Вклад учёных и железнодорожников в победу в Великой Отечественной войне

1 171 16
Вклад учёных и железнодорожников в победу в Великой Отечественной войне

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне следует особо отметить неоценимый вклад советской науки и ученых в разгром немецко-фашистских войск. В видеоподкасте речь пойдет о русском и советском ученом в области транспорта академике Владимире Николаевиче Образцове (1874-1949 гг.) и советских железнодорожниках.

11 января 1936 года, будучи начальником Центрального научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, Владимир Образцов был утверждён в состав Совета при народном комиссаре путей сообщения. Он лауреат двух Сталинских премий (1942, 1943), академик АН СССР с 1939 года, обладатель почетного звания генерал-директор движения 1-го ранга.



В сентябре 1943 года судьба фронта и тыла зависели от снабжения. Железные дороги работали на пределе возможностей — под бомбежками, в условиях разрухи и острейшей нехватки ресурсов. В это судьбоносное для нашей Родины время нашёлся человек, чей научный доклад стал боевым приказом для тысяч умов — выдающийся учёный в области транспорта Владимир Образцов. Его выступление 27 сентября 1943 года на собрании Академии наук СССР стало стратегическим планом мобилизации научных сил на нужды фронта.

Владимир Николаевич прославился тем, что он проектировал станции и железнодорожные узлы с учетом максимальной эффективности транспортировки. Этой научной и прикладной работой он начал заниматься еще до Октябрьской революции.

Самый первый вызов, в то время стоявший перед железнодорожниками, был связан с эвакуацией. Железные дороги приняли на себя невиданную доселе нагрузку с первых дней войны. Поначалу возник хаос. Дошло до того, что Сталин лично принимал решения по работе железной дороги. Транспорт был переведен на военное положение, а его работники приравнены к мобилизованным военнослужащим.

В условиях войны на территории огромной страны требовались простые, легко масштабируемые и одновременно гениальные не просто логистические, а именно научные решения. То, как была организована эвакуация, часто становилось неожиданностью для немцев. Они заходили в город и не могли понять, куда делся целый завод, который еще недавно был здесь. Стены стоят, а оборудование отсутствует.

На тот момент железнодорожное сообщение в СССР было в основном однопутным. Это значит, что движение необходимо было организовать так, чтобы в сторону фронта непрерывно шли эшелоны, не мешая встречным эвакуационным составам. Вся логистика решалась на узловых станциях, в рекордно короткие сроки строились объездные и совершенно новые дороги.



Из выступления Владимира Образцова:

Война вызвала напряженную научную работу и изобретательство в приспособлении деповского оборудования к новой работе, в отыскании ряда заменителей дефицитного материала. Железнодорожники Лунин и Рожновский, бригада Центрального исследовательского института транспорта, ряд ученых транспорта получили высокую оценку правительства, Сталинскую премию за их работу.

Тогда впервые были применены локомотивы, один из которых был тягачом, а второй сзади толкал состав. Это позволило в два раза увеличить количество вагонов при сохранении скорости. Схему двойной тяги впервые опробовал в 1941 году обычный машинист Николай Лунин. Его изобретение породило целое движение среди советских железнодорожников, названное «лунинским».

После выхода за границы СССР в результате наступления Советской армии возникла новая проблема — разница в ширине колеи советских и европейских дорог. Помимо замены колесных пар, наши железнодорожники прокладывали новые дороги в Европе параллельно существующим. Еще приходилось восстанавливать железные дороги, в том числе разрушенные нашими военными при отступлении. Поработали над этим и партизаны.

Высказывания инженера-транспортника Владимира Образцова актуальны и в настоящее время:

Транспорт нельзя изучать, рассматривать и использовать иначе, как в комплексе, поскольку все виды транспорта переплетаются и влияют друг на друга.

Ученый подчеркивал, что транспорт — сложнейшая система, объединяющая множество наук: химию, физику, механику, геологию, естественные науки. Фактически, все отрасли человеческих знаний находят применение на железных дорогах, транспорт их объединяет.



Под руководством Владимира Образцова по заданию НКПС (ныне — РЖД) были разработаны проекты переустройства 35 крупнейших транспортных узлов страны, в том числе Москвы, Ленинграда, Донбасса, Кузбасса, станции Пермь, Ярославль и ряда других. В Сочи был выполнен проект первого в СССР фуникулера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2023 года № 1902 учреждена ежегодная премия в области транспортной науки и техники имени В. Н. Образцова в трех номинациях.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Вчера, 08:34
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2023 года № 1902 учреждена ежегодная премия в области транспортной науки и техники имени В. Н. Образцова в трех номинациях.

    И это правильно! Нельзя забывать о тех, кто скромно делал свое дело.
  2. +2
    Вчера, 08:36
    Эвакуация промышленности на восток - это великий подвиг всего советского народа. Это не только В.Н.Образцов, а в первую очередь Л.М.Каганович (Нарком НКПС). Общее руководство эвакуацией осуществлял Совет по эвакуации при СНК СССР, созданный по указанию И. В. Сталина на третий день войны под руководством Алексея Николаевича Косыгина. Наркомы и их заместители несли персональную ответственнось за эвакуацию заводов и восстановление из работы на новых местах. Колоссальна роль местных властей, которые приняли, разместили, накормили и помыли многие тысячи эвакуируемых.
  3. +2
    Вчера, 08:46
    На фото, где несут рельс руками, некоторые неправильно держат рельс. В этом случае рельс держат только за головку! А так да, 10 человек спокойно несут рельс Р43, да и Р50 тоже длиной 12,5 м. Пришлось в своей жизни познакомиться с путейцем, участником ВОВ, и вот эти приемы он показывал.
    Еще и показал, как во время войны они рельсы перерубывали с помошью простого кузнечного зубила! Невероятно? Но в том то и дело, что сам был свидетелем и участником такого деяния!
    1. А так да, 10 человек спокойно несут рельс Р43, да и Р50 тоже длиной 12,5 м.


      Работая в ССО на ремонте трамвайных путей в Новосибирске, нас научили как в ОДИНОЧКУ. транспортировать рельсы взамен расшитого старого. Берёшь лом, вставляешь его в отверстие на конце рельса и крутишь его по земле без особого напряжения... И не надо ничего поднимать и надрывать пупок. Понятно, все дело в расстоянии транспортировки, но не думаю, что работники на фотографии тащат рельс за десятки метров... хотя все может быть.
      1. +1
        Вчера, 13:11
        Цитата: Сабуров_Александр53
        нас научили как в ОДИНОЧКУ. транспортировать рельсы взамен расшитого старого. Берёшь лом, вставляешь его в отверстие на конце рельса и крутишь его по земле без особого напряжения...

        Цитата: Сабуров_Александр53
        Понятно, все дело в расстоянии транспортировки
        Кислородный баллон, конечно, не рельс, но таскать его удовольствие тоже такое себе... Особенно тому, кто держит за "донышко".
        А одному?
        Поэтому любой, кто работал на стройке, знает, что баллоны не таскают, а катают, чуть наклонив его от вертикали. Метров на 100 вполне реально и без напряга.
        Бывают, конечно, разные тележки-носилки. Мало того, по ТБ они ОБЯЗАНЫ быть. Но в реальных условиях, да ещё 90-х годов - мало ли чего там положено... И на плече в одиночку на 7-8 этаж по ступенькам таскал - башенный кран занят, каменщиков "окучивает" кирпич-раствор, напарника, желающего баллон потаскать, искать некогда. Ну вот и... Молодой, горячий и глупый был. laughing
        Думаю, в Вашем ССО без газовых резаков не обходилось и технология перемещения баллонов Вам тоже знакома. laughing
        1. Игорь, с баллонами дела не имели в ССО, но сам принцип их перемещения знаком с молодости. Это то же самое, как катать бочки не кладя их на бок. А вот как расколоть пополам бетонный фундаментный блок, тоже показали и научили в ССО. Достаточно поставить его на попа на твердой ровной поверхности (например на асфальте), положить на поверхность ломик на расстоянии от подножья блока, где требуется его расколоть... И уронить блок на ломик... Оказывается достаточно нескольких сантиметров толщины ломика, чтобы блок треснул под собственным весом по линии ломика.
          Или ещё один профессиональный метод при работе с проволокой (проводом), который раньше применялся для воздушных телеграфных линий. Помните, такие линии всегда стояли вдоль ЖД-путей на деревянных опорах. Там стальной провод толщиной 4 мм и если сравнивать с любой другой катанкой из стали, то вручную без инструмента, вроде бы переломить его будет очень трудно. Потребуется пара десятков манипуляций на сгиб/разгиб прежде чем провод сломается.
          Но кто работал с телеграфными проводами знает, что они сламываются от одного единственного сгиба/разгиба... Просто нужно сделать резкий сгиб по максимуму. до образования барашка (петли), а затем при разгибе провод обламывается.
          1. +1
            Вчера, 14:00
            Цитата: Сабуров_Александр53
            Оказывается достаточно нескольких сантиметров толщины ломика
            Обычно в монтажной будке специально для этих целей валяется метровый обрезок уголка - 75 или, лучше, "сотка" (особо продвинутые вваривали внутрь несколько "рёбер"). У крана 16-тонника на пневмоходу есть опция "сброс груза"...
    2. +1
      Вчера, 13:35
      Р43 - 43кг х 12,5 = 537 кг 537 : 10 чел = 54 кг
      Р50 - 50 х 12,5 = 625 : 10 = 63 кг , уже тяжеловато. Но, возможно и похоже ребят попросили для фото. В нашей жизни путейцы так рельсы не носили, тем более на нашем отделении много рельс Р65.
      1. +1
        Вчера, 13:42
        Цитата: Алексей Лантух
        на нашем отделении много рельс Р65.

        Так их давно так не носят. Тем более Р65, а сейчас уже много и Р75. На крайний случай клещи, а еще лучше и легче портальный краник.
        А то, что я описал выше, это фронтовик-путеец показывал нам молодым.
  4. 0
    Вчера, 11:32
    Вся логистика решалась на узловых станциях, в рекордно короткие сроки строились объездные и совершенно новые дороги.

    Не то слово, новые дороги. Победа в Сталинградской битве была обеспечена Волжской Рокадой, о строительстве которой Сталин распорядился в январе 42-го и которая была полностью построена к ноябрю 42-го. По этой дороге к Сталинграду перевезли несколько армий....

    Жуков впоследствии написал - «Сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны»
  5. +1
    Вчера, 13:23
    Паровоз, не знаю серии - один в один из детства - была ГДРовская железная дорога "PIKO" 1:72. Сделано было исключительно качественно - вплоть до заклёпок на паровозе и рисунка дерева на шпалах.
    Увидел фотографию - ностальгия зачесалась...

    Угробил по малолетству. Расставлял солдатиков - "охрану", а паровоз был "немецкий". Сам с пушкой, стреляющей огрызками карандашей, лёжа, в противоположном углу комнаты. Пускал "под откос" "фашистский паровоз" вместе с "немецкой охраной" по пути следования.
    1. +2
      Вчера, 13:48
      Цитата: Zoldat_A
      Паровоз, не знаю серии

      Сейчас не знаю как. А еще в 80-х учили на машиниста электровоза и паровоза. Или тепловоза/ паровоза.
      У самого на то время были права машиниста тепловоза/ электровоза, и кому-то вздумалось отправлять таких машинистов учиться еще и на паровоз! Еле отвертелся со словами .... Уволюсь, но не поеду!
      1. +1
        Вчера, 14:02
        А еще в 80-х учили на машиниста электровоза и паровоза

        Да, было дело. Сам не машинист, но в курсе. В отделении не было ни одного действующего паровоза. Пришлось поднимать с запаса и он ездил на второстепенных направлениях с целью поддержания квалификации паровозных машинистов и курсантов.
        Проход паровоза с несколькими вагонами через приличную станцию для пассажиров и прочих - это была картина маслом. Впечатляло. Да, ещё и с паровозным гудком.
        1. +1
          Вчера, 14:05
          Цитата: Алексей Лантух
          В отделении не было ни одного действующего паровоза.

          У нас было два действующих. Стояли в депо и работали как котельная. laughing
          1. +1
            Вчера, 14:10
            Напомнили. У нас в депо также был такой слегка приспособленный, но вряд ли он уже годился бы для движения, да топился он как бы не газом, но точно не на угле. Одним словом последнее место работы.
            1. +2
              Вчера, 14:29
              Цитата: Алексей Лантух
              да топился он как бы не газом, но точно не на угле

              На мазуте