Подписано соглашение о строительстве железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан

4 649 31
Подписано соглашение о строительстве железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан

В Бишкеке официально подписано соглашение о строительстве железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан, которая, как ожидается, станет одним из наиболее стратегически важных инфраструктурных проектов Центральной Азии. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 4,7 миллиарда долларов.

Почти половина указанной суммы будет предоставлена Китаем в качестве кредита на 35 лет. При этом погашение этой суммы будет осуществляться непосредственно Совместной проектной компанией. Оставшаяся часть финансирования проекта будет внесена тремя странами-участницами в следующем процентном соотношении: Китай – 51%, Киргизия и Узбекистан – по 24,5% каждая.



Поскольку дорога будет пролегать через сложный горный рельеф, в рамках реализации проекта предусмотрено возведение 50 мостов и 29 тоннелей общей длиной 120 километров. Это означает, что около 40% всего пути будет проходить через тоннели и по мостам, что делает эту железную дорогу одним из наиболее технически сложных транспортных объектов в регионе.

Железная дорога призвана соединить железные дороги Китая и Узбекистана через территорию Киргизии, а далее через Туркмению, Иран и Турцию связать с европейской сетью железных дорог в рамках транспортной системы проекта «Новый шелковый путь».

Стоит отметить, что Китай чрезвычайно заинтересован в строительстве железных дорог в соседних с ним странах и в последующей интеграции этой железнодорожной сети с внутрикитайской. Однако, при этом, поскольку ключевые маршруты «Нового шелкового пути» будут проходить по территории постсоветских республик Средней Азии, это может привести к усилению их экономической и политической зависимости от КНР и одновременно с этим к ослаблению роли России в этом регионе.

При этом конкуренцию с Китаем затрудняет то, что Пекин в настоящее время помогает России с параллельным импортом (особенно важно в части микрочипов), что немаловажно на фоне западных санкций, и вряд ли с позитивом отнесется, если Москва будет пытаться действовать против его интересов в регионе.

С другой стороны, это возможность для России, интегрируя торговые маршруты со среднеазиатскими, получить дополнительный объем грузооборота.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 декабря 2025 13:30
    Хм, Китай серьёзно взялся за среднюю азию. Строят дороги, развивают добычу полезных ископаемых. Наращивают политическое влияние…
    Из истории, куда приходят китайцы, там они и остаются. Насколько нам такое соседство выгодно?
    1. +1
      17 декабря 2025 13:41
      Китай не только в Азии укрепляется, но и в Африке, и в Латинской Америке..... прибирают все не военным путем, а экономически. Вот думаю наш Дальний Восток могут они отжать ? Сценарий такой сейчас активно расселяются, воспроизводятся, проходит 20-30-50..... лет проводят референдум при численном превосходстве этнических китайцев проживающих на этой территории и до свидания Россия.
      1. 0
        17 декабря 2025 14:12
        Что можно с этим сделать? Возможно, дальнейшее развитие российской экономики и российской цивилизации. Сделано в России. Для этого необходимы дополнительные стимулы для привлечения людей из западной России в восточную. Должны быть специальные программы поддержки семей. Российские дети – это будущее.

        Африка? В России учится или проходит стажировку много африканцев. Возможно, следует ввести условие. Хорошо, вы можете учиться или проходить стажировку здесь. Однако, если вы вернетесь, мы начнем с вами бизнес в Африке.
        Исследования и совместные проекты в Африке. Взаимовыгодная ситуация.
      2. +2
        17 декабря 2025 14:22
        Китай в прошлом предложил России построить своими силами и в долг, ЖД по нашей территории, чтобы ускорить транзит грузов в Европу и обратно. Он тогда устал ждать вторую колею на БАМе и черепашью скорость на Транссибе...
        Наши деятели увидав суммы и сроки такого строительств китайцами, пришли в ужас! Они были кратно меньше наших, рассчитанных по всем правилам. Да при таких сроках и суммах нечего будет украсть, решили наши менеджеры, и отказали Китаю. lol fellow
    2. +4
      17 декабря 2025 13:41
      это может привести к усилению их экономической и политической зависимости от КНР и одновременно с этим к ослаблению роли России в этом регионе.
      Китай расправляет свои щупальца....
    3. +5
      17 декабря 2025 13:43
      Цитата: Охотовед 2
      Из истории, куда приходят китайцы, там они и остаются.

      Нет. Ментальность китайцев "стена", за стеной жизни нет, там только торговать можно. Китай был когда России ещё в помине не было, а Сибирь оказалась наша.
      1. +7
        17 декабря 2025 13:49
        Цитата: Andobor

        Нет. Ментальность китайцев "стена", за стеной жизни нет, там только торговать можно. Китай был когда России ещё в помине не было, а Сибирь оказалась наша.

        Ну да, а чайна тауны по всему миру видимо от сырости процветают.
        Я был в Китае одиннадцать раз, в принципе неплохо понимаю их менталитет, могу со сто процентной гарантией сказать, что китайцы ярые националисты, которые на остальные народы смотрят свысока. Радует, что менталитет у них торгашеский, не воины они по крайней мере пока. Но они работают над этим.
        1. +1
          17 декабря 2025 13:54
          Цитата: Охотовед 2
          Ну да, а чайна тауны по всему миру видимо от сырости процветают.

          Чайна тауны это и есть классическая стена, только мобильная, которую они по всему миру за собой, что бы торговать возят. Нет стены нет китайцев.
        2. 0
          17 декабря 2025 14:15
          Если они сейчас не воины,то следующие поколения ими и не станут.Вся история человеческой цивилизации говорит об этом.
          1. +1
            17 декабря 2025 14:23
            Цитата: Пионер1984
            Вся история человеческой цивилизации говорит об этом.

            Китайской цивилизации более трёх тысяч лет, они никогда воинами не были и не станут, всегда от сильных пытались откупаться, а слабых покупать.
        3. +4
          17 декабря 2025 14:19
          Да, китайцы националисты наряду с теми же япошками. Друг друга стоят. Ещё со времени основания Тан.
    4. +5
      17 декабря 2025 13:46
      Цитата: Охотовед 2
      Из истории, куда приходят китайцы, там они и остаются. Насколько нам такое соседство выгодно?
      Всё правильно делают...

      Американцы приходят со своими военными базами и обосцывают клумбы.
      Бритты сразу народ к пушкам привязывать начинают - индусы много, что рассказать по этому поводу могут.

      А китайцы улыбаются и, вместо брандера, загоняют "ишака с золотом". А в Средней Азии и на Ближнем Востоке вернее и надёжней оружия нет.
      И плевали они, выгодно это нам или нет. Сделать мы всё равно ничего не сможем.
    5. +2
      17 декабря 2025 13:55
      Или не остаются, всякое в истории было, шансов надёжно закрепиться в мусульманских странах у них нет, пока верхушка подкуплена всё нормально, но верхушка периодически меняется.
    6. 0
      17 декабря 2025 16:01
      Выгодно, невыгодно, сделать то ничего не могут...
    7. 0
      17 декабря 2025 23:10
      Цитата: Охотовед 2
      Из истории, куда приходят китайцы, там они и остаются. Насколько нам такое соседство выгодно?

      Более чем выгодно: пусть Китай заберёт этот регион к себе и от нас уйдут их проблемы.
  2. +4
    17 декабря 2025 13:47
    К плюсам для Киргизстана и Узбекистана, да и России, что могли отстоять свою ширину колеи 1520, китайцы вовсю хотели свою 1435 мм, но удалось уломать китайцев, что уже хорошо.
  3. +2
    17 декабря 2025 13:47
    Зря что ли китайцы в 2016 году за 3 года построили 19.2 км ж/д тоннель из Ферганской долины в Ташкентскую область.
    1. 0
      17 декабря 2025 14:23
      А теперь надо сравнить эту цифру со всей протяжённостью этого проекта. Сколько строили БАМ? Да там были проблемы политического характера. Это вообще утопический проект. Если они будут делать под свою колею,даже в этом случае не хватит денег и времени. Окупить это будет не возможно ввиду надвигающегося кризиса.
      1. 0
        17 декабря 2025 17:02
        Китай всё строят быстро и качественно, потому что у них за воровство смерть, а у нас чем больше украл, тем меньше дадут...
        1. 0
          17 декабря 2025 18:26
          Какой у Вас опыт работы на железной дороге? Чтобы понимать масштаб этого проекта,надо понимать что такое железная дорога.
  4. 0
    17 декабря 2025 13:48
    Как нам привязать Узбекистан? Водой?
  5. 0
    17 декабря 2025 13:52
    Не одной РЖД силён китайский импорт .Будем смотреть за СМП ,могут быть положительные сюрпризы для нас .Мы берём на себя инфраструктуру СМП ,КНР грузопоток .Пробный рейс китайцам на Европу понравился .Англичане даже не вякнули ,а как дышала против СМП и Атомфлота.
  6. +1
    17 декабря 2025 13:58
    Хм, новую линию можно было бы соединить с Туркестанско-Сибирской железной дорогой.
    Можно ли будет соединить новый маршрут с Трансарабской и Транссибирской железными дорогами?
    Это, безусловно, будет способствовать развитию российского туризма и российской экономики.

    Кроме того, можно было бы расширить дороги (автомагистрали) в постсоветские республики.
    Дальнейшие инвестиции в Афганистан, Монголию, Вьетнам, Камбоджу и др.

    Не следует также пренебрегать Африкой.
    Для этого Россия должна охватить все население, от мала до велика. Хорошее образование, достойная заработная плата (но не чрезмерно капиталистическая). Речь идет не только о молодых людях, задумывающихся о карьере, но и о создании семьи.
    Хорошая поддержка семьи означает больше детей. Нет детей – нет будущего!
  7. +1
    17 декабря 2025 14:01
    Станное такое суждение "через Туркменистан, Иран, Турция---это очень длинный путь, Прямой путь Узбекистан--Россия--Запад, Посмотрите, как самолеты летают. они же не делают "крюк" через Турцию, а летят через Россию
  8. +1
    17 декабря 2025 14:04
    Как-то не видно здесь нашей страны.
    1. -1
      17 декабря 2025 14:28
      Цитата: Schneeberg
      Как-то не видно здесь нашей страны.

      Видно, колея наша, мы заедем, они нет.
  9. +1
    17 декабря 2025 14:08
    Кстати китайские " китайские " грузовики ,а также и индийские летают через Россию ,кратчайшим путём .Кто то в ЕС вякнул ,это не честная конкуренция .Ему же свои через пару дней рот заткнули. wassat Идиот комплектующие из КНР в Европе станут дороже на величину пошлины ,которую ты предлагаешь .
  10. +1
    17 декабря 2025 16:59
    Цитата: Silver99
    Сценарий такой сейчас активно расселяются, воспроизводятся, проходит 20-30-50..... лет проводят референдум при численном превосходстве этнических китайцев проживающих на этой территории и до свидания Россия.

    Так этим и занимаются сейчас, правда не китайцы.
  11. 0
    17 декабря 2025 17:04
    Цитата: пылесос
    Станное такое суждение "через Туркменистан, Иран, Турция---это очень длинный путь, Прямой путь Узбекистан--Россия--Запад, Посмотрите, как самолеты летают. они же не делают "крюк" через Турцию, а летят через Россию

    Чтобы коварная Россия эшелоны с военной техников прямо к Брюсселю подогнала?
  12. -1
    18 декабря 2025 20:28
    1. 50 мостов и 29 тоннелей. Длина :120 километров. Стоимость: 4,7 $ млрд.
    2. Мост Керченский. Длина: 18,1 км. Стоимость: $3,6 млрд.
    3. Просто сравните первое и второе.
    4. А теперь представьте, сколько всего можно было построить на "замороженные" 300$ млрд!
    1. 0
      20 декабря 2025 23:58
      Цитата: дивнаб
      3. Просто сравните первое и второе.


      А Вы сравнили по сложности исполнения первое и второе?