Когда же отечественный самолёт МС-21 начнёт перевозить пассажиров

3 547 28
Когда же отечественный самолёт МС-21 начнёт перевозить пассажиров

Среднемагистральный отечественный самолет МС-21-300, действительно, обладает высокими техническими характеристиками. По задумке проектировщиков, он должен был стать самым совершенным самолетом в мире в своем классе. Однако его серийный выпуск, после которого уже начнется массовая перевозка пассажиров, неоднократно сдвигался вправо.

Главное преимущество МС-21 перед одноклассниками — его аэродинамические свойства, которые, помимо всего, должны позволить значительно снизить расход топлива при сопоставимой мощности двигателя, полезной нагрузке и скорости.



Казалось, инженеры продумали все. Но очень многое пошло не так. Первоначально серийный выпуск МС-21 был запланирован на 2016 год, а уже через два года первые самолеты должны были поступить российским авиаперевозчикам. Однако в 2018 году иностранные компании отказались поставлять композитные материалы для российского лайнера. В результате начало серийного производства было перенесено на 2020 год.

Проблему удалось решить собственными силами. В 2021 году в воздух поднялся МС-21 с крылом, сделанным полностью из отечественных композитов. Однако российское «черное крыло» оказалось тяжелее, чем планировалось изначально. Кроме того, в следующем году вдруг выяснилось, что требуется замена более 80 систем, которые ранее предполагалось закупать за рубежом. Главной проблемой стала замена американского двигателя PW1400G на российский ПД-14.

При этом важно было, чтобы отечественные двигатель и иные важные компоненты не повлияли на технические характеристики самолета. Оказалось, что добиться этого в рамках проектных характеристик, включая аэродинамику, внутреннее пространство для комфорта пассажиров, внешние габариты, вес и так далее, нереально.

Задачи эти решаются путем поиска инженерных решений, в том числе на уровне компромиссов. Пришлось пожертвовать некоторыми изначально заложенными в проект характеристиками лайнера, но в целом работа, пусть и с существенными задержками, идет успешно.

29 апреля 2025 «Ростех» сообщил о первом испытательном полете МС-21 с новыми российскими системами. Тестировались отечественная авионика, системы электроснабжения, кондиционирования и другие. Этот полет дал старт заводским доводочным испытаниям.

28 октября 2025 года Минпромторг России сообщил о первом тестовом полете импортозамещенного самолета, оснащенного двигателями ПД-14. В ноябре нынешнего года второй импортозамещенный МС-21-310 с отечественными системами совершил беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский (Московская область) для проведения сертификационных испытаний. Производство серийных самолетов уже ведется на Иркутском авиационном заводе Объединенной авиастроительной корпорации «Ростех». Ожидается, что сертификация самолета завершится в следующем году, что позволит начать его поставки в авиакомпании.

Эксперты отмечают, что, несмотря на снижение некоторых технических характеристик лайнера (в первую очередь, дальность полета и масса), задержки серийного выпуска, МС-21 станет первым в мире самолетом, который практически полностью построен из компонентов, произведенных внутри одной страны.

Согласно комплексной программе развития гражданской авиации правительства РФ, в авиакомпании поставят 270 самолетов МС-21-310 до конца 2030 года. Группа «Аэрофлот» получит к этому сроку 108 лайнеров. Еще 92 самолета будут поставлены авиакомпании до 2032 года. Среди других покупателей: Smartavia (45 воздушных судов), «Аврора» (15) и «ИрАэро» (7). В «Ростехе» заявляли, что МС-21 в первую очередь предназначается для внутреннего рынка, однако госкорпорация рассчитывает и на интерес зарубежных покупателей.



28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Сегодня, 12:38
    станет первым в мире самолетом, который практически полностью построен из компонентов, произведенных внутри одной страны.
    Идиотизм - болезнь неизлечимая, да...
    1. +2
      Сегодня, 13:35
      ***станет первым в мире самолетом, который практически полностью построен из компонентов, произведенных внутри одной страны ****** - из текста**** Ну хоть чепчики подбрасывай после такой "нетленной" цитаты! drinks good Автор даже не уточнил, первый гражданский самолёт, первый боевой.. Автор может быть уточнит, сколько импортных комплектующих было скажем в ИЛ-76 или Як-42?
      1. +1
        Сегодня, 13:45
        первым в мире самолетом,

        Для автора самое главное первым в мире!
        Дважды прочитал в статье это словосочетание.
    2. +1
      Сегодня, 14:03
      Здравствуйте.Вы все просто придираетесь к словам :" первым в мире",но понятно же что автор имеет в виду современные реалии рынка. Советский Союз это отдельная цивилизация где вся линейка самолетов выпускалось из своих компонентов,а Россия как не обидно прыгнула в рыночную экономику.
  2. +3
    Сегодня, 12:42
    Со стороны иностранных поставщиков,это называется- саботаж. Рассчитывать надо,на свои силы.
    1. +5
      Сегодня, 13:15
      А со стороны чиновников называется измена родине и статья в УК на этот счет есть. 12-20 лет.
      Кто-то сел за срыв работ по внедрению МС-21 ?
  3. -1
    Сегодня, 12:45
    Когда? "Не в этой жизни", скорее всего.
  4. +3
    Сегодня, 12:49
    Все доведем до ума. все будет хорошо,
  5. +8
    Сегодня, 12:52
    МС-21 станет первым в мире самолетом, который практически полностью построен из компонентов, произведенных внутри одной страны.

    Выдающийся пример генератора текста искусственным интеллектом за неимением естественного. Потому что не знать о том, что например в Ту-104 не было ни одного импортного элемента может только американский ИИ или отечественный выпускник с ЕГЭ.
    1. 0
      Сегодня, 13:14
      Вот так и переписывается ИСТОРИЯ.

      ...МС-21 станет первым в мире самолетом, который практически полностью построен из компонентов, произведенных внутри одной страны.

      ...Так, когда в 2015 году тот же Ifop спросил французов, какая страна больше всего "способствовала поражению Германии", 54 % опрошенных назвали Соединенные Штаты… И лишь 23 % назвали Советский Союз, чуть больше, чем Англию (18 %), которая так и остается недооцененной. Важно отметить: среди молодежи выбор в пользу США выражен ярче — 60 % французов в возрасте от 18 до 35 лет считают, что именно американцы стали главными творцами победы (19 % называют русских и 17 % — англичан). У людей старше 65 лет этот разрыв менее выражен: 45 % выбирают США, 26 % — СССР.
      Стоит уточнить, что этот феномен искажения исторической памяти характерен не только для французов, а вообще для всего западного мира: когда в том же 2015 году британский институт ICM задал аналогичный вопрос гражданам стран ЕС, результаты оказались практически идентичными (за исключением самой Англии, где 46 % назвали вклад своей страны решающим). ... https://inosmi.ru/20250508/voyna-272917540.html

      ...Некоторая часть японской молодежи уверена, что Хиросиму и Нагасаки бомбил Советский Союз, а значительная доля населения готова оправдать применение атомной бомбы Соединенными Штатами. Об этом в ходе заседания Совета Федерации рассказал зампред парламентского комитета по международным делам Фарит Мухаметшин.... https://ruposters.ru/news/15-08-2022/bolshe-molodih-yapontsev-schitayut-hirosimu-nagasaki-bombili-russkie
  6. +5
    Сегодня, 13:02
    А, пиар сплошняком....
    Начинаешь слушать - "самый", "самый", "самый", "самый"... Как будто остальные не хотят тогоже, и ктото специально будет производить "хуже ,хуже ,хуже...".
    и тут же все перестали поставлять..... ну прям все стали мешать.....

    Просто надо вспомнить: а кто подписывал разрешения на покупку боингов и выделение денег, вместо вкладывания денег а развитие отечественного Авиа , и где тогда жил его сын.....
    1. +2
      Сегодня, 13:35
      он должен был стать самым совершенным самолетом в мире в своем классе.

      несмотря на снижение некоторых технических характеристик лайнера (в первую очередь, дальность полета и масса)

      Эти самолеты построены без импортных деталей;
  7. +11
    Сегодня, 13:09
    Проблему удалось решить собственными силами. В 2021 году в воздух поднялся МС-21 с крылом, сделанным полностью из отечественных композитов. Однако российское «черное крыло» оказалось тяжелее, чем планировалось изначально. Кроме того, в следующем году вдруг выяснилось, что требуется замена более 80 систем, которые ранее предполагалось закупать за рубежом. Главной проблемой стала замена американского двигателя PW1400G на российский ПД-14.

    это не совсем правдиво сказано. МС-21 изначально создавался под нашу программу двигателей ПД-14,
    а линейка двигателей ПС-90, которая разрабатывалась много лет еще с союза, была отставлена в сторону
    Ну мы же богатые хорошие двигатели выкидывать на помойку, которые, кстати, имеют свои преимущества перед PW1400G и двигателем арбуза. Так что с двигателем выяснилось не "вдруг", изначально планировали его ставить. Но проблема в том, что обещанные характеристики, под которые проектировался самолет, не были достигнуты. А потом еще крыло стало тяжелее и еще ряд систем, в общем, дважды вопрос уперся в мощность ПД-14 и вот ее мучительно долго доводили до каких-то натянуто-приемлемых циферок (12.5 вместо 14) и заняло это 2025-2008= 17 лет. Проблема в том, что западные конкуренты подобные разработки укладывают в 4-7 лет.
    Второй момент - это попустительство Мантурова, который допустил большой объем участия иностранных поставщиков там, где мы точно могли справиться. Ну например, кресла пассажиров. Может для бизнес-класса у нас и не было готовых решений, но для оснащения эконом-класса, где поедет 90% пассажиров, кресла точно были. Далее, французская топливная система. Почему нельзя было взять уже готовую с того же ту-204???
    Чиновники говорят, что окаянные иностранцы виноваты, но лично я вижу, что как минимум половина затягивания сроков - на совести наших чиновников. И самый хреновый момент - абсолютный ноль работы по планированию внедрения самолета в реальную массовую эксплуатацию, до тех пор, пока иностранцы не стали запрещать эксплуатировать лизинговые машины и препятствовать поставке запчастей.
    Далее. темпы производства ПД-14 критически важный узкий момент. За прошлый год их изготовили всего 8, причем часть пойдет на сертификацию, т.е. для серийного производства останется еще меньше.
    Почему никто не почесался о разворачивании массового производства??? Первая мелкая партия серийных машин хорошо, если в 2026 году начнет летать. Почти 20 лет на это понадобилось! И не надо врать, что во всем иностранцы виноваты. И если будут такими темпами производить, еще 25-30 лет понадобится, чтобы какое-то значительное число просто сделать.
    Кому нужен самолет, задуманный пол-века назад???? Почему про этот маразм никто не говорит????
    Острая потребность даже без экспорта сейчас только на внутренние линии - больше 400 бортов. Еще половина лизинговых машин тоже хорошо бы была замещена. Итого грубо 800. В самых радужных мечтах производство в ближайшие годы - это 8-12 машин. 800/12=66 лет.
    Объясните пожалуйста это.
    А чтобы такие проекты окупались, и следующие машины делали не за наш счет из бюджета, нужно еще и экспорт производить, причем ну хотя бы пару сотен, а лучше 400-500. Это вообще выглядит фантатикой.
    И у меня вопрос - а у нас министры точно свои кресла занимают по праву, если так планирование работы ведется?
    1. 0
      Сегодня, 13:23
      Спасибо, что дело хоть сдвинулось с места и самолёт летает и проходит сертификацию. По нынешним временам обещаний это уже хорошо. Доведут до ума. Имхо.
      1. 0
        Сегодня, 14:12
        Цитата: cmax
        Спасибо, что дело хоть сдвинулось с места и самолёт летает и проходит сертификацию.

        в этом нет никакого смысла, пока реальные перевозки хотя бы не отобьют вложенные огромные затраты. А этот момент отодвигается уже до нереальных сроков даже в теории. На практике же просто огромный минус, даже не ноль. Спасибо за разбазаривание денег???
    2. 0
      Сегодня, 13:24
      а у нас министры точно свои кресла занимают по праву, если так планирование работы ведется

      Да можно министра минтранса и уволить, вот только их с 2004 года 7 штук поменялось
    3. 0
      Сегодня, 14:09
      Совершенно верно! Начиная с ПС-90, кончая нерасторопностью в импортозамещении! Таки да - ПС-90А2 с импортными деталями достиг экономичности западных моторов, значит его можно было понемногу допилить и самим! Двигатель отлаженный, простой, надежный, ремонтопригодный и мощный! Конечно двухвальные ПД-8...14...35 обещают заоблачные характеристики, вот только доводить до ума их в нынешней ситуации и катастрофической нехватки времени -непростительная роскошь!
      1. +1
        Сегодня, 14:17
        его не надо было допиливать, нужно было продолжать развивать, он уже был ок, просто другой тип двигателя с другим распределением эффективности по высоте. Нужно было развивать линейку более быстрых (мощность на высоте выше при том же потреблении топлива) и с высокой дальностью самолетов, где они могли максимально выжать эффект от такого двигателя. В этом качестве ту-204 уже в 1985 году был очень серьезной машиной, а вместо дублирования двигателя вложить деньги в другие компоненты самолета. Например, автоматизация систем, на этом же основании ту-204 посчитали менее выгодным, чем боинги. А после смены поколения и получения прибыли от выпуска 1500 бортов можно было бы задуматься и о другой линейке двигателя.
        А не так как у нас - бюджет скинься, а мы еще посмотрим, что у нас получится.
      2. +1
        Сегодня, 14:21
        для Европы линейка с высокой двухконтурностью более оправданна, т.к. там расстояния маленькие и самолет мало летает в крейсерском режиме. Для нас пс-90 выгоднее на длинных магистралях (от 700-800км+ до 4-5к)
    4. +1
      Сегодня, 14:40
      Почему никто не почесался о разворачивании массового производства???


      Чтобы развивать массовое производство авиатехники, нужны промышленные предприятия. А их не хватает в современной РФ.
      "Средства у нас есть, у нас ума не хватает".

      В СССР ума хватало.

      ...Поступил приказ достроить и перепрофилировать под выпуск авиапродукции еще 8 гражданских заводов на юге СССР. Параллельно в наркомат авиапромышленности переводили множество предприятий из других отраслей: текстильные фабрики, фабрики школьного оборудования, авиамастерские Аэрофлота. В 1940 г. наркомат авиапромышленности получил 60 заводов, доведя их число до 100. В 1941 г. их стало 135!
      1. 0
        Сегодня, 14:56
        это не много не то, это мобилизация
        но были другие примеры
        ил-18 выпускался на 1 единственном заводе 20 лет 850 бортов в среднем 45 машин в год, не 2-3, как МС-21, а 45
        далее. ту-154 производился 5 машин в месяц на единственном Куйбышевском заводе! А это уже вполне сопоставимый по сложности самолет с мс-21.
        далее, ил-62 скромнее, но тем не менее 289 машин за 25 лет, темпы производства после опытной серии и ряда переделок 10 машин в год. Но нужно иметь ввиду, его производили не как единственный магистральник, а как бы сделать еще один дальнобойный к тому, что есть.
        ту-114. Огромный самолет. Строили 10 машин в год.
        Проблема в том, что мы не строили свои самолеты сериями много лет и потребность в них намного выше и темпы даже 30 штук в год совершенно не достаточны.
        Но в любом случае, есть объективная потребность запустить производство 7-10 бортов на каждом в год на 2 заводах и обеспечить их всем необходимым и даже с запасом, но по факту сейчас поставщики способны обеспечить ну максимум 7 машин в год. И о расширении мощностей производства с начала СВО можно было заботиться 3 года, однако не сделано вообще ничего.
        Про кадры молчу - их не только не готовят больше - продолжают разбазаривать то, что уже есть.
  8. -1
    Сегодня, 13:33
    Большинство пассажиров всех авиалиний это туристы,то есть те кого при Царях называли бродягами и коих за бродяжничество сажали в тюрьму. Уберите бродяг из салонов самолётов и нужда в 1000 самолётах пропадёт.На всю страну хватит несколько десятков пассажирских самолётов . . . hi
    1. 0
      Сегодня, 15:01
      А те, кто на автобусе ездят - тоже бродяги?
      Сейчас авиация становится аналогом автобуса, только ездит дальше и быстрее.
      Мне кажется, вы сильно попутали.
  9. +1
    Сегодня, 13:38
    Проще не "изобретать велосипед", а модернизировать те же Ту-134 и "Кукурузники"! В Китае их по сию пору используют, хотя уже в космос летают!!!
  10. +5
    Сегодня, 13:46
    В отсутствии производства отечественных самолетов не иностранцы виноваты, а наша никчемная верхушка, которая всегда пытается на халяву проскочить, да ещё и на лету заработать или прихватить себе. Что им мешало внедрять свое имеющиеся? Ответ один - им откаты жирные не давали. Все! Вот она безхребетность и воровитость отдельных лиц!
  11. 0
    Сегодня, 13:55
    Цифра в названии самолета намекает на его качество?
  12. +1
    Сегодня, 14:35
    Я знаю, как ускорить работу над созданием пассажирских самолётов - нужно запретить полёты на частных самолётах для особливо богатой публики над территорией России до запуска в серию гражданского самолёта общего пользования...
  13. 0
    Сегодня, 14:58
    было бы очень смешно кабы не было бы так грустно.......