Рыцари и пехота эпохи заката и расцвета

5 736 100
Рыцари и пехота эпохи заката и расцвета
Доспешный гарнитур для всадника и коня из Кливлендского музея искусства, штат Огайо, США


Лязг клинков, топот копыт, крики и стоны.
И вот англичане устали и подались назад.
Пусть великаны страшны, но скотты ещё страшнее,
И покатились назад недавние повелители.
Бездумный наскок обернулся немалым уроном,
И слёзы сполна пролились в английских домах по павшим.
Шотландцы же, ощутив во враге слабину,
Давили и давили, наступали и наступали…
Сколь велико горе, сколько крови и смерти!
Сколько криков и стонов, сколько грома и рёва!
Сколько ударов и блоков, сколько ран и увечий!
Сколько хитроумных затей — и сколь нежданен исход!
Роберт Бастон. Битва при Бэннокбёрне. Шотландия. Автобиография / ред. Розмари Горинг. М.: Эксмо, 2010.




Военное дело целого тысячелетия. Как уже отмечалось, снаряжение рыцарства в крестовых походах было тяжелее, чем у его противника, бравших над ним верх не только силой, но и своей подвижностью. Впрочем, тут уж поделать ничего было нельзя: ценность рыцарей стала причиной ошибочного мнения о преимуществах полной защищенности от неприятельского оружия, сохраняющей им жизнь. Еще в XIII веке всадники начали покрывать руки и ноги множеством железных пластин, придали соответствующую форму шлему, так что уже к 1410 году возник полностью пластинчатый доспех из кованых металлических пластин, в котором кольчужное плетение играло лишь вспомогательную роль.


Кираса 1400г. из Кливлендского музея искусства, штат Огайо

Такие доспехи защищали от меча и копья, а иногда даже от стрелы арбалета и пули аркебузы. Вот только этого рыцарская конница от этого подвижнее не стала. Копье все также оставалось главным наступательным оружием всадника. А его вес, ставший непомерным, побудил с середины XV века укладывать его древко на специальный опорный крюк, располагавшийся на правой стороне латного нагрудника. В XIII веке родилась странная мода подвешивать меч, кинжал, а также горшковидный шлем к кольчуге на цепочках, чтобы они не потерялись в пылу сражения. Но цепочки эти легко перепутывались, тем более что иной раз их было целых четыре штуки, поэтому в начале XV века эти цепочки исчезли.


Германские готические цельнометаллические доспехи конца XV в. ок. 1450-1508 гг. Королевский арсенал, Лидс

Легкая конница в Европе также появилась. В начале XIII века в Англии, Испании, Брабанте и в Италии появились отряды всадников, состоявшие из наемников. У большинства из них копий не было, но были легкие мечи и луки. Их активно использовал Фридрих III Австрийский (1286—1330), а еще большим авторитетом стала пользоваться конница италийских городов, причем этот авторитет продержался плоть до XVII века. Значение пехоты со времени швейцарских войн теперь постоянно росло, и, соответственно, также совершенствовалось ее защитное и боевое вооружение.


Бургундский щит-павеза 1477 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Стрелки из арбалетов теперь укрывались за большим деревянным щитом-павезой, который переносили за спиной, и которым они пользовались вплоть до конца XV века. Остальные пехотинцы сражались длинными копьями, алебардами и мечами, не имея щитов. Так произошло их разделение на копейщиков и стрелков. И только испанцы все также продолжали сражаться мечами, защищаясь при этом круглыми щитами-рондашами. В то же время те же шотландцы, например, предпочитали небольшие круглые деревянные щиты, обитые железной фурнитурой – баклеры.


Щит баклер начала XVI в. Англия. Диаметр 36,2 см. Вес 2,27 кг. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Уже к 1320 году пехота превратилась в весьма подвижный, достаточно хорошо защищенный и вооруженный, а еще и морально сильный элемент армии. Большое значение приобрел интеллектуальный фактор, развившийся в военное искусство.


Западноевропейский меч 1419 г. которым можно было и рубить, и колоть. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Во Франции, где рано отпала воинская повинность, королям уже в XIII веке пришлось комплектовать свои войска наемными отрядами. И большей частью наемников как раз и составляли пехотинцы с легким вооружением, для которых война стала главным средством заработка и просто выгодной работой. Причем особой известностью опять же пользовались наемники-швейцарцы и итальянские наемники-кондотьеры, отличавшиеся хорошим вооружением, высоким уровнем сплоченности и выучкой.


Гвизарма 1500 г. Тут тебе и протыкающие кольчугу и доспехи шипы, и крюк, сбрасывать всадников с коня и рубящий клинок. Такое вот страшное универсальное оружие пехотинца. Метрополитен музей, Нью-Йорк

В армиях восточных стран была похожая ситуация. Феодальная конница тяжелела своим защитным вооружением, при этом и турки, и татары, и, прежде всего, арабы никак не желали сражаться в качестве пехотинцев. И неудивительно, что тем же турецким султанам в 1359 году пришлось создавать свою отличную пехоту – янычар, на основе «дани кровью», то есть из детей покоренных народов. На вооружении янычар были луки и ятаганы; ну а турецкие кавалеристы, набранные из европейцев, а такие тоже были, вооружались длинными прямыми мечами и копьями с тонкими древками. У анатолийских турок вооружение было полностью азиатским: ятаганы, луки, секиры и метательные копья-дротики – джериды.


Меч с дротиком-джеридом в ножнах XVII в. Турция. Длина 58,4 см. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Как бы там ни было, а развитие производственных и социальных отношений на исходе XV века привело к формированию регулярных армий и, как следствие, к появлению более единообразного по форме и по качеству вооружения. Во Франции это была конница латников-жандармов, формировавшаяся уже не на основе старых феодальных традиций, а по вольному найму. Хотя они нередко и придерживались традиций феодальных войн, впрочем, удивительного в этом ничего нет, так как других они попросту не знали. Однако их снаряжение и вооружение, само по себе очень добротное, для маневренных кавалерийских атак было все же слишком тяжелым. Люди и лошади были защищены железными латами, а оружием нападения по-прежнему служили копье и кавалерийский меч. Оружием офицеров и капралов были также изящные, но малополезные чеканы, пригодные разве что только для рукопашной схватки.


Западноевропейский чекан. Метрополитен музей, Нью-Йорк

В это же время артиллерия также развивалась очень быстро. Около 1520 года уже почти все полевые орудия уже отливались из бронзы и даже подчинялись системе определения калибра, предложенной Нюрнбергом. Орудия делились на 48-фунтовые картауны, 24-фунтовые полукартауны, 12-фунтовые фальконы и, наконец, 6-фунтовые кулеврины. Несмотря на существование множества промежуточных типов, их можно было считать основными. Мортиры тоже стали отливать из бронзы. Около 1480 года артиллеристы уже применяли квадрант — угольник, установленный на площадке казенной части орудия для наводки, а около 1500 года появилась еще и буссоль для измерения горизонтальных углов. Крепление ствола в ложементе исчезло. Вместо него появилось балансирное крепление ствола с помощью цапф. Пушкари получили специфический пальник, который являлся держателем фитиля, но мог применяться и как оружие.

По образу швейцарских войск император Максимилиан I в 1482 году создал ландскнехтов – отряды наемной пехоты, набиравшейся сначала в его собственных землях, таких как Швабия, Альгау и Тироль. Ландскнехты, хотя и обладали низким уровнем дисциплины, были уже вполне профессиональными солдатами со своей тактикой и соответствующим вооружением. Как и швейцарцы, немецкие ландскнехты имели длинное копье, меч ландскнехта и короткий кинжал. Самые сильные имели двуручные мечи, которыми они прорубались сквозь ряды пик аналогичных противников. Стрелки вооружались аркебузами, заряжавшимися заранее отмеренными зарядами из специальных емкостей на перевязи, что позволило увеличить скорострельность.


Итальянская всадническая кираса 1420- 1440 гг. Метрополитен музей, Нью-Йорк

В Италии тем временем значительным образом увеличилось количество предводителей наемных отрядов – капитанов-кондотьеров, занимавшихся военным делом на профессиональной основе и нанимавшихся к тому, кто больше им платил. Вооружены эти отряды по-разному, в зависимости от характера и воззрений их командиров. У одних в глаза бросалось вооружение, ставшее результатом античного влияния, у других — восточное. Первенство в организации и вооружении здесь принадлежало венецианцам и временами — миланцам. На вооружении у них наряду с обычным, не слишком большим копьем были короткий меч, а затем и шпага. Но вот наряду с легким фитильным ружьем все еще применялись арбалеты и луки. От швейцарцев итальянские кондотты (т. е. «отряды») позаимствовали двуручный меч, а некоторые из них, в подражании испанцам, вооружились мечом и круглым щитом.


Бургиньот 1540-1550 гг. Аугсбург. Вес 1954 г. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Однако уже в конце XVI века в той же Италии, а затем и в Нидерландах военное дело подверглось значительным изменениям. Тяжелая кавалерия отказалась от тяжелых копий и теперь сражалась легкими итальянскими мечами и огнестрельным оружием – пистолетами и аркебузами с колесцовыми замками. Старые рыцарские латы заменили доспехи без ножных лат и шлемом-бургиньот, облегчавшим обращение с огнестрельным оружием.


Доспехи в «три четверти». 1620–1625 гг., Аугсбург. Кливлендский музей искусства, штат Огайо.

Правда, и без того тяжелый латный нагрудник для защиты от выстрелов стал еще тяжелее (их даже стали носить по два, предвосхищая появление современной разнесенной брони!), но зато он стал короче. Такие доспехи стали называться трехчетвертными или «доспехами в три четверти». И кирасиры-пистолетчики, и конные аркебузиры, и драгуны, способные вести бой как в пешем, так и в конном строю, все они носили именно трехчетвертные доспехи.


Доспехи пехотинца-пикинера. Кливлендский музей искусства, штат Огайо

Тем временем практика показала, что все народы могут вполне успешно нести военную службу в пехоте, что способствовало массовой вербовке населения в армии европейских государств. Усилилась дисциплина, улучшилось обучение войск. Если у тех же ландскнехтов копейщики и стрелки действовали вперемешку, то теперь их даже обучали и формировали по отдельности. Копейщики стали называться пикинерами и получили свое главное оружие — длинные, с тонкими древками пики, а для защиты — легкую кирасу с пристегивающимися к ней набедренниками и шлемы типа кабассет или морион. Стрелки обычно носили кирасу или плотную кожаную куртку и похожий на пикинерский пехотный шлем.


Главный враг рыцарей - мушкетер начала XVII в. с крупнокалиберным мушкетом. Иллюстрация из книги Якоба ван Гейна Второго (ок.1565-1629) «Упражнение с оружием для аркебуз, мушкетов и пик», 1607 г. Гаага. Рейксмюсеум, Амстердам


Итальянский морион из Брешии 1590 г. Вес 1,40 кг. Метрополитен музей, Нью-Йорк


Кабассет 1575-1580 гг. Милан. Вес 1,247 кг. Метрополитен музей, Нью-Йорк

На вооружение пехоты поступил фитильный мушкет, при стрельбе опиравшийся на вилкообразную подпорку. Унтер-офицеры и офицеры от тяжелого оружия, каким являлся мушкет, были освобождены и как знак своего ранга получили алебарды или легкие копья, которые так и назывались «офицерскими». Атакуя пехоту, вооруженную огнестрельным оружием, в первые ряды старались ставить солдат с круглыми металлическими щитами — рондашами («рондашьеров»), имевших достаточно высокую пулестойкость.

Такие щитоносцы были и у испанцев, и у англичан. Причем количество пикинеров в пехотных подразделениях медленно, но верно сокращалось, а вот число мушкетеров росло. Всё это стало следствием усиления руководящей роли государства. Зато итальянское вооружение конца XVI века — щиты, палаши, алебарды и легкие мушкеты — более годилось для локальных стычек, чем для участия в больших сражениях. И стало это следствием все еще сохранявшейся там феодальной раздробленности.


Английский стрелковый щит. Художественный музей Уолтерса, Балтимор


Пуленепробиваемый щит из Нюрнберга, 1600–1610 гг. Вес щита составляет 8,164 кг. Вустерский музей искусств, Вустер, штат Массачусеттс

А вот у поляков произошло смешение европейских и восточных образцов доспехов и оружия. Высшее дворянство служило в гусарской кавалерии в пластинчатых доспехах, вооружалось копьями, мечами, саблями, а также пистолетами в седельных кобурах, а низшее шло в отряды легкой конницы, так называемые «панцирники», одетые в кольчуги и легкие шлемы. Ну а простой народ шел в казаки, вооруженные даже в XVII веке луками и саблями.

Похожим было и вооружение венгров, конница которых почти полностью была в кольчужных рубашках и наряду с легкими копьями и саблями пользовалась ударным оружием. С середины XVII века вооружение венгерского конного воина состояло из легкого мушкета, пики и кривой сабли, и практически также вооружалась и пехота.


Турецкий шлем XV в. Метрополитен музей, Нью-Йорк

В турецкой армии можно выделить тяжелую (с точки зрения европейца, легкую) конницу, основу которой составляли чебели, то есть «панцирники». Причем относительно легкий пластинчатый доспех был и на всадниках, и на их лошадях. У них были удобные копья, сабли, прямые штыкообразные мечи-кончары, булавы и шестоперы. Ядро конницы составляли сипахи* и тимариоты**. Они, по старому арабскому обычаю, носили кольчуги и были вооружены дротиками и луками. Отличающихся смелостью и бесшабашностью всадников дели («одержимые») вербовали в Азии. Совершенно беспорядочными и почти независимыми были татары во главе со своими ханами. Вооружение у них было самое разнообразное. Около 1680 года турецкие мушкеты уже снабжались кремневыми замками, и своим качеством они определенно превосходили фитильное огнестрельное оружие.


Тюрбанный иранский шлем XV. Метрополитен музей, Нью-Йорк

В XVII веке европейские армии повсеместно получили четкую организацию. Доспехи остались в коннице только лишь у кирасиров, при этом конструктивно сложный и богато декорированный шлем был заменен железной каской. Нагрудные кирасы и шлемы остались только у французских драгун. Хотя и каски, и кирасы французские кирасиры носили вплоть до Первой мировой войны, куда уж дольше.


Ну а такие доспехи с дополнительным бронированием левой руки и части корпуса вместе со шлемом в XVI в. использовались уже только на турнирах. Оружейная палата дворца Новый Хофбург, Вена. Фотография автора


Турнирный доспех 1468-1532 гг. сразу с двумя копейными крюками – передним и задним. Оружейная палата дворца Новый Ховбург, Вена. Фотография автора

Когда вербовку окончательно заменила воинская обязанность, последние права старой феодальной воинской элиты умерли уже навсегда, а с ними канули в Лету и все остатки прежней, феодальной организации армии. В руках государя армия получила единообразное снаряжение и вооружение. Причем теперь их развитие шло параллельно прогрессу науки, техники и военного искусства, а сами они превратились в предметы массового промышленного производства. Ну а старинное и изысканное оружие и доспехи ручной работы попали в музеи, где и сегодня продолжают радовать нас своим эффективным внешним видом и вычурностью форм.

*Сипахи — тяжеловооруженная турецкая феодальная кавалерия.
** Тимариоты — мелкие феодалы, держатели тимара — земельного владения, которое они получали за военную службу.
100 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    5 января 2026 04:13
    Сочувствую я этим рыцарям в доспехах.
    Страдальцы...запах,вонь,пот..а если зачешется под лопаткой...руку не просунешь чтоб поскрести это место...я уж не говорю если туда залезет вошь проклятая.
    Это ещё полбеды...ежели у лыцаря понос приключился...какать приходится прям в то что имеется внизу...все это скапливается в непереваримое блюдо, вызывая сплошную антисанитарию...малейшая царапина на коже и сепсис с заражением крови обеспечен...бедняги.
    1. +8
      5 января 2026 07:20
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      какать приходится прям в то что имеется внизу...все это скапливается в непереваримое блюдо, вызывая сплошную антисанитарию...малейшая царапина на коже и сепсис с заражением крови обеспечен...бедняги.

      Что Вы бредите, уважаемый? Сзади у рыцаря штаны были, которые запросто можно было спустить и сделать все дела. Только на ОДНОМ доспехе для короля Генриха 8 -турнирном, для боя на копьях копьях задница была бронирована. Но это был ТУРНИРНЫЙ ДОСПЕХ для короткого боя на арене. Но я хотел бы Вас просить разрешить использовать Ваш пост как... эпиграф. Без указания на автора.
      1. +4
        5 января 2026 07:24
        Штаны это хорошо...на шнурках? Застежках или резинке?
        но за Генриха 8 все равно переживаю. smile
        1. +6
          5 января 2026 07:31
          Да, Алексей. Было так: камзол с петлями по краю и шоссы - чулки до пояса. В позднее время сзади были сшиты и был клапан откидной. По периметру шли "пистоны" как на ботинках сегодня. Через них проходил шнурок, которым камзол привязывался к шоссам. Или шоссы привязывались к поясу нижних штанов - брэ. А клапан сзади был на двух завязках. Задняя пластина кирасы, откидывалась вверх, завязки развязывались, клапан откидывался, бре спускались и... пожалуйста, делай все дела. Так потом еще слуга мог сделать омовение розовой водой и все вытереть мягкой льняной тряпочкой. Завидуйте молча!
          1. +1
            6 января 2026 23:29
            вытереть мягкой льняной тряпочкой.

            Гусенком!! ( Ф. Рабле)
          2. +1
            13 января 2026 12:16
            Ага!
            Кощей почесал сначала дуб, потом сундук, потом зайца...
    2. +1
      13 января 2026 12:15
      Сидит заяц на заборе
      В алюминивых штанах
      И кому какое дело
      Что ширинка на то болтах...
  2. +5
    5 января 2026 04:20
    Спасибо Вячеслав Олегович!
    Если к содержанию выложенной статьи, то я лично ее «перерос», а вот иллюстраций к ней наоборот получил истинное удовольствие.
    Не хочу с утра пораньше об оружии, есть желание затронуть другую тему - нашу веру в печатное слово.
    Вчера из детской энциклопедии (автор итальянец) я узнал, что чай - это чисто английское изобретение…
    Причем мои попытки убедить восьмилетнего ребенка в ином - потерпели крах.
    Доверие к информации в книге, воспитывается у нас с малых лет. Детский сад, школа и ВУЗ …, только когда сами начитаем писать книги, мы по другому начинаем относиться к написанному!
    Еще раз спасибо, всем хорошего дня!
    1. +3
      5 января 2026 04:54
      Детские энциклопедии могут особенно удивлять.

      А воспитание критического мышления - долгий процесс. С привлечением многих источников информации.
      1. +4
        5 января 2026 05:08
        Привет Сергей!
        В споре рождается истина, но с детьми всегда сложно…
        Ты, что самый умный?
        Нет, есть умнее.
        Тогда если не самый умный почему считаешь, что прав?
        Книги читаю.
        Это тоже в книге написано.
        Книги пишут люди, они могут ошибаться.
        Ты что автора лично знаешь?
        Нет, но.
        Это хорошая книга в ней много картинок…

        Ну где-то так, два часа вдороге. laughing
        Хотя можно было спор закончить на первой минуте … «зуб даю, что Китай»…. drinks
        Хорошего дня и успехов с дочками!
        1. +2
          5 января 2026 06:05
          Привет, Владислав!

          Спасибо!

          На тему чая можно долго и обстоятельно говорить.
          И Кяхту вспомнить. И обязательно:

          Раз принес мне барин чаю
          И велел его сварить,
          А я отроду не знаю,
          Как проклятый чай варить.

          Вот поставил я таганку,
          Чай весь высыпал в горшок,
          Дал приправы – перцу, луку
          И петрушки корешок


          Хотя и это стихотворение есть в разных вариантах.
        2. +3
          5 января 2026 06:13
          Ответьте, что прочитали много книг с картинками lol Опять-таки где производили чай англичане? Чайные клиперы. Да и само слово "чай", " Ти"
          Пс. Интересно, что там ещё пишут
          1. +4
            5 января 2026 07:32
            Цитата: тлауикол
            Интересно, что там ещё пишут

            Да, было бы интересно посмотреть эту энциклопедию.
            1. +2
              5 января 2026 08:20
              Цитата: kalibr
              Цитата: тлауикол
              Интересно, что там ещё пишут

              Да, было бы интересно посмотреть эту энциклопедию.

              Ребёнок проснется сделаю фотографию.
              1. +1
                5 января 2026 10:03
                Выполняю обещанное ………
                1. +1
                  5 января 2026 12:45
                  Спасибо!Обязательно посмотрю в библиотеке иои книжном магазине.
                2. +3
                  5 января 2026 14:10
                  На рисунке изображен классический английский full breakfast или fry-up. Обычно в состав блюда входят бекон , сосиски , яйца , кровяная колбаса , помидоры , грибы и жареный хлеб или тосты , а к блюду часто подают чай. популярным стал в викторианскую эпоху. Существуют региональные вариации - шотландский, валлийский, ирландский. Об изобретении чая англичанами нет ни слова. Да и не мог автор такого уровня написать подобную чушь. Поэтому обвинения автора безосновательны.
                  1. +2
                    5 января 2026 20:11
                    б изобретении чая англичанами нет ни слова. Да и не мог автор такого уровня написать подобную чушь. Поэтому обвинения автора безосновательны.

                    В русскоязычном издании преподносится чья это родина традиционного блюда. Дети воспринимают иначе - кто придумал…
                    Напротив чашки чая, написано чай и Англия.
                    ….
                    1. Комментарий был удален.
                      1. +2
                        5 января 2026 22:12
                        Цитата: Nikname2025
                        Согласитесь, что вины автора в таком представлении нет. Обычно подобные издания должны переводиться с учетом восприятия целевой аудитории.

                        Подобные издания должны изначально оформлялся автором под целевую аудиторию.
                        Например, традиционный английский стол, немецкий, французский, русский и т.д. В первоисточнике на английском языке насколько я понимаю аналогичная ошибка.
                        К слову пельмени приписаны к русской кулинарной традиции, а пироги к немецкой, мороженное - к итальянской…
                        Допущены ошибки в годах создания телеграфа, радио и др.
                        «чем дальше листаю книгу - тем больше фига»…
                        Мое почтение!
                      2. +2
                        5 января 2026 23:49
                        Допущены ошибки в годах создания телеграфа, радио и др.

                        Интересно стало. А какие даты этх открытий в книге?
                      3. +3
                        6 января 2026 00:06
                        К слову пельмени приписаны к русской кулинарной традиции

                        Потому что у англичан все "пельменеобразные" блюда всего мира имеют общее название - Dumplings. А потом уже классификация по национальным особенностям. В России - pelmeni, во Франции - Raviole du Dauphiné и т.д. Соответственно, в британской энциклопедии есть общая статья о Dumplings и есть отдельные статьи о pelmeni, Raviole du Dauphiné и т.д. и т.п.
                        мороженное - к итальянской…

                        Точно так же обстоит и вопрос с мороженным. Судя по всему, имелось ввиду итальянское мороженное - Gelato.
                        Все эти ляпы на совести переводчика. Книга ведь писалась для британской аудитории и при переводе этот фактор надо учитывать.
                      4. +2
                        6 января 2026 04:07
                        Книга ведь писалась для британской аудитории и при переводе этот фактор надо учитывать.

                        Согласен полностью!
                      5. 0
                        13 января 2026 12:34
                        О да!!!!
                        Британская аудитория, это нечто! Накачал и попробовал читать англицкие, переводные разумеется, книги по истории.
                        Весь наш Агитпроп и Политпросвет во главе с товарищами Мехлисом и Сусловым должны биться в истерике головой об стенку. Какие там слоны! Англия родина всего на свете!
                    2. 0
                      13 января 2026 12:30
                      Ну, поскольку разговор через раздумья о смысле жизни (технику этого дела) перешел на чай, то... прошу меня простить за злостный ОФФ.
                      На полтинник (Господи, как же это было давно) коллеги по работе подарили мне великолепную книгу под названием "Справочник шеф повара. Переводную американскую.
                      Классная книга, масса интересного для любителея пачкать посуду и переводить продукты.
                      Все бы оно ничего, но в предисловие (или наоборот в заключении, не суть важно) включен краткий обзор кухонь мира. Французская там, англицкая, немецкая... то, что написано про русскую кухню, можно уместить в одну строчку: пьяные медведи в валенках и ушанках хлебают суп из капусты обувью из коры!
                      Вопрос у меня не к авторам и составителям. Дикие люди, что с них возьмешь. Вопрос у меня к издателю. Воспитанные люди в таких случаях включают, как отдельное мнение, выдержки из работ авторитетных авторов. Ну хотя бы Вильяма Васильевича. Но нет, издателю такое даже не пришло в голову. Переводчику, кстати, тоже, хотя перевод великолепен и высоко профессионален.
                      В старые добрые такое именовалось коротко и ясно - злостное вредительство и идеологическая диверсия.
          2. +4
            5 января 2026 08:18
            Уважаемый Иван не поверите, я ребенку даже модель клипера показывал «Катти Сарк».
            hi
            1. 0
              6 января 2026 08:46
              Цитата: Коте пане Коханка
              модель клипера

              Без объяснения что на клипере есть Шкипер а у того...?
        3. +2
          5 января 2026 12:42
          Цитата: Коте пане Коханка
          Ну где-то так, два часа вдороге. laughing
          Хотя можно было спор закончить на первой минуте … «зуб даю, что Китай»

          hi
          Мои внуки сразу в интернет ныряют и :"Деда, точно!" или, когда упираются , выискивают , что "чай -это англия".
      2. +2
        5 января 2026 14:47
        Тут как бы имеет место случай сверхкритического мышления.
    2. +5
      5 января 2026 07:25
      Цитата: Коте пане Коханка
      Еще раз спасибо, всем хорошего дня!

      Уважаемый Владислав! Конечно Вы это все переросли. Но судя по первому комментарию такое случилось не со всеми. Был даже целый автобус -40 человек, где примерно такой же рассказ произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Ну и про "каки" в доспехи тоже... А фото - да, действительно, я стараюсь два раза не использовать одни и те же фото, что были в предыдущих публикациях, хотя не всегда это возможно. Некоторые повторяются.
      1. +2
        5 января 2026 08:29
        Вячеслав Олегович, по доспехам средневековья Вы меня с Антоном под плинтус загоните, если захотите…
        Просто, всегда хочется, что-нибудь этакого - новенького.
        По поводу «отходов жизнедеятельности» «ларчик» открывался с помощью «отрезного диска углошлифовальной машинки» с риском для потомства благородного дона» угу… верный оруженосец крутил ручку генератора…, а дама сердца контролировала процесс…
        Или просто «гульфик». Даже амбарный замок не вешали.
        1. +2
          5 января 2026 09:35
          по доспехам средневековья Вы меня с Антоном под плинтус загоните, если захотите…

          Относительно Антона меня терзают серьезные сомнения.
          1. +3
            5 января 2026 10:33
            Относительно Антона меня терзают серьезные сомнения.
            Меня тоже.
            1. +1
              5 января 2026 14:41
              О себе я не говорю, я в холодном оружии совсем не специалист. Я вакидзаси периода Дзекото от таких же периода Кото с трудом отличаю.
              1. +2
                5 января 2026 15:30
                Я тоже не Бэхайм, но когда люди, рассуждая о эволюции доспеха, называют фокр "крюком", очень хочется спросить: парни, вы рикассо от ризотто отличаете?
                1. +2
                  5 января 2026 16:02
                  Я голодный, посудите сами:
                  Здесь у них лишь кофе да омлет,-
                  Клетки - как круги перед глазами,
                  Королей я путаю с тузами
                  И с дебютом путаю дуплет
        2. +4
          5 января 2026 12:48
          Цитата: Коте пане Коханка
          Просто, всегда хочется, что-нибудь этакого - новенького.

          Значит так. По доспехам уровень новизны статей где-то 88% по системе Антиплагиат. А по факту... в этом году планируются две новые темы. Совершенно новые...Обещаю. Вот здоровье поправлю. А то меня 5 апреля опять будут "резать"...
    3. +3
      5 января 2026 07:31
      Цитата: Коте пане Коханка
      Причем мои попытки убедить восьмилетнего ребенка в ином - потерпели крах.

      Удивлен! А как же авторитет отца?
      1. +2
        5 января 2026 08:30
        Цитата: kalibr
        Цитата: Коте пане Коханка
        Причем мои попытки убедить восьмилетнего ребенка в ином - потерпели крах.

        Удивлен! А как же авторитет отца?

        Вячеслав, тут все сложнее… я выступаю в роли отчима.
        1. +4
          5 января 2026 12:49
          Цитата: Коте пане Коханка
          я выступаю в роли отчима.

          Ну, у меня тоже был отчим. И весьма я его уважал...
    4. +2
      5 января 2026 09:32
      Вчера из детской энциклопедии (автор итальянец) я узнал, что чай - это чисто английское изобретение…

      А название книги и автора нельзя узнать? И переводчика.
      1. +3
        5 января 2026 10:06
        Мое почтение, выше по ветке выложил фотографии из книги!
        Единственно, что радует Автор однако по любому не жертва отечественного ЕГЭ!
  3. +3
    5 января 2026 07:33
    Цитата: kalibr
    Так потом еще слуга мог сделать омовение розовой водой и все вытереть мягкой льняной тряпочкой. Завидуйте молча!

    Ешкин кот!!! belay
    Вячеслав Вы случайно при дворе Генриха 8 не служили?
    Откуда такие подробности?
    1. +6
      5 января 2026 08:12
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Вячеслав Вы случайно при дворе Генриха 8 не служили?
      Откуда такие подробности?

      Читал обо всем этом. Сейчас англичане выпускают много книг, где подробно рассматривают жизнь своих людей в 19,18,17,16 веках. Очень подробно... Просто я не могу, просто не успеваю, все это переводить и публиковать, нет на это ни времени, ни сил. И меня же одного нельзя публиковать... Есть же масса интересных тем... Недавно вот читал как облегчались по малой нужде дамы 18-19 века - очень занятно...
      1. +1
        5 января 2026 08:15
        Сейчас англичане выпускают много книг, где подробно рассматривают жизнь своих людей в 19,18,17,16 веках.

        В инете их можно найти на русскоязычных сайтах? ...к своему стыду способностей к иностранным языкам у меня нет...пользуюсь переводом. what
        1. +2
          5 января 2026 12:44
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          пользуюсь переводом

          Да они и на русском есть, уже переведенные. Надо мне посмотреть и Вам отправить. У меня жена этими книгами занимается.
      2. +3
        5 января 2026 09:35
        Цитата: kalibr
        Недавно вот читал как облегчались по малой нужде дамы 18-19 века - очень занятно

        "совершенно-именно"@ !!
        тоже читал пару лет назад, действительно занятно... да и не только дам, об определенном запахе в "задних" коридорах лувра пишет даже дюма
  4. +1
    5 января 2026 07:33
    изящные, но малополезные чеканы, пригодные разве что только для рукопашной схватки.

    Да, из них нельзя было стрелять...малополезные laughing
    1. 0
      6 января 2026 08:48
      Цитата: Konnick
      из них нельзя было стрелять

      БЫли те из которых можно.
      Но дорогие ибо совместить 2 в 1 надо.
  5. +2
    5 января 2026 09:30
    все-таки фотографии доспехов не оставляют равнодушным, да и в музеях надолго останавливаешся, глядя на такого всадника или пехотинца, как завороженный... не говоря уже о мыслях, сколько "нормо-часов" было потрачено и сколько такое стоило :)

    Причем особой известностью опять же пользовались наемники-швейцарцы и итальянские наемники-кондотьеры

    на самом деле трудно сравнить швейцарцев с кондотьери... швейцарцы были "воинской частью" швейцарского происхождения, в то время как кондотьери были офицерами, капитано ди вентура, которых нанимал город или чатсное лицо для обеспечения безопасности, а они уже подбирали "команду" для выполнения этой задачи...

    император Максимилиан I в 1482 году создал ландскнехтов

    его еще называют последним рыцарем... обожал турниры, понимал толк в латном вооружении, но уже понял его "декоративное" значение, именно его усилиями были стандартизованы пушечные калибры, введены "военные округа", облегчающие мобилизацию... его роль можно сравнить разве что с наполеоном, которому тоже было до всего дело, от подводной лодки до гражданского кодекса... максимилиан ввел верховный суд, единый налог, подобие парламента и т.д. и т.п.
    1. +3
      5 января 2026 12:05
      Цитата: Rodez
      не говоря уже о мыслях, сколько "нормо-часов" было потрачено и сколько такое стоило :)
      Стоило запредельно дорого. Жуков говорит, что в регулярных армиях такой доспех появиться не мог (цена сильно превосходит защиту), только как феодальные понты.
      1. 0
        5 января 2026 12:19
        Цитата: bk0010
        только как феодальные понты

        на закате рыцарской эпохи именно так и было, снаряжение, практически доведенное до (своего рода) совершенства и одновременно ставшее почти бесполезным... что тот же максимилиан и прекрасно понял, оставаясь любителем и активным участником этого "карнавала" :)
        1. +1
          5 января 2026 12:24
          Цитата: Rodez
          одновременно ставшее почти бесполезным
          Бесполезным оно не стало: оно защищало от 90% угроз (только мушкеты и пушки были опасны). Просто перешли от профессиональных армий (феодалы и наёмники) к призывным. Профессионал сам купит себе доспех (он в нём шкурно заинтересован), а рекруту лучше скажут, что доспех неэффективен, ему и формы достаточно (рекруты легко заменяются).
          1. +1
            5 января 2026 13:17
            Цитата: bk0010
            Профессионал сам купит себе доспех

            что как раз и в то время кондотьери и покупали (их снаряжение было вершиной латного искусства) как офицер/командир на коне, "коммандос" и армии же стали практически пешими, там подвижность - лучшая защита, да и огнестрельное оружие уже не редкостью было, там такая крысота и степень защиты "памятника" бесполезны
          2. +1
            5 января 2026 13:44
            Армия из рекрутов тоже была профессиональной, учитывая сколько рекруты служили и сколько их приходилось обучать. Призывная армия появилась много позже (вроде во времена после Великой французской революции). "10% угроз" стали встречаться все чаще и чаще. Многие из тех, кто мог позволить себе тяжелый доспех, стали предпочитать иные сферы деятельности, чем идти воевать. Ментальность стала несколько иной. Армии стали более массовыми, обеспечить латами такую прорву народа стало просто невозможно по причине нехватки производственных мощностей. Изменилась тактика, требовалась подвижность, в тяжелых доспехах стало сложнее воевать. И да, даже такому закованному в металл вояке следовало опасаться не только огнестрела. Двуручные мечи с волнистым лезвием, мощные арбалеты... учтем затраты на подготовку тяжеловооруженного воина и стоимость его доспехов. Короче по соотношению "боевая эффективность/затраты" такие мега-профи все больше оказывались в пролете. Поэтому они и сошли со сцены как динозавры...
            1. +3
              5 января 2026 14:12
              «Призывная армия появилась много позже (вроде во времена после Великой французской революции).» - шведская армия Густава Адольфа частично комплектовалась на основе принудительного набора местных жителей, в России при Петре, во Франции при Наполеоне (конскрипции)…
              1. +2
                5 января 2026 14:16
                А это не совсем призыв, однако. Призывная армия - когда призыву подлежит большинство годной молодежи, достигшей определенного возраста и срок службы невелик. А когда заставляют служить 25 лет - это точно не призыв.
                Армия Наполеона была призывной, современная ему русская армия - нет.
                1. -2
                  5 января 2026 21:22
                  Призывные армии правильнее называть армиями индустриальной эпохи.
                  Тогда же примерно и оформились принципы одурманивания населения -родина,отчизна,нация,народ и т.п.
                  1. 0
                    6 января 2026 08:17
                    Не факт. По крайней мере для России, Руси, если угодно.
                    И патриотизм - это все же не "принцип одурманивания". Те, кто этого принципа не придерживались в должной мере, исчезли с политической карты мира.
                    1. 0
                      6 января 2026 18:21
                      Ну вы ж думаю понимаете,что в средневековье воевали реально не из патриотизма-воевали в основном за своего сеньора,за короля (чуть позже).
                      Некоторые рыцари прекрасно успевали повоевать в разных армиях.Вон возьмите Яна Жижку-и при Грюнвальда (предлагал услуги обеим сторонам) и при Азенкуре.
                      А такого ,что б там -лягушатники пришли,или боши-это гораздо позже появилось
                      1. +1
                        7 января 2026 08:27
                        А я про нашу страну писал, а не про чехов или французов. У нас понятие национального единства и патриотизм сформировались много раньше. Как и культурное и языковое единство.
                        Россия - вообще страна во многом особенная. В Европе общество формировало государство и его институты и все шло от экономики, в России государство постепенно формировало общество, потому у нас до сих пор от государства зависит практически все. Всякие там театры, филармонии и большая часть науки без господдержки просто перестанут существовать. Даже кинематограф загнется на раз. На Западе - многое может существовать без вмешательства государства.
                        В Европе города формировались прежде всего как экономические центры, в России любой город был изначально крепостью, военным поселением. Так что наш патриотизм - всегда был и еще долго будет отдавать духом казармы.
            2. 0
              5 января 2026 20:53
              Цитата: Illanatol
              и сколько их приходилось обучать
              По сравнению с лучниками или рыцарями - очень недолго.
              Цитата: Illanatol
              Двуручные мечи с волнистым лезвием, мощные арбалеты
              Это оружие представляло опасность для рыцарей во времена, когда они в кольчужном или пластинчатом доспехе бегали. Если хотите увидеть оружие против латных доспехов, то гуглите "люцернский молот" (пришел на смену полэксам и алебардам, когда те перестали пробивать доспех) или клевец (чекан). Были еще всякие эстоки, но это - пережиток старых времен: доспех пробивать уже нужно, но отказаться от оружия, хотя бы похожего на меч еще не готовы.
              1. 0
                6 января 2026 07:53
                Хороший арбалет мог пробить любые латы. Такое оружие применялось и уже в эпоху огнестрела, да и в наше время некоторые спецподразделения его используют.
                Непробиваемой бронезащиты не было ни тогда, не сейчас.
            3. 0
              6 января 2026 08:52
              Цитата: Illanatol
              ногие из тех, кто мог позволить себе тяжелый доспех, стали предпочитать иные сферы деятельности, чем идти воевать. Ментальность стала несколько иной

              Ну да, как безопасно крошить чернь стало сложно - тут же желающих воевать(не командовать) дворян нистало.
        2. +4
          5 января 2026 12:51
          Цитата: Rodez
          на закате рыцарской эпохи именно так и было, снаряжение

          Будут 1-2 статьи про очень редкие и дорогие доспехи...
  6. 0
    5 января 2026 12:11
    А его вес, ставший непомерным, побудил с середины XV века укладывать его древко на специальный опорный крюк, располагавшийся на правой стороне латного нагрудника.
    Крюк предназначен для обеспечения таранного удара, когда копье прилетает в противника не с силой человеческой руки, а силой несущегося коня с рыцарем. Да, копья получаются одноразовые, но оно того стоило. Именно этот удар и вызвал появление дорогущих готических и максимильяновских доспехов (только они имели шанс его выдержать).
    Германские готические цельнометаллические доспехи конца XV в.Германские готические цельнометаллические доспехи конца XV в.
    Маловаты они для коняшки.
    Про швейцарские баталии сказали, а про терции и линейную пехоту - нет (хотя про пикинеров, мушкетеров и даже щитоносцев упомянули, оставалось только организацию назвать). А между прочим, испанские терции полтора века гоняли всю европу.
    1. +2
      5 января 2026 13:21
      «Крюк предназначен для обеспечения таранного удара, когда копье прилетает в противника не с силой человеческой руки, а силой несущегося коня с рыцарем» - нет, крюк появился именно из-за возросшего веса копья. В конечном итоге все равно копье было в руке воина а не прикреплено к коню .
      1. +1
        5 января 2026 19:58
        Цитата: Сергей Валов
        В конечном итоге все равно копье было в руке воина а не прикреплено к коню .
        Копье, поддерживаемое рыцарем, упиралось в крюк на доспехах (https://ru.wikipedia.org/wiki/Упор_для_копья), рыцарь сидел в седле с высокой спинкой, седло притянуто к коню. Задача рыцаря - направить копьё, сила удара обеспечивается целым конём
        1. 0
          5 января 2026 20:23
          Копье ЛЕЖАЛО на крюке, который облегчал его удерживание рыцарем в вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости копье и направлялось и удерживались рукой рыцаря. В момент нанесения удара копьем по противнику вся сила удара лежала в горизонтальной плоскости, следовательно сила противодействия от удара копьем в соперника (закон Ньютона) воспринималась рукой рыцаря а не крюком, или конем.
        2. 0
          6 января 2026 08:00
          Цитата: bk0010
          Задача рыцаря - направить копьё, сила удара обеспечивается целым конём


          Вот только энергия отдачи никуда не девалась. И это было проблемой.
          Такое больше годно для турниров. Повторить такой удар в реальном бою - проблематично. Рыцарей было не много и использовать их потенциал таким способом - не очень рационально.
          Может стоило таких дорогих "юнитов" заменить стадом быков с железными наконечниками на рогах или копья сбоку приторочить? Таранный удар будет еще мощнее и обойдется все намного дешевле.
    2. +2
      5 января 2026 15:13
      Именно этот удар и вызвал появление дорогущих готических и максимильяновских доспехов (только они имели шанс его выдержать).

      Скорее нет. Алан Вильямс пишет, что ответом на пару фокр- аррет было появление закалки доспехов (ок 1400 года). Максимилиановский доспех появился на 100 лет позже фокра, готический на 50 лет (с оговорками)
  7. +2
    5 января 2026 12:48
    Оружием офицеров и капралов были также изящные, но малополезные чеканы, пригодные разве что только для рукопашной схватки.

    Чеканом, в отличие от малополезного против рыцаря меча, можно было пробить доспех и шлем!
    1. +1
      5 января 2026 12:53
      Цитата: Melior
      можно было пробить доспех и шлем!

      Можно. Но надо было близко подойти. Из пистолета было проще выстрелить!
      1. +2
        5 января 2026 12:57
        Пистолет появился позже. Собственно, чекан выполнял ту же функцию, что и впоследствии пистолет у офицеров: убивать своих солдат за неподчинение. Не зря он был только у начальников!
        1. +3
          5 января 2026 13:25
          Цитата: Melior
          чекан выполнял ту же функцию, что и впоследствии пистолет

          видел в музеях, кстати, чеканы с "интегрированным пистолетом" :)
    2. +1
      5 января 2026 13:11
      «можно было пробить доспех и шлем!» - шлем сложно, из-за его формы, а вот доспех пробить можно, но этого мало, надо и до тела противника им добраться, это ещё сантиметр-другой. В результате можно без чекана остаться застрявшего в доспехах супостата.
      1. +2
        5 января 2026 13:15
        Предки умели не только делать чеканы, но и пользоваться ими! wink
  8. +3
    5 января 2026 12:49
    Правда, и без того тяжелый латный нагрудник для защиты от выстрелов стал еще тяжелее (их даже стали носить по два,

    потом перестали носить вовсе...
  9. +3
    5 января 2026 14:18
    Цитата: Rodez
    его еще называют последним рыцарем

    Хотел про него написать книгу. "Последний рыцарь на троне". Но кто бы издал...
    1. 0
      7 января 2026 17:11
      Цитата: kalibr
      Но кто бы издал

      только заметил, не судите строго :)
      а книгу напишите, зело увлекательный исторический персонаж (в хорошем смысле слова)... вот и я иногда думаю, зачем де... потом "откуда не возьмись"@ вдруг оказия... и мимо, т.к. по щучьму велению не сделанное ранее не появится
      п.с. есть про него хороший документальный фильм немецкого телевидения, правда, давно уже видел... в видеотеке цдф-инфо должен быть, в серии "история", вы вроде как немецкий можете еще помнить, если есть время, поищите... да так и называeтся, в том же духе
      п.п.с. нашел на скорую руку, Maximilian - Der letzte Ritter, вроде тот самый
      https://www.dailymotion.com/video/x679atb
      1. 0
        7 января 2026 17:41
        в истории был еще один любопытный персонаж из "породы" рыцарей, гётц фон берлихинген, которого даже гёте поминал... крайне живописный :)
      2. 0
        7 января 2026 18:45
        Цитата: Rodez
        Der letzte Ritter,

        Спасибо! Обязательно воспользуюсь.
  10. +1
    5 января 2026 14:27
    Мне не столь много доспехов приходилось видеть в жизни. Самое обширное - в Эрмитаже.
    Т.е. маловато будет...
    Что меня удивляло в рыцарском зале. Мелкие они были... Но рядом стоял двуручный меч, который я не факт, что смог бы поднять в боевую стойку, не говоря уж о помахать таким.
    И в стеклянной витрине лежало богато инкрустированное 15 зарядное охотничье ружье. Если правильно помню. с колесцовым замком. Мы с другом долго ходили вокруг, пытаясь догадаться, где же 14 зарядов... решили, что вероятно опечатка. Ну либо заряды в стволе один за другим. Т.е. стрельба очередью с сомнительной эффективностью.
    И да, рыцарям не позавидуешь. Таскать на себе эту гору металла, порой целыми днями, удовольствие явно ниже среднего. Как не позавидуешь и оруженосцам, вынужденным за всем эти великолепием ухаживать. Пот, кровь, грязь явно не лучшее соседство для стальных пластин, шарниров, кожаных ремешков и прочих составляющих.
    1. +1
      5 января 2026 15:35
      «И да, рыцарям не позавидуешь. Таскать на себе эту гору металла, порой целыми днями» - ошибаетесь, рыцарские доспехи были очень функциональными, движения почти не стесняли. Целыми днями их ни кто не таскал, доспехи одевалась только для боя. Экипировка современного солдата тяжелее боевого рыцарского доспеха.
      1. 0
        6 января 2026 08:02
        Цитата: Сергей Валов
        Экипировка современного солдата тяжелее боевого рыцарского доспеха.


        Нет, примерно столько же: 30-32 кг. Латы с оружием - тот же вес.
        Экипировка воинов по весу мало изменилась с античных времен.
      2. 0
        6 января 2026 18:21
        Для короля или на турнир - да. Теперь представим отряд в рейде по враждебной территории. Поездка по лесу, скажем. Откуда вылетит стрела или болт?
        Достаточно легко представить достаточно вариантов, когда доспехи приходится таскать долго. А одеваются они - многие женщины перед рестораном делают это быстрее.
        Экипировка современного солдата тяжелее боевого рыцарского доспеха.

        Возможно. Только вот принцип ее крепления совсем иной. Ну не прилегали доспехи к телу, как вторая кожа. Как бы там не распределяли на множество кожаных ремешков и петель, по любому основное давление шло на ограниченные участки тела.
    2. 0
      5 января 2026 17:05
      Цитата: Aleksandr Bezfamilnuy
      пытаясь догадаться, где же 14 зарядов... решили, что вероятно опечатка. Ну либо заряды в стволе один за другим.

      В стволе. Замок передвигался от ствола к прикладу! Доспехи от привычки на теле не ощущались. Жанн Д.Арк после 2 недель тренировки (ходила в них не снимая) перестала их замечать. А ей было 17 лет!
      1. 0
        7 января 2026 08:31
        Цитата: kalibr
        Жанн Д.Арк после 2 недель тренировки (ходила в них не снимая) перестала их замечать. А ей было 17 лет!


        Так и доспехи были сделаны на заказ и были вполне декоративные. Сама Жанна лично в боях вряд ли участвовала. Какие уж могли быть "таранные удары" 17-летней девушки! laughing
        1. 0
          7 января 2026 09:52
          Цитата: Illanatol
          Сама Жанна лично в боях вряд ли участвовала.

          Доспехи тогда не подразделялись на боевые и парадные. Мастер бы просто не понял, что надо сделать. В боях она участвовала. Во время штурма одной из крепостей первой спрыгнула в ров (!) и приставила штурмовую лестницу к стене. В это время была ранены стрелой из арбалета, пробившего набедренник и ранивший ее в бедро. Но наконечник не глубоко вошел. У нее был биограф, который описал чуть ли не каждый ее день. Так что тут все верно. Тем более, что факт ее ранения вызвал прилив энтузиазма у англичан и они это тоже отметили в хронике. То есть она в латах спрыгнула в ров, но эти латы были настолько прочны, что стрела выпущенная из арбалета чуть ли не упор лишь пробила металл, но до кости не дошла. Так что Жанна быстро поправилась, хотя и хромала какое-то время.
          1. -1
            8 января 2026 13:03
            Да, это было показано в неплохом фильме. Мастер все бы понял сам, когда снимал мерки. Ясно же что латы нужны такие, чтобы девушка могла в них более-менее двигаться. И доспехи, конечно же, уже тогда делили на реально боевые и парадные. Ага, стал бы король какой носить довольно тяжелые латы. Вообще то такое деление было принято еще в позднем Риме, когда чиновники носили доспехи почти из фольги, для форса. Типа, мы тоже не штафирки какие.

            Подозреваю, в латах, которые бы весили... ладно не 30 кг или даже 25, а лишь 20 кг, прыгать в ров для Жанны было бы неразумно. Вывих ступни - меньшее, что ей грозило бы в этом случае. Это как раз доказывает, что доспех был облегчен, насколько это возможно.
            Совершенно очевидно, что Жанну использовали как символ, как средство пропаганды. И конечно её старательно берегли, но эта Жанна была сумасбродкой, как минимум. Хотя в отваге ей не откажешь.
            1. 0
              8 января 2026 13:35
              Цитата: Illanatol
              это было показано в неплохом фильме.

              Филипп Контамин, ее биограф подробно обо всем этом пишет. И что она две недели не снимала доспехов и в них даже спала. Кстати, вес в 19-20 кг это нормальный вес многих доспехов того времени.
              1. -1
                8 января 2026 13:44
                Охотно верю. Но доспехи такого веса должны быть из очень тонкого металла и неуязвимым в таких "консервах" точно не будешь.
                Помнится, кое-кто кое-когда доказывал что толщина бронезащиты тогда могла достигать аж 6 мм. Боюсь латы из такого металла могли даже в центнер не вписаться. И это было в статье, в которой описывались очень дорогие, явно эксклюзивные латы. Я еще сравнил их по аналогии с "феррари".. wink
    3. 0
      6 января 2026 08:13
      Цитата: Aleksandr Bezfamilnuy
      И да, рыцарям не позавидуешь. Таскать на себе эту гору металла, порой целыми днями, удовольствие явно ниже среднего. Как не позавидуешь и оруженосцам, вынужденным за всем эти великолепием ухаживать. Пот, кровь, грязь явно не лучшее соседство для стальных пластин, шарниров, кожаных ремешков и прочих составляющих.


      Доспехи надевались лишь перед боем. Некоторый дискомфорт был, приходилось носить довольно плотный прикид, который под доспехом (типа фуфайки и стеганых штанов). Ну, оруженосцы все же были не самые униженные и оскорбленные люди своего времени. Металл уже тогда умели защищать от коррозии: от натирания жиром до т.н. воронения. Так что все эти латы далеко не всегда были белыми и блестящими. Рыцари, витязи и прочие убер-солдаты часто были темненькие.
  11. +4
    5 января 2026 14:32
    Главный враг рыцарей - мушкетер начала XVII в. с крупнокалиберным мушкетом. - отличная картинка. Интересно фитиль держит в руке. Фитиль горит с двух концов. Пропорции очень странные - кисть руки больше ступни. Перспектива построена как будто это снимок с короткофокусным объективом. С другой стороны заострено внимание на главном - оружии. Да и сам персонаж классный. Весьма куртуазный. Не простой солдафон.
  12. 0
    6 января 2026 08:07
    Цитата: Сергей Валов
    В момент нанесения удара копьем по противнику вся сила удара лежала в горизонтальной плоскости, следовательно сила противодействия от удара копьем в соперника (закон Ньютона) воспринималась рукой рыцаря а не крюком, или конем.


    В случае таранного удара почти вся нагрузка придется на плечевой сустав. Может, конечно, часть энергетики принимал доспех (типа шарнир), но все равно это было травмоопасно.
    Как известно, турнирные доспехи были прочнее и тяжелее боевых. Но смертельные случаи на турнирах все же были, хотя оружие было тупым. Так миф о непробиваемости лат - все же не более чем миф. Не были рыцари неуязимыми не в одну эпоху.
  13. -1
    6 января 2026 18:34
    Цитата: kalibr
    Доспехи от привычки на теле не ощущались. Жанн Д.Арк после 2 недель тренировки (ходила в них не снимая) перестала их замечать. А ей было 17 лет!
    Позвольте с вами не согласиться.
    Тот же Клим Жуков несколько иначе отзывался об удобстве доспехов. Упоминал случай, когда упав - мог быть затоптан потому, что не мог встать быстро. В литературе подобные примеры то же встречались неоднократно (примеров не приведу, за давностью лет). Поэтому на счет удобства и "прерстаешь замечать" есть большие сомнения. Жанна возможно и была столь ...эээ... крепкой. Только ведь много факторов может быть так сказать переменными.
    Например качество доспехов. Их назначение.
    Пример. Одно дело доспехи для турнира, способные выдержать удары копья при сшибке двух всадников, другое дело доспехи для бала. Парадные.
    Одно дело поздние доспехи из термообтаботанной хорошей стали, выделанные хорошим (т.е. дорогим) специалистом, другое дело доспехи пораньше и подешевле, "массовые", чуть не из сырого железа и толщиной с десяток миллиметров.
    Но сильно спорить не стану. Данным аспектом истории не увлекался и не вникал.
    1. 0
      7 января 2026 18:49
      Цитата: Aleksandr Bezfamilnuy
      Упоминал случай, когда упав - мог быть затоптан потому, что не мог встать быстро.

      Всякие были люди и всякие разные доспехи. Я ходил и в кольчуге и в полных латах на теле, кроме кроссовок. Как надел - не мог шага ступить и руку поднять. Потом поднял... потом смог ходить. Через четыре часа устал как собака, был в синяказ на локтях и коленях. Но... ходил и руки поднимал! А в кольчуге (16 кг) читал лекции школьникам в библиотеке им. С. Щедрина в Пензе.
  14. 0
    9 января 2026 13:28
    Цитата: Aleksandr Bezfamilnuy
    другое дело доспехи пораньше и подешевле, "массовые", чуть не из сырого железа и толщиной с десяток миллиметров.


    То есть сантиметр? Серьезно? Это бронирование танков Первой Мировой и некоторых легких танков позднее (например БТ-3 или Т-26, у них местами броня была тоньше). Извините, но такие доспехи, даже из сырого(?) железа были бы вовсе неподъемные. Толщина металла -1-2 мм, не более, ну разве что в некоторых местах.
  15. 0
    9 января 2026 13:34
    Цитата: kalibr
    А в кольчуге (16 кг) читал лекции школьникам в библиотеке им. С. Щедрина в Пензе.


    Так то кольчуга! Весь распределяется равномерно по телу, движения менее всего сковывает. Но защитные свойства - так себе. Потому рыцари от неё отказались сравнительно быстро. Хотя менее именитые воины использовали и много позднее.
    Уж если кольчуга (изрядная часть поверхности - воздух, промежутки внутри и между звеньями-кольцами) весила целый пуд, то латы в 20 кг со сплошной поверхностью металла - так, не очень серьезно. Реально вес лат вряд ли был менее 30 кг (для настоящего воина-мужика), турнирные - и того больше. Но даже последние не всегда спасали (тоже в фильмах показано).
  16. 0
    13 января 2026 13:00
    Цитата: Illanatol
    Так что наш патриотизм - всегда был и еще долго будет отдавать духом казармы.

    Войны, которые на протяжении всей истории вела наша страна, практически всегда были войнами межцивилизационными, войнами на уничтожение. Именно поэтому, как ни странно звучит, готовность пожертвовать собой, стала для нашего народа способом выживания, ибо поражение, в лучшем случае, означало путь на невольничий рынок.
    Встав насмерть есть шанс остаться и живым и свободным, а потерпев поражение, либо в яму, либо под ярмо.
    Так что, пожалуйста, не надо про казарменный дух!
  17. 0
    13 января 2026 13:08
    Цитата: kalibr
    Я ходил и в кольчуге и в полных латах на теле, кроме кроссовок. Как надел - не мог шага ступить и руку поднять. Потом поднял... потом смог ходить.

    Я не ходил, но видел как ходят. Младшие дети у меня увлекались реконструкцией, они и познакомились на Аламнере. Нормально молодые мужики рассекали в кольчугах и пластинчатых доспехах.
    Гхы! Прошу прощения за очередной ОФФ, но когда первый раз реконструкторское общество собралось на этот фестиваль, местные посоны, решили прийти к "городским" с предъявами и разборками в стиле: А че ты в нашем районе делаешь!
    Ага, пришли, мне дочь в лицах изображала, на поляну ввалились, а там несколько десятков Илюш Муромских в железе железом фехтуют... в общем, очень быстро они убежали lol.