«Около нуля»: названы причины снижения темпов роста российской экономики

10 662 114
«Около нуля»: названы причины снижения темпов роста российской экономики

Российская экономика снова переходит к параметрам роста, который обычно описывался как «около нуля». Эта фраза во многом стала нарицательной, когда ранее описывалась макроэкономическая ситуация с нереализованным потенциалом роста.

Газета «Коммерсант» со ссылкой на источники пишет о том, что по итогам года аналитики скептически относятся к реализации прогнозов о росте ВВП на 1 процент. Вместо этого ожидают они меньшего роста макроэкономического показателя.



Причинами такого положения дел называются: ослабление динамики производства продукции, снижение объёмов потребления. По версии «Коммерсанта», это может привести экономику нашей страны к стагнации.

Напомним, что по итогам 2024 года экономика России выросла на 4,3%, за 2023 – около 3,5%. Если рост по итогам 2025 года не дотянет и до 1%, это будет существенная потеря темпов.

Безусловно, можно говорить: «но в Европе-то в ряде стран всё хуже», но эти отсылки «в пользу бедных». Европа сама себя загнала в такие рамки макроэкономических отношений. Российский же потенциал достоин большего в плане его реализации.

Независимые эксперты считают, что к причинам снижения темпов роста ВВП РФ можно отнести и значительные проблемы и ограничения в цифровой среде. При всех ранее озвученных планах цифровизации сама цифровизация в значительной степени захромала. Отключения мобильного интернета, блокировки ряда сервисов, которые бизнесом использовались для коммуникации, «охлаждение» SIM-карт – всё это сказалось на экономических показателях далеко не в последнюю очередь.

Высокая ключевая ставка тоже относится к препятствиям для роста экономики, так как для реального бизнеса кредиты на его развитие превратились фактически в блокированные. Брать кредит под 20 с лишним процентов может лишь тот, чья прибыль значительно больше этого значения. А много ли отраслей, где прибыль больше?

19 декабря, по время Прямой линии, президент озвучит свои данные о том, на сколько подросла российская экономика с начала года. Обычно с макроэкономических показателей глава государства своё выступление и начинает.
114 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. -14
    17 декабря 2025 09:26
    Отключения мобильного интернета, блокировки ряда сервисов, которые бизнесом использовались для коммуникации, «охлаждение» SIM-карт – всё это сказалось на экономических показателях далеко не в последнюю очередь.
    Это вообще ни как не сказалось
    Сказалось только одно это Действия ЦБ, который по указанию США загнал ключевую ставку.
    1. +16
      17 декабря 2025 09:56
      на ВО заметили проблему, через полгода..ну хотя бы здесь подняли тему! по ящику -прямо Божья благодать! Это ж надо убить работающую экономику менее чем за год, своими собственными руками!!!! интересно, что там нам расскажет в пятницу президент, депутаты сказки для детей советуют, президент для взрослых будет ?
      1. Комментарий был удален.
        1. -7
          17 декабря 2025 10:45
          Эта тема надолго winked . Ща, как всегда: одни: "Все в норме..., рисков нет...", другие: "Все пропало..., сегодня Родина гибнет особенно сильно!"...
          По себе скажу, что голодным на ночь еще ни разу не ложился, и в сельской местности долго дорогу не могу перебежать из-за нескончаемого потока машин, кторых в семьях по нескольку.
          1. +2
            17 декабря 2025 13:16
            Два момента.Вы не знаете из чего сделана ваша котлета. Может даже не из мяса. Зачем несколько машин в семье и в то же время, как закредитованность населения сказывается на экономиике?
          2. 0
            17 декабря 2025 16:13
            Поддерживаю. Как бы не хаяли всё в стране, люди не замечают своего уровня жизни. Раньше колбасу по праздникам видели, а теперь от жареной курочки нос воротят - подавай мраморные стейки и красную икру. Если нет этого - значит плохо живем. Машин стало валом вали. Одежды - нужны новые шкафы. Холодильники не пустые. Жирных уже больше половины населения. Летом пляжи юга России ломятся от народу. А всё жалуются. Это природа человеческая такая. В ней заложено всегда бояться (хищников, природы, катаклизмов), а ощущение счастья расслабляет. Поэтому нейрофизиологически ощущения счастья нет в человеке.
            1. +2
              17 декабря 2025 17:08
              *Поддерживаю. Как бы не хаяли всё в стране, люди не замечают своего уровня жизни. Раньше колбасу по праздникам видели, а теперь от жареной курочки нос воротят - подавай мраморные стейки и красную икру. Если нет этого - значит плохо живем. Машин стало валом вали. Одежды - нужны новые шкафы. Холодильники не пустые. Жирных уже больше половины населения. Летом пляжи юга России ломятся от народу. *
              Всё вроде с виду в шоколаде, Но если внюхаться — то нет. ( с )
      2. +2
        17 декабря 2025 10:28
        "Около нуля" значит следующее.Рост ВПК достиг своего максимума и остановился,а остальной сектор на столько же упал
        1. +10
          17 декабря 2025 11:11
          А много ли отраслей, где прибыль больше?

          Это прикол такой ? Банковский сектор у нас вне конкуренции.
        2. +2
          17 декабря 2025 11:12
          Цитата: dmi.pris1
          "Около нуля" значит следующее.Рост ВПК достиг своего максимума и остановился,а остальной сектор на столько же упал

          Вся эта мировая экономика - какой-то пузырь. Например, Илон Маск заснул со стоимостью своих активов в 300 млрд, а проснулся - уже 600 млрд долларов. Видите-ли кто-то, за ночь пересмотрел стоимость его активов winked
          1. +1
            17 декабря 2025 11:33
            Не совсем.Кто то напокупал "Тесл",кто то накинул инвестиций на очередной запуск,кто то напокупал терминалов старлинк,а это ведь производство..Хотя махинаторов-биржевиков никто не отменял.
            1. 0
              17 декабря 2025 13:07
              Не знаю как с теслой, но эппл на свою прибыль покупает свои же акции, потому стоимость акций растет, капитализация тоже. Прибыль при этом по боку, у палантир дронов продали на лярд, капитализация пятьсот лярдов потому что потому
          2. +3
            17 декабря 2025 11:43
            или эпл например, вся их капитализация это патенты, не будут в мире исполнять патентное право в миллион раз упадет стоимость компании
            1. +2
              17 декабря 2025 12:46
              Вот только у тех кто не будет исполнять патентное право тоже имеются патенты. или будет а нас за шо?
              1. 0
                18 декабря 2025 11:36
                будет хаос, но к этому уже идет раз международные законы перестают действовать
      3. +9
        17 декабря 2025 10:34
        Цитата: Курильщик
        что там нам расскажет в пятницу президент

        1. Победа
        2. Успех
        3. Развитие
        4. Благосостояние
        1. +4
          17 декабря 2025 11:23
          только не уточнит чьи именно
        2. +2
          17 декабря 2025 11:34
          Сказочное...Это все ,что должно знать о этом
        3. +3
          17 декабря 2025 17:16
          *что там нам расскажет в пятницу президент

          1. Победа
          2. Успех
          3. Развитие
          4. Благосостояние*

          А это все он уже рассказывал. было. *Стратегия 2020*, рывок, майские указы..
          Теперь про *стратегию 2035* втирает, про то что *к 2036 году уровень бедности в России должен стать ниже пяти процентов*
          https://topwar.ru/274972-putin-k-2036-godu-uroven-bednosti-v-rossii-dolzhen-stat-nizhe-pjati-procentov.html#findcomment15680572
    2. -10
      17 декабря 2025 11:28
      Действия ЦБ, который по указанию США загнал ключевую ставку.


      Хватит нести чушь!!!

      До СВО с марта 2021 года, ставка ЦБ была 4,5%. Это что, тоже по указанию из Пентагона ЦБ снижал?))

      Были объективные причины для поднятия ставки - снижение инфляции, а она снижается через снижение кредитования, а снизить кредитование можно только поднятием ставки.

      ЦБ все делает правильно. Сейчас инфляцию удалось снизить и теперь ЦБ аккуратно снижает ставку.
      1. +6
        17 декабря 2025 11:41
        Цитата: Ratmir_Ryazan
        Сейчас инфляцию удалось снизить и теперь ЦБ аккуратно снижает ставку.
        Только параллельно убивает малый и средний бизнес, да и большому уже плохо. Например судя по стоимости облигаций дефолт АО "Уральская Сталь" уже неизбежен. А это градообразующее предприятие с 10 000 работников.
      2. +1
        17 декабря 2025 12:51
        Только снижение инфляции означает что мы просто остановили падении на дно, а чтобы подняться надо что то предпринимать, так? Но этого нет даже в перспективе, мы так же останемся там где остановились.
      3. +3
        17 декабря 2025 18:51
        Цитата: Ratmir_Ryazan
        До СВО с марта 2021 года, ставка ЦБ была 4,5%. Это что, тоже по указанию из Пентагона ЦБ снижал?))

        Были объективные причины для поднятия ставки - снижение инфляции,

        Только перед поднятием ставки сначала уронил курс рубля к доллару, что раскрутило инфляцию импорта.
      4. -2
        17 декабря 2025 23:40
        Если подойти к термину Инфляция проще, то это ни что иное как: "Необеспеченные товарами и услугами денежные средства". "снизить кредитование можно только поднятием ставки" - что за бред? Видимо Вы далеки от экономики или учились там же где Набиуллины и ей подобные. Кстати "теперь ЦБ аккуратно снижает ставку", а не планирует ЦБ втык вставить банкам, что несмотря на снижение ставки, проценты по кредитам остались те же которые были при высоких ставках? Вы наверное рядышком с ЦБ и вхожи к ним, спросите на досуге)
    3. +3
      17 декабря 2025 11:53
      topol717
      Сегодня, 09:26
      Это вообще ни как не сказалось
      Сказалось только одно это Действия ЦБ, который по указанию США загнал ключевую ставку.

      hi Были краткосрочные и долгосрочные прогнозы по микро-макро экономической перспективе РФ: ставка ЦБ, санкции, увеличение расходов СВО и другие факторы в совокупности привели через несколько лет к отложенному эффекту.
      Не нужно быть большим экономистом и политиком, а пройти по магазинам, рынкам и сравнить цены нынешние и 4-х годичной давности, чтобы оценить рост экономики в процентах и опустошение своего кошелька и реальных доходов населения.
      1. +3
        17 декабря 2025 11:58
        Цитата: ZovSailor
        увеличение расходов СВО
        Согласно любой экономической теории увеличении расходов государства приводит к росту экономики. Можете даже вспомнить байку как в США начали строить дороги что бы выйти из депрессии в 30х годах прошлого века. Для экономики дороги от СВО ничем не отличаются.
    4. 0
      18 декабря 2025 23:17
      Correct.
      Russia is still following American economic theories of the fifties.
      Inflation is totally overrated.


      Moreover, Russia is in a great economic transformation to full spectrum autarchy.
      This means that supply shortages will appear and lead to technical inflation.

      But this mainly demand transformation driven inflation which is not relevant at all if you can fill the gaps within 1-2 years. And this is easily done, in any case China could always stop gap any demand for 1-2 years.

      As soon as people understand that they have alterantive/new products they will switch and the scarec old European products will not drive this technical inflation.

      If all European cars double in price but you can buy equivalent Chinese cars for half the price you have zero inflation- and people will very quickly switch from European to Chinese cars- and the Central Bank has nothing to do with it.

      This jacking around of the interest rate is infuriating...why do Russians not activate their own minds.

      BRICS requires new economic models anyway....ahhh it is frustrating ....
      Putin, my friend, you are a lawyer a politician- but please task some universities with the creation of new economic models that are younger than the ones the West uses which are 80 years old!!!!!
    5. 0
      22 декабря 2025 14:58
      Выступая на «прямой линии», Руководитель государства заявил: «Снижение темпов экономического роста это сознательный шаг, плата за сохранение качества экономики и макроэкономических показателей…» Все грамотные экономисты, в том числе и Кремлевского пула, руководители ряда крупнейших Банков критиковали высокую ставку как метод борьбы с инфляцией, предсказывая «охлаждение» экономики. И вот когда экономика «села», нам сказали, что это оказывается, сознательный шаг. Интересный «ход конем» для страны, имеющий одни из самых низких темпов роста в мире 0.89 % за период с 1992 по 2023 г. при среднемировом - 2.5 %. Может и это был сознательный шаг для сохранения чего либо, уж неизвестно чего ? Нашей отсталости и бедности, например? Китай, чей ВВП в 1980 году составлял только (!) 39 % от российского сейчас уже обогнал по ППС экономику США, заняв в 2022 г. первое место.
      1. 0
        22 декабря 2025 15:29
        а чего вы взяли такой период роста экономики, всего-то 30 лет. вот надо было с 1905 года брать. или даже например с года рождения Льва толстого 1828, или даже 1799 рождение Пушкина. Вы еще учтите что наша страна находится под сотней тысяч различных санкций, Которые напрочь отрезали ЕС и Россию. От этих санкций плохо всем. глупо это отрицать.
        Все грамотные экономисты, в том числе и Кремлевского пула, руководители ряда крупнейших Банков критиковали высокую ставку как метод борьбы с инфляцией,
        А вот тут вы нагло врете, Ибо не все критиковали. Греф например явно не говорил про ставку, но еще в 23 году, говорил о скором наступлении похмелья после кутежа. Так же тогда же он говорил о том что 25 и 26й год будут очень сложными, и если мы все сделаем правильно то есть шанс в 27ом начать новую спираль экономического роста.
        1. 0
          22 декабря 2025 17:58
          а чего вы взяли такой период роста экономики, всего-то 30 лет. вот надо было с 1905 года брать
          Средний темп роста экономики РФСФР в составе СССР с 1950-1990 составлял 6.6% . Средний темп экономики РФСФР в составе СССР в период индустриализации - около 14 %!!!!!!!!!!
  3. +24
    17 декабря 2025 09:29
    Если бы при такой ставке ЦБ, у нас был бы рост экономики ,то это было бы реально ЧУДО ! Поражает скорее отсутствие ответственности ,ну загнали экономику в ноль ,ну просрали 300 миллиардов в Европе и тишина !
    1. +9
      17 декабря 2025 09:41
      Цитата: APASUS
      ну загнали экономику в ноль ,ну просрали 300 миллиардов в Европе и тишина !
      Своих не бросаем.
      1. +4
        17 декабря 2025 10:46
        Цитата: topol717
        Цитата: APASUS
        ну загнали экономику в ноль ,ну просрали 300 миллиардов в Европе и тишина !
        Своих не бросаем.

        Осталось дело за малым ,определить кто именно свой ?
        1. +6
          17 декабря 2025 11:22
          Цитата: APASUS
          Цитата: topol717
          Цитата: APASUS
          Ну загнали экономику в ноль, ну просрали 300 миллиардов в Европе, и тишина!
          Своих не бросаем.

          Осталось дело за малым — определить, кто именно свой?

          Именно те, кто полностью развалил экономику страны, именно по этой причине и не хотят воевать по-настоящему, ведь потом не на что будет списывать свою некомпетентность и воровство.
    2. -12
      17 декабря 2025 09:45
      интересно .а как бы мы перед СВО вытащили их?если вывод финансов из заграницы является первым разведпризнаком войны
      1. +18
        17 декабря 2025 10:06
        Цитата: frei67
        вывод финансов из заграницы является первым разведпризнаком войны

        О том, что Россия нападёт на Украину американцы 3 месяца подряд талдычили перед СВО. Не помните? Все ухохатывались с них! Дескать, какие же они тупые! Зачем нам эта Украина??
        Так что это для них был не секрет. Можно было спокойно выводить активы. По крайней мере, запретов на тот момент никаких не было.
        1. +10
          17 декабря 2025 10:12
          Как с год назад рассказал один из военкоров, его знакомые офицеры заранее всё знали и готовились. Ну, как могли готовились. Парадные мундиры гладили. Реально воевать никто не собирался, все знали - в Кремле всё схвачено, сопротивления не будет.
          А раз всё пройдёт молниеносно, как в Австрии в 1938, то нечего и беспокоиться.
        2. 0
          17 декабря 2025 10:48
          Так активы были не вна Украине. Гейропа решила, что если не защищать активы семьи Байдена то и им скоро конец. Логика там есть, но реальность совсем другая. Ну не потянем мы войну с НАТО, ну никак. Многие в ЕС считают, что Украина по площади самая большая в западной Европе, и если ее победит Россия, то с ними мы расправился и то легче. Не знаю, может действительно в гейропе настолько все плохо.
        3. +3
          17 декабря 2025 10:48
          Цитата: Stas157
          Можно было спокойно выводить активы.

          Их вывели, в США наших активов практически не остались, а в Европе наши активы это долги европейских стран, у них есть сроки погашения и они длинные.
          1. +4
            17 декабря 2025 11:03
            Цитата: Andobor
            Их вывели, в США наших активов практически не остались, а в Европе наши активы это долги европейских стран, у них есть сроки погашения и они длинные.


            откуда информация? или Вам просто так хочется?
            в большинстве источников пишут, что в основном это золотовалютные резервы, и только часть составляют долги..

            вот например Известия
            Обычно под российскими активами, замороженными на Западе, понимают золотовалютные резервы (ЗРВ) Банка России — стратегический запас, обеспечивающий финансовую и экономическую стабильность страны. Еще в марте 2022 года министр финансов РФ Антон Силуанов оценивал российские ЗРВ в $640 млрд, из которых $300 млрд оказались заморожены в странах Запада.
            https://iz.ru/2000613/2025-12-02/evropa-zagnala-sebia-v-ugol-zhelaniem-otniat-rossiiskie-aktivy-razbor
            1. +1
              17 декабря 2025 11:10
              Там же:
              Ценными бумагами, которые принадлежат Центробанку и оказались заморожены, являются в основном государственными облигациями стран, которые ввели санкции. Долговые расписки являются как краткосрочными, так и долгосрочными. По ним постоянно должен поступать купонный доход, а по окончании срока действия они должны конвертироваться в валюту. Теоретически под заморозку могли попасть и акции частных компаний, однако государство как правило не вкладывает средства в такие активы из-за их рискованности и ограничивается облигациями. Точный «состав» российских ценных бумаг, какой они приносят доход и успели ли какие-то из них погаситься, не раскрывается.
              1. -1
                17 декабря 2025 11:27
                Цитата: Andobor
                Там же:
                Ценными бумагами, которые принадлежат Центробанку и оказались заморожены, являются в основном государственными облигациями стран, которые ввели санкции.

                я ж написал, что они там тоже были... при этом " По состоянию на ноябрь ЦБ РФ оценивал российские ЗРВ в $725 млрд, из которых $300 млрд составляет золото и $397 млрд — резервы в иностранной валюте. Большая часть последнего и относится к замороженным активам." золото - вывели.. а расписки долговые- не основная часть.. или если есть другая инфа- с радостью почитаю ссылку hi
                1. 0
                  17 декабря 2025 22:45
                  Цитата: советник 2 уровня
                  золото - вывели

                  Откуда это его вывели? Нашего золота на Западе сроду не было.
                  1. -2
                    18 декабря 2025 07:06
                    Цитата: nik-mazur
                    Откуда это его вывели? Нашего золота на Западе сроду не было.

                    Вы невнимательно читаете, еще в марте 2022 года министр финансов РФ Антон Силуанов оценивал российские ЗРВ в $640 млрд, из которых $300 млрд оказались заморожены в странах Запада. ЗВР-золото валютные резервы, в ссылке указано, что золото было, но его вывели..
                    1. +1
                      18 декабря 2025 13:15
                      Цитата: советник 2 уровня
                      Вы невнимательно читаете ... ЗВР-золото валютные резервы, в ссылке указано, что золото было, но его вывели

                      Это вы невнимательно читаете то, на что ссылаетесь. Прямо в самом начале, в четвёртом абзаце русским по белому чётко сказано, что:
                      Конкретная информация о том, какие именно активы Центробанка заморожены на Западе, не раскрывается. Однако достоверно известно, что к ним не относится золото, так как оно хранится в России

                      Ни о каком вывозе золота в статье не упоминается.
            2. +1
              17 декабря 2025 11:22
              И эти долговые обязательства не покупали, а поставляли Европу наши нефть и газ, подсаживая на наши энергоресурсы, и это получалось, пока Штаты проигрывая не решили перевернуть шахматную доску и сыграть в чапаева, в чапаева мы то же можем, потому Штаты отползают, их активов (Европейских) у нас больше они нам технику оборудование в долг давали, на 300+ млрд. корпоративных кредитов наши корпорации нахватали.
              1. +1
                17 декабря 2025 11:30
                Цитата: Andobor
                их активов (Европейских) у нас больше

                Нет у нас государственных европейских активов. Они частные. Если бы у нас были бы золотовалютные резервы Запада, то этот самый Запад никогда бы не арестовал наши ЗВР.
                1. +2
                  17 декабря 2025 11:50
                  Цитата: Stas157
                  Они частные.

                  Да, какая разница, самый справедливый в мире российский суд их конфискует, если с нашими что то случится, Путин это не раз заявлял.
          2. -1
            17 декабря 2025 11:24
            Цитата: Andobor
            у них есть сроки погашения и они длинные.

            Долговые бумаги свободно продаются и покупаются до срока погашения.
            1. 0
              17 декабря 2025 11:30
              Цитата: Stas157
              Долговые бумаги свободно продаются и покупаются до срока погашения.

              Они "именные" в кавычках потому что бумаг вообще нет, чужие не продашь.
              1. +1
                17 декабря 2025 11:37
                Цитата: Andobor
                Они "именные"

                Это вы уж сами придумали. Арестованные на Западе золотовалютные резервы (ЗВР) России не являются именными долговыми бумагами. Это денежные средства на депозитах, наличная валюта и бездокументарные ценные бумаги иностранных эмитентов, такие как облигации и другие активы, хранящиеся в депозитариях Euroclear.
                https://tass.ru/info/20305319
        4. +3
          17 декабря 2025 11:12
          О том, что Россия нападёт на Украину американцы 3 месяца подряд талдычили перед СВО. Не помните?

          Браво!! Всё так и было но не 3 месяца а чуток поболее сразу после того как Путин встретился с Байденом. Все прозападные СМИ в один голос заговорили что Россия нападёт на краину и только в наших российских СМИ писали что этого не может быть и что то про "братский народ".
      2. -1
        17 декабря 2025 10:09
        frei67(андрей)
        Ой я вас умоляю. И шо Вы себе думаете ? Вы такой стратег.
      3. -2
        17 декабря 2025 10:21
        Как?
        Нажатием пары клавишь на клавиатуре. Прсто кому-то надо был этим вопросом озаботиться заранее

        А еще лучше было бы их туда вообще не отправлять, к партнерам, так называемым
      4. +1
        17 декабря 2025 10:28
        Цитата: frei67
        если вывод финансов из заграницы является первым разведпризнаком войны

        И что? Думаете при их уровне разведки и разгильдяйстве нашего генералитета это было для НАТО секретом?
      5. -1
        17 декабря 2025 10:31
        Цитата: frei67
        интересно .а как бы мы перед СВО вытащили их?если вывод финансов из заграницы является первым разведпризнаком войны

        А конфискация активов не является casus belli ? Вот именно что является ! Так что надо было выбирать
      6. -2
        17 декабря 2025 23:50
        Большая часть финансов, золотовалютных запасов, средства ФНБ и т.д. были выведены из страны Набиуллиной и Силуановым именно перед СВО. Вывод средств с середины сентября и в четвёртом квартале значительно превысил средства выведенные с января по 15 сентября. А как Вы думаете находясь в высших эшелонах власти они не знали что назревает СВО или хотя бы не "предполагали"?
    3. -1
      17 декабря 2025 10:26
      и тишина

      Так это тишина закономерна. При капитализме власть начинает "шуршать" только в условиях давления снизу, т.е. политической активности граждан. У нас же народ на выборы не ходит: "я вне политики", "за меня и так все решат" и т.д. Особенно поражает пассивность и инфантильность молодежи. При этом, в "загнивающих" США именно молодежь заметно полевела в последнее время. К слову сказать, именно молодежь привела к власти мэров-социалистов в Нью-Йорке и Сиэтле
    4. +1
      17 декабря 2025 14:43
      300 Milliarden in Europa verschwendet und dann geschwiegen!

      По оценкам, в России находятся активы западных (недружественных) компаний на сумму от 300 до 800 миллиардов долларов. Если коррумпированный ЕС похитит эти российские средства, то, согласно решениям суда (если они будут неблагоприятны для России), активы западных компаний, работающих в России, будут конфискованы.

      Россия подала в суд на ЕС на миллиарды долларов из-за фиксированных валютных резервов – почему именно сейчас?
      Тот факт, что иск может не увенчаться успехом в ориентированных на Запад международных арбитражных трибуналах, не имеет значения – главное, чтобы он увенчался успехом в самой России. Потому что активы, принадлежащие западным владельцам, находятся под ее юрисдикцией, включая активы бельгийской компании Euroclear, которая хранит большую часть замороженных российских валютных резервов за рубежом.
      Таким образом, те члены коррумпированного ЕС, которые обоснованно выступают против конфискации этих средств, получают аргументированную поддержку со стороны России.

      Вопрос в том, разумна ли коррумпированная структура ЕС? Если нет, то множество компаний обанкротятся. Доверие иностранных инвесторов еще больше упадет, и они выведут свои вложенные средства из ЕС. Примерно та же ситуация и с закрытием европейского воздушного пространства. Это привело к значительным убыткам для западных авиакомпаний.
      1. 0
        17 декабря 2025 16:10
        Цитата: LeutnantTom
        Тот факт, что иск может не увенчаться успехом в ориентированных на Запад международных арбитражных трибуналах, не имеет значения

        Почему ? Это в арбитраже Лондона шансов нет ,а в арбитраже Гонконга или того же Сингапура. А контора Euroclear международная и пока они будут бодаться ,случайно наступит банкротство
        Цитата: LeutnantTom
        Если нет, то множество компаний обанкротятся.

        Скорее они подадут встречные иски уже в суды Бельгии и деньги свои получат ,но Бельгия пойдет по миру ,с протянутой
  4. +6
    17 декабря 2025 09:35
    Российская экономика снова переходит к параметрам роста, который обычно описывался как «около нуля».
    Новояз во всей красе.
  5. +6
    17 декабря 2025 09:39
    Так Набиулина этого и добивалась. При поддержке самизнаетегого. А на все претензии к ней отвечалось: "Так надо, зато инфляции нет..."
    1. +12
      17 декабря 2025 09:57
      Так и инфляция есть и роста экономики нет и производства собственного почти нет, одна перепродажа китайщины сплошная. Но походу кто-то прям совсем необучаемый, раз весь этот сброд во главе с Набиуллиной и Силуяновым до сих пор рулят чем рулят.
      1. +8
        17 декабря 2025 09:58
        В разведшколе КГБ экономике не учили. К сожалению...
        1. +17
          17 декабря 2025 10:03
          Да просто не по Сеньке шапка. Сталин вообще только духовное училище окончил, но как бы разница в развитии государства при нем - налицо.
          1. -1
            17 декабря 2025 11:20
            Да просто не по Сеньке шапка. Сталин вообще только духовное училище окончил, но как бы разница в развитии государства при нем - налицо.

            Да уж после ВОВ как развивалось всё не только у нас но и ещё помогали другим странам. А сегодня чуть что сразу тычат в 90-е, мол они во всём виноваты.
        2. -1
          17 декабря 2025 13:24
          Затто прошел тренинг по программе американского Национального демократического института международных отношений
  6. +4
    17 декабря 2025 09:40
    Ставка Россией на дружественные экономические союзы не работает в должном объёме. Санкции .И мы вроде как воюем!
    1. -2
      17 декабря 2025 09:43
      Цитата: tralflot1832
      Санкции .И мы вроде как воюем!
      Т.е. в 23 и 24 году не воевали и санкций не было.
      Может найдете причину, а что изменилось в конце 24 года?
      1. +10
        17 декабря 2025 09:45
        Цитата: topol717
        Может найдете причину, а что изменилось в конце 24 года?

        Смешно читать некоторых авторов санкции не работают ,ещё как работают.Они имеют неприятное свойство - накопительный эфект .
        1. 0
          17 декабря 2025 10:04
          Цитата: tralflot1832
          Смешно читать некоторых авторов санкции не работают ,ещё как работают.
          Никто не говорит что санкции не работают. Ла они мешают, но основная причина из за чего экономика начала стагнировать это ключевая ставка ЦБ.
          1. +1
            17 декабря 2025 10:08
            А может всё таки объёмы потребления в России.Как то Турция живёт с их стоимостью кредитов .
      2. +8
        17 декабря 2025 09:50
        малый бизнес с такой ставкой загнали глубоко сами знаете куда
      3. +5
        17 декабря 2025 10:17
        Может найдете причину, а что изменилось в конце 24 года?

        Санкции расширились, в том числе вторичные. Там над этим неустанно работают.
      4. 0
        17 декабря 2025 11:25
        Т.е. в 23 и 24 году не воевали и санкций не было.
        Может найдете причину, а что изменилось в конце 24 года?


        Вы конечно правы но и изначально писали и говорили что санкции начнут действовать не сразу, а через несколько лет хотя многие писали и говорили что нам санкции не почём . Вот и дождались наверное.
    2. +3
      17 декабря 2025 10:13
      Потому что в экономике ,по большому счету, каждый за себя. Вторичные санкции тоже имеют определённое воздействие. У "дружественных экономик" выбор партнёров больше, чем у нас.
      1. +2
        17 декабря 2025 11:53
        22 '- 23 - 24 г вввалили кучу денег в импортозамещение .Повысили ВВП .Маленький пример, импортозаместились по производству судовых красок морского исполнения.А объёмы потребления пшик .И так почти везде .Ледовый пояс судов ледового класса ранее красили финскими красками , а сейчас российскими.Прекрасно корпус выглядит.Внешний рынок для наших красок закрыт - цена у нас выше ,нет таких объёмов чтобы цена была конкурентная .
  7. +11
    17 декабря 2025 09:43
    В советское время рост экономики считался в физических величинах - новых заводах и выпускаемой продукции, а ноне считается в денежном выражении и включает оборот отраслей не токмо не производящих материальные и иные ценности, но даже их потребляющих, а деньгами командуют набиуллина, которая из года в год не выполняет обещания о 4% инфляции и стабильном курсе нацдензнака, и господа экономического блока правительства потому как опосля госпереворота и реставрации капитализма плывут по течению т.н. западной рыночной спекулятивной модели экономики.
  8. +12
    17 декабря 2025 09:44
    Во всех сферах особенно в строительстве коллапс и крутое пике - кредиты практически не доступны ни кому с таким ставками + ты еще работать не начал а уже должен банковскую гарантию оформить и заморозить деньги, причем авансы в большинстве договоров не предусмотрены. и сможешь получить первое поступление только через 6-8 месяцев. И это в сфере энергетики сейчас. Крупные серьезные организации на грани банкротств хотя год назад еще брали подряды и реконструкции подстанций и строительство линий, а сейчас эти тендеры висят без заявок.
  9. +17
    17 декабря 2025 09:44
    Все вопросы к гаранту...подбор специфических кадров, его прерогатива.
  10. +3
    17 декабря 2025 09:57
    Вообще не удивительно, Россия и экономическое развитие традиционно находятся жуть, как далеко друг от друга. У каждой страны есть свои неизменные качества, ну экономика - это не наше к сожалению, как было, есть и так будет наверняка, вот только жаль, т.к. именно экономика в основе всего: вся социалка, оборонка, безопасность, научно технический прогресс, демография и т.д. и т.п. без вариантов winked
  11. +7
    17 декабря 2025 10:00
    Причиной отсутствия роста экономики являются действия ЦБ по руководством Набиулиной (креатура МВФ и минфина США), а также нашего МинФина с Силуановым. Влияет также весомый вклад наших эффективных (точнее, дефективных) менеджеров с образованием ниже плинтуса.
  12. +6
    17 декабря 2025 10:02
    «Около нуля»: названы причины снижения темпов роста

    Переохладили. Кому-то было слишком горячо там на верху.
  13. +8
    17 декабря 2025 10:06
    Увы и ах.
    Что есть то есть.
    И наплевательское отношение к уровню доходов населения тому одной из корневых причин.
    Тут смотрел один из репортажей.
    Там расписыаался мармеладом новый способ.обучения с 60% времени практики и 40 % теории в аудиториях.
    Всё бы хорощо.
    В процессе реальрой работы учащиеся получают не только навыки но ещё и практическое понимание предмета.
    Однако вкалывают учащиеся на заводе реально.
    А как манну небесную для них, преподносят не оплату по результатам труда... а повышенную стипендию!
    Аж цельных 5 тыщщщщ рублей....
    Хочется использовать множество эпитетов...
    Не буду...
    В своё время студент даже на обычную стипендию мог поожить месяц..
    А за практику на заводах еще и платили.
    1. +2
      17 декабря 2025 12:16
      В своё время студент даже на обычную стипендию мог поожить месяц..

      Да, это было во времена, когда кроме "галош" ничего не выпускали, сам получал степендию 50 р, и ещё талонов на питание, и соглашусь, прожить можно было спокойно, ещё в складчину бывало и в ресторанах гуляли ... А на современную 5 тысяч - это 3 раза в магазин сходить....
  14. +8
    17 декабря 2025 10:10
    Высокая ключевая ставка тоже относится к препятствиям для роста экономики, так как для реального бизнеса кредиты на его развитие превратились фактически в блокированные. Брать кредит под 20 с лишним процентов может лишь тот, чья прибыль значительно больше этого значения. А много ли отраслей, где прибыль больше?


    В этой цитате и есть ВСЕ объяснения!!!
  15. -4
    17 декабря 2025 10:13
    Считают что налеты на наши НПЗ отобрали от роста минус 1,5%. Потом снижение экспорта газа и низкие цены на нефть сделали свое дело.
    1. 0
      17 декабря 2025 10:54
      Цитата: Stas157
      Потом снижение экспорта газа и низкие цены на нефть сделали свое дело.

      Да, и обрушение доллара на 25% привело к падению нефтегазовых доходов, которые считаются в рублях.
  16. BAI
    +1
    17 декабря 2025 10:16
    озвучит свои данные о том, на сколько подросла российская экономика с начала года.

    Да там все ясно - все хорошо прекрасная маркиза.
    Даже если в минус уйдем
    1. 0
      17 декабря 2025 10:23
      Это на новоязе будет звучать как "отрицательный рост"!
  17. +6
    17 декабря 2025 10:23
    Столько буков, про причины снижения, но главная не названа – преступные манипуляции экономического блока, по комплексному перекрытию кровеносной системы государства. Перегретая по мнению главы ЦБ, экономика России по факту, скорее в минусе, чем с отсутствием роста, просто считать можно по разному. Политика субсидирования , по принципу "близкого круга", в принципе убивает развитие. АвтоВАЗ как частный пример этой практики. Больно, что ВПР не просто не видит этих системных ошибок, но и является проводником и даже тараном их воплощения.
    1. +2
      17 декабря 2025 12:22
      Больно, что ВПР не просто не видит этих системных ошибок, но и является проводником и даже тараном их воплощения

      Потому что он и возглавляет их, их работа его устраивает, он "свой" среди "своих", а своих он не бросает, зачем ему видеть системные ошибки, если у "своих" всё хорошо...
      1. -1
        17 декабря 2025 13:02
        Если позориться, то до конца.
  18. +1
    17 декабря 2025 10:24
    Брать кредит под 20 с лишним процентов может лишь тот, чья прибыль значительно больше этого значения. А много ли отраслей, где прибыль больше?

    а что такое прибыль?
    есть "живой" пример: пришло новое руководство и потребовало! - "зашить" всю возможную прибыль в затраты...
    у нас нет "понимания", что такое себестоимость, что такое прибавочная стоимость: кругом идет бесконтрольное повышение стоимости товаров, услуг, работ...
    а ЦБ говорит о том, что инфляция падает...??
    язык без костей...
    и это при том, что соотношение валюты и рубля - не меняется..
  19. +2
    17 декабря 2025 10:31
    «Около нуля»: названы причины снижения темпов роста российской экономики

    Надо, же никогда такого не было, а главное вообще неожиданно.
  20. +2
    17 декабря 2025 10:33
    Все по Черномырдину " хотели как лучше, получилось как всегда". С такими помощниками у главного, чему удивляться, да ещё к этому: санкции, снижение стоимости нефти и вынужденная продажа ее с большим дисконтом, повышение стоимости импорта, высокая ставка нацбанка, горящие НПЗ, отключения интернета,значительное увеличение утилизационного сбора, увеличение платы за проезд по дорогам "Платон", а с 2026 года повышение НДС с 20 до 22%. Пазлы сошлись, к сожалению.
  21. +4
    17 декабря 2025 10:42
    Российский же потенциал достоин большего в плане его реализации.

    Дело в том, реализация российского потенциала идёт полным ходом.
    Forbes опубликовал ежегодный список богатейших людей мира. В рейтинг вошли 15 новых миллиардеров из России.

    Только планы реализации не предусматривают вложения в потенциал России...
    Мне просто любопытно, на кого ставит Путин с командой в плане развития российской экономики и что он сам подразумевает под этим? Сталин, например, делал ставку на трудовую сознательность и энтузиазм строителей социализма...Неужто ВВП решил поставить на корысть и сребролюбие российских олигархов?...Ну-ну...
  22. +8
    17 декабря 2025 10:44
    Спасибо финансовым властям и отсутствию политической воли у первого лица что либо менять. Они вот лучше дальше внутренний спрос буду убивать путем повышения налогов.
  23. -1
    17 декабря 2025 10:51
    Отключения мобильного интернета, блокировки ряда сервисов, которые бизнесом использовались для коммуникации, «охлаждение» SIM-карт – всё это сказалось на экономических показателях далеко не в последнюю очередь.

    Конечно, всякие телодвижения госорганов влияют на ВВП, однако это телодвижение оказывает влияние мизерное. Большее влияние оказывает не выплата или снижение зарплаты. Работник не купит пирожок в теперишнем МАКе и на стоимость пирожка не вырастет ВВП. Однако, такая потеря ВВП только в пользу: работник не нагуляет лишний грамм жира на теле и здоровье его будет лучше.
    Так, что все относительно и не всякое снижение или рост ВВП полезно для России.
  24. +1
    17 декабря 2025 11:29
    С налогом в 22% скачка производства , точно не предвидится recourse
  25. 0
    17 декабря 2025 11:31
    «Около нуля»: названы причины снижения темпов роста российской экономики

    ВО шарахает из одной крайности в другую
    только-только вчера мы были назначены мировыми лидерами по росту ВВП - и сегодня скатились до нулевой экономики...
    что за ночь произошло-то?!
    1. +2
      17 декабря 2025 12:22
      Цитата: sdivt
      что за ночь произошло-то?!

      Думаю, произошло то, что вы не выспались или сознательно решили не заметить, что вчера был материал о периоде 2000-2024 (по данным ВБ), а сегодня материал о предварительных итогах за 2025 год.
      1. -2
        17 декабря 2025 15:11
        Цитата: Володин
        Думаю, произошло то, что вы не выспались
        материал о периоде 2000-2024

        То есть, с 2000 по 2024 год мы показывали рост в 740%, а за один год, 2025 - откатились в ноль?
        Хорошо, перефразирую свой предыдущий комментарий - так что же ключевого произошло за неполный 2025 год?
        Или сейчас мне расскажут, что я весь год не высыпался, и всё такое?)
        1. 0
          17 декабря 2025 15:15
          Рекомендую с вашими вопросами обратиться во Всемирный банк. Это их статистика, которая тут и была приведена. Или вы считаете, что если СМИ публикуют новости на основании данных официальных структур, то спрашивать нужно исключительно со СМИ, а не с официальных структур?
          1. -2
            17 декабря 2025 15:43
            Цитата: Володин
            Рекомендую с вашими вопросами обратиться во Всемирный банк

            Экий у вас, коллега, размах)
            От советов выспаться - до обращений во Всемирный банк)
            Говоря другими словами - ответов, по существу, у вас нет, но, тем не менее, дважды мне оппонируете
            Понять бы только, зачем вам это...
            1. +1
              17 декабря 2025 16:41
              Цитата: sdivt
              Говоря другими словами - ответов, по существу, у вас нет, но, тем не менее, дважды мне оппонируете

              Я и не собирался вам "оппонировать". Я вам именно ответ сразу и написал, если вы не заметили. Во вчерашнем материале ВО были данные ВБ по динамике ВВП с 2000 по 2024 - за 24 года, в этом материале - оценки динамики ВВП за 2025 год - за один год. Какие ещё вам нужны ответы, я не в курсе.
  26. -1
    17 декабря 2025 12:09
    «Около нуля»: названы причины снижения темпов роста российской экономики
    Российская экономика снова переходит к параметрам роста, который обычно описывался как «около нуля»

    Чтобы был рост, то должно быть развитое промышленное производство, а у нас сырьевое производство, на этом и держалась страна, не стало возможности продавать сырье, так и роста нет, хотя и так роста не было, те цифры роста, которые указаны в статье, даже не знаю как подсчитаны, если производства нет...
  27. 0
    17 декабря 2025 13:07
    Что это такое делается то ТАЗ не работает несмотря на чудовищные вливания, то экономика в минусе, еще скажите что царь не настоящий? А скоро 19, как так то.
  28. 0
    17 декабря 2025 13:20
    названы причины снижения темпов роста российской экономики

    Нынешние власти не способны вытащить Россию.
  29. -1
    17 декабря 2025 14:09
    Цитата: APASUS
    Если бы при такой ставке ЦБ, у нас был бы рост экономики ,то это было бы реально ЧУДО ! Поражает скорее отсутствие ответственности ,ну загнали экономику в ноль ,ну просрали 300 миллиардов в Европе и тишина !

    В футболе, если команда длительно плохо играет, увольняют главного тренера. У нас с этим .... сами знаете как.
  30. -1
    17 декабря 2025 16:32
    Чет я не понял.
    А разве ЦБ именно такую цель не ставил?
    Набиулина же из всех утюгов кричала "охлаждаем экономику" .
    Охладили, скажите спасибо что не минус -10%
  31. -3
    17 декабря 2025 18:26
    Можно "до морковного заговенья" пытаться объяснять, народу РоссиИ, про причины снижения экономического роста и "тихого" наступления этапа экономической стагнации... Читайте В.И.ЛЕНИНА, И.В. СТАЛИНА, у них все, давно, про ЭТО написано: капиталистическое государство не сможет выстоять в военном противоборстве, с коалицией себе подобных, из - за снижения роста и последующего обрушения экономики и финансов, как таковых... А при вольготном существовании, В СТРАНЕ, "пятой колонны" - этот процесс будет, только, УСКОРЯТЬСЯ и УГЛУБЛЯТЬСЯ.... Как - то так...
  32. -2
    18 декабря 2025 00:11
    Да о чем Вы говорите, какой спад экономики? У нас в России только все растет и экономика тоже только растет. Недаром же наши великие экономисты и финансисты придумали красивое словосочетание "Отрицательный рост" имею ввиду в данном случае экономики
  33. +1
    18 декабря 2025 13:28
    «Около нуля»: названы причины снижения темпов роста российской экономики

    Не надо тут песни лить про отключение и блокировку интернета как фактора, снижающего темпы роста экономики.
    Всего 1 фактор: бешенная ставка ЦБ - и все в порядке со снижением темпов роста экономики. Если ставку ЦБ повысить вообще до 100%, то не загнется только лошадь, о которой позаботился хозяин и накосил вовремя сена и накачала достаточно воды в поилку...
    Так, что не надо тут басни рассказывать про тырнет, который гасит всех и вся.
    Ставка ЦБ и отсутствие денег в экономике - вот главные составляющие топтания нашей экономики возле 0. А причина такой высокой ставки - не только инфляция, а также то, что на ключевых постах в экономике находятся либералы, для которых требования МВФ - превыше всего.
  34. 0
    18 декабря 2025 15:38
    Все в стране прекрасно знают главного врага экономики, но курс на хапужничество все равно продолжается, вернемся в 90-е, если не "сменим девочек" управляющих банковской и налоговой системой страны.Ведь все лежит на поверхности, взять деньги слишком дорого, а с заработанных заплатить надо слишком много, про автопром уж лучше и вовсе не заикаться. Создавая ему "условия" совсем берега попутали. Ввод заградительных суперпошлин ничего не даст задушенной ключевой ставкой и налогами промышленности. Только разгонит инфляционные процессы. Выживают в основном те, кому налоги отменили "на войну".