов, которые надо закрепить по бортам так, чтобы между ними остались бы промежутки для весел. Кстати, весел тоже нужно будет 22 штуки, и храниться они должны будут на Y-образных «рострах» справа и слева от мачты.


Ростры для хранения весел. Вдоль палубы положена сходня – спускаться на брег. Фотография автора


Парус из полосатой ткани, привязывается к рею, после чего пропитывается клеем ПВА и высушивается феном в положении «наполненного ветром»… Фотография автора

Сложной деталью является флюгер на мачту. Его следует нарисовать на плотной бумаге, а затем аккуратно вырезать острым модельным ножом. Круглые отверстия лучше всего высверлить микродрелью. Готовый флюгер красят акриловой краской под бронзу или античное золото.


Готовый флюгер. Фотография автора


Флюгер на мачте. Фотография автора

Щиты викингов были ярко раскрашены, причем в основном у всех они были раскрашены по-своему. В центре каждого щита была металлическая полусфера – умбон, который надежно защищал удерживающую щит кисть руки. Имитировать его на щитах можно шляпками от обойных гвоздиков подходящего размера, головки которых окрашиваются под «темный металл» или «под бронзу». Самый простой вариант – капнуть в центр щита капельку клея ПВА, дать ей засохнуть и покрасить!


Готовая модель с наклеенными по бортам щитами воинов. Фотография автора

Подставка была куплена в магазине «Леонардо» и покрыта морилкой для дерева, так же как и стойки-подставки для сувенирных деревянных яиц с обрезанной «чашечкой».

P.S. При желании такую модель можно сделать за один рабочий день от восхода до заката с перерывом на обед. То есть одного воскресенья будет вполне достаточно.

*«Рунный» или рунический камень — это валун или каменная плита (реже фрагмент каменного сооружения) с вырезанной на нем рунической надписью (часто сопровождаемой изображением). Руны — древнегерманский алфавит, который использовался начиная с I века н.э.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    Сегодня, 04:55
    Особенно впечатляют завязанный узлами член Слейпнира, и тощенький Один на его спине, держащий чашку с бухлишком. Да и все остальные украшения свидетельствуют о сильнейшей алкогольной интоксикации, часто переходящей в белую горячку. Страсть какие "грозные воины"))
    1. +6
      Сегодня, 06:18
      Цитата: михаил3
      Страсть какие "грозные воины"))

      В Византии воинов варяжской гвардии называли "винными бурдюкаии"!
      1. +2
        Сегодня, 10:50
        Было за что) Основным продуктом питания в их ареале обитания было пиво) Жидкий хлеб, конечно, но вояки, всю жизнь бухавшие вместо еды, и их боевые качества... В общем пошакалить, потроша беззащитные деревни - это да. Серьезные бои? Да откуда?!
        Все эти норманские теории, вся мифология о взятых на меч городах и странах... Где то местные подсуетились, свалив все на "доблестных викингов", чтобы не отвечать перед остальными соседями. Большая часть же - пьяный бред скальдов, очень старавшихся за халявное бухло.
        Человек может неостановимо бухать и при этом сохранять (даже преумножать!) воинскую доблесть только в сказках. Физиология, беспощадная сволочь)
        Ну, конечно, вся Европа тогда была поддатая, потому что от сырой воды умрешь, а пиво спасало, так что пили прямо с малого детства. Но викинги не только пили пиво, но и ели его! И только всякие там русичи упрямо держались за свои сбитни и взвары. Единственные трезвые среди окружающих пьяндыл....
        1. +2
          Сегодня, 11:19
          Цитата: михаил3
          о взятых на меч городах и странах.

