История шлема. «Большие шлемы» приходят и уходят

5 869 101
История шлема. «Большие шлемы» приходят и уходят
Иллюстрация из манускрипта «Speculum Virginum» (Jungfrauenspiegel «Зеркало девственниц») – дидактического трактата XII века о женской монашеской жизни, но изображающая сражающихся воинов в закрытых шлемах. Первоначальный текст датируется серединой XII века и, возможно, был составлен в Августинском аббатстве Андернах, основанном Ричардом, аббатом Спрингерсбаха, для его сестры в 1128 году


Где сила?» — и на шлем высокий
Седые вяжет волоса…

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

История доспехов и оружия. Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что и во времена Карла Великого, и позднее вся Европа, включая легендарных викингов, носила на голове шлемы либо сфероконической, либо куполовидной формы, собранные из четырех сегментов, из-за чего эти шлемы так и называют – сегментными. «Вышитое полотно из Байё» этому наглядное подтверждение, как и целый ряд находок археологов.



Затем такие шлемы научились делать цельноковаными, то есть ковать из одного металлического листа. Но такой шлем, даже с наносником в виде спускающейся на нос металлической пластинки, лица от стрел, по сути, не защищал. И когда во время походов на Восток европейским рыцарям-крестоносцам пришлось сражаться с мусульманскими конными лучниками, ранения стрелами в лицо стали слишком частым явлением, чтобы его можно было игнорировать. Как итог – уже в 1100 году в Германии, а затем и во Франции начинают появляться шлемы с масками, имеющими прорези для глаз и отверстия для дыхания. То есть к старым по форме шлемам для начала добавили новую деталь.

И тут около 1200 года, или даже несколько раньше, рядом с коническими шлемами появляются еще и совершенно новые и ранее неизвестные шлемы – «шлемы кастрюля» или «шлемы-таблетка». Выглядят они подобно… кухонному ковшику с отогнутой вниз рукояткой. Новый шлем оказался настоящей находкой. Во-первых, он собирался всего из двух деталей – тульи и донышка, соединявшихся на заклепках, то есть сделать его было очень легко. Во-вторых, хотя удары с него не соскальзывали, но и цели они не достигали, так как приходились на Г-образную кромку тульи «кастрюли», прорубить которую было сложнее, чем гладкую пластину толщиной 1,5 мм. Затем к нему добавили лицевую маску и… нашлемные украшения в виде флажков, поднятых кверху ладоней и когтистых орлиных лап.


Иллюстрация с изображением рыцарей в цилиндрических шлемах с лицевыми масками и нашлемными украшениями из романа «Энеида» Генриха фон Вельдеке, ок. 1210-1200 гг. Берлинская государственная библиотека


Рыцарь-миннезингер Генрих фон Фрауэнберг (ок. 1257–1314) в шлеме, украшенном когтистыми орлиными лапами. «Манесский кодекс», библиотека Гейдельбергского университета

Другим поводом к появлению шлемов с лицевыми масками стала и новая тактика боя копьем – куширование, когда его уже не держали в руках, а стали зажимать под мышкой. Оставалось приклепать к такому шлему только назатыльник, чтобы получился закрытый со всех сторон шлем практически цилиндрической формы. Уже в 1214 году рыцари Англии и Германии появились в таких шлемах в битве при Бувине. Так появился ранний тип шлема топфхельм, известного, в частности, по миниатюрам в «Энеиде» конца XII – начала XIII века.


Шлем рыцаря-миннезингера Отто фон Ботенлаубена (1177–1245) был украшен одной орлиной лапой. И тоже позолоченной! «Манесский кодекс», библиотека Гейдельбергского университета

Следующим шагом в его развитии стало острое продольное ребро в носовой части, которая теперь приобрела форму клина. Наконечник копья, попав по такому шлему, уже не успевал передать всю энергию своего удара в голову и просто с него соскальзывал. Ребро дополнительно укреплялось крестообразной накладкой в форме креста, вертикальные лучи которого шли от лба и до подбородка, а горизонтальные – являлись бортиками смотровых щелей и не давали наконечнику копья в них соскальзывать. Концы лучей креста было принято оформлять в виде трилистника либо цветка лилии. Подобные шлемы встречаются нам на миниатюрах из «Библии Мациевского» (середина XIII века) и во многих других манускриптах этого времени.

Из-за своих больших размеров шлемы эти стали называть «большими», да они и в самом деле были достаточно велики и, что важно, еще и тяжелы. Среди самых известных шлемов, которые сегодня имеются в распоряжении историков, можно назвать «шлем из Больцано», из башни в городе Больцано в Италии. Известен он также как «шлем из города Бозен» (название Больцано на немецком языке). Датируется он началом XIV века. Вес – 2,5 кг. (Замок св. Ангела, Рим). Затем идет «шлем из замка Аранас», в Швеции, который также датируется началом XIV века. Вес шлема составляет около 2,34 – 2,5 кг. (Государственный исторический музей, Стокгольм). Ну и, конечно, шлем из собрания Тауэра в Лондоне. Датируется второй половиной XIV века. Примерный вес – 2,63 кг. (Королевский арсенал, Лидс). Все они представляют собой огромную историческую ценность и потому, естественно, исключительно дороги, несмотря на весь свой довольно скромный вид.


«Шлем из Даргена». Наверное, самый известный шлем среди дошедших до наших дней «больших шлемов». Был найден в развалинах замка Шлоссберг, неподалеку от германской деревни Дарген в Померании, в честь которой и получил свое название. Относится ко второй половине XIII века. На средневековых миниатюрах похожие шлемы встречаются с 1250 по 1350 годы. Средний вес около 2,25 кг. Немецкий исторический музей, Берлин


«Шлем Аранаса». Найден при раскопках руин замка Аранас в 1916 году, и сегодня он известен как «шлем Аранаса». Сильно повреждён ржавчиной и огнём. Несмотря на это, он имеет большое значение как один из известных нам шлемов XIII века. Вес 2340 г. Высота 300 мм. Ширина 200 мм. Длина 330 мм. Диаметр 170 мм. Шведский исторический музей, Стокгольм


«Шлем Аранаса». Вид изнутри. Шведский исторический музей, Стокгольм


Схема раскроя листов «шлема из Аранаса». Шведский исторический музей, Стокгольм

Понятно, что носить такую тяжесть на голове просто так было нельзя. Да и вообще, защита головы в это время усовершенствовалась просто невероятным образом. Прежде всего на голову надевали стеганый чепец подшлемник, затем на него кольчужный капюшон, нередко закрывавший рот, да еще и с приделанным прямо к кольчуге откидывающимся наносником с отверстиями для дыхания. Крепили его на лице крючком, зацепляя непосредственно за кольца кольчуги. Затем на кольчужный капюшон надевали либо валик из кожи, набитый отрубями, игравший роль амортизирующей прокладки между головой и «большим шлемом», либо металлическую полусферическую «шапочку», а по сути, еще один шлем-подшлемник – сервильер или «служебник».


Два рыцаря, один из которых миннезингер Генрих Фон Теттингем, в шлемах сервильер. «Манесский кодекс», библиотека Гейдельбергского университета

Защитив столькими слоями металла и ткани голову, рыцарь, конечно, вполне мог надеяться на то, что в бою он останется жив, здоров и благополучен. Вот только и плата за подобное «благополучие» была довольно высока. В шлеме было очень душно и жарко. И к тому же ничего не слышно, да и обзор у него был не очень-то хороший, и тут уж поделать было ничего нельзя, потому как делать смотровые щели более широкими было небезопасно. Но вот облегчить себе дыхание оказалось вполне возможно.

Так уже в 1220 году в Англии появились «большие шлемы», имевшие забрало, откидывающееся вверх, а в 1240 году эти же шлемы во Франции и Германии получили забрала в форме дверцы, на петле с левой стороны и «замочком» с правой. К сожалению, такие шлемы никто еще не показал в кино, а то это было бы очень забавно! Ну а с 1250 года в моду вошел классический топфхельм в форме слегка сужающегося кверху цилиндра, и со спущенной на шею передней частью. Верх у него обычно был плоским. Отверстия для дыхания располагались равномерно по обе стороны. Для защиты от ржавчины такие шлемы окрашивались, причем очень часто в геральдические цвета.


Шлем XIII века, выставленный в музее Лучеры, Апулия, Италия. Шлем был найден случайно в одной из башен западной башни крепости, похороненным под слоями мусора, во время ремонтных работ в конце 1979 года

К 1290 году форма «большого шлема» вновь изменилась. Теперь его верхняя часть приобрела конусовидные очертания, а верхнюю пластину стали делать выпуклой. Такая конструкция усилила защитные возможности, хотя смотровые щели шириной 9-12 мм не обеспечивали хорошего обзора на ближней дистанции. Отверстия для вентиляции, находившиеся ниже смотровых щелей, могли иметь разную форму. Иногда их пробивали так, что получались узоры или изображения (как это было сделано, например, на шлеме Эдуарда Уэльского – «Чёрного Принца», где их сделали в виде короны), но чаще просто пробивали их в шахматном порядке. На поздней разновидности этого шлема второй половины XIV века – кюбельхельме – эти вентиляционные отверстия уже в XIV веке стали располагать исключительно с правой стороны, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, больше всего подверженной ударам копий противника.


Изображение подобных конусовидных шлемов в большом количестве встречаются на миниатюрах из «Хроники Колмариенса», 1298 г. Британская библиотека, Лондон

Находиться в полностью закрытом шлеме долгое время было очень тяжело, и, как уже выше отмечалось, рыцари нашли выход: стали надевать на голову полусферический сервильер, а уже непосредственно перед атакой водружали себе на голову топфхельм. Но тут началось развитие уже самого шлем-подшлемника сервильера. К нему приделали назатылочную часть, то есть сделали более глубоким, а куполообразную верхнюю часть начали делать заостренной. Так вот и родился шлем бацинет, поверх которого как раз и стали надевать «большие шлемы» с заостренной верхушкой.


Уникальная находка – «большой шлем» из замка Далечин в Моравии

С начала XIV века тулью часто делают цельнокованой и прикрепляют к нижнему основанию, собранному из пары пластин. При этом предличная пластина и назатыльник теперь опускаются спереди и сзади в форме клина на грудь и спину. На ней, в самом низу, появились крестообразные отверстия для пуговицы на конце цепи, второй конец которой закреплялся на груди. О цепях в свое время на ВО уже был материал Доспехи… и цепи), так что повторяться в данном случае смысла нет, но следует подчеркнуть, что цель эти цепи преследовали не только декоративную, но и не давали сорвать шлем с головы владельца либо его потерять. Интересно, что изображения подобного захвата одним рыцарем другого за шлем, чтобы сорвать или сместить его на голове в сторону и лишить обзора, неоднократно изображались в сценах средневековых сражений, включая и знаменитый «Манесский кодекс».


Эффигия Эдуарда «Чёрного Принца» (1330–1376) из Кентерберийского собора в шлеме бацинет с надетой поверх него короной. Его шлем топфхельм вместе с нашлемной фигурой леопарда лежит у него под головой. Однако до нашего времени дошел и сам его шлем, который выглядит именно так, как на этой эффигии. Весит он 3,24 кг, что тяжелее аналогичных шлемов из Пембриджа и из Лидса. Он изготовлен из не самой лучшей стали, которую не закаляли в воде или масле, а подвергли медленному охлаждению на воздухе. Качество стали наводит на мысль об английском производстве. На передней части шлема обнаружили тщательно зарихтованную вмятину, которая, вероятно, была получена в бою


Воины в самых различных шлемах из «Холкхемской библии» (ок. 1320-1330). Британская библиотека, Лондон

Окончательно отказались от этого шлема на рубеже XIV–XV веков, когда исход войны стал решаться уже не только в полевых сражениях и схваткой конных латников, а в ходе длительных военных кампаний, где от всадника требовались вести бой как конным, так и пешим. Главным противником тяжеловооруженной конницы теперь все чаще выступала пехота, лучники и арбалетчики, да и сами рыцари стали все чаще спешиваться для боя с пехотой. В этих условиях бацинеты, получившие подвижное забрало оказались удобнее, так как позволяли с легкостью обозревать поле боя, не выпуская при этом оружия из рук, не прибегая к помощи оруженосца и… не обременяя свою голову лишним весом. Так «большой шлем» завершил свою эволюцию в качестве средства защиты на поле боя, но еще использовался на турнирах, и где в XVI веке его сменил так называемый «жабий шлем» или шлем «жабья голова», ставший завершающим итогом его развития.


Также очень известный турнирный шлем Альберта фон Пранка XIV века. Размеры: высота с нашлемной фигурой – 76 см, без фигуры – 36 см, ширина – 24,2 см, глубина – 31 см. Вес: всего – 6,21 кг, в т. ч. 5,2 кг – вес шлема, 1,01 кг – вес нашлемной фигуры. Художественно-исторический музей, Вена

P.S. Но вот конские хвосты на такие шлемы прикреплять перестали. Мода эта прошла, вместе с модой на остроконечные шлемы, так что если бы Руслан у Пушкина был средневековым рыцарем в «большом шлеме», то… бороду Черномора на шлем он бы даже не подумал бы привязывать...

Продолжение следует…
101 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    9 января 2026 05:03
    Столько грубо говоря уровней безопасности под шлем а шейные позвонки как реагировали на удары,на поздних рыцарских турнирах шлем пристегивали к грудной части доспеха для жёсткости конструкции,но то турнир а вот как в бою ?
    1. +1
      9 января 2026 05:52
      Цитата: Ропот 55
      шейные позвонки как реагировали на удары

      Грубо прикинул, шейные позвонки удар меча держат, там уже как сработает зашита, оглушение, что бы сломать шею нужно около 200 кг.
      1. +1
        9 января 2026 06:17
        Andobor hi ,а ежели удар древковым оружием а ля бердыш или аналогом коих было очень много, конный рыцарь не всегда бился с конным рацарем,чаще против пехоты выступали,а там у людей такие молоты да прочие кувалды.
        1. +1
          9 января 2026 06:38
          Практически ни чем, шею не сломать, для этого нужно 2000 Дж, это только копьем, всадником и конём, рыцарей другим брали, протыкали, валили, глушили.
          Считай https://p-mat.ru/kalkulyator/
          1. +1
            9 января 2026 06:41
            Andobor,ну сломать может действительно проблема,а вот вывехнуть,мышцы повредить шейные да прочие травмы которые к смертельным не отнесешь а вот выбить могут,а с учётом той медицины это могло быть проблемой.
            1. +1
              9 января 2026 06:46
              2000 Дж это с запасом, обычно до смертельной травмы крепкий мужик больше выдержит.
              1. 0
                9 января 2026 06:50
                Andobor,спорить не буду,но вот случаем когда на "ровном месте" крепкие мужчины получали травмы шеи много и это в мирном времени,а тут целенаправленный процесс нанесения тяжких телесных причём тоже не рахитоидами.
                1. 0
                  9 января 2026 06:59
                  Всё это теоретически, случится может что угодно, но видно если голову не разрубить или не оглушить, то шлем от большинства оружия защищает. На немецких штальхельмах в первую мировую броневой шиток ставили, от чего "рожки",
                  отказались, нет смысла, пуля не пробивает но шею ломает, смотри калькулятор. Там удар получается более 2000 Дж. А рыцари шлемы носили, имело смысл.
                2. 0
                  9 января 2026 10:08
                  Пуля в лоб, шею ломает не пробивая, удар более 2000 Дж, "махнуть" так мечем, алебардой не реально, по любому меньше, если это не копьё с весом части всадника и лошади, только пробивать. Смотри калькулятор. https://p-mat.ru/kalkulyator/
    2. +2
      9 января 2026 06:21
      Интересно как они вообще реагировали на длительное ношение подобной дуранды на голове?
      1. +1
        9 января 2026 06:37
        paul3390 hi ,а их долго и не носили,турнир ошибка сняли(если сможешь) бой так там атака и последующие добивание что по времени не долго,либо отскок на исходные что тоже не долго по времени,на постоянной основе их не носили и в дороге тоже,что то вроде нашего "Алтына" с забралом,перед штурмом одели ,после сняли.
      2. +7
        9 января 2026 06:40
        Цитата: paul3390
        как они вообще реагировали на длительное ношение подобной дуранды на голове?

        Плохо! При первой же возможности стремились снять. Потому и ходили в кольчужных капюшонах и подшлемниках сервильерах, а затем и в бацинетах. Надевали только перед атакой. Посмотрите наш советский фильм ЧЕРНАЯ СТРЕЛА. Там замечательно показано, как Ричард 3 чуть что тут же снимает шлем и передает слуге. Старые рыцари приезжая ко двору, надевали такие шлемы... из кожи, но крашенные под металл. Показать... мол, мы еще ого-го, а на деле -блеф один. Вендален Бехайм об этом пишет.
        1. +1
          9 января 2026 07:09
          Ну - мотающийся за спиной кольчужный капюшон от хауберка весом минимум в пару кг тож явно здоровье шее не прибавлял. Никогда не понимал, за каким хреном они именно так кольчугу делали. Это ж едешь ты на родимом Буцефале по необьятным просторам скажем Бургундии - а тебя сзади двумя килограммами по загривку стук-стук...
          1. +3
            9 января 2026 10:40
            Цитата: paul3390
            а тебя сзади двумя килограммами по загривку стук-стук.

            Они не стукали, Павел, я надевал такой капюшон и на голову и снимал. Он, знаете ли, наоборот спину как-то выпрямляет и делает "гордую осанку" и веса его особо не чувствуешь, как и кольчуги. Я когда последний раз встречался с 7-классниками в библиотеке, так час им вещал в кольчуге сам и ее не заметил. А потом они все 27 человек ее меряли. И нашли, что не такая она и тяжелая. А в ней было 16 кг. Я и помощником вдвоем ее на них надевали. Тяжело поднимать. А снимать- легко... Наклонился и вжик...
            1. +4
              9 января 2026 11:40
              Я когда последний раз встречался с 7-классниками в библиотеке, так час им вещал в кольчуге сам и ее не заметил.

              Это точно. На фестах носишь почти целый день и нормально. Но вот воевать или активно двигаться - попробуйте - быстро "сдохнете" - как говорится. Руками махать с утяжелением, даже без оружия - гораздо тяжелее, а когда активно помашешь, побегаешь, понагибаешься и т.д. - становится тяжело дышать - грудную клетку сдавливает со всех сторон. Так что кольчуга для боя - совсем не комфортная штука.
              1. +1
                9 января 2026 13:12
                Цитата: ИванИванычИванов
                становится тяжело дышать - грудную клетку сдавливает со всех сторон.

                Да!
            2. 0
              9 января 2026 13:02
              Вы всё это время скакали в капюшоне по сцене? Ясен пфенниг - если ты просто стоишь или идёшь ничего не хлопает. А ежели ты лошадист и передвигаешься на коняге рысью?
              1. +1
                9 января 2026 13:14
                Цитата: paul3390
                Ясен пфенниг - если ты просто стоишь или идёшь ничего не хлопает.

                Вряд ли и на коняге хлопает. Кольчуга ведь как вода... "вниз стекает, а вверх не поднимается". Это уж как надо на конике прыгать?
                1. 0
                  9 января 2026 13:34
                  А вы проведите эксперимент - наденьте такой капюшон и просто попрыгайте..
                  1. +1
                    9 января 2026 13:50
                    Цитата: paul3390
                    А вы проведите эксперимент - наденьте такой капюшон и просто попрыгайте..

                    Сейчас нет под руками кольчуги и, главное, наголовника. Ехать за ними далеко. Тонет все в снегу. И со здоровьем проблемы.
                    1. +1
                      9 января 2026 13:55
                      Просто я-то пробовал когда-то - таки да, по хребтине капюшон молотит изрядно на лошади или если попрыгать. Хауберк понятно был не мой, дали поносить для интереса. Мож конечно он был сделан как-то не так, не исключаю. Было это в те времена когда реконструкторы до нонешних высот ещё не дошли. Но - факт однако имелся в биографии.
                      1. +1
                        9 января 2026 14:44
                        по хребтине капюшон молотит изрядно на лошади или если попрыгать.
                        Возможно в связи с этим и придумали койф...
            3. +2
              9 января 2026 13:43
              А снимать- легко... Наклонился и вжик...
              Это с двумя помощниками "вжик", а в одно лицо и без навыка - очень геморройно.
  2. +2
    9 января 2026 06:48
    Так надевай скорее на голову свой железный горшок, друг Лентяй, и поспешай, как только можешь.

    Айвенго. Не фильм
  3. +5
    9 января 2026 08:44
    Все о рыцарях, да о рыцарях. А про лошадок-то совсем забыли! На одном из снимков, у лошади даже задница бронированная...
    1. +4
      9 января 2026 09:15
      у лошади даже задница бронированная...

      Тут можно и скаламбурить: laughing
      Die Kruppe des Pferdes ist durch einen Kruppenschutz geschützt.
      перевод - Круп лощади защищен "круповской" броней

      Доброе утро , Николай!
    2. +3
      9 января 2026 10:41
      Цитата: Luminman
      А про лошадок-то совсем забыли!

      У меня был здесь материал - "одежда для рыцарских коней". И будет еще новый материал еще улучшенный и большего объема.
      1. +3
        9 января 2026 15:12
        У меня есть материал - "одежда для рыцарских коней"

        Значит запасаемся тканью и нитками, и ждем от вас очередную статью с инструкциями для поделок. На этот раз с выкройками. smile
        — Что же из этого следует? — Следует жить,
        рыцарским коням пошить спец одежду из ситца.
        — Вы полагаете, все это будет носиться?
        — Я полагаю, что все это следует шить. (с)
        1. +2
          9 января 2026 15:49
          Цитата: Ричард
          На этот раз с выкройками.

          Если бы они у меня были. Но нет, нигде, ни разу не встречал.
          1. +1
            9 января 2026 15:56
            Насколько я знаю в России конские доспехи не делают. Разве только шаффроны.
  4. +5
    9 января 2026 09:05
    Спасибо, Вячеслав Олегович! На что не пойдешь, чтобы голову уберечь.

    Да и сам ценный шлем - на цепочку. В общем, ничего сквозь века не меняется.
    1. +4
      9 января 2026 09:33
      Спасибо, Вячеслав Олегович, за раскрой листов «шлема из Аранаса».
      Теперь любой желающий жестянщик сможет наделать кучу полезных вещей. И для кошатников, и для начинающих велосипедистов, и для любителей отдохнуть в спокойной обстановке. wink
      1. +4
        9 января 2026 09:48
        Кот, уютно загнездившийся, заставляет задуматься: что же он с предыдущим хозяином шлема сделал.
        1. +2
          9 января 2026 10:10
          предыдущий хозяин не которовался. и кот его котапультировал laughing
          1. +2
            9 января 2026 10:37
            Новая версия «Кота в сапогах».
        2. +3
          9 января 2026 12:49
          Сам он там загнездиться никак не смог бы - размер отверстий не позволяет. Его явно туда загнездили, и похоже с целью наказания! laughing
          1. +3
            9 января 2026 13:50
            Альтернатива эциха с гвоздями из «Кин-дза-дза»?
      2. +3
        9 января 2026 10:42
        Цитата: Ричард
        любой желающий жестянщик

        Я для книги сделаю его из картона с заклепками из хлебного мякиша. Покажусь здесь в нем непременно!
  5. +4
    9 января 2026 09:29
    Иллюстрация из манускрипта «Speculum Virginum» (Jungfrauenspiegel «Зеркало девственниц») – дидактического трактата XII века о женской монашеской жизни, но изображающая сражающихся воинов в закрытых шлемах.

    Казалось бы, к чему в трактате о затворнической жизни монахинь изображение кровопролитного сражения? Такой аллегорией неизвестный автор проиллюстрировал вечный внутренний человеческий конфликт - борьбу гордыни и смирения. Иллюстрация так и называется - "Победа смирения над гордыней". Но доспехи и оружие того времени показаны достаточно подробно.
    1. +4
      9 января 2026 10:43
      Цитата: Nikname2025
      "Победа смирения над гордыней"

      Хотел ведь вот написать это... Отметил себе в черновике. И забыл... Ох, старею прямо на глазах.
  6. +3
    9 января 2026 10:10
    Прежде всего на голову надевали стеганый чепец подшлемник

    Лучше один раз увидеть...
    1. +3
      9 января 2026 10:44
      Цитата: Nikname2025
      Лучше один раз увидеть...

      Но это турнирный чепец из Венского арсенала, не боевой...
      1. +2
        9 января 2026 10:47
        Но представление то он дает.
      2. 0
        9 января 2026 11:45
        Но это турнирный чепец из Венского арсенала, не боевой...

        А что, есть разделение стеганых подшлемников на турнирные и боевые? И как это возможно?
        1. +3
          9 января 2026 13:09
          Цитата: ИванИванычИванов
          А что, есть разделение стеганых подшлемников на турнирные и боевые? И как это возможно?

          Да есть. Турнирные более "теплые" и закрывают все голову, как на фото. У боевых конструкция другая. Будет фото и материал об этом
          1. +1
            9 января 2026 16:07
            Турнирные более "теплые" и закрывают все голову, как на фото. У боевых конструкция другая.

            Крайне сомнительное утверждение. Вид подшлемника зависит от типа шлема - отсюда и закрытость - открытость - толщина набивки и т.д. То есть может быть подшлемник для турнирного шлема, но не турнирный подшлемник. Но если есть какие-то исторические данные - пожалуйста, опубликуйте.
            1. +1
              9 января 2026 20:45
              Цитата: ИванИванычИванов
              То есть может быть подшлемник для турнирного шлема, но не турнирный подшлемник.

              А это разве не одно и тоже?
              1. 0
                9 января 2026 22:20
                А это разве не одно и тоже?

                Нет. Турнирный или боевой или парадный шлем - это классификация по определенным параметрам. А подшлемник - это средство подгонки черепа к шлему. Читал, что в правилах турнира требовалось, чтобы все шнурки, в обязательном порядке, были снабжены наконечниками - но, никто их не называл турнирными шнурками, хотя функция у них была подобная подшлемнику - подгонка доспеха по фигуре.
                1. +1
                  10 января 2026 06:23
                  Цитата: ИванИванычИванов
                  А подшлемник - это средство подгонки черепа к шлему.

                  Значит подшлемник подогнанный под турнирный шлем вполне можно назвать турнирным. И наоборот.
        2. +3
          9 января 2026 22:52
          Цитата: ИванИванычИванов
          А что, есть разделение стеганых подшлемников на турнирные и боевые? И как это возможно?

          Есть разделение шлемов на турнирные и боевые. Это подшлемник для турнирного шлема жабья голова. Думаю, его вполне можно назвать турнирным подшлемником.
  7. +3
    9 января 2026 10:36
    Как итог – уже в 1100 году в Германии, а затем и во Франции начинают появляться шлемы с масками, имеющими прорези для глаз и отверстия для дыхания. То есть к старым по форме шлемам для начала добавили новую деталь.

    И тут около 1200 года, или даже несколько раньше, рядом с коническими шлемами появляются еще и совершенно новые и ранее неизвестные шлемы – «шлемы кастрюля»

    Как этот процесс представлял Башфорд Дин.
    1. +2
      9 января 2026 10:45
      Цитата: Nikname2025
      Как этот процесс представлял Башфорд Дин

      Увы, скопировать не могу, хотя все эти диаграммы знаю. Но зато все могут их оценить в комментах.
      1. +1
        9 января 2026 10:49
        Увы, скопировать не могу

        Шепсу бы задачку подкинули. Пусть бы перерисовал ту часть, которая относится к теме статьи в своем стиле.
        1. +1
          9 января 2026 13:11
          Цитата: Nikname2025
          Шепсу бы задачку подкинули. Пусть бы перерисовал ту часть, которая относится к теме статьи в своем стиле.

          Да, но сейчас у него задача другая. Нельзя же человеку приставить фонарь на лоб и в ночную смену...
          1. +2
            9 января 2026 13:41
            Нельзя же человеку приставить фонарь на лоб и в ночную смену...

            Почему нельзя? Если сильно надо - можно. С оплатой по ночному тарифу.
            1. +2
              9 января 2026 13:47
              Цитата: Nikname2025
              С оплатой по ночному тарифу.

              Но мани, но мани... нет в кармане!
            2. +3
              9 января 2026 14:40
              Нельзя же человеку поставить фонарь на лоб и отправить в ночную смену..
              .
              Зачем на лоб? Не согласится по хорошему, фонарь - под глаз.
              ни что так не стимулирует желание поработать в ночную смену, как доброе слово и фонарь под глазом (с) laughing
              1. +4
                9 января 2026 15:06
                Представив себе этот момент кулачного поединка Шпаковского и Шепса, сразу вспомнил "Золотого теленка":
                — Боксировать будете по выходным дням, — промолвил он. — Прелестная пара: Балаганов в весе петуха, Паниковский в весе курицы!
        2. +3
          9 января 2026 15:59
          Сечас задумался: насколько нужно переделать схему для публикации, чтобы Метрополитан (или кто там правообладатель) претензию не выставил?
          1. +3
            9 января 2026 17:33
            Берется любой шаблон временной шкалы со сносками из Microsoft PowerPoint и общедоступные изображения шлемов, которые вставляются в сноски. Все. Схема готова. И никто никогда не предъявит претензий.
            1. +1
              9 января 2026 17:37
              Хммм. А если сама концепция схемы защищена авторским правом? Такое ведь тоже может быть.
              1. +3
                9 января 2026 19:39
                Некоммерческое использование изображений разрешено, насколько я знаю.
                Если коммерция- отзеркалить картинку, поменять шрифт и т.д
                Проблема картинки Дина, в том что она неверна во многих деталях
                Шапель запихали в 1400+ . хотя он есть в библии Мациевского (сер 13 века)
                Армэ произошел от бацинета, а не салада. Салад , видимо, тоже от бацинета
                Лучше сделать свою
                1. +1
                  9 января 2026 20:21
                  Проблема картинки Дина, в том что она неверна во многих деталях
                  Но сама идея очень хороша!
                  Кстати, а по алебардам тоже косяки есть?
                  1. +2
                    9 января 2026 20:30
                    Очень хорошая идея.
                    Я задумался, действительно ли все идёт от шпангенхельма. Как будто да.
                    Забавно, что все произрастает из одного шлема, возможно неевропейского происхождения. А далее за 1000 лет ни одного заимствования извне.
                    В алебардах не разбираюсь
                    1. +2
                      9 января 2026 20:35
                      Забавно, что все произрастает из одного шлема, возможно неевропейского происхождения
                      И у кого же попятили? Нешто опять у сарматов?
                      1. +1
                        9 января 2026 21:00
                        Возможно у них. А почему "опять"?
                      2. +1
                        9 января 2026 21:05
                        А почему "опять"?
                        Стремена. Да и сама концепция тяжеловооруженного всадника.
                      3. +1
                        9 января 2026 21:11
                        Стремена от аваров.
                        С концептом тяжёлой конницы сложнее.
                        В Риме катафрактарии были взяты у сарматов, а клибанарии у парфян или персов.
                        Но европейские рыцари по комплексу вооружения восходят к кольчужным дружинникам эпохи переселения народов.
                        А те, в свою очередь, просто калька позднеримского вооружения. Без привязки к катафрактариям-клибанариям. То есть проще всего их считать постримским, следовательно, все-таки европейским концептом.
                      4. +1
                        9 января 2026 21:18
                        Стремена от аваров.
                        То есть, стремян у Хлодвига не было?
                      5. +1
                        9 января 2026 22:10
                        То есть, стремян у Хлодвига не было?

                        НЕ было
                        Больше того, они даже после знакомства с ними распространялись не слишком быстро по Европе. В Меровингском ареале VII века стремена найдены лишь в 13 могилах из 700
                        НЕ могу найти цитату про весь германский ареал VII-VIII веков, по памяти в конных воинских погребениях стремена найдены лишь в трети случаев или меньше.
                2. +1
                  9 января 2026 20:50
                  Цитата: Engineer
                  Проблема картинки Дина, в том что она неверна во многих деталях
                  Шапель запихали в 1400+ . хотя он есть в библии Мациевского (сер 13 века)
                  Армэ произошел от бацинета, а не салада. Салад , видимо, тоже от бацинета
                  Лучше сделать свою

                  Совершенно верно. То есть работа еще и удорожается правкой самой схемы...
                3. +1
                  9 января 2026 21:12
                  хотя он есть в библии Мациевского (сер 13 века)
                  Это в каком месте? Я что-то пропустил?
                  1. +1
                    9 января 2026 21:13
                    Это в каком месте? Я что-то пропустил

                    Голиаф носит шапель
                    1. 0
                      9 января 2026 21:31
                      Голиаф носит шапель
                      Да, дествительно.
                      1. +1
                        9 января 2026 22:16
                        Там еще как минимум на двух миниатюрах с конными битвами.
                        ЗЫ Еще шапель был в миниатюре битва при Дамиетте Матфея Парижского- опять на сер 13 века. Думаю, можно натаскать еще
              2. +1
                9 января 2026 19:44
                Нет, течение времени - процесс, от человека независимый. А разнообразные формы отображения этого процесса - всеобщее достояние. И спользуется очень широко, в том числе в науке, к примеру - в специальной теориии относительности. Если у Вас на компьютере есть Excel, PowerPoint тили Word, там есть приложение SmartAr. Удобно для визуализации этапов какого либо процесса.
                1. +1
                  9 января 2026 20:14
                  Если у Вас на компьютере есть Excel, PowerPoint тили Word, там есть приложение SmartAr.
                  В какой версии "офиса"?
                  1. +1
                    9 января 2026 21:00
                    Если мне не изменяет память - с 2007.
                    1. +1
                      9 января 2026 21:08
                      Надо будет глянуть, у меня на всех ноутбуках как раз "семерка" стоит.
                      1. +1
                        9 января 2026 21:25
                        "семерка" стоит.

                        "Семерка" в смысле операционная система или "Оффис 2007"?
                      2. +1
                        9 января 2026 21:41
                        Семерка" в смысле операционная система или "Оффис 2007"?
                        Угу.
                      3. 0
                        10 января 2026 07:10
                        В смысле, "офис седьмой".
              3. +2
                9 января 2026 20:49
                Цитата: 3x3zsave
                сама концепция схемы защищена авторским правом?

                Концепция не может быть предметом авторства! Только внешняя форма. Достаточно изменить ветки, поменять изображения шлемов и -вуа-ля! Но это большая работа. И дорогая!
                1. 0
                  9 января 2026 21:02
                  Может, Вячеслав Олегович, еще как может! Особенно в медиапространстве. Вы думаете наши телеканалы, дублируя западные "прошлогодние" шоу ничего за использование концепта не платят?
                  1. +2
                    10 января 2026 06:21
                    Цитата: 3x3zsave
                    за использование концепта не платят?

                    Идея не является объектом патентного права как и сюжет книги.
            2. +1
              9 января 2026 20:47
              Цитата: Nikname2025
              Схема готова.

              Реально это много работы. Большой труд и большие деньги. Такое возможно только при гарантированном договоре с издательством типа ЭКСМО или АСТ. И то...
              1. +1
                9 января 2026 21:03
                Как то не тянет такая иллюстрация на большие деньги если не рисовать вручную. Надо у дочери спросить.
  8. +3
    9 января 2026 10:40
    "История рыцаря", забрало на петлях и крючке.
    1. +3
      9 января 2026 20:24
      Вот тоже о нем вспомнил, когда прочитал
      К сожалению, такие шлемы никто еще не показал в кино, а то это было бы очень забавно!
      1. +1
        9 января 2026 20:39
        То что называется: надо ж так бекок изуродовать! wassat
        1. +1
          11 января 2026 10:49
          Девочки-дизанеры - явление интернациональное))
    2. +1
      10 января 2026 16:51
      Цитата: RussIvan
      "История рыцаря",

      Жутко неисторический фильм, однако. Одни разрисованные морды зрителей чего стоят.
  9. +2
    9 января 2026 13:14
    Мне понравилась статья с иллюстрациями и прекрасными фотографиями. Мне любопытно узнать, как эти отверстия в шлеме влияли на дыхание рыцаря. В статье я читал, что они вызывали удушье, но, если говорить конкретнее, пробовал ли кто-нибудь когда-нибудь носить такой шлем, или проводились ли какие-либо исследования по этому вопросу?Сравнимы ли они с рабочей маской, или же они более эффективны? Мне также интересно, как долго рыцарь может носить эти шлемы, прежде чем слишком устанет.
    1. +3
      9 января 2026 13:48
      Цитата: Semovente7534
      Мне также интересно, как долго рыцарь может носить эти шлемы, прежде чем слишком устанет.

      Попробую ответить на Ваши вопросы в одном из следующих материалов... Но придется подождать...
    2. +2
      9 января 2026 15:50
      но, если говорить конкретнее, пробовал ли кто-нибудь когда-нибудь носить такой шлем, или проводились ли какие-либо исследования по этому вопросу

      Зачем исследования сразу - на любом фестивале исторической реконструкции и дадут поносить и расскажут как дышится - сразу скажу - дышится плохо - тепловые удары и обмороки на фестах встречаются регулярно, хотя реконы - люди тренированные в своей массе.
      1. +1
        9 января 2026 16:37
        на любом фестивале исторической реконструкции и дадут поносить и расскажут как дышится
        Коллега - итальянец, возможно у них реконструкторство не так развито, как в России.
      2. +1
        9 января 2026 20:51
        Цитата: ИванИванычИванов
        сразу скажу - дышится плохо

        !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  10. +3
    9 января 2026 18:16
    И вот вершина эволюции рыцарского шлема в германском варианте
    1. +3
      9 января 2026 18:27
      Это не вершина эволюции, а реинкарнация
    2. +1
      9 января 2026 20:52
      Цитата: юрий Л
      в германском варианте

      У американцев были лучше. Правда опытные. в серию не пошли. Надо будет написать об этом...
    3. +3
      9 января 2026 21:21
      Цитата: юрий Л
      И вот вершина эволюции рыцарского шлема в германском варианте
      Вы будете смеяться, но нет. Каску изначально сделали для защиты от шрапнели. И напоминала она тазик дона Кихота (так штамповать проще). После ее внедрения у англичан добавилась прорва раненых (раньше бы они стали покойниками). Ну а дальше все стали переделывать каску под себя. Результат у вас на фотографии.