Противоречивый уголь: отрасль называют убыточной, а потребление вышло на рекорд

3 610 22
Противоречивый уголь: отрасль называют убыточной, а потребление вышло на рекорд

Очередной доклад Международного энергетического агентства (МЭА) вышел с привычной риторикой про «самое грязное топливо», но цифры в нем говорят куда громче лозунгов. Потребление угля в мире в 2025 году, по оценке МЭА, выйдет на исторический максимум – 8,85 млрд тонн. То есть именно сейчас, на фоне разговоров о «зеленом переходе», уголь бьет рекорды потребления.

Контекст прост: электроэнергетика остается главным драйвером спроса, а реальной альтернативы углю в развивающихся экономиках пока нет. Китай, на который приходится 56% мирового потребления, и правда перестает наращивать объемы, но и не отказывается от угля. Он переводит его в резервную роль, страхуя непостоянную ветровую и солнечную генерацию.



Пока Европа бодро рапортует о снижении доли угля до 4% к 2030 году, Индия и страны АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) идут в противоположном направлении. Рост на 3-4% в год, новые ТЭС, потребности металлургии – все это явно не про «конец эпохи».

Даже в США, где уголь уже списали со счетов, в 2025 году ожидается временный рост потребления на 8% из-за цен на газ и политических решений. Потом снова планируется спад на 6% ежегодно до 2030 года, но сам факт прироста сейчас показателен.

Да, мировая торговля углем снижается, цены падают к уровню себестоимости, отрасль теряет маржинальность. Россия чувствует это особенно остро: по словам замминистра энергетики Дмитрия Исламова, потери отрасли в 2025 году превысили 300 млрд рублей, а сектор работает «в минус». Китай не спешит увеличивать закупки, запасы у коммунальных компаний КНР достаточные, тендеры не объявляются.

Но из этого не следует главный тезис западной прессы – будто угольная энергетика вот-вот исчезнет. Она меняет географию, роль и экономику, но остается фундаментом энергоснабжения для половины мира.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Сегодня, 09:52
    Китай не спешит увеличивать закупки, запасы у коммунальных компаний КНР достаточные, тендеры не объявляются.
    Глядя на смог в больших городах КНР понимаешь, что с углем у них все в порядке.
    1. 0
      Сегодня, 10:28
      Цитата: a.s.zzz888
      Глядя на смог в больших городах КНР понимаешь, что с углем у них все в порядке.
      Смог может быть и из-за автотранспорта.
    2. 0
      Сегодня, 10:30
      Дело не в угле, а отсутствии центрального отопления. Когда одновременно затапливается миллионы "буржуек", то происходит коллапс. На крупных ТЭЦ стоят фильтры и выбрасывается только СО2.
      Век угля наступит, когда подорожает газ. ПГУ дают КПД по 80%, на угле в два...три раза меньше.
    3. 0
      Сегодня, 11:06
      Объясняю для непонятливых: растениям нужен углерод, для фотосинтеза и производства кислорода. Углерод берется растениями из воздуха и накапливается в древесине. Сейчас нет проблем, дерево накопило, сгнило, отдало, но большая часть углерода, миллионы лет назад не сгнила, а отложилась и превратилась в уголь. Природе необходимо освободить углерод из угля, единственный выход: сжигание угля. Сжигание угля и есть самый зеленый способ получения энергии, как это не парадоксально звучит.
  2. +1
    Сегодня, 09:53
    будто угольная энергетика вот-вот исчезнет

    А без угля, как и без воды - и ни туды, и ни сюды...
    Ветер сегодня есть, а завтра его нет.
    Так и с солнечной энергетикой.
    1. 0
      Сегодня, 10:13
      Можно жечь газ, а не травить население.
      Можно тсроить АЭС.
      Можно модернизировать ГЭС.
      А уголь еще и углю рознь, на экспорт идет годный, черный, антрацитный.
      А бурое смердящее говно по стране.
      1. 0
        Сегодня, 10:32
        Конечно рознь, слишком многое от него зависит, металлургия, химическое производство, энергетические системы.
      2. -2
        Сегодня, 11:35
        Цитата: Hitriy Zhuk
        Можно жечь газ, а не травить население.

        Да если уж на то пошло, так в супермаркетах намного больше травят население!
  3. +2
    Сегодня, 09:59
    Уголь еще майнеров переживет и ветряки электрические (типо они в прибыль работают)
  4. ❝ Но из этого не следует главный тезис западной прессы – будто угольная энергетика вот-вот исчезнет ❞ —

    — Долго ещё «тлеть» будет уголёк ...
  5. 0
    Сегодня, 10:07
    Кстати да, Германия еще в 2020-том "распоковала" свои карьеры с бурым углем, а в Англии есть еще кардиф на глубине в километр, но они его хранят, как зеницу ока.
  6. 0
    Сегодня, 10:13
    Россия чувствует это особенно остро: по словам замминистра энергетики Дмитрия Исламова, потери отрасли в 2025 году превысили 300 млрд рублей, а сектор работает «в минус».

    а расшифровать эту цифру, нам - для понимания - что никак?
    из чего складывается эта цифра?
    что является основной составляющей этой величины?
    да и вообще - для чего такое озвучивают? - ведь есть причины: угольная отрасль давно в частных руках...
    насколько помню, для транспортировки угля добываемого в Якутии, собственник за свои деньги построил ж/д - в порт на Дальнем Востоке...
    с чего бы это??
    1. -2
      Сегодня, 11:17
      Цитата: Дедок
      а расшифровать эту цифру, нам - для понимания - что никак?

      В реальности российское государство дотирует экспорт угля в КНР примерно на сумму превосходящую в 2 раза стоимость выручки угля. Транспотиовка тонны электроники из КНР стоит в 2или 3 раза дороже чем экспортная стоимость угля. Причем такой демпинг разоряет китайские угольные компании в Шаньдуне и провоцирует русофобию в северных кланах КНР которые всегда симпатизировали России. Точно такая же картина в автомобиле и тракторостроении. Государство прекратило дотировать сельскохозяйственное машиностроение и производство тракторов и сельскохозяйственной техники упало раз в 30. Зато начало дотировать автосборочное производство легковушек, фактически импорт легковых машин в Россию. Результат гибель производств комплектующих для тракторной и автомобильной техники. Теперь автопром если потребуется его восстанавливать надо создавать с нуля.
      1. -1
        Сегодня, 11:31
        В реальности российское государство дотирует экспорт угля в КНР примерно на сумму превосходящую в 2 раза стоимость выручки угля.

        меня интересовала калькуляция затрат на производство/добычу - транспортировку угля, чтобы было понятно где теряем...
        а вопросы дотаций/субсидий - это другое..
        т.е "отмывать" средства можно по разному..
  7. -1
    Сегодня, 10:39
    Не вкладывая деньги в развитие отрасли и повышение качества использования продукта, по-любому все будет убыточной.
    Привет "эффективным" менеджерам светлейшего!
  8. 0
    Сегодня, 11:00
    Сейчас, вроде, какие-то дымоуловители существуют, которые реально очищают выбросы в атмосферу
    1. +1
      Сегодня, 11:03
      Цитата: Schneeberg
      существуют

      Da.
      Но ктож их ставит, хотя бы на ТЭЦ иногда ставят, но тоже порой так что 1 из 3 труб..

      А кроме ТЭЦ еще куча частных домов, где поди заставь.
      В пригород зимой выезжаешь а там...
      1. 0
        Сегодня, 11:04
        В пригород зимой выезжаешь а там...
        Знаю. Видел...........
  9. -1
    Сегодня, 11:03
    Уголь самый экологичный вид топлива, его сжигание освобождает углерод, которого не хватает растениям Земли.
    1. -1
      Сегодня, 11:06
      А еще все частицы что не сгорели, и что характерно получается концентрация радиоактивных фигней в отвале пепла.
      Экологичность сложная переенная.
      1. 0
        Сегодня, 11:08
        Мы и все живое, что живет на Земле есть результат мутаций, в связи с радиацией существующей на земле, радиоактивность есть везде, в том числе в воде. Вы бы сильно удивились если бы прочитали экспертизу например минеральной воды, там например есть уран.
  10. 0
    Сегодня, 12:31
    Санкции ЕС закрыли дорогой европейский рынок (45% экспорта до 2022 года), а цены на уголь в Азии упали в 3 раза с пика 2022 года из-за избытка предложения от Китая, Индии и Индонезии. Логистические издержки выросли из-за дефицита мощностей РЖД на восточном направлении, а курс рубля усилил давление на экспортеров.