          Если почитать надписи на рунных камня в память об усопших викингах, а они прочитаны и сегодня переведены на русский, то вырисовывается довольно странная картина. Масса камней поставлена в честь викингов... отправившихся в Гардарики и... умерших там. Практически нет надписей- "Вернулся из Гардарики и умер в Тюне". А вот умерших у нас полно... с чего бы это?
          1. +2
            Сегодня, 11:27
            Да, странно) Но не надо думать, что всех их там убили) Просто шхеры и фьорды, где "доблестные викинги" прятались всю свою жизнь, это, скажем так... мировая задница) Жить там можно только если ты на голову болен, ну или боишься высунуть оттуда нос. Точно так же с горными народами - пограбили и в горы, чтобы не догнали и не прикончили за все хорошее. А викинги вот - грабанули кого послабее, и в шхеры - шхериться)
            Болтались они тогда по всей Ойкумене, но закрепиться нигде не могли - "доблестных воинов" без проблем вышибали из мест получше воины настоящие. А на нашей территории были бескрайние леса, "сто верст скачи, ни до какого государства не доскачешь".
            Устроился в лесу поглубже, расположился да и живи. Еды кругом много, погода скандинавской не в пример, морозом их нее напугать, можно даже все зерно в пиво не переводить, а хлеб начинать печь, как порядочные люди. Всего и дел - отсечь память "скандинавстве", чтобы за старые дела не нашли...
          2. -1
            Сегодня, 13:27
            Цитата: kalibr
            Масса камней поставлена в честь викингов... отправившихся в Гардарики и... умерших там. Практически нет надписей- "Вернулся из Гардарики и умер в Тюне". А вот умерших у нас полно... с чего бы это?


            А действительно?
            Подозреваю, будущие историки будут также недоумевать, почему выходцы из Средней Азии отправлялись в Россию, а потом находили последний покой на местных кладбищах. А жители Северной Африки отправлялись в Германию и не возвращались в свои алжиры-тунисы...
            Но нас такое ведь не сильно удивляет?
            Так и не удивляло тогдашних русских. Земли у нас было даже тогда немало, а местного населения - маловато. Так почему не принимать тех, кто готов влиться в наши ряды? Пусть воюют, работают, торгуют... есть чем заняться. Наши предки и на заре истории шовинистами не были, были очень уживчивы. А для скандинавов "Гардарика" казалась землей обетованной по сравнению с родной Скандинавией, где и земли плодородной мало и климат суров. Голод был явлением хроническим... не ради хобби скандинавы так рано освоили китобойный промысел, очень опасное занятие в то время. Ну, кто то шел в наемники, продавая себя, чтобы прокормится, кто-то разбойничал, а кто-то отправлялся в "Гардарику" или Исландию. Жить и кушать всем надо.
        2. +2
          Сегодня, 12:44
          И только всякие там русичи упрямо держались за свои сбитни и взвары. Единственные трезвые среди окружающих пьяндыл....

          Миша, Вы не поверите, но я уже довольно долго заморачиваюсь этим вопросом. Началось всё с пассионарности, валом идущей по Украине с западной её части. А там младенцев вынуждали засыпать с помощью вина. Не отсюда ли у них повышенный серотонин в крови, определяющий пассионарность? А также налаженная выработка "счастливого" дофамина? А у нас вечная грусть и тоска.
          1. +3
            Сегодня, 13:02
            А там младенцев вынуждали засыпать с помощью вина. Не отсюда ли у них повышенный серотонин в крови, определяющий пассионарность?

            Людмила Яковлевна, из каких источников Вы черпаете подобную чушь? Не будем останавливаться на употреблении вина младенцами, но алкоголь содержание серотонина снижает.
            1. 0
              Сегодня, 13:53
              алкоголь содержание серотонина снижает.

              Ну, где-то когда-то черпала и начерпала )))
              Ну, значит просто много солнца в горной местности. Фотонов определенного спектра. Ведь ездят же спортсмены сугубо наземных видов тренироваться в горы для повышения в крови чего-то (гемоглобина?) без использования допинга, который может быть обнаружен. Получается, у горцев всё же в крови какой-то вроде допинг. Наши горцы такие же злобные.
  2. +4
    Сегодня, 07:22
    Спасибо Вячеслав - порадовали!
    При всем уважении к Рериху в своей работе «Заморские гости» он допустил ошибку оставив «голову змея». Скандинавы имели традицию снимать фигуру «змея» и иногда даже убирали щиты, когда имели мирные намерения. Времена были сложные и проучить превентивную ответку, мало кто желал.
    .всем хорошего дня!
    1. +4
      Сегодня, 07:28
      Цитата: Коте пане Коханка
      .всем хорошего дня!

      Только "за"! И да -Вы правы. Но Рерих хотел как красивее...
    2. +4
      Сегодня, 10:01
      Цитата: Коте пане Коханка
      Спасибо Вячеслав - порадовали!
      При всем уважении к Рериху в своей работе «Заморские гости» он допустил ошибку оставив «голову змея». Скандинавы имели традицию снимать фигуру «змея» и иногда даже убирали щиты, когда имели мирные намерения. Времена были сложные и проучить превентивную ответку, мало кто желал.
      .всем хорошего дня!

      Щиты вообще конные, каплевидные
      1. +2
        Сегодня, 10:42
        Утро до рое!
        Согласен, впрочем как и х крепление ниже уровня борта.
        Однако винить в этом художника не стоит. Он рисовал исходя основываясь на информацию своего времени.
        hi
      2. +4
        Сегодня, 11:14
        Цитата: тлауикол
        Щиты вообще конные, каплевидные

        Да уж...
  3. +6
    Сегодня, 07:23
    Подписан на блог организатора клуба фестиваля исторической реконструкции "Русборг" Семёнова Павла, посвященый раннему средневековью. Клуб постоянно организует путешествия на своих построенных ладьях/дракарах, реконструированных по образцам эпохи. По нашим рекам воряг-греки, в нормальные времена выходили в Балтику к полякам, Азовское, Чёрное, Каспий, в прошлом году была Ладога. Сейчас, планируют на воссозданных дошатниках покорять Сибирь.
    1. +5
      Сегодня, 07:29
      Цитата: irontom
      Клуб постоянно организует путешествия на своих построенных ладьях/дракарах, реконструированных по образцам эпохи.

      Здорово!
      1. +5
        Сегодня, 09:22
        Интересно читать про путешествия реконструкторов по рекам и морям и переосмысление опыта предков.
  4. +7
    Сегодня, 09:27
    Он сохранился не так хорошо, как бы того хотелось, но прочная опора мачты и форма корпуса говорят о его быстроходности. Нашли его в одной из пещер на юго-востоке Норвегии
    .

    затащили в сухой док и забыли?

    S.
    При желании такую модель можно сделать за один рабочий день от восхода до заката с перерывом на обед. То есть одного воскресенья будет вполне достаточно

    А сколько дней надо на сбор материалов и инструментов...
    1. +4
      Сегодня, 11:07
      Цитата: Ольгович
      А сколько дней надо на сбор материалов и инструментов...

      Ну, материалы в Интернете, включая рисунки на щитах. Инструменты: модельный нож с металлической ручкой и сменными лезвиями, кусачки, пинцет, ножницы, утюг, кисточки и все. Краски: акриловые - черная, красная, желтая, зеленая, коричневая, "металл", морилка для дерева темная..Еще сверла: 1-2-3 мм диаметр, причем сверлить можно и вручную. Нитки черные и бежевые, клей ПВА Момент столярный и суперклей. Еще две подставки для яиц и доска для собственно подставки.Сегодня все это можно купить за один день, затем морально подготовиться и на следующий день сделать модель.
      1. +4
        Сегодня, 11:21
        Цитата: kalibr
        на следующий день сделать модель.

        Кстати, на следующий день после статьи доделал модель - навалил у бортов с обратной стороны еще щитов, улучшил такелаж и бухту свернутого каната положил на палубе на носу...
      2. +5
        Сегодня, 11:29
        Цитата: kalibr
        модельный нож с металлической ручкой и сменными лезвиями, кусачки, пинцет, ножницы, утюг, кисточки и все. Краски: акриловые - черная, красная, желтая, зеленая, коричневая, "металл", морилка для дерева темная..Еще сверла: 1-2-3 мм диаметр, причем сверлить можно и вручную. Нитки черные и бежевые, клей ПВА Момент столярный и суперклей. Еще две подставки для яиц и доска для собственно подставки.Сегодня все это можно купить за один день,

        перечень-как на ремонт квартиры. recourse Тут только моральной подготовки-на неделю.

        Но Вы молодец hi -
        1. +4
          Сегодня, 12:41
          Цитата: Ольгович
          перечень-как на ремонт квартиры.

          Да, но это же все мелочи. Массивных и дорогих инструментов нет. Даже гнуть рейки предлагается обычным утюгом. Хотя есть специальный станок!
          1. +1
            Сегодня, 12:59
            Цитата: kalibr
            Да, но это же все мелочи. Массивных и дорогих инструментов нет.

            зато есть внуки, которые с пылом помогут и с таким же пылом растащат мелочь...
    2. +3
      Сегодня, 12:17
      затащили в сухой док и забыли?

      Тут автор дезинформировал читателей. Tuneskipet нашли не в пещере, а в кургане на ферме Хауген на острове Рольвсёй в приходе Туне в Эстфолде , Норвегия.
      1. +3
        Сегодня, 12:41
        Цитата: Nikname2025
        Tuneskipet

        Откуда-то взял это... Сам я там не был... Хорошо, что заметили....
  5. +4
    Сегодня, 09:40
    Цитата: Ольгович
    Он сохранился не так хорошо, как бы того хотелось, но прочная опора мачты и форма корпуса говорят о его быстроходности. Нашли его в одной из пещер на юго-востоке Норвегии
    .

    затащили в сухой док и забыли?

    S.
    При желании такую модель можно сделать за один рабочий день от восхода до заката с перерывом на обед. То есть одного воскресенья будет вполне достаточно

    А сколько дней надо на сбор материалов и инструментов...


    Ольгович!
    Вы всегда против всех и против всего?
    1. +4
      Сегодня, 10:56
      Ольгович!
      Вы всегда против всех и против всего?

      А я отчасти согласен с Андреем. Вот к примеру, автор в тексте упоминает микродрель. Уверен, что далеко не в каждом хозяйстве найдется этот девайс. А кто-то о нем вообще первый раз слышит.
      1. +5
        Сегодня, 11:11
        Цитата: 3x3zsave
        микродрель.

        Да, микродрель облегчает. Но если есть сверла, то и руками можно просверлить. Дерево тонкое, сверла 1-2-3 мм. Просто дрель очень экономит время. Сейчас ее можно дешево купить в магазине товаров для маникюра и педикюра!!! Или заказать на Али-Экспресс. А еще там же можно купить "нож джедая" - ультразвуковой резак.Режет дерево как масло. 5 тыс. с копейками цена с доставкой. Заказал, как вырезал обычным модельным ножом головы и хвост дракона. Кстати, щиты я заказал вырезать на станке с ЧПУ. Диаметр 9 мм, в центре дырка в 1 мм.
        1. +1
          Сегодня, 11:48
          центре дырка

          Дырку делают пальцем или другой, похожей частью организма, а на станке с ЧПУ сверлят отверстие.
      2. +4
        Сегодня, 11:24
        Цитата: 3x3zsave
        кто-то о нем вообще первый раз слышит

        может ошибаюсь, но тот кто мастерит, о "дремеле" как бы хотя бы слышал... закавычил, т.к. давно уже превратился в имя нарицательное
        п.с. у меня их даже два, "классический" маленький, под условные "боры" и побольше, под 6мм-е камни, пилы, фрезы
        1. +4
          Сегодня, 12:36
          но тот кто мастерит, о "дремеле" как бы хотя бы слышал...
          Не всякий этим увлекается. Я свой "дремел" (согласен, стало именем нарицательным) приобрел когда возникла необходимость стеклянную мозаику пилить, болнаркой очень грубо получалось.
      3. +6
        Сегодня, 11:51
        Привет, Антон!
        Ольговича зовут Александр.
        1. +3
          Сегодня, 12:38
          Привет, Дима!
          Ольговича всегда называл Андреем и он вроде бы не возражал.
      4. +5
        Сегодня, 12:11
        Все зависит от уклада жизни.

        И, когда в нем находится место моделированию, это вызывает уважение.

        И хорошо, что мы разные.
    2. +5
      Сегодня, 11:34
      Цитата: Fangaro
      Ольгович!
      Вы всегда против всех и против всего?

      я всегда "за"! yes

      -Кто свидетель?
      -Я свидетель! А Что случилось?
    3. 0
      Сегодня, 13:59
      Ольгович!
      Вы всегда против всех и против всего?

      Роман, не так )))
      А вот так надо:
      "О, Ольгович!
      Сомнение вам имя!"
      И можно в оперу вставлять wassat )))
  6. +3
    Сегодня, 09:52
    С сундуками викинги грамотно придумали: всю дорогу сидишь на нём, чтобы товарищи твоим барахлишком не поживились, а при кораблекрушении сразу его за борт, и опять таки и имущество при тебе, и держишься за него, чтобы не утонуть.
    1. +3
      Сегодня, 11:22
      Цитата: Melior
      сундуками викинги грамотно придумали

      В фильме "И на камнях растут деревья" это хорошо показано...
  7. +3
    Сегодня, 11:09
    Цитата: 3x3zsave
    Ольгович!
    Вы всегда против всех и против всего?

    А я отчасти согласен с Андреем. Вот к примеру, автор в тексте упоминает микродрель. Уверен, что далеко не в каждом хозяйстве найдется этот девайс. А кто-то о нем вообще первый раз слышит.


    А телеграфный ключ найдется в ещё меньшем количестве хозяйств. Про умный дом читали многие. А про питание светодиода, которому нужно от 3 вольт, одной батарейкой АА - наверное ещё меньше хозяев хозяйств знает.
  8. +5
    Сегодня, 11:12
    А теперь по заявкам радиослушателей ария варяжского гостя из оперы Римского-Корсакова "Садко" -- помните?... И вот уже звучит бас-баритон какой-нибудь советской знаменитости:
    "О скалы грозные дробятся с рёвом волны..."
    Сотни раз слышанное в детстве!
    Нынешним молодым этого не понять. Они слушают другое, и романтика дальних морских путешествий и их опасность до них доходит лишь через гибель какой-нибудь свехфешенебельной "Конкордии", севшей корпусом на "грозные скалы" из-за глупого обычая покрасоваться перед публикой на берегу.
    Добрый день, дорогой Вячеслав Олегович! love
    Добрый день, дорогие друзья! love
    Мороз в Подмосковье, однако, аж минус шесть! ))))
    1. +2
      Сегодня, 12:11
      ария варяжского гостя из оперы Римского-Корсакова "Садко" -- помните?... И вот уже звучит бас-баритон

      Арию Вяряжского гостя исполняли только басы. Баритон - это ария Веденецкого гостя.
      1. +2
        Сегодня, 12:30
        Баритон - это ария Веденецкого гостя.

        Было давно, забыла , извините! )))
        Да и в детском восприятии одно было не отличимо от другого.
        За уточнение -- спасибо love )))
        Действительно, грозный варяг должен и голос иметь самый грозный wassat
        На самом деле рассказ о драккарах вызвал потрясение. Ну, знала, что были такие. И статьи о них были недавние, вызвавшие жаркие споры, ломались копья. Мол, как они ели-пили -- викинги, сколько и чего с собой в дорогу брали, обдирая для этого соседские поселения. Мол, вернёмся, оплатим добычей... Всё помню! Но что драккары были такими быстроходными, узнала только теперь. И что такими большими. И тем не менее, как им плавалось на таком в количестве, скажем, сотни человек? Мне, городскому жителю, квартирному обитателю, -- немыслимо! Крыша как символ надёжности бытикя. А там всего лишь тенты над головой были.
        1. +2
          Сегодня, 12:41
          Но что драккары были такими быстроходными

          Какими быстроходными были драккары на самом деле, мы можем только догадываться. Максимальная скорость, которую развила современная копия корабля Скулделев 2 - 17 узлов. В реальности, думаю, викинги с такими скоростями не плавали. Кто ходил под парусами, меня поймет.
    2. +3
      Сегодня, 12:14
      Добрый день, Людмила Яковлевна!

      Дети как-то подарили на день рождения билет в театр. Большой. На «Садко».

      Садко был в джинсах. Но пели хорошо.
      Расширил свой «репертуар» на огорчение окружающим.
      1. +4
        Сегодня, 12:34
        Расширил свой «репертуар» на огорчение окружающим.

        Рада Вас видеть, Сергей! love
        Фразу -- уточните!
        Непонятлива стала ))))
        1. +3
          Сегодня, 12:43
          Фразу -- уточните!

          Судя по всему, Сергей любит дома исполнять оперные арии. Но поскольку он не Шаляпин, окружающие восторга не испытывают.
          1. +3
            Сегодня, 13:01
            Точно. Например «Рондо Фарлафа».
            Но, как метко заметили, далеко не Кривченя.

            А жена и старшие дочки, в отличие от меня, в музыкальной школе учились.
        2. +3
          Сегодня, 13:00
          По Вийону:

          «Кто глух как пень,
          Тот и поет» (с).

          Вот и пою.
          «Кто не спрятался - я не виноват».
          1. +2
            Сегодня, 13:45
            Вот и пою.

            Восхитительно! love )))
            Ещё лет пять назад горланила во всё горло песни "Короля и Шута", а теперь -- нет, голос окончательно прокурен )))
            Но на деревянных драккарах точно не курили! Потому и пел варяжский гость -- что б не петь при наличии-то голоса (это я прикалываюсь!)
    3. +3
      Сегодня, 12:45
      Цитата: депрессант
      Добрый день, дорогой Вячеслав Олегович!

      Добрый день и Вам. У нас в Пензе метет пурга, носа не высунуть на улицу такой ветер со снегом.
  9. +4
    Сегодня, 11:28
    Все это говорит об оживленной торговле викингов с Востоком по Волге и Днепру

    довольно подробно все, что известно на эту тему, изложено в "очерках начальной руси" алексея толочко, лучшее из того, что мне попадалось... не научный труд в полном смысле слова, а сборник университетских лекций... горячо рекомендую всем интересующимся
  10. +3
    Сегодня, 11:37
    Ну а самый большой среди всех найденных на сегодня кораблей викингов нашли лишь в 1996 году в Роскилле в Дании, причем совершенно случайно.

    Какой из найденных кораблей викингов был "при жизни" самым большим, неизвестно. На сегодня на роль таковых претендуют корабль Roskilde 6 и корабль Myklebust. Проблема в том, что от обеих кораблей сохранились только фрагменты и их размеры определялись, скажем так, эмпирически и значение их приблизительны. Roskilde 6 длиннее, примерно 36 метров против 30 у Myklebust. Зато последний значительно шире - 7 метров против 3,7 у Roskilde 6, у него более высокий борт и больше осадка. Поэтому Roskilde 6 - самый длинный из найденных на сегодня кораблей викингов. А вот какой "самый большой" - тут вопрос.
    Соответственно и утверждение
    Длина корабля превышает 36 метров, что на целых четыре метра больше длины флагманского корабля Генриха VIII «Мэри Роуз», который построили пять столетий спустя.

    не имеет под собой основания, потому что фактическая длина этих кораблей неизвестна, а сохранившиеся кили имеют одинаковую длину - 32 м.
    На фото - реконструкция корабля Myklebus.
  11. +3
    Сегодня, 11:37
    Цитата: kalibr
    Цитата: 3x3zsave
    микродрель.

    Да, микродрель облегчает. Но если есть сверла, то и руками можно просверлить. Дерево тонкое, сверла 1-2-3 мм. Просто дрель очень экономит время. Сейчас ее можно дешево купить в магазине товаров для маникюра и педикюра!!! Или заказать на Али-Экспресс. А еще там же можно купить "нож джедая" - ультразвуковой резак.Режет дерево как масло. 5 тыс. с копейками цена с доставкой. Заказал, как вырезал обычным модельным ножом головы и хвост дракона. Кстати, щиты я заказал вырезать на станке с ЧПУ. Диаметр 9 мм, в центре дырка в 1 мм.


    От Вас услышать, что можно заказать на Али...
    Это почти как от замполита услышать, что вера в Бога иногда сильнее веры в командира.
    Есть же моторчики на 12 вольт, есть цанговые зажимы под диаметр оси моторчика и под диаметр сверла.
    Сделать из этого микродрель, хотя это дрель под малый диаметр... Это ж такое удовольствие. А если при детях, с объяснениями почему тут может дым пойти, тут палец стараться не просверлить, а тут "когда был такого же возраста так сильно током ударило..."
    1. +1
      Сегодня, 12:47
      Цитата: Fangaro
      Сделать из этого микродрель, хотя это дрель под малый диаметр... Это ж такое удовольствие. А если при детях, с объяснениями почему тут может дым пойти, тут палец стараться не просверлить, а тут "когда был такого же возраста так сильно током ударило..."

      Да, все так, но мне было лень - раз, и некогда - два. Лучше уж купить...
  12. +3
    Сегодня, 12:04
    Причем для военных походов предназначались «длинные корабли» типа «драккар» («дракон») и «шнека»

    Самый маленький из "длинных кораблей" - карв (karfi) - до 16 весел. Корабль из Гокстада - карв. Затем шнека, далее самый большой - скейд (Skeide). Roskilde 6 и Myklebust - скейды. А драккакр - это скейд с носовым и кормовым украшением в виде головы дракона.
    1. +4
      Сегодня, 12:17
      Повторю и здесь фотографию коллеги из «Смоленского Поозерья», которую Виктор Николаевич опознал как карв.
  13. 0
    Сегодня, 12:31
    В центре каждого щита была металлическая полусфера – умбон
    Это вряд ли: щиты викингов были крайне примитивны.
    1. 0
      Сегодня, 14:07
      Это вряд ли: щиты викингов были крайне примитивны.

      Не вряд ли. Умбонов найдено очень много и разной формы.
  14. +2
    Сегодня, 12:42
    Статья очень интересная, Вячеславу Олеговичу спасибо! Читал, что корабли викинги делали из ясеня, древесина которого упругая и довольно прочная. Но само дерево не так распространено как дуб и сосна.
    1. +4
      Сегодня, 12:48
      Цитата: Alex013
      из ясеня

      Дошедшие до нас - дубовые...
      1. 0
        Сегодня, 14:10
        Дошедшие до нас - дубовые...

        Изначально дубовые. В Скульделевах нашли много ремонтных досок из чего было под рукой - и сосна и даже совсем неподходящий для судостроения тополь. Делают вывод, что к 11 векам дубы сильно повырубили и даже на ремонт несколько подходящих досок было не достать.
  15. +1
    Сегодня, 12:53
    Цитата: депрессант
    А теперь по заявкам радиослушателей ария варяжского гостя из оперы Римского-Корсакова "Садко" -- помните?... И вот уже звучит бас-баритон какой-нибудь советской знаменитости:
    "О скалы грозные дробятся с рёвом волны..."
    Сотни раз слышанное в детстве!
    Нынешним молодым этого не понять. Они слушают другое, и романтика дальних морских путешествий и их опасность до них доходит лишь через гибель какой-нибудь свехфешенебельной "Конкордии", севшей корпусом на "грозные скалы" из-за глупого обычая покрасоваться перед публикой на берегу.
    Добрый день, дорогой Вячеслав Олегович! love
    Добрый день, дорогие друзья! love
    Мороз в Подмосковье, однако, аж минус шесть! ))))


    Нынешние дети такие же разные, как и в нашем возрасте.
    По фонарям из рогаток никто из одноклассников не стрелял? Никто котов не мучал и не рассказывал на переменке об этом? Никто не дрался за "портфель понесу"? "На этом уроке никто не отвечает" не было?
    Нынешним молодым не понять то, что не хотели понимать их родители. Исключения и были, и есть и будут.
    Но если Вы, вспоминая при внуках, говорите про училку, директриссу, химичку и дворничиху... И Вас вспомнят, как бабку или дедка с придурью.