Перспективы развития российских БПЛА

В настоящее время перспективы развития боевой беспилотной авиации (БПЛА военного назначения, так называемых дронов) обусловлены целым рядом факторов. Прежде всего, постоянно возрастающей ценой пилотируемых самолетов и вертолетов, ростом стоимости обучения пилотов для них – в то время как для решения достаточно широкого круга задач наличие человека сегодня не является обязательным. По этой причине наметившаяся тенденция к росту процента боевых вылетов БПЛА в будущем сохранится. Помимо этого во многих странах ведутся активные работы по разработке принципиально новых моделей и конструкций планера-беспилотника, который был бы рассчитан на повышенные нагрузки в сравнении с пилотируемой авиацией, а также по оснащению такого рода аппаратов совершенными системами управления для упрощения работы наземного оператора устройства.

Не стоит сбрасывать со счетов и человеческую жизнь – самое ценное, что у нас есть. В этом плане использование БПЛА – это возможность уменьшения человеческих жертв среди летчиков. С учетом того, что современные средства ПВО стали не только совершенным оружием, но и получили широкое распространение в мире, это становится еще более актуальным. Современная система ПВО сильно ограничивает использование тактической авиации практически на всех театрах военных действий и серьезно усложняет возможность нанесения ударов по наземным целям противника.


Одновременно с развитием систем ПВО сильный скачок произошел и в авиационном вооружении. Сегодня это высокоточное оружие, обладающее высокой дальностью применения, что исключает необходимость самолета сближаться с атакуемой целью. Постепенно пилотируемая авиация превращается просто в носителя вооружений. Ударные функции современных летательных аппаратов сведены практически к 2-м моделям. В том случае, если цели атаки заранее известны – самолет лишь доставляет оружие ближе к ним. Если же цели атаки выявляются непосредственно в процессе боевых действий – самолет должен нести дежурство в зоне применения, для того чтобы обеспечить минимальное время с момента обнаружения цели до ее поражения.

Перспективы развития российских БПЛА
Легкий БПЛА "Иркут-10"

В обеих этих ситуациях разведку целей стараются выполнять при помощи отдельных средств, а не самих носителей вооружений. Так как, чем дольше самолет «висит» в зоне действия ПВО противника, тем вероятнее его поражение. В результате для атаки наземных целей пилот постепенно становится не нужен. Летчик теряет свою функцию по обнаружению целей и наведению на них оружия. Более того наличие летчика делает самолеты крупнее по размерам, что увеличивает их заметность для средств ПВО. Также пилотируемая авиация ограничена по перегрузкам, которые испытывает пилот во время совершения тех или иных маневров во время уклонения от средств ПВО противника или маневрирования при подходе к цели. Также наличие пилота снижает продолжительность возможного патрулирования.

Все это в совокупности ведет к отказу от использования пилотируемой авиации для борьбы с наземными целями. При этом истребительная авиация еще достаточно долгое время будет оставаться пилотируемой, так как заменить летчика-истребителя в воздушном бою существенно сложней, чем для решения задачи доставки различного оружия к наземной цели.

Отечественная программа по созданию беспилотной техники в интересах ВС России призвана преодолеть сильное отставание в данной области от ведущих стран мира. Сегодня производить легкие БПЛА в состоянии многие страны, в том числе и Россия. Большое число российских компаний выпускает достаточно качественные образцы небольших БПЛА малого радиуса действия, способных совершать полеты на малых высотах. Такие БПЛА используются российскими силовыми ведомствами, МЧС, гражданскими компаниями и даже продаются за рубеж. Однако с высотными БПЛА, обладающими значительной дальностью полета все не так хорошо, в этой области лидерство США и Израиля является неоспоримым. Даже европейские страны вынуждены приобретать их технику, хотя и продолжают работы по разработке собственных моделей. И тут у России есть еще одна проблема, мы, в отличие от ряда европейских стран, не можем закупать готовые образцы вооружений, в случае невозможности их самостоятельного производства.

Происходит это по 2-м причинам. Во-первых, по-настоящему современную технику нам никто продавать не станет – так сложилось, что для стран-лидеров в данной области Россия это «вероятный противник». Не удалось приобрести достаточно современную технику даже у Израиля (отчасти из-за желания самого Израиля сохранить технологический отрыв от вероятного конкурента на рынке вооружений, а отчасти под давлением США).

БПЛА «Альтиус»

Во-вторых, для России разработка и производство собственной военной техники является вопросом национальной безопасности. Россия не может зависеть от каких-либо внешних источников поставок военной продукции, так как они могут прекратиться в самый неподходящий для этого момент. Помимо этого любой экспортер высокотехнологичных образцов вооружений старается исключить возможность применения данного оружия против себя, стран-союзников и даже третьей стороны, если это каким-то образом будет противоречить собственным интересам.

Учитывая это, в настоящее время по заказу Минобороны России в нашей стране ведутся работы по созданию БПЛА 3-х типов. Первый из них – это средневысотный оперативно-тактический беспилотник «Иноходец» со взлетным весом до 1 тонны. По своим характеристикам он близок к американскому MQ-1 Predator. Второй беспилотник (носит название «Альтиус») – весом до 5 тонн должен обладать большой высотой и продолжительностью полета, по своим характеристикам он является аналогом американского MQ-9 Reaper. Возможно, данный БПЛА сможет наносить ракетные удары по наземным целям. Третий перспективный российских беспилотник – это тяжелый ударный БПЛА (НИР по проекту «Охотник»), серийных аналогов данного аппарат в мире на сегодняшний день просто нет, но работы в этом направлении ведутся во многих странах.

В настоящее время информации по всем эти трем проектам можно найти достаточно немного. Все они находятся на стадии НИР, поэтому о каких-то конкретных характеристиках перспективных российских БПЛА говорить достаточно сложно. В частности по проекту «Иноходец» существует информация лишь о стоимости проведения научно-исследовательских работ по проекту – 1 млрд. рублей. Конкурс на проведение работ выиграла петербургская группа компаний «Транзас».

Конкурс на создание БПЛА «Альтиус» выиграло казанское ОКБ «Сокол», сумма контракта также составила 1 млрд. рублей. Итогом работ казанского ОКБ стала разработка и создание прототипа-демонстратора «Альтиус-М». 5 февраля 2013 года во время визита министра обороны России Сергея Шойгу на КАПО им. Горбунова (Казань) модель БПЛА, разработанного по НИР «Альтиус-М», была впервые публично продемонстрирована на публике. Предполагается, что испытания летного образца беспилотника будут начаты в 2014-2015 годах.
БПЛА «Альтиус-М» выполнен по нормальной аэродинамической схеме и обладает крылом большого размаха с 2-мя ТВД и V-образным оперением. Масса аппарата – до 5 тонн. Многие системы БПЛА – бортовая аппаратура управления, системы электроснабжения – полностью или частично будут унифицированы с аналогами БПЛА, разрабатываемого по проекту «Иноходец», компании «Транзас».

БПЛА MQ-9 Reaper, США

В 2011-2012 годах в ЭМЗ им. Мясищева планировалось на базе высотного самолета М-17РМ начать разработку летающей лаборатории для отработки бортового комплекса управления перспективных российских БПЛА «Иноходец», «Альтуист-М» и «Охотник-Б». Примечательно, что для испытания беспилотников собираются выбрать именно М-17РМ (М-55 «Геофизика»). У данного летательного аппарата максимальная высота полета превышает 21 км. В таком случае, если для испытания новых российских беспилотников не подошли другие платформы, то создатели российских БПЛА, возможно, замахнулись на очень большие высоты.

Особый интерес вызывает создание большого ударного беспилотника, так как именно он является самой сложной частью программы. В настоящее время разработка специализированного БПЛА, который был бы близок по своим возможностям к самолетам тактической авиации, не по зубам даже лидерам рынка. При этом наиболее близко к успеху подошли США. Америка уже обладает ударными БПЛА обычных схем и опытом их боевого использования. Помимо этого ряд программ по разработке нового ударного беспилотника (такие как Northrop Grumman X-47А, Boeing X-45 и X-46) были закрыты, но это не значит, что разработки по данным проектам прошли бесследно. Со временем все результаты исследований и накопленный компаниями опыт воплотятся в реальной боевой машине.

Проект российского тяжелого ударного БПЛА в рамках НИР «Охотник» предполагает создание аппарата весом до 20 тонн. Его разработкой в интересах ВВС России занимается компания «Сухой». Впервые о своих планах получить на вооружение ударный беспилотник военные заявили в рамках авиасалона МАКС-2009. Согласно заявлению Михаила Погосяна, которое было сделано в августе 2009 года, создание нового российского ударного БПЛА будет первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ «Сухого» и РСК «МиГ», официальное соглашение по данному вопросу было подписано авиапроизводителями в октябре 2012 года.

Техзадание на новый ударный беспилотник было утверждено Минобороны России в первых числах апреля 2012 года. Тогда же в прессе начала появляться информация о том, что новый ударным БПЛА, разрабатываемый компанией «Сухой», одновременно будет являться истребителем, относящимся к 6-му поколению. Предполагается, что первый образец нового беспилотника приступит к активной фазе испытаний не ранее 2016 года, а его принятие на вооружение запланировано к 2020 году. По своей конструкции данный аппарат предположительно будет изготовлен по модульной схеме, что позволит военным легко изменять его полезную нагрузку в зависимости от поставленных боевых задач.
Макет БПЛА "Скат"

Стоит отметить, что РСК «МиГ» имело свою интересную наработку по ударному беспилотнику, речь идет о тяжелом малозаметном ударном БПЛА «Скат». Полноразмерный макет данного летательного аппарата впервые был показан в рамках авиасалона «Макс-2007». Тогда эта модель наделала достаточно много шума, так как работы в этом направлении – это работы по созданию самых сложнейших и передовых видов военной техники, разработка которых недоступна для большинства стран мира. Однако работы по данному проекту шли достаточно медленно и дальше создания полноразмерного макета разработчики не продвинулись.

В этом смысле объединение усилий разных компаний (корпорации «Сухой» и РСК «МиГ») по реализации достаточно сложного проекта выглядит оправданной, это вполне распространенная общемировая практика. Да и выбор корпорации «Сухой» трудно назвать случайным. Данный производитель пилотируемой боевой техники обладает действующими сложнейшими системами автоматизации управления полетом, которые установлены на серийных истребителях Су-30 и Су-35, а также фронтовом бомбардировщике Су-34. Данные системы в состоянии упростить процесс пилотирования самолетов с неустойчивой аэродинамической схемой, сводя управление сложнейшим летательными аппаратами к простым для летчика манипуляциям.

В целом можно отметить, что в России все не так плохо в области разработки БПЛА. Хотя на данный момент в ВС РФ очень мало беспилотных систем, но изменить данное положение вещей для России все-таки по силам, причем не за счет приобретения иностранной техники, а за счет отечественных разработок. Наряду с этим сроки реализации наиболее перспективных российских программ являются сопоставимыми по срокам реализации с перспективными иностранными проектами.

Источники информации:
-http://www.odnako.org/blogs/show_24467
-http://www.memoid.ru/node/Perspektivy_razvitiya_bespilotnoj_aviacii
-http://militaryrussia.ru/blog/topic-719.html
-http://militaryrussia.ru/blog/topic-681.html
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

56 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти