Публикация данных о проекте «Ядерная губка» - кризис СЯС США или дезинформация

10 020 27
Публикация данных о проекте «Ядерная губка» - кризис СЯС США или дезинформация

Публикация данных проекта «Ядерная губка» (USA TODAY, 07.01.2026) обнажает ряд тревожных аспектов, связанных с состоянием и модернизацией наземного компонента стратегических ядерных сил (СЯС) США. Фактологическая база проекта позволяет подвергнуть критическому анализу не только техническое состояние арсенала, но и стратегические допущения, лежащие в основе его обновления.

Ключевой проблемой является доктринальная концепция «ядерной губки» – 450 шахтных пусковых установок на западе страны, предназначенных, по замыслу стратегов, для поглощения потенциального первого удара противника. Эта логика, формально направленная на защиту густонаселенных центров, признается внутри самой публикации как «тревожная». Она легитимизирует создание на территории США обширных зон гарантированного тотального поражения, что ставит под сомнение этическую и гуманитарную составляющую такой стратегии сдерживания.



Более того, расчёт на то, что удар придется по «удалённым районам», игнорирует катастрофические экологические последствия. По данным обозревателя Дэвиса Уинки, поражение укрепленных шахт потребует наземных ядерных взрывов, что неизбежно приведет к масштабным радиоактивным выбросам. Образовавшиеся осадки, распространяясь с ветрами, заразят обширные территории США, включая сельскохозяйственные земли и населенные пункты, полностью нивелируя предполагаемое преимущество в виде удаленности целей.

Техническое состояние текущего арсенала, межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Minuteman III, характеризуется как устаревшее. Ракеты, развернутые в начале 1970-х годов, размещены в инфраструктуре 1960-х годов, что создает неустранимые риски для надежности. Конкретные проблемы, такие как подтопление шахт в Северной Дакоте вследствие подъема грунтовых вод, демонстрируют провалы в долгосрочном планировании и содержании критически важных объектов.

Именно на этом фоне реализуется программа «Sentinel» по созданию новых МБР и инфраструктуры. Однако проект с самого начала сопровождается системными неудачами в управлении. Его первоначальная стоимость в 77,7 млрд долларов уже возросла до 141 млрд, что свидетельствует о серьезных первоначальных просчетах или намеренном занижении бюджета. Отставание от графика измеряется годами: ключевой этап инженерной разработки отложен как минимум до середины 2027 года, а полное развертывание системы отодвинуто на 2050-е годы. Такая динамика указывает на глубокие проблемы в организации и исполнении программы, ставя под сомнение способность оборонного ведомства США своевременно и в рамках разумного бюджета поддерживать боеготовность стратегических сил.

Таким образом, ситуация с наземным ядерным арсеналом США представляет собой комплекс взаимосвязанных проблем: сомнительную стратегическую доктрину, сопряженную с колоссальными экологическими рисками для собственного населения; физическое и моральное устаревание существующих систем; наконец, реализацию программы модернизации, характеризующейся катастрофическим ростом затрат и хроническим срывом сроков. Данный случай является показательным примером системного кризиса в планировании и управлении крупнейшими оборонными проектами.

Но это оценочные данные. Вполне может оказаться так, что США сами занимаются активными вбросами дезинформации, чтобы ввести своих противников в заблуждение. Ведь вполне очевидно, что в Штатах большое внимание уделяют и «напусканию тумана» на реальное положение дел в военном секторе.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    10 января 2026 07:42
    Рассмотрение экологических рисков ядерного коллапса это почти смешно.
    Да и удары исключительно по зонами расположения ядерного оружия это домыслы прошлого.
    Массированрого ядерного удара с любой стороны не будет, либо будет полномасштабным и катастроыическим уже на первом этапе.
    Выжившие в бункеоах принимать в расчёт в части печали по экологической катастрофе.
    Такое себе занятие...
    Однако никто не запрещает моделировать и такую ситуацию.
    1. +4
      10 января 2026 08:24
      Любая информация о СЯС в сми имеет много целей, включая прикладные и дезинформационные.
      А применение ЯО сопряжено с рисками и человеческими жизнями, как в любом научном эксперименте всегда существует вероятность отклонения технических параметров от заданных и прогнозируемых.
      1. +1
        10 января 2026 10:56
        Цитата: ZovSailor
        Любая информация о СЯС в сми имеет много целей, включая прикладные и дезинформационные..

