Перспективы развития российских БПЛА

В настоящее время перспективы развития боевой беспилотной авиации (БПЛА военного назначения, так называемых дронов) обусловлены целым рядом факторов. Прежде всего, постоянно возрастающей ценой пилотируемых самолетов и вертолетов, ростом стоимости обучения пилотов для них – в то время как для решения достаточно широкого круга задач наличие человека сегодня не является обязательным. По этой причине наметившаяся тенденция к росту процента боевых вылетов БПЛА в будущем сохранится. Помимо этого во многих странах ведутся активные работы по разработке принципиально новых моделей и конструкций планера-беспилотника, который был бы рассчитан на повышенные нагрузки в сравнении с пилотируемой авиацией, а также по оснащению такого рода аппаратов совершенными системами управления для упрощения работы наземного оператора устройства.

Не стоит сбрасывать со счетов и человеческую жизнь – самое ценное, что у нас есть. В этом плане использование БПЛА – это возможность уменьшения человеческих жертв среди летчиков. С учетом того, что современные средства ПВО стали не только совершенным оружием, но и получили широкое распространение в мире, это становится еще более актуальным. Современная система ПВО сильно ограничивает использование тактической авиации практически на всех театрах военных действий и серьезно усложняет возможность нанесения ударов по наземным целям противника.

Одновременно с развитием систем ПВО сильный скачок произошел и в авиационном вооружении. Сегодня это высокоточное оружие, обладающее высокой дальностью применения, что исключает необходимость самолета сближаться с атакуемой целью. Постепенно пилотируемая авиация превращается просто в носителя вооружений. Ударные функции современных летательных аппаратов сведены практически к 2-м моделям. В том случае, если цели атаки заранее известны – самолет лишь доставляет оружие ближе к ним. Если же цели атаки выявляются непосредственно в процессе боевых действий – самолет должен нести дежурство в зоне применения, для того чтобы обеспечить минимальное время с момента обнаружения цели до ее поражения.


Перспективы развития российских БПЛА
Легкий БПЛА "Иркут-10"

В обеих этих ситуациях разведку целей стараются выполнять при помощи отдельных средств, а не самих носителей вооружений. Так как, чем дольше самолет «висит» в зоне действия ПВО противника, тем вероятнее его поражение. В результате для атаки наземных целей пилот постепенно становится не нужен. Летчик теряет свою функцию по обнаружению целей и наведению на них оружия. Более того наличие летчика делает самолеты крупнее по размерам, что увеличивает их заметность для средств ПВО. Также пилотируемая авиация ограничена по перегрузкам, которые испытывает пилот во время совершения тех или иных маневров во время уклонения от средств ПВО противника или маневрирования при подходе к цели. Также наличие пилота снижает продолжительность возможного патрулирования.

Все это в совокупности ведет к отказу от использования пилотируемой авиации для борьбы с наземными целями. При этом истребительная авиация еще достаточно долгое время будет оставаться пилотируемой, так как заменить летчика-истребителя в воздушном бою существенно сложней, чем для решения задачи доставки различного оружия к наземной цели.

Отечественная программа по созданию беспилотной техники в интересах ВС России призвана преодолеть сильное отставание в данной области от ведущих стран мира. Сегодня производить легкие БПЛА в состоянии многие страны, в том числе и Россия. Большое число российских компаний выпускает достаточно качественные образцы небольших БПЛА малого радиуса действия, способных совершать полеты на малых высотах. Такие БПЛА используются российскими силовыми ведомствами, МЧС, гражданскими компаниями и даже продаются за рубеж. Однако с высотными БПЛА, обладающими значительной дальностью полета все не так хорошо, в этой области лидерство США и Израиля является неоспоримым. Даже европейские страны вынуждены приобретать их технику, хотя и продолжают работы по разработке собственных моделей. И тут у России есть еще одна проблема, мы, в отличие от ряда европейских стран, не можем закупать готовые образцы вооружений, в случае невозможности их самостоятельного производства.

Происходит это по 2-м причинам. Во-первых, по-настоящему современную технику нам никто продавать не станет – так сложилось, что для стран-лидеров в данной области Россия это «вероятный противник». Не удалось приобрести достаточно современную технику даже у Израиля (отчасти из-за желания самого Израиля сохранить технологический отрыв от вероятного конкурента на рынке вооружений, а отчасти под давлением США).

Перспективы развития российских БПЛА
БПЛА «Альтиус»

Во-вторых, для России разработка и производство собственной военной техники является вопросом национальной безопасности. Россия не может зависеть от каких-либо внешних источников поставок военной продукции, так как они могут прекратиться в самый неподходящий для этого момент. Помимо этого любой экспортер высокотехнологичных образцов вооружений старается исключить возможность применения данного оружия против себя, стран-союзников и даже третьей стороны, если это каким-то образом будет противоречить собственным интересам.

Учитывая это, в настоящее время по заказу Минобороны России в нашей стране ведутся работы по созданию БПЛА 3-х типов. Первый из них – это средневысотный оперативно-тактический беспилотник «Иноходец» со взлетным весом до 1 тонны. По своим характеристикам он близок к американскому MQ-1 Predator. Второй беспилотник (носит название «Альтиус») – весом до 5 тонн должен обладать большой высотой и продолжительностью полета, по своим характеристикам он является аналогом американского MQ-9 Reaper. Возможно, данный БПЛА сможет наносить ракетные удары по наземным целям. Третий перспективный российских беспилотник – это тяжелый ударный БПЛА (НИР по проекту «Охотник»), серийных аналогов данного аппарат в мире на сегодняшний день просто нет, но работы в этом направлении ведутся во многих странах.

В настоящее время информации по всем эти трем проектам можно найти достаточно немного. Все они находятся на стадии НИР, поэтому о каких-то конкретных характеристиках перспективных российских БПЛА говорить достаточно сложно. В частности по проекту «Иноходец» существует информация лишь о стоимости проведения научно-исследовательских работ по проекту – 1 млрд. рублей. Конкурс на проведение работ выиграла петербургская группа компаний «Транзас».

Конкурс на создание БПЛА «Альтиус» выиграло казанское ОКБ «Сокол», сумма контракта также составила 1 млрд. рублей. Итогом работ казанского ОКБ стала разработка и создание прототипа-демонстратора «Альтиус-М». 5 февраля 2013 года во время визита министра обороны России Сергея Шойгу на КАПО им. Горбунова (Казань) модель БПЛА, разработанного по НИР «Альтиус-М», была впервые публично продемонстрирована на публике. Предполагается, что испытания летного образца беспилотника будут начаты в 2014-2015 годах.
БПЛА «Альтиус-М» выполнен по нормальной аэродинамической схеме и обладает крылом большого размаха с 2-мя ТВД и V-образным оперением. Масса аппарата – до 5 тонн. Многие системы БПЛА – бортовая аппаратура управления, системы электроснабжения – полностью или частично будут унифицированы с аналогами БПЛА, разрабатываемого по проекту «Иноходец», компании «Транзас».

Перспективы развития российских БПЛА
БПЛА MQ-9 Reaper, США

В 2011-2012 годах в ЭМЗ им. Мясищева планировалось на базе высотного самолета М-17РМ начать разработку летающей лаборатории для отработки бортового комплекса управления перспективных российских БПЛА «Иноходец», «Альтуист-М» и «Охотник-Б». Примечательно, что для испытания беспилотников собираются выбрать именно М-17РМ (М-55 «Геофизика»). У данного летательного аппарата максимальная высота полета превышает 21 км. В таком случае, если для испытания новых российских беспилотников не подошли другие платформы, то создатели российских БПЛА, возможно, замахнулись на очень большие высоты.

Особый интерес вызывает создание большого ударного беспилотника, так как именно он является самой сложной частью программы. В настоящее время разработка специализированного БПЛА, который был бы близок по своим возможностям к самолетам тактической авиации, не по зубам даже лидерам рынка. При этом наиболее близко к успеху подошли США. Америка уже обладает ударными БПЛА обычных схем и опытом их боевого использования. Помимо этого ряд программ по разработке нового ударного беспилотника (такие как Northrop Grumman X-47А, Boeing X-45 и X-46) были закрыты, но это не значит, что разработки по данным проектам прошли бесследно. Со временем все результаты исследований и накопленный компаниями опыт воплотятся в реальной боевой машине.

Проект российского тяжелого ударного БПЛА в рамках НИР «Охотник» предполагает создание аппарата весом до 20 тонн. Его разработкой в интересах ВВС России занимается компания «Сухой». Впервые о своих планах получить на вооружение ударный беспилотник военные заявили в рамках авиасалона МАКС-2009. Согласно заявлению Михаила Погосяна, которое было сделано в августе 2009 года, создание нового российского ударного БПЛА будет первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ «Сухого» и РСК «МиГ», официальное соглашение по данному вопросу было подписано авиапроизводителями в октябре 2012 года.

Техзадание на новый ударный беспилотник было утверждено Минобороны России в первых числах апреля 2012 года. Тогда же в прессе начала появляться информация о том, что новый ударным БПЛА, разрабатываемый компанией «Сухой», одновременно будет являться истребителем, относящимся к 6-му поколению. Предполагается, что первый образец нового беспилотника приступит к активной фазе испытаний не ранее 2016 года, а его принятие на вооружение запланировано к 2020 году. По своей конструкции данный аппарат предположительно будет изготовлен по модульной схеме, что позволит военным легко изменять его полезную нагрузку в зависимости от поставленных боевых задач.
Перспективы развития российских БПЛА
Макет БПЛА "Скат"

Стоит отметить, что РСК «МиГ» имело свою интересную наработку по ударному беспилотнику, речь идет о тяжелом малозаметном ударном БПЛА «Скат». Полноразмерный макет данного летательного аппарата впервые был показан в рамках авиасалона «Макс-2007». Тогда эта модель наделала достаточно много шума, так как работы в этом направлении – это работы по созданию самых сложнейших и передовых видов военной техники, разработка которых недоступна для большинства стран мира. Однако работы по данному проекту шли достаточно медленно и дальше создания полноразмерного макета разработчики не продвинулись.

В этом смысле объединение усилий разных компаний (корпорации «Сухой» и РСК «МиГ») по реализации достаточно сложного проекта выглядит оправданной, это вполне распространенная общемировая практика. Да и выбор корпорации «Сухой» трудно назвать случайным. Данный производитель пилотируемой боевой техники обладает действующими сложнейшими системами автоматизации управления полетом, которые установлены на серийных истребителях Су-30 и Су-35, а также фронтовом бомбардировщике Су-34. Данные системы в состоянии упростить процесс пилотирования самолетов с неустойчивой аэродинамической схемой, сводя управление сложнейшим летательными аппаратами к простым для летчика манипуляциям.

В целом можно отметить, что в России все не так плохо в области разработки БПЛА. Хотя на данный момент в ВС РФ очень мало беспилотных систем, но изменить данное положение вещей для России все-таки по силам, причем не за счет приобретения иностранной техники, а за счет отечественных разработок. Наряду с этим сроки реализации наиболее перспективных российских программ являются сопоставимыми по срокам реализации с перспективными иностранными проектами.

Источники информации:
-http://www.odnako.org/blogs/show_24467
-http://www.memoid.ru/node/Perspektivy_razvitiya_bespilotnoj_aviacii
-http://militaryrussia.ru/blog/topic-719.html
-http://militaryrussia.ru/blog/topic-681.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 56
  1. Canep 7 мая 2013 07:14
    БПЛА это пока в основном разведчики, и ударные самолеты которые можно использовать только против мирных жителей или террористов. Нужно создавать БПЛА для маневренного воздушного боя, здесь он может превзойти любой самолет. Это наверное и есть следующий этап эволюции истребителя (а не F-22 как полагают американцы).
    1. vadimus 7 мая 2013 07:25
      Давно пора прорыв делать. А с учётом такой огромной страны делать надо своё и под себя подстроенным...
      vadimus
      1. Вернем_СССР 7 мая 2013 08:23
        Может сначала сносность современным оружием все войсковые части? а уж потом заниматься прорывными технологиями?
        1. Nick 7 мая 2013 12:43
          Цитата: Вернем_СССР
          Может сначала сносность современным оружием все войсковые части? а уж потом заниматься прорывными технологиями?

          Прорывные технологии позволяют "срезать угол" в погоне за повышением боевых возможностей армии, а не плестись за лидерами в статусе вечно догоняющего.
        2. Пупырчатый 7 мая 2013 15:13
          БПЛА - это современность, а не прорывные технологии.
          1. Nick 7 мая 2013 17:45
            Цитата: Пупырчатый
            БПЛА - это современность, а не прорывные технологии.

            Не совсем так. Термином БПЛА называют широкий спектр беспилотных ЛА, не только существующих на сегодняшний день, но и еще только разрабатываемых, перспективных, с новым набором функций, возможностей, решаемых задач, постройка которых, на современном технологическом уровне еще невозможна.
          2. НЛО 7 мая 2013 19:55
            Да ну, с системами автоматизации управления полетом от ведущих авиастроителей, и если туда будут вкл элементы искусственного интелекта( а разработки ведутся ), то в будущем вполне возможна замена летчика на БИУС. Все начинается с простого, главное - не отставать. wink
      2. Joker 7 мая 2013 10:09
        Статья приукрашивает нашу действительность
        Помимо этого ряд программ по разработке нового ударного беспилотника (такие как Northrop Grumman X-47А, Boeing X-45 и X-46) были закрыты, но это не значит, что разработки по данным проектам прошли бесследно. Со временем все результаты исследований и накопленный компаниями опыт воплотятся в реальной боевой машине.

        Уже давно воплотились в Northrop Grumman X-47B который уже раз 50 испытывали и уже сажали и запускали с авианосца. Осталось немного допилить и вуаля.
        Так что это утверждение
        В настоящее время разработка специализированного БПЛА, который был бы близок по своим возможностям к самолетам тактической авиации, не по зубам даже лидерам рынка.

        Чистейшая ложь, ну или просто автор патриот и приукрашивает все.
        Проблема наша заключается даже не в том, что сам БПЛА тяжело спроектировать, тут то проблем нет вообще, взял американский БПЛА да скопировал схему с доработками, вся сложность заключается в электронике, которой у нас к сожалению нет и ближайшие лет 5 не будет точно, а это самая важная часть беспилотника.
        Давно пора прорыв делать.

        Пора, только вот сначала надо хотя бы один компьютер собрать из отечественных комплектующих и чтобы он не уступал западным образцам, вот тогда и будет прорыв и в БПЛА и во всем остальном. А пока мы закупаем всю электронику за рубежом никакого прорыва не будет. Вроде бы IBM с 2011 г. начала сотрудничество со Сколково, только вот на прошлой неделе вроде бы IBM поглотил Intel. А новостей о отечественных процессорах, видеокартах, жестких дисках и т.п. я уже сто лет не слышал. Я даже не знаю телевизор у нас кто нибудь в состоянии сделать? Так что о каких прорывах в БПЛА может идти речь? С зарубежными комплектующими максимум на что мы можем рассчитывать это на БПЛА где то на 20% с худшими характеристиками чем у США, так как новейшую электронику нам ни один не продаст.
        1. Простой 7 мая 2013 14:08
          "Northrop Grumman X-47B который уже раз 50 испытывали и уже сажали и запускали с авианосца"

          Посадку и взлёт с авианосца UAV X-47B не производил.
          В YouTube выложена анимация посадки.
          В этом году планируется произвести посадку X-47B «своим ходом" на авианосец.
        2. Bongo 7 мая 2013 14:38
          На КнААПО, в Комсомольске для оснащения Су-30 во всю используют Китайскую и Индийскую электронику.
        3. Batman 7 мая 2013 15:50
          вся сложность заключается в электронике, которой у нас к сожалению нет и ближайшие лет 5 не будет точно, а это самая важная часть беспилотника.

          эх... зачем СССР разрушили :( Если бы не разрушили, то мы бы производили самые крутые компьютеры...

          из истории: Советский ученый Пентковский (кстати многие считают что в честь него и назвали процессор) после закрытия проекта Эльбрус в 1991 году уезжает в Америку в Intel, и становится главным конструктором процессора. В итоге они выпускают Pentium (P5, или 586), по схожим схемам с Эльбрусом. Но Pentium устапал опытному образцу Эльбруса по скорости примерно в 2 раза...

          всё печально.., Но мы не сдаемся! И идем ВПЕРЕД! Кстати у нас сейчас делают отличные СуперКомпьютеры.

          Да и вся основная мировая электроника создается в Тайланде )))
          Batman
          1. ism_ek 7 мая 2013 17:33
            Не нужны суперсовременные компьютеры в БПЛА. МКС на в космосе управляют 386 процессоры с корпусе защищенном от радиации. СССР всегда отставал от Америки в микроэлектронике и никогда это не было особой проблемой.
            Для БПЛА нужны миниатюрные, экономичные и надежные двигатели с очень устойчивыми режимами работы. Нужны легкие и прочные материалы для корпуса. Нужны современные приборы наблюдения и т.д.
        4. El13 7 мая 2013 16:04
          Точно, и С-400 - это аналоговая машина исключительно на лампах и механических шестерёнках...
        5. НЛО 7 мая 2013 20:00
          Вроде как Франки предлагают сотрудничать в разработке БПЛА. Можно выделить для этого одно КБ, например Як или Ту, терять нечего, а приобрести можно много.
      3. ism_ek 7 мая 2013 17:15
        Собирают сейчас в Екатеринбурге Израильские ДРОНы.
        Приехали к нам "Израильские" специалисты и выяснилось, что они сплошь выходцы из России. Причем уехали в "сытые" Путинские годы.
        Что бы производить прорывные технологии - надо наладить систему управления. Что бы деньги доходили до инженеров, а не оседали в карманах жуликов.
        ФСБ должно ловить шпионов, крадущих наших спецов и технологии, а не демонстрантов.
      4. Цитата: vadimus
        Давно пора прорыв делать. А с учётом такой огромной страны делать надо своё и под себя подстроенным...

        Надо вкладывать в науку, микро электронику и даже наноэлектронику. Но на деле мы получаем сколково, которое создаёт порталы в карманы чиновников, для выделенных денег.
        Если будет так продолжаться, то дальше чем обещаний это сделать мы не уйдём. Заводы нужны и соответствующая заработная плата для специалистов, а не "золотые парашюты" для "эффективных менеджеров".
    2. svp67 7 мая 2013 08:02
      Цитата: Canep
      ударные самолеты которые можно использовать только против мирных жителей или террористов
      Во многом это зависит как от несовершенства конструкции самих БПЛА, так и из-за невысокой обученности "пилотов"
    3. Вернем_СССР 7 мая 2013 08:21
      Цитата: Canep
      БПЛА для маневренного воздушного боя, здесь он может превзойти любой самолет.

      А вот пилота этого самолёта, вычислительные машины заменят еще не скоро. Ибо машины могут выполнять огромнейше количество операций с минуту, а по скорости реакции и адаптации к динамически меняющейся ситуации - уступают с треском даже самому мало обученному пилоту...
      Меньше фантастики читайте...
      1. vladsolo56 7 мая 2013 09:57
        Я вам могу посоветовать полетать в симуляторе ИЛ-2, и даже в бою один на один с игровым самолетом, выиграть у него бой. По сути управление виртуальным самолетом в игре и есть зачатки программы управления самолетом бес пилота. все упирается только в количестве датчиков. Компьютер может отслеживать одновременно несколько десятков параметров, на что ни один человек не способен. Выбирать наиболее оптимальное решение. Согласен только с тем что может быть на сегодня нет еще такой программы, но мощности существующих процессоров вполне достаточны что бы такую программу создать.
        vladsolo56
        1. велосипедист 7 мая 2013 13:55
          игровые симуляторы увы далеки от реальных боевых учебных программ, сами понимаете в игре нажал кнопку убил виртуального врага, а в реальной обстановке нажал кнопку - похоронил мирных жителей!да и управлять БПЛА из-за стоимости нужна высокая степень ответственности
          велосипедист
          1. vladsolo56 7 мая 2013 14:09
            Вы может не в курсе, но из-за ошибок в разведданных летчики тоже бывает наносят удары не туда куда надо, Может вы не в курсе но пилот не видит в кого он стреляет, гражданские там на земле или военные. Кроме того на войне если пилот будет раздумывать кто же внизу, бить лили не бить, то это уже не пилот, по крайней мере не военный.
            vladsolo56
            1. велосипедист 7 мая 2013 14:26
              я про подготовку операторов БПЛА, не на игровых же симуляторах военных обучать laughing
              велосипедист
              1. vladsolo56 7 мая 2013 14:43
                Я вам про автономные системы, а вы мне про операторов, разницу ощущаете?
                vladsolo56
                1. велосипедист 7 мая 2013 14:47
                  что-то вроде полностью автоматизировать?не...
                  велосипедист
                  1. Вернем_СССР 8 мая 2013 05:05
                    Ага, это называется - "привет терминатор" laughing
                    И если уж автономные боевые машины появятся в воздухе, то и на земле будут такие же автономные терминаторы.
                    З.Ы. Видимо мужчина грибы любит... soldier
                    1. vladsolo56 8 мая 2013 05:54
                      А ты что самый умный? кто тебе такое звание присудил? если рассуждать так как ты, все определять как ОХИНЕЮ то можно крест поставить на всех перспективных разработках. Самые "умные" всегда только и делают что мешают. если фантазия не работает то лучше уж просто помолчать.
                      vladsolo56
        2. Вернем_СССР 8 мая 2013 04:33
          Цитата: vladsolo56
          Я вам могу посоветовать полетать в симуляторе ИЛ-2

          Вот в очередной раз, вроде взрослый человек, а такую ОХЕНЕЮ несёт что слов нет.
          Во превых в компьютерных играх, компьютер немного жульничает - это раз.
          Во вторых, в компьютерных играх, компьютер видет противника более чем отлично потому как всё является компьютерным и ваш ЛА тоже (т.е. компьютер в принципе не может потерять Вас из виду или не может не просчитать вашу траекторию и возможный угол атаки и возможную скорость. Плюс ко всему на компьютер не действуют системы радиоэлектронного подавления).
          И номер три - Да, я играл в ИЛ-2 на но не на клавиатуре, а с полным обеспечением огранами управдения и могу предложить Вам сыграть со мной по сети и попытаться выжить хотябы 5 минут в конткктном бою и чтоб уж уровнять шансы, предлогаю Вам взять себе в помощь одного или двух компьютерных игроков которых вы так восхваляете.
          Номер четрыре: Ни в одной компьютерной игре и не толкьо авиационной тематике, на сегодняшний день, нет достаточно совершенного ИИ, который не затупал бы и котрого нельзя было обхитрить найдя дырку в алгоритме и уж тем более нет самообучающегося ИИ.
          Этож каким надо быть, чтоб привести в пример тупых ботов из компьютерных игр...
          Может сначала стоит изучить вопрос, а потом уже нести бред?
          Кстати можно зарубиться и в ЛокОн
          Ну и как бы чтоб окончательно добить: Почему до сих пор нет ни одного БПЛА работающего по воздуху в маневровом бою? и почему вообще нет автономных БПЛА?
          Меньше комиксов читайте.
          1. Вернем_СССР 8 мая 2013 05:13
            Да и сложность ИИ в играх обуславливается тупым увеличением меткости, невосприимчевостью к повреждениям и банальным читерством, как например в гоночных симуляторах компьютер может войти в 90град поворот на 300 км\ч не то что не пользуясь тормозами, а деже не визгнув шинами.
            Показательно да? И что? в реальном бою тоже бедет так читерить? Так что оставьте этот бред своим американсканским друзьям.. Пусть пиля бюджеты, но нам такого не надо в ближайшем будущем.
            Кстати, хрен бы уж с ним с воздушным ботом. назовите мне хоть одного наземного бота, который не спотыкался о самого себя и о стены, не то что уж полноценно боегового, способного не просто быть равным человеку, но и превышать человеческие возможности.
          2. vladsolo56 8 мая 2013 05:59
            Вот ты такой умный, а думать не умеешь, я что написал что тупо скопировать игровой процесс? Поражаюсь самоуверенности человека, который даже внимательно прочитать не хочет внимательно. Я привел только пример того что автономный полет возможен, и не только прямолинейный. Далее необходимо усовершенствовать программное обеспечение, конечно если согласится с вами, то это делать ни к чему, по вашему самолетом можно только управлять по связи и ни более.
            vladsolo56
      2. Canep 7 мая 2013 10:09
        Цитата: Вернем_СССР
        А вот пилота этого самолёта, вычислительные машины заменят еще не скоро.

        Так вод над этим надо работать самым серьезным образом, по масштабам эта работа должна соответствовать программе по полету человека в космос.
        1. igor.borov775 7 мая 2013 20:40
          Да справлялись и с такой программой, Вы просто забыли были пилоты что учили компы и нарабатывали опыт неужто забыли Эскадрилья ВОЛКОВА конечно все потеряно надо начинать все заново
        2. Вернем_СССР 8 мая 2013 04:53
          Работать в первую очередь тогда надо не над БПЛА как таковыми, а развивать робототехнику (которая кстати говоря в нашей стране ведётся и показывает неплохие результаты в мировых соревнованиях).
          На сегодняшний день БПЛА - это по большей части разведчик и ничего кроме.
    4. Batman 7 мая 2013 15:38
      БПЛА для маневренного воздушного боя

      согласен, пилотируемые самолеты ограничиваются перегрузками на человека... а вот БПЛА )
      Batman
    5. Гражданский 7 мая 2013 18:10
      после стольких стенаний про БПЛА, первая более менее приливающая свет статья,
  2. svp67 7 мая 2013 08:00
    Учитывая это, в настоящее время по заказу Минобороны России в нашей стране ведутся работы по созданию БПЛА 3-х типов.
    Всем кто занят в этом очень нужном для нашей страны деле пожелаю успеха, успеха и еще раз успеха. Эти машины нужны были "уже позавчера" так что надо очень и очень "поспешать,но без лишней суеты". Надо учиться больше использовать свой технический потенциал в вопросе сбережения жизней солдат...
  3. vladsolo56 7 мая 2013 08:25
    Мне кажется что ударные БПЛА, должны разрабатываться в плане автономного полета с заложенным заданием. Системы управления самолетом, должны быть супер современные и надежно защищенные от помех. Самолет получает задание и прекращает связь с землей. Далее идет защита компьютера от внешнего воздействия. Перед выполнением задания, компьютер проверят наличие цели, идентифицирует ее, и только после этого наносит удар, после чего уходит на базу. кроме того в нем должны установлены датчики атаки как с земли, так и по воздуху. Соответственно выполнение программы по уходу от угроз или противодействия. Только такой вот самолет может быт эффективен и необходим.
    vladsolo56
    1. svp67 7 мая 2013 09:57
      Цитата: vladsolo56
      Перед выполнением задания, компьютер проверят наличие цели, идентифицирует ее, и только после этого наносит удар, после чего уходит на базу. кроме того в нем должны установлены датчики атаки как с земли, так и по воздуху. Соответственно выполнение программы по уходу от угроз или противодействия. Только такой вот самолет может быт эффективен и необходим.

      Вы не последовательны, с одной стороны - сразу после взлета, прекращение общения с командным пунктом, а с другой стороны, для того, что эффективно избегать опасностей, на БПЛА должен быть установлен активный локатор-и тогда какой смысл в радиомолчании?
      1. vladsolo56 7 мая 2013 12:30
        Смысл в том, что при обмене радиокомандами их можно отследить и перехватить, как следствие зять под контроль самолет. Все должно быть защищено от перехвата канала связи, потому самолет должен быть автономным, оснащенным необходимым количеством датчиков для обеспечения наблюдения за горизонтом.
        vladsolo56
        1. alean245 7 мая 2013 15:37
          Хороший криптостойкий шифр сведет вероятность перехвата контроля к минммуму. А работу активных сенсоров также можно отследить (причем их работу обнаружить проще чем радиообмен с командным пунктом). К тому же, неплохо было бы обеспечить взаимодействие между БПЛА и пилотируемыми самолетами (например возможность атаки объекта с помощью БПЛА по целеуказанию с пилотируемого самолета).
        2. svp67 7 мая 2013 19:28
          Цитата: vladsolo56
          Смысл в том, что при обмене радиокомандами их можно отследить и перехватить, как следствие зять под контроль самолет. Все должно быть защищено от перехвата канала связи, потому самолет должен быть автономным, оснащенным необходимым количеством датчиков для обеспечения наблюдения за горизонтом.
          Способов "защиты" каналов связи много,и они могут быть очень высокой, почти "гарантированной" стойкости.
  4. Vtel 7 мая 2013 10:32
    БПЛА нужны как воздух, но без развития отечественной микроэлектроники, это будут всего лишь примитивные аппараты узкой напрвленности. Надо создавать боевые дроны с элементами искусственного разума, чтобы такой БПЛА мог мгновенно сам принимать решения и также кучковаться с другими из своей стаи для повышения боевой эффективности. Пока РУСНАНО и ОСКОЛКОВО руководят НеРуси хорошего ждать не приходится - все разворуют, скажут так надо было, а ВВП скажет что его корешей лучше не трогать, от них "Большая Польза", как и от Горбачева.
    Vtel
  5. roial 7 мая 2013 10:34
    Статья интересная, но всё не та однозначно в этом вопросе.
    Если создать планер и силовую установку не составит особого труда и затрат то система управления беспилотника вызовет не мало трудностей.
    Как будут передаватся команды на его управление???
    По радио каналу??? Так дальность полёта будет не очень большой.
    По спутниковому каналу? А есть ли в МО спутники подходящие под это? Или их нужно ещё создать и запустить?
    roial
  6. 17085 7 мая 2013 11:10
    Почему не продолжить программу Ту-141 или Ту-123? В новом качестве конечно. Наработок миллион. Опыт положительный есть.
    1. Nayhas 7 мая 2013 12:04
      Создать легкий и прочный планер вполне возможно, проблемы начинаются с двигателей и заканчиваются электроникой с ПО. Ну если по двигателям проблема более или менее решаемая пусть даже копированием (к сожалению отечественная промышленность не выпускает двигатели для малой авиации, а из поршневых только старички АИ–14(с модификациями),АШ – 62), то с электроникой худо.
    2. Bongo 7 мая 2013 14:41
      Необходиму аппраты выполненные на новом технологическом уровне, врядли есть смысл возвращатся к громоздким конструкциям 40-летней давности.
  7. Astartes 7 мая 2013 12:16
    Даже на китайской электронике уже можно создавать вполне сносные беспилотники, правда для начала нужно определить какую роль в войсках эти беспилотники будут выполнять. Под эту роль определить задачи и спецификаций. А так статья пустая, "нужны БПЛА", а зачем??
    1. svp67 7 мая 2013 19:30
      Цитата: Astartes
      Даже на китайской электронике уже можно создавать вполне сносные беспилотники

      Да, вот только нет уверенности, что такие БПЛА не будут сразу перелетать в "поднебесную"?
  8. инженер74 7 мая 2013 12:55
    Опять путаем ДПЛА (дистанционно пилотируемый, т.е. управляемый через канал связи пилотом, ЛА) и БПЛА (беспилотный т.е. автономный, самостоятельно выполняющий задачи ЛА). По БПЛА в Союзе был не плохой задел, вспомним "Буран" (можно представить в виде орбитального ударного БПЛА, если навесить средства поражения и найти для них адекватные цели) или "Гранит" (автоматический штурмовик, способный к взаимодействию в группе, решению задач разведки, селекции и распределению целей, выработке тактики групповой атаки), все это было реализовано на элементной базе начала 70-х.
    Не думаю, что реализация подобных систем требует именно "нанотехнологий", которых у нас пока нет. Микроэлектроника конца 90-х уже избыточна.
    ЕМНИП F-22 на 486 процессоре летал с Виндой 95-й и не жужжал.
    ИМХО
  9. Простой 7 мая 2013 13:25
    "Помимо этого ряд программ по разработке нового ударного беспилотника (такие как Northrop Grumman X-47А, Boeing X-45 и X-46) были закрыты"

    Поподробнее о сием факте, если можно.
  10. rudolff 7 мая 2013 14:04
    Ударные беспилотные системы работающие по наземным целям, это уже реалии сегодняшнего дня. И область их применения, это далеко не только уничтожение террористов или "принуждение к миру" малоразвитых государств. Они вполне годятся и для полномасштабных боевых действий против современных армий развитых государств. Это и вскрытие систем ПВО, уничтожение объектов ПВО, включая как радиолокационные станции, так и сами пусковые установки, уничтожение инфраструктурных объектов, а так же скопление военной техники, живой силы, штабов, узлов связи, складов и т.д.
  11. rudolff 7 мая 2013 14:32
    Дальнейшее развитие беспилотной авиации может развиваться по пути создания дальних стратегических ударных систем и реализации истребительных функций БПЛА. И если в первом случае основные проблемы связаны с безусловной надежностью функционирования всех систем и агрегатов, а также с исключетельной защищенностью каналов связи, то во втором случае, касаемо истребителей, все несколько сложнее. Здесь тоже существует два пути развития. Это или создание компьютерных систем, близких к искусственному интеллекту и способных в значительной степени заменить собой пилота или же это будет реализация концепции "безконтактного" воздушного боя, когда БПЛА остается все тем же носителем вооружений, а весь упор делается на совершенствование систем вооружений и систем связанных с применением этих вооружений. Тогда боестолкновение происходит на значительном удалении в десятки или сотни километров и без необходимости интенсивного воздушного маневрирования. Но по любому, по какому бы пути создания перспективных БПЛ систем не идти, без развитой радиоэлектронной промышленности здесь не обойтись.
    1. Bongo 7 мая 2013 14:43
      Вы конечно правы, но кроме огневого поражения, необходима и разведка. За такими аппаратами как "Глобал Хок" большое будущее.
  12. rudolff 7 мая 2013 15:03
    Bongo, я не упоминал Глобал Хоук, по той простой причине, что сам не ровно дышу к этой машине и в любом случае буду субъективен. После нашего Бурана, на сегодняшний день это самая продвинутая и наиболее высокотехнологичная безпилотная летательная система. Я вчера уже упоминал про него в одном из комментов. Пара аналогичных Хоуку аппаратов могли бы контролировать все наше арктическое побережье от Магадана до Анадыря. Плюс северный морской морской путь. Кстате, канадцы заказали у американцев именно арктический вариант этой машины. Мне очень жаль, что мы пока не обладаем такими системами.
  13. Сторож 7 мая 2013 15:21
    ОКБ Сухого безусловно лидер российской авиапромышленности, но отдавать ему все заказы не рационально. Должна быть конкуренция. Хорошо было бы, если бы истребитель 5 поколения для ВВС РФ разработали бы 2 КБ, а МО выбрало бы лучший, скажем между МиГ 1.44 и Су-50. Забирать разработку беспилотника у МиГа - значит оставлять КБ не у дел. Ну не верится мне, что в совместном проекте у РСК "МиГ" с ОКБ "Сухого" у первых будет хоть какая-то значимая роль.
  14. вася 7 мая 2013 15:32
    Для тактической разведки они нам нужны. А для остального? Если спутники вырубят, то опять для оперативно-тактической разведки и наведения.
    Против папуасов мы не воюем.
    Для борьбы с серьезным противником (у которого есть войска РЭБ) они бесполезны.
    Зачем тратить деньги на то, что не пригодиться?
    В борьбе с боевиками лучше отрабатывать взаимодействие между ВСЕМИ структурами, чтобы авиация прилетала по адресу и с необходимыми боеприпасами. Знала варианты противодействия и умела наносить удары по противнику. На тренажерах этого не отработаешь. Лучше погибнет десяток бестолковых, но тысячи потом будут жить.
  15. duche 7 мая 2013 16:26
    Статья довольно оптимистична, что будет в реалии, надо еще дожить.Массовое применение наверняка проблематично, но для точечных ударов годится в самый раз. Какие плюсы: микроэлектронику поднимет,радиоэлектронику, логистику,технологические процессы и т.д. и т.п.
  16. abc_alex 7 мая 2013 16:34
    Блин, достали уже этими фанерными имитаторами перспектив развития БПЛА в России. :) Дайте в конце концов хоть что-то работающее серийное и превышающее габаритами бойцовку...
  17. killganoff 7 мая 2013 18:35
    Наши только приуспели в производстве красивых пластиковых моделек для показа, а "боевые" образцы БПЛА на уровне детского авиамодельного кружка...
  18. 12061973 7 мая 2013 19:29
    на фото с амерским бпла на заднем плане ил -76 стоит,что он там делает?
    12061973
    1. fzr1000 7 мая 2013 21:33
      У амеров свои беспилотники-ударные, разведывательные, у нас-свои, транспортные. belay
  19. Сараев 7 мая 2013 19:51
    Пока иван на печи лежит
    Сараев
  20. Сараев 7 мая 2013 20:11
    Цитата: 12061973
    на фото с амерским бпла на заднем плане ил -76 стоит,что он там делает?

    Возит грузы для коалиции
    Сараев
  21. JustMe 7 мая 2013 20:52
    Самое любопытное в таких разработках - не куча летающего "железа" а математика работы "мозгов" такой системы, по крайней мере - их адекватность
  22. shpuntik 8 мая 2013 01:18
    Проект "Буран" реанимировать и доработать, возможно дешевле будет и перспективнее.
    1) Он в беспилотном режиме, ещё тридцать лет назад, садился.
    2) Запуск возможен с "Мрии".
    3) Транспортный отсек большой, вооружённость будет неплохой.
    4) Дежурство по полгода-реально. После: посадка, техобслуживание и снова запуск.
    5) Возможна стыковка с МКС, т. е. работа по двойному назначению при необходимости.
    Или же проект Лозино-Лозинского: "Спираль".
    Это вместо тяжёлого-ударного, конечно.
    shpuntik
  23. Сараев 8 мая 2013 19:43
    Цитата: shpuntik
    Проект "Буран" реанимировать и доработать, возможно дешевле будет и перспективнее.
    Или же проект Лозино-Лозинского: "Спираль".


    Не получится. Технологии утрачены, кадры кто не уехал уже на пенсии.
    Средний возраст специалиста в космической отрасли 65 лет.
    Сараев
  24. Я так думаю 9 мая 2013 00:32
    Россия на современном этапе НЕ МОЖЕТ САМА производить БПЛА ... Вот и ВСЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ... А всякие рассуждения на эту тему в том числе и в этой статье - МАНИЛОВЩИНА ...
    Нет ни элементной базы для электроники ...
    Нет конструкторов ...
    Нет заводов позволяющих это делать ...

    А поэтому и рассуждать на эту тему бессмысленно ...
    1. vit24 12 мая 2013 01:04
      И современные БПЛА вам никто не продаст no Я, как израильтян, тоже выступаю против продажи России современных БПЛА.Дружите вы не с теми,а зачем врагов через вас вооружать bully
      vit24
  25. реалист 15 декабря 2013 10:53
    Цитата: Joker
    Вроде бы IBM с 2011 г. начала сотрудничество со Сколково, только вот на прошлой неделе вроде бы IBM поглотил Intel. А новостей о отечественных процессорах, видеокартах, жестких дисках и т.п. я уже сто лет не слышал.

    Пока в Сколково рулит рыжий и другие умельцы по распилу, ещё сто лет не увидим.
    реалист

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня