В Баренцевом море обнаружено ранее неизвестное захоронение радиоактивных отходов

12 246 46
В Баренцевом море обнаружено ранее неизвестное захоронение радиоактивных отходов

Российское научно-исследовательское судно «Академик Иоффе» в ходе арктической экспедиции обнаружило в Баренцевом море ранее неизвестное захоронение радиоактивных отходов. В заливе Течений был обнаружен комплексный могильник, какие-либо данные о котором отсутствовали как в открытых источниках, так и в советских инвентаризациях объектов ядерного наследия в Арктике.

Кроме того, специалистами были точно установлены координаты двух давно затопленных судов с радиоактивными материалами. В частности, уточнены координаты местоположения баржи «Никель», лежащей в районе острова Колгуев и, по данным Института океанологии, содержащей около 580 тонн твердых радиоактивных отходов. Ранее местоположение затонувшей баржи было известно лишь ориентировочно. Кроме того, было локализовано затопленное в 1988 году в этом районе судно «Лихтер-4», на борту которого находятся два реактора с выгруженным ядерным топливом от атомной подлодки К-22, а также другие радиоактивные отходы.



Помимо уточнения ранее неизвестного местоположения радиоактивных объектов в Баренцевом море, экспедиция выполнила плановый осмотр затонувшей в 1981 году в заливе Степового у Новой Земли атомной подлодки К-27. Как показали результаты измерений, защитные барьеры, отделяющие ядерное топливо от морской среды, пока сохраняют целостность. На основе полученных данных выбрана площадка под береговой блок будущей подводной станции постоянного радиационного мониторинга, которая должна в круглосуточном режиме осуществлять мониторинг состояния реакторов К-27.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -14
    12 декабря 2025 14:29
    Ой, и кто это сделал? Давайте, с трёх раз догадаемся, "кто"!?
  2. -10
    12 декабря 2025 14:30
    Нет, чтобы топить в Марианской впадине Тихого океана. Всё через одно место. А потом кто то должен разгребать
    1. +4
      12 декабря 2025 14:38
      Топить нужно было в озере Мичиган. Американцам всё равно плевать на экологию.
      1. +2
        12 декабря 2025 15:47
        Как показали результаты измерений, защитные барьеры...... пока сохраняют целостность.

        И в советские времена Арктику "осваивали" ударными темпами, не говоря уже о заваленном мусором и нефтепродуктами грунте .
        1. +3
          12 декабря 2025 15:56
          Цитата: frruc
          И в советские времена Арктику "осваивали" ударными темпами, не говоря уже о заваленном мусором и нефтепродуктами грунте .


          Ну, что есть то есть. Как говорится: "Искусство требует жертв".
      2. +1
        12 декабря 2025 16:32
        Кстати американцы загадили эти озера, а потом все таки очистили их.
    2. +9
      12 декабря 2025 14:40
      Цитата: Алексей Лантух
      Нет, чтобы топить в Марианской впадине Тихого океана.

      Там инопланетяне мехом внутрь вывернут и вложат туда то что топить собрались. Они там живут, никого не трогают, пока...
      1. 0
        12 декабря 2025 14:47
        Цитата: isv000
        Там инопланетяне мехом внутрь вывернут и вложат туда то что топить собрались. Они там живут, никого не трогают, пока...

        laughing
      2. +1
        12 декабря 2025 15:11
        Ну если Годзила инопланетянин , то да ...он опасен .... правда только для Японии.
    3. +3
      12 декабря 2025 15:19
      При отсутствии необходимых технологий, все сбрасывали в море. Только, в наше время научились перерабатывать ядерные отходы. На СФ была ПМ, народное название «Хиросима», перевозившая ядерные отходы в Северодвинск, а оттуда в спец. вагонах по ж.д. на Урал.
  3. +7
    12 декабря 2025 14:38
    Союз на экологию клал болт, вон Усолье сибирское соврать не даст. И таких обьектов много. США справедливости ради кладут успешно до сих пор
    1. +2
      12 декабря 2025 14:44
      Цитата: Энный
      справедливости ради кладут успешно до сих пор

      А мы и не сомневаемся, что дела обстоят именно так, клянусь миллиардами Потанина и креслом сенатора Усса...
      Совокупное состояние самых богатых российских предпринимателей выросло с начала 2025 года на $19,68 млрд, пишет агентство «РИА Новости», проанализировав данные рейтинга Bloomberg Billionaires Index (BBI).
      Сообщается, что больше всего увеличилось благосостояние основателя мессенджера Telegram Павла Дурова, благодаря чему он поднялся на восьмую строчку рейтинга. Так, его состояние выросло на $4,82 млрд, достигнув $15,8 млрд.
      В то же время первое место сохранил за собой один из основных владельцев компании «Норникель» Владимир Потанин, состояние которого повысилось на $1,42 млрд, до $29,3 млрд.

      А кто-нибудь провёл экологическую экспертизу в этом году??? belay
      1. +4
        12 декабря 2025 15:08
        Цитата: ROSS 42
        А кто-нибудь провёл экологическую экспертизу в этом году?

        А вообще, кто нибудь и когда нибудь, проводил экологическую экспертизу на предприятиях олигархов ( бывших сантехников и воров ).
        1. +3
          12 декабря 2025 18:56
          Цитата: carpenter
          А вообще, кто нибудь и когда нибудь, проводил экологическую экспертизу на предприятиях олигархов ( бывших сантехников и воров ).

          Почему только экологическую?
          Почему только предприятиях?
          Почему только бывших?
          Про воров и сантехников понятно...

          Пока всё всех устраивает, на земле порядка не будет... и на Земле тоже...
          1. +3
            12 декабря 2025 19:01
            Цитата: Василий_Островский
            Пока всё всех устраивает, на земле порядка не будет... и на Земле тоже.

            Капитализм и порядок, вещи не совместимые.
      2. +4
        12 декабря 2025 15:23
        Цитата: ROSS 42
        Павла Дурова, благодаря чему он поднялся на восьмую строчку рейтинга. Так, его состояние выросло на $4,82 млрд, достигнув $15,8 млрд.
        В то же время первое место сохранил за собой один из основных владельцев компании «Норникель» Владимир Потанин, состояние которого повысилось на $1,42 млрд, до $29,3 млрд.

        Вот вам и средний заработок по стране!
        И за " чертой бедности" скоро никого не будет!
        Вот интересно, кто, как и когда придумал эту " черту" ?
        В СССР ее не было, точно знаю!
        Значит это порождение новой, демократической России?!
        1. +2
          15 декабря 2025 09:53
          Цитата: ваш вср 66-67
          Вот интересно, кто, как и когда придумал эту " черту" ?
          В СССР ее не было, точно знаю!

          была в СССР черта бедности, но не в денежном выражении, а описанная функционально.
          Не бедным считался человек, который имеет жилье, образование, работу и может покрыть все базовые затраты, и чего не хватает, покроет государство.
          В сущности многие в СССР имели имущества намного меньше, чем сейчас, но им особо больше и не нужно было, потому что очень многое было общедоступно. Например, мы школота использовали вместо такси, машины милиции и ГАИ, когда было лень автобус ждать. Напротив школы была станция скорой и пожарники - они тоже подвозили, но реже.
          Сейчас подобное невозможно даже представить. И да, в каждом районе станция скорой, пожарная станция, школа (или две), несколько садиков, центр обслуживания и т.п.
          И это не Москва, это глубоко в сибири маленький городок.
          В средней Азии в южных республиках, на Кавказе (к примеру, Балкария) и в крайнем севере, на Колыме и т.п. СССР боролся с нищетой даже в 80-е годы, но это было уже не более 1% населения. Сейчас же нищетой можно смело назвать ну как минимум 55%, а по критериям ООН - 70%.
    2. -3
      12 декабря 2025 14:45
      Цитата: Энный
      Союз на экологию клал болт

      не союз, а новое поколение номенклатуры клало болт
      если посмотрите как планировали при Сталине, но если была возможность по времени или ресурсам позаботиться об экологии, то заботились, ну потому что если этого самому не сделать, могли и спросить, причем максимально жестко. А после кадровой реформы СССР началось всепрощение, а если решение принимали на самом верху - даже неподсудность.
      1. -1
        12 декабря 2025 16:30
        Это вы говорите про человека, у которого задача была максимально быстрая индустриализация? Любой ценой при этом. Забавно
        1. 0
          15 декабря 2025 09:43
          Цитата: Энный
          Это вы говорите про человека, у которого задача была максимально быстрая индустриализация

          может хватит тупить и говорить про СССР не ограничивая период??? или вы считаете, что СССР 1922 года и 1980 одинаковый? Или индустриализация началась сразу с 1917 года? Да ничего подобного!
          Есть конкретные периоды, в которых радикально отличались цели и методы. И очевидно, что вы поленились подумать, о каком периоде речь и тупо влепили про индустриализацию.
          1. 0
            15 декабря 2025 09:53
            Ты пост то свой прочитай. И подумай кто тупит
            "если посмотрите как планировали при Сталине, но если была возможность по времени или ресурсам позаботиться об экологии, то заботились, ну потому что"
            1. 0
              15 декабря 2025 09:55
              нет, это ты почитай и попробуй догадаться о каком периоде речь. А потом уже перечисляй что да как. потому что вижу - по-прежнему не вдупляешь.
              1. 0
                15 декабря 2025 09:59
                Даже цитата не помогла. Ну проспаться говорят рабочий метод . Ты сам задал фамилией временной период. Да и в принципе подход к экологии в союзе в любое время был говном, сейчас не лучше
                1. 0
                  15 декабря 2025 10:19
                  Цитата: Энный
                  задал фамилией временной период

                  так ответь какой период, если тебе всё понятно.
                  А потом я скажу о каком говорил.
  4. +9
    12 декабря 2025 14:41
    Без оёёй .Начала экспедиции 70 рейс ПС Академик Иоффе можно найти на сайте Института Океналогии им.П.П.Ширшова РАН.Начальник экспедиции Н.Я Книвель НИЦ " Курчатовский институт" Руководитель работ Н.А.Римский Корсаков Институт океоналогии РАН.
    Готовимся к подземном ядерному взрыву на полигоне на Новой Земле ,что бы не было сюрпризов от затопленного ядерного дерьма в контейнерах и баржах с лихтерами.Пока проблем не выявлено.
    1. +5
      12 декабря 2025 14:48
      Цитата: tralflot1832
      Готовимся к подземном ядерному взрыву на полигоне на Новой Земле

      Дело важное и нужное. drinks
      1. +1
        12 декабря 2025 14:54
        Александр hi ,да мы уже давно партнёрам не доверяем особенно США. drinks Всё ходим и ходим хмуро вокруг Новой Земли.
        1. +2
          12 декабря 2025 14:57
          Трамп хороший повод дал.
          Надеюсь, что все случится.
          1. 0
            12 декабря 2025 15:18
            Вроде Конгресс США рассмотрит вопрос о возобновлении подземных ядерных взрывов .Долго ли нам загнать не Новую Землю землекопателей ? Да и вроде по норгам на Новой Земле на ядерных полигонах замечены признаки жизни.
            1. 0
              12 декабря 2025 16:08
              Посмотрим. Нам с вами спешить некуда.
        2. 0
          12 декабря 2025 15:14
          tralflot1832 (Андрей С.), уважаемый, все, кто "Буревестник" много лет учил летать, в том числе на "ЮЯ", ходят и улыбаются. Никто не хмурится, как после "загадочного взрыва в Нёноксе"...Ведь летит, летит хорошо...
        3. 0
          12 декабря 2025 22:20
          Новую Землю жалко опять ядерку принимать на себя
    2. +4
      12 декабря 2025 14:50
      Да уж, три первых фото это что лежит на дне в Заливе Течений в Карском море .
  5. +5
    12 декабря 2025 15:00
    Интересно, а рыбу которая идет в магазины из Баренцево моря кто нибудь проверяет на радиацию?
    1. +1
      12 декабря 2025 15:26
      В Баренцевом море рыба дурная ,сегодня она икру отметала на ядерный реактор на дне ,а через месяц её поимали или мы или норвежские рыбаки.Да после чернобыльского бабаха рыбу проверяли в рыбном порту Мурманска ,но не долго неделю две,и почему-то в основном свьжевиков.Были такие Посольно - свежьвые траулеры -ПСТ.
    2. 0
      12 декабря 2025 22:24
      а зачем? люди светиться будут и фонарики покупать перестанут...скажут печенькой подавились если умрут
  6. Комментарий был удален.
  7. +3
    12 декабря 2025 15:11
    "Помимо уточнения ранее неизвестного местоположения радиоактивных объектов в Баренцевом море, экспедиция выполнила плановый осмотр затонувшей в 1968 году в заливе Степового у Новой Земли атомной подлодки К-27. "
    Уважаемый автор! В 1980 году я на МП "Звёздочка" в родном моём Северодвинске в док-камере гулял и АПЛ К-27 видел. Весь Северодвинск и уйма народу в ВМФ СССР, в предприятиях-контрагентах "Звёздочки", СЕВМАШа, "Арктики", несколько НИИ знали, что К-27 накачивают полистиролом. А позже, в 1981 году, сотни, если не тысячи: моряки, рыбаки, маячники, метеорологи, лётчики "Аэрофлота" (про ВС СССР и разведку ВМФ Норвегии даже не вспоминаю), знали, что АПЛ К-27 пошла к месту затопления в Карское море к Южному острову архипелага Новая Земля. Но было, всё же, это чуть-чуть позже Московской Олимпиады 1980 года...
    1. +1
      12 декабря 2025 21:40
      Цитата: Тестов
      подлодки К-27.

      Автор немного перепутал.
      Бывший штурман К-27 во втором экипаже В. В. Наумов вспоминал, что субмарина, введенная в эксплуатацию в 1962 году, перед катастрофой совершила два похода, в 1964 и 1965 годах. Первый двухмесячный поход на тот момент был рекордом автономного плавания подлодок. Оба похода проходили в Средиземноморье. С ЖМТ-реактором К-27 в сравнении с другими советскими подводными лодками отличалась высокой скоростью и маневренностью.
      При контрольном выходе перед третьей автономкой случилась катастрофа.
      Согласно данным В. В. Наумова, авария произошла в двенадцатом часу дня 24 мая 1968 года, по оценочным данным, из-за засорения каналов одного из двух ректоров шлаками или окислами теплоносителя. Ректор перегрелся, погорели его каналы, вследствие чего в итоге произошел выброс радиации.

      И дальнейшая судьба корабля:
      По словам В. В. Наумова, сама К-27 до 1982 года простояла на базе в Гремихе, а потом была затоплена в Карском море на 30-метровой глубине (по данным Мазуренко, на 75-метровой). Было намерение поднять и утилизировать АПЛ, но пока этот проект не реализован.

      https://dzen.ru/a/Z3p1NCbj0llJPxix.
  8. +2
    12 декабря 2025 15:19
    А море точно Баренцово?

    Российское научно-исследовательское судно «Академик Иоффе» в ходе арктической экспедиции обнаружило в Баренцевом море ранее неизвестное захоронение радиоактивных отходов. В заливе Течений был обнаружен комплексный могильник, какие-либо данные о котором отсутствовали как в открытых источниках, так и в советских инвентаризациях объектов ядерного наследия в Арктике.

    Залив Течений (Новая Земля) относится к Карскому морю.
    Залив Степового (там же) - тоже.

    Ну а Карское море ещё та радиоактивная помойка.

    Кстати, неизвестное радиоактивное захоронение может оказаться контейнером со сборками от реактора ледокола "Ленин", который должен быть захоронен в заливе Цивольки. Но там произошла мутная история. Когда в з.Цивольки обнаружилась повышенная радиоактивность, стали проверять все захоронения, по координатам, указанным в документах, данный контейнер не был обнаружен.
    1. +1
      12 декабря 2025 18:04
      Товарищ Берия (Берестов И. Я.), уважаемый, а можно подробнее, в каком году, какое министерство, на каком судне, камими приборами в заливе Цивольки не смогли найти понтон с контейнерами со сборками от 3 (трёх) реакторов атомного ледокола "Ленин", что команда ПТБ "Лепсе" утопила в 1967 году?
      Человек, открывший кингстоны того понтона, что "Лепсе"тянул из Северодвинска в море Карское известен: Синяев Александр Кириллович (23.01.1941, д. Новая Киреевка Тульской обл.). Окончил Мурманскую мореходку "техник-судомеханик" (1962), Ленинградское ВИМУ им. адмирала Макарова "инженер-механик" (1969, заочно).С 1958 – ученик слесаря Тульского оружейного з-да; с 1962 – моторист, механик на судах Мурманского Морского Пароходства, с 1964 – ст. механик плавучей технической базы "Лепсе". Участник операции по затоплению реакторного отсека атомного ледокола "Ленин".; с 1969 – ст. механик на судах ММП; с 1978 – нач. каравана судов атомного технологического обслуживания; с декабря 1985 – гл. инженер по атомным установкам ММП; с 1994 – представитель ММП на судоремонтной верфи в г. Турку (Финляндия); в 1996–2005 – директор ремонтно-технологического предприятия "Атомфлот". Председатель гос. комиссии по приемке новых судов атомного ледокольного флота "Ямал", "Советский Союз", "Севморпуть" и др. Награжден орденом "Знак Почета" (1986), медалями "Ветеран труда", "300 лет Российскому флоту", "Почётный работник Министерства морского флота", "Почетный полярник".
  9. +6
    12 декабря 2025 16:46
    После супервзрыва на Новой Земле я "заработал" витилиго (кто не знает это белые пятна на коже). Сейчас мне 73 и в целом считаю себя здоровым (лет 20 вообще не употреблял лекарств - лечусь малиной, которая позволяет поднять температуру и пропотеть).
    Как ктн по ядерным энергетическим установкам знаю много и считаю, что радиация скорее малоопасна по сравнению, например, с неконтролируемым поступлением ядовитых веществ с пищей, особенно антибиотиков.
    Правда и осторожность терять не следует - жить уже моим детям и внукам.
    1. +2
      12 декабря 2025 22:39
      Цитата: LuzinI
      знаю много и считаю, что радиация скорее малоопасна

      Многия знания -- многия печали (с)
      Игорь Павлович, сказав "А", следует сказать и "Б". А оно заключается в том, что радиация не опасна до тех пор, пока она не воздействует на генный аппарат организма. А вот потом "сраком" приходится бороться. Либо не поражает клетки костного мозга и тогда лейкемия приходим "в гости к вам"! А самое страшное -- это мутации, когда рождаются дети с такими... что и врагу не пожелаешь.
      Некоторые в последнее время заявляют, что радиация в малых дозах даже полезна для организма. Но на себе почему-то проверять не торопятся.
      hi
    2. 0
      12 декабря 2025 22:49
      Радиация опасна тем, что редко встречается и мало кто принимает меры предосторожности в связи с ее возможностью. Например знаю случай, когда 2 человека погибло от лучевой болезни потому, что таскали облученную болванку, которую геологи притащили на склад одного из НГДУ в ХМАО.
    3. 0
      13 декабря 2025 17:04
      радиация скорее малоопасна по сравнению, например, с неконтролируемым поступлением ядовитых веществ с пищей, особенно антибиотиков.

      Всё конечно относительно. Радиация в малых дозах малоопасна, особенно для здоровых людей, для малочуствительных людей и также имеет большое значение что облучено: нога или голова или заглотнул внутрь.
  10. 0
    12 декабря 2025 18:26
    Очень странное "открытие" российского научно-исследовательского судна «Академик Иоффе»... И район "открытия" - не на "пересечении 100 дорог" и для "супостата" - достаточно сложный для скрытного плавания и проведения "захоронения"... Вероятно - работа инопланетян, с планеты Мухокакель прилетали... Бывает...
  11. 0
    13 декабря 2025 10:38
    Да , странная статья. Ни предыстории, ни обоснований, не выводов. Непонятно чт и как, опасно/неопасно, хорошо/плохо и т.д.