Ремонт колёсной техники вермахта

2 210 13
Ремонт колёсной техники вермахта
На снимке изображён один из стандартных лёгких полноприводных грузовиков ремонтного подразделения, известный как Einheits-Lkw (единый грузовой автомобиль) или Einheits-Diesel. Это унифицированная модель грузовика грузоподъёмностью 2,5-3 тонны, разработанная в конце 1930-х годов для ремонтных нужд. Машины производили MAN, Magirus, Bussing-NAG, Mercedes-Benz и другие


Поставить на колеса


Система технического обслуживания колёсных транспортных средств в вермахте строилась по тем же принципам, что и ремонт танков, с чёткой иерархией от полевых подразделений до тыловых мастерских. За редкими исключениями, полноценные службы ремонта автотранспорта (Kfz-Instandsetzungsdienste) создавались только в боевых частях полевой армии – моторизованных, танковых и панцергренадерских дивизиях. В тыловых, пехотных или вспомогательных формированиях обычно имелся лишь один-два механика с базовым набором инструментов и запасных частей.



Личный состав ремонтных подразделений набирался из высококвалифицированных специалистов: механиков, слесарей, электриков, сварщиков и автотехников, часто призванных из гражданской промышленности (Opel, Mercedes-Benz, MAN, Ford-Werke). Это позволяло проводить сложные работы в полевых условиях. К 1941-1943 годам эффективная система ремонта возвращала в строй до 70-80 % повреждённой колёсной техники, что было критически важно при хронической нехватке новых машин.

Младшие подразделения: ремонтные взводы


Наименьшим звеном был Instandsetzungs-Trupp (I-Trupp — ремонтный взвод). Численность – от 4 до 21 человека. Оснащение включало:

- 1 мотоцикл для связи и разведки;
- 1 лёгкий ремонтный автомобиль (kleiner Instandsetzungskraftwagen, Kfz. 2/40) — мобильная мастерская на шасси единого лёгкого вездехода (Einheits-Pkw), которых было выпущено около 14-17 тысяч единиц;
- До 2 средних грузовиков (mittl. Lkw) для перевозки инструментов и запчастей.




Ремонтный Einheits-Lkwгрузовик обладал отличной проходимостью и высокой надёжностью, что делало его ценным в условиях бездорожья, особенно на Восточном фронте. Однако полезная грузоподъёмность около 2,5 тонн выглядела недостаточной на фоне собственной массы машины, составлявшей почти 5 тонн. Такое соотношение считалось неоптимальным и приводило к повышенному расходу топлива и ресурсов. Именно из-за относительно низкой грузоподъёмности и сложной конструкции (унифицированная рама, полный привод, многотопливный дизельный двигатель и множество деталей от разных производителей) производство Einheits-Diesel было прекращено в 1940 году. После этого вермахт перешёл к более простым и экономичным моделям с задним приводом (например, Opel Blitz 3,6-36S и аналогичные), которые при схожей собственной массе обеспечивали большую полезную нагрузку и были проще в производстве и обслуживании

Существовали три типа ремонтных взводов:

1. Стандартный – для частей с не менее 25 единицами автотранспорта.
2. Специализированный – для бронепехотных рот (Schützen-Kp. (gep.)), сапёрных рот панцердивизий (Pz.Pi.Kp.) и аналогичных самостоятельных подразделений с бронетехникой.
3. Для бронеразведки – отдельный тип для разведывательных рот (Pz.Späh.Kp.).

От батальона до дивизии


На уровне батальона создавалась Instandsetzungsstaffel (I-Staffel — ремонтный эскадрон усиленного состава). По штату 1940 года: 11 человек, 1 лёгкий легковой автомобиль (le. Pkw), 1 Kfz. 2/40 и 2 средних грузовика. Подразделение обеспечивало текущий и средний ремонт непосредственно в районе боевых действий, минимизируя простои техники.

Выше по иерархии стояли ремонтные роты: Werkstattkompanie (mot) — в составе дивизий; Kfz.-Instandsetzungskompanie (mot) — армейского подчинения.


Восстановление собственной брошенной или повреждённой техники. На фото эвакуируют средний тягач грузоподъёмностью 5 тонн mittlerer Zugkraftwagen 5t (Sd.Kfz. 6) ранней модификации

Ранний штат 1937 года – 102 человека, 4 мотоцикла, 17 автомобилей. Структура:

- Группа руководства;
- Два автотранспортных ремонтных взвода (Kraftwagen-Werkstattzüge);
- Взвод оружейной мастерской (Waffenmeisterei), который мог делиться на полувзводы (в дивизии разрешалась только одна такая мастерская);
- Обоз и транспортная колонна.

С ноября 1943 года штат увеличился до 132 человек, 2 мотоциклов и 18 автомобилей. Роты выполняли средний и частично капитальный ремонт основных грузовиков (Opel Blitz, Mercedes-Benz L3000, Ford V3000), полугусеничных тягачей (Sd.Kfz. 10/11) и активно восстанавливали трофейную технику — советские ЗИС-5, ГАЗ-АА, американские (Studebaker US6, GMC CCKW). К 1943-1944 годам в некоторых армиях до 30-40 % автопарка состояло из отремонтированных трофейных машин.

Тяжёлые ремонтные роты


Особое место занимала schwere Kraftfahrzeug-Instandsetzungs-Kompanie (mot) – тяжёлая рота с усиленным тяжёлым ремонтным взводом (schwere Werkstattzug), разделённым на специализированные группы (ремонт двигателей, ходовой части, электрооборудования). Она проводила капитальный ремонт крупногабаритных машин (MAN ML4500, Mercedes-Benz LG3000, тяжёлые полугусеничные тягачи Sd.Kfz. 7, 8, 9) и трофейных тяжеловозов (советские ЯГ-10, американские Diamond T и Mack). Из-за стационарного характера работ такие роты размещались в 50-150 км от линии фронта.

Типичная танковая дивизия могла иметь до трёх ремонтных рот: две средние (одна с Waffenmeisterei, вторая без) и одну тяжёлую, плюс колонну запасных частей (Ersatzteilstaffel) грузоподъёмностью до 75 тонн.

Другие формирования и сводка с фронта


В состав войск автопарков (Kraftfahrparktruppe) входили также эвакуационные взводы (Kraftfahrzeug-Abschleppzüge с тяжёлыми тягачами Sd.Kfz. 9 «Famo»), армейские автопарки (Heeres-Kraftfahrpark, HKP; Armee-Kraftfahrpark, AKP), а также крупные ремонтные отделы и полки.

Общие потери вермахта в колёсном транспорте за войну оцениваются в 300-400 тысяч единиц, но благодаря развитой системе ремонта и использованию трофеев мобильность сохранялась до середины 1943 года.

В ежемесячном журнале «Die Panzertruppe» за февраль 1943 года был опубликован отчёт об одном автомобильном эвакуационном взводе, действовавшем в Волховском котле. После капитуляции 2-й русской ударной армии в котле западнее Волхова взвод получил приказ эвакуировать трофейную технику на территорию одного армейского корпуса.

1 июля 1942 года в 3 часа утра командир взвода выехал на среднем легковом автомобиле с мотоциклом для рекогносцировки назначенного района действий – деревни Кречно – и установления связи с трофейной группой армейского корпуса. Очень быстро выяснилось, что движение на колёсной технике невозможно. Из-за крайне плохого состояния дорог командир прибыл на место в 17:00 вместо планируемых 10:00, причём последний участок пути он прошёл пешком.

Все брошенные машины ранее были собраны русскими в одном месте для последующей эвакуации. Вся территория была усеяна погибшими, умирающими и ранеными солдатами. Всё пропитано запахом разложения и плесени. Задачей эвакуационного взвода было извлечь пригодные к восстановлению машины и демонтировать полезные узлы с частично сгоревшей техники. Выполнить эту работу можно было только с помощью гусеничной техники.

На следующий день после возвращения разведгруппы взвод выступил, взяв с собой лишь самые необходимые инструменты и наиболее подходящие грузовики. Последние 10 км пути четыре грузовика преодолели за целых 19 часов. С помощью пленных красноармейцев взвод обустроил место стоянки, построил дорогу, эвакуировал и отремонтировал трофейную технику для армейского корпуса, похоронил погибших и собрал раненых.






На архивном фото грузовик Henschel из ремонтного подразделения вермахта в разные времена года

В течение 14 дней эвакуации машины буксировались исключительно отремонтированными советскими тракторами к пункту сбора рядом с расположением взвода. Осложняющим фактором было то, что все транспортные средства были ориентированы на восток, в то время как тащить их требовалось на запад. Ремонт и поддержание в порядке дороги из гати также требовало значительных усилий.

Большое неудобство для солдат представляли комары, которые не давали спать по ночам. Болото и сырой климат вскоре привели к распространению заболеваний – малярии и желудочно-кишечных расстройств.






На фотографиях запечатлён эпизод работы немецкого эвакуатора. Легковой автомобиль офицера Люфтваффе вышел из строя и теперь эвакуируется с помощью одного из тяжёлых низкорамных прицепов вермахта – Sd.Ah. 115 в 10-тонном варианте. Sd.Ah. 115 (Sonderanhänger 115 – специальный прицеп 115) – это тяжёлый низкорамный трал, разработанный фирмой Goldhofer и производившийся с 1937 года. 10-тонная версия предназначалась для перевозки лёгкой и средней бронетехники, повреждённых автомобилей и тяжёлых грузов. Прицеп имел низкую погрузочную платформу, аппарели для заезда и мог буксироваться мощными полугусеничными тягачами (например, Sd.Kfz. 7 или Sd.Kfz. 9)

Несмотря на все эти трудности, эвакуационный взвод успешно выполнил первую фазу работ по извлечению техники, благодаря чему последующие группы армейского автопарка смогли провести окончательную эвакуацию транспортных средств.

В целом, система ремонта колёсной техники была одним из ключевых факторов успеха блицкрига в 1939-1942 годах. Однако к 1944-1945 годам из-за острого дефицита топлива, запчастей, квалифицированных специалистов и постоянных бомбардировок тыловых баз её эффективность резко снизилась, что стало одной из причин окончательной потери оперативной мобильности немецких войск.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    Сегодня, 03:48
    У нас при Союзе было принято немцев высмеивать и показывать недотепами, а после прочтения таких материалов, понимаешь с каким противником мы тогда воевали. Военная машина Германии того периода работала как часы... Тем ценнее подвиг наших дедов, которые такую махину смогли победить!
    1. +1
      Сегодня, 05:33
      Цитата: Михаил-Иванов
      У нас при Союзе было принято немцев высмеивать и показывать недотепами, а после прочтения таких материалов, понимаешь с каким противником мы тогда воевали. Военная машина Германии того периода работала как часы...

      Из интересной "авторской" статьи (разумеется без ссылок на первоисточники - сам нашёл, вспомнил, поделился - уважуха): "Большое неудобство для солдат представляли комары, которые не давали спать по ночам."
      Немецкая техника (и всё "немецкое" ) - удивительно вызывает уважение (даже как врага).
      У нас ведь тоже в Великой Отечественной войне были подобные подразделения. И - работали. Как и сейчас в СВО.
      Отдельное спасибо за упоминание Магирус. Многие помнят из СССР.
    2. +1
      Сегодня, 06:04
      Высменивать противника/врага, СТАНДАРТНЫЙ метод пропоганды применяемый ВСЕМИ, очень часто... так, что комики частенько становятся личными врагами диктаторов, Чарли Чаплин, например... личный враг фюрера.
      А так, у нас в старых СОВЕТСКИХ фильмах, фраза "немец противник серьёзный" повторяла ь НЕОДНОКРАТНО! soldier
      1. 0
        Сегодня, 10:47
        В том же известнейшем фильме "Семнадцать мгновений весны",немцы отнюдь не недотепы,а умный и хитрый враг.Если все это проецировать на нынешнюю ситуацию,то понимаешь,что воюем с сильным и умным врагом
    3. 0
      Сегодня, 08:41
      Отнюдь не как часы.

      Логистика и снабжение зоопарка различной чужеродной техники превращалось в ад. Но и в мемуарах, и в официальных документах, немцы ожидаемо старались себя приукрасить. Вопрос на засыпку: почему ни один из монструозных брошенных и захваченных ими советских Т-35 они так и не смогли ввести в строй?

      А многие ли посетители ВО знают, с каким героизмом и борьбой на всех фронтах, бюрократическим в том числе, было налажено производство (серийное, смею заметить!) самоходок СУ-76(И)? На базе захваченных Pz. III.

      Вряд ли.
      1. AMG
        0
        Сегодня, 11:33
        Этих самоходок было изготовлено всего около 200 штук на одном из ремонтных предприятий, сколько было захвачено пригодных шасси. Свидетельств об особых успехах в их применении не замечено. Естественные сложности в их использовании были в отсутствие запчастей. Немцы тоже использовали трофейную технику до первой поломки. Про использовании трофеев хорошо вещает на Рутубе "Старина." Отечественных Су-76 было выпущено в годы войны более 12 тысяч штук.
    4. AMG
      -1
      Сегодня, 10:46
      Не мешало бы вспомнить как вообще развивалась с самого начала автомобильная промышленность в Германии, и что Советской власти досталось от царского наследия. А затем как во время войны колеса всей Европы. служили вермахту.
  2. +1
    Сегодня, 05:03
    Послевоенную организацию подвижного ремонта техники позаимствовали от вермахта, как Сталин говорил - изучать опыт врага нужно. Надеюсь сейчас имеются МТО АТ, ПАРМы и прочие ремонтные единицы
  3. 0
    Сегодня, 08:02
    Она проводила капитальный ремонт крупногабаритных машин (MAN ML4500, Mercedes-Benz LG3000, тяжёлые полугусеничные тягачи Sd.Kfz. 7, 8, 9) и трофейных тяжеловозов (советские ЯГ-10, американские Diamond T и Mack).

    автор, а сколько таких машин было выпущено в СССР?
    На фотографиях запечатлён эпизод работы немецкого эвакуатора. Легковой автомобиль офицера Люфтваффе вышел из строя и теперь эвакуируется с помощью одного из тяжёлых низкорамных прицепов вермахта – Sd.Ah. 115 в 10-тонном варианте. Sd.Ah.
    Прицеп имел низкую погрузочную платформу, аппарели для заезда и мог буксироваться мощными полугусеничными тягачами (например, Sd.Kfz. 7 или Sd.Kfz. 9)

    а вот здесь, на последних двух фотографиях, очень интересная деталь: подкатная тележка для трала...
    и сегодня тяжелые импортные тралы имеют такую функцию, только "отстегивается" передняя часть...
    а так - очень полезная статья, проясняющая как достигаются показатели безотказности и долговечности через ремонтопригодность, даже в условиях войны..
  4. 0
    Сегодня, 08:56
    И да, мне интересно... А как ремонтировали лошадей?

    Ввиду хронической нехватки механической тягловой силы, Вермахт вовсю и силы лошадиные использовал.

    Полностью обеспечивать по штату машинами он мог только отдельные элитные дивизии (в основном, с буковками СС).
    А простым, не элите, приходилось лошадок использовать.

    Нам, конечно, тоже. Даже верблюдов (и это не шутка, пара советских верблюдов и до Берлина добралась).
    1. AMG
      0
      Сегодня, 11:04
      Верблюды использовались в как тягловая сила в войсках южнее Сталинграда в калмыцких степях. Продолжали служить и в наступлении, несли потери. Ходила легенда, что тогда будущий командующий 8-й гвардейской армии В.И. Чуйков приказал выделить теплушку, снабдить кормом и с тылами войск привести верблюда в Берлин.
    2. 0
      Сегодня, 12:24
      Был у товарища в Волгограде, его внук увлекся копанием, ходил с металлоискателем, собирал всякую всячину с войны. Показал мне немецкую подкову - она не кованная, а литая стандартизированная и очень массивная
  5. 0
    Сегодня, 11:09
    Не понял только "транспортные средства были ориентированы на восток".
    Их негде было развернуть в другую сторону?
    Или имеется в виду "транспортные пути" или попросту дороги?