Игровые манипуляторы и защита от дронов в «предпрототипе» танка М1Е3

3 533 17
Игровые манипуляторы и защита от дронов в «предпрототипе» танка М1Е3

Первый «предпрототип» американского танка М1Е3, который в будущем должен заменить имеющиеся в строю «Абрамсы», был получен военными ещё в конце прошлого года. Совсем недавно это изделие было представлено широкой общественности, что даёт возможность рассмотреть некоторые нововведения, которые могут быть применены в будущем серийном танке.

Вместо введения


Когда высшие военные чины из США заявили, что американская армия получит первый «предпрототип» танка М1Е3 к концу 2025 года, часть экспертного сообщества не только у нас, но и за рубежом скептически отнеслись к столь оптимистичным планам. На то, разумеется, были причины — процесс разработки концепта будущей машины, способной заменить классические «Абрамсы», шёл ни шатко ни валко уже давно, а видимых результатов, кроме пластиковых моделек и демонстрационного образца AbramsX от General Dynamics, не наблюдалось.



Но, как оказалось, заокеанские «партнёры» не обманули. Первые фотографии изделия были опубликованы ещё в начале января сего года, а совсем недавно один из «предпрототипов» публично продемонстрировали на детройтской выставке. И, надо отметить, по внешнему виду он не особо-то и отличается от базовых М1 — никаким футуристическим видом, как у Abrams X, танк не отличается. Что, в общем-то, совсем не удивительно.

Пока это просто «предпрототип», то есть даже не прототип, внешний облик и техническое оснащение которого в целом уже сформировано. Иными словами — испытательный стенд, на котором будут обкатываться внедряемые новшества, а посему то, что было представлено на выставке, практически со стопроцентной гарантией будет отличаться от финального изделия.

Однако некоторые решения, имеющие вполне внятные шансы на превращение из конструкторских набросков в штатные атрибуты будущего танка, уже можно заметить. По ним мы и пройдёмся.

Игровые манипуляторы в дело


Несколько лет назад в российских средствах массовой информации мелькала новость о том, что из пользователей онлайн-игр про танки могут получиться хорошие танкисты — только не виртуальные, конечно, а реальные. Дескать, набившие руку в компьютерной стрелялке игроки обладают базовыми знаниями и умениями в тактике и взаимодействии боевых единиц на поле боя, а потому как минимум по части обучения с ними будет намного проще, чем с теми, кто никогда в игры не играл.


Утверждение, конечно, абсолютно бредовое, но полностью сбрасывать со счетов игровую индустрию не стоит. Причём дело тут далеко не в том, что игрушки действительно могут дать какие-то значимые знания и опыт. Гораздо ценнее здесь эргономическая составляющая, а именно — органы управления в виде игровых манипуляторов (геймпадов и рулей), без которых игровую приставку и представить трудно.

С первого взгляда может показаться, что это несусветный бред. Но на самом деле именно игровые манипуляторы могут похвастаться высочайшей степенью эргономики, начиная от удобства расположения геймпада в руках и заканчивая анатомически удобным расположением кнопок. Всё-таки годы исследований для определения идеальной формы манипулятора, борьба за клиентов и прочие технические и экономические аспекты оказывают своё влияние.

Всё это стало причиной появления подобных геймпаду пультов управления ещё на этапе эскизных проработок боевого отделения будущего танка М1Е3. Они же были представлены и на детройтской выставке — там в качестве пульта управления, скорее всего механика-водителя танка М1Е3, фигурировал игровой контроллер Fanatec для гоночных симуляторов.


Не исключено, что подобные изделия появятся на рабочих местах наводчика и командира, что, во-первых, реально улучшит эргономику. Во-вторых, в США, в отличие от России, игровые приставки и игровые манипуляторы по типу геймпадов и рулей распространены куда шире, а это может упростить процедуру обучения танкистов, большая часть которых с такими устройствами знакома ещё с детства.

Приведём цитату полковника Райана Хауэлла, руководителя программы М1Е3:

...Теперь обучение молодого солдата управлению этим танком занимает всего 30 секунд — то, на что раньше у нас уходили дни, даже недели… Я приведу цитату одного из солдат, который помогал нам на ранних этапах.

Когда мы впервые посадили его за рабочее место экипажа, он уже находился в процессе демобилизации, но помогал нам, участвуя в принятии ключевых проектных решений. Он сказал нам: «Если бы я знал, что смогу работать на такой платформе, я бы остался в армии»...

Панорамный прицел/прибор наблюдения и защита от дронов


О том, что будущий М1Е3 будет иметь нестандартную компоновку, стало понятно ещё с тех времён, когда был отменён проект модернизации танков «Абрамс» под стандарт SEP v.4. Тогда американские военные заявляли, что танк, потяжелевший практически до 67 тонн, стал слишком обременительным в плане логистики, потребления топлива и проходимости, поэтому надо принять на вооружение что-то полегче, в районе 50 тонн.

Придумать что-то в классической компоновке с тяжёлой броневой защитой, учитывая такое ограничение по массе, попросту невозможно. Поэтому единственным верным выходом из сложившейся ситуации стало применение необитаемой башни с переносом обитаемых отделений в носовую часть корпуса танка. Это было продемонстрировано и на AbramsX, и на нынешнем «предпрототипе».

Однако есть и существенный минус — полная зависимость экипажа от технического зрения, что вынуждает делать ставку на проверенные решения. Именно поэтому как минимум по части панорамного прицела/прибора наблюдения американцы не стали изобретать велосипед и оснастили «предпрототип» М1Е3 уже знакомой им прицельно-наблюдательной системой S3 от компании Leonardo.


В зависимости от потребностей заказчика, S3 могут оснащаться как охлаждаемыми длинноволновыми тепловизорами типа LWIR, так и неохлаждаемыми средневолновыми MWIR с разрешением 1280 на 960 пикселей, обеспечивающими уверенное обнаружение целей в условиях плохой видимости, в том числе беспилотных летательных аппаратов.

Помимо этого, все варианты S3 оснащены цветной телевизионной камерой для дневных условий с разрешением 1280 на 720 пикселей. Всё это дополняется лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели, который успешно работает как с крупногабаритными целями типа «танк», так и с малоразмерными и малозаметными по типу БПЛА.

К слову, похоже, именно возможность обнаруживать и сопровождать БПЛА и стала одним из главных аргументов в пользу выбора S3, так как данная система хорошо себя в этом зарекомендовала и была использована в зенитной «самоходке» M-LIDS Inc 3 на базе боевой машины «Страйкер».

Что же касается защиты (уничтожения) от беспилотных летательных аппаратов, то, скорее всего, танк в финальном варианте получит модернизированный комплекс активной защиты по типу «Трофи» или собственной американской разработки — о том, что КАЗ будет, упоминалось не раз. Однако этим ближним эшелоном американцы, как видно по «предпрототипу», не хотят ограничиваться, так как на выставочном образце установлен боевой модуль R400 Mk.2 от компании Electro Optic System.

Данный модуль поддерживает установку широкого спектра вооружений, начиная от пулемётов и заканчивая малокалиберными автоматическими пушками, и обеспечивает дистанционное управление (наведение) оружия на цель. В стандартном исполнении он имеет практически тот же функционал, что и другие дистанционные установки на современных танках, и по большей части предназначен для поражения наземных целей.


Правда, в данном случае на модуль также поставили пусковую установку противотанкового ракетного комплекса «Джавелин». Если бы модуль был установлен на какой-нибудь лёгкой боевой машине — такое решение выглядело бы оправданным, но на танке с необитаемой башней — вопрос, конечно. Впрочем, не в ПТРК дело.

В М1Е3 R400 дополнен компактным радаром EchoGuard. На полноценный зенитный он, безусловно, не тянет вообще. Тем не менее его возможностей хватает для обнаружения небольших воздушных целей на дистанции до полутора километров. Совсем малоразмерные беспилотники он обнаруживает на расстоянии около 500 метров, так что при наличии быстродействующей вычислительной аппаратуры связка «радар + пушка/пулемет» может стать крайне эффективной мерой защиты как от БПЛА, работающих на сброс боеприпасов, так и дронов-камикадзе.

Выводы


Как уже говорилось ранее, пока к представленному «предпрототипу» М1Е3 не стоит относиться даже как к промежуточному варианту будущей боевой машины. Это реально «сырое» изделие с огромной кучей изъянов. Взять хотя бы отсутствие оптических приборов наблюдения у экипажа или нерациональную установку R400 и прицельно-наблюдательной системы S3, которые перекрывают поля зрения друг друга.

Иными словами, многое из компонентов будет не раз ещё заменено. Но в целом тенденция понятна: американские танкостроители делают упор на максимальное улучшение эргономики будущего танка и, насмотревшись на то, что дроны сейчас делают с танками на поле боя, акцентируют внимание на эшелонированную защиту от этих средств поражения.

Так что будем и дальше следить за развитием событий и внесением изменений в М1Е3, особенно по части необитаемой башни, которая ныне представляет собой «огрызок» от башни М1А1, и неоднозначным решением установить в танк гибридную силовую установку, нагрузив машину пожароопасными аккумуляторами.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    Сегодня, 03:59
    Ура! Американцы изобрели "Армату"! Осталось снизить массу не снижая бронезащиты - что можно сделать только заменой традиционной башни на комбинацию низкопрофильной башни с лафетной схемой - и снова привет Армате!
    1. +2
      Сегодня, 06:20
      Про Abrams The Block III слышали что-нибудь, ась? Еще в 80-х разрабатывался, если что.
      1. +2
        Сегодня, 06:29
        Цитата: Witsapiens
        Про Abrams The Block III слышали что-нибудь, ась? Еще в 80-х разрабатывался, если что.

        Это в котором изобрели карусельный автомат заряжания и который целый один экземпляр построили? Представьте себе слыхал.
        Только что то не слыхал, чтоб его грязью как Армату поливали...
        1. +1
          Сегодня, 08:27
          Ну так вы сперва разберитесь почему Армату грязью поливали. Американцы обкатали концепцию, поняли что прикольно и перспективно, но сложно и дорого, потому убрали в дальний ящик. У нас же раструбили все кому не лень, что будем чуть ли не по 500 машин в год производить, что аналоговнет и тд, выпустили парадную партию и забросили, сказав «дорохо и ненужно, будет потом когда нибудь».
          1. +5
            Сегодня, 08:45
            Цитата: parma
            Американцы обкатали концепцию, поняли что прикольно и перспективно, но сложно и дорого, потому убрали в дальний ящик. У нас же раструбили все кому не лень, что будем чуть ли не по 500 машин в год производить, что аналоговнет и тд, выпустили парадную партию и забросили, сказав «дорохо и ненужно, будет потом когда нибудь».

            Вы упустили в обоих случаях настоящие причины отказа от развития концепции.
            Для американцев это исчезновение главной угрозы - СССР. А для России резкое убывание парка линейных машин при непринципиальном преимуществе 125 мм Арматы над теми же Т-90М.

            Цитата: parma
            Ну так вы сперва разберитесь почему Армату грязью поливали.

            Я то в курсе, что Армату грязью поливали те, кто даже доступные картинки не в состоянии посмотреть, не говоря уж о разобрать. И это вовсе не "дороговизна и сложность", а как раз компоновка.
            1. +1
              Сегодня, 09:39
              Ещё раз - американцы отказались от такой компоновки ибо было сложно и дорого в тех условиях ю, что сложились на конец 80-х/начало 90-х, а именно развитие электроники и развал ОВД/СССР как соизмеримого по силе противника. Ровно по этой же причине свернули массовое производство B-2 и F-22, хотя они себя прекрасно показали, как и F-117 в своё время, но для «полицейских операций» против технологически более слабого противника (а самое главное, противников неспособных на быстрое соразмерное военное развитие) большого числа таких машин не нужно, особенно при учёте развития всей структуры планирования и инфраструктуры США/НАТО.
              У нас же вся грязь связана именно что с «парадно партией» и громкими криками о производстве, не более и не менее. Выкати бы в 2015 у нас на парад Т-90М такой волны не было бы. Пример Т72Б3 это хорошо показывает, многие в те времена были не довольны отдельными его решениями, но в целом его тогда хвалили (я с ВО познакомился, прочитав первую статью как раз о Т72Б3, в 2012 кажется).
              ЗЫ: я понимаю, что в своих глазах мы все «д’Артаньяны», но не стоит так об умственных способностях других людей рассуждать. Вы действительно считаете, что Армата в том виде и с теми целями что заявлялись была хороша?
              1. +2
                Сегодня, 10:05
                Цитата: parma
                Ещё раз - американцы отказались от такой компоновки ибо было сложно и дорого в тех условиях ю, что сложились на конец 80-х/начало 90-х, а именно развитие электроники и развал ОВД/СССР как соизмеримого по силе противника.

                И снова вы главную причину отказа от развития концепции отвели на задний план, ну радует что хоть отрицать не стали...
                Цитата: parma
                У нас же вся грязь связана именно что с «парадно партией» и громкими криками о производстве, не более и не менее.
                Я понимаю, что всё отследить невозможно, но не видеть того, что минимум половина претензий к Армате были по поводу её "картонной защиты" башни, что чушь, и отсутствия дублирования прицелов, что глупость, это очень избирательная слепота.

                Цитата: parma
                я понимаю, что в своих глазах мы все «д’Артаньяны», но не стоит так об умственных способностях других людей рассуждать.
                Извините, но если человек глядя на фото башни Арматы без кожуха продолжает нести ахинею об отсутствии брони, или невзирая на толщину крыши башни по отношению к орудию, утверждать что защита сверху слабее чем у традиционных танков, то кем его считать? Гением?

                Цитата: parma
                Вы действительно считаете, что Армата в том виде и с теми целями что заявлялись была хороша?
                Напомните -ка. А то ведь повышенная защищённость экипажа и машины ДО применения дронов была очевидна. А 125 мм лично я изначально считал промежуточным решением.
                1. +1
                  Сегодня, 11:16
                  У каждой страны свое понимание «дорого и сложно», оно складывается из большого числа факторов, потому я и подразумевал исчезновение основного противника основной причиной «дорого и сложно».
                  Ещё раз - Араму у нас представляли практически серийной машиной, которая «вот вот насытит армию», хотя это был возможно даже не полноценный прототип, а ходовая модель. Потому в машине была целая куча явно видных недоработок и детских болячек. Я считаю главной проблемой арматы (да и всех +- актуальных машин отечественной школы) - экипаж в 3 человека при нынешнем состоянии развития тыловых служб. Ибо 3 человека это не только меньшее количество погибших и раненых при поражении машины, это в первую очередь количество обслуживающего персонала. Сравните время и сложность замены двигателя на наших и западных машинах, а у арматы ещё и необитаемая башня, набитая нужной и возможно не очень электроникой. Все это с высокой долей вероятностью на поле боя могло сделать технику одноразовой.
        2. 0
          Сегодня, 09:44
          А вот если он будет безэкипажным... на управлении через оптиковолкно/спутник/ретранслятор... вот будет тема
  2. +3
    Сегодня, 07:26
    Да, у нас не поймут такой подход к технике как джойстики, улучшенная эргономика, нам такое чуждо и вызывает насмешки, печаль
    1. +1
      Сегодня, 16:12
      танк армата с безэкипажной башней смеется над вами, м1е3 прототип в единственном числе, а танков Т-14 сделано больше чем леопардов-2а8
  3. 0
    Сегодня, 09:06
    Интересно, почему нельзя чисто оптический оптоволоконный перископ по центру башни поставить?

    Даже кажется, что теоретически можно себе представить конструктив, не требующий смещения линии заряжания от диаметра кольца башни (и даже бинокулярный и даже индивидуальный на каждого из троих с разнесением по высоте точек входа и выхода светового потока) типа [[[ ° ]]]

    Ну и естественно экипаж сзади как на Белке.

    Шото типа этого
    https://topwar.ru/254986-iz-serii-zabytyh-proektov-sovetskij-volokonno-opticheskij-pricel-dubler-dlja-tanka.html?ysclid=mkqh7u74mu119864413
    1. 0
      Сегодня, 10:43
      Цитата: Инж Мех
      Интересно, почему нельзя чисто оптический оптоволоконный перископ по центру башни поставить?

      Как оказалось оптические скользящие кольца есть, но они предназначаны только для передачи данных, а не для изображения. Соответственно без электроники всё равно не обойтись, а тогда какой в прямой оптике смысл?
      1. 0
        Сегодня, 15:44
        Цитата: Владимир_2У
        Цитата: Инж Мех
        Интересно, почему нельзя чисто оптический оптоволоконный перископ по центру башни поставить?

        Как оказалось оптические скользящие кольца есть, но они предназначаны только для передачи данных, а не для изображения. Соответственно без электроники всё равно не обойтись, а тогда какой в прямой оптике смысл?


        Теоретически можно. Как минимум один монокуляр абсолютно точно по оси вращения башни с [-образным отводом через призмы для обхода качающейся части орудия и вывыда сигнала из башни на дно корпуса.

        Водиле не нужен круговой обзор и можно хоть бинокуляр вдоль бортов прокинуть хоть на волокне хоть типа лежачих перископов.

        Короче, не просто естественно, но вполне реализуемо (вопрос в рассеивании и искажении изначального "сигнала" = кпд устройства)
        1. 0
          Сегодня, 17:30
          Цитата: Инж Мех
          Как минимум один монокуляр абсолютно точно по оси вращения башни

          Ну вот какой смысл в монокуляре, что бы что? Круговой обзор? Резервный прицел? Без электричества из изолированного отсека управления необитаемой башней управлять невозможно, значит и огонь вести невозможно, даже если использовать только дневной кана, да даже панорамой крутить дистанционно не выйдет, без электричества. А если есть ток, то и электроника работает.
          Для обзора из корпуса волоконная оптика худо бедно пойдёт, но что толку от танка без тока?
  4. 0
    Сегодня, 12:37
    геймпад вместо штурвала? Это же не вселенная Марвэл,это ОБТ.
    1. -2
      Сегодня, 14:28
      Цитата: dragon772
      геймпад вместо штурвала? Это же не вселенная Марвэл,это ОБТ.


      Конечно, конечно...
      Нафиг нам эти комиксы... Пусть ы меняются. Нам же нужны только лапти, кувалды и что бы была возможность послать кого-нибудь и куда-нибудь....
      . это тоже комикс?