Иракское ядерное оружие ("The National Interest", США)

Иракское ядерное оружие ("The National Interest", США)В среду Совбез ООН по настоянию соединенных Штатов принял резолюцию, разрешающую Ираку иметь мирную ядерную программу. Эта резолюция, также отменившая запрет на экспорт в Ирак определенных материалов, которые могут быть использованы для разработки ядерного оружия и других средств массового поражения, стала одним из поддержанных США шагов по снятию ограничений, восходящих к временам до вторжения в Ирак и свержения Саддама Хусейна. Приняв это решение, Совет безопасности отошел от своей прежней позиции, предполагавшей, что ограничения не будут отменены, пока Багдад не подпишет дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, который дает возможность более углубленного международного инспектирования. Подобные меры, признающие право Ирака развивать мирную ядерную программу, выглядят особенно странно на фоне настойчивой кампании, отрицающей наличие такого права у его восточного соседа.

Перед нами очередной пример лицемерия и непоследовательности, которые характерны для политики нераспространения, особенно в ее ближневосточном аспекте. То, что формально считается опасениями по поводу определенного вида оружия, в реальности является опасениями по поводу политической позиции или риторики режимов, которые могут этот вид оружия получить. Никого не волнует, что ядерные державы могут начать грубо вести себя с соседями и давить на них – в противном случае мы уделяли бы несколько больше внимания очевидному факту наличия у Израиля крупного ядерного арсенала. Действия Совета безопасности демонстрируют, что он исповедует непоследовательный и лицемерный подход не только к проблеме ядерного оружия, но и к проблеме ядерных программ, не имеющих военного назначения.

Усиливает иронию ситуации то, что одно из самых распространенных опасений, связанных с возможной разработкой Ираном ядерного оружия, как раз и состоит в том, что это может спровоцировать гонку ядерных вооружений на Ближнем Востоке и заставить арабские страны начать обзаводиться собственными бомбами. Однако в списке кандидатов на участие в гонке вооружений с Ираном Ирак, ведший с ним в 1980-х годах кровопролитную войну, явно должен занимать одно из первых мест. Даже если по-прежнему не обращать внимания на израильский арсенал, глупо считать Иран корнем всех зол – или потенциальных зол, - связанных с ядерным распространением на Ближнем Востоке. Дилемма безопасности по своей природе носит двусторонний характер. Действия соседей могут служить причиной реакции Ирана, так же как и действия Ирана – реакции соседей. (Для справки: Ирано-иракскую войну начал Ирак, а не Иран.) Однако мы слишком сильно фокусируемся на возможных угрозах со стороны Ирана, и слишком редко принимаем во внимание, что сам Иран также многое воспринимает как угрозу.


Опасения Ирана по поводу Ирака могло бы развеять усиление иранского влияния в постсаддамовском Ираке. Однако это бы, в свою очередь, вызвало бы опасения у нас. Впрочем, у нас и без этого есть ряд причин не слишком радоваться возможному обретению Ираком ядерного оружия, пусть даже сейчас такая перспектива кажется крайне отдаленной. Ирак – крайне нестабильная страна, охваченная непрекращающимся насилием. Политический порядок в ней толком не сформирован, ключевые вопросы распределения власти – не разрешены. Премьер-министр Малики все чаще проявляет авторитарные замашки. В сущности, установление авторитарного режима – если не самим Малики, то кем-нибудь еще— в данном случае, возможно, основной шанс утвердить порядок и покончить с насилием. Внутриполитическая динамика в стране по-прежнему такова, что для получения и сохранения власти предпочтительнее выглядят крайние меры. При этом все внутренние конфликты, существовавшие во времена баасистской диктатуры, по-прежнему сохраняются, а вражда между шиитами и суннитами даже обострилась и стала еще жарче. Основной причиной этого была интенсификация межрелигиозных противоречий в самом Ираке, хотя, конечно, не стоит забывать и о пресловутом иранском влиянии.

В Соединенных Штатах эти тревожные иракские реалии по большей части предпочитают замалчивать. Виной этому склонность делить регионы на хорошие и плохие в сочетании со стремлением зачислять постсаддамовский Ирак в хорошие. Предыдущая администрация была, безусловно, серьезно заинтересована в том, чтобы представить обществу положительные результаты своей злополучной войны. Действующая администрация в свою очередь заинтересована в том, чтобы продемонстрировать, что при ней ситуация в Ираке не выйдет из-под контроля, и что американские солдаты смогут спокойно уйти из страны к концу 2011 года. Дополняет эти тенденции привычка американцев персонализировать вешние угрозы и придавать им образ конкретных лидеров, в данном случае – покойного Саддама Хусейна. Однако политические расклады и стратегические расчеты, лежавшие в основе прошлых попыток Ирака разработать ядерное оружие, интерес к которому иракцы продолжали демонстрировать и после свержения Саддама, явно нельзя считать следствием взглядов и амбиций одного человека.

Все это, разумеется, не означает, что Ирак действительно разработает ядерное оружие. Более того, я даже не считаю, что решение, принятое на этой неделе Советом безопасности, обязательно окажется ошибкой. Речь идет только о том, чтобы посмотреть под другим углом на всеобщую одержимость иранской ядерной программой.

Также следует вспомнить сделанные перед войной прогнозы американского разведывательного сообщества, предсказавшего главные проблемы, с которыми должен был столкнуться постсаддамовский Ирак. В свое время администрация Буша и Конгресс проигнорировали эти прогнозы, однако в своем большинстве они оправдались – особенно в той части, которая предсказывала конфликты и нестабильность в Ираке. В документе, в котором они были изложены, также говорилось о том, что Ирак по-прежнему будет считать своих соседей угрозой и что это неминуемо скажется на его позиции в вопросе об оружии массового поражения:

«Это представление об угрозе в сочетании с горделивым восприятием Ирака как региональной державы, скорее всего, подтолкнет иракцев восстанавливать свою армию. Если Ираку не гарантировать надежную защиту от стратегических соперников, он рано или поздно снова начнет проявлять интерес к ОМП».
Автор: Пол Пиллар (Paul R. Pillar)
Первоисточник: http://nationalinterest.org/blog/nuclear-p...ear-weapon-4593" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://nationalinterest.org/blog/nuclear-p...ear-weapon-4593
Перевод: http://inosmi.ru rel="nofollow">http://inosmi.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня