«Бион-М» № 2 выполнил научную программу: РАН анализирует данные полета

3 146 23
«Бион-М» № 2 выполнил научную программу: РАН анализирует данные полета

Полет «Биона-М» № 2 официально признан успешным. Государственная комиссия подвела итоги и подтвердила: техника не подвела, все бортовые системы отработали как надо, а научная программа выполнена полностью.

Для исследователей это не просто галочка в отчете – полученные данные уже называют фундаментом для понимания того, как космос влияет на живые организмы.



Месячная миссия пришлась на август-сентябрь 2025 года. Посадка прошла штатно, в Оренбургской области 19 сентября.

Задача у «Биона» была непростая: дать исследователям на Земле возможность посмотреть, что происходит с живыми организмами, когда на них одновременно влияют невесомость и высокая космическая радиация. Причем не в общих чертах, а подробно – от работы органов до клеток и молекул. На борту были в том числе мухи и мыши.

Орбиту для эксперимента намеренно выбрали сложную. Аппарат летал по траектории с высоким наклонением, проходя через высокие широты. Там радиационный фон заметно сильнее, чем на орбите МКС.

Условия на такой орбите гораздо ближе к тем, с которыми могут столкнуться будущие длительные пилотируемые миссии. И это важный момент: речь идет не о космосе вообще, а о сценариях, с которыми человечество реально может столкнуться в ближайшие годы.

Сейчас специалисты Института медико-биологических проблем РАН внимательно разбирают полученные данные и биоматериалы.

На этой миссии история программы не заканчивается. В 2026 году начнется подготовка к запуску «Биона-М» № 3. Его планируют вывести еще выше – примерно на 800 километров, сохранив почти полярное наклонение орбиты. Радиации там еще больше.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Сегодня, 13:43
    Красавчики. Чувствуется дыхание "Зевса"! Солнечная система сама себя не покорит!
    1. +2
      Сегодня, 14:58
      Часть данных уже известна, и она очень обнадеживающая (при этом для учёных полностью ожидаемая, в отличие от... некоторых конспирологов). Никакой "смертельной" радиации найдено не было. Несмотря на несколько геомагнитных бурь (но не было солнечно-протонных штормов, которые опаснее), и это при том, что магнитное поле Земли стягивает к полюсам заряженные частицы (которые формируют радиационные пояса Земли). Вот данные дозиметров (из интервью Олега Орлова, директора ИМБП РАН):
      «0.3 миллигрея в сутки. Если умножим это на 30 дней, то получается 9 миллигрей. Столько же получают за месяц и космонавты на борту МКС <...> По-хорошему, нам, скорей всего, не придётся даже усиливать защиту скафандров для работы на внешней поверхности РОС. Ведь что такое уровень радиации, повышенный в 3 — 4 раза? Сегодня космонавт на МКС за 6 часов работы в открытом космосе получает дозу, как за сутки внутри МКС. Значит, для РОС за такой выход будет 3 — 4 суточной дозы на слабозащищенные части тела. Таких выходов у некоторых может быть несколько за одну космическую вахту. Но вы учитывайте ещё, что на полярной орбите повышение было зафиксировано, условно, лишь для отдельных частей скафандра»

      Из 75 мышей за 30 дней погибло 10, и то, из-за драк самцов, спасибо камерам системы "Теленаука" от "Ростеха". Причём выжили мыши с повреждённым геном Nrf2, которые особо чувствительны к радиации. Остальные живые существа (мухи, растения, грибы, культуры клеток и т. д.) тоже живы.

      Несмотря на это, РОС не будет на полярной орбите, у неё наклонение будет как у МКС - 51,6°. Буквально на днях новость была. Основной причиной называют международное сотрудничество. Но, как многие считают, РОС столкнулась с проблемой, что намного страшнее радиации - отсутствие необходимой наземной инфраструктуры и служб для полярной орбиты. А тут от МКС всё готовое будет. Да и если честно, ей полярная орбита не особо нужна, хотя это была бы действительно уникальная особенность. Для сохранения пилотируемой космонавтики, проведения длительных экспериментов в невесомости и как потенциальный форпост для дальнего космоса полярная орбита не нужна. А мониторинг Арктики, который её хотели приписать, намного лучше и дешевле делают обычные спутники. С другой стороны, из-за такой орбиты Байконур намного удобнее для запусков к РОС, чем Восточный.
      1. +2
        Сегодня, 15:03
        К вопросу о "конспирологах" tongue
        "Kelly Smith(Келли Смит), инженер из насы, пояснил, что радиация радиационных поясов(т.н. пояса Ван Аллена) представляет опасность системе наведения:
        «Специалисты НАСА выглядят крайне глупо, когда снова утверждают, что они не могут выйти за пределы магнитосферы, пока они не нашли способа защитить Космонавтов от интенсивного, проникающего, космического излучения. Они сами выставляют себя на всемирное посмешище, утверждая, что 12 американцев осуществили „посадку“ на Луну 45 лет назад, когда проникающее космическое излучение, почему-то не создавало столько проблем, как в наши дни проблемы, связанные с защитой от радиации. Может быть, это потому, что доверчивая публика знала очень мало о космической радиации в 60-х, и, следовательно, было легче пустить пыль в глаза». http://www.clavius.org/

        Согласно нашим исследованиям получеными на ИСЗ серии „Электрон“, „Космос-157“ и „Молния-1“, протоны с энергией от 100 до 1000 МэВ, существуют в РПЗ в достаточном количестве.
        Аполлон, согласно легенде насы имел толщину защиты 7,5 г/см², при протонах 100 МэВ необходима толщина защиты более 9,8 г/см² — это величина пробега такого протона в алюминии. При энергии 400 МэВ ситуация становится еще хуже, фактически аномальной, нужна толщина защиты от радиации более 100 г/см²., это без учёта наведённой радиоактивности, и вспышек на Солнце.
        БСЭ, сведения о плотности потока протонов: «Внутренний радиационный пояс характеризуется наличием протонов высоких энергий (от 20 до 800 Мэв) с максимумом плотности потока протонов с энергией Ep> 20 Мэв до 104/ (см²·сек)»..."
        1. +2
          Сегодня, 19:27
          К вопросу о "конспирологах" tongue
          "Kelly Smith(Келли Смит), инженер из насы, пояснил, что радиация радиационных поясов(т.н. пояса Ван Аллена) представляет опасность системе наведения:
          «Специалисты НАСА выглядят крайне глупо, когда снова утверждают, что они не могут выйти за пределы магнитосферы, пока они не нашли способа защитить Космонавтов от интенсивного, проникающего, космического излучения. Они сами выставляют себя на всемирное посмешище, утверждая, что 12 американцев осуществили „посадку“ на Луну 45 лет назад, когда проникающее космическое излучение, почему-то не создавало столько проблем, как в наши дни проблемы, связанные с защитой от радиации. Может быть, это потому, что доверчивая публика знала очень мало о космической радиации в 60-х, и, следовательно, было легче пустить пыль в глаза». http://www.clavius.org/

          Согласно нашим исследованиям получеными на ИСЗ серии „Электрон“, „Космос-157“ и „Молния-1“, протоны с энергией от 100 до 1000 МэВ, существуют в РПЗ в достаточном количестве.
          Аполлон, согласно легенде насы имел толщину защиты 7,5 г/см², при протонах 100 МэВ необходима толщина защиты более 9,8 г/см² — это величина пробега такого протона в алюминии. При энергии 400 МэВ ситуация становится еще хуже, фактически аномальной, нужна толщина защиты от радиации более 100 г/см²., это без учёта наведённой радиоактивности, и вспышек на Солнце.
          БСЭ, сведения о плотности потока протонов: «Внутренний радиационный пояс характеризуется наличием протонов высоких энергий (от 20 до 800 Мэв) с максимумом плотности потока протонов с энергией Ep> 20 Мэв до 104/ (см²·сек)»..."

          Да харош уже. laughing Они эти пояся меньше чем за час пролетели. Набрали по 1 Бэр примерно. Годовая норма для работающих с ИИ - 5 бэр.
          1. +1
            Сегодня, 20:22
            Цитата: Arzt
            ....Набрали по 1 Бэр примерно.

            what

            Источник пожайлуста, показания "очевидцев" не учитыватся lol
            И, да - что будет если набрать годовую дозу за час?
            1. +1
              Сегодня, 21:11
              Источник пожайлуста, показания "очевидцев" не учитыватся lol
              И, да - что будет если набрать годовую дозу за час?

              Источник - индивидуальные дозиметры. Но вы же им не поверите)) laughing . Нашим скорее всего - тоже.
              Поэтому для вас только один вариант - испытать ЛИЧНО на себе. laughing

              https://xn--j1aagb8ao.xn--p1ai/

              Годовую за час - ничего плохого не будет. Наоборот, говорят, от радиации молодеют... lol
              1. +1
                Сегодня, 21:35
                Не, лучше вы Arzt молодейте вместе с:
                10.02.2012, газета «Труд», «От чего умирают космонавты»: Скончалась покорительница космоса, астронавт НАСА, совершившая пять полетов на околоземную орбиту… Ей было всего 50. Она умерла от рака.… lol
  2. +2
    Сегодня, 13:44
    "дать исследователям на Земле возможность посмотреть, что происходит с живыми организмами, когда на них одновременно влияют невесомость и высокая космическая радиация"
    логично, а то все куда-то летают - куда непонятно
  3. 0
    Сегодня, 13:54
    Хорошо, что есть и успехи в космосе.
  4. +1
    Сегодня, 14:21
    Молодцы. Корабль на картинке на "Восход" похож.
    1. +4
      Сегодня, 14:32
      Да, потому что аппараты «Бион-М» — дальнейшее развитие аппаратов серии «Бион», которая была создана на основе конструкции разведывательных спутников «Зенит». Они же разрабатывались совместно с кораблями «Восток», на одном из которых полетел Гагарин, и фактически являются ответвлением от них.
  5. +1
    Сегодня, 15:26
    Согласно комментариям матрасного Национального совета по радиационной защите и измерениям (№25, доклад Н.Августина о косм.радиации):
    «радиация оказывает потенциальное воздействие на центральную нервную систему в ходе космической деятельности».
    «Радиационное воздействие на человека: помимо экранирующего влияния магнитного поля Земли и атмосферы, ионизированные атомы, которые были ускорены до чрезвычайно высоких скоростей в межзвездном пространстве, заполняют Солнечную систему. Воздействие такого галактического космического излучения на экипажи при длительном космическом полете вдали от Земли вызывает серьезную озабоченность. Нормальная активность солнечных вспышек также высвобождает радиацию, вредную для человека. На Луне или на Марсе существуют методы защиты среды обитания человека от этих источников излучения, но массивное экранирование является непомерно дорогостоящим для космического аппарата. Эти радиационные эффекты недостаточно изучены».

    "Защитить от протонов ГЛ с энергией 2 ГэВ может экран — слой воды толщиной 5 м. В этом случае радиус внутренней сферы (жилой капсулы) составит 3,7 м, а внешней — 8,7 м. Масса водной оболочки составит 2 420 т. Для алюминия масса получается еще больше. Такая масса в принципе неподъемна для современных ракетоносителей".
    «Теория вспышек» Северный А. Б., Степанян Н. Н. 1976 г.
    http://clavius.org/envradintro.html
    http://clavius.org/about.html
    1. +2
      Сегодня, 19:39
      Согласно комментариям матрасного Национального совета по радиационной защите и измерениям (№25, доклад Н.Августина о косм.радиации):
      «радиация оказывает потенциальное воздействие на центральную нервную систему в ходе космической деятельности».
      «Радиационное воздействие на человека: помимо экранирующего влияния магнитного поля Земли и атмосферы, ионизированные атомы, которые были ускорены до чрезвычайно высоких скоростей в межзвездном пространстве, заполняют Солнечную систему. Воздействие такого галактического космического излучения на экипажи при длительном космическом полете вдали от Земли вызывает серьезную озабоченность. Нормальная активность солнечных вспышек также высвобождает радиацию, вредную для человека. На Луне или на Марсе существуют методы защиты среды обитания человека от этих источников излучения, но массивное экранирование является непомерно дорогостоящим для космического аппарата. Эти радиационные эффекты недостаточно изучены».

      Гюнтер, не верь мерзким америкашкам! laughing Верь нашим ученым! bully
      Зонд - 5 и другие еще в 1968 году Луну облетели с черепашками, жуками и дозиметрами. Общая доза - 3,5 бэр. Все выжили! hi

      https://archive.org/stream/Zond-5-6-7/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%85%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%B0%282%29_djvu.txt
      1. +1
        Сегодня, 20:17
        Да, ведь ещё была собачка. Интересно, что стало с её ЦНС, не говоря о черепашках с дрозофилами... lol
        1. +1
          Сегодня, 20:22
          Да, ведь ещё была собачка. Интересно, что стало с её ЦНС, не говоря о черепашках с дрозофилами... lol

          Да все хорошо. bully Главное - дозиметры, 3,5 бэр - ниочем. yes
          1. +1
            Сегодня, 20:43
            Цитата: Arzt
            ... Главное - дозиметры, 3,5 бэр - ниочем


            Верить надо расчётам:

            "Защита американского мифического аппарата составляла 7, 5 г/см². Если верить таблице пробега протонов в алюминии, из которого изготовлены были, по версии НАСА, «космические» аппараты «Аполлон», то требуется защита от 9,8 г/см² до 100 г/см². Указанная защита должна превышать пробег протона в данном металле. Самое важное в этой проблеме то, что такие протоны распределены и проявляются на протяжении всего слоя всех радиационные зон РПЗ. Время пролета через этот участок космического пространства не может быть кратковременной.
            Протоны высоких энергий при попадании в алюминий порождают явление наведенной радиации, когда сама защита из алюминия становится источником радиоактивного излучения в виде нейтронов и гамма излучения. Внутри кабины находиться будет небезопасно, как минимум, смертельно опасно, как максимум. Такое появление нейтронного облучения возникает в результате попадания протонов и альфа частиц в обшивку космического аппарата. Протоны высоких энергий, не обязательно с аномальной энергией выше 100 МэВ (до 1000 МэВ), попадая в алюминий, приводит к появлению следующих ядерных реакций: Сначала изотоп алюминия при попадании в ядро протона с энергией несколько МэВ, этого будет достаточно, переходит в результате ядерной реакции в стабильный изотоп магния 24 с испусканием альфа частицы.
            27Al₁₃+1H₁= 24Mg₁₂+4He₂
            Затем указанные альфа-частицы, с энергией тоже порядка несколько МэВ, попадают в соседние ядра алюминия. Образуется нестабильный изотоп фосфора 30, который распадается на стабильный изотоп кремния 30 и позитрон.
            27Al₁₃+4He₂=³⁰P₁₅+¹n₀
            ³⁰P₁₅→30Si₁₄+e+
            Самое неприятное в этой цепочке ядерных реакций появление нейтрона внутри гипотетической капсулы. Нейтронное излучение очень опасно для человека, имеет весовой множитель излучения значения 5, 10, 20 в зависимости от энергии нейтрона. Если быстрые нейтроны могут быстро проскочить пространство кабины, то замедленные нейтроны, а в этом случае они проявятся точно, это гарантированное попадание нейтрона в ядро различных металлических деталей. Дело заканчивается появлением гамма излучения. Прямое попадание альфы частицы, которые тоже присутствуют в РПЗ, в ядро алюминия приводит к аналогичной цепочки событий. Неизбежно появление наведенной радиации в виде нейтронного излучения достаточной плотности и в виде гамма излучения, как следствие появления нейтронов. В данной ситуации наведенная радиация возникает даже при отсутствии протонов высокой энергии свыше 100 МэВ. Она оказывается опаснее, чем прямое воздействие протонов на обшивку гипотетической капсулы. Если от протонов с энергией до 70 МэВ у мифического аппарата КМ «Аполлон» была, то защиты от наведенной радиации у сказочников НАСА не было. Они даже не рассматривали это явление.....

            Врачи стоматологи, рентгенологи другие специалисты, использующие рентгеновские аппараты со временем вынуждены менять защиту из свинцовых пластин. Причина простая: эта защита под воздействием рентгеновского излучения становится сама источником радиационного излучения, становится слаборадиоактивной. Аналогичная ситуация появления наведенной радиоактивности проявится и в случае длительного воздействия тормозного облучения на гипотетических космонавтов Гамма-фотон попадая в ядро металла может приводить к появлению нестабильных изотопов, к появлению нейтронов. Радиационный фон внутри капсулы, после такой обработки аппарата в зоне РПЗ, неизбежно станет выше. Хорошая добавка к величине дозы облучения «космонавтов». Американские сказочники об этой проблеме не упоминают ничего. Защиты не существует."

            В сухом остатке - попытки "вернуться на Луну" закончились у насарогов пшиком, по понятным причинам, ну если не считать постоянного смещения сроков "возврата на Луну" laughing
            1. -1
              Сегодня, 21:36
              Верить надо расчётам:

              Хотите расчетов? winked Ну вот, например:

              https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1765736721&tld=ru&lang=ru&name=aem2019_4.pdf&text=%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%D1%85&url=http%3A%2F%2Fjournal.imbp.ru%2Fpdf%2Faem2019_4.pdf&lr=21647&mime=pdf&l10n=ru&sign=6315efcd82c4a994b7cf916844f6bfbc&keyno=0&serpParams=tm%3D1765736721%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Daem2019_4.pdf%26text%3D%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9%2B%25D1%2584%25D0%25B0%25D0%25BA%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%2B%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%2B%25D0%25BB%25D1%2583%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D1%2585%2B%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%258F%25D1%2585%26url%3Dhttp%253A%2F%2Fjournal.imbp.ru%2Fpdf%2Faem2019_4.pdf%26lr%3D21647%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D6315efcd82c4a994b7cf916844f6bfbc%26keyno%3D0

              Вторая строчка в таблице номер 3. Полет с околоземной к Луне. С проходом поясов само-собой. Меньше 2 мЗивертов, как видите, а всего за 3 недели полета - 13,2. Предел для профи - 1000 чтоб вы в курсе были. bully
              1. +1
                Сегодня, 21:45
                И фактам надо верить, Arzt:
                "....при помощи прибора RAD, установленного на марсоходе Curiosity, ученые выяснили, что при полете к Марсу путешественники получат потенциально смертельную дозу космической радиации — свыше 1 зиверта ионизирующего излучения. Надежных средств защиты космонавтов от космической радиации во время межпланетных полетов пока не существует».
              2. +1
                Сегодня, 21:52
                Цитата: Arzt
                ...Предел для профи - 1000 чтоб вы в курсе были. bully


                Вот что говорят профи, Arzt, специально для вас:

                "...полет МКС в зоне РПЗ и в зонах близких к этому околоземному пространству, смертельно опасны для реальных космонавтов: «18.12.2013, сайт НИИЯФ МГУ, «Совещание России и США: радиационная безопасность»"
                bully

                И чего так суетятся, ведь 3,5 бэраэ то ниочём, правда, Arzt? laughing
                1. 0
                  Сегодня, 22:14
                  Вот что говорят профи, Arzt, специально для вас:

                  "...полет МКС в зоне РПЗ и в зонах близких к этому околоземному пространству, смертельно опасны для реальных космонавтов: «18.12.2013, сайт НИИЯФ МГУ, «Совещание России и США: радиационная безопасность»"
                  bully

                  И чего так суетятся, ведь 3,5 бэраэ то ниочём, правда, Arzt? laughing

                  Конечно опасны, Гюнтер, даже просто на МКС под 200 мЗв за полгода можно нагрести, а если еще и солнечная активность.... fellow
                  Но это не значит, что американцы не были на Луне, есть такая штука - телеметрия. Все пасут друг друга на этой маленькой планете, Гюнтер, и пасли уже тогда, начиная с мыса Канаверал до Луны и обратно. Очень плотно пасли. negative

                  Если бы были малейшие сомнения, СССР 100 пудов бы предъявил. По таким вещам невозможно договориться, это престиж страны НА ВЕКА. hi
          2. +1
            Сегодня, 21:07
            К слову о "ниочём":
            «Собака, запущенная на втором спутнике, умерла примерно через неделю, но русские не сообщили, было ли это вызвано воздействием излучения». hi
            1. 0
              Сегодня, 21:15
              10.02.2012, газета «Труд», «От чего умирают космонавты»: Скончалась покорительница космоса, астронавт НАСА, совершившая пять полетов на околоземную орбиту… Ей было всего 50. Она умерла от рака.…
              От рака скончались Анатолий Левченко (47 лет), Юрий Артюхин (68), Лев Демин (72), Владимир Васютин (50), Геннадий Стрекалов (64), Геннадий Сарафанов (63), Константин Феоктистов (83), Виталий Севастьянов (75).
              Но, от чего же лунные первопрохожимцы не померли от рака? Ответ, по моему мнению, очевиден - они проходимцы, но не лунные, они никогда там не были...
              1. 0
                Сегодня, 21:30
                Цитата: Arzt
                ... Главное - дозиметры, 3,5 бэр - ниочем


                Хм, если ниочём, то зачем вся эта суета:

                14.02.2012, по материалам www.golos-ameriki.ru, «Главная проблема — радиация в L-2. НАСА: между Луной и Марсом»: … придется решить практически все те же технические проблемы (за исключением, пожалуй, создания ядерной двигательной установки), что и для пилотируемого полета к Марсу. И главная из этих проблем — защита человека от космической радиации.

                23.04.2012, РИА Новости, «Марсианский» корабль могут защитить искусственным магнитным полем: Радиационная опасность при полете к Марсу является одной из основных проблем, которые ограничивают его возможность и даже ставят под вопрос сам факт осуществления такого полета без причинения существенного вреда здоровью человека.

                14.09.2012, РИА Новости, «Сверхпроводники защитят людей от радиации на пути к Марсу»: Считается, что высокий уровень космической радиации является одной из основных проблем, которые возникнут при полете человека на Марс. Пока невозможно предсказать, как космические лучи и другие формы излучения могут повлиять на здоровье космонавтов…

                20.11.2012, по материалам MarsDaily.com, «Новые данные о погоде и радиации на Марсе»: Воздействие атмосферных приливов проявляется и в данных по радиационной оценке с помощью детектора RAD. Этот прибор контролирует излучения высокой энергии, при этом определяется возможный риск для здоровья будущих астронавтов, и оценивается фактор выживаемости микробов на поверхности Марса:
                «Мы видим определенные закономерности, связанные с ежедневной динамикой термических приливов в атмосфере», сказал главный исследователь по программе RAD Дон Хасслер из Юго-западного исследовательского института, штат Колорадо. «Атмосфера обеспечивает необходимый уровень защиты, и чем толще атмосфера, тем меньше излучений от заряженных частиц. В целом атмосфера Марса снижает дозу облучения по сравнению с тем, что мы видели во время полета на Марс.

                08.04.2013, РИА Новости, «Люди не смогут летать в космос дальше Марса, считает ученый»: Директор Института космических исследований Российской академии наук Лев Зеленый сказал, что дальше Марса не смогут летать люди, «не выращенные специально вблизи чернобыльского реактора, без генетических изменений», и после полета на эту планету «эйфория пропадет»…

                14.06.2013, РИА Новости, «Проблему радиации при полете на Марс пока не решили, заявляет эксперт»: Пилотируемый полет на Марс на данный момент технически осуществим, однако задача радиационной защиты экипажа не решена, сказала ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН Елена Доброквашина. …Если человек стартует сегодня на Марс, то это грозит большой потерей здоровья, если не крайние случаи. На данный момент этот вопрос не решен. Я надеюсь, что в ближайшие годы эта проблема будет решена, и мы будем созерцать успешный полет на Марс и возвращение экипажа оттуда. А в ближайшие годы это будут непилотируемые полеты, без участия человека», — добавила она.

                05.09.2013, РИА Новости, «НАСА выделит $13,8 млн. на 11 радиобиологических проектов»: Одно из главных препятствий на пути дальних космических экспедиций — огромные дозы радиации, которые получат космонавты. Так, при помощи прибора RAD, установленного на марсоходе Curiosity, ученые выяснили, что при полете к Марсу путешественники получат потенциально смертельную дозу космической радиации — свыше 1 зиверта ионизирующего излучения. Надежных средств защиты космонавтов от космической радиации во время межпланетных полетов пока не существует».
  6. Комментарий был удален.