Назад, в будущее: на чем лететь в 2035-й год

5 897 22
Назад, в будущее: на чем лететь в 2035-й год

Есть в Штатах такой человек, как Брент Иствуд. Не родственник Клинту-шерифу, а бывший капитан-пехотинец армии США. В Афганистане капитан Иствуд получил свое от фугаса, был списан подчистую, несмотря на молодость, и от огорчения покатился по наклонной: стал доктором философии, написал несколько книг и был одним из пионеров использования ИИ для аналитики.

В общем, получается, что фугас не такая уж и вредная штука.



Получаются интересные выкладки: некий такой сверхамбициозный десятилетний (хорошо, не пятилетний, а то вообще хана Штатам пришла бы!) план модернизации ВВС США, основанный на использовании F-47 NGAD и B-21 Raider, а также модернизаций «Супер» для F-22, «Феррари» для F-35 и просто «J» для B-52.

В США всерьез считают сегодня, что эти программы могут обеспечить службе беспрецедентную возможность нанести первый удар и продолжить наступление против Китая или Ирана, но только в том случае, если политика и бюджет будут способствовать этому.


B-21 Raider

Многие эксперты называют приблизительную сумму в 200 с лишним миллиардов долларов, необходимую для реализации этой программы, но есть сомнения в том, что Конгресс выделит средства на столь масштабную модернизацию, прогнозируя, что вместо полноценного «флота мечты» будет мечта о флоте, состоящем из 100 самолётов NGAD и 100 B-21.

Считается, что наличествующий состав американских пилотов, их подготовка и существующие самолёты пятого поколения делают ВВС США грозной силой. Настоящая борьба будет вестись между стратегией и доступностью в плане стоимости.

Следующие 10 лет для ВВС США могут быть связаны с двумя самолётами: NGAD и B-21, и многие думают, что именно эти самолёты имеют решающее значение для обеспечения преимущества США в небе в любой точке земного шара.

Самыми дорогостоящими проектами являются F-47 NGAD и B-21 Raider, на которые Белый дом делает ставки, и военную, и политическую. Согласно всем прикидкам, эти два самолёта нанесут сокрушительный удар по противникам США и будут играть важную роль в любом ответе ВВС на агрессию со стороны Китая, которая приведёт к вооружённому конфликту.

«Агрессия со стороны Китая, которая приведет к вооруженному конфликту» — согласитесь, в этой выкладке есть что-то такое, что заставляет усмехнуться. Агрессия Китая на США — пожалуй, это то, ради чего стоит жить, увидеть такой цирк будет дорогого стоить.

Однако вернемся к ВВС США и их планам.

Вопросы времени и миллиардов — это вопросы того, когда в строй войдут F-47 и B-21. До этого времени надо дожить, чучелом, тушкой — но дожить. И как-то при этом обеспечивать обороноспособность страны, а то вдруг Китай нападет раньше, чем 100 В-21 будут готовы?

Существующие F-22 и F-35 могут быть модернизированы, чтобы соответствовать требованиям 2030-х годов. Планируется выпуск «Супер» F-22 и «Феррари» F-35 (это пакеты обновлений, а не новые самолёты), которые «создадут уникальный парк истребителей на основе устаревших систем». Остается только понять, когда это F-35 успел устареть, особенно учитывая, какая за ним очередь на приобретение выстроилась.


У B-52 есть новый, но отложенный в долгий ящик комплект радаров и двигателей, который наконец-то (если ничего не случится) будет готов в 2030 году. И это даст самолету, приближающемуся к 80-му году службы, так называемую модернизацию B-52J.


Так как же будут выглядеть ВВС, скажем, в 2035 году?

Давайте подробнее рассмотрим «Супер» и «Феррари». Вообще, конечно, F-22 могли бы и поинтереснее назвать. «Форд», например. «Форд» и «Феррари», прям небесный Голливуд. Или «Ламборгини», хотя в этом году более актуален «МакЛарен». Не важно, впрочем, название, сами понимаете, самолет эффективнее не делает. Не верите — у Су-35 спросите, до сих пор безымянным, без прозвища летает, и как летает…

Говорят, что F-22 «Супер», если все самолёты этого класса получат предлагаемые обновления, будет иметь много преимуществ. Вопрос только в том, перед кем?


Самолёт F-22 Raptor выполняет скоростной разворот на ежегодном авиашоу

Базовое программное обеспечение F-22, скорее всего, будет включать в себя искусственный интеллект и машинное обучение. «Супер» будет относительно более современным самолетом, годным для более эффективного нанесения ударов по наземным целям и повышения ситуационной осведомлённости.

F-22 «Супер» будет оснащён модернизированным гиперзвуковым оружием и сможет «управлять» беспилотными летательными аппаратами в составе CCA, что обеспечит ему превосходные боевые возможности.

Здесь, правда, ряд «НО»: если появится хотя бы просто гиперзвуковое оружие, о модернизированном мы пока не говорим, модернизировать пока нечего. Если появятся беспилотники ССА, «верные ведомые», и если будет отлажена возможность эффективного управления ими.

В целом – больше похоже на освоение бюджета, чем на дальнейшее развитие F-22 как боевого самолета.

F-35 «Феррари», скорее всего, станет истребителем «почти» шестого поколения с улучшенным покрытием, снижающим заметность, и возможностью управлять беспилотными летательными аппаратами. Не густо, как говорится, но стоит присмотреться повнимательнее.

У «Феррари» будут улучшенные датчики и механизмы наведения. F-35 станет «летающим суперкомпьютером», в котором также будут использоваться искусственный интеллект и, возможно, даже квантовый вычислитель в кабине пилота.

Будут ли эти программы реализованы в срок и в рамках бюджета? О, тут такое поле для размышлений… Но есть одна неприятная проблема: стоимость и риск того, что поставка новых самолётов может быть отложена, что приведёт к срыву графика, как обычно для Штатов, реально.

F-47 NGAD обещают поднять в воздух в ближайшие два года, хотя сроки первого полёта в 2028 году могут быть… несколько оптимистичными. Программа B-21 пока идёт по графику и в рамках бюджета, два бомбардировщика Raider уже летают, но это тоже не факт, что финал будет тот, которого все ожидают.


NGAD

Эти сверхмалозаметные самолёты являются неотъемлемой частью будущей доктрины ВВС. Они способны подавлять противовоздушную оборону противника, уничтожать самолёты на земле и бомбить другие объекты военной инфраструктуры. Оружие первого удара, согласно концепции, они пойдут первыми и снесут всё на своём пути.

На второй день боевых действий в бой вступят обновлённые F-22 и F-35, и не стоит забывать о разрушительных бомбардировках и ракетных ударах с B-52J, которые тоже могут произойти.

Это будет непросто, все всё понимают, рисовать планы и красивые картинки научился весь мир. Вот с реализацией последние лет 20 у всех проблемы, ну так-то реально у всех. Правда, чем больше некое изделие «не имеет аналогов…», тем больше с ним проблем. Иной раз думаешь: да лучше бы были эти аналоги, не так криво бы вышло.

Это вообще касается многих стран, но для США всё вышесказанное более актуально, поскольку американская система оборонных закупок зависит от обширной сети поставщиков, достаточного финансирования со стороны Конгресса, поддержки президента и избирателей, которые понимают ценность принципа «Мир через силу». Тут пасует даже российская система госзакупок, способная затормозить что угодно, но у нас, по крайней мере, оснащение вооруженных сил не зависит от политических компонент.

А вот у них да, президент Дональд Трамп может поддерживать политику наращивания военной мощи и укрепления военно-воздушных сил, но в 2029 году у Штатов будет новый президент и главнокомандующий. Со всеми проистекающими последствиями.

У этого человека могут быть другие приоритеты. Состав Палаты представителей и Сената наверняка изменится после промежуточных выборов 2026 года. Избиратели считают главными проблемами инфляцию и доступность товаров, а не оборону и внешнюю политику.


Lockheed Martin демонстрирует заправку истребителя NGAD

В то время как Трамп сосредоточен на своих международных миротворческих «достижениях» и усилиях по прекращению войн, американское общество больше озабочено проблемами на кухне, чем существенным наращиванием военной мощи. Более того, что будет поддерживать новый президент в 2029 году?

Любители кабинетной стратегии предполагают, что следующий конфликт будет связан с Китаем, но что, если этого не произойдёт? Точнее, Китай точно не полезет на США, у них в этом нет вообще никакой надобности. Многим в мире это понятно, да и в США тоже начинает доходить понемногу, что все крики о неминуемой агрессии Китая — они не то чтобы от лукавого, скорее, от того, кто хочет на этом заработать.

И здесь определенный такой паритет: США не сунутся в Китай, у них на это реально нет сил. НОАК перемелет в кровавый фарш любой десант просто потому, что действовать будет у своих берегов. Оно и Тайвань туда же, всё под боком, в отличие от американцев. Да и не рвется Китай в атаку на США, и не станет этого делать.

Есть, конечно, союзник США, Япония, в которой кем-то непонятным покусанная премьер-министр пытается изгадить напрочь отношения КНР и Японии, что у нее очень даже и получается. Но и там США на войну не успеют, если товарищ Си не захочет сам, попросит друга Кима, а тот смахнет эту Японию вместе со всем флотом…

Так что азиатский вектор приложения — ну такой он сомнительный…

Может произойти ещё одна бомбардировка Ирана, чтобы помешать Тегерану создать новое ядерное оружие. Но это уже даже и не знаю, с чем сравнить и как назвать.

Но наличие внешней угрозы да, будет означать, что ВВС «нового образца» станут незаменимы. Однако в только что опубликованном плане по обеспечению национальной безопасности Белого дома также делается акцент на укреплении позиций в Западном полушарии.

Это скорее задача для ВМС и Корпуса морской пехоты США, особенно с учётом того, что Трамп обдумывает возможность нападения на Венесуэлу или других тайных действий по смене режима президента Николаса Мадуро. То есть то, что с Венесуэлой все пока затихло, ничего еще не говорит. В Центральной Америке есть Куба, есть Никарагуа, в общем — есть с кем зацепиться из тех, кто слабее.

АП, некоторые в США все еще считают, что и Россия также может нанести удар по члену НАТО в Европе в течение следующих десяти лет. Это даст ВВС возможность поработать на европейском ТВД, вот только, убей бог, не понимаю, зачем это ВВС США.


Бомбардировщик В-2

Давайте оставим за скобками вопрос о том, что происходит внутри страны, и не будем принимать во внимание меняющуюся обстановку в сфере угроз. Нарисовать новую угрозу — это три-четыре дня плотной аналитической работы для хорошего отдела из пяти человек. С обоснованием и аналитическими выкладками. Но мы же о самолетах…

Все самолёты «нового облика» могут быть готовы к 2035 году. Ключевое слово – «могут быть». Это станет огромным достижением для вооружённых сил США и вполне вероятным результатом при наличии образцового политического руководства и оборонной стратегии «Америка прежде всего», которая оправдывает ожидания. Но подчеркну – если все срастется.

Возможен такой расклад, при котором F-47 NGAD и B-21 поступят в серийное производство в начале 2030-х годов и некоторое количество будет полностью готово к эксплуатации к 2035 году. Хорошо, тогда «Супер» F-22 и «Феррари» F-35 не так важны, как F-47 и B-21.

Да, существующие F-22 и F-35 потребуют некоторого обновления, но исключительно на тот случай, если что-то пойдет не так. А вот в том, что такое произойдет, есть полная уверенность, поэтому деньги надо будет тратить и на старые, и на новые самолеты.


B-52J будет играть меньшую роль, и я не думаю, что в 2035 году он будет готов участвовать в боевых действиях. Судя по тому, что произошло с пятидесятилетним Ан-22 в Ивановской области, B-52J может быть более опасен для своих, чем для противника.

Но заоблачные расходы могут сократить список пожеланий ВВС. Если внимательно посчитать, то получится весьма занимательная экономическая картинка:

- F-47 и B-21 обойдутся в 100 миллиардов долларов каждый. То есть, две программы обойдутся в 200 миллиардов долларов.
- Модернизации «Супер» и «Феррари» для F-22 и F-35 могут обойтись примерно в 500 миллионов долларов каждая, а обновление B-52 будет стоить ещё 100 миллионов долларов. Итого приблизительно 1,1 миллиарда долларов.


Бомбардировщик B-52J ВВС США

Общая сумма составляет около 201 миллиарда долларов. Это только на приобретение, не считая затрат на обслуживание, исследования и разработки, а также испытания и оценку. Но там копейки, если серьезно.

Эта сумма составляет примерно пятую часть годового оборонного бюджета, если учитывать первоначальные затраты, а не совокупные инвестиции в течение всего цикла.

Готовы ли Соединённые Штаты тратить такие деньги только на ВВС? Сомнительно. Вряд ли ВВС получат всё, что им хотелось бы получить.

Есть понимание того, что 100 000 000 000 долларов – это очень много. В нашем случае необходимо в два раза больше, так что 100 F-47 и 100 И-21 к 2035 году – это очень большая и дорогая хотелка. Но исполнить такое в металле будет очень сложно, потому, скорее всего, если ВВС и получат новые самолеты, то в небольших количествах, не более 20-25 штук. То есть в недостаточном количестве для ведения полноценных войн.

Но даже такой подход в итоге приведет к тому, что F-35 и F-22 устареют, но ВВС придётся довольствоваться тем, что есть, и тратить деньги на модернизации и дальнейшее содержание флота этих самолетов.

Есть, конечно, вариант для экономии – избавиться-таки от F-22, о чем давно мечтают в ВВС. Но в таком случае вообще все становится странным и сомнительным.


Истребитель F-47 от Boeing

Самолёты, которые уже находятся в эксплуатации (даже не берем F-15 и F-16, хотя это вполне себе боевые машины), могут стать доминирующими в воздухе, если им дать такую возможность. Но ВВС ограничены в средствах, и им придётся выбирать наиболее экономичные варианты будущего.

F-47 NGAD, B-21 Raider, F-22 Super и F-35 Ferrari, а также B-52J составили бы теоретически грозную группу самолётов, но их приобретение в полном объеме — это перебор. Сумма, которую необходимо потратить, настолько значительна, что не стоит забывать: реализация этих программ может затянуться, что уже классически для США вызовет рост расходов по выполнению.

Другими словами, не взлетит.

Можно отдать должное Военно-воздушным силам за их амбициозный список пожеланий, направленных на то, чтобы противостоять усилению великих держав по всему миру, но не стоит забывать о внутриполитическом давлении и бюджетных проблемах, из-за которых некоторые из этих программ могут быть сокращены или даже отменены. Учитывая, как заносит порой того же Трампа, легко.

«Новый облик» Военно-воздушных сил ещё не утверждён окончательно, но они будут… Если не такими же грозными, как и прежде, то такими же дорогостоящими. Даже с учётом ограниченного количества новых самолётов и модернизаций.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    Сегодня, 03:49
    Автор почему-то полностью проигнорировал важнейший элемент будущих ВВС США: беспилотники-«верные ведомые». Уже летают два прототипа: YF-42 и YF-44. Планируется запустить оба в серийное производство, чтобы ускорить закупки.
    1. 0
      Сегодня, 04:07
      Цитата: overland
      Автор почему-то полностью проигнорировал

      Что это мечтания отставного капитана с ПТСР. Какое они имеют значение? Он же мне советник в Пентагоне.
  2. +9
    Сегодня, 05:56
    С тех пор, как Гугл-поисковик перешел на искуственный интеллект и вместо списка сайтов выдает в половине случаев полную ерунду с лэйблом "сформировано ИИ", приходится пользоваться поисковиком Яндекс, который "в силу своей отсталости" позволяет найти то, что тебе надо.
    Еще немного усилий и поисковики будут выдавать ответы на запросы только то, что тебе захотят вбить в мозги. Доступ к информации начинает сжиматься. И это ужасно!
    1. +1
      Сегодня, 06:19
      Цитата: Дилетант
      приходится пользоваться поисковиком Яндекс, который "в силу своей отсталости" позволяет найти то, что тебе надо
      Яндекс, в отличие от Google, хорошо разбирается в русской морфологии, неплохо выдает запросы с учетом спряжений, склонений и даже жаргонных словечек, чего не умеет делать Google. В русскоязычном пространстве Интернета, Яндекс - несомненный лидер, но только в русскоязычном. Во всех же остальных сервисах, Яндекс - полное гoвнищe (конечно, извиняюсь за резкое слово)...
      1. +1
        Сегодня, 06:26
        с учетом спряжений, склонений и даже жаргонных словечек,

        Вопросы в поисковиках надо уметь формулировать примерно , как 2-3 летнему ребенку, без "спряжений, склонений и даже жаргонных словечек". Тогда и ответы будешь получать адекватные. А нынешний вариант поисковика Гугл даже на адекватные вопросы выдает неадекватные ответы или вообще "на ваш запрос ничего не найдено".
        1. 0
          Сегодня, 06:34
          Цитата: Дилетант
          Вопросы в поисковиках надо уметь формулировать примерно , как 2-3 летнему ребенку
          Так было на заре, когда над поиском все смеялись, а искали только по каталогам, в то время поиск только-только вылезал из детских штанишек. Сейчас все по другому - если хотите получить адекватный ответ, используйте всю доступную морфологию. П. С. Google великолепно ищет по англоязычным ресурсам, но до сайтов с русским языком ему очень далеко...
          1. +2
            Сегодня, 06:37
            Я пользуюсь интернетом примерно с 1995-96 года и, поверьте, умею им пользоваться.
      2. 0
        Сегодня, 16:47
        Во всех же остальных сервисах, Яндекс - полное гoвнищe

        Да ладно, навигатор вполне норм.
        Музыка неплохо.
    2. -1
      Сегодня, 07:15
      А нефик гуглом юзать, привыкли к тому что модно и "делают все"! Принято быть патриотом, значить пользовать только наше!
  3. +1
    Сегодня, 05:59
    Цитата: Дилетант
    Доступ к информации начинает сжиматься. И это ужасно!

    Эпоха свободного инета подходить к концу. request
    Власть имущие незаинтересованы в свободе информации для вас, меня и других граждан.
    1. +1
      Сегодня, 06:10
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Власть имущие незаинтересованы в свободе информации для вас, меня и других граждан
      Не думаю, что те интернет-помои, которые выливают ведрами на таких граждан, как мы с вами, можно назвать информацией...
  4. -1
    Сегодня, 06:05
    И все таки, малозаметность, это не невидимость и не гарантия, что не прилетит и врежет "под дых"...
    ПВО дело комплексное и серьёзный противник заранее готовится нивелировать вред от всяких "хитростей", которые могут быть применены против него! soldier
  5. 0
    Сегодня, 06:36
    Цитата: Luminman
    те интернет-помои, которые выливают ведрами на таких граждан, как мы с вами, можно назвать информацией...

    Инет - помои я не читаю...отсеиваю их в мусорное ведро...хорошо бы эту работу поручить ИИ.
    А вот ИИ который везде продвигают как раз забивает инет всяким дерьмом...невозможно стало читать бред им генерируемый...статьи,фото,видео...
    грешат ошибками и вымыслом на каждом шагу...это хуже помоев.
    1. +2
      Сегодня, 06:49
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Инет - помои я не читаю...отсеиваю их в мусорное ведро...хорошо бы эту работу поручить ИИ.

      В инете, так же как в жизни. Кто-то питается с помоек, а другие потребляют качественный продукт. По большому счёту всё зависит от когнитивных способностей и воспитания индивида.
  6. 0
    Сегодня, 06:51
    Цитата: Bongo
    В инете, так же как в жизни. Кто-то питается с помоек, а другие потребляют качественный продукт. По большому счёту всё зависит от когнитивных способностей и воспитания индивида.

    Вот вот... good но в жизни помойки же не запрещают...они все равно существуют...кудаж тогда помои девать, если их запретить?
    Не выливать же их в свои штаны. request
  7. +4
    Сегодня, 07:17
    Можно смеятся и злорадствовать, но воздушный флот у них самый большой в мире! И могут позволить себе наклепать еще тысячи. А как там дела у нас?
  8. -7
    Сегодня, 10:57
    В США нет денег и мозгов чтобы модернизировать ядерную триаду. А в статье всего лишь ВВС. В отрыве от остальных ВС - это дорогой и бессмысленный обрубок. Что необходимо модернизировать: ЯС (триада), флот, ВВС, сухопутные силы (вкл. экспедиционные), космос, "Золотой купол"))). Это то что на поверхности. Очень много денег и времени. Не смогут. Они вкладываются в оружие предельных характеристик. Это для ВС США тупик. И это радует.
  9. -6
    Сегодня, 11:06
    При слабости обычных ВС, США скорее всего будут вытягивать свои ЯС. С остальным будет как у украинцев, пара экземпляров, похлопали в ладоши и разошлись. Деньги все освоены.
    1. +1
      Сегодня, 13:12
      Вы точно об украинцах recourse....
      1. 0
        Сегодня, 13:25
        Нет конечно, я об хохлах. По факту: своей земли нет (отданы транснациональным компаниям), нет своих полезных ископаемых (отдали им же), женщины - суррогатные матери (в лучшем случае), нет своей истории (если вы переименовываете города и улицы - это не ваша Родина). И много и.
  10. +2
    Сегодня, 12:07
    Авторы подобных статей, имхо ,все время специально "опускают" ,что надо "просить больше ,чтоб получить реально".
    вот проектанты и просят больше.

    да и путанно написано: это "Брент Иствуд" придумал - или "многие эксперты". или автор придумал?
    вобщем, откуда инфа - непонятно....
  11. -1
    Сегодня, 17:27
    F-47 NGAD, B-21 Raider, F-22 Super и F-35 Ferrari, а также B-52J составили бы теоретически грозную группу самолётов, но их приобретение в полном объеме — это перебор.


    С кем они воевать собрались? Основной противник звездно-полосатого проекта и их Израильских хозяев это исламские басмачи! А против них вполне хватет и самолетов 4+ вроде F15 и F18! Даже F35 для этого избыточный, не говоря уже про F47! С Россией и Китаем они как известно до смерти бояться воевать! Тогда в чем смысл держать такой огромный и дорогостоящий парк авиации?