МИД Ирана: протестную волну удалось взять под контроль

8 965 37
МИД Ирана: протестную волну удалось взять под контроль

В Тегеране заявляют, что уличная волна схлынула и ситуацию удалось стабилизировать. Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи на встрече с иностранными послами прямо сказал, что «ситуация под контролем».

Изначально все началось с падения риала и резкого роста цен. Для Ирана, где значительная часть населения живет от зарплаты до зарплаты, валютный обвал быстро превращается в социальный взрыв. Улицы Тегерана и других крупных городов заполнили демонстрации.

Переломным моментом стало 8 января. После призывов Резы Пехлеви, сына свергнутого шаха, протесты резко радикализировались, а в стране отключили интернет. Начались столкновения с полицией, появились лозунги уже против политического строя.

Президент Масуд Пезешкиан в обращении к нации пообещал продолжение экономических реформ и прямо обвинил США и Израиль в попытке раскачать страну. Одновременно он призвал людей выходить на улицы, чтобы не дать радикалам подменить реальные социальные требования политическим переворотом.

По большому счету, Тегеран сейчас дает понять: сценарий управляемого хаоса, к которому так привыкли на Ближнем Востоке, здесь не сработал. Протестную волну удалось загнать в рамки, силовой контур удержан, а ставка на «улицу» как инструмент давления – не сыграла.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    12 января 2026 13:38
    Ну в ближайшее время увидим,что да как. Если в статье правда то получается как только загасили интернет и дали комманды не сюсюкать с "мирными демонстрантами" вроде как всё и под контроль взяли.
    1. +11
      12 января 2026 13:41
      Анекдот.
      Молится бандеровец и просит бога поучаствовать в революции, которая закончилась удачно.
      Раз, и он стоит на площади Тяньаньмэнь, а на него прёт танк.
      1. +6
        12 января 2026 13:45
        g _ae hi , там тоже рецепт был прост ,никаког соплижуйства,переговоров и заигрывания с протестующими.
        1. -2
          12 января 2026 14:29
          Цитата: Ропот 55
          g _ae hi , там тоже рецепт был прост ,никаког соплижуйства,переговоров и заигрывания с протестующими.

          Если у руководства есть разные активы на Западе, то активного гашения волнений не будет. Яркий пример - 7 апреля 2009 год Молдова. Почему там руководство, не взирая на погромы не применило силу ?!
          1. 0
            12 января 2026 14:32
            Starover Z,согласен,если руководство и очень богатых не за что прихватить то за свою страну они будут биться.
          2. +2
            12 января 2026 16:35
            Цитата: Starover_Z
            Если у руководства есть разные активы на Западе

            Я бы немного под другому сказал: Если руководство является активом Запада, то...
      2. 0
        12 января 2026 14:22
        площадь Тяньаньмэнь ---- g_ae

        За тысячелетия китайской истории много раз были протесты внутренние и национальные противостояния. Китайцы безжалостно подавляли всякое инакомыслие. Потом ассимилировали.Научились. Не сразу ведь у них такое население стало
        1. 0
          12 января 2026 15:05
          Если бы Китай в то время выбрал путь уступок, его судьба не была бы лучше, чем у СССР в 1991 году. Но главное заключается в том, что за последующие три десятилетия он сумел перевести свой народ от материального дефицита к материальному достатку. Только когда все люди будут обеспечены достаточным питанием и материальными благами, они начнут говорить с тобой о патриотизме.
          1. +1
            12 января 2026 15:42
            Цитата: IbukiSuika
            они начнут говорить с тобой о патриотизме.

            А у вас «настоящие патриоты» — это те, кто недоволен экономикой Китая, правительством и проводимой им политикой?
            1. +1
              13 января 2026 05:11
              Тогда мне придется задуматься, считаю ли я себя патриотом. Лично я думаю, что довольно люблю свою страну, но проблемы нужно решать, а не прятать голову в песок, как страус — проблемы не исчезнут, только потому что их не видно, не так ли?
              Приведу тебе пример. В этом году в сельских районах провинции Хэбэй возникла проблема с обогревом зимой. Дело в том, что цена на природный газ для пожилых людей в деревнях слишком высока, и они не могут ее позволить — поэтому население недовольно. А причина кроется в том, что несколько лет назад Китай, стремясь бороться с воздушным загрязнением, запретил использование рассыпного угля для обогрева в сельской местности и активно продвигал газовое отопление. Правительство не только бесплатно устанавливало газовые отопительные системы для сельских жителей, но и вводило субсидии на стоимость газа. В этом году базовая цена за кубический метр природного газа составляла 2,7 юаня, и изначально на каждый кубометр давалась субсидия в 1 юань. Но за последние несколько лет размер субсидии снизился, а цена на газ выросла до 3–3,3 юаня за кубометр. Годовой доход пожилых людей в сельских районах провинции Хэбэй составляет примерно 20 000–30 000 юаней — возможно, плюс какие-то разовые государственные пособия, но все равно расходы на газ для отопления зимой могут достигать 8 000 юаней. Эта сумма составляет одну треть их годового дохода! А если бы они использовали уголь, то на теплое зимовье потребовалось бы всего 2 000–3 000 юаней.
              Не стоит забывать и о сроке службы газового оборудования для отопления — он составляет восемь лет. Кто будет нести расходы на замену оборудования после истечения этого срока?
              Таким образом, хотя эта политика и была запущена с целью борьбы с воздушным загрязнением и предотвращения отравлений угарным газом у пожилых людей в деревнях, которые часто происходят при использовании рассыпного угля, и выглядит как благотворительная инициатива для населения, при длительном реализации возникли проблемы, противоречащие первоначальной цели политики. Если в такой ситуации спросить у этих пожилых людей, которые даже не могут нормально обогреться зимой, любят ли они свою страну — я бы не посмел это сделать.
              То же самое касается и недавних беспорядков в Иране. Я признаю, что проблемы в Иране — это не просто протесты населения против социальных трудностей и инфляции, за всем этим, безусловно, стоят подтасовки США. Но когда люди видят, как иранский риал в их кошельках постепенно обесценивается, а они не могут ничего с этим поделать — что они будут делать, увлеченные гневом, действительно трудно предсказать.
          2. -1
            12 января 2026 16:24
            Как раз и стоит отметить, чо Китай никогда в истории не выбирал путь уступок во время внутренних событий. Казалось бы странно? recourse Есть поговорка про ожидание трупа врага у реки или такое
            Дао ---- путь воды
            А вот для мятежников --- другие рецепты
            Китайцы никогда за свою историю до сыта не ели. Огромное население и ограниченные площади с/х. Ведь раньше была традиция
            Девять сыновей
            . Вот и были всеядны ---- червяка, Лягушки, насекомые. При ограничении топлива--- кухня быстрого приготовления. Крупные птицы и млекопитающие --- деликатесы. Хотя ели и волков и лисица и др
            1. +2
              13 января 2026 05:49
              Ненасильственное отстаивание позиции frente к мятежам вовсе не означает эффективность. С династии Цинь до династии Цин все империи падали в основном из-за крестьянских восстаний и земельной концентрации, стоящей за ними. Желтобумажное восстание во времена поздней династии Хань подорвало основы империи Хань, а восстание Хуан Чао во времена династии Тан окончательно разгромило ее. Похоже, что династия Сун была разгромлена внешними врагами — государством Чжоу и монголами, но крестьянские восстания, вызванные проблемами выживания, все равно были многочисленными. Династия Юань, основанная монголами, не смогла избежать такой участи: восстание Краснокапюшников свергло ее. Позже основанная династия Мин распалась под ударами восстания Ли Цзючэня, и в конечном итоге журчжоуские чжурчжэны завоевали Центральную Китайскую равнину и основали династию Цин.
              Что забавно, трудно утверждать, что династия Цин рухнула именно из-за крестьянских восстаний — ведь восстания крестьян были одним из менее серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться империи. Китайцы, угнетенные и обезумеваемые династией Цин в течение двух-трех веков, в то время считали, что колонизация Китая иностранными державами с их мощными кораблями и орудиями — это всего лишь очередная смена династий, замена одного правителя другим.
              Из этого можно сделать вывод: за две тысячи лет смены феодальных династий в Китае не сформировалось никакого национального самосознания. Феодальные правители естественно считали Китай своей собственностью, которую можно расточать по своему желанию. Все крестьянские восстания они воспринимали не только как вызов своему верховному королевскому власти, но и как попытку присвоить их имущество. Поэтому у них не оставалось другого выбора, кроме как подавлять мятежи: в случае успеха династия продолжала существовать, в случае неудачи — наступала смена династий. Феодальные правители не задумывались о том, как решить коренную проблему земельной концентрации, тем более не интересовались тем, могут ли крестьяне жить лучше. Они только знали, что нужно не допустить гибели крестьян от голода, но и не позволить им есть до отвала — поддерживать этот тонкий баланс, чтобы гарантировать сохранение своей власти.
              1. 0
                13 января 2026 07:13
                никакого национального самосознания ...

                Да, интересно, как с этим сейчас.Удалось ли коммунистам сформировать. При таких человеческих ресурсах совершенно другие отношения.
                В Китае всегда были объединения бездомных воинов, которые включали разные национальности и готовы были к службе у любого господина..
                Если вспомнить о нехывтке еды, то родители всегда могли продать ребёнка, когда никак не прокормить
                Цитата: IbukiSuika
                Ненасильственное отстаивание позиции frente к мятежам вовсе не означает эффективность. С династии Цинь до династии Цин все империи падали в основном из-за крестьянских восстаний и земельной концентрации, стоящей за ними. Желтобумажное восстание во времена поздней династии Хань подорвало основы империи Хань, а восстание Хуан Чао во времена династии Тан окончательно разгромило ее. Похоже, что династия Сун была разгромлена внешними врагами — государством Чжоу и монголами, но крестьянские восстания, вызванные проблемами выживания, все равно были многочисленными. Династия Юань, основанная монголами, не смогла избежать такой участи: восстание Краснокапюшников свергло ее. Позже основанная династия Мин распалась под ударами восстания Ли Цзючэня, и в конечном итоге журчжоуские чжурчжэны завоевали Центральную Китайскую равнину и основали династию Цин.
                Что забавно, трудно утверждать, что династия Цин рухнула именно из-за крестьянских восстаний — ведь восстания крестьян были одним из менее серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться империи. Китайцы, угнетенные и обезумеваемые династией Цин в течение двух-трех веков, в то время считали, что колонизация Китая иностранными державами с их мощными кораблями и орудиями — это всего лишь очередная смена династий, замена одного правителя другим.
                Из этого можно сделать вывод: за две тысячи лет смены феодальных династий в Китае не сформировалось никакого национального самосознания. Феодальные правители естественно считали Китай своей собственностью, которую можно расточать по своему желанию. Все крестьянские восстания они воспринимали не только как вызов своему верховному королевскому власти, но и как попытку присвоить их имущество. Поэтому у них не оставалось другого выбора, кроме как подавлять мятежи: в случае успеха династия продолжала существовать, в случае неудачи — наступала смена династий. Феодальные правители не задумывались о том, как решить коренную проблему земельной концентрации, тем более не интересовались тем, могут ли крестьяне жить лучше. Они только знали, что нужно не допустить гибели крестьян от голода, но и не позволить им есть до отвала — поддерживать этот тонкий баланс, чтобы гарантировать сохранение своей власти.
                1. +2
                  13 января 2026 09:22
                  На самом деле, говоря о древнем Китае, настоящая отчаянность не заключалась в том, что родители продавали детей в годы нехватки еды, а в шести словах, записанных в исторических книгах: «Год страшной нехватки еды, люди едят друг друга». Родители не могли заставить себя нанести вред своим кровным детям, поэтому меняли детей с соседями, чтобы съесть их. Такие ужасы происходили не только в периоды смены династий — иногда всего лишь одна стихийная катастрофа или война становилась причиной, по которой народ оказывался в безвыходном положении.
                  Поэтому, прежде чем говорить о настоящем национальном самосознании в Китае, первостепенная задача — накормить всех людей. Возможно, эти люди, которые готовы служить только после того, как обеспечат себя едой и теплом, скорее спекулянты, чем революционеры. Но это действительно инстинкт выживания, выбитый в людях трагедией «обмена детьми для еды», которая повторялась на этой земле более двух тысяч лет.
                  Даже к 2026 году я все еще считаю, что многие китайцы, даже будучи обеспеченными едой и одеждой, все равно выберет роль «спекулянта». Это можно объяснить как влиянием исторического опыта, так и влиянием мира, увлеченного материальными желаниями — кто не хочет, чтобы его жизнь становилась все лучше и лучше?
                  Именно поэтому правительство Китая постоянно подчеркивает «Служить народу» и повторяет: «Желание народа — это наша цель боев». Это не только девиз для самомуодобрения, но и самая холодная, самая реальная реальность на земле Китая: если ты не сможешь приносить благо широким массам людей, не сможешь стабилизировать этих «спекулянтов» — то конец партии и государства действительно будет уже вокруг угла.
                  1. 0
                    13 января 2026 09:30
                    Читая о Китае, мне кажется, они никогда не жалели о гибели своих соотечественников. Разве что от нападений японцев. В этом веке было стихийное бедствие, погибло около 7 млн, какая-то спокойная реакция там была. Как-то иначе, чем европейцы, ведут себя hi
    2. +2
      12 января 2026 14:50
      Ропот 55
      Любой бунт легче всего гасить в начале его.
      Вопрос в другом.
      Что может предложить руководство Ирана своему народу далее. Аятолла 1939 года рождения уже не в состоянии руководить и предлагать что-то новое.
      Если пошли разговоры на тему замены курса страны на идеологию светского государства, значит общество созрело для этого и власть аятоллы долго не продержится, ровно так когда и Мусави́ Хомейни́ стал править страной.
      В истории всё повторяется.
      1. 0
        12 января 2026 18:31
        будут проводить экономические реформы, а муллы останутся
    3. 0
      13 января 2026 02:06
      так надо было сразу.... или ждали ,когда выскажутся все недовольные ?
  2. +3
    12 января 2026 13:41
    Ну, посмотрим, что будет в итоге.
    1. +2
      12 января 2026 15:10
      Цитата: opuonmed
      Ну, посмотрим, что будет в итоге.

      Видимо, иранские власти делают выводы и понимают, что без внутренних изменений не обойтись, если "президент Масуд Пезешкиан в обращении к нации пообещал продолжение экономических реформ".
      И ещё интересная информация - народ откликнулся на призыв президента "выходить на улицы, чтобы не дать радикалам подменить реальные социальные требования политическим переворотом".
      Москва. 12 января. INTERFAX.RU - Десятки тысяч человек вышли на улицы иранских городов в понедельник, чтобы выразить поддержку властям, сообщает агентство Associated Press.
  3. +11
    12 января 2026 13:52
    " В результате ускоренного судебного процесса первая группа осуждённых организаторов беспорядков будет приведена в исполнение в среду утром после утренней молитвы фаджр методом повешения до наступления смерти. Часть казней может быть проведена публично в соответствии с нормами исламского законодательства." заявление официальных силовых структур Ирана. Никто с протестунами ,которые проплачены сионистами сюсюкать не будет.
    1. +2
      12 января 2026 14:03
      oleg-nekrasov-19 hi , быстро однако даже я бы сказал очень быстро,а главное наглядно.
      1. +4
        12 января 2026 14:05
        Да , жестко будут с ними поступать в этот раз, хотя в 2022 году было гораздо "демократичнее" -понадавали условных сроков и повыпускали. Вот и результат на лицо. hi
        1. +2
          12 января 2026 14:07
          oleg-nekrasov-19,согласен шанс давали,давали,этих предупредили,предупредили,не разошлись,н разошлись ну всё по честному.
    2. +3
      12 января 2026 14:19
      Абсолютно поддерживаю жесткие методы и меры иранских властей, иначе сейчас нельзя.... Вон, один Янукович хотел отделаться малой кровью, не расправился с незаконными вооруженными и осуществляемыми беспредел силами на майдане, поддался им, влиянию внешних врагов, сдал страну.... И вот мы видим теперь скольких сотен тысяч жизней украинцев, стоила ему и всей укре эта трусость и ошибка.
      1. -6
        12 января 2026 15:02
        Януковича попросили так сделать, у нас появился крым, а у него пенсия и дача мадэ ин Ростов.
      2. -1
        12 января 2026 16:04
        А вот это ты тоже поддерживаешь? Почему-то вы тут делаете акцент на внешнем влиянии, хотя там внутреннего хватает за глаза.
        Как ты на такой политико-экономической базе построишь патриотизм? Когда одни "вы там держитесь, денег нет, здоровья вам и хорошего настроения", а другие эти деньги не знают куда девать.
        "Правящий класс контролирует и распределяет сырьевую ренту по большей части в свою пользу. 10% богатейших иранцев получают более 50% национального дохода страны, тогда как 50% беднейших довольствуются лишь 13%. По накопленным богатствам разрыв ещё сильнее: половине иранского общества принадлежит лишь 4% собственности.
        Безработица десятилетиями держится в коридоре 9–13%. Среди молодёжи она особенно высока — более 20%. Именно эта группа стала социальной базой нынешних протестов.
        Политическая надстройка Ирана соответствует экономическому базису. Над парламентом и президентом стоит клерикальный режим, имеющий возможность вмешиваться во все аспекты государственной жизни. Верховного правителя (рахбара) «в соответствии с волей Аллаха» (а не народа) пожизненно выбирают 86 богословов.
        Рахбару подчинены и армия, и силовые структуры, и «стражи исламской революции». Последние имеют право накладывать вето на решения политиков, вычеркивать кандидатов из избирательных списков. А тот, кого такие порядки не устраивают, рискует и свободой, и жизнью.
        В замкнутой системе, находящейся под внешним давлением, правящий класс начинает всё жёстче закручивать политические тиски, стремясь удержать власть в своих руках. Власть теряет связь с обществом, лишаясь представления о его реальных настроениях и потребностях. На фоне экономического застоя это неизбежно приводит к социальным взрывам"
    3. +2
      12 января 2026 15:07
      Наглядный пример имеет потрясающий педагогический эффект...
    4. 0
      12 января 2026 15:55
      Хорошо бы этих протестунов сначала дня на два в клетку на площади чтобы все могли в ряху плюнуть.
  4. -2
    12 января 2026 14:11
    Думаю, именно отключение интернета, сыграло главную роль, в дестабилизации и потере организованности в рядах заговорщиков и ведомых ими баранов.
    Однако ничего не закончилось еще.., пока горит достаточно, сша и Израиль ( главный заказчик) попытаются еще максимально использовать и направлять продолжающуюся волну протестов и беспредела, в целях свержения режима аятолл. Да и прямую свою агрессию против Ирана, Израиль и штаты очевидно планируют, под предлогом защиты оппозиции, ведомой преступными и радикальными силами, спонсируемыми из-за рубежа... В общем, в покое Иран не оставят уже, пока не добьются своих настоящих целей сионистские элиты. Будут давить и "бить" по Ирану, его элите, до последнего, всевозможными способами. Однако, закончится это для Израиля может катастрофически... и - скорее всего.
    Китай ( в особенности) с Россией помогут Ирану в военном плане.., сейчас же главное отбиться от внутренних засланных врагов и предателей, ведомых врагами Ирана.
    .
  5. 0
    12 января 2026 14:11
    Начались столкновения с полицией, появились лозунги уже против политического строя

    Всё по одной и той же методичке.
  6. -1
    12 января 2026 14:24
    Януковича для консультаций пусть пригласят, он поведает как не надо усмирять бесноватых.
  7. -1
    12 января 2026 14:49
    В Тегеране заявляют, что уличная волна схлынула и ситуацию удалось стабилизировать.

    Самое время дожать "оппозиционеров", зачистить все малины пока бандосы на дно нырнули. Наиболее обезбашенных представителей т. н. молодёжи - подвести к границе и пинка под зад ввалить, с лишением гражданства. Пусть у покровителей помощи поищут...
  8. -1
    12 января 2026 15:08
    Для Ирана, где значительная часть населения живет от зарплаты до зарплаты

    Офигеть!? И как они там выживают?
    1. -1
      12 января 2026 15:18
      Не очень...
      При инфляции сотни процентов и без питьевой воды.
      Но "ситуация под контролем"
      1. +2
        13 января 2026 02:29
        voyaka uh
        (Alexey)
        0
        Вчера, 15:18
        Новый
        Не очень...
        При инфляции сотни процентов и без питьевой воды.
        Но "ситуация под контролем"
        ты уже там, в Иране? laughing tongue
  9. +1
    12 января 2026 15:50
    Западных фашистов надо сразу давить как тараканов, чтобы не успели ничего изгадить.