В РФ завершены испытания прототипа системы сверхточного позиционирования без GPS

8 117 45
В РФ завершены испытания прототипа системы сверхточного позиционирования без GPS

В России прошли успешные тестовые испытания прототипа отечественной системы сверхточного позиционирования «Ариадна». В отличие от американской системы спутниковой навигации GPS и российского аналога ГЛОНАСС, экспериментальная разработка работает без спутников, что делает ее устойчивой к спуфинговым (имитационным) атакам и преднамеренным помехам.

Российская система позиционирования использует вместо спутников сеть наземных базовых станций-радиомаяков, передающих координаты приемникам на борту БПЛА и других транспортных средств. Точность позиционирования очень высокая — до 15-20 сантиметров, что примерно в восемь раз выше, чем у GPS.



Что особенно важно в нынешних условиях, система «Ариадна» является полностью российской разработкой. Всё оборудование и программное обеспечение отечественные, как принято сейчас говорить, импортозамещенное. В Фонде поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ) России сообщили,что заявка на регистрацию изобретения уже подана.

По маякам «Ариадны» БПЛА смогут выполнять аэродоставку грузов и формировать «дрон-шоссе» для автономной логистики, в том числе осуществлять управление роем беспилотников. В случае, когда сигнал GPS заглушен, на устройствах с российской системой позиционирования будут работать онлайн-карты и другие навигационные сервисы.

Пилотные испытания с использованием системы в ближайшее время запустят в одном из регионов ЭПР «Цифровое небо», в который входят Самарская, Оренбургская, Сахалинская и Еврейская области.

Аппаратно-программная платформа «Цифровое небо» — это утвержденная правительством РФ по предложению АО «ГЛОНАСС» концепция, которая предполагает создание единой цифровой платформы с использованием ИИ. Она будет объединять между собой беспилотные средства, спутники, наземные системы связи, мониторинга и другие платформы, в том числе по принципу бесшовного соединения. Пока речь идет о гражданском применении ЭПР «Цифровое небо» в различных отраслях.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    Сегодня, 16:17
    Осталось самое маленькое - создать эту сеть радиомаяков yes

    Идея спутниковых систем была именно в том, что спутник висит себе и транслирует сигнал на огромную площадь. А так-то понятно, что для позиционирования можно использовать любой источник сигнала с известным положением (точнее, минимум 3 источника).
    1. +2
      Сегодня, 16:32
      Может быть "прикрутят" позиционирование к сотовым вышкам. Это было бы логично предусмотреть подобную возможность.
    2. +5
      Сегодня, 16:37
      Сеть радио каяков... на своей территории вполне возможно, но это не сделает систему глобальной...
      Пока только спутниковый системы позиционирования оправдывают определение ГЛОБАЛЬНЫЕ, те, которые достаточно развиты в этом направлении.
      1. +6
        Сегодня, 18:07
        Цитата: rocket757
        на своей территории вполне возможно, но это не сделает систему глобальной

        Промелькнула и пропала инфа о том, что русские ученые создали систему позиционирования по квазарам (нейтронным звездам) которая точнее чего-либо сделанного на сегодня. Правда о размерах и носителях ничего сказано не было. Вот то вундервафля! Но наверное только для космоса ее и будут использовать. А что касается "Ариадны", так то важно для геопривязки ОТРК к точке пуска. Чем точнее знаешь свое текущее место, тем точнее прицелишься по объекту супостата. Так что, лишним ничего не будет. В хозяйстве и ржавый гвоздь может пригодиться (с) bully
        1. +1
          Сегодня, 18:17
          Все в дело, когда оно действительно В ДЕЛО.
          Наши учёные изобретают то, что нужно... как будет реализовано, применяется, со временем узнаем.
    3. +3
      Сегодня, 19:02
      Когда то давно это называлось опорная геодезическая сеть - система закрепленных на местности точек (опорных пунктов) с точно известными координатами. Только раньше это были геодезические знаки в виде разногоро рода сооружений типа дереванной геодезической вышки, а теперь это будет радиомаяк.
      Вопрос в том, как быть на местности, где такой сети нет?
  2. 0
    Сегодня, 16:26
    А радиомаяки заглушить так не смогут?
    Вообще я слышал что до gps/ГЛОНАСС как раз и были системы позиционирования на маяках
  3. +6
    Сегодня, 16:26
    Точность позиционирования очень высокая — до 15-20 сантиметров, что примерно в восемь раз выше, чем у GPS.
    У геодезических систем на основе GPS и Российской ГЛОНАСС точность по плану на уровне первых миллиметров, по высоте первых сантиметров.
    1. +5
      Сегодня, 16:43
      Геодезисты уже теодолиты не таскают. Планы домов и участков для кадастров снимают просто лейковской GPSской. Там паспортная точность 3 см, что ли. Если прикатить на машине станцию, то 1 см.
      1. +3
        Сегодня, 17:29
        Геодезисты уже теодолиты не таскают. Планы домов и участков для кадастров снимают просто лейковской GPSской. Там паспортная точность 3 см, что ли. Если прикатить на машине станцию, то 1 см.

        Это в дифференциальном режиме такая точность, когда с антенны, установленной в точке с известными координатами. определенными с высокой точностью, приходят поправки псевдодальностей до спутников. Довольно хитрый алгоритм...
        И все же для решения ряда геодезических задач теодолит (тахеометр) необходим.
        1. 0
          Сегодня, 18:04
          Так-то да. Но вот уже сети вышек на горках не видно Поубирали.
          1. +1
            Сегодня, 18:12
            Так-то да. Но вот уже сети вышек на горках не видно Поубирали

            Построить вышку - несколько часов / дней работы, они возводятся специальной бригадой быстро. Главное - основа геодезического знака, заложенного в бетоне / камне по соответствующим ГОСТам, за его повреждение предусмотрена уголовная ответственность.
            1. 0
              Сегодня, 18:17
              Так, а как обновление их координат сейчас происходит? это же работы - вагон с тележкой.
              Разве только с этим приемником. Не везде геология стабильная?
              1. +1
                Сегодня, 18:34
                обновление их координат сейчас происходит

                Комбинация оптической - допплеровской - спутниковой триангуляции. В зависимости от наличных задач, средств, класса сети.
    2. +1
      Сегодня, 21:56
      У штатов еще лет 10 назад ( сейчас не знаю) GPS система была значительно точнее. У них во многих странах были наземные станции ( даже в России) кажется 6 шт, для устранения ошибок, а при запросе России сделать такие же станции на территории США они отказали .
  4. +1
    Сегодня, 16:45
    Система аналогична (как можно понять из информации) методу позиционирования сотовых сетей. Старая добрая триангуляция при наличии большого количества опорных излучателей сигналов. Ну слава богу, кому то из инженеров иногда все же удается добиться финансирования. Может быть даже 25%, а то и всех 30 от общей суммы. Остальное, конечно...
    1. +1
      Сегодня, 17:02
      Но! Чтобы была точная интерполяция, надо иметь маяки у врага в тылу, иначе это будет экстраполяция и точность ниже
      1. 0
        Сегодня, 17:16
        Роман для чего маяки на территории врага!?

        По маякам «Ариадны» БПЛА смогут выполнять аэродоставку грузов и формировать «дрон-шоссе» для автономной логистики,
        ...зашли на территорию врага ,опорник отбили ,поставили маяки для доставки грузов..бк,провизии... soldier ..Либо на своей территории для доставки товара..можно и трассы для безпилотных такси прокладывать в будущем hi..
      2. +2
        Сегодня, 17:31
        Если база между маяками приемлемая, то и точность будет нормальная. Вопрос в том, что противник, определив частоту сигнала маяка, будет его давить РЭБом или просто снарядами закидает.
        1. +1
          Сегодня, 18:24
          Сразу идея: сеть передатчиков меньшей мощности. Приносишь свой передатчик или несколько. Включаешь, Они автоматически привязываются к сети. Сейчас это элементарно. Им не надо быть мощными. Пока они стоят, их координаты будут всегда поправляться. Если большая сеть ляжет, они будут определять координаты с чуть меньшей точностью, но автономно на небольшом участке поверхности. Могут подхватить другие передатчики, если их включить.
          Программно опрашивать и триангулировать можно хоть каждую секунду.
        2. 0
          Сегодня, 22:00
          Маяк может включаться по запросу/по времени/и т .д . для корректировки и обнуления ошибок точности навигации, а так инерционные системы даже на бпла уже есть.
  5. +1
    Сегодня, 16:50
    А как осуществлять навигацию там, где этих базовых маяков нет?
    1. +1
      Сегодня, 17:03
      Карту и компасс никто не отменял
      1. 0
        Сегодня, 17:33
        На карту источники данных для линий положения нужны. Не всегда есть возможность снять их визуально.
    2. 0
      Сегодня, 18:26
      Как всю жизнь определяли. Долго, но работает. Хотя сейчас можно для телефона какую-нибудь прогу запилить, чтобы не париться.
      1. +1
        Сегодня, 18:39
        Хотя сейчас можно для телефона какую-нибудь прогу запилить, чтобы не париться.

        Для любой проги нужны источники данных. Радио - визуальные - астрономические - счислимые (исходные координаты - курс - скорость). Последние чреваты снижением точности со временем - накопленная ошибка счисления.
        1. 0
          Сегодня, 18:44
          Данные с этих маяков. Имея прибор и находясь внутри сети, проблем на должно быть никаких.
          GPS ведь сама по себе. а приемники сами по себе. Приемник сам и считает данные сигналов в координаты. Может проблема в том, что спутник очень далеко. И возможность изменения сигнала намного проще, чем накоротке на земле.
          1. +1
            Сегодня, 19:48
            Тогда телефон должен быть перепрошит или подключен к внешнему приемоиндикатору. Либо использовать отдельный приемоиндикатор, прошитый на соответствующей частоте.
    3. 0
      Сегодня, 22:05
      Когда что то планируют это учитывают, и устанавливают доп оборудование.Да и даже по ШВРС навигации может хватать по пеленгам, но она конечно не точная,но позволяет уточнять свое местоположение. Раньше были ( примерно до 2000 годов) для навигации кораблей и самолетов 6 или 8 станций Омега на земле( планете) для дальней навигации, их хватало, а уточнение позиций шло по другим навигационным средствам.
  6. +4
    Сегодня, 17:02
    хм, "разработчики" изобрели наземные станции дифференциальной коррекции? Так они как бы уже давно есть и используются теми же геодезистами, в т.ч. в России.
  7. -3
    Сегодня, 17:03
    Всё оборудование и программное обеспечение отечественные, как принято сейчас говорить, импортозамещённое.
    Как импортозамещенноё? Всё сами сделали?Произведено в КНР, по заказу Российской компании/фирмы?
  8. +2
    Сегодня, 17:23
    А в чём "фишка" ? Наземные радионавигационные системы существовали до GPS и существуют до сих пор ! Более того,Я припоминаю ,что несколько лет назад(не то в "нулевых",не то в "десятых" годах нынешнего века ) читал в журнале "Техника и вооружение" ТТХ предлагаемой российским ВПК некой локальной радионавигационной системы ТВД наземного размещения !
    1. +2
      Сегодня, 18:29
      Фишка, скорее всего, в принципе. Это не пеленгация приемника, а измерение расстояния до него. Как это делает GPS и пр. В итоге это быстрее. И аппаратно проще. Алгоритмы обработки сигналов те же самые. Разве только антенну запилить новую.
  9. 0
    Сегодня, 17:26
    Возвращение к государственной геодезической сети - прекрасная была сеть. Вышки сигналов разрушены - строй новые.
  10. +1
    Сегодня, 17:30
    Хорошая новость . Идея не новая, но слава Богу, что ее реализовали.
  11. +2
    Сегодня, 17:35
    Цитата: Nikolaevich I
    в чём "фишка" ?

    В чем фишка, узнаем по мере поступления. По моему мнению, хотя идея и не нова, там может быть много способов реализации. Технических проблем быть не должно. Очень востребована локальная версия, которую можно интегрировать в сеть нужного размера.
  12. +1
    Сегодня, 17:59
    В советское время ходила байка, что радиостанция "Маяк" служит делу позиционирования летательных аппаратов. То есть сесть ретрансляторов мирной радиостанции позволяет точно и надёжно позиционировать летательные аппараты, а что это - самолёт, ракета или что-то ещё, кто его знает.
    1. +1
      Сегодня, 18:30
      С любой радиостанции можно было пеленг взять. Народ из обычных транзисторных приемников колхозил пеленгаторы.
    2. 0
      Сегодня, 22:11
      Да, все ШВРС это обеспечивали и сейчас могут помочь для грубой навигации и востановления ориентировки.
  13. +1
    Сегодня, 18:07
    В принципе, в эту систему надо и сотовые вышки включать. Уточнить их координаты и все. Потом переопрашивай и работай. Густота этих вышек уже поболее, чем в европах.
  14. +2
    Сегодня, 19:06
    в принципе пеленгация шврс и других радиоисточников и ранее авиацией применялась. В чем отличие предъявляемой в статье методики? Наличие наземных радиоисточников для пеленгации увеличивает количество целей для нанесения ударов с целью нарушения возможности определения местонахождения...
    1. 0
      Сегодня, 19:58
      Да и не только. В случае конфликта, это прекрасная сеть ориентиров для коррекции траектории боеприпасов супостата. В случае чего - тушить эту "вундерGPS" надо немедленною
  15. -1
    Сегодня, 19:55
    И потом начнут сами сигнал искажать, шоб значица злые вороги не летали по сигналам от радиомаяков. А деньги на сеть уже распилены.
  16. 0
    Сегодня, 20:57
    О, похоже зумеры таки изобрели РСДН! laughing
  17. 0
    Сегодня, 22:23
    Такая система поможет для северных аэропортов в плане точного захода на посадку и удешевлении этого процесса (та же ИЛС требует много наземного оборудования а спутниковая и тем более наземная навигация позиционирования это может почти полностью убрать и делает в разы дешевле ( те же США свои супер второстепенные аэропорты уже более 15 лет за счет этого превратили в аэропорты с минимумом погоды как в крутых аэропортах). В северных регионах точность позиционирования значительно хуже. Опять же для Северного морского пути и т д. Для горных аэродромов, аэродромов МВЛ, для без экипажных дронов при движении и полетах по дорогам и маршрутам . И еще много для чего. И это даже если не лезть в военные цели и безопасность…