Александр Дутов: жизнь и смерть белого атамана оренбургских казаков

10 458 66
Александр Дутов: жизнь и смерть белого атамана оренбургских казаков
Генерал-лейтенант Дутов на фотографии 1919 г.


Сегодня мы поговорим об Александре Дутове — ещё одном белом атамане гражданской войны. Известно, что его прадед был приписан к Ставропольскому казачьему войску (Ставрополь-на-Волге – сейчас Тольятти), созданному из крещеных калмыков в 1737 году. В 1803 году оно было уравнено в правах с прочими казачьими войсками, в 1842 году – упразднено, казаки с семьями были переведены в Оренбургское казачье Войско. Дед Дутова был войсковым старшиной Оренбургских казаков. Отец героя статьи, Илья Петрович Дутов, сумел дослужиться до звания генерал-майора, мать Александра, Елизавета, урождённая Ускова, тоже была казачкой — дочерью урядника Оренбургского казачьего войска. Однако на свет герой статьи появился в городе Казалинск Сырдарьинской области — по пути в Фергану, куда направлялись его родители. Случилось это в августе 1879 года.



Детские годы А. Дутов провел в Фергане и в Оренбурге. В возрасте 10 лет он был отдан на учебу в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, по окончании которого (в 1897 г.) поступил в столичное Николаевское кавалерийское училище. Из прошлых статей вы должны помнить, что выпускниками этого учебного заведения были и другие активные участники гражданской войны – Петр Врангель, Владимир Каппель, Андрей Шкура (Шкуро), донской атаман Африкан Богаевский.

Молодость атамана


Военную службу хорунжий Александр Дутов в 1899 году начал в 1-м Оренбургском казачьем полку, который, вопреки названию, был размещен в Харькове.


На этом снимке мы видим хорунжего Александра Дутова (крайний слева) с другими офицерами Первого Оренбургского казачьего полка

Однако уже в 1902 году Дутов перешел в инженерные войска, был преподавателем саперной, затем (с 1903 г.) – телеграфной школы в Киевском саперном батальоне. В 1903 году получил звание поручика и женился на Ольге Викторовне Петровской. Затем была учеба в Николаевской Академии Генерального Штаба, которая прервалась во время Русско-японской войны: Дутов отправился в Маньчжурию добровольцем, с 11 марта по 1 октября 1905 г. служил в одном из саперных батальонов 2-й Маньчжурской армии, был награжден орденом Святого Станислава III степени.

Академию в итоге он окончил лишь в 1908 г. по 2-му разряду, без производства в следующий чин и причисления к гвардии и Генеральному штабу, а также без старшинства в один год. Первые 10 выпускников курса остались в Петербургском военном округе, а штабс-капитан Дутов был направлен в штаб 10-го армейского корпуса (Киевский военный округ).

Продолжение службы


В 1909 году мы видим Дутова в Оренбурге: здесь в местном казачьем юнкерском училище он три года преподавал тактику, конно-саперное дело и топографию. Одним из его учеников был печально знаменитый Григорий Семенов, который станет одним из самых кровавых и одиозных белых атаманов гражданской войны. В декабре 1910 года Александр Дутов получил ещё один орден – Святой Анны III степени. Наконец, в октябре 1912 года он снова оказался в 1-м Оренбургском казачьем полку – был направлен в эту часть для цензового командования сотней, необходимого для получения следующего звания.

Получив чин войскового старшины, в октябре 1913 года он вернулся в Оренбург на прежнюю должность преподавателя юнкерского училища, которую занимал до марта 1916 года, когда был направлен на фронт – опять же, в 1-й Оренбургский казачий полк, который входил в состав 10-й кавалерийской дивизии, воевавшей в составе Юго-Западного фронта. Как выпускник академии генштаба, был назначен помощником командира полка. Участвовал в известном весенне-летнем наступлении Юго-Западного фронта (Луцкий или Брусиловский прорыв), был дважды ранен, а в октябре получил должность командира 1-го Оренбургского казачьего полка. В относящейся к тому времени аттестации Дутова говорилось:

На тяжесть походной жизни не жалуется – всегда весел. Нравственности хорошей. Умственно развит хорошо. Живо интересуется службой и любит ее. Начитан и хорошо образован. Боевого опыта еще не имеет, но стремится к самостоятельному решению боевых задач. В бою несколько впечатлителен и склонен давать обстановку боя по впечатлению младших и несколько преувеличенную. Работать любит напоказ, хотя вообще в работе неутомим. Хозяйство знает. О подчиненных заботлив. Хороший командир.

Зимой 1916-1917 гг. этот полк понес большие потери, прикрывая отступление Румынской армии к Бухаресту. Уже накануне революции, в феврале 1917 года, А. Дутов получил звание полковника и орден Святой Анны II степени.

Александр Дутов после Февральской революции


Дутов сочувственно отнёсся к отрешению Николая II от власти, поскольку, подобно абсолютному большинству населения России тех лет, он презирал последнего императора, считая его неспособным управлять великой страной. Согласно свидетельствам современников, в то время будущий атаман с симпатией относился к политической программе партии конституционных демократов. И даже после прихода к власти Колчака он всё ещё был сторонником созыва Учредительного собрания. Сам Дутов, кстати, писал:

Я люблю Россию, в частности свой Оренбургский край, в этом вся моя платформа. К автономии областей отношусь положительно, и сам я большой областник. Партийной борьбы не признавал и не признаю.

В марте 1917 г. с согласия премьер-министра Временного правительства Г. Е. Львова в Петрограде состоялся первый Общеказачий съезд, собранный «для выяснения нужд казачества». Прибывший на него в качестве делегата от своего полка герой статьи был избран заместителем председателя, а затем — уже председателем второго съезда.


Президиум Всероссийского съезда казачьих частей во главе с А. Дутовым. Петроград, 7 июля 1917 г.

Летом 1917 года Временное правительство назначило Дутова комиссаром по продовольствию в Оренбургской губернии и Тургайской области.

В сентябре того же года он был избран войсковым атаманом Оренбургского казачьего войска и главой войскового правительства Оренбургского военного округа.

Александр Дутов во время гражданской войны


26 октября 1917 года Дутов подписал приказ о непризнании власти большевиков на территории Оренбургского казачьего войска, на следующий день объявил, что возлагает на себя исполнительную государственную власть на подконтрольных ему землях. А в ноябре был избран членом Учредительного собрания от Оренбургского казачьего войска.

25 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров опубликовал обращение с призывом к борьбе с атаманами А. Калединым и А. Дутовым, которые объявлялись вне закона. Дутов же в декабре 1917 года на Войсковом круге Оренбургского казачьего войска призвал к мобилизации, но большинство казаков не хотели воевать, в подчинении у Дутова оказалось не более 2 тысяч человек, и 31 января 1918 года он был выбит Блюхером из Оренбурга, городское земское собрание и ряд казачьих станиц признали советскую власть. Дутов же сражался в Верхнеуральске, в марте 1918 г., после потери и этого города, отошёл в станицу Краснинскую.

В апреле она была окружена большевистскими войсками, 17 числа того же месяца Дутов сумел прорваться в Тургайскую степь. Но к концу мая 1918 года с помощью мятежных легионеров Чехословацкого корпуса красные войска все же были разгромлены, а 8 июня 1918 года фактически на штыках чехословаков в Самаре было сформировано «всероссийское правительство» – Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч), власть которого признал Дутов – и 25 июля получил от этих самозваных правителей звание генерал-майора.


А. И. Дутов в Самаре, 1918 г.

3 июля 1918 года пал и Оренбург, в который вошли отряды Николая Карнаухова, а 7 июля в этот город прибыли Дутов и Войсковое Правительство.


А. Дутов на фотографии, сделанной в Оренбурге,1918 г.

28 сентября 1918 года был захвачен и Орск, 17 октября Дутов стал командующим сформированной Оренбургским Казачьим Кругом Юго-Западной Белой армии, которая к концу того года насчитывала почти 11 тысяч пехотинцев и 22 с половиной тысяч всадников. До ноября 1918 года эта армия находилась в подчинении Уфимской директории, а затем уже генерал-лейтенант Дутов признал власть Колчака.


Колчак и Дутов перед строем добровольцев

В декабре 1918 года армия Дутова стала Отдельной Оренбургской, воевала на территории Южного Урала и в северных районах Степного края, больших успехов не достигла: 21 января 1919 г. белые оставили Оренбург, а 18 февраля 1919 года на сторону большевиков перешли башкиры отряда Валидова. Весной того же года армия Дутова стала корпусом Южной армии генерала Белова, и белые перешли в наступление, захватив Уфу. Однако 28 апреля советская Южная армия, которой командовал 34-летний Михаил Фрунзе, разгромила войска Колчака, освободив Бугуруслан, и нанесла поражение Волжскому корпусу генерала Каппеля.

23 мая игравший роль правителя России адмирал Колчак назначил Дутова походным атаманом всех казачьих войск и генерал-инспектором кавалерии, сохранив за ним также и должность войскового атамана Оренбургского казачьего войска.


Атаман Дутов и Колчак, февраль 1919 г., Троицк

В результате в конце весны и летом 1919 г. Дутов находился в Омске, а затем встречался с местными атаманами – Семеновым, Гамовым, Калмыковым. К командованию Оренбургской армией он вернулся лишь в сентябре.

Белые войска везде терпели поражения, и остатки войск Дутова вынуждены были отступить к Ишиму, где соединились со 2-м Степным корпусом.

В начале сентября 1919 года 20-тысячная группировка Оренбургской армии Дутова, генерала Бакича, казачьих отрядов Захарова и Разумника-Степанова начала отступление, которое завершилось только в конце декабря. Последний этап этого отступления вошёл в историю как «Голодный поход». Один из его участников – Иван Еловский – вспоминал о том, что происходило в сентябре:

Каждый пуще смерти боялся остаться без лошади... Нередко можно было наблюдать, как около павшей лошади рыдала вся семья беженца, обреченная на голодную смерть... С каждым днем запасы наши истощались. Достать продуктов было негде. Если где и ночевали киргизы, то, услышав, что идут русские, откочевывали куда-нибудь подальше от пути нашего следования. Чувство сострадания исчезло у каждого. У дороги лежит умирающий человек, который умоляет о помощи, протягивает руки к проходящим, стонет, но никто не видит и не слышит. Такие картины становились обычными.

В октябре отступавшие белые узнали, что красными взят Петропавловск и Омск, Второй Степной корпус перешёл на сторону большевиков, под контролем которых теперь оказался Семипалатинск. У белых оставался один путь — через Каркаралинск на Сергиополь и в Семиречье, которое контролировал белый генерал, но фактически — малоадекватный бандит Борис Анненков. Отступающих белогвардейцев постоянно атаковали войска большевиков, а также партизаны отрядов «Горных орлов», которыми командовал ранее служивший под командой Анненкова вахмистр Егор Алексеев. Началась эпидемия сыпного и брюшного тифа. Еловский пишет:

Не было ни медикаментов, ни ухода. Иногда среди больных два-три человека умирали и лежали вместе с больными по несколько дней, так как некому было вынести умерших или подать воды больным.

К концу декабря 1919 года эти сводные войска закончили переход через почти безлюдную степь (550 верст), потеряв от голода, переохлаждения, инфекционных болезней 9 тысяч человек из 20 тысяч. Зверства, которые они увидели во владениях Анненкова, ужаснули новопришедших, генерал Андрей Бакич вспоминал:

Способ командования и порядки в партизанских частях атамана Анненкова, где не соблюдались основные требования военной службы, отрицались законность и порядок, допускались невероятные бесчинства и грабежи как по отношению к мирному населению деревень и станиц, а равно и по отношению к чинам моего отряда, вследствие болезни не могущих постоять за себя, вызвало озлобление против партизан генерала Анненкова со стороны чинов моего отряда.

Анненков тоже не рад был союзникам – настолько, что издал шокировавших всех приказ:

Всякий партизан имеет право расстреливать каждого, не служившего в моих частях, без суда и следствия.

О снабжении «союзников» и речи не шло: продовольствие Дутову и другим командирам белых частей покупать пришлось у Анненкова. Платить пришлось и за предоставление жилья. А самого Дутова Анненков назначил на формальную и безвластную должность гражданского губернатора Семиреченской области. Общее командование должен был осуществлять генерал А. С. Бакич, однако все понимали, что война уже проиграна.

Бегство в Китай


2 апреля 1920 года атаман Дутов и отряд (около 500 казаков и гражданские беженцы) через перевал Кара-Сарык ушли на территорию Китая. За ним последовали генерал Бакич и атаман Анненков. В Китае отряд Дутова был разоружен, сам он с наиболее близкими людьми разместился в казармах русского консульства города Суйдин (в настоящее время – Шуйдин, находится в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая).


Атаман Дутов в азиатском халате

Большинство рядовых казаков были размещены в находившемся поблизости городе Кульджа. По свидетельству Еловского, больше половины из них вскоре ушли на советскую территорию. Но Дутов не отказался от борьбы. Он установил связь с представителями Антанты и обратился ко всем оказавшимся на территории Китая белогвардейцам с призывом объединиться для продолжения войны. Более того, Дутов готов был сотрудничать с басмачами. Вспоминается, кстати, фильм «Корона Российской империи» и полковник Кудасов с его обращением к басмачам:

Великие воины ислама, во имя Аллаха гоните эту красную сволочь с нашей родной земли!


Надо сказать, что идеи союза с басмачами и радикальными исламистами шокировали даже многих непримиримо настроенных белых офицеров. Но Дутова уже «понесло», он заявлял:

Я выйду умирать на русскую землю и обратно в Китай не вернусь.

Именно с деятельностью агентов Дутова связывают мятеж гарнизона города Верный (Алмата) в июне 1920 года и 1-го батальона 5-го пограничного полка в городе Нарын в ноябре 1920 года. Дальше терпеть этот «нарыв» советские чекисты не стали.

Ликвидация атамана


Оптимальным решением проблемы Дутова стал бы вывоз атамана на советскую территорию и открытый судебный процесс – как позже над Анненковым.


В конце 1920 года установить контакт с Дутовым было поручено Касымхану Чанышеву. Его род был не только богат, но и знатен, и Касымхан даже имел прозвище «Князь». До революции он активно вел контрабандную торговлю с Китаем, имел связи в этой стране, был известен храбростью и набожностью – даже совершил хадж в Мекку. Отряд, который создал Чанышев, атаковал отступавшие в Китай группы белогвардейцев, и 1 декабря 1920 года «за уничтожение атамана Сидорова» Касымхан уже награждён золотыми часами. Сам он позже писал об этом периоде своей жизни:

Со дня возвращения из царской армии первый организовал из добровольцев-фронтовиков в г. Джаркенте на пограничных полосах Китая партизанские отряды против бежавших белых… и командовал этими отрядами до 1919 года.

Впрочем, некоторые считают, что Касымхан нападал на белых не из идейных соображений, а просто грабил их – ведь «за кордон» они, подобно Черному Абдулле из фильма «Белое солнце пустыни», бежали не с пустыми руками.

13 апреля 1920 года Чанышев был назначен начальником уездно-городской милиции города Джаркента. Рядовыми милиционерами, как вы, наверное, догадались, стали члены его отряда. Поскольку к тому времени уже были конфискованы сады его отца, Чанышев мог играть роль «обиженного на Советскую власть».

В сентябре 1920 года Касымхан по знакомым ему дорогам перешёл границу и установил контакт с переводчиком Дутова – полковником Аблайхановым. Тот познакомил его с Дутовым, который поверил в существование в Джанкере подпольной организации, члены которой с нетерпением ждут «атамана-освободителя». Чанышев даже устроил на работу в милицию агента Дутова – некоего Нехорошко, который полностью подтверждал все утверждения Касымхана.

Донесения от Нехорошко Дутову привозил будущий убийца этого атамана – Махмуд Ходжамиаров. Чанышев 5 раз встречался с Дутовым, но схватить и тайно вывезти его на советскую территорию никак не удавалось. В конце концов, атамана было решено просто ликвидировать: исполнителем стал упоминавшийся выше Махмуд Ходжамьяров, который 6 февраля 1921 года смертельно ранил атамана, убив также его адъютанта атамана Лопатина.

Другой член отряда Чанышева, Куддук Байсмаков, нанес смертельный удар ножом часовому казаку по фамилии Маслов. Через несколько дней после похорон тело Дутова было выкопано из могилы и обезглавлено. Сторонники атамана считали, что голова Дутова понадобилась исполнителям для отчёта в ЧК. Но вполне возможно, что Дутову посмертно отомстили его враги, которых у него было немало, например, среди бывших анненковцев.

Махмуд Ходжамьяров был награжден золотыми часами и маузером с гравировкой:

За лично произведенный террористический акт над атаманом Дутовым товарищу Ходжамиарову.

Чанышев получил золотые часы, именной карабин и документ, подписанный заместителем Дзержинского Петерсом, в котором говорилось:

Предъявитель сего, тов. Чанышев Касымхан, 6 февраля 1921 г. совершил акт, имеющий общереспубликанское значение, чем спас несколько тысяч жизней трудовых масс от нападения банды, а поэтому требуется к названному товарищу со стороны советских властей внимательное отношение, и означенный товарищ не подлежит аресту без ведома Полномочного представительства.

О ликвидации Дутова в СССР был снят фильм «Конец атамана», в котором собирательную роль советского разведчика Касым-хана Чадьярова сыграл Асанали Ашимов, а в образе Дутова зрители увидели Владислава Стржельчика.


Асанали Ашимов в роли Касым-хана Чадьярова


В. Стржельчик в роли атамана Дутова

О приключениях главного героя этого фильма были сняты ещё три кинокартины: «Транссибирский экспресс», «Маньчжурский вариант» и «Кто вы, господин Ка?».

А ставший прототипом Касым-хана Чадьярова Касымхан Чанышев «погиб в 1933 году от рук врагов советской власти». Больше о его смерти ничего не известно.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    18 декабря 2025 04:29
    Бесславная смерть Дутова еще раз подтверждает истину...что без поддержки народа любая борьба обречена на позорное поражение.
    1. +10
      18 декабря 2025 05:44
      Привет Алексей, спасибо Валерий!
      Люди подобные Дутову боролись за «старый мир и порядок». Уметь принять неизбежно новое иногда сложно. Для этого надо уметь видеть, слышать и иметь стержень, а не катится как перекати-поле.
      1. +2
        18 декабря 2025 09:24
        Цитата: Коте пане Коханка
        Люди подобные Дутову боролись за «старый мир и порядок». Уметь принять неизбежно новое иногда сложно

        Вы статью, видимо, не читали: Дутов всенародно избранный Депутат Учредительного Собрания России, где и должны были решится все вопросы России, что обещали, да, и большевики.

        Патриот России, офицер фронтовик войн за Россию, вссю Великую войну-на фронте, в отличие от жравших пиво швейцарцев уляновых, многажды ранен и награжден.

        Образец русского офицера и казака, защитник русских.

        Большевики с союзникаи чеченами, ингушаи, казахаи изрубили и выселили русскую чечню и нгушетию,семиречье, и пр, уничтожили русское казачество,ублажили националов

        Телеграмма большевиков в москву: ,1920 :Русских (станицы) выселили успешно. . Чеченцы рады безмерно
        .

        До сих пор и большевистк потомки празднуют и рады? Так им тогда и надо...
        ..
        1. +8
          18 декабря 2025 13:50
          Цитата: Ольгович
          Дутов всенародно избранный Депутат Учредительного Собрания России,

          А где и когда проходили эти всенародные выборы?
          Цитата: Ольгович
          Телеграмма большевиков в москву: ,1920 :Русских (станицы) выселили успешно. . Чеченцы рады безмерно

          А кто конкретно из большевиков это отправлял и от куда? Должен на тлг быть исходящий,. адрес кому и подпись от кого.Ну а по нынешним временам ещё и архивный номер, где и откуда взято. Или опять пытаетесь в очередной перестроечно-исторический документ вдохнуть хоть что-то.?.
          Цитата: Ольгович
          До сих пор и большевистк потомки празднуют и рады?

          Нет сейчас пытаются радоваться такие как вы, потомки "натоящих патриотов России" типа Анненкова, Семёнова, Шкуры, Краснова и им подобных.
          1. -4
            18 декабря 2025 14:10
            Цитата: Fitter65
            А где и когда проходили эти всенародные выборы?

            В России, естсвенно.
            В СССР выборов не было-боялись до энуреза.
            Цитата: Fitter65
            А кто конкретно из большевиков это отправлял и от куда?

            свои преступления и знать надо:
            Орджоникидзе:
            «Мы определенно решили выселить 18 станиц с 60 тысячным населением в результате — «станицы Сунженская, Тарская, Фельдмаршальская, Романовская, Ермоловская и другие были освобождены от казаков и переданы горцам ингушам и чеченцам
            ».


            Из телеграммы члена РВС Кавказской трудовой армии Врачева Сталину и Орджоникидзе от 1 ноября 1920 г.:
            «Выселение станиц идёт успешно… Сегодня у меня происходило совещание с чеченцами — представителями аулов. Настроение чеченцев превосходное, они рады до бесконечности…»


            вы тоже до сих пор пляшете от радости от уничтожения русской чечни? И как ваши красные горцы-степняки-благодарны? lol
            Цитата: Fitter65
            Нет сейчас пытаются радоваться такие как вы, потомки "натоящих патриотов России"

            вы же радовались и до сих пор уничтожению бурно растущих РУССКИХ казаков на окраинах , теперь уж бурно радуйтесь своим братьям по классу оттуда, раз русские не нравились..
            Встречайте поезда, готовь плов и никаб для дочери.....
            1. 0
              18 декабря 2025 17:26
              Цитата: Ольгович
              В России, естсвенно.

              А я то думал на тёмной стороне луны. А в каком уезде проходили ети всенародныеили всевселенские выборы? Сколько там народу участвовало?
              Цитата: Ольгович
              вы же радовались и до сих пор уничтожению бурно растущих РУССКИХ казаков на окраинах , теперь уж бурно радуйтесь своим братьям по классу оттуда, раз русские не нравились..

              Про вас Ольгович ещё В.С. Высоцкий во времена СССР сказал- Ну сумасшедший что возьмешь.
              Цитата: Ольгович
              Из телеграммы члена РВС Кавказской трудовой армии Врачева Сталину и Орджоникидзе от 1 ноября 1920 г.:
              «Выселение станиц идёт успешно… Сегодня у меня происходило совещание с чеченцами — представителями аулов. Настроение чеченцев превосходное, они рады до бесконечности…»

              Только телеграму надо читать полностью а не теми кусками как вам выгодно. Ну в принципе вы только и умеете факты передёргивать.
              Цитата: Ольгович
              вы же радовались

              Ну я про таких как вы потомков различных Шкур, Аненковых и Красновых и говорю. Что вы из шкуры выскочить готовы лишь бы Советский период российской истории обгадить. Да на большее вы и не способны.Вы как привыкли к этому так и будете этим заниматься...
              1. -1
                18 декабря 2025 19:32
                Цитата: Fitter65
                Из телеграммы члена РВС Кавказской трудовой армии Врачева Сталину и Орджоникидзе от 1 ноября 1920 г.:
                «Выселение станиц идёт успешно… Сегодня у меня происходило совещание с чеченцами — представителями аулов. Настроение чеченцев превосходное, они рады до бесконечности…»

                Только телеграму надо читать полностью а не теми кусками как вам выгодно. Ну в принципе вы только и умеете факты передёргивать.

                не могли бы привести полностью? а то - нигде другого текста нет.. request
              2. 0
                19 декабря 2025 08:46
                Цитата: Fitter65
                А я то думал на тёмной стороне луны. А в каком уезде проходили ети всенародныеили всевселенские выборы? Сколько там народу участвовало?

                по всей России, участвовали десятки миллионов равных избирателей человек-признаны самыи демократическими выбораи мира того времени.

                При вас выброов НЕ было-кого приказали, того послушно и.."выбирали" из него же lol fool
                Цитата: Fitter65
                Про вас
                :
                В Ленинграде-городе
                У Пяти Углов
                Получил по морде
                Саня Соколов

                Пел немузыкально
                Скандалил
                Ну и, значит, правильно
                Что дали
                lol
                Цитата: Fitter65
                Ну в принципе вы только и умеете факты передёргивать

                ну передерни обратно, как русские станицы не уничтожили fool
                Цитата: Fitter65
                готовы лишь бы Советский период российской истории обгадить

                как вы сами обг-сь больше никто не сможе lol тДа на большее вы и не способны..Вы как привыкли к этому так и будете этим заниматься...
            2. +2
              18 декабря 2025 19:14
              Цитата: Ольгович
              станицы Сунженская, Тарская, Фельдмаршальская, Романовская, Ермоловская

              например, станица Ермоловская, чечня, нет давно, аул:

              1913 г-Общая площадь надела - 24682 дес., в т. ч. удобной – 24263 дес., леса - 164 дес.
              Число дворов - 585.
              Коренных жителей: 1423 муж. 1496 жен., пришлых оседлых: 193 муж. 178 жен.
              Население: русские, православные и старообрядцы


              Тальков:Кому-то черный глаз слепила
              ...
        2. +2
          18 декабря 2025 14:36
          Дутов всенародно избранный Депутат Учредительного Собрания России,

          Угу как и «наши избранники» feel
          Сословный принцип формирования учредительного собрания ни кто не отменял. Правда в первые годы советской власти он носил классовый характер. Однако, Советская Россия быстро решила гендерный вопрос.
          Так что Дутов был популярен только в узком казачьем кругу, что однозначно не все Россия и весь народ.
          1. -2
            18 декабря 2025 16:31
            Цитата: Коте пане Коханка
            Сословный принцип формирования учредительного собрания ни кто не отменял

            никто не отменял, ибо никто и не вводил_
            это были ВСЕОБЩИЕ РАВНЫЕ ТАЙНЫЕ ПРЯМЫЕ выборы, где дворянин и крестьянин имели равный один голос
            Цитата: Коте пане Коханка
            Правда в первые годы советской власти он носил классовый характер. Однако, Советская Россия быстро решила гендерный вопрос.

            это -выборов в СССР не было. Никогда
            Цитата: Коте пане Коханка
            Так что Дутов был популярен

            среди 2 сотен тысяч избирателей округа-мало?
            1. 0
              18 декабря 2025 17:38
              Вечер добрый Олегович.
              200 тысяч - это число всех жителей в округе «пол палец потолок» имеющих право избирателя.
              Голосование проходило по спискам, которые заранее распространялись в казачьей среде посредством войскового ресурса. Само голосование проходило путем простой явки. По сути сколько раз пришел столько и проголосовал.
              Так что не удивительно, что возможность манипуляции и махинации на местах имело исключительный «удобный» характер.
              По поводу женщин, был не прав.
              1. +2
                19 декабря 2025 08:59
                доброе утро.

                1 мандат-от 200 000 избирателей.
                Цитата: Коте пане Коханка
                Голосование проходило по спискам

                как и сегодня-спики были рсдрп, , эсеров , и пр
                Цитата: Коте пане Коханка
                Само голосование проходило путем простой явки.

                как во все мире
                Цитата: Коте пане Коханка
                По сути сколько раз пришел столько и проголосовал.

                1 избиратель-один голос
                Цитата: Коте пане Коханка
                По поводу женщин, был не прав

                и сословий тоже hi
    2. +8
      18 декабря 2025 06:53
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Бесславная смерть Дутова еще раз подтверждает истину...что без поддержки народа любая борьба обречена на позорное поражение.

      Бесславная смерть -это смерть в подвалах НКВД от своих
      1. +5
        18 декабря 2025 07:43
        Ну вот, дождались...Сейчас начнутся байки про благороднейших белых?
        1. +17
          18 декабря 2025 08:37
          Начнутся дискуссии о том, что в Гражданской войне нет разделения на «праведников» и «грешников» .
          Мое детство прошло в местах, где шли бои красных с дутовцами. Мне бабушка говорила, что её деревню когда-то сожгли дутовцы и описывала их как злодеев. Только сейчас, изучая историю родного края, я узнал, что эта деревня была казачей станицей, а сожгли её красные в ответ на расстрел казаками карательного отряда Цвиллинга.
          1. +21
            18 декабря 2025 10:49
            Земляк..Отца сестры старшей муж рассказывал,что в Донецкую (он родом с Переволоцкого района был) пришли красные, и как в фильме "Тихий Дон" было,только с точностью до наоборот - стою,говорит,за юбку мамкину держусь..
            - Где казаки ваши?
            - В степи поищите,здесь их нет.
            - Да там только пулю или шашку найдем..
            Штыками в сено покололи,походили,и когда уходили,один дед (а может и не дед,мне тогда все дедами казались,говорит,что мне там лет-то было) ножом от большого куска сахара отколол немного, я мамке в подол положил..
            1. 0
              18 декабря 2025 11:18
              Младшего брата старшей жены двоюродной сёстры ...
          2. 0
            18 декабря 2025 11:17
            То есть, первопричиной был расстрел отряда Цвиллинга? И кого он шёл "карать"?
            1. +17
              18 декабря 2025 12:08
              Да в том-то и дело,что никого этот ваш еврей-уголовник (Холодный зимний вечер в Томске. В одну из типичных аптек, коих было немного в ХХ веке, заходит молодой человек. Он просит продать ему немного щавелевой кислоты. В это время в помещение врывается другой парень с пистолетом «браунинг» в руках. Происходит «случайный выстрел». Аптекарь убит, из кассы похищено 75 рублей. Нападавшими были два будущих революционера — несовершеннолетние Самуил Цвиллинг и его старший брат.

              В дальнейшем их будут судить. Старшего брата, у которого несколько ограблений за плечами, приговорят к смертной казни. Самуилу дадут 10 лет, но ходатайство опытнейшего адвоката и мамы помогут отправить дело на новое рассмотрение. В итоге Цвиллинга отправят в тюрьму на пять лет. Этот факт историками будет трактоваться по-разному. Советские люди будут читать об ограблении как о величайшем поступке и необходимости в этих 75 рублях на нужды революции. Российские историки посчитают, что это был банальный грабеж.
              ) Цвилинг (Шмуля Берке Мовшев Цвилинге (урожденном с одной «л») карать не шел, банально шел грабить, но вот не сложилось, в то время в казацких станицах действовали отряды самообороны. Рассказывают, что, когда один из казаков станицы Изобильной замахнулся на него шашкой, Цвиллинг закричал: «Не убивайте, я доктор!» Но это его не спасло, до такой степени достал всех своей "славой" мародера и грабителя. По злой иронии судьбы "дурдом" в столице нашего степного края именем этого "пламенного революционера" назовут)))
              1. 0
                18 декабря 2025 16:11
                Да уж,какие были мародёры и грабители сами казаки...А тут их бедных и несчастных самих пришли "грабить"...
            2. 0
              18 декабря 2025 13:53
              Цитата: Grencer81
              То есть, первопричиной был расстрел отряда Цвиллинга? И кого он шёл "карать"?

              А тех кто до этого дутовцам , или им подобным, помогал население грабить...
            3. +5
              18 декабря 2025 18:07
              Цвиллинг выставил оренбургским казакам ультиматум, что либо они с большевиками, либо против них. Большинство казаков идеологически большевиков не поддерживали, но и воевать тоже не хотели, не поддержав тем самым Дутова. Они выступили за нейтралитет, но в отместку получили грабежи своих станиц под видом продразверстки. Бесчинства отряда Цвиллинга были пресечены жестко, на что красные ответили еще большей жестокостью, приказав сжечь 12 казачьих станиц. Неудивительно, что Дутов после таких расправ стал получать поддержку.
              1. +1
                19 декабря 2025 07:05
                Продразвёрстка была государственной программой,а байки про "грабежи" придумали уже после бандитской расправы над отрядом Цвиллинга, чтобы оправдать убийство.
                А что вы хотели от красных, после расправы,по вагону шоколада в каждую станицу?
                1. +3
                  19 декабря 2025 21:41
                  Большевики захватили власть силой. Дутов эту власть не признал. Так что в глазах казаков продразверстка воспринималась как грабеж, а с разбойниками у казаков всегда разговор был короткий. Брать мирные поселения в заложники и проводить над ними расправы это военное преступление и ничем не отличается от методов войны гитлеровцев.
                  1. 0
                    19 декабря 2025 23:11
                    Казаки сами никогда не отличались от разбойников... И при подавлении восстаний во время Первой революции грабили и убивали русских мужиков от души.
                    Что им и припомнили.
      2. vet
        0
        18 декабря 2025 12:52
        Смерть Дутова тоже славной не назовешь. И, следует признать, что если бы его не ликвидировали, он бы еще из России немало попил кровушки и немало людей погубил - видимо, по причине большой "любви" к родине. В данном случае его ликвидация была абсолютно оправдана.
    3. +5
      18 декабря 2025 08:04
      Да, Дутов раньше всех осознал опасность большевизма для казачества, но рядовые казаки не поддержали его и не желали воевать пока еще Красная Армия была слаба. Думали остаться в стороне.Под ружье встали только юнкера Оренбургской военной академии. Матросы из Петрограда беспощадно расправились с ними. Когда казаки поняли, нейтральными остаться не поучится, было уже поздно. Троцкий уже укрепил дисциплину и значительно пополнил ряды Красной Армии.
    4. -1
      18 декабря 2025 10:26
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Бесславная смерть Дутова еще раз подтверждает истину...что без поддержки народа любая борьба обречена на позорное поражение

      это да и блюхера (упомянут в статье) тому пример:
      из Доклада комиссии ЦК
      Заслуги Блюхера были высоко оценены советским правительством. Блюхер был награжден орденом Красного Знамени № 1 и орденом Красной звезды № 1.

      На 17-ом съезде партии Блюхер был избран кандидатом в члены ЦК ВКП(б).

      22 октября 1938 года Блюхер был арестован НКВД СССР. Против Блюхера были выдвинуты клеветнические обвинения в принадлежности к антисоветской организации правых и к военному заговору, что он категорически отрицал.

      Проверкой установлено, что все выдвигавшиеся против Блюхера обвинения лишены оснований, и он был арестован без вины.

      Следует отметить, что до ареста Блюхера НКВД СССР предъявило обвинение ряду арестованных (Лаврентьев, Дерибас и др.), что они с целью ослабления Советской Армии готовили террористический акт против Блюхера.

      После ареста Блюхер жестоко избивался лично Берия и его сообщниками.

      Один из бывших следователей НКВД Головлев, будучи допрошенным в 1955 году, показал, что он, увидев впервые арестованного Блюхера, «сразу же обратил внимание на то, что Блюхер накануне был сильно избит, ибо все лицо у него представляло сплошной синяк и было распухшим».

      (Дело Блюхера, т. I, л. д.)

      В результате зверских избиений Блюхер на восемнадцатый день после ареста 9 ноября 1938 года умер. В ту же ночь Меркулов вместе с подручными отвез труп Блюхера для кремации.


      у Дутова-солдатская участь, а вот у блюхеров..... ..
      1. +6
        18 декабря 2025 16:31
        Блюхер был арестован за то, что он фактически развалил Дальневосточный военный округ и это привело к плачевным последствиям во время боёв с японцами. Следователи просто не могли поверить, что такой человек, как Блюхер мог довести целый округ до состояния катастрофы просто по причине банальной халатности, пьянства и отнимающих у него все время интрижек с легкодоступными любвеобильными бабенками. Были уверены, что он сознательно вредил - по каким-то идейным соображениям. Поздно его убрали, много вреда нанести успел, и много солдат по его вине погибли.
        1. -2
          18 декабря 2025 18:39
          Цитата: ВлР
          Блюхер был арестован за то, что он фактически развалил Дальневосточный военный округ и это привело к плачевным последствиям во время боёв с японцами

          маршалу было предъявлено обвинение в участии в военном заговоре, шпионаже и вредительстве.
          Цитата: ВлР
          как Блюхер мог довести целый округ до состояния катастрофы просто по причине банальной халатности, пьянства и отнимающих у него все время интрижек с легкодоступными любвеобильными бабенками

          орден Ленина в 1938 г-за "катастрофу" и квартира в москве..

          А его расстрелянные брат и жены тоже с бабенками развлекались?
          Цитата: ВлР
          Поздно его убрали

          не подписал судебный приговор ТУхачевскомуу и пр-вот и убрали его мехлис и Фриновский

          Следователи просто не могли поверить
          следователе
          й тоже прикончили, как фриновского и берию....,
    5. 0
      18 декабря 2025 14:02
      Это называется -"попал в историю".Вот,даже фильмы сняли...
  2. vet
    +3
    18 декабря 2025 07:38
    Вспоминается, кстати, фильм «Корона Российской империи» и полковник Кудасов с его обращением к басмачам:
    Великие воины ислама, во имя Аллаха гоните эту красную сволочь с нашей родной земли!

    Зачетный намек на Дутова! Советские режиссеры вообще часто "пасхалочки" закладывали. В статье о Шкуро, помнится, на его внешнее сходство с атаманом Лютым обращалось внимание.
    1. +5
      18 декабря 2025 09:19
      Цитата: vet
      Советские режиссеры вообще часто "пасхалочки" закладывали

      "Пасхалочки",кстати,из английского сленга,и очень популярно в Британии и США,но это конечно к слову сказать.
      Что касается советских режиссеров,то большинство из них конечно были большими развратниками и пьяницами,что и не было никогда секретом.В таком угаре какой только мути не наснимаешь.
      1. +8
        18 декабря 2025 09:35
        Но ведь талантливыми были эти советские "богемщики". А вот нынешние актеры и режиссеры: и развратники, и пьяницы, и неадекватные прид...рки вроде Кологривого - в общем, вроде бы, все "что надо" есть (ведь по стопам мэтров идут!) - кроме таланта.
  3. vet
    +2
    18 декабря 2025 07:39
    К автономии областей отношусь положительно, и сам я большой областник.

    Потенциальный сепаратист
    1. +3
      18 декабря 2025 08:22
      Дутов стоял за единую и неделимую Россию. Это показано даже в советском кинофильме «Конец атамана», когда он говорит Камым-хану Чадьярову: «Об автономии Казахстана забудь». К тому же, автономия еще не значит полная независимость. В СССР тоже было не мало автономных республик .
  4. +6
    18 декабря 2025 07:48
    Цитата: vet
    Потенциальный сепаратист

    Вот именно. В случае победы белых Семенов и Анненков сцепились бы с презирамым ими Колчаком, Шкуро и Мамонтов отказались бы подчиняться Деникину. Шкуро ведь еще в 1919 году, стегая сапоги хлыстом, безнаказанно заявил Деникину:
    «Хотите – завтра не будет ни Ленина, ни Деникина, ни Троцкого. Только батько Махно и батько Шкуро».

    Дутов стал бы выбивать, как минимум, широчайшую автономию для своей области, а в случае отказа - начал бы боевые действия, поддержав своего бывшего ученика Семенова. Басмачи никуда бы не делись и стали воевать против белых. Плюс кавказские и украинские националисты. В общем, еще несколько лет кровопролитной войны и распад России на удельные княжества.
    1. 0
      18 декабря 2025 12:13
      Цитата: ВлР
      Дутов стал бы выбивать, как минимум, широчайшую автономию для своей области, а в случае отказа - начал бы боевые действия

      одни "бы" без ничего.Это "сепаратисст " Дутов писал,тА. И. Деникин Дутов писал ему 11 января 1919 года:

      Наше войско сепаратических стремлений не имеет и борется за всю Россию. На Вашу Армию мы все возлагаем большие надежды и полагаем, что только Вы и решите окончательно судьбу России
      .

      Мы голодны буквально, мы раздеты, мы больны, но мы умираем с именем России на устах и за веру Православную и честь русскую счастливы были перенести всё, ибо смерть легче позора. Мы верим только в одно – нашу окончательную победу, ибо мы за правду и Святую Русь


      А это lol центристы ""собиратели" земли Русской из швейцариев, декабрь 1917
      ::Мы признаем НЕЗАВИСМОСТЬ народ. Укр республики, как и финляндии
      -и прочие 15 государств-в окно гляньте, ЧТО наделали вшиейцарцы уляновы
      .
      Почему исконные русские земли Новороссии оказались не в России, кто позволил, кто разрешил?
      1. +1
        18 декабря 2025 12:33
        простой вопрос автору: кого бы он предпочел сегодня иметь в тех краях- уничтоженного Дутова с казаками или красных "победителей "Чанышеых Якуб Джангировичей, Махмудов Ходжамьяровых, Байбаковых и пр джбековых?
        1. +4
          18 декабря 2025 13:03
          Странный вопрос. Я бы предпочел того человека, который там реально находился в 1920 году - Михаила Фрунзе. Кто такой Чанышев, чтобы его выбирать? И, тем более, его подчинённые. Это мелкие исполнители, пешки в игре Фрунзе против Дутова.
          1. -1
            18 декабря 2025 13:47
            Цитата: ВлР
            Странный вопрос. Я бы предпочел того человека, который там реально находился в 1920 году - Михаила Фрунзе.

            вопрос прост, а ответа нет:Фрунзе не местный от слова совсем .Дутов и казака-плолть от плоти русского Оренбуржья, сегодня их нет.

            Их уничтожили-отсались красные -Чанышеы Якуб Джангировичей, Махмудов Ходжамьяровых, Байбаковых и пр джанибековы, Как в бывшей русской Чечне. Довольны?

            Оренбург чудом вырвался из Казахстана, вотлтчие от Гурьева ,иПетропавловска и пр.
  5. -1
    18 декабря 2025 08:30
    На первой в статье фотографии крайний слева - явно какой-то африкан.
  6. +9
    18 декабря 2025 09:37
    Автору спасибо
    обычная жизнь, русского военачальника,
    скорее всего был русским патриотом, но сделал ставку на другую сторону (победило бы учредительное собрание, стал бы героем типа Блюхера и Буденного)
    1. +3
      18 декабря 2025 11:15
      Русский "патриот", который убивал русских людей, только потому, что они не хотели возвращения в старое.Да и нерусских тоже убивал.
      1. +8
        18 декабря 2025 11:22
        одни русские патриоты убивали русских людей потому что они не хотели возвращение в старое, другие русские патриоты убивали русских людей потому что они были против большевиков
        в чем разница между ними?
        я не хочу искать тут правых и виноватых, это была гражданская война и каждый воевал за свою идею, потому что в принципе это нормально когда у людей разные взгляды

        более того я не любитель альтернативной истории и нам сложно сказать, что бы было если бы победили белые
        было как было, воевали брат против брата, сын против отца
        1. +4
          18 декабря 2025 11:49
          Идеи были у красных,а у белых желание вернуть свои привилегии...
          1. +3
            18 декабря 2025 12:36
            Идеи были у красных

            я бы был очень осторожным на счет идей у красных
            среди красных было очень много различных течений, большевики, эсеры, те же анархисты (вспоминаем Батьку), и даже бывшие царские офицеры
            также как и у белых было много различных политических течений

            а вы вот так взяли и всех собрали в кучу ))

            вы плохо прочитали статью
            Дутов сочувственно отнёсся к отрешению Николая II от власти, поскольку, подобно абсолютному большинству населения России тех лет, он презирал последнего императора
            ...
            И даже после прихода к власти Колчака он всё ещё был сторонником созыва Учредительного собрания.

            Суть учредительного собрания, я надеюсь вы знаете, определение будущего политического устройства России
            Большевики после прихода к власти разогнали учредительное собрание.
            где тут про привилегии
            1. +2
              18 декабря 2025 16:14
              Более того, Колчак тоже разогнал Комуч,при этом некоторых из них и жизни лишили...Но виноваты большевики...
              Никакого будущего у той России, что была до этого, уже не было.
              1. 0
                18 декабря 2025 16:41
                Более того, Колчак тоже разогнал Комуч,при этом некоторых из них и жизни лишили...Но виноваты большевики...

                мы сейчас не про Колчака, а про генерала Дутова
                я очень люблю историю и много читаю историков с различным мнением
                и я никогда (можно даже посмотреть тут на ВО) не даю оценку (правы или виноваты) действиям людей которые жили более ста лет назад
                это совершенно другие люди, каждый из имел свое мнение и его отстаивал, по тем или иным причинам

                Никакого будущего у той России, что была до этого, уже не было.

                я чуть выше написал, я не любитель альтернативной истории
                потому что, это мы сейчас с вами знаем какие события происходили потом (ВОВ, холодная война, сегодняшняя война на Украине)
                люди которые жили в 1917 - 1922 году этого не знали, они считали что они действуют в интересах России.

                это тоже самое, что нашу дискуссию потомки через 100 лет почитают и скажут, "вот Олег и Владислав сидели в теплых квартирах на диване и несли чушь, а нам с марсианами воевать сейчас приходится"
  7. +10
    18 декабря 2025 11:04
    Интересная статья. Раньше информация о вождях Белой армии была очень однобокой. Основная часть белых генералов, за исключением ряда отморозков которые всегда выскакивают на верх при таких потрясениях, сражались за Россию как свою родину. По другому им не позволяли поступить честь и патриотизм. После событий 91 г хоть один советский генерал выступил за СССР? Нет. Многие из них наоборот быстро трусливо предали коммунистические идеалы и активно занялись бизнесом на обломках страны их воспитавшей.
    1. +1
      18 декабря 2025 14:05
      про честь особенно смешно когда все эти генералы предали своего царя. продолжайте наблюдение
    2. +1
      18 декабря 2025 16:15
      То есть, это не генералы принудили отречься Николая?
  8. +3
    18 декабря 2025 16:53
    Про Оренбугское казачье войско есть превосходная книга Галина А.В. " Накануне катастрофы".
    19-й начало 20-го .века.
    1. +1
      18 декабря 2025 17:21
      Есть также книга «Атаман А.И. Дутов». Очень интересная и познавательная. Спасибо большое Ганину, что провел такую огромную исследовательскую работу и благодаря ей я узнал неизвестные моменты истории оренбургского казачества.
  9. +2
    18 декабря 2025 22:18
    «Дутовки» — временные денежные знаки, которые выпускались в Оренбурге с декабря 1917 по январь 1919 года.
  10. +3
    19 декабря 2025 17:36
    Не знал, что Дутова наши ЧКисты грохнули. Всю жизнь считал, что он пал в результате внутриутробных разборок... Ну и Слава Богу, если это так. Мне, как внуку нач. секретно-оперативного отдела ГубЧКа, это особенно приятно...
  11. +2
    19 декабря 2025 21:38
    Появившийся в постсоветское время термин "дутики" как то связан с этим "атаманом" и его образом (словно надутый) или это просто совпадение, а не ползучия популяризация образа "борца против большевизма"?
  12. +2
    19 декабря 2025 22:00
    Вы новаторы и изобретатели, когда я прочёл, что "Известно, что его прадед был приписан к Самарскому казачьему войску, однако оно было упразднено, и уже дед Дутова был войсковым старшиной казаков Оренбургских". Я чуть не заплакал. 30 лет занимаюсь историей казаков, но о таком войске, как Самарское слышу впервые.
    1. +2
      20 декабря 2025 10:24
      Да, опечатка - Ставропольское казачье войско (Ставрополь на Волге - сейчас Тольятти). Создано из крещеных калмыков в 1737 году, в 1803 году уравнено в правах с прочими казачьими войсками, упразднено в 1842 году, казаки с семьями были переведены в Оренбургское казачье Войско.
      1. +2
        20 декабря 2025 13:22
        Спасибо за исправление.
        1. +3
          20 декабря 2025 15:35
          Исправим и в тексте. Спасибо, что обратили внимание.
  13. +1
    20 декабря 2025 20:39
    Анненков тоже не рад был союзникам – настолько, что издал шокировавших всех приказ:
    Всякий партизан имеет право расстреливать каждого, не служившего в моих частях, без суда и следствия.

    Помниться, в обусждении статьи про Аненнкова что-то такое всплывало.
    Касымхан даже имел прозвище «Князь». До революции он активно вел контрабандную торговлю с Китаем, имел связи в этой стране, был известен храбростью и набожностью – даже совершил хадж в Мекку.

    С какими только утырками большевики не сотрудничали, когда им это было нужно))
    А потом так же прагматично их уничтожали.
    https://ru.openlist.wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2_%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%8B%D0%BC%D1%85%D0%B0%D0%BD_%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_(1898)
    1. vet
      +1
      21 декабря 2025 06:50
      А Дутов очень желал "посотрудничать"! Прямо "до смерти" ему хотелось.
      1. 0
        21 декабря 2025 09:57
        Цитата: vet
        очень желал "посотрудничать"

        Сотрудничать желал занимавшийся всю жизнь контрабандой правоверный Абу-бандит, рвавшийся грабить и убивать русских и советская власть ему такую возможность предоставила, приняв в ряды народной милиции. Правда, не надолго...
        Вообще, установление Советской власти в Средней Азии это тот еще трэш. Мы до сих пор возмущаемся, и совершенно, должен заметить, справедливо, амнистией Хрущева, после которой бендервоцы и их отпрыски пролезли во власть... Но разве он был первым?
    2. +1
      21 декабря 2025 06:53
      Анненков тоже не рад был союзникам – настолько, что издал шокировавших всех приказ:
      Всякий партизан имеет право расстреливать каждого, не служившего в моих частях, без суда и следствия.

      Помниться, в обусждении статьи про Аненнкова что-то такое всплывало.

      И в самой статье об этом говорилось