Российскую базу на Луне будут собирать роботы

8 348 99
Российскую базу на Луне будут собирать роботы

Продолжается представление отечественных планов об освоении Луны. Когда именно эти планы будут реализованы, сказать сложно, уже исходя из того, что многократно сроки по целому ряду других программ (даже менее амбициозных) сдвигались. Однако обсуждение идёт.

Выступая в НЦ «Россия», глава департамента космических систем корпорации «Роскосмос» Денис Кутовой поведал о том, как именно будет собираться перспективная российская лунная база. По его убеждению, сборкой базы, оснащённой ядерной энергоустановкой, займутся роботы. Соответственно, процесс сборки будет проводиться в автоматическом режиме с дистанционным контролем.

Кутовой добавил, что для реализации этого сверхмасштабного проекта используется кооперация российских государственных структур и ведомств с частными подрядчиками.

По словам Кутового, космонавты «присоединятся к базе на Луне, когда там уже всё будет готово». Сроки пока не называются.

Напомним, что планы по отправке своих миссий на Луну есть также у Соединённых Штатов Америки и Китая. Американцы реализуют проект «Артемида», который сначала должен отработать в безэкипажном формате, а затем уже и в пилотируемом. Китайское космическое агентство тоже работает над будущим освоением Луны. При этом пока ни те, ни другие не говорят о готовности размещения на поверхности Луны ядерной энергетической установки для обеспечения долгосрочного пребывания на естественном спутнике Земли космических миссий.

Последний к настоящему моменту пилотируемый полёт на Луну состоялся в декабре 1972 года. Высадилась американская миссия «Аполлона-17» 11 декабря, а 19 декабря астронавты вернулись на Землю. Стоимость всей Лунной программы США образца 1960-70-х годов оценили примерно в 24 млрд долларов, что соответствует примерно 250 млрд «современных» долларов США. При этом в самих Штатах говорят, что за эту сумму сегодня никакой Лунной программы они бы не реализовали - «нужно значительно больше».
99 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    16 декабря 2025 21:19
    Надо бы сначало научиться этих роботов на Луну доставлять.Индия успешно приземлилась на Луну, в отличие от России, когда 23 августа 2023 года индийский космический аппарат «Чандраян-3» совершил мягкую посадку на Южном полюсе Луны. Россия почти одновременно с Индией направила к Луне свою автоматическую станцию «Луна-25», но она не смогла выйти на предпосадочную орбиту и разбилась о лунную поверхность. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов заявил, что основной причиной крушения зонда стал сбой при отключении двигателя.
    1. +25
      16 декабря 2025 21:26
      Ну вот,как научимся машины делать и микросхемы-так сразу и луну заселим. tongue
      1. +15
        16 декабря 2025 22:20
        Цитата: Дмитрий Донской
        Ну вот,как научимся машины делать и микросхемы-так сразу и луну заселим. tongue

        Значит никогда не заселим - смело можно на Луну деньги не тратить
        1. +10
          16 декабря 2025 22:30
          Бла, бла, бла и воздушные замки строить, ну так мы к этому мы привыкшие... Лишь бы всерьёз за заселение Луны не взялись... А то на грешной Земле жить будет не на что...
        2. +15
          16 декабря 2025 22:35
          Цитата: свой1970
          Значит никогда не заселим - смело можно на Луну деньги не тратить

          Я думаю на Луну деньги тратить никто и не собирался. Деньги пойдут как обычно "куда надо".
          1. +3
            17 декабря 2025 03:06
            Ну конечно же в Роснано)
        3. +2
          17 декабря 2025 00:23
          Ну так куда же их тратить? Даже Незнайка и то на Луне побывал fellow
          1. +2
            17 декабря 2025 11:15
            Даже Незнайка и то на Луне побывал

            М-да, Носов предсказал нашу сегодняшнюю жизнь. Я мелкий был (начало 80-х) когда читал и даже не представлял что этот ужас случится в нашей стране.
      2. +7
        16 декабря 2025 22:24
        Так деньги им уже сейчас нужны и много так что сто там церемониться сразу роботы строят целый реактор, когда не понятно но долго и дорого... мне казалось мы этим уже давно наелись, еще со времен: куплю жене сапоги.
      3. +16
        16 декабря 2025 22:28
        стазу вспомнил, как Чемезов презентовал Медведеву наш мобильный телефон, Кажется некая дама по имени Мария тоже вовсю рекламировала этот мобильник - и где он? Там же где новый кукурузник, который лет 15 строим уже.
      4. +15
        16 декабря 2025 23:01
        Новый луноход надо отдать проектировать гениальным конструкторам АвтоВАЗа.
        1. 0
          17 декабря 2025 10:09
          Цитата: cast iron
          Новый луноход надо отдать проектировать гениальным конструкторам АвтоВАЗа.

          Они на это ответят, что луноход сделать могут, а зачем? laughing
    2. +26
      16 декабря 2025 21:29
      базу на Луне будут собирать роботы
      Осталось только купить в Китае роботов на выделенные деньги, при этом не "обидев" себя-любимого.
    3. +7
      16 декабря 2025 21:31
      А не лучше ли сначала вновь собрать на земной орбите свою станцию ? А потом, через неё лететь к Луне ? Рогозина туда отправить !
      1. +3
        16 декабря 2025 22:07
        Цитата: Starover_Z
        Рогозина туда отправить !

        Нужна будет счетверённая "Ангара"!!!!
        Лет через ....несколько будут летать на Марс, примерно, как сейчас на Мальдивы.
        А, я буду копить и копить на Египет))).
        1. +12
          16 декабря 2025 22:09
          Цитата: михаилл
          Рогозина туда отправить !

          Нужна будет счетверённая "Ангара"!!!!

          Его в космос нужно будет отправить на его батутах !
          "Великий" Менахер - руками-водитель !
      2. +6
        16 декабря 2025 23:03
        Рогозина туда отправить !


        Такого исполина ни одна ракета на орбиту не выведет.
    4. +14
      16 декабря 2025 23:08
      Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов заявил, что основной причиной крушения зонда стал сбой при отключении двигателя.
      Увы! Бывшему главе Роскосмоса Юрию Борисову некогда было Луной заниматься. Основное время он уделял скандалу со своей любовницей. Проводил генетическую экспертизу, от кого она родила ребёнка. Платить алименты аж 72 млн. рублей очень уж было жалко. request
    5. +5
      17 декабря 2025 00:08
      Роботов надо поручить АвтоВАЗу делать. На Луне атмосферы нет, ржаветь не от чего.
      1. 0
        17 декабря 2025 10:39
        Ага, Ниву трехдверку для этого разрабатывали...
    6. +7
      17 декабря 2025 02:41
      Российскую базу на Луне будут собирать роботы

      А почему бы нет? Для этого нужно:
      1) купить у китайцев разобранную базу и роботов для сборки
      2) заказать им же доставку на Луну пункта 1.
      3) наклеить этикетку "сделано в России"
      Ядерный реактор должен быть свой, ведь разрабатывали же.
      А что там с аналоговнетным ядерным буксиром? Целый год ездили на нем по ушам, а потом как-то забыли. И про российскую базу пора забыть.
      25 декабря с Байконура должен полететь новый Союз-5 - вот это реальная железяка, ракета, хоть и не лунная.
      1. 0
        18 декабря 2025 07:47
        25 декабря с Байконура должен полететь новый Союз-5 - вот это реальная железяка, ракета, хоть и не лунная.

        А разве для него есть стартовая площадка? Ведь 31 до сих пор не починили.
        1. 0
          18 декабря 2025 18:49
          Дилетант площадка "Байтерек", бывшая зенитовская. Но похоже, в декабре старта не будет, потому что Роскосмос молчит, как рыба.
  2. +21
    16 декабря 2025 21:23
    Очередная разнузданная "маниловщина".
    1. +20
      16 декабря 2025 21:30
      Да, планов у нас громадье.

      Уважаемый редактор!
      Может, лучше — про реактор?
      Там, про любимый лунный трактор?
      Ведь нельзя же! — год подряд
      То тарелками пугают —
      Дескать, подлые, летают,
      То у вас собаки лают,
      То руины говорят! wassat
    2. +8
      16 декабря 2025 21:47
      Цитата: Дмитрий Михайлович Серегин
      Очередная разнузданная "маниловщина".
      У Манилова-то мечты поскромнее были... Каменный мост, подземный ход, дом с бельведером, мебель в гостиной шёлком обтянуть, царь сделает их с Чичиковым генералами - мелко плавал. На уровне сегодняшнего средненького чиновника.
      Луна - масштабнее.
  3. +15
    16 декабря 2025 21:24
    Выступая в НЦ «Россия», глава департамента космических систем корпорации «Роскосмос» Денис Кутовой поведал о том, как именно будет собираться перспективная российская лунная база

    Осталось дело за малым - точно попасть в Луну. Для справки - последнее удачное приземление отечественного космического корабля на Луну было во времена СССР
  4. +11
    16 декабря 2025 21:24
    Когда это и как будет выполнено - неизвестно, но финансирование наверно уже выделено и поделено руководством роскосмоса
  5. +8
    16 декабря 2025 21:25
    Жаль что не поведали зачем нам эта база вообще нужна.
    1. +2
      16 декабря 2025 22:25
      Жаль что не поведали зачем нам эта база вообще нужна

      Вот именно. Зачем. Застолбить участки лунной поверхности для эксплуатации лет через 200-300. Причем застолбить за очень дорого.
  6. 0
    16 декабря 2025 21:27
    Если в США это Голливуд,в России это Мосфильм,. . интересно ,а в Китае как называется фирма которая будет покорять Луну. . . winked
  7. -1
    16 декабря 2025 21:28
    Роскосмос сегодня обнадёжил пилотируемая программа не пострадает.Железяку которая отвалилась что восстановят что заменят 18 трейлеров комплектующих уже пришли.Конец работ в конце зимы.Когда в Байкануре кончается зима ?Будем посмотреть .Где-то эту железку в закрытом помещении уже разобрали.
    1. +2
      16 декабря 2025 22:25
      Цитата: tralflot1832
      Когда в Байкануре кончается зима

      В апреле уже весна, тюльпаны цвести начинают примерно к 15
    2. 0
      17 декабря 2025 03:46
      Железяку которая отвалилась что восстановят что заменят 18 трейлеров комплектующих уже пришли.

      И тут неладно... В сей стремянке на колёсиках вроде всего 150 тонн было.
      1. 0
        17 декабря 2025 10:37
        В сей стремянке на колёсиках вроде всего 150 тонн было.
        Согласен! Чего это они?! Ведь это всего 10 грузовиков по 15т чушек, а везут в 2 раза меньше в среднем...
        (где прикрутить слово сарказм"?)
        1. 0
          17 декабря 2025 11:21
          Ведь это всего 10 грузовиков по 15т чушек, а везут в 2 раза меньше в среднем...

          Вы вот это сообщаете кладовщику, который принимал металлоконструкции. На тоннаж и по номенклатуре.
          Мне везли (по дорогам общего пользования) по 3 колонны, по 8 тонн каждая... да, в одной машине.
          1. 0
            17 декабря 2025 11:28
            Мне везли (по дорогам общего пользования) по 3 колонны, по 8 тонн каждая... да, в одной машине.
            И это всё, что ли?
            Ну давайте, расскажите, как башенный кран быстро перевезти.
            Насколько я помню, башенный кран - это около 20 ходок + трал с "базой".
            Ещё раз: конструкции с высокой степенью сборки имеют низкую габаритную плотность.
            1. 0
              17 декабря 2025 11:32
              Насколько я помню, башенный кран - это около 20 ходок + трал с "базой".

              Или одна ходка конвоем в 20 бортов.
              Ещё раз: конструкции с высокой степенью сборки имеют низкую габаритную плотность.

              Фото кабины управления видели?
              1. 0
                17 декабря 2025 11:58
                Или одна ходка конвоем в 20 бортов.
                Ну а речь была про про количество машин. Конвой, или нет - это про саму логистику и сути особо не меняет.

                Фото кабины управления видели?
                Видел. И что? Размер - почти квадрат 25х25 м со шторкой, раскладной площадкой и подвесами.
                Её, видно, внавал привезли? Или, всё же, как-то упаковали, где нужно?
  8. +7
    16 декабря 2025 21:30
    А зачем нам там база? Кто то знает что там делать собираемся?
    1. -3
      16 декабря 2025 21:34
      А зачем нам вообще наука, в пещерах ведь хорошечно было? Что за глупые вопросы вообще?
    2. +5
      16 декабря 2025 21:39
      Как зачем? Фёдор Конюхов будет там новый рекорд выживаемости устанавливать.
    3. -2
      16 декабря 2025 22:57
      пришельцев сачком ловить
    4. 0
      16 декабря 2025 23:06
      Насколько я знаю там есть большие запасы Гелия-3. В перспективе новый очень эффективный источник энергии. Опыт эксплуатации станции на другом космическом теле необходим с научно точки зрения. Всё это будет полезно для будущего освоения космоса человеком.
      1. +1
        17 декабря 2025 03:50
        Насколько я знаю там есть большие запасы Гелия-3. В перспективе новый очень эффективный источник энергии.

        В перспективе можно начинать мутить проект производства резиночек - уплотнителей для установки по добыче Гелия-3. И чтоб в лунных условиях работали!
      2. 0
        17 декабря 2025 09:53
        Ключевое слово - "человеком". Ау, оглянитесь, много "человеков" вокруг себя наблюдаете?
  9. +8
    16 декабря 2025 21:35
    Вот построю железный мост,через озеро..(с)
  10. +10
    16 декабря 2025 21:37
    Роботы Фёдоры... winked ...а их,вообще,в стране производят!? Или пресловутое...купим в Китае.. request
  11. +17
    16 декабря 2025 21:38
    Уже даже не смешно эти сказки, уровня журнала "юный техник", слышать из уст всяких государевых бестолочей. Вы тут на земле сперва решите миллион вопросов, а то им уже роботы на Луне базы строят. Сюрр какой-то в этом сказочном царстве-государстве день ото дня все "чудесатее".
    1. +5
      16 декабря 2025 22:58
      во во. пускай сначала порядок наведут на автовазе с руководством ...да продукцию до мирового уровня подтянут а то сразу на луну замахнулись..как будто других проблем и задач нет.
  12. 0
    16 декабря 2025 21:44
    Первым делом нужна новая станция космическая, потом новые типы ракет, точнее наконец то довести до ума так называемые новые. Потом уже думать о луне.
  13. +4
    16 декабря 2025 21:44
    Если б ещё эти роботы не из китайских запчастей были
  14. +10
    16 декабря 2025 21:48
    "для реализации этого сверхмасштабного проекта используется кооперация российских государственных структур и ведомств с частными подрядчиками." - деньги бюджетные, плавно перетекают в карманы частные. Великолепный "проджэкт"! У кого то появится очередная вилла, правда не на Луне. lol
    1. +2
      17 декабря 2025 03:10
      Сейчас буржуи в основном в Дубаях недвижимость скупают. На Западе пока виллы под санкциями.
      1. 0
        17 декабря 2025 20:03
        Санкции персональные. Если "папик" под ними, то его жёнушки-любовницы, дети, родители и др. "родственники" вполне себе на Западе обитают и не испытывают никаких проблем. Помнится один такой жаловался что он под санкциями бритов, а у него там "жена и детишки малые". Сам он обитается в Штатах и не может поехать в Лондон к семье. Так что разговоры про "санкции" это для наивного населения.
        Вон "вчерашний" скандал - жена депутата от ЕР родила в Чили, как сказала - "ради сильного паспорта".
        1. 0
          18 декабря 2025 02:54
          А электорату пока бабку Кубельман сплавили, или как там её. До Нового года хватит.
  15. +12
    16 декабря 2025 21:50
    Да.... Анекдоты уже не те....
  16. +5
    16 декабря 2025 21:54
    А на Марсе будут яблони цвести.
  17. +4
    16 декабря 2025 21:58
    По чем квадрат в ипотеку? 🤡🤣 есть какие льготы, субсидии? 🥺
    1. +6
      16 декабря 2025 23:07
      В Москве ипотека все равно будет дороже, чем на Луне wink
  18. +7
    16 декабря 2025 21:59
    Планов по Луне, как и по другим проектам, громадьё. Не мешало бы нашим руководителям сначала восстановить промышленность
  19. +10
    16 декабря 2025 22:02
    С начало в Питере роботы научатся сбивать сосули по Матвиенко, потом роботы поймают Чубайса и всю его команду, потом роботы помогут отремонтировать Байконур и полетят на Луну. А роботы умеют оленей пасти?
  20. +9
    16 декабря 2025 22:16
    Каждый планировщик напоминает Х.Насреддина, со своим обещанием за 20 лет научить своего ишака говорить
  21. +12
    16 декабря 2025 22:19
    Базу будут собирать на обратной стороне Луны. Кто нибудь скажет - ведь ее не видно? А она там есть
  22. +3
    16 декабря 2025 22:20
    Давайте сначала туда попадём без приключений!
  23. +12
    16 декабря 2025 22:27
    Недавно уже, была презентация одного из новых роботов, российской разработки.... ржал весь интернет...
    1. -3
      17 декабря 2025 12:21
      Он все-таки прошел несколько шагов. yes
      А потом закружилась голова.
      А у первого робота Федора вообще ног не было.
      Прогресс есть.
  24. +4
    16 декабря 2025 22:48
    Забыли приписать к заголовку "во сне". Кто-то в эти сказки ещё верит?
  25. Ух ты- российские роботы, да на Луне, да строить бызы ! Круто! А, может на Земле попробовать построить земную российскую легковушку с российским автоматом? Или это запредельная задача? Проще на Луне!
    Р. S. Я что то пропустил? Мы уже вернулись на Луну? Хотя бы с луноходом?
  26. +6
    16 декабря 2025 22:55
    глава департамента космических систем корпорации «Роскосмос» Денис Кутовой поведал о том, как именно будет собираться перспективная российская лунная база. По его убеждению, сборкой базы, оснащённой ядерной энергоустановкой, займутся роботы

    Такое комментировать - только портить...
  27. +1
    16 декабря 2025 22:56
    Надеюсь не такие роботы-бухарики которого недавно на сцену вывели и он набуханный упал?
  28. +3
    16 декабря 2025 23:01
    Российскую станцию будут собирать из древних, 30 летних останков МКС.
    С полярной орбиты уходим.
    Бананы вкручивают.
  29. +7
    16 декабря 2025 23:09
    Цитата: Дмитрий Донской
    Ну вот,как научимся машины делать и микросхемы-так сразу и луну заселим.

    Что касается машин, то это не про умения, а про чудовищную по своему размаху, коррупционную схему с АвтоВАЗом.
    Правда и автопром и микросхемы, объединяет полностью не работоспособная финансовая политика ГОСУДАРСТВА. Невозможно реализовать финансово-успешный долгосрочный проект, с такой ценой денег. У нас Королевство Кривых. Когда государство нацелено на экономический рывок, оно опускает ключевую ставку и снижает налоги. Это аксиома, подтвержденная историческими примерами и здравым смыслом. У нас же, глава ЦБ на голубом глазу заявляет, что российская экономика перегрета и именно это явилось причиной повышения ключа.... Государственное субсидирование отраслей и корпораций, кроме как коррупцией назвать сложно. На примере АвтоВАЗа это просто на много больше бросается в глаза, чем в других случаях.
    Так что в текущей парадигме, мы никогда не полетим на Луну. Хорошие микросхемы и машины, для нас недостижимы, так как и то и то, требует длинных денег, а с текущей ставкой, даже только запрещенные вещества выгодно производить.
  30. +5
    16 декабря 2025 23:15
    Цитата: Kotofeich
    Да, планов у нас громадье.

    Уважаемый редактор!
    Может, лучше — про реактор?
    Там, про любимый лунный трактор?
    Ведь нельзя же! — год подряд
    То тарелками пугают —
    Дескать, подлые, летают,
    То у вас собаки лают,
    То руины говорят! wassat

    На луне, на луне
    Синий робот строит реактор мне
  31. +2
    16 декабря 2025 23:29
    Совместную РФовско-КНРовскую базу на Луне будут собирать роботы - надо полагать КНРовские?
    Они могут, ихние человекоподобные роботы лучшие в мире, а для их адаптации в разные городские условия по своему предназначению построили даже специальные центры.
  32. 0
    16 декабря 2025 23:37
    Российскую базу на Марсе будут собирать люди-роботы.
  33. +2
    17 декабря 2025 00:04
    пока роботы непротрезвеют и падать перестанут китайцы нас обгонят у них и деньги технологии и контроль
  34. +6
    17 декабря 2025 00:17
    С утра по Васюкам ходил высокий, худой старик в золотом пенсне и в коротких, очень грязных, испачканных красками сапогах. Он наклеивал на стены рукописные афиши: помещении клуба «Картонажник» состоится лекция на тему ......
  35. +2
    17 декабря 2025 00:58
    Успехи у нас в космосе пока весьма скромные. Ракеты строим, спутники запускаем, есть новые разработки, но сделать надо ещё немало более актуального, и на Луну рано замахиваться. Когда-нибудь потом - вполне возможно. Роботами нынче никого не удивишь.
  36. +1
    17 декабря 2025 01:38
    Стоимость всей Лунной программы США образца 1960-70-х годов оценили примерно в 24 млрд долларов, что соответствует примерно 250 млрд «современных» долларов США. При этом в самих Штатах говорят, что за эту сумму сегодня никакой Лунной программы они бы не реализовали - «нужно значительно больше».", -правильно говорят. Дай им волю, они и на Альфу Центавра слетают, благо сейчас технологии голливудские позволяют. В общем, очередной попил бабла. Интересно, Индия и Китай в этом всерьез будут участвовать или искусственный интеллект попросят помочь? ).
  37. 0
    17 декабря 2025 02:06
    очередные сапожники от роскосмоса строят очередные влажные розовые прожекты по нахождению россии в космосе....же и не знаешь.....то ли смеяться, то ли плакать.
    маск, не обращай внимания на этих убогих....они ведь так хотят быть хоть немного на тебя похожими...инфузории туфельки.
  38. +5
    17 декабря 2025 02:44
    не надоело им там людей смешить?
  39. +3
    17 декабря 2025 03:08
    Автомобили бы хоть нормальные научились выпускать на АВТОвазе. Луна...
  40. +5
    17 декабря 2025 03:17
    О чём-то похожем я читал в романе "Двенадцать стульев".
  41. +2
    17 декабря 2025 04:41
    Российскую базу на Луне будут собирать роботы

    Если роботы IDOL, то это будет юмористическое шоу.
  42. +2
    17 декабря 2025 05:09
    Российскую базу на Луне будут собирать роботы
    Мигранты из Средней Азии обошлись бы дешевле wink
  43. +2
    17 декабря 2025 06:00
    Цитата: свой1970
    смело можно на Луну деньги не тратить

    Это как же так?!
    А что кушать тогда будут чиновники от Роскосмоса?
    Ну вы даете! Прямо на корню подрываете замыслы эффективных менеджеров! laughing hi
  44. +3
    17 декабря 2025 06:40
    Роботы обязательно соберут базу на Луне, как только там самозародятся. Доставить их на Луну весьма проблематично, ибо как показала практика "Луны-25" - Луна, сска, твёрдая и не оборудована батутами.
  45. +3
    17 декабря 2025 07:11
    Цитата: cast iron
    Новый луноход надо отдать проектировать гениальным конструкторам АвтоВАЗа

    Можно, а зачем? )))
  46. +4
    17 декабря 2025 08:19
    А почему роботы? Всех политиков и руководителей, которые нам только обещают - отправить на Луну, пускай построят там базу, а то на Земле от них один только вред стране и народу.
  47. +2
    17 декабря 2025 08:37
    В общем план такой:
    1.Ждем пока в центральной Азии разовьеться роботостроение
    2. Завозим от туда мигрантов-роботов
    3. Просим их построить нам на Луне базу.

    Всё просто
  48. +1
    17 декабря 2025 08:55
    "планов об освоении Луны" очень смахивают на планы освоения бюджетных средств как например планы завалить всю страну отечественными самолетами, пока преуспели только в освоении тех же средств
  49. -4
    17 декабря 2025 08:56
    Если такие как недавно продемонстрированный Айдол, то это печально. yes laughing
  50. 0
    17 декабря 2025 10:24
    Сказанчики хорошие в роскосмосе

    Прям Незнайка на Луне какой-то
  51. 0
    17 декабря 2025 12:54
    Романы Жюля Верна выглядят более реалистично,чем бред выпокопосаженных менеджеров Роскосмоса. Туда на работу приглашают исключительно со справкой из психоневралагического диспансера?
  52. 0
    17 декабря 2025 13:29
    Молодые, приходят в руководство, это хорошо для реализации проектов. Лишь бы не было сказок Венского леса, как у Рогозина с Борисовым.
  53. 0
    17 декабря 2025 19:29
    Зная, что для луны нужен сверхтяж (Енисей), а он планируется не раньше чем к 2035г и стоит он очень дорого, то вряд ли раньше 2040 он полетит на луну, как минимум без увеличения бюджета Роскосмоса и, конечно, эффективного расходования средств. А без него на луну можно только маленькие автоматические станции закидывать. Тем более сейчас куча денег на РОС уйдет и ПТК ОРЁЛ + от МКС мы все никак не можем отказаться, ее содержание стоит баснословных денег, так как она старая и наш сегмент разваливается.
  54. 0
    18 декабря 2025 07:57
    "Как строить мост – вдоль или поперек – потом разберемся. Сейчас главное – застолбить проблему за нами" Ак. А.Л.Минц
    (В.Г.Кисунько. "Секретноая зона")
  55. 0
    18 декабря 2025 15:45
    Российскую базу на Луне будут собирать роботы

    Ага, в оранжевых безрукавках. Made in Tajikistan. Главное бордюры и плитку туда завезти побольше.