История шлема. Ранние шлемы Европы

8 398 209
История шлема. Ранние шлемы Европы

Мой трон — седло, моя на поле слава,
Венец мой — шлем, весь мир моя держава.
«Шахнаме. Фирдоуси Абулькасим


История доспехов и оружия. В течение многих столетий, да что там столетий – тысячелетий, одни оружейники старались найти эффективные средства нападения, тогда как другие, соответственно, искали от них средства защиты. Очень важно было защитить от поражения голову, поскольку удар в нее мог практически мгновенно лишить человека сознания. И уже в эпоху древнего мира такая защита головы была создана – это был закрывавший ее шлем, изготовленный из самых различных материалов, включая металл, дерево и кожу.



В качестве защиты головы использовались толстые меховые шапки, сплетенные из прутьев шляпы, в том числе и в форме корзинки, деревянные шлемы-маски с личинами зверей и, разумеется, бронзовые, медные и железные шлемы. В их изготовлении мастера-доспешники достигли высокого уровня совершенства и создали практически все основные детали шлемов, которые впоследствии стали носить уже в Средневековье. Утвердились их формы: в основном полусферическая и сфероконическая с заострением вверху. К шлемам приделывали назатыльники, нащечники, лицевые маски, оснащали их наносниками и козырьками. Тогда же вошли в моду и нашлемные украшения, часто позволявшие отличать своих воинов от чужих.


Бронзовый шлем с двумя длинноногими лошадьми, выполненными в технике чеканки с резными деталями; на нащечниках — маленькие гравированные львы. Высота 24, 5 см. Найден на острове Крит. Конец VII века до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В то же время низкий технологический уровень послеримской Европы не позволял воспользоваться всем этим наследием прошлого. Так что первые шлемы воинов варварских королевств V–VI вв. были очень просты. Как правило, это был довольно низкий колпак конусообразной формы, изготовленный из ряда пластин, соединенных друг с другом при помощи заклепок. Сзади и по краям к нему могла подвешиваться бармица из кольчуги или кожи, обшитой металлической чешуей, в манере, характерной для многих доспехов того времени. Нехватка металла заставляла мастеров изощряться и создавать композитные шлемы, состоявшие из четырех медных или роговых пластин, укрепленных на каркасе из крестообразно пересекающихся на черепной коробке полос, и полоски обода, к которой они прикреплялись.


Одним из таких шлемов является так называемый «кабаний шлем» (назван так из-за украшающей его макушку фигурки кабана) - англосаксонский шлем Бенти Грейндж датируемый примерно VII веком н. э. Был найден Томасом Бейтманом в 1848 году в кургане вблизи фермы Бенти Грейндж в западном Дербишире. Железные полосы местами украшены серебром. Между ними находились выгнутые роговые пластины; фигурка кабана выкована из железа из железа, но снабжена бронзовыми глазами. Музей Уэстон-Парк, Шеффилд

На миниатюрах «Золотой псалтыри» из монастыря Сент-Галленского монастыря в Швейцарии мы видим воинов конца VIII века в шлемах с широкими полями и длинным назатыльником. Спереди поля загнуты высоко вверх, что они образуют выступ. Простые воины носят шлемы без гребней, знатные — с гребнями в форме листьев, как это было принято во времена Рима. Такие же изображения шлемов встречаются на миниатюрах в «Библии» из собора Св. Павла (Рим) IX века, а также в «Евангелии Лотаря» и «Первой Библии» Карла Лысого.


«Братия турского аббатства св. Мартина преподносит Библию королю Карлу». Миниатюра на листе 423. Слева и справа от короля, сидящего на троне стоят воины в гребневых шлемах с полями. «Первая Библия Карла Лысого» или «Библия Вивиана». Национальная библиотека Франции, Париж

Несмотря на то, что после падения Западной Римской империи в 476 г. н.э. качество изготовления доспехов и оружия в Европе резко снизилось, оно по-прежнему оставалось высоким в Византии, сохранившейся на стыке Европы и Азии, подобно последнему утесу цивилизации в бушующем море варварского мира. Об этом нам говорят находки характерных шлемов из четырех сегментов, получивших название «шпанхельм».


Перед нами один из наиболее хорошо сохранившихся шлемов этого типа, которые, как считается, изготавливали в Византии для местных военачальников, состоявших на службе у Византийской империи или тесно связанных с ней. Его великолепие заключается не только в позолоте всей поверхности, но и в богатом наборе изображений, украшающих каждый элемент. На чаше изображены человеческие фигуры, животные и различные религиозные символы. Например, считается, что птицы, клюющие виноград, изображённые на ободе шлема, символизируют стремление христиан к Христу. В первоначальном виде такой шлем обычно имел нащечники и назатыльник. Такие шлемы были найдены во Франции, Германии, Италии, на Балканах и в других частях Европы, а также, в одном случае, в Ливии. Как правило, они были обнаружены в качестве погребального инвентаря в могилах остготов и других германских вождей. Сорок четыре полных и фрагментарных образца этого типа, которые были найдены на сегодняшний день, очень похожи друг на друга по конструкции и декору. Судя по всему, все они были изготовлены в византийских мастерских с середины V до конца VI века. Высота 19,4 см. Вес 2102 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Еще один византийский шлем-шпангенхельм, VI–VII вв. Места, где они были найдены, разбросаны по всему миру: от Швеции до Германии, от Балкан до Ливии. В частности, этот шлем был найден в реке Сона недалеко от Треву, во Франции. Качество шлемов и места их обнаружения позволяют предположить, что это были дипломатические подарки иностранным правителям, и, возможно, были отправлены им или византийским двором, или королевством Остготов в Италии. Изначально все шлемы имели металлические нащечники, кольчужную защиту шеи и часто наносник. Как и на этом шлеме, декор обычно состоял из узоров, выбитых на его поверхности. Высота 21,8 см. Вес 907 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Очень интересны некоторые местные формы развития шлемов, в частности, скандинавские шлемы Вендельской эпохи (550–793) — завершающего периода великого переселения народов. В это время в Скандинавии ещё сохранялась традиционная патриархальная структура германского общества. Она поддерживала активные контакты с Центральной Европой, экспортировала меха и рабов, а взамен получала предметы искусства и новые элементы снаряжения, например, стремена.

Получив доступ к месторождениям железной руды, те же свейские короли имели войска, вооруженные дорогостоящим оружием, включая и конницу. То есть воины-всадники вендельского времени имели шлемы, кольчуги, круглые щиты с умбоном, мечи характерной для эпохи переселения народов конструкции и копья. И всё это встречается в корабельных погребениях, так что тут археологам, можно сказать, повезло. Причем особенно повезло им со шлемами, потому что их, в отличие от более поздней «эпохи викингов», найдено так много, что им даже были присвоены порядковые номера – «Вендель 1», «2», «3»… «14», то есть общепринятые названия этих шлемов соответствуют номерам погребений, в которых они были найдены. Причем шлемы эти полусферической формы, а многие из них набраны из переплетенных металлических полос, с носовой пластиной и украшениями в виде чеканных бровей.


«Шлем из Ультуны». Был найден в г. Ультуна недалеко от Уппсалы. Вес – 1,8 кг, из которых 452 г приходится на гребень. Купол шлема такой же, как у многих других шлемов, в частности, у шлема «Вальсгарде-5» без вырезов для глаз и надбровных украшений. Необычен же он, что обе его половины по обе стороны от гребня сделаны в виде решетки из железных полос, расположенных по диагонали. Шею и щеки должны были закрывать пять железных полос, подвешенные на петлях, из которых сохранилась только одна. Гребень D-образной в сечении бронзовой трубки с продольным «хребтом» по традиции украшают головы животных на обоих его концах. Замечено, что подобные гребни были характерны для вендельских шлемов конца VII – первой половины VIII вв. Государственный исторический музей, Стокгольм


«Шлем из Ультуны». Вид сбоку


Железный шлем «Вендель-1», относящийся к VII в. Найден в погребальной ладье №1 в Венделе, Уппланд, Швеция. Государственный исторический музей, Стокгольм


Шлем «Вальсгарде-8» имел кольчужную бармицу по всему периметру, так что это позволяет утверждать, кольчуги в Скандинавии в вендельскую эпоху были известны и даже очень хорошо. Государственный исторический музей, Стокгольм

Большинство шлемов больше в длину, чем в ширину, то есть были изготовлены для долихоцефалов, и именно они, следовательно, обитали в Скандинавии в эту эпоху. Как итог, следует отметить, что эти и подобные им шлемы могли служить неплохой защитой от рубящего удара мечом. Наличие решетчатых отверстий вряд ли в этом случае ослабляло их защитные функции, а вот ударов копьем владельцам таких шлемов следовало явно опасаться!

Но самый типичный «вендельский шлем» нашли не в Скандинавии, а в Англии, в местечке Саттон-Ху – курганном некрополе восточнее Вудбриджа в английском графстве Саффолк. Там в 1938 – 1939 гг. были сделаны, возможно, самые значительные археологические открытия в истории Англии, поскольку там был обнаружен нетронутый погребальный корабль, принадлежавший королю англосаксов примерно VI – VII вв., в котором и обнаружили знаменитый «шлем из Саттон-Ху». Правда, археологам над ним пришлось потрудиться. Дело в том, что шлем из земли извлекли в виде множества мелких деталей, поэтому затем три года пришлось работать над его реконструкцией, а выставили его для обозрения только в 1945 г. А потом реконструировали еще раз, в 1970—1971 гг., так что свой теперешний вид этот шлем приобрел далеко не сразу!

Изучение фрагментов шлема показало, что, скорее всего, его купол был цельнокованым. Но на петлях к нему были прикреплены пара нащечников и цельнокованый назатыльник. Спереди к нему была приклепана железная маска с лицом усатого мужчины. С куполом шлема она соединялась в трех местах – в самом центре и по краям. Ширина маски составляет 12 см. Нос и усы накладные, бронзовые. Нос сделан выступающим, и в нем снизу сделаны два отверстия для дыхания. Вся маска покрыта пластинками из луженой бронзы, которые в нижней части маски образуют бороду. Маска, включая и вырезы для глаз, имеет окаймление из U-образной в разрезе трубки, которая была приклепана поверх ее бронзовых декоративных пластинок.


«Шлем из Саттон-Ху. Последняя реконструкция (выполненная в 1970–1971 годах). Британский музей. Лондон

Надбровья имеют в сечении треугольную форму и инкрустацию из серебряной проволоки, а в нижней части, и также в технике инкрустации, их украшала линия из гранатов прямоугольной формы. На их концах — головы животных — считается, что это кабаны из позолоченной бронзы. Самое интересное, что маска шлема и его надбровья сделаны так, что вместе образуют фигуру летящего дракона. Нос маски служит его туловищем, крылья — это надбровья, хвостом служит верхняя губа. Голова дракона изготовлена из позолоченной бронзы.

В X веке античное влияние на военное дело уже заметно ослабело, технология металлообработки улучшилась, а шлемы стали важным атрибутом воинов-всадников. При этом на миниатюрах из манускрипта «Психомахия» Аврелия Пруденция, то есть около 1000 года, они выглядят высокими и остроконечными, и также сделанными из нескольких частей.


Иллюстрация с изображением всадников в кольчугах и шлемах с бармицами. «Психомахия», X век. Британская библиотека, Лондон

Значительные усовершенствования шлема появились около середины X века, о чем свидетельствуют изображенные на «ковре из Байе» (реально это 70-метровая вышивка цветными нитками на полотне) и одинаково одетые как англосаксы, так и норманны. Они, как правило, носят хауберк – кольчужную рубашку с капюшоном, поверх которого надет конусообразный шлем, причем весьма ярко раскрашенный.

К древнейшим образцам этой формы относится и шлем Святого Вацлава, состоящий из нескольких частей, с прикрепленным спереди железным наносником. Эта форма шлема, пришедшая с Востока, вплоть до XVII века сохранялась у арабов, персов и тюркских народов. В XI веке в северных странах и в Италии используется шлем такой же конусообразной формы, и тоже с наносником. В Польше в свое время был найден похожий шлем, сделанный из меди, склепанный из двух половин и украшенный бронзой и позолотой.


Шлем Святого Вацлава, чешского князя (ок. 907—929). Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха в Праге

Эта форма у европейских шлемов сохранялась до XII и даже до XIII века. Но уже в конце XI века кузнецы научились делать цельные шлемы, изготовленные из одного металлического листа. Этот факт доказывает достаточно быстрое развитие кузнечного ремесла в ту эпоху. Работали следующим образом: брали круглый кусок раскаленного железа и сначала тяжелым молотом придавали ему вогнутую форму, после чего доводили до нужной формы ручными молотами на наковальне и проковывали шов.

В то же время в XII веке появилось множество шлемов довольно причудливых форм: яйцеобразные, конусообразные, полусферической формы и даже цилиндрические, вроде кастрюли, с плоским и даже расширяющимся верхом. Но именно самая первая форма шлема под названием (пусть и неточным) «норманнский шлем» сохранялась дольше всего. И, кстати, именно вот в таких шлемах крестоносцы из Европы как раз и отправились в свой первый крестовый поход и захватили Иерусалим в 1099 году.


Этот «венский шлем» можно датировать серединой X века. Тогда, наряду с большим миндалевидным щитом и кольчугой до колен, шлем с наносником составлял защитную броню воинов Высокого Средневековья. Он надевался поверх кольчужного капюшона, под которым находился еще и стеганый подшлемник, похожий на современный детский чепчик. Наносник отражал прямые удары по лицу, но плохо защищал от ударов сбоку. Кстати, на конце у него находится крючок, позволявший зацепить за него кольчужный капюшон спереди и подтянуть его кверху, прикрыв нижнюю часть лица. К сожалению, таких шлемов сохранилось очень мало, поэтому «венский шлем», наряду со шлемом святого Вацлава, представляет собой очень значимый артефакт. Был найден в 1864 году недалеко от Оломоуца в Моравии. Императорская оружейная палата Венского музея истории искусств. Дворец Новый Хофбург

А дальше практический опыт первого (1095—1099) и второго (1147—1149) крестовых походов показал, что старый шлем плохо защищает от стрел. В итоге появились шлемы большого объема, целиком закрывающие голову, причем их макушечная часть ложилась на кольчужный капюшон. Лицо в таком шлеме было полностью защищено лицевой маской с отверстиями для глаз или одной узкой смотровой щелью. Также пробивалось довольно много маленьких отверстий для дыхания. Вот так «горшковый шлем» и появился, причем он скорее напоминал перевернутое ведро, а не горшок для варки пищи с выпуклыми полусферическими стенками. В рыцарском обиходе они находились довольно долго, а именно с середины XII и до XIV века, хотя, разумеется, всё это время они находились в развитии и постепенно изменялись.

*Забавно, что Британия обрела это сокровище благодаря женщине по имени Эдит Мэри Притти, возле дома которой, буквально в 500 ярдах, находилось сразу 18 курганов. Женщина она была состоятельная и увлекающаяся, в молодости участвовала в археологических раскопках, увлекалась спиритуализмом, и нет ничего удивительного, что ей пришло в голову заняться их раскопками. Она обратилась к сотрудникам местного Ипсвичского музея, но никак не могла решить, где начать – на большом кургане, который явно уже копали грабители, или на трех малых – еще не тронутых.

Для начала решили раскопать малый холм, но его погребение было давным-давно разграблено. Зато, когда в мае 1939 года она взялась копать большой холм, результаты раскопок превзошли все, даже самые смелые ожидания. Внутри холма оказался корабль, хотя и практически сгнивший. Далее выяснилось, что ближайшим аналогом такого захоронения являются могильники Венделя и Старой Упсалы в Швеции, однако находилось всё это на территории Англии.

По английским законам чья земля – того и находки, но Мэри оказалась столь великодушна, что заявила о том, что завещает их как свой посмертный дар Британскому музею. В качестве знака признательности премьер-министр Уинстон Черчилль предложил Притти крест Дамы-Командора Ордена Британской Империи, но она и от него отказалась. После ее смерти в 1942 г. сокровища большого кургана в соответствии с ее завещанием были переданы в собрание Британского музея, а предметы меньшей ценности, найденные в курганах и их окрестностях при последующих раскопках, были выставлены в музее города Ипсвича.

Продолжение следует…
209 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 января 2026 04:59
    византийский шлем-шпангенхельм

    Крепления элементов шлема на заклепках...интересно заклепки из какого металла и так аккуратно сделано...это уже говорит о высокой культуре металлообработки.
    Много чудного можно увидеть в артефактах прошлого.
    Благодарю автора за яркие фото экспонатов...весьма познавательно. hi
    1. +6
      2 января 2026 06:10
      следует отметить, что эти и подобные им шлемы могли служить неплохой защитой от рубящего удара мечом.

      Учитывая, что основным орудием был топор и меч каролинг (с тупым кончиком лезвия) возможно да.
      Хотя от стрел подобный шлем из полос малоэффективен. Возможно под него и на него одевался подклад и шапка из меха.
      Вячеслав Олегович и Камрады, с наступившим Новым годом!
      1. +6
        2 января 2026 06:32
        Цитата: Коте пане Коханка
        Вячеслав Олегович и Камрады, с наступившим Новым годом!

        Спасибо! С Вас также с наступившим Новым годом!
        1. +4
          2 января 2026 11:34
          Вас также с наступившим Новым годом!

          Сразу выделила в статье:
          "Очень важно было защитить от поражения голову, поскольку удар в нее мог практически мгновенно лишить человека сознания."
          Признаюсь со стыдом, что подписана на несколько телеграм каналов, где видео свидетельствуют в пользу ваших слов, дорогой Вячеслав Олегович )))
          С Новым Годом! Здоровья Вам и статей побольше -- нам!
          good drinks love wassat )))
          1. +6
            2 января 2026 11:39
            Очень важно было защитить от поражения голову, поскольку удар в нее мог практически мгновенно лишить человека сознания."
            Ну,дорогая,Ея беречь надобно!Отсюда и все странности....на голову,нет? laughing И классика нам в помощь. laughing
            1. +4
              2 января 2026 11:49
              Ну,дорогая,Ея беречь надобно

              Не поверите!
              Распрямляя спину при вытаскивании себя из холодильника, бывает, бьюсь головой о выступ морозилки. И --знаете? -- это больно!
              Подозреваю, часть сознания таки оставила на этой злющей дверце wassat )))
              Кто б начал выпускать хозяйственный шлем -- купила бы!
              1. +4
                2 января 2026 12:39
                Распрямляя спину при вытаскивании себя из холодильника, бывает, бьюсь головой о выступ морозилки. И --знаете? -- это больно!
                Хосподя!Это что ж за холодильник????У меня *Vestel* и не было случая,знаете ли
                хозяйственный шлем -- купила бы!
                Могу подарить исторический шлем Ельцина(правда,правда,это факт!!!)в котором он открывает мой комбинат.Тогда*Крекер*,ныне *Рот Фронт*.
                1. +3
                  2 января 2026 12:46
                  исторический шлем Ельцина

                  Не-не-не!...Не шутите так!)))
                  Пусть у меня мозги лучше отшибутся, чем прикасаться к шлему предателя советского народа. Когда-нибудь сей артефакт продадите задорого какому-нибудь олигарху. Когда закончится наконец этот передел крупной собственности и всё устаканится. Любитель найдётся! )))
                  А холодильник мой называется SHARP.
                  1. +3
                    2 января 2026 13:29
                    SHARP.
                    Солидная компания.
                    good
                    Не-не-не!...Не шутите так!)))
                    Но это было!!!! Ничего не сделаешь с этим.Увы.А шлем?Вот 12-го выйду на работу и пришлю фото.
                  2. +2
                    3 января 2026 08:00
                    Любитель найдётся! )))
                    А то!Был шлем Юрия Михайловича,но?Спёрли охламоны! laughing А к шлему ЕБН есть только фото онного в нём.Свидетелей уже почти не осталось,увы.Я на этой фабрике с 95-го и то не застал этот процесс! hi
              2. +6
                2 января 2026 12:48
                Кто б начал выпускать хозяйственный шлем -- купила бы!
                Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
                1. +4
                  2 января 2026 12:57
                  Здравствуйте

                  Здравствуйте, дорогой Антон!
                  Спасибо за визуализацию мечты )))
                  А то и так мозгов не осталось, а тут ещё бытовой прибор, взявший на себя миссию их оптимизации )))
                  Кстати, ваше ощущение от празднования НГ во второй столице -- поделитесь? Как бы в общем?
                  1. +6
                    2 января 2026 13:11
                    Кстати, ваше ощущение от празднования НГ во второй столице -- поделитесь? Как бы в общем?
                    Фееричные!!! Выпил водки и лег спать. Тем паче, что был простывший.
                    1. +4
                      2 января 2026 13:26
                      Фееричные!!! Выпил...

                      А в моём Подмосковье -- зловещая, абсолютная тишина была. Со второй половины 31-го. Ни единой живой души на улице. Даже собачников. Лишь изредка, уже затемно, -- бах, бах, бах! И снова тишина. А к 12-и ночи -- канонада. Очень похожая на выстрелы из орудий. И снова -- никого на улице... А ведь у нас такой красивый снег! В иные годы народ спустя полчаса после тостов вываливал во двор -- крики, шум, смех, детские и взрослые голоса, умельцы запускают петарды -- до четырех утра. А сейчас -- мертвенная тишина, окна в домах черные, и что-то ужасающе зловещее во всем этом. Моя же подавленность сказалась в том, что я даже оливье традиционное не сготовила. Стол не накрыла...
                      Короче, не знаю, где и как, но в моём поселке праздника не было. Такого давящего ужаса не припомню даже в 90-х.
                      1. +4
                        2 января 2026 13:35
                        А я себе новогодний подарок сделал:
                      2. 0
                        2 января 2026 17:07
                        А я себе новогодний подарок сделал:

                        У меня есть эта книга в оригинале. Смущает перевод. В оригинале книга называется Swords And Swordsmen.
                      3. +3
                        2 января 2026 17:18
                        Возможно слово "мечник" показалось переводчику или редакции неблагозвучным в названии книги. Кстати, в "Боевых луках" указано, что перевод согласован с первоиздателем, здесь - нет.
                      4. +1
                        2 января 2026 19:22
                        Возможно слово "мечник" показалось переводчику или редакции неблагозвучным

                        Swordsman переводится обычно как "фехтовальщик". Еще бытовал термин "мастер клинка".
                      5. +2
                        2 января 2026 19:31
                        Думаю, что оба этих термина не передают глубины смысловой нагрузки.
                      6. +2
                        2 января 2026 19:48
                        Думаю, что оба этих термина не передают глубины смысловой нагрузки.

                        Как раз наоборот.
                        Первый абзац книги
                        Swordsmen have often been authors. There is something profoundly and intrinsically poetic about the use of the sword, strange as that may sound to many people. Thus it has been, since at least the fourteenth century, and possibly earlier, that swordsmen have felt a calling to write about their art. In the Middle Ages, throughout the Renaissance, and into the Enlightenment, indeed to the very end of the story of the sword’s practical use, fight masters have written about their ideas in regard to how the sword is best handled in combat

                        Никак в перевод мечник не вписывается, по моему субъективному мнению, а вот фехтовальщики и мастера клинка - как раз к месту.
                      7. +2
                        2 января 2026 20:04
                        Первый абзац книги в русскоязычном издании:
                      8. +2
                        2 января 2026 20:06
                        Я перевел аналогично, хотя считается, что комментарий короткий.
                      9. +2
                        2 января 2026 20:12
                        Ну, то есть все нормально с переводом, а название русскоязычного издания, как я и предполагал, всего лишь угода маркетинга.
                        К слову, в обеих случаях переводчики - женщины. Я к тому, что для перевода специфической литературы нужно какие-то знания иметь, кроме языковых.
                      10. +1
                        2 января 2026 20:20
                        для перевода специфической литературы нужно какие-то знания иметь, кроме языковых.

                        С 1996 года и по настоящее время работает переводчиком-фрилансером в различных издательствах: «Центрполиграф», «Полярис», «ЭКСМО». Автор переводов более 50 книг в следующих жанрах: научная фантастика (в том числе книги Роберта Шекли), фэнтези, детские приключения, детективы (в том числе книги Дика Френсиса и Агаты Кристи), книги о животных, книги по рукоделию, научно-просветительские издания. В 2007-2008 годах работала в компании «Soft-club» переводчиком компьютерных игр, участвовала в переводах игр «World of Warcraft» и «Warhammer».

                        Член Новокузнецкого КЛФ «Контакт» и томского КЛФ «Вероятность». Активный ролевик. Один из организаторов ролевого движения в Новокузнецке. Была участником первых Хоббитских Игрищ 1990 года (первой ролевой игры на территории Советского Союза, г. Красноярск).

                        Как видим, круг интересов очень широк. Кроме того, есть специальные тематические словари, которые так не любит Вячеслав наш Олегович.
                      11. +2
                        2 января 2026 20:25
                        Кроме того, есть специальные тематические словари, которые так не любит Вячеслав наш Олегович.
                        В данном случае это не вина. Это беда. Наша.
                      12. +2
                        2 января 2026 19:51
                        Кстати, о новогодних подарках. Мне дети подарили кейс с двенадцатью сортами баварского пива, которые в 2025 году были в лидерах на октоберфесте. Вот теперь думаю, пробовать сейчас или подождать до лета. Все же в жару пиво идет лучше и по холоду шесть литров можно сразу не осилить.
                      13. +2
                        2 января 2026 20:05
                        Вот теперь думаю, пробовать сейчас или подождать до лета.
                        Не прокиснет?
                      14. +2
                        2 января 2026 20:07
                        Нет, баночное. Это, конечно, не разливное, но немцы и баночное умеют не испортить.
                      15. +2
                        2 января 2026 20:19
                        Нет, баночное.
                        Насколько помню, у баночного срок хранения - полгода. Так что Пасха - предел.
                      16. +2
                        2 января 2026 20:24
                        Специально посмотрел. До декабря 2026.
                      17. +2
                        2 января 2026 20:32
                        Видимо это проблемы российских ГОСТов. Любое пиво сертифицируется максимум на полгода, импортное тоже.
                      18. +2
                        2 января 2026 20:37
                        8.3 Срок годности пива конкретного наименования, а также правила и условия хранения и транспортирования пива в течение срока годности устанавливает изготовитель в технологической инструкции на пиво конкретного наименования.

                        ГОСТ 31711-2012.
                      19. -1
                        2 января 2026 20:45
                        Кстати, посмотрел рекомендации Европейской пивоваренной конвенции - у них тоже каждый изготовитель устанавливает сроки и условия в зависимости от сорта пива и технологии. Немцы декларируют, что при правильном хранении баночное пиво не теряет свои вкусовые качества до двух лет.
                      20. +2
                        2 января 2026 20:45
                        Угу, а Роспотребнадзор сказал "к маме"! Значит "к маме!" И чьи требования будет сеть торговая выполнять? Федерального закона или непосредственного регулятора?
                      21. +2
                        2 января 2026 20:51
                        Если ГОСТ носит обязательный, а не рекомендательный характер, то никакая другая организация ничего изменять не имеет право. Наоборот, Роспотребнадзор должен надзирать за исполнением такого ГОСТа. Это в теории. Как там на практике...
                      22. +2
                        2 января 2026 21:13
                        Как там на практике...
                        На практике братец пару месяцев назад присутствовал на списании импортного пива, в одном из сетевых алкомаркетов. Литров 20 набрал нахаляву. Хорошее импортное пиво, им еще торговать и торговать. Однако, сроки годности (по Роскомнадзору) вышли. Полгода. Как-то так.
                      23. +2
                        2 января 2026 21:25
                        А воблу тоже списывали?
                      24. +2
                        2 января 2026 21:35
                        Там воблы нет, только снеки в пакетиках.
                      25. +2
                        2 января 2026 21:40
                        Снеки тоже можно. Но вобла лучше. Или лещ.
                      26. +2
                        2 января 2026 21:47
                        Ну, если этетствовать, предпочитаю креветки. Не снобизм, в моей юности закусывать пиво креветками считалось пошлостью. Но мне нравилось.
                      27. +2
                        2 января 2026 22:24
                        Я больше всего предпочитаю раков. Но их сейчас хороших практически нет.
                      28. +2
                        2 января 2026 21:39
                        К слову, о наших лингвистических изысканиях. Попробуйте на английском передать термин "вобла"?
                      29. +1
                        2 января 2026 21:44
                        Попробуйте на английском передать термин "вобла"?

                        caspian roach или vobla.
                      30. +3
                        2 января 2026 21:54
                        И Вы считаете, что англичане поймут русскоязычную смысловую нагрузку этого понятия?
                      31. +2
                        2 января 2026 22:37
                        Любитель - без проблем. В магазинах типа Babushka Russian & European Food или SkonisLT вобла продается свободно. Стоит примерно 20 фунтов килограмм.
                      32. +2
                        2 января 2026 22:39
                        А воблу от тарани отличат?
                      33. +2
                        2 января 2026 22:42
                        Воблу от тарани и в местах массового потребления отличают далеко не все.
                      34. +2
                        2 января 2026 22:50
                        О чем и речь. Даваайте подождем Болтореза,.
                      35. +2
                        2 января 2026 22:51
                        Давайте. Я как то этот вопрос упустил, когда там был.
                      36. +3
                        2 января 2026 23:21
                        Вобла от тарани привкусом тины отличается. Я замечаю, кто-то нет. Каждому свое.
                      37. +2
                        2 января 2026 22:41
                        Стоит примерно 20 фунтов килограмм.
                        Недорого, однако.
                      38. 0
                        2 января 2026 22:47
                        Ну да, свиная отбивная выйдет намного дешевле. Но и пиво с воблой пьют не каждый день.
                      39. +3
                        2 января 2026 22:54
                        Думаю, на Фарерах вяленная рыба выйдет гораздо дешевле свиной отбивной.
                      40. +1
                        2 января 2026 22:56
                        Не могу ничего сказать по этому вопросу.
                      41. +2
                        3 января 2026 10:31
                        Хорошее импортное пиво, им еще торговать и торговать. Однако, сроки годности (по Роскомнадзору) вышли. Полгода.

                        Знаете, что мне это напоминает? В конце 80-х, чтобы создать социальное напряжение в стране, особенно в столице, и озаботить граждан не политикой, а поиском пищи, из магазинных подсобок и складов продукты не выдавались на прилавок и списывались сразу по окончании срока годности. Послушайте, сырокопченые колбасы списывались! Которые в холодильнике годами хранятся! В московском регионе всё это везли на многочисленные свалки, и там мафия устраивала магазины и торговала продуктами по дешевке. Покупатели -- окрестные сельчане и горожане из мелких городков, а также редкие москвичи, кто был в теме. Но пускали на свалку не всех покупателей, по списку. Кажется, нас готовят к повторению ситуации.
                      42. +3
                        2 января 2026 13:49
                        Вот праздник. Ежедневный. В любое время года. И в любую погоду.

                        (Картинка не вставляется.
                        У каждого есть возможность ее придумать).
                      43. +2
                        2 января 2026 16:47
                        Картинка не вставляется.
                        У каждого есть возможность ее придумать)

                        Вероятно картинка больше 5 Мб...
                      44. +1
                        2 января 2026 17:15
                        3,5. А соседняя - 3. Но равно не слушается.

                        Значит не судьба. Впрочем, что мы зимнего леса не видели.

                        Хотя, каждый раз он свой.
                      45. +2
                        2 января 2026 16:05
                        «А в моём Подмосковье -- зловещая, абсолютная тишина была» - это где как. Я встречал у дочери, под Бронницами. Вчера, ближе к полуночи, над их СНТ кружил украинский беспилотник, сделал пару кругов, а потом его то-ли сбили, то-ли сам упал, но грохот был отменный. Я в тот момент гулял, слышалась прекрасно. У меня же, под Воскресенском, салют соседи устроили как Кремлевский, по камере видел.
                    2. +2
                      2 января 2026 13:31
                      и
                      Да,хосподя,тоже самое!Хуже то,что из года в год этот процесс....того....хуже.
                      1. +6
                        2 января 2026 13:40
                        Зато просыпаешься дома, а не в отделении полиции!
                      2. +2
                        2 января 2026 13:45
                        Зато просыпаешься дома, а не в отделении полиции!
                        Было.Всего лишь раз!И не стоит об этом....это не шлем!Даже Джерри Чиверса!Не маска!
                2. +3
                  2 января 2026 14:42
                  Считаные разы влезал.

                  А вот студентам для многоборья регулярно беру.
                3. +5
                  2 января 2026 15:39
                  Как вариант - строительная каска
                  Уважаемая Людмила Яковлевна, не слушайте Антона, мотоциклетные каски на подкладке однако понадежней, да и потеплее, что немаловажно когда засовываешь голову в холодильник wink
                  1. +2
                    2 января 2026 15:59
                    Как вариант - строительная каска

                    Даже не думайте - берите мотоциклетку yes
                    В предлагаемой вам Антоном строительной каске вы будете похожи на трудовых мигрантов из Средней Азии, с которыми Вы сражаетесь в Telegram . А если Ваши телеграммные подписчики вас в ней увидят - вот будет конфуз recourse Оно Вам надо? laughing
                    1. +2
                      2 января 2026 16:05
                      Привет, Дима!
                      Возник вопрос: откуда в холодильнике Людмилы Яковлевны трудовые мигранты из Средней Азии?
                      1. +1
                        2 января 2026 16:13
                        feel Очень надеюсь что там их пока нет. Хотя... feel ранее и Людмила Яковлевна, и Сергей Владимирович с горечью писали, что мигранты у них в Москве - на каждом шагу. wink
                      2. +2
                        2 января 2026 16:18
                        мигранты в Москве - на каждом шагу.
                        Вот и я про то же. Вдруг, послушав тебя, Людмила Яковлевна полезет в холодильник, проверять присутствие мигрантов. И снова головой ударится. А каски-то нету...
                      3. +2
                        2 января 2026 16:26
                        Классика:
                        Отправляйся смело в путь,
                        Только каску не забудь! (с )
                  2. +3
                    2 января 2026 16:10
                    Это уже январский тренд вырисовывается. Модели в касках. В духе «Бриллиантовой руки».
            2. +4
              2 января 2026 14:08
              На классику - классикой:

              А стрекоза, а стрекоза
              В каскадах бала
              Косые щурила глаза
              И повторяла:
              «Как глупо голову терять,
              А-ах, как глупо.
              Я б всем совет хотела б дать:
              Не надо голову терять!»
              А стрекоза, ах, стрекоза
              В каскадах бала
              Косые щурила глаза
              И повторяла:
              «Не надо голову терять,
              Не надо голову терять,
              Нельзя терять,
              Нельзя терять,
              Нельзя терять!»
              1. +4
                2 января 2026 14:18
                На классику - классикой:
                Ох,Сергей как же любит мой Филя подтереться о ноги моей любимой .
                1. +3
                  2 января 2026 16:49
                  как же любит мой Филя подтереться о ноги моей любимой

                  Опять, не к ночи будь помяненная предиктивная система набора текстов Т9. Очевидно же , что оригинале у Сергея было:
                  потереться о ноги моей любимой
          2. +4
            2 января 2026 11:54
            Цитата: депрессант
            С Новым Годом! Здоровья Вам и статей побольше -- нам!

            Спасибо, уважаемая Людмила Яковлевна! Хочу Вам пожелать того же самого, в смысле здоровья! Жаль, что могу послать Вам вот такой торт только виртуально. Как и пригласить на чай...
            1. +4
              2 января 2026 12:12
              вот такой торт

              Небось, сами испекли? Даже не допускаю, что какая-то кондитерская отличилась столь замечательным воображением.
              1. +4
                2 января 2026 12:15
                Цитата: депрессант
                сами испекли?

                Конечно. На пару с супругой.
                1. +4
                  2 января 2026 12:41
                  На пару с супругой.
                  Мастерство оно такое.Да.Вкусно даже на вид. good
                2. +5
                  2 января 2026 13:38
                  На пару с супругой.

                  Ну да. Супруга выпекала детали по вашим чертежам, а Вы затем конструировали домик )))
                  Но такой, так называемый пряничный домик, поедать -- кощунство! Такая красота )))
                  1. +5
                    2 января 2026 13:43
                    Но такой, так называемый пряничный домик, поедать -- кощунство!
                    Если это пряничный домик из жутенькой сказки братьев Гримм, то там и поедателя съесть могут.
                  2. +2
                    2 января 2026 15:08
                    Цитата: депрессант
                    поедать -- кощунство! Такая красота

                    если решиться, то все по плечу :)
                    думаю, гугель поможет, если что :
                    https://www.chefkoch.de/rezepte/1829271296502982/Nikolaushaus-Lebkuchenhaus.html
                  3. +2
                    2 января 2026 15:10
                    Цитата: депрессант
                    Такая красота

                    Пока стоит...
                3. +3
                  2 января 2026 15:01
                  Цитата: kalibr
                  Конечно

                  здорово получилось !
                  но ведь и додуматься надо, это скорее немецкая традиция (lebkuchenhaus), всегда под новый год покупал... как и к вашему (полагаю), поначалу даже "притронуться" жалко, потом идет... но дети менее стеснительны, обычно они начинают :)
                  1. +2
                    2 января 2026 15:11
                    Цитата: Rodez
                    но дети менее стеснительны

                    Ребенок у меня уже взрослый...Оба и дочь и внучка.
                    1. +3
                      2 января 2026 15:14
                      Цитата: kalibr
                      Ребенок у меня уже взрослый

                      ну, тогда самим придется начинать осаду... или позвать кого на помощь, из соседнего замка :)
        2. +1
          3 января 2026 19:18
          Вячеслав Олегович, спасибо за материал! И с наступившим Новым Годом!
      2. +6
        2 января 2026 06:40
        Цитата: Коте пане Коханка
        следует отметить, что эти и подобные им шлемы могли служить неплохой защитой от рубящего удара мечом.

        Возможно под него и на него одевался подклад и шапка из меха.

        Может на ночь одевали laughing для формирования причёски? Или волосы сквозь него красили? wassat
        С новым годом!
        1. +2
          2 января 2026 12:49
          формирования причёски? Или волосы сквозь него красили? wassat
          С новым годом!
          Мелирование?Весьма популярно среди футболистов.Упппссс!А вот в хоккей играют настоящие мужчины! laughingЭто я к тому,что падать стали футболёры ну просто как.. девочки,нет?
          1. +2
            2 января 2026 13:03
            Цитата: АрхиФил
            формирования причёски? Или волосы сквозь него красили? wassat
            С новым годом!
            Мелирование?Весьма популярно среди футболистов.Упппссс!А вот в хоккей играют настоящие мужчины! laughingЭто я к тому,что падать стали футболёры ну просто как.. девочки,нет?

            drinks
            1. +1
              2 января 2026 13:11
              Мелирование?Весьма

              Вот кстати,но не пойму,но почему у футболёров взялась эта мода???Брить ноги,лифчики?С Роналдо?Да,игрок неплох,но?Как мужчина....ухх.Честно говоря,но Винни Джонс ?Это более чем футболист.
  2. +9
    2 января 2026 06:09
    "плюмбата, брошенная копьеносцем Велизария Иоанном Армянским, пробила шлем племянника вандальского короля Гейзериха и нанесла ему смертельную рану"
    Теперь понятно, как такое могло произойти. Каркасный шлем-плетенка подвел
    1. +4
      2 января 2026 08:04
      Цитата: тлауикол
      "плюмбата, брошенная копьеносцем Велизария Иоанном Армянским, пробила шлем племянника вандальского короля Гейзериха и нанесла ему смертельную рану"
      Теперь понятно, как такое могло произойти. Каркасный шлем-плетенка подвел

      Иван утро доброе!
      Плюмбата страшное оружие, на тот момент была цельнометаллической и имела хорошую пробивную силу.
      Так что от нее не всякий классический шлем мог спасти.
      1. +3
        2 января 2026 08:26
        Цельнометаллическая вряд-ли. Слишком тяжело, дорого и плохо стабилизируется. Да и находки были бы массовые
        1. +3
          2 января 2026 08:37
          hi Я насколько помню, что к V веку ее делали из стального прута со стабилизатором из перьев.
          В историческом обществе велась дискуссия как ее метали.
          Потом с падением централизованного снабжения легионов начали возвращаться к дротикам (сулицам) с деревянным древком.
          hi
    2. 0
      7 января 2026 03:17
      Такого не могло произойти в принципе. Дело в том, что Гейзерих умер в 477 году. И в 533 году, когда Велизарий высадился в Африке, все его племянники тоже уже были мертвы. И в войске Велизария никто не использовал плюмбаты. По крайней мере Прокопий Кесарийский об этом не упоминает. А основной массив сведений о вандальской войне у нас именно от него. Эта глупая ошибка кочует из текста в текст, по милости автора статьи "Плюмбата в римской армии IV-VI вв" Козленко А. В., который некритично цитирует Eagle J. Testing Plumbatae // Roman Military Equipment. The Sources of Evidence. Ed. by C. van Driel-Murray. Oxf., 1989. P. 247—253.
      "Так, известно, что во время африканской кампании 530 г. плюмбата, брошенная копьеносцем Велизария Иоанном Армянским, пробила шлем племянника вандальского короля Гейзериха и нанесла ему смертельную рану, от которой он вскоре умер [39]."
      [39] Eagle J. Op. cit. P. 247.
  3. +6
    2 января 2026 07:24
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Интересная история с 18 курганами. Ждут артефакты своего времени. И иногда дожидаются.
    1. +4
      2 января 2026 08:42
      Цитата: Korsar4
      Спасибо, Вячеслав Олегович!

      Интересная история с 18 курганами. Ждут артефакты своего времени. И иногда дожидаются.

      Привет Сергей!
      Иногда удивительно, как пращуры заморачивались о своим погребением. Одни пирамиды чего стоят.
      От себя отмечу только одно интересное наблюдение - общество независимо от вероисповедания возвращается к кремации.
      1. +3
        2 января 2026 08:49
        Привет, Владислав! С Новым годом!

        Интересно, что после нас останется. Вероятно, гены, в следующих поколениях.

        А из материального.

        Вот у меня небольшая стопка книжек дома лежит. Мелкие дочки их любят. Твердый переплет - как подставку можно использовать, когда что-то подписать необходимо.
        1. +3
          2 января 2026 12:52
          Интересно, что после нас останется. Вероятно, гены, в следующих поколениях.

          Здравствуйте, Сергей! )))
          В тик-токе прочитала:
          Гены, имунная система и опрно-двигательный аппарат -- единственные друзья человека, которые его никогда не предадут.
          Ох, поспорила бы! wassat )))
          1. +2
            2 января 2026 13:18
            Здравствуйте, Людмила Яковлевна!

            С Новым годом!

            Пусть генетики спорят.

            Будем просто жизни радоваться.
      2. +1
        2 января 2026 17:52
        Цитата: Коте пане Коханка
        Иногда удивительно, как пращуры заморачивались о своим погребением. Одни пирамиды чего стоят.

        Задумывался над этим, загуглил аборигенов Австралии, как самых древних по культуре, - что угодно, всё возможные варианты, но самое распространённое и самое видно древнее - просто на месте оставляют.
        Скифские, сарматские курганы - вычислил.
        Это нужно не мёртвым - это нужно живым.
        Они так места зимних стоянок забивали, с которыми была проблема, рядом нужна вода, потому многие курганы многоэтажные с бронзы, всём нужны были эти места вплоть до этнографических ногайцев, они на них то же или кладбища делали или передвижную мечеть ставили, по этому факту и вычислил.
        Пирамиды это своего рода заначки, когда всё нормально народ сгоняют запасами кормят, отрабатывают организацию, технологии, а когда проблемы Нил не доразлился или переразлился всё это на решение проблем кидают. Но это касается только Древнего царства, когда у Египта внешних врагов не было, появились враги и каменные пирамиды исчезли.
    2. +4
      2 января 2026 09:45
      Цитата: Korsar4
      Интересная история с 18 курганами.

      Фильм есть Британия, США по мотивам
      "Раскопки" называется.
  4. +6
    2 января 2026 07:37
    Вспомнилось что-то: «Если б мы ещё шапку принесли! Доцент кто? Жулик. Жуликов много, а шапка одна. За шлем нам бы срок сбавили».
  5. +5
    2 января 2026 09:04
    пользуясь случаем - с наступившим всех !
    а по теме, - большое спасибо, очень интересно и, как всегда, ожидаем продолжения !

    «горшковый шлем» и появился, причем он скорее напоминал перевернутое ведро

    всегда интересовало, как часто по такому шлему попадало, впрочем, как и по многим другим западно-европейским более поздним формам... имею в виду, что конический шлем, например, не позволяет нанести прямой удар, а тут все, что упало - все "ваше"...
    1. +5
      2 января 2026 09:15
      а тут все, что упало - все "ваше"

      Показательны в этом плане рыцарские шлемы позднего средневековья.
      Например, жабья голова. Обзор возможен только в турнирном поединке на конях. В остальных ситуациях пиши пропало, даже быстро скинуть не получится (усе прикручено на «саморезы».
      tongue
      1. +5
        2 января 2026 09:49
        «Обзор возможен только в турнирном поединке на конях. В остальных ситуациях пиши пропало» - так он для «остальных ситуаций» и не предназначался. А боевые доспехи были вполне себе функциональны.
        1. +2
          2 января 2026 10:28
          А боевые доспехи были вполне себе функциональны

          Кто побогаче мог позволить себе и своему верному другу коню специализированный доспех, кто победнее - универсальный. Как в классике «легким движением руки». Некоторые доспехи насчитывали три-четыре гарнитура (набора): для боя верхом, для пешего боя, турнирный и паралный.
          1. +2
            2 января 2026 11:01
            Все так, вот только я не слышал о боевых доспехах для пешего боя. Боевые доспехи они были боевыми. А вот турнирные, действительно бывали и специализированные для пеших поединков. Что касается парадных доспехов, то они были настолько дорогими и появились настолько поздно, что говорить о них можно скорее как о престижном дорогущем одеянии, чем как о доспехе в его первоначальном смысле.
            1. +2
              2 января 2026 12:52
              Гарнитур для пеших поединков предполагал открытый шлем, большой щит, иные наплечники, наколенники и сабатоны. С кирасы снималась юбка и крепление крюка для с щита, ну и др. По мелочи.
              1. +2
                2 января 2026 13:05
                Гарнитур для пеших поединков предполагал
                Это смотря какой поединок. Если турнирный - одно дело, если судебный - другое.
                Привет, Влад!
              2. 0
                2 января 2026 15:58
                Спасибо, я знаю, у меня есть Бехайм.
      2. +3
        2 января 2026 10:15
        Цитата: Коте пане Коханка
        Показательны в этом плане рыцарские шлемы позднего средневековья

        что-то в этом духе и имел в виду, некакая "театральность" явно присутствует... но если "пониже" спуститься, там не много лучше, у тех же ландскнехтов (как раз начали появляться) копье, меч да шлем - вот и все добро, но удобство и эффективность этой "кастрюли с загогулинами" мне лично кажется сомнительной
    2. +7
      2 января 2026 09:53
      всегда интересовало, как часто по такому шлему попадало, впрочем, как и по многим другим западно-европейским более поздним формам...
      Да уж наверняка частенько попадало.Как чел явно неравнодушно дышащий к хоккею,могу смело заявить,что полевым игрокам достаётся не так часто как вратарям.По некоторым данным Джерри Чиверс стал наносить подобие шрамов на свою маску именно после попаданий шайбы.Правда это или просто байка,каждый волен думать самостоятельно. laughing С Новым годом!
      1. +3
        2 января 2026 10:23
        Цитата: АрхиФил
        Да уж наверняка частенько попадало

        собственно, вопрос был, скорее, риторическим... тоже думаю, что "частенько", вот только тогда трудно объяснить такую "дубовую" форму кроме как "дешевизной" изготовления, но ведь были и состоятельные "ведроносцы", способные заплатить за "эффективность"

        Цитата: АрхиФил
        неравнодушно дышащий к хоккею

        аналогично, если какой матч и смотрю, то это хоккей

        Цитата: АрхиФил
        С Новым годом!

        спасибо ! и вас также !
        1. +6
          2 января 2026 10:28
          аналогично, если какой матч и смотрю, то это хоккей
          У меня это с детства.Суперсерия -72!!!Любимый игрок?Ну нетрудно догадаться кто это. laughing Да и с клубами всё просто.ЦСКА и Бостон,правда не радовали в ТОМ году.Наступивший?В надежде! good
          1. +5
            2 января 2026 10:40
            Цитата: АрхиФил
            У меня это с детства

            тоже не далеко ушел... "помню, как сейчас"@, только-только закончил собирать подаренную электронику вл-100, взгромоздил ее на живот и смотрел не отрываясь, как наши кубок канады тогда еще унесли :)
            1. +4
              2 января 2026 10:48
              кубок канады тогда еще унесли :)
              81-ый?КЛМ?8-1В финале с Канадой и конечно же гибель великого Харламова?Всё в этом,да! hi
      2. +3
        2 января 2026 11:40
        Джерри Чиверс

        Кто о чём, а знаток о своём!
        Честно, восхитилась good )))
        1. +4
          2 января 2026 11:41
          Честно, восхитилась good )))
          Вы,моя драгоценная,не видели лицо Терри Савчука! bullyИ?Да!Я очень люблю хоккей!
          1. +3
            2 января 2026 11:54
            И?Да!Я очень люблю хоккей!

            Ваша стойкость в пристрастиях поразительна! А вот я оказалась ветренной. Даже ради хоккея не включаю телевизор, а ведь как болела когда-то за ЦСКА, ведь как болела! А за сборную СССР? Не то слово! Просто умирала. Но всё убила тягость последних лет.
            1. +2
              2 января 2026 11:57
              Даже ради хоккея не включаю телевизор, а ведь как болела когда-то за ЦСКА,
              Кто,кто тот человек,кто мешает Вам!*Имя,сестра!Имя!*И я порву его в клочья!
              Просто умирала.
              Вот это просто бросьте,а?Жить и жить!Словом?Отставить! bully
              1. +2
                2 января 2026 13:08
                Словом?Отставить!

                Требуете имя?
                Не подводите меня под трибунал!
                С каждым днём имя этого менеджера даже в мозгу старается не застревать, хоть там у меня пустота и оно легко вместилось бы и то и дело просилось бы на язык. Но времена идут такие, что 37-й год отдыхает.
                Давайте же не будем о плохом
                wassat )))
                1. +2
                  2 января 2026 13:13
                  Требуете имя?
                  Эрнст что ли?Канделаки,в какой позе вставати?Кому надо давати?Ай,перестаньте,право,а?
                  1. +1
                    2 января 2026 13:31
                    Эрнст что ли


                    Ага!... Смеюсь, не могу остановиться!
                    Не делайте так больше! wassat )))
                    1. +2
                      2 января 2026 14:37
                      Ага!... Смеюсь, не могу остановиться!
                      Не делайте так больше! wassat )))
                      Ответить
                      Цитата
                      Эх,блин,да забрать бы юбку это!фбыло б неплохо,нет?
  6. +7
    2 января 2026 09:12
    Бронзовый шлем с двумя длинноногими лошадьми, выполненными в технике чеканки с резными деталями; на нащечниках — маленькие гравированные львы. Высота 24, 5 см. Найден на острове Крит. Конец VII века до н. э

    Данная распространенная в VIII -VI веках до н. э. форма древнегреческих шлемов именуется халкидской, т.к. распространялись по всему Средиземноморью на кораблях Халкиды, Коринфа и Самоса. Шлем с фото Вячеслава с двумя длинноногими лошадьми коринфской работы. Честно говоря, премного удивлен почему именно его фото Калибр вставил в свою статью . Ведь в том же Метрополитен-музее находится и другой более известный халкидский шлем этрусской работы - т.н. "Дедал и Икар" из дара Фонда Норберта Шиммеля,из того же большого клада доспехов, обнаруженного в южной части центрального Крита. Надписи на обоих шлемах указывают на то, что доспехи были захвачены критянами в качестве военной добычи и преподнесены в дар Кносскому храму.
    1. +4
      2 января 2026 09:17
      Лошадь восхитительная.

      Так и представляется как мастер обстоятельно, без суеты занимался этим шлемом.

      Из таких картинок во многом и складывается наше представление об ушедших эпохах.
    2. +7
      2 января 2026 09:19
      "Дедал и Икар"
      Chalcidian helmet "Daedalus and Icarus" Etruscan bronze. Late 7th century BC
      Dimensions: 9 1/16 x 7 5/16 x 10 1/4 inches (23 x 18.5 x 26 cm) .Номер объекта:
      1989.281.50
      халкидский шлем шлем этрусской работы - т.н. "Дедал и Икар" из дара Фонда Норберта Шиммеля,из того же большого клада доспехов, обнаруженного в южной части центрального Крита.
      На шлеме изображена пара крылатых юношей, сжимающих переплетённых змей.
      Под ними — две пантеры с одной общей головой.
      фото Chalcidian helmet "Daedalus and Icarus". Etruscan. Bronze. Late 7th century BC
      Dimensions: 9 1/16 x 7 5/16 x 10 1/4 inches (23 x 18.5 x 26 cm)
      Некоторые учёные считают, что изображённые фигуры — это легендарный критский мастер Дадал и его сын Икар. Однако, более вероятно, это местные демонические существа.
      1. +5
        2 января 2026 10:03
        Коль речь в статье зашла о Ранних шлемах Европы, нельзя обойти и самый распространённый тип шлемов древней Эллады - бронзовые пилосы - наследники древнеахейских "пύλος", на протяжение многих веков остававшиеся почти без конструктивных изменений
        музейные фото древнегреческих и македонских пилосов разных эпох
        1. +5
          2 января 2026 10:11
          Это не шлем древнего укра! Отнюдь. Это бронзовый спартанский шлем пилос 4-го века до н.э.
          Шлем бронзовый с высокой составной конической тульей, укреплен внутри стеклотканью и эпоксидной смолой. При виде сбоку хорошо виден короткий назатыльник. Длинные нащечники закреплены на трубчатых петлях. Вершина наголовья увенчана, «W»-образной изогнутой трубкой являющейся держателем плюмажа , закрепленной на вертикальном трубчатом держателе Общая высота с нащечниками 470 мм. брогнза. Вес 1303 грамм. Шлем из коллекции Гуттмана (Inv. No. AG 552 / H 190).
          Авторство фото - Hermann Historica.
          1. +4
            2 января 2026 11:06
            Это не шлем древнего укра!
            Уберите фото немедленно! Не приведи Господь, увидят это потомки древних укров! winked
        2. +4
          2 января 2026 10:27
          Цитата: Ричард
          музейные фото древнегреческих и македонских пилосов

          собственно, как раз то, что и изображено на иллюстрации из "психомахии"...
          1. +3
            2 января 2026 10:36
            Зачем пользоваться википедбевской "психомахией"? Гораждо проще сделать в браузере запрос "музейные фото древнегреческих пилосов" картинки.
            1. +3
              2 января 2026 10:45
              Цитата: Ричард
              Зачем пользоваться википедбевской "психомахией"?

              я ведь про статью и иллюстрацию к ней :

              Иллюстрация с изображением всадников в кольчугах и шлемах с бармицами. «Психомахия», X век. Британская библиотека
        3. +3
          2 января 2026 11:58
          Цитата: Ричард
          музейные фото древнегреческих и македонских пилосов разных эпох

          Это Вы хорошо заметили. Но я не нашел "тяжелого" фото пилоса, вот беда.
      2. +3
        2 января 2026 10:15
        Цитата: Ричард
        сжимающих переплетённых змей.

        Змеи самый древний из известных мемов, означает "бессмертие, возрождение", змея кожу меняет потому живёт вечно. То есть это доп защита, а пользовали её кто угодно.
        1. +3
          2 января 2026 10:38
          Змеи самый древний из известных мемов,
          Интересно то,что подавляющее большинство инстинктивно,но относится к ним крайне негативно(я в том числе laughing ) и тем не менее....использовали,и используют.Нонсенс?Не думаю,скорее фактор устрашения *оппонентов*! bully
          1. +4
            2 января 2026 10:51
            Цитата: АрхиФил
            и тем не менее....использовали,и используют

            "изобрели" змею как символ бессмертия, возрождения ещё в Африке, более 50 тыс. лет назад, потом по всему миру разнесли, это Юрий Берёзкин по мотивам мифов всех народов установил, я по изображениям проверял - всё сходится, сейчас этот мем всём известен в виде символа медицины. Есть правда и другие змеюки, но это как правило Змеи - твари которых Всевышний раскорячил.
            1. +3
              2 января 2026 10:54
              раскорячил.
              И всё-таки, всё-таки, всё-таки.Ужас как противные они,чисто эстетически. hi
              1. +4
                2 января 2026 12:01
                .Ужас как противные они,чисто эстетически

                Приезжай в отпуск в гости. В Пятигорске есть известный кулинарный блогер" Георгий Кавказ" любитель экзотических шашлыков.
                1. +2
                  3 января 2026 07:54
                  Приезжай в отпуск в гости.
                  Привет Дим!Не уверен,что получится,в планах оформление пенсии и очередной..... ремонт!!!Фуууу,но надо!
                  любитель экзотических шашлыков.
                  Я как-то из свининки люблю!С лёгким намёком на жирок! drinks
                  1. +2
                    3 января 2026 08:22
                    Тоже предпочитаем свиные. Но в этот раз не делали - народу было мало, только мы с Таней и внуки: старые да малые- дочь встречала со своей компашкой, а старший с женой только завезли детей, а сами уехали праздновать к себе в Пятигорск. Первый раз новогодние получились без сбора семьи.
                    1. +3
                      3 января 2026 08:57
                      Первый раз новогодние получились без сбора семьи.
                      Увы,но?Такая же история!Старшая не захотела из Германии лететь,младшая решила ...типа далеко ехать.Ха!Из Чертаново в Бирюлёво.Не мобильные они какие-то!!!Ну и ладно,с милой Людой посидели и конечно же с Филей!!!
            2. +3
              2 января 2026 11:47
              Змеи - твари которых Всевышний раскорячил.

              женское коренное население Камчатки - корячки будут с вами не согласны wink laughing
              1. +2
                2 января 2026 12:03
                Цитата: Ричард
                корячки будут с вами не согласны

                Не поймут, на Камчатке нет змей.
                1. +3
                  2 января 2026 12:07
                  Зато есть корячки, которые очень уважительно и ревниво относятся к своему названию yes
                  1. +1
                    2 января 2026 17:31
                    Если бы были змеи им пришлось бы хуже, в Африке когда человек умирает у него из позвоночника выползает змея, и ползёт к водоему, куда женщины за водой ходят, что бы непосредственно в женщину вселится, что бы заново родится.
            3. +4
              2 января 2026 11:52
              "изобрели" змею как символ
              Если вернуться к любимому хоккею то?Очень и весьма не популярна в аэрографии вратарских масок.Исключение?Гарри Симонс в семидесятых,да и клуб весьма заштатный.Калифорния какая-то. laughing
              1. +3
                2 января 2026 11:59
                Цитата: АрхиФил
                то?Очень и весьма не популярна в аэрографии вратарских масок.Исключение?Гарри Симонс в семидесятых,да и клуб весьма заштатный.

                Сейчас древние мемы зачастую бездумно применяют, придавая другие смыслы, в семидесятых точно, тогда змея как самый древний мем ещё не была открыта.
                1. +2
                  2 января 2026 12:01
                  , в семидесятых точно, тогда змея как самый древний мем ещё не была открыта.
                  Отнюдь, отнюдь!Кошки были весьма популярны!Поверите на слово,но есть и фото!
                  1. +2
                    2 января 2026 12:05
                    Про кошек очень много древних мемов, но я не вникал, очень похоже что они разнообразные.
                    1. +3
                      2 января 2026 12:07
                      Про кошек очень много древних
                      Всё просто.Всё предельно просто.Мы их любим(лично я просто обожаю!!!).Отсюда и симпатия к *пушистикам*,нет?
              2. +2
                2 января 2026 12:12
                Змея не популярна в хоккее. .Исключение?Гарри Симонс в семидесятых,да и клуб весьма заштатный.

                Ну почему исключение - и сегодня в КХЛ есть " змее поклонники"
                1. +3
                  2 января 2026 12:16
                  в КХЛ есть
                  ПапрАаашу не путать питерских,Гммм,драконов,с настоящими клубами России!!! laughingШутка, право.
                  1. +2
                    2 января 2026 12:20
                    почему питерских? Владивостокская команда. Или по мнению москвичей это уже далеко за МКАДом и не Россия? feel yes
                    1. +3
                      2 января 2026 12:25
                      Владивостокская команда.
                      Это была разовая акция!!!! Больше этого нет.
                      Или по мнению москвичей уже не Россия? feel
                      Ответить
                      Цитата
                      Ох,ну это зачем???
          2. +4
            2 января 2026 12:01
            Цитата: АрхиФил
            я в том числе

            В студенчестве в археологической экспедиции ловил ужиков и завязывал в галстук. До смерти напугал нашего преподавателя и нескольких девчонок. Визгу было...
            1. +2
              2 января 2026 12:04
              Визгу было...
              Да я этих....змей до сих пор просто ненавижу!Не до визга конечно,но?Фуууууу!С Новым годом дорогой Вячеслав Олегович!Всех Вам благ,дорогой АВТОР! hi
              1. +4
                2 января 2026 12:04
                Цитата: АрхиФил
                Фуууууу!

                Ну спасибо! И Вам... чтобы все Ваши любимые команды победили!!!
                1. +4
                  2 января 2026 12:19
                  ! И Вам... чтобы все Ваши любимые команды победили!!!
                  Ответить
                  Цитата
                  П поводу Бостона большие сомнения,но?ЦСКА в последнее время радует,есть надежда.В целом?Спасибо!!! hi
              2. +4
                2 января 2026 12:17
                Да я этих....змей до сих пор просто ненавижу!
                "Подойдите ближе, бандерлоги!" (С) laughing
                Привет, Сергей!
                1. +3
                  2 января 2026 12:21
                  Привет, Сергей!
                  Антон!Моё почтение!Ненавижу змей и ящериц и прочего такого.... склизкого.Люблю тех,кто носит....шерсть! wink
                  1. +3
                    2 января 2026 12:45
                    Цитата: АрхиФил
                    Люблю тех,кто носит....шерсть!

                    Особенно котиков, шелковых на ощупь!
            2. +2
              2 января 2026 12:10
              Надо, духу набратся, и статью про самый древний мем - змею написать, как у Юрия Берёзкина узнал, он это по устному творчеству всех народов установил, начал изображения всех времён и народов собирать, - всё сходится, есть правда и другие змеи.
            3. +4
              2 января 2026 12:42
              ловил ужиков и завязывал в галстук

              Калибр, вам, как изготовителю самодельных новогодних игрушек, на заметку:
              Внучка на прошлый Новый Год одарила змеей из старого галстука. В школе на уроке труда научили.
            4. 0
              2 января 2026 15:44
              ловил ужиков и завязывал в галстук.

              Это называется жестокое обращение с животными - УК РФ Статья 245. Причем с отягчающими обстоятельствами -
              г) с публичной демонстрацией


              наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет
              1. +3
                2 января 2026 15:47
                Цитата: Nikname2025
                УК РФ Статья 245.

                Во времена СССР в 1972 году этого закона не было. Кстати, ужики оставались живы, забавно извивались и шипели...
                1. +1
                  2 января 2026 15:55
                  Во времена СССР в 1972 году этого закона не было.

                  Был "Моральный кодекс строителя коммунизма", который хотя и косвенно, но подразумевал общую гуманность,ответственность и уважение к жизни. О Библии не говорю, тогда она была не в почете.
              2. +3
                2 января 2026 16:17
                — Мужичок, что это вы всё с животными балуете, а?! Эвон!
                — Вот — змея запускаем! Купи — мамочку позабавить? За пинжачок отдам. С карманами, конечно!
                1. +1
                  2 января 2026 16:20
                  Совсем еще недавно в Москве на Рождественском бульваре жил Борис Викторович Шергин. Белобородый, в синем стареньком костюме, сидел он на своей железной кровати, закуривал папироску «Север» и ласково расспрашивал гостя:
                  ― Где вы работаете? Как живете? В каких краях побывали?
                  1. +2
                    2 января 2026 16:27
                    Удивительный язык. Вроде и ничего особенного.
                    Но родное, свое.

                    И в том же мультфильме - сколько переплетено. А голоса актеров каковы!
                    1. +1
                      2 января 2026 16:29
                      Кого любишь, о том думаешь, за тем и ходишь глазами ума…
                      1. +2
                        2 января 2026 17:19
                        А я одной тобой любуюсь,
                        И сама не знаешь ты,
                        Что красотой затмишь любую
                        Королеву красоты.
                        И я иду к тебе навстречу,
                        И я несу тебе цветы,
                        Как единственной на свете
                        Королеве красоты
    3. +4
      2 января 2026 09:51
      Цитата: Ричард
      почему именно

      Лошадь понравилась!
      1. +4
        2 января 2026 09:52
        Лошадь понравилась!

        Лошадь шикарная
        1. +3
          2 января 2026 11:23
          Лошадь шикарная
          А есть ли люди кому не нравятся лошади?Если не иметь в виду болельщиков СпаМа? laughing Чисто гипотетически? hi Дима!С Новым годом!Всех и всевозможных благ в наступившем! good
  7. +6
    2 января 2026 09:12
    В качестве защиты головы использовались толстые меховые шапки, сплетенные из прутьев шляпы, в том числе и в форме корзинки
    а в 21 веке исползовались и кастрюли -особой породой кастрюлеголовых... lol

    Интересны византийские шлемы-развитая цивилизация......

    Вячеслава Олеговича с Новым годом! hi
    1. +2
      2 января 2026 10:21
      а в 21 веке исползовались и кастрюли -особой породой кастрюлеголовых... lol
      Шлемы были под запретом.Если вспомнить 2014-ый. laughing Но ведь и нам можно вспомнить ампиловский *марш пустых кастрюль*? bully
      1. +1
        2 января 2026 12:02
        Цитата: АрхиФил
        Но ведь и нам можно вспомнить ампиловский *марш пустых кастрюль

        кастрюли в руках это норма.

        А на голове-это состояние души.

        Приветствую, Сергей!
        1. +3
          2 января 2026 12:05
          кастрюль

          кастрюли в руках это норма.
          Андрей!!!!Ну Вы скажите ещё,что это карма,нет?Да перестаньт,право,а?!
          1. +2
            2 января 2026 12:08
            Цитата: АрхиФил
            Вы скажите ещё,что это карма,нет?Да перестаньт

            не скажу.

            А перестать надо, а то ВОШ рассердится за непрофильные комментарии....
            1. +3
              2 января 2026 12:11
              ВОШ
              Уверен,что не рассердится.Он всегда любит дисскусии.Знаете ведь?И чем прекрасен?Тем ,что участвует в них.Нет.Не осерчает.
          2. +3
            2 января 2026 12:57
            Ольгович (Андрей): кастрюли в руках это норма.
            АрхиФил: (Фил7 ): Андрей!!!!Ну Вы скажите ещё,что это карма,нет?

            Это доля, Сережа. Тяжелая мужская доля большинства мужей в предновогодний день. request
            30 декабря сам был отправлен дочерью и супругой в "каструльно-кухонный наряд": готовил студень и отваривал дамам свеклу, картоху, моркву и яица для сборки праздничных салатов.
            1. +2
              2 января 2026 13:05
              30 декабря сам был отправлен дочерью и супругой в "каструльно-кухонный наряд": готовил студень и отваривал дамам свеклу, картоху, моркву и яица для сборки праздничных салатов.
              Очень всё было проще.Салатов не было,были кр.икра,крабы,св.рёбрышки,картоха,шампанское, коньяк.
    2. +6
      2 января 2026 11:10
      Цитата: Ольгович
      а в 21 веке исползовались и кастрюли -особой породой кастрюлеголовых...
      Такие? laughing
      1. +5
        2 января 2026 11:28
        Такие? laughing
        Подобные,но у нас.Вероятно это *фишка* такая.Это 93-й.Отставание развития общества? laughing
        1. +1
          2 января 2026 12:05
          Цитата: АрхиФил
          Подобные,но у нас.Вероятно это *фишка* такая.Это 93-й.

          не знал, не знал.. Но она же всего одна?!
          1. +3
            2 января 2026 12:13
            Но она же всего одна?!
            Она далеко не одна,таких было много.Просто?Типаж!Как знак времени.
        2. +2
          2 января 2026 16:21
          Цитата: АрхиФил
          Вероятно это *фишка* такая.Это 93-й.

          Джин Шарп - "отец цветных революций", работал над такими "фишками" ещё в 1973 году (Считается, что первым систематизировал теорию ненасильственного сопротивления американский политолог Джин Шарп в книге 1973 г. «Политика ненасильственных действий»[5])
          Другое дело, что у нас не стали кастрюленосцев вооружать дубинками, которые торчали из каждого рюкзака на майдане.
    3. -2
      2 января 2026 12:48
      особой породой кастрюлеголовых...
      Эта порода ольговичи называется.
      1. +5
        2 января 2026 13:54
        Браво...
        Цитата: Nikname2025
        особой породой кастрюлеголовых...
        Эта порода ольговичи называется

        Браво!
        Я не ошибся в вас ..yes lol
        1. +1
          3 января 2026 07:47
          Я не ошибся в вас ..yes lol
          Андрей!Вам плюсище! laughing
      2. +3
        2 января 2026 16:24
        Эта порода ольговичи называется[quote][/quote] и не стоит право!
      3. +4
        2 января 2026 16:27
        особой породой кастрюлеголовых
        Хватит,а?
      4. +5
        2 января 2026 16:32
        ВикНик прекратите!!!Честное слово,но Вас не красит!!!Поверьте.
      5. +4
        2 января 2026 17:00
        а порода ольговичи называется
        Хватит,а?
      6. Комментарий был удален.
  8. +5
    2 января 2026 09:55
    "Кабаний шлем" возможно память о бронзе, когда шлемы делали буквально из клыков кабана, и кабан должен голову защищать, есть шлемы из бронзы с имитацией клыков кабана.
    1. +5
      2 января 2026 09:59
      Цитата: Andobor
      с имитацией клыков кабана.

      У меня сейчас в работе в АСТ книга "Войны и воины бронзового века" Там много будет фото подобных шлемов и их реконструкций.
      1. +4
        2 января 2026 10:07
        Есть некоторые мысли, "костянные доспехи" формы порождённые древней костяной технологией в Азии до нового времени дожила, причём не только где не хватало технологий, типа чукчей но и там где всё с технологией было в порядке, Китай, Япония. А в Европе нет, хотя память видно сохранялась, ничего от кабана, но кабан голову защищает.
        В Азии преемственность была, в Европе в тёмные века всё менялось. Как то так.
      2. +1
        3 января 2026 07:50
        реконструкций
        Вячеслав Олегович,утро доброе!С НГ,конечно!А вот эдак неожиданно,но?А напишите просто и непредвзято,но о хоккее,а?Об уличном?Уверен,что статья многим понравится! hi
        1. +1
          3 января 2026 17:45
          Цитата: АрхиФил
          Об уличном?Уверен,что статья многим понравится!

          Добрый вечер! Я бы... за, но не педрю в этом ни фига. В детстве мы не играли в хоккей - в дворе заснеженном где играть? Школьный каток - далеко. Нас 5 мальчишек... На улице не поиграешь...
  9. +3
    2 января 2026 10:05
    А почему автор пропустил шлем из Йорка? Хронологически он должен идти после Саттон-Ху
    1. +2
      2 января 2026 12:03
      Цитата: ИванИванычИванов
      пропустил шлем из Йорка?

      Иван, там еще много чего пропущено. Но объем статьи и так велик. Я не любитель статей на 26 тысяч знаков. Приходится чем-то жертвовать...
      1. 0
        3 января 2026 16:54
        Иван, там еще много чего пропущено.

        Это плохо. Писать про Вендельские шлемы и не написать про Коппергейтский - это как написать историю про вторую мировую и не написать про штурм Берлина.
        1. 0
          3 января 2026 17:46
          Цитата: ИванИванычИванов
          Это плохо.

          Ну, постараюсь в дальнейшем учесть Ваше замечание. У меня здесь был цикл статей "Самые дорогие шлемы". Кажется про него там было...
  10. +1
    2 января 2026 12:07
    Так что первые шлемы воинов варварских королевств V–VI вв. были очень просты.
    Простых шлемов не было, шлем всегда был сложным и дорогим изделием.
  11. +3
    2 января 2026 12:44
    Цитата: Ричард
    из старого галстука

    Здорово!
  12. +1
    2 января 2026 13:01
    Ухудшение качества оружия, в том числе и средств защиты, начались еще в Римскую эпоху. Примерно во времена Гая Мария, когда оружие начало выдавать государство и делались большие партии оружия по заказу государства, что соответственно сразу же привело к разным злоупотреблениям, при выполнении госзаказа. До того, каждый римлянин приходил со своим оружием, поскольку его жизнь и здоровье зависело от качества оружия, то сам воин был заинтересован, чтобы оружие было качественное. А когда начался госзаказ - производителю было глубоко плюфт на качество, конечно государство пыталось контролировать изготовления, но коррупция была и до того.
  13. +1
    3 января 2026 08:29
    "Большинство шлемов больше в длину, чем в ширину, то есть были изготовлены для долихоцефалов...".

    С чего вдруг такой вывод?
    А в 19 веке носили цилиндры.
    Означает ли это, что все их носители являлись долихоцефалами?
  14. 0
    3 января 2026 21:10
    Цитата: Alex013
    И с наступившим Новым Годом!

    И Вас! Продолжение уже готово...