Бензин «про запас»: в России нашли способ избежать новых топливных кризисов

8 644 57
Бензин «про запас»: в России нашли способ избежать новых топливных кризисов

После топливного кризиса конца лета-начала осени 2025 года рынок решил не делать вид, что в следующий раз обойдется. Участники отрасли выдвинули идею создать в России интервенционный топливный фонд – запас бензина и дизеля на черный день.

Обсуждение прошло в Торгово-промышленной палате в рамках работы над дорожной картой биржевой торговли топливом.



Логика предложения простая. Часть топлива заранее накапливается на нефтебазах, расположенных рядом с ключевыми трассами и железнодорожными узлами. Когда на рынке избыток, излишки убираются в резерв. Когда где-то начинается нехватка или ценники на АЗС идут вверх – запас перебрасывают в проблемный регион.

Все это должно работать примерно так же, как зерновой интервенционный фонд, который в России существует с 2001 года.

Кризис 2025 года, по оценкам экспертов, вскрыл неприятную правду: узким местом оказалась логистика. На длинных маршрутах, прежде всего в сторону Дальнего Востока, она дала сбой – и этого хватило, чтобы на местах возник дефицит, а цены пошли вверх.

Топливный резерв в такой ситуации мог бы сыграть роль «подушки», сгладив удары сезонного спроса и транспортных проблем.

Создание фонда потребует серьезных вложений – нужны новые резервуарные парки, дополнительные нефтебазы, инфраструктура в регионах. Плюс остается риск, что при очередном сбое на железной дороге топливо просто физически не доедет туда, где оно срочно нужно.

Есть и еще один момент: крупные нефтяные компании не горят желанием брать на себя новые расходы, если взамен не будет налоговых послаблений или других бонусов.

При всем этом сторонники идеи настаивают: если ничего не менять, рынок и дальше будет жить от кризиса к кризису. Сегодня дефицит, завтра ажиотаж, послезавтра – скачок цен на заправках.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 декабря 2025 14:37
    Да, хлеб и бензин всегда нужно в запасе держать, главное в разных местах 😊
    1. +6
      14 декабря 2025 14:46
      Да решение копить излишки топлива это заявка на Нобелевскую премию! laughing
      1. +3
        14 декабря 2025 14:49
        Главное хранилища под землей строить. А то прилететь из 404 может.
        1. -1
          14 декабря 2025 20:51
          Цитата: Мини Мокик
          Главное хранилища под землей строить. А то прилететь из 404 может.

          После операции Паутина прилететь может от кого угодно.
          Они там на западе ещё этого не понимают.
          Дроновый джинн выпущен из бутылки. И обратно его не загнать.
          1. +1
            15 декабря 2025 19:35
            Подобные базы накопления придётся обносить колючей проволокой, ставить минно- взрывные заграждения и КСП. Не говоря уже о стрелках ВОХР
    2. +3
      14 декабря 2025 15:59

      Есть и еще один момент: крупные нефтяные компании не горят желанием брать на себя новые расходы, если взамен не будет налоговых послаблений или других бонусов.

      Национализировать народное достояние и точка. Раз уж ломаются . Можно подумать они там с голоду помирают от расходов
  2. +5
    14 декабря 2025 14:40
    Значит опять топливо подорожает
    1. +3
      14 декабря 2025 14:45
      а вы где живете? у нас в регионе подорожало за весь год на процент инфляции, ну мы к этому привыкли, так что не удивлены laughing
      1. -4
        14 декабря 2025 14:49
        Тут еще влияет сколько жить и как, память - штука избирательная: на днях заправлялся по 90+ за литр и в голове крутилось, что еще сравнительно недавно знакомым отписывался, что горючка подорожала до 30 и стала стоить как чешское пиво.
        1. +8
          14 декабря 2025 15:02
          ну у нас в области больше 65 не поднимался 95, так что не знаю как у вас по 90 wassat
          1. +1
            15 декабря 2025 15:20
            У меня 98-й: сейчас 93р, осенью был в районе 80р, а лет 20+ назад около 10р. Собственно, никто не мешает открыть поисковик и узнать цену на Лукойл АИ-100
      2. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
            2. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
          2. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                    2. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. Комментарий был удален.
                      4. Комментарий был удален.
                2. +3
                  14 декабря 2025 15:59
                  ну вы же несете прям шляпу всякую, вы что телемарафон смотрите?
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                    2. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. Комментарий был удален.
                      4. Комментарий был удален.
                      5. Комментарий был удален.
        3. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
            2. 0
              14 декабря 2025 22:04
              Оптимист-пропагандист сказал бы: рост цены бензина около 16,7% (10руб*100/60руб) и сравнил бы со ставкой рефинансирования ЦБ; его вывод: живём по средствам. О доводах пессимиста даже не стоит говорить. Одно очевидно: в воюющей стране, тратящей ежедневно десятки миллиардов рублей не стоит ожидать небольшого увеличения цен. Могло быть намного хуже.
      3. +2
        14 декабря 2025 15:24
        живу я в России и топливо у на дорожает всегда, не зависимо то того дешеветь или нет нефть, насчет процента инфляции то же смешно, а вы как её считаете?
        1. -7
          14 декабря 2025 15:26
          а вы как хотели? капитализм все таки, СССР больше нет привыкайте, я доволен wink
          1. +1
            14 декабря 2025 15:27
            с точки зрения капитализма, если нефть дешевеет то и бензин то же должен дешеветь
            Цитата: sergey822
            СССР больше нет привыкайте, я доволен

            а вы с какой стороны паяльника?
            1. -4
              14 декабря 2025 15:28
              со стороны которая мне поднимает ЗП выше инфляции, на остальное мне по х wassat
              1. 0
                14 декабря 2025 15:29
                Цитата: sergey822
                со стороны которая мне поднимает ЗП

                я так понимаю вы либо в госдуме либо чиновник
                1. -3
                  14 декабря 2025 15:31
                  обычный человек, который сейчас связан с СВО, дальше думаю о моей профессии говорить рано laughing
                  1. -3
                    14 декабря 2025 15:32
                    ну не вижу в СВО ни чего смешного, и мне страшно когда безграмотные люди занимаются обороной страны
                    1. -1
                      14 декабря 2025 15:33
                      ну вот такие мы люди которые занимаемся обороногй страны, других нет laughing
                      1. -4
                        14 декабря 2025 15:34
                        именно поэтому и были проблемы в курской области, да и со всем остальным как бы то же не очень
                      2. -1
                        14 декабря 2025 15:35
                        все возможно, самое главное вы првильно сказали, что "были проблемы" мы их решили wink
              2. 0
                14 декабря 2025 22:09
                Таким "по х" и относительно других людей и Родины. Для таких важны только деньги.
          2. -4
            14 декабря 2025 16:06
            Цитата: sergey822
            СССР больше нет привыкайте,

            Да, в СССР бензина в свободной продаже порой вообще не было, а как уборка то по любому.
            1. +4
              14 декабря 2025 16:09
              спорить не буду, жил в небольшом Колхозе до развала СССР, с бензином у нас проблем не было, у всех пацанов были мотоциклы Минск, и в колхозном гараже нам шофера наливали бенза сколько попросишь laughing
              1. -2
                14 декабря 2025 16:12
                Цитата: sergey822
                в колхозном гараже нам шофера наливали бенза сколько попросишь

                Да, а на заправках в свободной продаже порой не было, только по талонам.
                1. +2
                  14 декабря 2025 16:28
                  сприть не буду, не знаю, в район мы на заправку не ездили
            2. 0
              14 декабря 2025 23:25
              Прежде чем такое утверждать при СССР пожить надо было и желательно в сельской местности. Тогда в каждом почти подворье стояли бочки с ДТ и бензином. Потому что девать некуда было. Выдавали сельхозпроизводителям талоны на заправку с излишком. Считалось не израсходовал ГСМ, значит не выполнил работу. Во время посевных и уборочных механизаторы и шофера излишки на землю выливали, а чтобы сходилось с километражом скручивали спидометры и приписывали лишние километры в путевках. Как то так. На заправках всегда были ГСМ и купить можно было без проблем и перебоев не было и бордяжить в голову даже никому не приходило, потому что аппетита такого неумерного не было на счет бабала
              1. +1
                15 декабря 2025 08:53
                Подтверждаю, так и было.
          3. Комментарий был удален.
        2. +1
          14 декабря 2025 15:33
          Цитата: Василенко Владимир
          насчет процента инфляции то же смешно, а вы как её считаете?

          Официальная 6,5 - 7% за год ожидается, по бензину сходится.
          1. -2
            14 декабря 2025 15:35
            то есть рост цен на топливо ВЫШЕ инфляции
            в каком месте у вас схождение
            1. +1
              14 декабря 2025 15:38
              6,5 - 7 - 7,2 одно и тоже, это в пределах статистической погрешности, вдобавок по году ещё данных нет, - оценки,
              1. -1
                14 декабря 2025 15:39
                Цитата: Andobor
                6,5 - 7 - 7,2 одно и тоже, это в пределах статистической погрешности

                уже смешно
                мил человек, а вы знаете КАК считается погрешность?
      4. 0
        14 декабря 2025 15:26
        Цитата: sergey822
        у нас в регионе подорожало за весь год на процент инфляции

        Средняя стоимость бензина в России выросла на 7,2% с начала 2025 года, обогнав инфляцию более чем в полтора раза, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на данные агентства «Петромаркет»
        1. -1
          14 декабря 2025 15:27
          ну еще лучше, 7.2% всего, я преувеличил wassat
          1. +2
            14 декабря 2025 15:28
            судя по всему у вас весьма своеобразные понятия об экономике и математике
            1. -3
              14 декабря 2025 15:30
              у меня нет понятия об экономики, я смотрю на курс инфляции, и смотрю рост цен на бензин, все просто wassat
              1. 0
                14 декабря 2025 15:31
                простите, нет такого понятия как курс инфляции
                я уже обратил внимание на ваши своеобразные знания
                1. -1
                  14 декабря 2025 15:32
                  у меня нет ни каких знаний, я вам посчитал рост цен, тут умений не надо, это вам посчитает первокласник laughing
                  1. -1
                    14 декабря 2025 15:32
                    какая инфляция в стране?
                    1. 0
                      14 декабря 2025 15:34
                      ну что то около 10% было в 2024, можете загуглить если вам точные цифры нужны laughing
                      1. -1
                        14 декабря 2025 15:37
                        еще раз повторюсь, страшно когда обороной страны занимаются безграмотные люди, сначала вы утверждаете что бензин растет ниже либо в ровень с инфляцией, после выясняется что вы не знаете, что такое инфляция и какова она на сегодня
                        так как вы можете, что утверждать не имея данных?!
                      2. 0
                        14 декабря 2025 15:38
                        ну хорошо, давайте вы нам поведайте процент инфляции за 25 год, а мы вас послушаем wassat
                      3. -2
                        14 декабря 2025 15:40
                        так это ВЫ утверждаете, что рост бензина соответствует, ну так и покажите в цифрах это соответствие
                      4. 0
                        14 декабря 2025 15:41
                        так читайте выше, я привел цифры, что вас не устраивает? wassat
  3. BAI
    +1
    14 декабря 2025 14:45
    Кризис 2025 года, по оценкам экспертов, вскрыл неприятную правду: узким местом оказалась логистика.

    И для кого это оказадось новостью? Эксперты НАТО давно обьявили - слабое место России (в том числе ВС РФ) связь и логистика.
    Вот сейчас Европа готовитсч к войне с Россией. И что они делают в первую очередь? Улучшают и модернизирут логистику для переброски войск
  4. +4
    14 декабря 2025 14:58
    Если российскому "эффективному" олигархату дать в пользование пустыню Сахара, то через несколько лет там начнутся проблемы с песком.
  5. +3
    14 декабря 2025 15:05
    Как-то странно слышать о топливном кризисе в нефтяной стране wink
    1. +1
      14 декабря 2025 15:10
      в саратовской области не было кризиса, бензин был всегда
    2. 0
      14 декабря 2025 17:40
      От нефти в Сибири и до бензина на заправке немалый путь. Хотя иногда кризис, он как банковский кризис - не потому, что мало банков.
  6. -1
    14 декабря 2025 15:06
    В это не возможно поверить!!! Это прорыв мысли участников рынка топлива!!! Мы то думали, что резервы топлива надо хранить в европейских хранилищах (причём, построенных за наши деньги), а оно оказывается вот как? Невероятный ход
  7. 0
    14 декабря 2025 15:08
    А ведь в Союзе много чз этого было. Но видите для "дэффективных" менеджеров это допольнительные расходы. Так под Новосибирском раздербанили крупнейшую за Уралом нефтебазу в Красном Яру с подъездными железнодорожными путями и причалами для нефтеналива.
    Это еще раз показывает, что для решения вопросов безопасности страны девиз "Рынок все разрулит" не пременим.
    1. -3
      14 декабря 2025 15:36
      Цитата: andr327
      ведь в Союзе много чз этого было

      В Союзе постоянно с бензином проблемы были, как уборка - бензина нет, а порой вообще в свободной продаже не было.
  8. -2
    14 декабря 2025 18:11
    В РФ производят бензина всего на 10% больше потребляемого, а дизельного топлива производят в 2 раза !!! больше чем потребляем. Дизельных авто легковых у нас почти нет, комтранс все таки потребляет меньше дизеля чем все легковые бензина. Вот вам и дефицит бензина, но ни черта не дизеля. Дизельное топливо уходило в основном в Европу где легковых дизелей до половины было. Нашим бы баранам начать производить дизельные моторы 2 л 4 цилиндра и 3 л 6 цилиндров для полноприводных авто и ком транспорта. Ну и лучшее предложения в целом - это перевод транспорта на метан. Тут вопрос не в экологии, а в уменьшении цепочки от добычи до бака или баллона в авто в первую очередь. В добавок в каждом населенном пункте где есть газ легко можно поставить одну колонку заправочную метаном - тут не нужны емкости, а значит и территория меньше, не нужны бензовозы и водители для них. Оплату делаем по безналу - вот вам еще минус перевозка наличными, минус охрана. Для оплаты безналом нужно кабельное соединение. Метан не сольешь и не продашь в отличие от бензина и дизеля. Цена стабильнее и для потребителя и газпрому прибыль в рублях - валюта уже не нужна. Просто не фиг рассчитывать цены изначально в долларах - все в рублевые цены переводить надо давно. И если поставлять что то за рубеж, то только в обмен на нужный реально товар - нужно исключать денежные обмены между странами. Деньги бумажные это не товар - это лишний посредник который может потерять ценность в любой момент.
  9. 0
    14 декабря 2025 20:58
    Блин. Катаю старый поджерик. На новое не стоит от слова совсем. Возит от и до, только жрет скотина бензина много. Глядя на все это влепил газ. Теперь по цене как легковая. Пока счастью нет предела
  10. +3
    14 декабря 2025 22:56
    Топливного кризиса никакого нет и не было бы, если бы не "тихая забастовка" со стороны нефтяников и НПЗ. Это чистый саботаж с их стороны. Все нефтяники знают, что летне-осенний период это уборочная страда. Они уже десятилетиями привыкли навариваться на этом. А саботаж устроили из-за того, что власти ввели запрет на экспорт нефтяной продукции. А ожиревшим топ менеджерам не охота, чтоб снижались их доходы, а тем более в "зеленых". Врут как могут, типа уборочная, отпускная пора, "ремонт и модернизация НПЗ" в это время шли. А их как то в другой момент не могли делать (если таковые проводились еще). Почему то именно в "горячий" период НПЗ встают типа на ремонт. Что касается логистики, тоже вранье, чтобы получать больше доходов. Например ГСМ с Башкирии везут в Самарскую область, а из последнего в Башкирию. Или с Татарстана везут в Самарскую, а оттуда в Татарстан. Впрочем такая логистика придумана не только по ГСМ, но и практически по всем товарам. Продукцию производящую в Башкирии везут в соседние регионы, а из соседних регионов одноименную продукцию везут в Башкирию. Вот вам и логистика, вот вам и цена товаров. Ну а что даст создание мест хранения? Ну закупят они эти же ГСМ на хранение по 1 рублю, а когда возникнет необходимость отгрузят их точно также по 100 р Маржа 99 рублей (это условно).