        Так оно и есть!
    2. WIS
      0
      11 января 2026 04:39
      Цитата: Livonetc
      Рассмотрение экологических рисков ядерного коллапса это почти смешно.
      Да и удары исключительно по зонами расположения ядерного оружия это домыслы прошлого.
      Массированрого ядерного удара с любой стороны не будет, либо будет полномасштабным и катастроыическим

      Согласен.
      Невероятно, но, очевидно, есть люди со складом ума, не дозволяющим его владельцу всё это осмыслить.
      Пока всех "воинственно настроенных гегемонов" самих не рассадить непосредственно на "пороховую бочку" и не поднести к ней горящий фитиль, то их и не вразумить.

      Не понимаю, чем с подобной схемой решения глобальной проблемы Мира плох план академика Сахарова?

      Если человечество не в состояние безопасно ни применять, ни хранить то оружие которое создаёт, зачем тогда продолжается ГОНКА ВООРУЖЕНИЯ?!!!
  2. +6
    10 января 2026 07:43
    в Штатах большое внимание уделяют и «напусканию тумана» на реальное положение дел в военном секторе.

    Под прикрытием тумана можно столько бабла напилить.... laughing
    1. +1
      10 января 2026 08:12
      Под прикрытием тумана можно столько бабла напилить.... laughing

      А если еще и сам их печатаешь...
    2. -3
      10 января 2026 11:01
      И разорить противника. С СССР в своё время прекрасно получилось. Помните, как мультики про СОИ досрочно свели в могилу двух генсеков?
      1. +4
        10 января 2026 12:30
        Цитата: Aken
        Помните, как мультики про СОИ досрочно свели в могилу двух генсеков?
        У этих генсеков были серьезнейшие заболевания (Андропов - почки, Черненко - легкие и сердце, оба долго лежали в ЦКБ), СОИ тут не при делах.
        1. 0
          10 января 2026 15:41
          Я написал - досрочно, а не по этой причине.
          1. 0
            11 января 2026 14:35
            Цитата: Aken
            Я написал - досрочно, а не по этой причине.

            Так я и не понял при чем тут СОИ и смерти генсеков?
            Вы первый, кто заметил эту связь и озвучил её.
            А она, эта связь, до сих пор находится с Вами в одной комнате?
            1. 0
              11 января 2026 16:29
              Да, тяжёлый случай. Не берите в голову.
  3. +2
    10 января 2026 08:21
    А какой смысл тратить боеголовки на ракетные шахты противника? Они же с вероятностью примерно 100% будут пустыми в момент прилета
    1. -3
      10 января 2026 09:48
      Потому что они перезаряжаются и запустят еще пока не будут уничтожены...
      1. +3
        10 января 2026 12:32
        Цитата: _КГБ-СССР_
        Потому что они перезаряжаются и запустят еще пока не будут уничтожены...
        Перезаряжаются чем? Это не автомат, запасов особо нет (кстати, у СССР были ракеты на сухом хранении, но у штатов всё твердотопливное).
      2. +6
        10 января 2026 13:22
        Цитата: _КГБ-СССР_
        Потому что они перезаряжаются и запустят еще пока не будут уничтожены...

        Им уже нечем их перезаряжать - запасных "Минитмен-3" осталось совсем мало . Они ещё как-то продевают срок древним как помёт мамонта ракетам , меняя топливо в ступенях , но техническое состояния оных (самые молодые сборки 1972 г.) уже таково , что даже после очередной перезарядки и "модернизации" взлетит лишь небольшая доля от имеющихся . А им ещё лет 15-20 надо как-то тянуть , пока "Сентинел" не появятся и не придут им на смену . Так что у них сейчас основная надежда не на то что эти МБР все взлетят и долетят до целей , а что самим фактом существования они отвлекут значительную долю наших или китайских ЯББ на бесполезный расход по старым шахтам с древними ракетами .
        Зачем публикуют ?
        Ну во первых успокоить собственную общественность , что хоть ракеты к нас и древние , половина+ вообще не взлетят , а до целей долетят вообще единицы\десятки (и ещё не все ЯБЗ сработают штатно) , но самим фактом существования они ого-го какую роль исполняют .
        А то ведь у них не только ракетный меч МБР сгнил , но и ПЛАРБ типа "Огайо" уже на списание просятся . И построить им замену вовремя точно не получится , ибо и головную новую ПЛАРБ никак построить не могут - некому , деградация отрасли , слишком давно ничего подобного не строили , нет специалистов . А ведь головную мало построить , его ещё доводить сколько времени будут , чтоб можно было нормально в серию запускать . Да и в серийном строительстве никакие стахановские темпы не ожидаются , ибо сколько денег не вваливали в ускорение строительства МАПЛ , а более 1,5 шт. в год у них ну никак не выходит . А уже лет 10 как хотят темпы в 2,5 МАПЛ в год получать .
        Так что и в СЯС , и во Флоте , да и в ВВС у них очень серьёзный затык и недостаточные темпы для перевооружения своих СЯС , Флота и ВВС на новую технику взамен списываемой по ветхости старой . Так что в течение ближайших 10 лет военный и ядерный потенциалы США будут неуклонно деградировать и сжиматься численно . Переломить ситуацию невозможно в принципе - США не способны поддерживать такой уровень вооруженных сил , какой они получили в наследство от Холодной Войны , им для этого по сути заново и почти с нуля надо новую Экономику построить , провести Новую Индустриализацию , а на это при самых благоприятных условиях , избытке средств и отсутствии противодействия , никак не менее 15-20 лет надо ... КАТОРЖНОГО ТРУДА , или Ударного Труда как в первые советские пятилетки . И именно поэтому Трамп стремится воспользоваться оставшимся потенциалом , чтоб подмяв под себя окрестные ресурсы и Западную Европу (как наиболее платежеспособную ещё некоторое время) закуклиться Доктриной Донро в Западном Полушарии лет на 30 , пока не будет проведена полная модернизация экономики , освоены в составе США Канада и Гренландия , пока не будут перевооружены СЯС , построен новый Флот и в целом Армия , пока не сменятся поколения , воспитанные в духе "борьбы и упорного труда" .
        А в Восточном Полушарии в это время будут поджигаться войны , перевороты , кризисы , коллапсы и катаклизмы . Всё по заветам англосаксов . Но без Англии .
    2. 0
      11 января 2026 00:26
      Цитата: Мирный сеошник
      А какой смысл тратить боеголовки на ракетные шахты противника? Они же с вероятностью примерно 100% будут пустыми в момент прилета

      С чего бы- если удар упреждающий?
      1. 0
        11 января 2026 14:38
        Цитата: свой1970
        С чего бы- если удар упреждающий?

        И кто его нанесёт? Кроме самих штатов упреждающими ударами никто не занимается. Может ЕС?
        Но точно не Китай или Россия.
  4. +1
    10 января 2026 08:35
    «Ядерная губка» - кризис СЯС США или дезинформация

    В любом случае они эту губу, даже можно сказать губищу, раскатали на очень большие деньги.
  5. 0
    10 января 2026 10:41
    Дезинформация это всё, что у США всё плохо с ядеркой, недавно даже проверяли и запускали ракету! А цена поднялась, так цены по всему миру поднимаются!
    1. +1
      10 января 2026 18:29
      А цена поднялась, так цены по всему миру поднимаются!

      Так они ведь не за рубли покупают. За свои напечатанные, твердовалютные laughing
      Чë б им дорожать-то request
      1. +1
        11 января 2026 14:40
        Цитата: igorbrsv
        Чë б им дорожать-то

        А откаты? Они то подорожали, аппетит приходит во время еды, а количество жующих все увеличивается.
  6. +2
    10 января 2026 13:44
    Цитата: _КГБ-СССР_
    Потому что они перезаряжаются и запустят еще пока не будут уничтожены...

    Допустим, что там будет чем перезарядить. А сколько на это времени требуется? Это ж не в кольт 6 патронов напихать. Чот мне кажется, что там норматив даже не часами исчисляется.
    Я к тому, что можно по классике МБРми стеклить города и базы, а перезаряжающтеся шахты добивать уже авиацией. Если будет вообще кому об этом беспокоиться
  7. +1
    10 января 2026 17:35
    Уважаемый Валентин Васми, думаю, что не стоит "обсасывать" тот информационный "бред", который, систематически, забрасывают в нашу сторону, а местные СМИ "взахлёб" сие озвучивают, не удосуживаясь провести, хотя бы , элементарный анализ "концов", такого рода, информации... Россию пытаются "расслабить" и "убаюкать"... Думаю, что у Трампа, с данной "компонентой" ядерной "триады," всё в порядке, или, почти, в полном порядке, по - определению... Информация, такого рода, настолько "загрифована", что "утечки", такого рода, мало вероятная вещь... А если, что - то, и "утекло" - значит это санкционировано и для чего - то нужно... Будем реалистами и, будем считать ЭТО хорошо срежессированным "фейком"....
    1. 0
      11 января 2026 15:34
      Нет. Не фейки. Во всяком случае предприятий по обогащению они точно не могут построить.
  8. +1
    10 января 2026 18:50
    что ставит под сомнение этическую и гуманитарную составляющую такой стратегии сдерживания

    Вот это как раз в самую точку. Пошлость и утопичность всей схемы сдерживания/нападения/выживания в том, что рассматривая ядерную войну, как нечто, в принципе, "само-собой разумеющееся" (с таким подходом сейчас смотрят на это в США), эти стратеги планируют как они собираются "сохранить остатки населения" на фоне общемировых трендов то на глобальное сокращение населения, то на рост рождаемости и соревновании в коэффициэнтах "у кого больше прирост по показателю".. Качает этих "стратегов" из стороны в сторону, из крайности в крайность как наркоманов.. Экологию они рассчитывают и области заражения.. Т.е. собираются "жить" после войны, зарывшись в бункеры.. И этим "людям" электорат отдает свои голоса и надежды на светлое будущее.. Мы живем на планете под управлением сумасшедших политиков. В случае войны подобного масштаба рассчитывать на что-либо не приходится, а тем, кто выживет - не в чем завидовать. А виной всему - пошлая жадность, нажива, все не нажрутся никак этих денег и власти.
  9. D O
    0
    10 января 2026 22:02
    Если все действительно так, и состояние СЯС США весьма далеко от достаточного для полномасштабной ядерной войны, то жестко реалистично мыслящие политики США в ближайшие годы скорее всего будут насколько это возможно избегать доводить военную эскалацию до массированного применения СЯС. Что совпадает со здравым смыслом всех нормальных людей планеты, и позицией России. Но противоречит безумной международной политике сегодняшнего руководства США, ускоренно толкающего мир к ядерному апокалипсису.
  10. 0
    11 января 2026 09:07
    Цитата: свой1970
    Цитата: Мирный сеошник
    А какой смысл тратить боеголовки на ракетные шахты противника? Они же с вероятностью примерно 100% будут пустыми в момент прилета

    С чего бы- если удар упреждающий?

    Ну, например, с того, что у нас нет возможности нанесте упреждающий удар так, чтобы успеть уничтожить ракеты в шахтах. Так сложилось, что большая часть ракет у нас сосредоточена в глубине материка. Они тупо не успеют долететь. Ну, если не расчитывать на то, что в штатах все пропили и продали и обколотый джон с саймоном прохлопают массовый старт мбр и армагеддон станет там для всех сюрпрайзом