Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У

В современных условиях, с учетом роста стоимости военной техники, скорейший ремонт в полевых условиях становится одной из самых приоритетных задач. Для своевременной починки поврежденной боевой техники используются бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ) различных моделей. В настоящее время основным типом такой техники в российских вооруженных силах, предназначенным для ремонта танков, является БРЭМ-1, созданная на базе танка Т-72. Эти машины имеют характеристики, приемлемые для выполнения ставящихся перед ними задач, но при этом в определенных условиях могут создавать некоторые проблемы в области снабжения.

Еще несколько десятилетий назад в армии Советского Союза сложилась специфическая ситуация, при которой на вооружении одновременно состояли сразу три типа танков и большое количество их модификаций. Недостаточная степень унификации имеющихся танков затрудняла работу служб снабжения и увеличивала общую стоимость эксплуатации парка бронетанковой техники. Эта ситуация в некоторой мере усложнялась тем, что большому количеству ремонтных подразделений, оснащенных машинами БРЭМ-1, приходилось работать с танковыми частями, на вооружении которых имелись танки Т-64 или Т-80. Это значительно усложняло логистику поставки запчастей, поскольку танки и ремонтные машины не могли использовать одни и те же агрегаты.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
БРЭМ-1 на международном форуме «Технологии в машиностроении» 2010 года


В 1997 году омские Конструкторское бюро транспортного машиностроения и завод Омсктрансмаш, занятый в производстве танков Т-80У, по собственной инициативе начали разработку новой бронированной ремонтно-эвакуационной машины. Предполагалось, что создание и массовое производство новой БРЭМ на базе танка Т-80У позволит облегчить снабжение ремонтных подразделений и, как следствие, сделать более удобной эксплуатацию танков семейства Т-80. Отдельно стоит отметить сроки разработки новой машины. Работы начались в январе 1997 года и на них давалось лишь шесть месяцев. Прототип новой БРЭМ предполагалось показать на следующей выставке ВТТВ-97.

Из-за столь сжатых сроков эскизное проектирование новой машины заняло буквально пару недель. Вставшая перед омскими конструкторами задача одновременно была и простой, и сложной. Работу облегчали требования о максимальной унификации с танком Т-80У. В то же время, на базовом танковом шасси нужно было разместить набор специального оборудования, которое нельзя назвать обычным для танков. В результате пришлось решать массу вопросов, в первую очередь, компоновочного характера. В проектировании новой машины, получившей название БРЭМ-80У, широко применялись компьютерные системы, благодаря чему удалось ускорить некоторые процессы.

Базовое шасси в виде бронированного корпуса танка Т-80У определило основные характеристики БРЭМ-80У. Полная масса машины с контейнерами для запчастей и т.п. равняется 45 тоннам, что немного меньше боевой массы базового танка. Осталась прежней и силовая установка с газотурбинным двигателем ГТД-1000Ф или ГТД-1250 мощностью 1000 или 1250 л.с. соответственно. Механическая трансмиссия и гусеничный движитель БРЭМ-80У полностью повторяют соответствующие агрегаты исходного танка. Поэтому ремонтно-эвакуационная машина способна следовать за танками на поле боя и полноценно работать в тех же условиях, что и они.

Заметные изменения претерпела верхняя часть бронекорпуса. Вместо лобовой брони и крыши на шасси Т-80У предусмотрели объемную бронированную рубку, внутри которой располагается экипаж и часть целевого оборудования. Рубка расположена на месте отделения управления и боевого отделения танка. Из-за нее высота бронемашины увеличилась примерно на 400 миллиметров в сравнении с базовым танком. Бронелисты сварного корпуса выдерживают попадание снарядов малокалиберной артиллерии в лобовой проекции и пули либо осколки с прочих ракурсов. Все агрегаты специального оборудования, размещенные за пределами корпуса, также оснащены собственными бронекожухами.

Внутри рубки располагаются места механика-водителя, командира, механика и сварщика. Примечательно, что все люки и оптические приборы вынесены на крышу бронерубки. Соответствующим образом было переделано и рабочее место водителя. При необходимости в экипаж БРЭМ-80У можно включить еще одного специалиста, в зависимости от планируемых работ. Для него внутри корпуса предусмотрено отдельное посадочное место. За бронированной рубкой экипажа имеется грузовая платформа, предназначенная для установки контейнеров с запчастями, инструментами и т.п. Сразу за платформой располагается крупный воздухозаборный агрегат газотурбинного двигателя.

На случай столкновения с противником БРЭМ-80У имеет некоторое вооружение, предназначенное исключительно для самообороны. Это открытая турель с крупнокалиберным пулеметом НСВ-12,7 или «Корд» и боекомплектом в 1800 патронов, а также восемь дымовых гранатометов 902Б «Туча». Кроме того, в укладках внутри бронекорпуса имеются четыре автомата АКС74У с несколькими магазинами, сигнальный пистолет с ракетами и некоторое количество осколочных гранат. Это оружие предназначается для самообороны экипажа, покинувшего свою бронемашину.

В походном положении самым заметным элементом специального оборудования машины БРЭМ-80У оказывается сошник-отвал бульдозерного типа. Отвал шириной 3,3 метра может заглубляться в землю на 400-450 мм, что позволяет использовать его для самоокапывания или для подготовки позиции для другой техники. Кроме того, отвал имеет еще одну функцию: при работе с крановым оборудованием или при использовании основной лебедки он играет роль аутригера, не позволяющего ремонтно-эвакуационной машине перевернуться или сдвинуться с места.

Для эвакуации застрявшей или перевернутой бронетехники БРЭМ-80У оснащена двумя лебедками, основной и вспомогательной. Основная тяговая лебедка с гидравлическим приводом обеспечивает тяговое усилие до 35 тонн-сил. При применении полиспаста этот параметр увеличивается до 140 тс. На барабане тяговой лебедки имеется 160 метров стального троса. Последний выдается со скоростью в 50 метров в минуту. Намотка троса, в зависимости от необходимости, производится на одной из двух скоростей: 16 или 50 метров в минуту. Тяговая лебедка размещена внутри бронекорпуса, ее трос выведен через отверстие в лобовом бронелисте. Вспомогательная лебедка гораздо слабее и обеспечивает усилие лишь в одну тонну-силу. Меньшее усилие компенсируется большей скоростью намотки троса – от 60 до 80 метров в минуту. При этом на барабане вспомогательной лебедки помещается до 330 метров сравнительно тонкого троса.

После того, как поврежденная бронемашина поставлена на гусеницы или вытащена на твердый грунт, БРЭМ-80У может взять ее на буксир. Для этого в ее кормовой части предусмотрено полужесткое буксирное приспособление с двумя тягами. Возможностей этого приспособления и силовой установки ремонтно-эвакуационной машины достаточно для буксировки всех состоящих на вооружении танков и тяжелых бронемашин, в том числе и с повреждениями ходовой части.

Оборудование машины БРЭМ-80У позволяет в полевых условиях проводить некоторые виды мелкого и среднего ремонта бронетехники. Так, при помощи грузового крана бронированная ремонтно-эвакуационная машина способна демонтировать танковую башню или провести замену двигателя. Поворотный стреловой кран монтируется в передней левой части БРЭМ, его стрела в походном положении укладывается вдоль корпуса. Нормальная грузоподъемность – 18 тонн. При использовании полиспаста она увеличивается до 25 тонн. Механизмы крана позволяют разворачивать стрелу в любом направлении, однако максимальный грузовой момент обеспечивается лишь в том положении стрелы, при котором она направлена вперед относительно корпуса машины и находится в секторе шириной 60°. В таком случае грузовой момент достигает 69 тс. В прочих случаях кран способен обеспечить лишь до 50 тонн-сил.

Вылет стрелы регулируется в пределах от 2,1 до 4,7 метра. От этого параметра напрямую зависит максимальная высота подъема крюка крана. Так, при наименьшем вылете крюк поднимается на высоту в шесть метров от земли, при наибольшем – лишь на 3,6 метра. Лебедка крана с гидравлическим приводом обеспечивает выдачу и намотку троса со скоростью порядка 2,5-2,8 метра в минуту. Примечательно, что новый кран ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-80У имеет в полтора раза большую грузоподъемность в сравнении с краном БРЭМ-1. Кроме того, заметно больше параметры выноса стрелы и подъема груза. Таким образом, новая машина омской разработки имеет большие возможности, чем старая БРЭМ на базе Т-72.

Наконец, в состав целевого оборудования БРЭМ-80У входит электрический сварочный аппарат, питаемый отдельным генератором. Сварочный ток аппарата может плавно регулироваться в пределах до 300 ампер. Генератор сварочного оборудования приводится в действие вспомогательной газотурбинной силовой установкой ГТА-18А.

Все лебедки и механизмы крана БРЭМ-80У имеют гидравлические приводы. Номинальное давление в гидросистеме в 200 кгс/кв.см. поддерживается при помощи трех аксиально-поршневых насосов. При необходимости можно поднять давление до 280 кгс/кв.см. Интересной особенностью гидравлики ремонтно-эвакуационной машины является распределение насосов: два используются в связке с приводом основной лебедки, а третий обеспечивает работу всех прочих гидравлических агрегатов. Сами насосы приводятся в действие от основного двигателя через вал отбора мощности. С агрегатами целевого оборудования связаны пять гидромоторов (привод поворота и лебедки крана, а также приводы основной и вспомогательной лебедок) и четыре гидроцилиндра (подъемные цилиндры стрелы и привод сошника-отвала).

Инженеры омского Конструкторского бюро транспортного машиностроения уложились в сроки, выделенные им для подготовки проекта, благодаря чему первый экземпляр БРЭМ-80У был собран к началу выставки ВТТВ-97. С тех пор новая бронированная ремонтно-эвакуационная машина регулярно демонстрируется на различных салонах и собирает положительные отзывы публики. Однако серийное производство машин для поставки заказчикам началось лишь в конце двухтысячных годов. Первым и, насколько это известно, последним заказчиком машин на базе танка Т-80У оказался Кипр. Эта страна еще в середине девяностых приобрела у России несколько десятков танков Т-80, а в 2009 году подписала новый контракт, согласно которому в прошлом году заказчику была передана партия танков и ремонтно-эвакуационных машин.

О закупке БРЭМ-80У министерством обороны России никаких данных нет. Вероятно, покупку этой техники посчитали нецелесообразной. По техническим причинам большая часть танков семейства Т-80 в настоящее время находится на хранении и в ближайшие годы, вероятней всего, будет списана и утилизирована. Из-за этого закупка и эксплуатация еще одного типа ремонтно-эвакуационной техники, унифицированного с танками, будущее которых выглядит неоднозначным, вряд ли произведет ожидаемый эффект. Поэтому БРЭМ-80У скорее всего так и останется выставочным образцом с некоторым экспортным потенциалом.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Фото: А.Хлопотов, Р.Сорокин, В.Вовнов (http://otvaga2004.ru/)


Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У


По материалам сайтов:
http://otvaga2004.ru/
http://arms-expo.ru/
http://army-guide.com/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 9
  1. Akim 8 мая 2013 08:32
    Была БРЭМ-64, но ходовая плохо переносила нагрузку. Поэтому проще использовать более надежный БРЭМ-1.
    Я в войсках видел и старенькие БТС-4.
    Akim
    1. Гражданский 9 мая 2013 12:01
      а где секретный пожарный танк?))))
      1. Akim 9 мая 2013 13:44
        Цитата: Гражданский
        где секретный пожарный танк?

        На заводе. Я его в живую не видел - чё мне о нем говорить.
        Akim
    2. malkor 13 мая 2013 00:47
      При таком слабом бронировании люки могли бы сделать пошири и в удобных местах,
      и еще интересно как он под обстрелом будет эвакуировать подбитый танк отстреливаясь из открытого пулемета
      пример http://youtu.be/atP9QoficzA
      А БТС4 да еще стоят на вооружении
      malkor
  2. STALGRAD76 8 мая 2013 09:29
    экипажу только через верхние люки грузится-выгружатся? а если придется работать под огнем? дистанционные буксирные приспособы конечно очень хорошо но клинья все равно надо кому то вбивать.
    1. Лопатов 8 мая 2013 10:04
      Если перенести двигатель вперёд, то придётся переносить стрелу назад, что не очень хорошо.

      Лобовой здоровый, вполне можно разместить там манипулятор для того, чтобы троса на крюки кидать и тащить танк туда, где под огнём не придётся работать.
      1. bask 8 мая 2013 11:34
        Цитата: Лопатов
        Если перенести двигатель вперёд, то придётся переносить стрелу назад, что не очень хорошо.
        Лобовой здоровый, вполне можно разместить там манипулятор .

        Приводил пример,повторюсь.
        ,, Объект 280,,ГШ САУ ,,Пирон,,,
        ОАО ,,Спецмаш,, совместно со специалистами ОАО ,,РЖД,, и инженерных войск России был разработан ряд, многофункциональных гусеничных машин.
        1. Самоходный гусеничный кран СГК-80 грузоподъемностью 80 тонн совместного российски-германского производства (((ГШ Объект 280))
        2. Самоходная гусеничная машина СМ-100 с тяговым усилием манипулятора 120 тонн.
        3. Траншейная машина БТМ-4М .





        На порядок показатели выше ,чем у преставленной БРЭМ-80У
        bask
    2. svp67 8 мая 2013 10:35
      Цитата: STALGRAD76
      экипажу только через верхние люки грузится-выгружатся? а если придется работать под огнем?
      Да, броня не "противоснарядная", вполне могли бы продумать пару люков по правому борту и в корме...
  3. Арон Заави 8 мая 2013 09:37
    Выглядит очень достойно. У нас в АОИ танкисты давно мечтают о БРЭМ на танковой базе, но пока больше на М-113. Вроде говорят, что на базе " Намера" , что будет. Так что по хорошему завидую российским танкистам.
    1. Akim 8 мая 2013 09:56
      Цитата: Арон Заави
      У нас в АОИ танкисты давно мечтают о БРЭМ на танковой базе, но пока больше на М-113

      А как они "Меркаву!" тягают? Тут БТС-4 ( на базе Т-55) тужится. когда Т-64Б тянет.
      Akim
      1. Арон Заави 8 мая 2013 10:09
        Цитата: Akim

        А как они "Меркаву!" тягают? Тут БТС-4 ( на базе Т-55) тужится. когда Т-64Б тянет.

        Хреново( ИМХО)
        1. Akim 8 мая 2013 10:22
          Цитата: Арон Заави
          Хреново(

          У вас же должны быть М88А1(А2). Это неплохая машина.
          Akim
          1. Арон Заави 8 мая 2013 10:28
            Цитата: Akim
            Цитата: Арон Заави
            Хреново(

            У вас же должны быть М88. Это неплохая машина.
            возможно и есть, но видимо мало. Я не видел.
  4. avt 8 мая 2013 09:48
    good Хорошо проиллюстрировано . Полезная ,не героическая как танк ,но от этого не менее нужная по жизни машина .
    avt
  5. datur 8 мая 2013 20:37
    вроде и не танк , а впечатляет!!!! good
  6. BOOMER 9 мая 2013 00:42
    зверь машинка !!
  7. asdick72 7 июня 2014 12:03
    По моему газотурбинный БРЭМ перебор -жрёт много! на базе Т-72 или переделка из Т-72 старых моделей проще экономичней и наверняка дешевле.хотя на гвозди сдавать танки кому то выгоднее...
    asdick72

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня