Когда же отечественный самолёт МС-21 начнёт перевозить пассажиров

14 822 60
Когда же отечественный самолёт МС-21 начнёт перевозить пассажиров

Среднемагистральный отечественный самолет МС-21-300, действительно, обладает высокими техническими характеристиками. По задумке проектировщиков, он должен был стать самым совершенным самолетом в мире в своем классе. Однако его серийный выпуск, после которого уже начнется массовая перевозка пассажиров, неоднократно сдвигался вправо.

Главное преимущество МС-21 перед одноклассниками — его аэродинамические свойства, которые, помимо всего, должны позволить значительно снизить расход топлива при сопоставимой мощности двигателя, полезной нагрузке и скорости.



Казалось, инженеры продумали все. Но очень многое пошло не так. Первоначально серийный выпуск МС-21 был запланирован на 2016 год, а уже через два года первые самолеты должны были поступить российским авиаперевозчикам. Однако в 2018 году иностранные компании отказались поставлять композитные материалы для российского лайнера. В результате начало серийного производства было перенесено на 2020 год.

Проблему удалось решить собственными силами. В 2021 году в воздух поднялся МС-21 с крылом, сделанным полностью из отечественных композитов. Однако российское «черное крыло» оказалось тяжелее, чем планировалось изначально. Кроме того, в следующем году вдруг выяснилось, что требуется замена более 80 систем, которые ранее предполагалось закупать за рубежом. Главной проблемой стала замена американского двигателя PW1400G на российский ПД-14.

При этом важно было, чтобы отечественные двигатель и иные важные компоненты не повлияли на технические характеристики самолета. Оказалось, что добиться этого в рамках проектных характеристик, включая аэродинамику, внутреннее пространство для комфорта пассажиров, внешние габариты, вес и так далее, нереально.

Задачи эти решаются путем поиска инженерных решений, в том числе на уровне компромиссов. Пришлось пожертвовать некоторыми изначально заложенными в проект характеристиками лайнера, но в целом работа, пусть и с существенными задержками, идет успешно.

29 апреля 2025 «Ростех» сообщил о первом испытательном полете МС-21 с новыми российскими системами. Тестировались отечественная авионика, системы электроснабжения, кондиционирования и другие. Этот полет дал старт заводским доводочным испытаниям.

28 октября 2025 года Минпромторг России сообщил о первом тестовом полете импортозамещенного самолета, оснащенного двигателями ПД-14. В ноябре нынешнего года второй импортозамещенный МС-21-310 с отечественными системами совершил беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский (Московская область) для проведения сертификационных испытаний. Производство серийных самолетов уже ведется на Иркутском авиационном заводе Объединенной авиастроительной корпорации «Ростех». Ожидается, что сертификация самолета завершится в следующем году, что позволит начать его поставки в авиакомпании.

Эксперты отмечают, что, несмотря на снижение некоторых технических характеристик лайнера (в первую очередь, дальность полета и масса), задержки серийного выпуска, МС-21 станет первым в мире самолетом, который практически полностью построен из компонентов, произведенных внутри одной страны.

Согласно комплексной программе развития гражданской авиации правительства РФ, в авиакомпании поставят 270 самолетов МС-21-310 до конца 2030 года. Группа «Аэрофлот» получит к этому сроку 108 лайнеров. Еще 92 самолета будут поставлены авиакомпании до 2032 года. Среди других покупателей: Smartavia (45 воздушных судов), «Аврора» (15) и «ИрАэро» (7). В «Ростехе» заявляли, что МС-21 в первую очередь предназначается для внутреннего рынка, однако госкорпорация рассчитывает и на интерес зарубежных покупателей.



60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 декабря 2025 12:38
    станет первым в мире самолетом, который практически полностью построен из компонентов, произведенных внутри одной страны.
    Идиотизм - болезнь неизлечимая, да...
    1. +14
      17 декабря 2025 13:35
      ***станет первым в мире самолетом, который практически полностью построен из компонентов, произведенных внутри одной страны ****** - из текста**** Ну хоть чепчики подбрасывай после такой "нетленной" цитаты! drinks good Автор даже не уточнил, первый гражданский самолёт, первый боевой.. Автор может быть уточнит, сколько импортных комплектующих было скажем в ИЛ-76 или Як-42?
      1. +8
        17 декабря 2025 13:45
        первым в мире самолетом,

        Для автора самое главное первым в мире!
        Дважды прочитал в статье это словосочетание.
        1. +4
          18 декабря 2025 21:15
          Цитата: ваш вср 66-67
          Для автора самое главное первым в мире!
          Дважды прочитал в статье это словосочетание.

          А на самом то деле хотел повторить слова представителей ОАК и Ростеха , что это на сегодня "единственный в мире пассажирский самолёт , который построен полностью одной страной . Это уже где только не повторяли . Ну , а этот решил "переиначить" ... получилась дурь собачья . Ну да блогеры они такие , даже круче современных журнализтов .
          Деградация . request
    2. +12
      17 декабря 2025 14:03
      Здравствуйте.Вы все просто придираетесь к словам :" первым в мире",но понятно же что автор имеет в виду современные реалии рынка. Советский Союз это отдельная цивилизация где вся линейка самолетов выпускалось из своих компонентов,а Россия как не обидно прыгнула в рыночную экономику.
  2. +7
    17 декабря 2025 12:42
    Со стороны иностранных поставщиков,это называется- саботаж. Рассчитывать надо,на свои силы.
    1. +16
      17 декабря 2025 13:15
      А со стороны чиновников называется измена родине и статья в УК на этот счет есть. 12-20 лет.
      Кто-то сел за срыв работ по внедрению МС-21 ?
    2. +3
      18 декабря 2025 02:20
      Airbus использует британские крылья, немецкие и французские фюзеляжи и американские двигатели. В закупке комплектующих у союзников нет ничего плохого. Проблема в том, что у России практически нет союзников, за исключением Беларуси и Северной Кореи.
      1. +3
        19 декабря 2025 08:47
        Цитата: overland
        В закупке комплектующих у союзников

        вот именно снабжение нужно продумывать. К примеру суперджет изначально был рискованным проектом, потому что на 70% поставки зависели от стран, которые далеки от спокойной доброжелательной торговли и даже если продадут, то квоты, неравноценная цена по ППС и другие приколы.
      2. 0
        20 декабря 2025 15:32
        Нам не нужны такие "союзники", которые в случае каких либо разногласий тут же разрывают в одностороннем порядке любые договорённости и отказывают в поставке необходимого оборудования и комплектующих, это типа - ведите себя как нам надо, а иначе останетесь без самолётов и без много чего ещё, вам наверное такое союзничество по душе???
        1. 0
          20 декабря 2025 18:49
          Что ж, Россия закупала комплектующие для самолётов не у союзников, а у врагов, и всё закончилось предсказуемо. К сожалению, у наших союзников нет значительной промышленной продукции, которую мы могли бы использовать, за исключением северокорейских заводов по производству артиллерийских снарядов
  3. +1
    17 декабря 2025 12:45
    Когда? "Не в этой жизни", скорее всего.
  4. +3
    17 декабря 2025 12:49
    Все доведем до ума. все будет хорошо,
    1. +2
      18 декабря 2025 02:57
      Да, так же как и "Байкал".
  5. +20
    17 декабря 2025 12:52
    МС-21 станет первым в мире самолетом, который практически полностью построен из компонентов, произведенных внутри одной страны.

    Выдающийся пример генератора текста искусственным интеллектом за неимением естественного. Потому что не знать о том, что например в Ту-104 не было ни одного импортного элемента может только американский ИИ или отечественный выпускник с ЕГЭ.
    1. +3
      17 декабря 2025 13:14
      Вот так и переписывается ИСТОРИЯ.

      ...МС-21 станет первым в мире самолетом, который практически полностью построен из компонентов, произведенных внутри одной страны.

      ...Так, когда в 2015 году тот же Ifop спросил французов, какая страна больше всего "способствовала поражению Германии", 54 % опрошенных назвали Соединенные Штаты… И лишь 23 % назвали Советский Союз, чуть больше, чем Англию (18 %), которая так и остается недооцененной. Важно отметить: среди молодежи выбор в пользу США выражен ярче — 60 % французов в возрасте от 18 до 35 лет считают, что именно американцы стали главными творцами победы (19 % называют русских и 17 % — англичан). У людей старше 65 лет этот разрыв менее выражен: 45 % выбирают США, 26 % — СССР.
      Стоит уточнить, что этот феномен искажения исторической памяти характерен не только для французов, а вообще для всего западного мира: когда в том же 2015 году британский институт ICM задал аналогичный вопрос гражданам стран ЕС, результаты оказались практически идентичными (за исключением самой Англии, где 46 % назвали вклад своей страны решающим). ... https://inosmi.ru/20250508/voyna-272917540.html

      ...Некоторая часть японской молодежи уверена, что Хиросиму и Нагасаки бомбил Советский Союз, а значительная доля населения готова оправдать применение атомной бомбы Соединенными Штатами. Об этом в ходе заседания Совета Федерации рассказал зампред парламентского комитета по международным делам Фарит Мухаметшин.... https://ruposters.ru/news/15-08-2022/bolshe-molodih-yapontsev-schitayut-hirosimu-nagasaki-bombili-russkie
    2. +5
      18 декабря 2025 05:44
      Конечно,на ТУ-104 не было импортных компонентов- это наш Ту-16, только с креслами!)
      1. +3
        19 декабря 2025 05:29
        За то когда Ту-104 сел в Америке с Никитой Хрущёвым, после беспосадочного и бездозаправочного перелёта, вот тут у амеров и начало "подгорать"! Т.е. у СССР есть самолёт способный донести СЯО до америки! На счёт возврата советую просмотреть "план Митчела"!
        1. +1
          25 января 2026 13:41
          Не Ту-104,а Ту-114.
          У вас неверно.
  6. +13
    17 декабря 2025 13:02
    А, пиар сплошняком....
    Начинаешь слушать - "самый", "самый", "самый", "самый"... Как будто остальные не хотят тогоже, и ктото специально будет производить "хуже ,хуже ,хуже...".
    и тут же все перестали поставлять..... ну прям все стали мешать.....

    Просто надо вспомнить: а кто подписывал разрешения на покупку боингов и выделение денег, вместо вкладывания денег а развитие отечественного Авиа , и где тогда жил его сын.....
    1. +9
      17 декабря 2025 13:35
      он должен был стать самым совершенным самолетом в мире в своем классе.

      несмотря на снижение некоторых технических характеристик лайнера (в первую очередь, дальность полета и масса)

      Эти самолеты построены без импортных деталей;
  7. +22
    17 декабря 2025 13:09
    Проблему удалось решить собственными силами. В 2021 году в воздух поднялся МС-21 с крылом, сделанным полностью из отечественных композитов. Однако российское «черное крыло» оказалось тяжелее, чем планировалось изначально. Кроме того, в следующем году вдруг выяснилось, что требуется замена более 80 систем, которые ранее предполагалось закупать за рубежом. Главной проблемой стала замена американского двигателя PW1400G на российский ПД-14.

    это не совсем правдиво сказано. МС-21 изначально создавался под нашу программу двигателей ПД-14,
    а линейка двигателей ПС-90, которая разрабатывалась много лет еще с союза, была отставлена в сторону
    Ну мы же богатые хорошие двигатели выкидывать на помойку, которые, кстати, имеют свои преимущества перед PW1400G и двигателем арбуза. Так что с двигателем выяснилось не "вдруг", изначально планировали его ставить. Но проблема в том, что обещанные характеристики, под которые проектировался самолет, не были достигнуты. А потом еще крыло стало тяжелее и еще ряд систем, в общем, дважды вопрос уперся в мощность ПД-14 и вот ее мучительно долго доводили до каких-то натянуто-приемлемых циферок (12.5 вместо 14) и заняло это 2025-2008= 17 лет. Проблема в том, что западные конкуренты подобные разработки укладывают в 4-7 лет.
    Второй момент - это попустительство Мантурова, который допустил большой объем участия иностранных поставщиков там, где мы точно могли справиться. Ну например, кресла пассажиров. Может для бизнес-класса у нас и не было готовых решений, но для оснащения эконом-класса, где поедет 90% пассажиров, кресла точно были. Далее, французская топливная система. Почему нельзя было взять уже готовую с того же ту-204???
    Чиновники говорят, что окаянные иностранцы виноваты, но лично я вижу, что как минимум половина затягивания сроков - на совести наших чиновников. И самый хреновый момент - абсолютный ноль работы по планированию внедрения самолета в реальную массовую эксплуатацию, до тех пор, пока иностранцы не стали запрещать эксплуатировать лизинговые машины и препятствовать поставке запчастей.
    Далее. темпы производства ПД-14 критически важный узкий момент. За прошлый год их изготовили всего 8, причем часть пойдет на сертификацию, т.е. для серийного производства останется еще меньше.
    Почему никто не почесался о разворачивании массового производства??? Первая мелкая партия серийных машин хорошо, если в 2026 году начнет летать. Почти 20 лет на это понадобилось! И не надо врать, что во всем иностранцы виноваты. И если будут такими темпами производить, еще 25-30 лет понадобится, чтобы какое-то значительное число просто сделать.
    Кому нужен самолет, задуманный пол-века назад???? Почему про этот маразм никто не говорит????
    Острая потребность даже без экспорта сейчас только на внутренние линии - больше 400 бортов. Еще половина лизинговых машин тоже хорошо бы была замещена. Итого грубо 800. В самых радужных мечтах производство в ближайшие годы - это 8-12 машин. 800/12=66 лет.
    Объясните пожалуйста это.
    А чтобы такие проекты окупались, и следующие машины делали не за наш счет из бюджета, нужно еще и экспорт производить, причем ну хотя бы пару сотен, а лучше 400-500. Это вообще выглядит фантатикой.
    И у меня вопрос - а у нас министры точно свои кресла занимают по праву, если так планирование работы ведется?
    1. -2
      17 декабря 2025 13:23
      Спасибо, что дело хоть сдвинулось с места и самолёт летает и проходит сертификацию. По нынешним временам обещаний это уже хорошо. Доведут до ума. Имхо.
      1. +6
        17 декабря 2025 14:12
        Цитата: cmax
        Спасибо, что дело хоть сдвинулось с места и самолёт летает и проходит сертификацию.

        в этом нет никакого смысла, пока реальные перевозки хотя бы не отобьют вложенные огромные затраты. А этот момент отодвигается уже до нереальных сроков даже в теории. На практике же просто огромный минус, даже не ноль. Спасибо за разбазаривание денег???
        1. +1
          18 декабря 2025 17:38
          Спасибо за разбазаривание денег???

          Если бы взялись за совершенствование того же 204/214, то наверняка уже был бы результат с меньшими затратами. И двигатели бы совершенствовали и 2 человека в новой кабине. Где то лет 15 назад спорил с одним бывшим выпускником ХАИ о том, что России ни в коем случае нельзя останавливать выпуск пассажирских самолетов, так как это помимо всего прочего связано с военной авиацией, с производством схожих авиационных систем и агрегатов, с продвижением технологий и материалов.
          1. +3
            19 декабря 2025 08:44
            Цитата: Алексей Лантух
            ни в коем случае нельзя останавливать выпуск пассажирских самолетов, так как это помимо всего прочего связано с военной авиацией

            ну в первую очередь остановить деградацию производственной базы. Производить можно и по лицензии, но если самих производственных мощностей и кадров нет - всё, приплыли.
            Я н есогласен, что военка и ВПК у вас поставлены на первое место.
            Посмотрите на сталинскую индустриализацию. СССР танки выпускал потому, что выпускал 100.000 тракторов в год, причем они активно шли на экспорт, а не потому, что сначала танки.
            Такие заведомо кривые решения стали принимать уже при Хрущеве, когда резко понизилось качество их проработки и планирования. И я вам не советовал бы слепо копировать этот стиль. армия зависит от промышленности, не наоборот. И от мощи ПРОДАЖ и производства, промышленности в гражданке напрямую зависит мощь в военке. Вот какие реальные приоритеты.
      2. 0
        18 декабря 2025 03:00
        Конечно доведут. Ещё пару бюджетов.
    2. +2
      17 декабря 2025 13:24
      а у нас министры точно свои кресла занимают по праву, если так планирование работы ведется

      Да можно министра минтранса и уволить, вот только их с 2004 года 7 штук поменялось
      1. 0
        18 декабря 2025 03:02
        Кто-то и вовсе застрелился. А сколько всяких топ-менеджеров из окон повыпадало, так вообще не счесть.
    3. +1
      17 декабря 2025 14:09
      Совершенно верно! Начиная с ПС-90, кончая нерасторопностью в импортозамещении! Таки да - ПС-90А2 с импортными деталями достиг экономичности западных моторов, значит его можно было понемногу допилить и самим! Двигатель отлаженный, простой, надежный, ремонтопригодный и мощный! Конечно двухвальные ПД-8...14...35 обещают заоблачные характеристики, вот только доводить до ума их в нынешней ситуации и катастрофической нехватки времени -непростительная роскошь!
      1. +5
        17 декабря 2025 14:17
        его не надо было допиливать, нужно было продолжать развивать, он уже был ок, просто другой тип двигателя с другим распределением эффективности по высоте. Нужно было развивать линейку более быстрых (мощность на высоте выше при том же потреблении топлива) и с высокой дальностью самолетов, где они могли максимально выжать эффект от такого двигателя. В этом качестве ту-204 уже в 1985 году был очень серьезной машиной, а вместо дублирования двигателя вложить деньги в другие компоненты самолета. Например, автоматизация систем, на этом же основании ту-204 посчитали менее выгодным, чем боинги. А после смены поколения и получения прибыли от выпуска 1500 бортов можно было бы задуматься и о другой линейке двигателя.
        А не так как у нас - бюджет скинься, а мы еще посмотрим, что у нас получится.
      2. +1
        17 декабря 2025 14:21
        для Европы линейка с высокой двухконтурностью более оправданна, т.к. там расстояния маленькие и самолет мало летает в крейсерском режиме. Для нас пс-90 выгоднее на длинных магистралях (от 700-800км+ до 4-5к)
    4. +3
      17 декабря 2025 14:40
      Почему никто не почесался о разворачивании массового производства???


      Чтобы развивать массовое производство авиатехники, нужны промышленные предприятия. А их не хватает в современной РФ.
      "Средства у нас есть, у нас ума не хватает".

      В СССР ума хватало.

      ...Поступил приказ достроить и перепрофилировать под выпуск авиапродукции еще 8 гражданских заводов на юге СССР. Параллельно в наркомат авиапромышленности переводили множество предприятий из других отраслей: текстильные фабрики, фабрики школьного оборудования, авиамастерские Аэрофлота. В 1940 г. наркомат авиапромышленности получил 60 заводов, доведя их число до 100. В 1941 г. их стало 135!
      1. +1
        17 декабря 2025 14:56
        это не много не то, это мобилизация
        но были другие примеры
        ил-18 выпускался на 1 единственном заводе 20 лет 850 бортов в среднем 45 машин в год, не 2-3, как МС-21, а 45
        далее. ту-154 производился 5 машин в месяц на единственном Куйбышевском заводе! А это уже вполне сопоставимый по сложности самолет с мс-21.
        далее, ил-62 скромнее, но тем не менее 289 машин за 25 лет, темпы производства после опытной серии и ряда переделок 10 машин в год. Но нужно иметь ввиду, его производили не как единственный магистральник, а как бы сделать еще один дальнобойный к тому, что есть.
        ту-114. Огромный самолет. Строили 10 машин в год.
        Проблема в том, что мы не строили свои самолеты сериями много лет и потребность в них намного выше и темпы даже 30 штук в год совершенно не достаточны.
        Но в любом случае, есть объективная потребность запустить производство 7-10 бортов на каждом в год на 2 заводах и обеспечить их всем необходимым и даже с запасом, но по факту сейчас поставщики способны обеспечить ну максимум 7 машин в год. И о расширении мощностей производства с начала СВО можно было заботиться 3 года, однако не сделано вообще ничего.
        Про кадры молчу - их не только не готовят больше - продолжают разбазаривать то, что уже есть.
        1. 0
          17 декабря 2025 15:36
          Уважаемый, Серж.
          Вы меня не поняли.
          Чтобы выпускать большое количество летательных аппаратов, необходимы множественные российские производители различных комплектующих для л/а.
          Встречал информацию: предприятия, занимающиеся сборкой самолётов, не удовлетворены качеством комплектующих, поэтому вынуждены осваивать производство некоторых комплектующих изделий у себя на предприятии. Нет выбора. А это увеличение себестоимости.
          1. +2
            18 декабря 2025 09:05
            Цитата: АА17
            Встречал информацию: предприятия, занимающиеся сборкой самолётов, не удовлетворены качеством комплектующих

            я немного в теме - поставщикам часто просто не выгодно вкладываться в производство или они не видят никаких перспектив это делать. Поэтому вопросы качества и адаптации объемов производства стоят очень остро. Причины - все на уровне регулирования экономики правительством. Слишком много рисков и проблем при весьма не высокой прибыльности.
            А предприятия сборки сидят на госзаказах, причем с гарантиями во времени - им плевать сколько стоит дополнительное производство и могут делать как хотят.
    5. 0
      20 декабря 2025 15:51
      У нас раньше были Министерства по каждой отдельно взятой отрасли, а потом после идиотских реформаций и реструктуризаций не стало профессионалов, способных детально разобраться в реальных потребностях каждой из отраслей, в руководстве засели всевозможные юристы, экономисты, банкиры, но только не спецы авиационной промышленности, не инженерно - конструкторский персонал, который знает всю суть проблем, так давайте обратимся к опыту прошлого, раньше ведь могли и делали, а теперь наступила рыночная экономика и стало не выгодно выпускать самолёты, ну не парадокс ли это, не глупость ли???
      1. 0
        22 декабря 2025 08:52
        цель нажиться на развале, а не что-то сделать
    6. 0
      6 января 2026 13:22
      Даёшь самолёт Можайского!
  8. -7
    17 декабря 2025 13:33
    Большинство пассажиров всех авиалиний это туристы,то есть те кого при Царях называли бродягами и коих за бродяжничество сажали в тюрьму. Уберите бродяг из салонов самолётов и нужда в 1000 самолётах пропадёт.На всю страну хватит несколько десятков пассажирских самолётов . . . hi
    1. +5
      17 декабря 2025 15:01
      А те, кто на автобусе ездят - тоже бродяги?
      Сейчас авиация становится аналогом автобуса, только ездит дальше и быстрее.
      Мне кажется, вы сильно попутали.
  9. +4
    17 декабря 2025 13:38
    Проще не "изобретать велосипед", а модернизировать те же Ту-134 и "Кукурузники"! В Китае их по сию пору используют, хотя уже в космос летают!!!
  10. +9
    17 декабря 2025 13:46
    В отсутствии производства отечественных самолетов не иностранцы виноваты, а наша никчемная верхушка, которая всегда пытается на халяву проскочить, да ещё и на лету заработать или прихватить себе. Что им мешало внедрять свое имеющиеся? Ответ один - им откаты жирные не давали. Все! Вот она безхребетность и воровитость отдельных лиц!
  11. +1
    17 декабря 2025 13:55
    Цифра в названии самолета намекает на его качество?
  12. +9
    17 декабря 2025 14:35
    Я знаю, как ускорить работу над созданием пассажирских самолётов - нужно запретить полёты на частных самолётах для особливо богатой публики над территорией России до запуска в серию гражданского самолёта общего пользования...
    1. +4
      18 декабря 2025 03:06
      Сколько их разлетелось при мятеже Пригожина и куда? Председатель Гос.Думы внёс предложение провести расследования кто из чиновников куда разбегался с чемоданами и нижним бельём в тот момент, на том это расследование и закончилось)
  13. +5
    17 декабря 2025 14:58
    было бы очень смешно кабы не было бы так грустно.......
  14. +2
    18 декабря 2025 05:53
    Цитата: multicaat
    Кто-то сел за срыв работ по внедрению МС-21?
    Скорее, за это получили опционы wink
  15. 0
    18 декабря 2025 16:47
    В том виде, как он задумывался, 50/50 с участием ведущих мировых поставщиков, это был бы лучший среднемагистральный самолет в мире. Когда до запада это дошло, они быстренько ввели санкции на готовое композитное сырье для крыльев. Спасибо Росатому, заместил, и быстро. Но проблема есть, раньше говорили о наборе веса в полторы тонны, что умеренно, а выяснилось по факту - 5. И это прилично. Но надо выпускать такой. В конце концов будет идти модернизация, что то улучшат, и вес скинут. 2026 - начало поставок. Уже скоро!
  16. -2
    18 декабря 2025 21:12
    Как только так сразу!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  17. -3
    19 декабря 2025 08:26
    Все бы было хорошо у этого самолета , но при замене импортного композита на чисто расейский чугуний, он несколько растолстел и уже не может взлетать. Зато по дорогам вполне может ездить. Предлагаю переименовать данный самолет в " первый в мире автобус с крыльями " марки , ну например ЛуАЗ" Луганск", надо же марку восстанавливать на новых территориях!
    1. 0
      20 декабря 2025 15:58
      Дурень бандеровский, пойди к врачу и кукуху свою больную подлечи, человек в здравом уме такую нелепую хрень никогда не напишет!!!
  18. +1
    19 декабря 2025 08:54
    По задумке проектировщиков, он должен был стать самым совершенным самолетом в мире в своем классе.
    Как это часто у нас бывает, к инженерам (если на их место не пропихнули дитачек и прочих баблососов) никаких вопросов нет. А вот к менеджменту и бизнесу...
    Серьезно?! Вот просто так задумана была атака на авиационный мировой рынок?! Прошу прощения, но за что эти "капитаны бизнеса" получают свои денежки? У них что, совсем нет масла в голове, и шарики давно завязли в отработке? Кому было непонятно, что западные авиационные корпорации сделают все, чтобы блокировать конкурента?!
    Чего они там ждали? Международной "кооперации"?! Дичь какая то! Рынок поделен много-много лет назад. Кто сказал нашим "бизнесменам", что им продадут эти 80 систем, что им продадут двигатели, углепластик и прочее? ВШЭ отравило им головенки необратимо. Люди, ворочающие сотнями миллиардов долларов верят в "честную конкуренцию". Дальше ехать некуда!!
    В стране, где еще жив разум всех, кто принимал решения в пользу этой самой "кооперации" надо сажать с конфискацией! А в правительстве кто их поддерживал? Это же прямые предатели! НАСТОЛЬКО тупыми без корыстного интереса быть невозможно! Ситуация просто чудовищная...
  19. 0
    20 декабря 2025 08:38
    Скорее всего самолет начнут эксплуатировать первые годы только на российских маршрутах и в Казахстане и Беларусии. А в связи с острой нехваткой гражданских самолетов в нашей стране, и продавать никому вообще не будут.
    1. 0
      20 декабря 2025 16:00
      Можно продолжать модернизацию и в процессе эксплуатации, главное наконец то начать массовый выпуск.
  20. -1
    24 декабря 2025 09:29
    "Где-то где-то посредине лета"(с) но какой это будет год фиг его знает. yes laughing
  21. 0
    24 декабря 2025 23:03
    Мда, всё равно одному человеку сложно оценить масштабы того "Мамая", который прошёлся по СССР, ломая и уничтожая производства, институты, налаженные связи, коллективы и их традиции. Да много чего, что работало как единый и слаженный механизм и воспринималось естественно. А самолёт это десятки, если не сотни тысяч "винтиков" которые должны быть соединены воедино. Ладно прошёлся, но ведь всегда были люди которые ЗА ? Конечно были. За восстановление, возрождение и всё в таком духе. Но были и есть которые против. Все эти "засланные казачки", "спящие", просто полезные идиоты, которые вставляли и вставляют палки в колёса. Вот сейчас мол не "нашлось денег" для производства своих чипов. А если завтра тот же Китай "взбрыкнёт" ? Думаю сразу и деньги найдутся, но будет поздно...
  22. 0
    1 января 2026 18:40
    Вопрос, указанный в заголовке, нужно задавать братве, которая кормит население обещаниями годами, когда, попарясь в сауне с дефффками, они закидывают ногу, чтобы на них залезать.
    Вот именно в этот момент (возможно) мы и узнаем правду. А возможно и не узнаем.
  23. 0
    18 января 2026 15:11
    Мне, как жителю города Владивосток , очень интересно когда в небо поднимется дальнемагистральный самолет на замену Ил62, способный без посадки перелететь маршрут Владивосток - Москва . Все эти МС21 и Супер Джет малоинтересны
  24. 0
    24 января 2026 06:15
    Тише, . Тебе же сказано "завтра", значит завтра