Military Review

Croatian VHS machine

18
Among the variety of firearms weapons very rarely someone pays attention to those patterns that are created by small countries. However, such weapons are sometimes quite interesting, and the solutions that are used in it are very unusual and not very common. One of the clearest examples of this is the Croatian VHS machine gun, which, although it has lost most of its unique features during mass production, was initially not a normal weapon.


Croatian VHS machineAt the beginning of the 2000's, the Croatian army was in dire need of replacing the machine gun that was in service at the time. The reason for this was that Zastava M70, which was one of the many AKM clones, was very outdated, moreover, it did not fit the requirements of weapons of NATO countries, primarily because of the ammunition. Instead of doing “little blood” and creating weapons based on AKs chambered for 5,56х45, as others did, it was decided to start work on creating their own sample of weapons, namely the VHS machine gun. The work on the project of the new machine gun was headed by Marko Vukovich, famous for the HS 2000 pistol.

Already in 2005, the first result of the work that could shoot was presented. The weapon was made in a bullpup layout with extensive use of plastic and light alloys. The appearance of the machine was similar to the Israeli machine gun Tavor, although this resemblance consisted, in fact, only in the layout of the weapon and the safety bracket, which completely covered all the fingers of the shooter and could act as an additional handle when held. Inside the weapon was quite an interesting recoil damping system when firing, which worked on powder gases discharged from the barrel. So when fired, in addition to the fact that the powder gases were pushing the bolt, they were also diverted to the gas buffer behind the bolt group, which allowed smoothly stopping the bolt and bolt, reducing recoil when firing. As it turned out later, such a recoil damping system, although it was quite effective, reduced the number of gun shots without cleaning, and also had a negative effect on the reliability of the machine gun. It should be noted that when using high-quality ammunition, such a system worked like a clock.

Since high-quality ammunition costs money, it was decided to greatly simplify and redesign the weapon design. From the layout of the bullpup, of course, no one refused, but the braking of the bolt group with the help of powder gases disappeared, and the appearance of the weapon has undergone some changes. The updated sample was demonstrated in the 2008 year, however, and the demonstrated sample was different from the production samples.

Based on this sample, two weapon versions were created: VHS-D and VHS-K with a millimeter 500 barrel and a millimeter 400 barrel, respectively. The body of the weapon is made of impact-resistant plastic, for convenience of aiming, the sights are placed high up on the handle for carrying the weapon, which reduced the length of the line of sight, and, accordingly, complicated shooting at the limits for the weapon. This disadvantage is compensated by the fact that the picatinny-type fastening straps can be additionally fastened to the weapon carrying handle and additional sighting devices can be mounted. Under the handle for transportation there is a folding shutter handle, which remains stationary when fired and can be bent to the left or right. Quite interestingly made translator fire modes and switch fuse, which is located in front of the trigger. It is difficult to judge how convenient it is, but the fact that with such an arrangement of this element a maximum switching speed is achieved is indisputable. Below the weapon on the forearm, there is a mounting plate for a grenade launcher.

The automatics of the Croatian automaton is built according to a scheme with removal of powder gases from the barrel bore, the barrel bore is locked by turning the shutter. Ejection of spent cartridges is carried out only to the right side, which causes certain inconveniences when shooting from the left shoulder. The weight of the weapon in the compact version is 2,8 kilogram, the standard version weighs 3 kilogram. The total length is respectively 660 millimeters and 760 millimeters. The machine feeds from detachable box stores with a capacity of 30 cartridges. The rate of fire is equal to 750 shots per minute.

In 2009, the weapon successfully passed all the tests and was purchased to arm the army of Croatia. However, as time has shown, the weapon meets the requirements for it, far from fully. This was the reason for the further rapid development of the machine and the emergence of VHS2 and VHS DO2, which were presented very recently.

The main distinctive feature of the new weapons is the increase in ergonomics. So, the butt of the machine became adjustable in length, which is a very infrequent phenomenon for the bull-pap layout, in addition to this, a cheek stop appeared on the butt. The handle for carrying the weapon was changed and began to be a rather long seat in the form of a Picatinny-type plank, while the aiming devices became removable, and the distance between them increased significantly. The translator of fire modes and fuse switch was also changed and began to be a turning element located above the handle of the weapon on both sides. The handle itself also changed its shape, as well as the safety bracket. Changes of these elements are aimed at making the weapon more comfortable when using warm thick gloves, but at the same time so that in the warm season the machine does not lose its convenience. But the main difference from the previous models is that the ejection of the spent cartridge case can be carried out both on the left and on the right side, which significantly increased the usability of the weapon.
Author:
Photos used:
weaponland.ru
18 comments
Ad

Our projects are looking for authors in the news and analytical departments. Requirements for applicants: literacy, responsibility, efficiency, inexhaustible creative energy, experience in copywriting or journalism, the ability to quickly analyze text and check facts, write concisely and interestingly on political and economic topics. The work is paid. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Reddragon
    Reddragon 7 May 2013 06: 51 New
    +7
    For me, Famas recalls that. Although the characteristics are similar to FN FNNX, which Croatia bought a batch of 2000 Famas machines (in 100). That as though may hint.
    1. Canep
      Canep 7 May 2013 06: 55 New
      0
      Very similar, here is his image. Although in my opinion this is the M-16 converted to bullpup, although not sure.
      1. Vladimirets
        Vladimirets 7 May 2013 07: 55 New
        +2
        Look at the weapons in the bullpup layout, almost all of them look similar to each other in appearance. The same store behind the handle, sighting bells and whistles, as a rule, carried up, revolutionary new little. All differences are inside. And Famas, IMHO, even looks like PM on TT.
        1. Reddragon
          Reddragon 7 May 2013 08: 57 New
          +1
          By nuances, it can be externally divided into: Famas (such a stick), AUG (right triangle) and Futuristic in the style of NF Ф2000 (so huge).
          You can generally combine all hand weapons into one whole: the barrel, the trigger ...
          So look at it as childish
      2. the47th
        the47th 8 May 2013 14: 11 New
        +1
        The M16 has gas exhaust automation, the FAMAS has a half-free shutter.
    2. avt
      avt 7 May 2013 09: 16 New
      0
      Quote: RedDragoN
      For me, Famas recalls that.

      Yes, obviously they repelled him.
  2. The comment was deleted.
  3. -Dmitry-
    -Dmitry- 7 May 2013 07: 18 New
    0
    Yeah, obviously not without FA MAS.
  4. bazilio
    bazilio 7 May 2013 10: 49 New
    +7
    To the author +, Thanks Cyril, as always, do not let me get bored.

    It seems that the barrel looks good, and the last option follows the latest trends in weapons fashion - plastic, picatinny, etc.
    I think for the creators of this model when creating, the goal was not to surpass, but simply to do "like everyone else", "so that it would not be worse." And apparently the designers succeeded.
    The layout of bullpup - here you can argue for a long time, so we won’t.
    The cartridge is standard, which means that the main combat indicators will be approximately "like everyone else".
    At the expense of similarities with Famas, well, of course there is something.
    Automation - in this barrel, automation is similar to M16 automation, that is, the removal of gases into the bolt group, with all the consequences ... Therefore, we can assume that the reliability of this barrel will be at the M16 level
  5. Nova
    Nova 7 May 2013 11: 01 New
    0
    The French would not hurt to adopt some of the solutions in the VHS2 layout. A good ergonomic “work on bugs” would be for the “cleron”.
  6. smprofi
    smprofi 7 May 2013 12: 09 New
    +3
    VHS-D2 / VHS-K2 passed information on the possibility of using various ammunition: 7,62x39, 6,8 SPC and 5,56 × 45. it is not exactly known whether these will be different modifications of the rifle or whether a quick transition in the field is possible.
    Well, the commercial from the Adriatic Sea Defense & Security Exhibition (ASDA) 2013. The commercial is in Croatian, but the main points are clear

  7. Torang
    Torang 7 May 2013 13: 39 New
    +3
    It’s quite a European trunk, nothing new, high-quality and not in large quantities. As Mausers 98 darned different modifications in almost every European country, and now ... like brothers who are cousins ​​(famas) who are second cousins ​​...
  8. Chicot 1
    Chicot 1 7 May 2013 13: 46 New
    +4
    Nice looking machine. Particularly attracted the attention of the adjustable butt. This is of course kag-be plus and convenient, but its installation (as far as I can tell from the photos provided) slightly increased the total length of the weapon, and therefore the distance between the butt plate of the butt and the pistol grip (even in comparison with other bullpups). I don’t presume to judge how convenient it is to use a weapon with a more extended arm, but it’s for sure that it’s unusual and takes some time to get used to ...
    Regarding the general survivability of the structure, its reliability and other things, other things, the answers to these questions can only be given by many years of operation, including in the combat zone ...

    This is not the first time that Croats have presented original samples of small arms. For example, 20 mm (cartridge 20x110) RT-20 anti-material rifle. Its name translates as "hand gun", which in general (based on the ammunition used in it) is not far from the truth. An interesting feature of this weapon is that to parry the recoil part of the powder gases is diverted back (similar to how it is done in recoilless systems).

    "Hand gun" RT-20
  9. shinobi
    shinobi 7 May 2013 15: 35 New
    +5
    In general, we can say that since the advent of the AK47, G3, AUG and of course the M16, all changes concern only the appearance, layout and material in the manufacture.
    1. Ch0sen1
      Ch0sen1 8 May 2013 16: 44 New
      +1
      Absolutely, you just need to add to the novelties of a system with balanced automation and Abokan, everything else is just plastic surgery.
  10. alex-cn
    alex-cn 7 May 2013 16: 42 New
    +1
    article +, a review of infrequently encountered weapons is always useful. a rifle for sure - like everyone else who tore off something added. the truth is that the spaced apart mechanical sight on the piccatini is a bit confusing. I wonder if she would pass our state tests
  11. Mister X
    Mister X 7 May 2013 21: 08 New
    +7
    Thanks to Kirill for his inexhaustible energy and desire
    to acquaint us with another outlandish "gun".

    Abroad, many also write that the designers, creating a VHS assault rifle -
    inspired by Clarion and Tavor.

    This product has a flaw that is present in many, starting with M-16:
    the presence of small parts.

    How to present the disassembly and cleaning of this rifle in the field ...

  12. the47th
    the47th 8 May 2013 14: 24 New
    +3
    An interesting trend: countries that create their small arms for a long time (Germany, USA, Russia, Czech Republic, Belgium, etc.), with rare exceptions, are not in a hurry to switch to bullpup. And the countries that make weapons from the power of 20 years (Singapore, China, South Africa, Iran ...) all want to see a newfangled layout in their army.
    1. Sanches
      Sanches 20 May 2013 13: 14 New
      +1
      Quote: the47th
      An interesting trend: countries that create their small arms for a long time (Germany, USA, Russia, Czech Republic, Belgium, etc.), with rare exceptions, are not in a hurry to switch to bullpup. And the countries that make weapons from the power of 20 years (Singapore, China, South Africa, Iran ...) all want to see a newfangled layout in their army.
      despite the fact that the layout is purely police

Хорватский автомат VHS

Среди многообразия огнестрельного оружия очень редко кто-то обращает внимание на те образцы, которые создаются небольшими странами. Тем не менее, подобное оружие иногда бывает достаточно интересным, а решения, которые в нем применяются, очень необычны и мало распространены. Одним из ярких примеров этого является хорватский автомат VHS, который хоть и лишился большинства своих уникальных особенностей при серийном производстве, но изначально был оружием не совсем обычным.

Хорватский автомат VHSВ начале 2000-х армия Хорватии остро нуждалась в замене автомата, который на тот момент стоял на вооружении. Причиной тому стало то, что Zastava M70, который представлял собой один из многочисленных клонов АКМ, сильно устарел, кроме того он не подходил под требования оружия стран НАТО, в первую очередь из-за боеприпаса. Вместо того чтобы обойтись «малой кровью» и создать оружие на базе АК под патрон 5,56х45, как сделали другие, было решено начать работу над созданием собственного образца оружия, а именно автомата VHS. Работу над проектом нового автомата возглавил Марко Вукович, известный по пистолету HS 2000.

Хорватский автомат VHSУже в 2005 году был представлен первый результат работы, который мог стрелять. Оружие было выполнено в компоновке булл-пап с широким применением пластика и легких сплавов. Внешний вид автомата был схож с израильским автоматом Tavor, хотя сходство это заключалось, по сути, только в компоновке оружия и предохранительной скобе, которая закрывала полностью все пальцы стрелка и могла выполнять роль дополнительной рукояти при удержании. Внутри оружия была достаточно интересная система гашения отдачи при стрельбе, которая работала на пороховых газах, отводимых из канала ствола. Так при выстреле, помимо того, что пороховые газы толкали затворную раму, они так же отводились в газовый буфер за затворной группой, что позволяло плавно остановить затворную раму и затвор оружия, снижая отдачу при стрельбе. Как оказалось в последующем, такая система гашения отдачи хоть и была достаточно эффективной, но снижала количество выстрелов оружия без чистки, а так же негативно сказывалась на надежности автомата. Нельзя не отметить того, что при использовании качественных боеприпасов, подобная система работала как часы.


Хорватский автомат VHSТак как качественные боеприпасы стоят денег, то было принято решение сильно упростить и переработать конструкцию оружия. От компоновки булл-пап, естественно никто не отказался, а вот торможение затворной группы при помощи пороховых газов исчезло, да и внешний вид оружия претерпел некоторые изменения. Обновленный образец был продемонстрирован в 2008 году, впрочем, и продемонстрированный образец отличался от серийных образцов.

Хорватский автомат VHSНа основе этого образца было создано два варианта оружия: VHS-D и VHS-K со стволом 500 миллиметров и стволом 400 миллиметров соответственно. Корпус оружия выполнен из ударопрочного пластика, для удобства прицеливания прицельные приспособления вынесены высоко вверх на рукоять для переноски оружия, что сократило длину линии прицеливания, а соответственно и усложнило стрельбу на предельных для оружия дистанциях. Этот недостаток компенсируется тем, что на ручку для переноски оружия можно дополнительно прикрутить планки крепления типа пикатинни и установить дополнительные прицельные приспособления. Под ручкой для транспортировки расположена складывающаяся рукоять затвора, которая остается неподвижной при стрельбе и может быть отогнута влево или вправо. Достаточно интересно выполнен переводчик режимов огня и переключатель предохранителя, который расположен перед спусковым крючком. Насколько это удобно судить трудно, но то что при таком расположении данного элемента достигается максимальная скорость переключения бесспорно. Снизу оружия на цевье, расположена планка крепления для подствольного гранатомета.

Автоматика хорватского автомата построена по схеме с отводом пороховых газов из канала ствола, запирание канала ствола осуществляется поворотом затвора. Выброс стреляной гильзы осуществляется только в правую сторону, что вызывает определенные неудобства при стрельбе с левого плеча. Вес оружия в компактном варианте составляет 2,8 килограмма, стандартный вариант весит 3 килограмма. Общая длина соответственно составляет 660 миллиметров и 760 миллиметров. Питается автомат из отъемных коробчатых магазинов вместимостью 30 патронов. Скорострельность равна 750 выстрелам в минуту.

Хорватский автомат VHSВ 2009 году оружие успешно прошло все испытания и было закуплено для вооружения армии Хорватии. Однако, как показало время, оружие удовлетворяет требования, предъявляемые к нему, далеко не полностью. Именно это стало причиной дальнейшего скорого развития автомата и появление VHS2 и VHS DO2, которые были представлены совсем недавно.

Главной отличительной особенностью новых вариантов оружия является увеличение эргономики. Так, приклад автомата стал регулируемый по длине, что для компоновки булл-пап очень нечастое явление, помимо этого на прикладе появился упор для щеки. Ручка для переноски оружия была изменена и стала представлять собой достаточно длинное посадочное место в виде планки типа пикатинни, при этом прицельные приспособления стали съемными, а расстояние между ними существенно увеличилось. Переводчик режимов огня и переключатель предохранителя так же был изменен и стал представлять собой поворотный элемент, расположенный над рукоятью оружия с обеих сторон. Сама рукоять так же изменила свою форму, равно как предохранительная скоба. Изменения этих элементов направлены на то, чтобы сделать оружие более удобным при использовании теплых толстых перчаток, но при этом чтобы и в теплое время года автомат не потерял своего удобства. Но самым главным отличием от предыдущих моделей является то, что выбрасывание стреляной гильзы может осуществляться как на левую, так и на правую сторону, что существенно повысило удобство использования оружия.
Автор: Карасик Кирилл

Использованы фотографии: weaponland.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. RedDragoN 7 мая 2013 06:51
    По мне, так напоминает Фамас. Хотя по характеристикам похож на ФН Ф2000, которые Хорватия закупила партию из 100 автоматов Фамас (в 2006г). Что как бы может намекать.
    1. Canep 7 мая 2013 06:55
      Очень похоже, вот его изображение. Хотя по моему это М-16 переделанная в булл-пап, хотя не уверен.
      1. Владимирец 7 мая 2013 07:55
        Посмотрите оружие в компоновке булл-пап, практически всё оно внешне похоже друг на друга. Тот же магазин позади рукояти, прицельные прибамбасы, как правило, вынесены вверх, революционно нового мало. Все различия внутри. А на Фамас, ИМХО, даже внешне похоже как ПМ на ТТ.
        1. RedDragoN 7 мая 2013 08:57
          По нюансам, внешне можно разделить на: Фамас(такая палка), АУГ(прямоугольный треугольник) и Футуристический в стиле НФ Ф2000(такая огромная).
          Можно вообще все ручное оружие объединить в одно целое: ствол, спусковой крючок...
          Так что смотрите на это как на ребячество
      2. the47th 8 мая 2013 14:11
        У М16 - газоотводная автоматика, у FAMAS - полусвободный затвор.
    2. avt 7 мая 2013 09:16
      Цитата: RedDragoN
      По мне, так напоминает Фамас.

      Да ,явно от него отталкивались .
      avt
  2. Комментарий был удален.
  3. -Дмитрий- 7 мая 2013 07:18
    Угу, явно не без ФА МАСа обошлось.
  4. bazilio 7 мая 2013 10:49
    Автору +, Спасибо Кирилл, как всегда не даете скучать.

    Вроде ствол выглядит неплохо, а последный вариант следует последним трендам оружейной моды- пластик, пикатини и тп.
    Думаю для создателей сего образца при создании стояла цель не превзойти, а просто сделать "как у всех", "чтоб не хуже было". И судя по всему конструкторам это удалось.
    Компоновка булл-пап- тут можно долго спорить, так что не будем.
    Патрон стандартный, значит и основные боевые показатели будут примерно "как у всех".
    На счет сходства с Фамасом- ну есть конечно что то.
    Автоматика- у данного ствола автоматика аналогична автоматике М16, то бишь отвод газов в затворную группу, со всеми вытекающими... Следовательно можно предположить, что надежность у этого ствола будет на уровне М16
  5. Nova 7 мая 2013 11:01
    Французам бы перенять кое-что из решений в компоновке VHS2 не помешало. Хорошая такая "работа над ошибками" в плане эргономики получилась бы для "клерон".
  6. smprofi 7 мая 2013 12:09
    по VHS-D2/ VHS-K2 проходила информация о возможности использования различных боеприпасов: 7,62x39, 6,8 SPC и 5,56×45. точно неизвестно будут ли это разные модификации винтовки или же возможен быстрый переход в полевых условиях.
    ну и рекламный ролик с выставки Adriatic Sea Defense & Security Exhibition (ASDA) 2013. ролик на хорватском, но основные моменты понятны

    smprofi
  7. Торанг 7 мая 2013 13:39
    Вполне себе европейский ствол, нечего нового, качественно и в не больших количествах. Как маузеры 98 штопали разных модификаций практически в каждой европейской стране, так и сейчас... как братья, кто двоюродные(фамас) кто троюродные...
    Торанг
  8. Chicot 1 7 мая 2013 13:46
    Симпатичная с виду машинка. Особенно привлек внимание регулируемый приклад. Это конечно каг-бэ плюс и удобно, но его установка (насколько могу судить по предоставленным фото) несколько увеличило общую длину оружия, а следовательно и расстояние между затыльником приклада и пистолетной рукояткой (даже в сравнении с другими булл-папами). Насколько удобно пользование оружием при более распрямленной руке судить не берусь, но то, что это непривычно и требует некоторого времени для привыкания, это точно...
    Касаемо общей живучести конструкции, ее надежности и прочего-прочего-прочего, то ответы на эти вопросы может дать только многолетняя эксплуатация, в том числе и в зоне боевых действий...

    Хорваты уже не в первый раз представляют оригинальные образцы стрелкового оружия. Вот например 20 мм (патрон 20х110) антиматериальная винтовка RT-20. Ее название переводится как "ручная пушка", что в общем-то (исходя из применяемого в ней боеприпаса) недалеко от истины. Интересная особенность этого оружия заключается в том, что для парирования отдачи часть пороховых газов отводится назад (наподобии того, как это делается в безоткатных системах).

    "Ручная пушка" RT-20
  9. синоби 7 мая 2013 15:35
    В общем и целом можно сказать что с момента появления АК47,G3,AUG ну и конечно же М16,все изменения косаются лишь внешнего вида,компановкой и материалом при изготовлении.
    1. Ch0sen1 8 мая 2013 16:44
      Абсолютно верно, нужно только приплюсовать к новинкам системы со сбалансированной автоматикой и Абокан, все остальное просто пластическая хирургия.
  10. алекс-сп 7 мая 2013 16:42
    статье +, обзор нечасто встречющегося оружия всегда полезен. винтовка точно - как у всех, что содрали, чтото добавили. правда вот разнесенный мехприцел на пиккатини немного смущает. Интересно, прошла бы она наши госиспытания
  11. Mister X 7 мая 2013 21:08
    Спасибо Кириллу за его неистощимую энергию и желание
    ознакомить нас с очередной диковинной "пушкой".

    За рубежом тоже многие пишут что конструкторы, создавая штурмовую винтовку VHS -
    вдохновлялись "Кларионом" и Тавором.

    У этого изделия недостаток, который присутствует у многих, начиная с М-16:
    наличие мелких деталей.

    Как представлю разборку и чистку этой винтовки в полевых условиях...

  12. the47th 8 мая 2013 14:24
    Интересная тенденция: страны, которые создают своё стрелковое оружие достаточно давно (Германия, США, Россия, Чехия, Бельгия и т.д.), за редким исключением, не очень-то и спешат переходить на буллпап. А страны, которые делают оружие от силы лет 20 (Сингапур, Китай, ЮАР, Иран...) все как один хотят видеть в своей армии новомодную компоновку.
    1. Sanches 20 мая 2013 13:14
      Цитата: the47th
      Интересная тенденция: страны, которые создают своё стрелковое оружие достаточно давно (Германия, США, Россия, Чехия, Бельгия и т.д.), за редким исключением, не очень-то и спешат переходить на буллпап. А страны, которые делают оружие от силы лет 20 (Сингапур, Китай, ЮАР, Иран...) все как один хотят видеть в своей армии новомодную компоновку.
      при том, что компоновка чисто полицейская

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня