Military Review

Unknown Richard Sorge

18
Why was the intelligence officer recognized in the USSR only 20 years after the war?


Unknown Richard Sorge

The name of the Soviet intelligence officer Richard Sorge (1895 – 1944) is inseparable from stories World War II for the sole reason that it was he who most accurately indicated the date of the outbreak of war.

These are the famous “Ramsay Agent” messages. 30 May 1941: “Berlin informed Ott that the German action against the USSR will begin in the second half of June. Ott on 95% sure that the war will start. ” June 1: “Waiting for the start of the German-Soviet war around June 15 is based solely on the information that Lieutenant Colonel Scholl brought with him from Berlin, from where he left for May 6 in Bangkok. In Bangkok, he will occupy the post of military attache. ” 15 June: “The German courier told the military attaché that he was convinced that the war against the USSR was probably delayed until the end of June. The military attache does not know whether there will be a war or not. ” June 20: "The German ambassador to Tokyo Ott told me that war between Germany and the USSR is inevitable."

We note, however, that, despite the widely spread legend, the specific number of the beginning of the war - 22 June 1941 g. - Sorge did not name. It should also be borne in mind that not only from Ramsay, but also from other intelligence agents, the Soviet leadership received information that Germany would attack the Soviet Union on April 15, 1, 15, May 20, June 15 ... These days were coming, but the war did not start. Including Richard Sorge called several terms that were not confirmed (for example, a message from May 19 about the beginning of the war at the end of May 1941). Therefore, alas, the Ramsay warnings (from 30 of May, 1, 15, 20 of June) did not play a proper role in preparing for a reflection on the fascist aggression.

The information reported to Sorge after a couple of months had much greater effect that Japan would not oppose the USSR by the end of 1941 and at the beginning of 1942, which would save it from the exhausting war on two fronts.

This report Sorge already believed seriously (thanks, of course, warnings about the timing of the outbreak of war). The stake was able, without much risk, to remove from the eastern borders of the country 26 fresh, well-trained Siberian divisions and transfer them to Moscow, preventing the Nazis from seizing our capital.

Richard Sorge is still quite a mysterious figure for us, although much has been written about him in the USSR and Russia after 1964. I knew, of course, that Sorge served in the German army during the First World War, but did not know that he was a gentleman of Iron cross and participated in the famous battle of Verdun, where he was seriously wounded, and he did not know that it was Verdun who had a decisive influence on his worldview. And this is very important, because with regard to the playboy, how Sorge is portrayed in Western films and books, the question always arises: how much was he sincere in his service to the communist idea?

I must immediately say: Sorge was absolutely sincere in his decisive rejection of the world order that had led mankind to Verdun and his meat grinders.

But this does not mean that many beautiful myths about Sorge are true. It turns out that this supposedly “courteous gentleman”, being the corporal of the German army, preferred to beat the teeth in all other methods of persuading subordinates. Hazing bred! But the main disappointment, of course, is not this, but the fact that the legendary Sorge, this Soviet James Bond, in fact for many years, from 1918-th to 1929-th, led the life of the party functionary average for the lovers of adventurous and detective stories the link - first in the Communist Party of Germany, and then in the apparatus of the Comintern in Moscow. And who knows, maybe the not very well-established party and Comintern career of Sorge is the key to understanding his personality. Judge for yourself: he, a man of the same generation with Hitler, passes, like the one of the First World War, receives the rank of corporal, becomes a Knight of the Iron Cross, and also goes to party work after the war — only Sorge in the CNG, and Hitler in the NSDAP. Moreover, for a short period of his life, Hitler was like Sorge in the communist ranks — when he served in the Bavarian Red Guard and spied for the Reichswehr. However, the younger Sorge by the time of 1919 was the doctor of economics, and who is Hitler in 1919? No one! He even had no place to live in Munich, that's why he headed to the Red Guard barracks, from where he left for 1914 to go to the front. Sorge - brutal handsome, and Hitler? Sorge is a great-nephew of a famous comrade-in-arms of Marx, which seems to have promised him a dizzying career in the KPD, and Hitler is a man without a family without a tribe, not even a German citizen. But go and see: for 1923, when the communist coup in Hamburg and the Nazi outbreak in Munich broke out, Sorge is still a minor CNG functionary, and Hitler is already the sole leader of a rather big party. Hitler wrote in prison “My Struggle”, which immediately became a political bestseller, and the professional publicist Sorge is still unknown to the general public and almost humiliatingly uses the only chance to “rise”: he asks the leaders of the Communist International Kuusinen, Manuilsky, Pyatnitsky for several days in his apartment during the KPG congress, pick him up to Moscow. "To Moscow! To Moscow! ”What about Moscow? He was there waiting for the post of assistant, consultant, assistant in the apparatus of the Comintern ... The same soup, but thinner. And Hitler, meanwhile, grows into a policy of general German scale. In 1928 – 1929 Sorge is breaking out abroad, to Scandinavia, as an instructor of the Comintern, but here there are new humiliations: the need to literally beg for a penny from Moscow for maintenance. Our macho man writes to Moscow: I can't keep borrowing 3 – 5 crowns with a promise to give in Berlin!

For an active and broad-minded person, Sorge simply had no choice but to offer his services to the Red Army Intelligence Directorate and go anywhere, even to China, but for independent work, in which he achieved the greatest success.

Interestingly, while working in China, Sorge came to a prophetic conclusion about strengthening the role of the United States in international affairs: "It became clear to me that in the future the United States would take the place of Britain as the dominant power in the Pacific."

In 1933, the command decides to send Zorge to Japan, where he arrived on 6 in September 1933, as a correspondent for influential German newspapers Bursen Courier and Frankfurter Zeitung. Prior to this, he visited the United States, where, as a German correspondent, he managed to receive a letter of recommendation from the Japanese embassy to the Japanese Foreign Ministry.

In 1938, the man who had recruited Richard - Jan Berzin, the head of the military intelligence of the USSR - was arrested, convicted and executed. In addition, they arrested almost all the associates of Berzin in the Soviet military intelligence. A significant number of its employees working abroad were recalled to the USSR, some of whom were repressed. They called a secret telegram and Sorge. However, he, apparently suspecting that instead of going on leave, he could be awaiting arrest, he would postpone his departure under various pretexts. Sorge, in fact, was in Japan, contrary to the orders of the command.

From Mikhail Alekseev’s book “Your Ramzai” (M., 2010) it became clear why in the USSR Sorge was “recognized” only in 1964. The fact is that, judging by the documents of the Japanese “case of Sorge” cited by the author, he, as they say, “partially cooperated with the investigation” and confessed that he was an agent of the Comintern. According to the well-known security officer B. I. Gudz, this was due to the fact that they used torture on Sorge. No, Sorge did not give out any secrets to Intelligence and the NKVD, but he spoke and wrote about the structure and nature of the activities of the Comintern in some detail. And by the way, he gave a special subscription to the Comintern (it is given by M. Alekseev) under no circumstances to do so. After all, the Comintern was not the most open organization and, moreover, at the time of his arrest, Sorge was still active.

Apparently, in prison, Sorge decided to “sacrifice” the Comintern (dissolved 15 in May of 1943) in order not to sacrifice intelligence secrets.

I think before assigning the title of Hero of the Soviet Union to a scout in 1964, the Politburo resolved the question: did Sorge consider his revelations about an already non-existent organization to be a betrayal or not? And, probably, they considered it a tactical move, and not a betrayal.

After all, before the cruel execution (hanging on a piano string), Sorge, who did not know Japanese, exclaimed in Japanese: “Sekigun (Red Army)! Kokusai kesanto (Comintern)! Sobieto kyosanto (Soviet Communist Party)! ”
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/
18 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Renat
    Renat 8 May 2013 09: 04
    +3
    Not for nothing in many cities the streets are named after him.
  2. aszzz888
    aszzz888 8 May 2013 09: 55
    +3
    These are intelligence geniuses! Eternal memory of Sorge!
    1. steel frame
      steel frame 9 May 2013 03: 36
      0
      And Walter Schelenberg, in his memoirs, writes that Sorge worked well for Germany. So who is he - Sorge?
  3. vania
    vania 8 May 2013 09: 58
    +1
    best spy of the 20th century
  4. Son
    Son 8 May 2013 10: 26
    -3
    Interestingly, the USSR was not at war with Japan, and it was hanged ... As a spy of an opposing country ... That spy who works only for one intelligence is bad.
    But, brought benefit to our country.
  5. Kaa
    Kaa 8 May 2013 10: 27
    11
    After the end of the war, a special commission on the Sorge case worked in the US Senate, on the basis of documents from the Japanese secret services, it came to a paradoxical conclusion voiced in the Senate: the main merit of Sorge is that through his connections in the government and with Prince Konoe, he was able to persuade the Japanese elite into 1941, to direct a blow first in the southern direction (Pacific Ocean), and after the defeat of the Red Army by the Wehrmacht, take advantage of the fruits of victory and only then send troops to Primorye. In other words, the Americans accused Sorge of provoking Japan's attack on the United States instead of the USSR, and Stalin, long before the attack on Pearl Harbor, was able to transfer Siberian divisions to Moscow, breaking the seizure of Moscow. So, no more, no less ... If this is true - then the "aerobatics" of the highest flight, because it was after the start of the war between Japan and the United States that Germany declared war on the United States, "fastening" those to active actions as part of the anti-Giler coalition. from Sorge, not recognizing him as their agent, when the Japanese twice turned to the USSR with a proposal to exchange him for arrested Japanese residents, otherwise, in the midst of the war, Japan would publish the documents of the investigation, from which it would proceed that the USSR was indirectly the cause of Japanese aggression, which would inevitably lead to the complication of relations between the USSR and the United States. So, alas, it is sad, but the IVS had to be sacrificed to Zorge, in this case all accusations of Japan were directed towards the dissolved Comintern and the lone Zorge, behind which the Soviet Union did not stand ...
    1. Son
      Son 8 May 2013 10: 31
      +2
      Thanks, informative ...
  6. Lexagun
    Lexagun 8 May 2013 11: 33
    +3
    Myth is a myth. Not only did they begin to commemorate him during Khrushchev, but also his refusal to return to his homeland was associated with real fears of a possible arrest. Unfair arrest? And here are the questions. The number of double or even triple agents in all the intelligence services of the world has always been so great that often the services themselves didn’t very accurately believe who this or that character is serving and he plays double recruitment on the instructions of the Motherland, in personal mercantile interests, he is really an agent of that side or all taken together at once or in various combinations. Hence the large-scale purges in intelligence at that time.
    For example, in Moscow there is a street not only of Richard Sorge, but also, for example, KUUSINEN Otto Wilhelmovich wink He is still a specialist, the decision on his awarding was taken, for example, by the British parliament, for his services to the Angian crown, that is, the fact that he was a staff member of MI6 is widely and generally known, as well as his role in anti-Russian politics, by the way, it was he who greatly helped Khrush occupy a leading position, it was he who "created" Andropov (read Falin), who in turn introduced into the "upper society" not only the "humpback" and, in general, the entire galaxy of kovs (Romanov, Yakovlev, Shevardnadze, etc. USSR: Agents of Influence?

    But back to Sorge, in his case there is one strangeness.

    Namely - he was executed.

    What's so strange about that? Well, do you think the "evil" Japanese executed the established intelligence officer? So the problem for fans of Sorge is that it is possible to execute a "shpien" (employee), regardless of the severity of the damage inflicted on them, if and only if there is a war between the parties. And the execution took place at a time when the war between the USSR and Japan (from Japan - 1944) was not expected even in the near future, but it was already in full swing with the United States.
    It is no coincidence that ours refused to exchange Sorge. And the conclusions of the American commission about the role of Sorge (very, very exaggerated) in the Japanese attack on Pearl Harbor are not accidental. All this is "Casus belli". The Americans, in dire need of a pretext for a war with Japan, themselves provoked this attack (starting from the blockade), they are generally adept at this - the Gulf of Tonkin, the Bay of Pigs, the Twin Towers, Sadamov's nuclear or chemical weapons, the Boston terrorist attack), and naturally then they "appoint" others as guilty. has it ever been different? By the way, it was the states that were interested in involving the USSR in the war with Japan. As well as accusing the USSR of provoking Japan in an attack on the United States, the commission was just post-war in the midst of McCarthyism.

    That is why on the Lubyanka before Khrushch, who rehabilitated a very significant number of murky characters, no one considered Richard Sorge his own. Well, when a myth is created, it is often easier to support it than to debunk it, and it’s not all that appealing, because you can doubt other "heroes"

    And of course, he was our scout too, well, to some extent.
  7. EDA2000
    EDA2000 8 May 2013 13: 55
    -1
    So is he a spy or a scout?
  8. Lexagun
    Lexagun 8 May 2013 14: 59
    +2
    The destruction of a myth, an image that before that was important and positive, is always painful and unpleasant.

    For amers, he is a scout, for the Japanese he is spy, but for us?

    After all, as it was already noticed, there was some benefit from him, but what? Well, not the start date of the war.
    Convinced the Japanese not to attack the USSR? So I imagine Sorge with a placard "hands off the USSR" on the streets of Kyoto.
    Japan, like China now, would be happy to "pick up - pick up" our Far East and something else. But to get involved in a war, and even on two fronts, while blocking access to energy resources (the Americans, in fact, because of what they attacked them) ?! I still have a better opinion even of the samurai. I am regarding their intelligence. Would have surrendered our Moscow, and it is unlikely that the Japanese would have poked. if only after our defeat, and their hopes were not justified, to our happiness.

    As for patriotism, I don’t really understand how I can demonstrate it by praising a long-time functionary of the Comintern and an obvious American intelligence officer. And it is difficult for me to say which of these his hypostases was more anti-Russian and anti-Soviet. But the definition of Richard Sorge as a Soviet intelligence may well be offensive to Soviet intelligence. So the flag is all right, just awareness is better.
  9. datur
    datur 8 May 2013 20: 53
    +1
    For amers, he is a scout, for the Japanese he is spy, but for us? - DUK is also a scout !!!! uncle lived a full, in his understanding of life !!!! wink
  10. pinecone
    pinecone 10 May 2013 13: 20
    +2
    “A shattering example of the brilliant success of intelligence.” / Douglas MacArthur /

    “His work was impeccable.” / Kim Philby /

    “In all my life I have not met a more outstanding person than he.” / Mitsusada Yoshikawa, the main prosecutor at the Sorge trial, who sought his death sentence. /

    “Sorge was the man whom I consider to be the greatest scout in history.” / Jan Fleming /
  11. smershspy
    smershspy 13 May 2013 14: 17
    +2
    Quote: pinecone
    “A shattering example of the brilliant success of intelligence.” / Douglas MacArthur /

    “His work was impeccable.” / Kim Philby /

    “In all my life I have not met a more outstanding person than he.” / Mitsusada Yoshikawa, the main prosecutor at the Sorge trial, who sought his death sentence. /

    “Sorge was the man whom I consider to be the greatest scout in history.” / Jan Fleming /


    I agree! Glory to intelligence! A scout always remains to the end a scout!

Неизвестный Рихард Зорге

Почему разведчик был признан в СССР лишь спустя 20 лет после войны

Неизвестный Рихард Зорге

Имя советского разведчика Рихарда Зорге (1895–1944) неотделимо от истории Великой Отечественной войны уже по одной только причине, что именно он наиболее точно указал дату начала войны.

Вот эти знаменитые сообщения «агента Рамзая». 30 мая 1941 года: «Берлин информировал Отт, что немецкое выступление против СССР начнётся во второй половине июня. Отт на 95 % уверен, что война начнётся». 1 июня: «Ожидание начала германо-советской войны около 15 июня базируется исключительно на информации, которую подполковник Шолл привёз с собой из Берлина, откуда он выехал 6 мая в Бангкок. В Бангкоке он займёт пост военного атташе». 15 июня: «Германский курьер сказал военному атташе, что он убеждён, что война против СССР задерживается, вероятно, до конца июня. Военный атташе не знает — будет война или нет». 20 июня: «Германский посол в Токио Отт сказал мне, что война между Германией и СССР неизбежна».


Отметим, однако, что, вопреки получившей широкое распространение легенде, конкретное число начала войны – 22 июня 1941 г. – Зорге не называл. Следует также учитывать, что не только от «Рамзая», но и от других разведчиков советскому руководству поступали сведения, что Германия нападет на Советский Союз 15 апреля, 1, 15, 20 мая, 15 июня… Эти дни наступали, а война не начиналась. В том числе и Рихард Зорге называл несколько сроков, которые не подтвердились (например, сообщение от 19 мая о начале войны в конце мая 1941 г.). Поэтому, увы, предупреждения «Рамзая» (от 30 мая, 1, 15, 20 июня) на подготовке к отражению к фашистской агрессии должной роли не сыграли.

Куда больший эффект имела сообщенная Зорге через пару месяцев информация, что Япония до конца 1941 года и в начале 1942 года не выступит против СССР, чем избавит его от изнурительной войны на два фронта.

Этому донесению Зорге уже поверили всерьез (благодаря, конечно, предупреждениям о сроках начала войны). Ставка смогла без особого риска снять с восточных границ страны 26 свежих, хорошо обученных сибирских дивизий и перебросить их под Москву, предотвратив захват гитлеровцами нашей столицы.

Рихард Зорге – по-прежнему довольно загадочная для нас фигура, хотя о нем много написано в СССР и России после 1964 г. Я знал, конечно, что Зорге служил в германской армии во время Первой мировой войны, но не знал, что он кавалер Железного креста и участвовал в знаменитой битве под Верденом, где был тяжело ранен, как не знал и того, что именно Верден оказал решительное воздействие на его мировоззрение. А это очень важно, потому что в отношении того плейбоя, каким изображается Зорге в западных фильмах и книгах, всегда исподволь возникает вопрос: а насколько он был искренен в своем служении коммунистической идее?

Тут надо сразу сказать: Зорге был абсолютно искренен в решительном неприятии того устройства мира, которое привело человечество к Вердену и подобным ему мясорубкам.

Но это не значит, что многие красивые мифы о Зорге – правда. Оказывается, этот якобы «обходительный джентльмен», будучи ефрейтором германской армии, всем другим методам убеждения подчиненных предпочитал битье по зубам. Дедовщину разводил! Но главное разочарование, конечно, не в этом, а в том, что легендарный Зорге, этот советский Джеймс Бонд, на самом деле многие годы, с 1918-го по 1929-й, вел скучнейшую для любителей авантюрных и детективных сюжетов жизнь партийного функционера среднего звена – сначала в компартии Германии, а потом в аппарате Коминтерна в Москве. И как знать, может быть, не очень сложившаяся партийная и коминтерновская карьера Зорге является ключом к пониманию его личности. Судите сами: он, человек одного поколения с Гитлером, проходит, как и тот, Первую мировую, получает чин ефрейтора, становится кавалером Железного креста и тоже после войны уходит в партийную работу – только Зорге в КПГ, а Гитлер – в НСДАП. Причем Гитлер короткий период своей жизни был как бы Зорге в коммунистических рядах – когда служил в Баварской Красной гвардии и шпионил в пользу рейхсвера. Однако более молодой Зорге уже к 1919 г. – доктор экономики, а Гитлер в 1919-м кто? Никто! Ему даже негде было в Мюнхене жить, оттого-то он и направился в казармы Красной гвардии, откуда уходил в 1914 г. на фронт. Зорге – брутальный красавец, а Гитлер? Зорге – внучатый племянник известного соратника Маркса, что вроде бы сулило ему головокружительную карьеру в КПГ, а Гитлер – человек без роду без племени, даже не гражданин Германии. А вот поди ж ты: к 1923 г., когда разразились коммунистический путч в Гамбурге и нацистский в Мюнхене, Зорге – по-прежнему малозначительный функционер КПГ, а Гитлер – уже единоличный вождь немаленькой партии. Гитлер пишет в тюрьме «Мою борьбу», сразу же ставшую политическим бестселлером, а профессиональный публицист Зорге по-прежнему неизвестен широкой публике и едва ли не униженно использует единственный шанс «подняться»: просит вождей Коммунистического Интернационала Куусинена, Мануильского, Пятницкого, несколько дней живших у него в квартире во время съезда КПГ, забрать его в Москву. «В Москву! В Москву!» А что в Москве? Его там ждут должности референта, консультанта, помощника в аппарате Коминтерна… Тех же щей, да пожиже влей. А Гитлер тем временем вырастает в политика общегерманского масштаба. В 1928–1929 гг. Зорге вырывается за границу, в Скандинавию, в качестве инструктора Коминтерна, но здесь новые унижения: необходимость буквально выклянчивать у Москвы копейки на содержание. Наш мачо пишет в Москву: я не могу постоянно занимать по 3–5 крон с обещанием отдать в Берлине!

Для деятельной и широкой натуры Зорге просто не было другого выхода, как предложить свои услуги Разведуправлению РККА и отправиться куда угодно, хоть в Китай, но зато на самостоятельную работу, в которой он и добился наибольших успехов.

Интересно, что, работая в Китае, Зорге пришёл к пророческому выводу об усилении роли Соединенных Штатов в международных делах: «Мне стало ясно, что в будущем США займут место Великобритании, как господствующая держава на Тихом океане».

В 1933 году командование принимает решение о направлении Зорге в Японию, куда он прибыл 6 сентября 1933 года в качестве корреспондента влиятельных немецких газет «Бёрзен курьер» и «Франкфуртер цайтунг». Перед этим он посетил США, где как немецкий корреспондент сумел получить от японского посольства рекомендательное письмо в министерство иностранных дел Японии.

В 1938 году человек, завербовавший Рихарда – Ян Берзин, руководитель военной разведки СССР, – был арестован, осужден и расстрелян. Кроме того, арестовали почти всех соратников Берзина в советской военной разведке. Значительное количество ее сотрудников, работавших за рубежом, были отозваны в СССР, некоторые из них репрессированы. Вызвали секретной телеграммой и Зорге. Однако он, видимо, подозревая, что вместо отпуска его может ждать арест, отбытие на Родину под разными предлогами откладывал. Зорге, собственно, находился в Японии вопреки приказу командования.

Из книги Михаила Алексеева «Ваш Рамзай» (М., 2010) стало ясно, почему в СССР Зорге «признали» только в 1964 г. Дело в том, что, судя по приведенным автором документам японского «дела Зорге» и его тюремным запискам, он, как говорится, «частично сотрудничал со следствием» и сознался, что был агентом Коминтерна. По мнению известного чекиста Б. И. Гудзя, это произошло из-за того, что к Зорге применяли пытки. Нет, никаких секретов Разведупра и НКВД Зорге не выдал, а вот о структуре и характере деятельности Коминтерна говорил и писал довольно подробно. А он, между прочим, давал в Коминтерне особую подписку (она приводится М. Алексеевым) ни при каких обстоятельствах не делать этого. Ведь Коминтерн был не самая открытая организация и, к тому же, на момент ареста Зорге еще действующая.

Видимо, в тюрьме Зорге решил «пожертвовать» Коминтерном (распущенным 15 мая 1943 г.), чтобы не жертвовать секретами разведки.

Думаю, перед тем, как присвоить в 1964 г. разведчику звание Героя Советского Союза, в Политбюро решали вопрос: считать ли изменой Зорге его откровения по поводу уже несуществующей организации или нет? И, вероятно, посчитали это тактическим ходом, а не изменой.

Ведь перед жестокой казнью (повешение на рояльной струне) Зорге, плохо знавший японский язык, воскликнул по-японски: «Секигун (Красная Армия)! Кокусай кёсанто (Коминтерн)! Собието кёсанто (Советская компартия)!»
Автор: Андрей Воронцов
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. Renat 8 мая 2013 09:04
    Не даром во многих городах улицы названы его именем.
  2. a.s.zzz888 8 мая 2013 09:55
    Это гении разведки! Вечная память Зорге!
    1. steel frame 9 мая 2013 03:36
      А Вальтер Шеленберг, в своих мемуарах, пишет, что Зорге нехило работал и на Германию. Так кто же он - Зорге?
      steel frame
  3. vania 8 мая 2013 09:58
    лучший шпион 20 века
    vania
  4. Сынок 8 мая 2013 10:26
    Интересно, СССР не находился в состоянии войны с Японией, а его повесили... Как шпиона противоборствующей страны... Плох тот шпион, который работает только на одну разведку.
    Но, нашей стране пользу принес.
    Сынок
  5. Каа 8 мая 2013 10:27
    После окончания войны в Сенате США работала специальная комиссия по делу Зорге,на основании документов японских секретных служб она пришла к парадоксальному выводу, озвученному в Сенате: главной заслугой Зорге является то, что через связи в правительстве и с принцем Коноэ он смог переубедить японскую верхушку в 1941 году направить удар вначале на южном направлении (Тихий океан), а уже после разгрома РККА вермахтом воспользоваться плодами победы и только тогда ввести войска в Приморье. Иными словами, американцы обвинили Зорге в провокации нападения Японии на США вместо СССР, и Сталин задолго до нападения на Перл-Харбор смог перебросить сибирские дивизии под Москву, сорвав захват Москвы. Вот так, ни больше, ни меньше...Если это верно - то "пилотаж" высшего полета,ведь именно после начала войны Японии и США Германия объявила войну США, "пристегнув" тех к активным действиям в составе антигилеровской коалиции.Поэтому и отказались от Зорге не признавая его своим агентом, когда дважды японцы обращались к СССР с предложением обменять его на арестованных японских резидентов,иначе в разгар войны Япония обнародовала бы документы следствия, из чего исходило бы, что СССР косвенно явился причиной японской агрессии, что неминуемо привело бы к осложнению отношений СССР и США. Так что, увы, печально, но ИВС пришлось пожертвоватьЗорге, в этом случае все обвинения Японии направлялись в адрес распущенного Коминтерна и Зорге-одиночки, за которым не стоял Советский Союз...
    1. Сынок 8 мая 2013 10:31
      Спасибо, познавательно...
      Сынок
  6. Lexagun 8 мая 2013 11:33
    Миф он и есть миф. Мало того что его начали поминать при хруще, так еще и его отказ о возвращении на Родину связан был с реальными опасениями о вероятном аресте. Несправедливом аресте? А вот с этим вопросы. Количество двойных, а то и тройных агентов во всех разведках мира всегда было столь велико что зачастую сами службы не очень точно полагали кому же служит тот или иной персонаж и разыгрывает он двойную вербовку по заданию Родины, в личных меркантильных интересах, реально является агентом той стороны или все это вместе взятое сразу или в различных сочетаниях. Отсюда и масштабные чистки в разведке в то время.
    Например в Москве есть улица не только Рихарда Зорге, а и например КУУСИНЕНа Отто Вильгельмовича wink , Тот еще специалист, решение о его награждении принимал например парламент Великобритании, за заслуги естественно перед ангийской короной, то есть то что он был штатным сотрудником МИ-6 широко и общеизвестно, как и его роль в антироссийской политике, кстати именно он весьма помог Хрущу занять ведущие позиции, именно он "создал" Андропова (почитайте Фалина), который в свою очередь ввел в "высший свет" не только "душку горби" и но вообще всю ту плеяду ков (романова, яковлева, шеварнадзе и т. д. разрушавших СССР. Агенты влияния?

    Но вернемся к Зорге, в его деле есть одна странность.

    А именно - он был казнен.

    Что здесь странного? Ну подумаешь "злые" японцы казнили установленного разведчика? Так вот проблема для почитателей Зорге в том что казнить"шпиена" (сотрудника), вне зависимости от тяжести нанесенного им ущерба можно в том и только в том случае если между сторонами идет война. И казнь состоялась, в то время когда войны между СССР Японией (со стороны японии - 1944 год) и не предвиделось даже на ближайшую перспективу, зато с США она уже шла вовсю.
    Не случайно наши отказывались обменивать Зорге. И не случайны выводы американской комиссии о роли Зорге (весьма и весьма преувеличенные) при нападении японцев на Перл-Харбор. Всё это - "Казус белли". Американцы остро нуждаясь в поводе для войны с Японией, сами и провоцировали это нападение (начиная от блокады), они вообще мастера на это, - тонкинский залив, залив свиней, башни близнецы, садамовское ядерное или химическое оружие, Бостонский как бы теракт), и естественно потом они виновными "назначают" других. разве хоть раз было иначе? Кстати именно штаты были заинтересованы в вовлечении СССР в войну с Японией. Равно как и обвинение СССР в провоцировании Японии в нападении на США, комиссия то как раз послевоенная в самый разгар Маккартизма.

    Вот потому на Лубянке до Хруща, реабилитировавшего весьма значительное количество мутных персонажей, Рихарда Зорге никто за своего и не считал. НУ а уж когда миф создан, то его часто проще поддерживать чем развенчивать, да и не приглядно это всё, так ведь можно усомнится и в других "героях"

    А так конечно был он и нашим разведчиком тоже, ну в какой то степени.
  7. EDA2000 8 мая 2013 13:55
    Так он шпион или разведчик?
    EDA2000
  8. Lexagun 8 мая 2013 14:59
    Разрушение мифа, образа, который до этого был важным и положительным всегда болезненно и неприятно.

    Для амеров он разведчик, для японцев - шпиен, а для нас?

    Ведь как тут уже заметили некоторая польза от него была, вот только какая? Ну не дата же начала войны.
    Убедил японцев не нападать на ссср? Так и представляю себе Зорге с плакатиком "руки прочь от СССР" на улицах Киото.
    Япония как и например сейчас Китай с удовольствием "подобрала бы - подберет" наш Дальний восток и еще чего нибудь. Но в ввязываться в войну, да еще на два фронта, при блокировании доступа к энергоресурсам (американцами, собственно из-за чего те и напали на них)?! Я все-таки лучшего мнения даже о самураях. Я относительно их разумности. Сдали бы наши Москву и то вряд ли бы японцы сунулись бы. только бы после нашего поражения, и их надежды не оправдались, к нашему счастью.

    А что до патриотизма, то я не очень понимаю каким образом я могу его проявить восхваливая давнего функционера коминтерна и явного сотрудника американской разведки. И какая из этих его ипостасей была более антирусской и антисоветской мне сказать сложно. Но определение Рихарада Зорге как советского разведчика вполне может быть оскорбительно для советской разведки. Так что с флагом все в порядке ,просто информированность лучше.
  9. datur 8 мая 2013 20:53
    Для амеров он разведчик, для японцев - шпиен, а для нас? -- ДЫК тоже разведчик!!!! дядя жил полной,в его понимании жизнью!!!! wink
  10. pinecone 10 мая 2013 13:20
    “Сокрушительный пример блестящего успеха разведывательной деятельности”. /Дуглас Макартур/

    “Его работа была безупречной”. /Ким Филби/

    “За всю свою жизнь я не встречал более выдающейся личности, чем он”. /Мицусада Ёшикава, главный обвинитель на судебном процессе Зорге, добившийся вынесения ему смертного приговора./

    “Зорге был человеком, которого я считаю величайшим разведчиком в истории”. /Ян Флеминг/
    pinecone
  11. smershspy 13 мая 2013 14:17
    Цитата: pinecone
    “Сокрушительный пример блестящего успеха разведывательной деятельности”. /Дуглас Макартур/

    “Его работа была безупречной”. /Ким Филби/

    “За всю свою жизнь я не встречал более выдающейся личности, чем он”. /Мицусада Ёшикава, главный обвинитель на судебном процессе Зорге, добившийся вынесения ему смертного приговора./

    “Зорге был человеком, которого я считаю величайшим разведчиком в истории”. /Ян Флеминг/


    Согласен! Слава разведке! Разведчик остается всегда до конца разведчиком!
    smershspy

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня