Китай наращивает свою энергоинфраструктуру, чтобы выиграть у США гонку ИИ

2 363 51
Китай наращивает свою энергоинфраструктуру, чтобы выиграть у США гонку ИИ

В прошлом, 2025 году, Китай ввел в строй 470 гигаватт новых электрогенерирующих мощностей, что примерно в семь раз превышает прирост США, не превышающий 64 гигаватта.

По информации Nikkei Asia, масштабное энергетическое строительство осуществляется в рамках стратегии Пекина по обеспечению страны дешевой и обильной электроэнергией. Эта стратегия обусловлена борьбой с США за доминирование в развитии искусственного интеллекта.



Расширение, в рамках которого возобновляемые источники энергии составляют около 80 процентов новых мощностей, прежде всего направлено на поддержание низких цен на электроэнергию, поскольку Китай стремится сократить разрыв с США в области ИИ, особенно в производительности чиповых технологий. В настоящее время в Китае продолжается строительство 27 новых атомных реакторов, кроме того Госсовет КНР в конце прошлого года одобрил еще десять дополнительных реакторов с расчетными инвестициями в размере 27,4 миллиарда долларов.

Между тем, по словам президента корпорации Microsoft Брэда Смита, американские компании, работающие в сфере искусственного интеллекта, в настоящее время уступают китайским конкурентам в борьбе за пользователей за пределами западных стран.

В интервью британскому изданию Financial Times Смит отметил, что в настоящее время Китай уже располагает несколькими конкурентоспособными моделями ИИ с открытым исходным кодом. При этом китайские компании получают субсидии от правительства, что позволяет им предлагать свои сервисы пользователям по более низким ценам. Согласно результатам проведенного Microsoft исследования, в частности, благодаря доступности китайского ИИ DeepSeek R1 искусственный интеллект стал быстрее распространяться по всему миру, особенно в странах так называемого глобального Юга. Кроме того, китайские ИИ занимают лидирующие позиции в странах, где ограничен доступ к американским аналогам. Например, в России их доля равна 43%, в Белоруссии — 56%, а на Кубе — 49%.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    Вчера, 13:15
    «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно»(В. И. Ленин)
    1. 0
      Вчера, 21:53
      Всем минусующим цитаты Ленина, Сталина и Библию, предлагаю заглянуть в первоисточники.
      В Библии вообще сплошной инцест и братоубийство.
  2. +1
    Вчера, 13:16
    Кто выиграет гонку с ИИ, тот и править миром будет.
    Россия заняла 119-е место — ИИ-сервисами пользуется менее 8% населения страны.
    1. -1
      Вчера, 13:48
      Цитата: opuonmed
      ИИ-сервисами пользуется менее 8% населения страны.

      Топвар- это ИИ-сервис?
      1. 0
        Вчера, 14:11
        Цитата: михаилл
        Цитата: opuonmed
        ИИ-сервисами пользуется менее 8% населения страны.

        Топвар- это ИИ-сервис?

        нет это проста новостной сайт с комментами )
        Это говорит о том, что в РФ пока всё плохо с ИИ, даже нет собственной ИИ-модели, приходится заимствовать иностранные аналоги.
        1. +2
          Вчера, 14:17
          Есть в России свои модели и нейросетки, не такие уж скверные, кстати. Тот же YandexGpt на собственных моделях работает. И ИИ-сервисами пользуется народу гораздо больше, кстати, какие там 8-9%. Больше 80% студентов, например ИИ-сервисы используют, даже по официальным данным.
          1. 0
            Вчера, 14:22
            Цитата: Рязанец87
            YandexGpt

            Архитектура. Модель построена на базе трансформеров (Transformer) — современной архитектуры нейросетей, предложенной исследователями Google в 2017 году Таким образом, YandexGPT использует трансформеры как фундамент, но с существенными доработками под русскоязычный контекст и интеграцию с сервисами Яндекса.
            1. 0
              Вчера, 14:34
              И что? Да, действительно используется архитектурный подход, предложенный в "Attention is All You Need"., ну так трансформеры — это открытая базовая технология, на которой построены все современные большие языковые модели. Тот же DeepSeek.
              1. -1
                Вчера, 14:39
                Да, существуют модели ИИ, которые не основаны на архитектуре Transformer, предложенной Google в 2017 году. Некоторые из них используют альтернативные подходы к обработке последовательностей данных, рекуррентные сети, диффузионные модели и другие архитектуры. (Ну это так, для понимания.) Я не пишу, что это плохо, но нужно знать, на чем основан YandexGPT.
                1. 0
                  Вчера, 14:46
                  Тут просто надо понимать, что есть определенные подходы, которые используются многими для создания собственных разработок. Условно говоря, разработка и запуск производства собственной линейки дизельных двигателей тоже опирается на принципиальный подход, сформулированный Рудольфом Дизелем.
                  1. 0
                    Вчера, 14:48
                    Ваше сравнение недопустимо, архитектура дизеля для всех одна, а мы говорим о создании архитектуры ИИ, и мы с вами выяснили, что бывают разные архитектуры, которые создали те или иные компании! Не бывает же дизель из воды пресной.
                    1. 0
                      Вчера, 14:54
                      Начали-то мы с другого, понимания оригинальности и самостоятельности разработки.
                      Продолжим аналогию. Вот, например, в России сейчас разработали и создали полностью импортозамещенный новый дизельный двигатель. Это будет собственной разработкой? Мне кажется, что да. Несмотря на то, что идея дизельного двигателя сформулирована больше века назад и несмотря на то, что существуют другие типы двигателей.
                      1. 0
                        Вчера, 14:54
                        Я вас понял, но вы сравниваете не сравнимое!
                      2. 0
                        Вчера, 14:59
                        Ок, хорошо. Вы считаете, что раз российские разработчики не смогли создать оригинальную архитектуру модели ИИ, а использовали уже предложенные и апробированные подходы, то, цитирую: "в РФ пока всё плохо с ИИ, даже нет собственной ИИ-модели,"
                        Правильно вас понял?
                      3. 0
                        Вчера, 15:05
                        Я считаю, то, что не создали архитектуру, да, плохо, в будущем это всё может аукнется ! Ну либо будем жить под одним правлением планеты Земля
          2. 0
            Вчера, 19:47
            То то у меня колонка с Алисой постоянно мозги делает, надо по 2 раза просить включить свет или розетку. Зато GPT-5 уже.
        2. +1
          Вчера, 17:25
          Цитата: opuonmed
          даже нет собственной ИИ-модели

          Нейросеть Алиса сильно лучше стала. Только её нужно скачать в виде отдельного приложения. Она даже стала напоминать дипсик и иностранные нейросети. Она стала рассуждать! Она конечно туповата по сравнению с аналогами. Но она может работать в реальном времени. А не как тот дипсик с задержкой на год! Просто если спросить дипсик про новости. Он вам новости сможет рассказать только годовалой давности.
          Сам же я пользуюсь платной нейросетью Перплексити. После этого про дипсик забыл напрочь.
          1. +1
            Вчера, 17:44
            Рerplexity для пользователя хороша тем, что это платформенное приложение, которое использует сразу несколько ИИ-моделей, грубо говоря, ИИ-поисковик. Для анализа и фактчекинга подходит лучше, а вот работает с генерацией контента лучше Chatgpt.
            Впрочем, из комментариев видно, что все внимание сконцентрировали на инструментах LLM. ИИ куда шире и интереснее.
            1. +1
              Вчера, 17:55
              Цитата: Рязанец87
              Рerplexity для пользователя хороша тем

              Особенно платная версия pro. У неё есть функция ассистента ИИ. Который может самостоятельно выполнять задания и каждый день вам об этом докладывать. Очень классная штука. Мне прям вообще понравилась.
              За подобными ассистентами будущее.
              1. +1
                Вчера, 17:57
                Согласен. Наличие таких приложений один из признаков суверенного ИИ. В России тоже начинают что-то подобное создавать - Jay Copilot делают.
          2. +1
            Вчера, 17:49
            Цитата: Stas157
            Нейросеть Алиса

            Архитектура. Модель построена на базе трансформеров (Transformer) — современной архитектуры нейросетей, предложенной исследователями Google в 2017 году Таким образом, YandexGPT использует трансформеры как фундамент, но с существенными доработками под русскоязычный контекст и интеграцию с сервисами Яндекса.
            архитектура трансформеров (Transformer) лежит в основе YandexGPT и, соответственно, влияет на работу Алисы (поскольку та использует YaGPT‑модели для генерации ответов).

            Собственная архитектура ИИ — это не просто технический выбор, а стратегическое решение. Она позволяет:

            максимально адаптировать ИИ под бизнес‑задачи;
            контролировать данные и безопасность;
            масштабироваться без ограничений;
            создавать уникальные конкурентные преимущества;
            соответствовать регуляторным и операционным требованиям.
            Без собственной архитектуры организация рискует остаться зависимой от сторонних решений, что в долгосрочной перспективе снижает гибкость и увеличивает издержки.
    2. 0
      Вчера, 14:14
      ИИ-сервисами пользуется менее 8% населения страны.

      Кто выиграет гонку с ИИ, тот и править миром будет.

      население - не участвует в этой гонке, оно - наблюдатель...
      1. -4
        Вчера, 14:29
        Цитата: Дедок
        население - не участвует в этой гонке, оно - наблюдатель...

        Доступ населения к ИИ‑моделям предоставляется по ряду ключевых причин, сочетающих технологические, экономические, социальные и стратегические мотивы.

        Основные причины
        Повышение продуктивности и качества жизни
        ИИ помогает автоматизировать рутинные задачи:

        планирование расписания;

        составление текстов и презентаций;

        перевод и редактирование;

        поиск информации и анализ данных.
        Это экономит время и снижает когнитивную нагрузку.

        Демократизация знаний и навыков
        ИИ‑модели:

        дают доступ к экспертным знаниям (например, объяснение сложных тем, помощь в учёбе);

        снижают порог входа в профессии (дизайн, программирование, маркетинг);

        поддерживают самообразование (персонализированные уроки, тренажёры).

        Экономическая выгода для общества

        Для бизнеса: малые компании и фрилансеры используют ИИ для экономии на контенте, аналитике, поддержке клиентов.

        Для государства: сокращение нагрузки на социальные службы за счёт чат‑ботов, автоматизация госуслуг.

        Для пользователей: бесплатные или дешёвые инструменты заменяют платные услуги (например, юридические консультации, дизайн).

        Стимулирование инноваций
        Открытый доступ к ИИ:

        позволяет разработчикам создавать новые приложения и сервисы;

        ускоряет внедрение ИИ в нишевые сферы (медицина, сельское хозяйство, искусство);

        формирует экосистему для стартапов.

        Конкуренция и лидерство в технологиях
        Компании и государства предоставляют доступ к ИИ, чтобы:

        удерживать пользователей в своих экосистемах (Яндекс, Google, OpenAI);

        собирать обратную связь для улучшения моделей;

        задавать стандарты в области этики и безопасности ИИ.

        Социальная адаптация к технологиям

        Подготовка общества к «эре ИИ» через постепенное внедрение инструментов.

        Снижение страха перед технологиями за счёт понятного интерфейса (например, голосовые ассистенты).

        Обучение цифровым навыкам через взаимодействие с ИИ.

        Решение социальных задач

        Помощь людям с ограниченными возможностями (озвучка текста, распознавание объектов).

        Поддержка в кризисных ситуациях (чат‑боты для психологической помощи, оповещения о ЧС).

        Доступ к образованию в удалённых регионах.

        Сбор данных для развития ИИ
        Массовое использование моделей даёт:

        разнообразие запросов для дообучения;

        выявление ошибок и предвзятостей;

        понимание реальных потребностей пользователей.

        Этические и регуляторные цели

        Контроль над распространением ИИ через официальные платформы (в отличие от «тёмных» аналогов).

        Внедрение фильтров для защиты от вредоносного контента.

        Прозрачность в использовании технологий (в сравнении с закрытыми системами).

        Формирование цифрового суверенитета
        Для государств важно:

        развивать локальные ИИ‑решения (например, YandexGPT для русскоязычного сегмента);

        снижать зависимость от зарубежных технологий;

        обеспечивать безопасность данных граждан.

        Важные оговорки
        Ограничения доступа: многие модели имеют фильтры для предотвращения злоупотреблений (например, запрет на генерацию вредоносного кода).

        Платные тарифы: расширенные функции часто требуют подписки, что балансирует нагрузку на инфраструктуру.

        Этическая ответственность: компании внедряют правила использования, чтобы минимизировать риски (дискриминация, дезинформация).

        Итог: доступ к ИИ‑моделям — это не только технологическая, но и социально‑экономическая стратегия. Она направлена на повышение эффективности, инклюзивность и подготовку общества к будущему, где ИИ станет неотъемлемой частью повседневной жизни.
        1. 0
          Вчера, 14:31
          зачем столько слов? - вас спросили когда расформировали/раздербанили СССР?
          а когда подняли пенсионный возраст?
          т.ч. мы - только наблюдатели...
        2. -2
          Вчера, 15:06
          это все и обычные программы делают без всяких ИИ, ИИ это глупость
    3. 0
      Вчера, 14:39
      А по рейтингу Стэнфордского университета Россия по развитию ИИ находится на 29 месте.
    4. -1
      Вчера, 15:03
      ИИ это такой же МММ как биткоин)))) придумали какой то ИИ
    5. 0
      Вчера, 22:00
      А как оно будет пользоваться, если основным сервисам Open AI, Anthropic, Google запрещено оказывать услуги пользователям из России. И ВПН не всегда помогает, плюс оплата кривая
  3. Если честно охренел от этих цифер 470 гиг только ввели а сколько до этого было ? За Россию не скажу ещё не рылся но вот на Украине всего 13 гиг нужно для полного счастья фигеть разница
    1. Узнал за Россию - 170 гиг а за Китай почти 10000 гиг (десять тысяч) хренеть .....
      1. 0
        Вчера, 13:29
        По данным на 2025 год, потребление электроэнергии технологиями искусственного интеллекта в России составляет около 8–12 ТВт·ч в год. Это примерно 0,7–1% от общего производства электроэнергии в стране (около 1150 ТВт·ч).
        ria.ru +1
        Эксперт Руфат Абясов, независимый инвестиционный советник и основатель финтех-компании Gbig Holdings, прогнозирует рост этого показателя к 2030 году. При консервативном сценарии (темпы роста 20–30% в год) потребление может достичь 30–50 ТВт·ч в год. В случае более агрессивного сценария (массовое внедрение ИИ в промышленности и госуправлении) — до 80–100 ТВт·ч.
        ria.ru +1
        Некоторые дополнительные данные:
        В 2023 году общая мощность дата-центров в России составляла около 500–600 МВт. К 2025 году, с учётом роста ИИ-приложений, эта цифра могла вырасти до 800–1000 МВт.
        Один крупный дата-центр с ИИ-нагрузкой (например, для обучения больших языковых моделей) потребляет 20–50 МВт в год.
        В России насчитывается около 10–15 крупных дата-центров с ИИ-нагрузкой.
        Заместитель министра энергетики России Эдуард Шереметцев отмечал, что растущее потребление электроэнергии центрами обработки данных (ЦОД), включая те, что связаны с ИИ, создаёт вызовы для энергосистемы страны. Основной проблемой он называл концентрацию такого потребления в крупных городах, где уже наблюдается дефицит мощностей.
        Стоит отметить, что официальной статистики по этому показателю нет, и оценки носят приблизительный характер.
        что яндекс алиса выдала )
        1. +3
          Вчера, 14:02
          Один крупный дата-центр с ИИ-нагрузкой (например, для обучения больших языковых моделей) потребляет 20–50 МВт в год.

          Для ИИ-нагрузки серьезной - ЦОД менее 50 Мвт это семечки. Не потянет большую модель - ни обучение, ни инференс.
          В России насчитывается около 10–15 крупных дата-центров с ИИ-нагрузкой.

          Для России крупных. Специализированных и вовсе нет. У нас менее 1% мировых мощностей - у Норвегии или Финляндии заметно больше.
    2. -1
      Вчера, 14:15
      Если честно охренел от этих цифер 470 гиг только ввели а сколько до этого было ?

      в статье не сказано о том, что с 2026 года Китай перестал покупать электричество у нас...
  4. -2
    Вчера, 13:34
    В прошлом, 2025 году, Китай ввел в строй 470 гигаватт новых электрогенерирующих мощностей, что примерно в семь раз превышает прирост США, не превышающий 64 гигаватта.

    Что тогда говорить о России? Куда она стремится, к каким вершинам дна?
    Представляю вниманию следующие показатели прироста энергомощностей в России:
    С 2011 по 2022 год установленная мощность электростанций Единой энергетической системы России выросла на 14%, или 30 ГВт.
    За 2024 год суммарная установленная мощность электростанций ЕЭС России увеличилась на 618,40 МВт. Это произошло благодаря вводу 1693,48 МВт нового оборудования, выводу из эксплуатации 1351,53 МВт генерирующих мощностей, а также увеличению или снижению установленной мощности действующего генерирующего оборудования за счёт его перемаркировки.
    Согласно прогнозу, в 2025–2030 годах среднегодовой темп прироста потребления электроэнергии составит 2,1%, а мощности — 1,5%. В 2031–2042 годах прогнозные показатели составят соответственно 1,3% и 1%
    1. +3
      Вчера, 14:18
      Цитата: ROSS 42
      Куда она стремится, к каким вершинам дна?

      я помню один профессор в 23 году говорил что РФ разработала нейроморфные процессоры которые опережают западные только про них уже 3 года не слышно и не видно по ходу опять по ушам проехали
      1. 0
        Вчера, 18:43
        Цитата: opuonmed
        опять по ушам проехали

        Да не так, чтоб "по ушам".
        Компания "Мотив" успела получить у тайваньцев пробную партию разработанных и заказанных нейропроцессоров, а вот "Мотив", хотя и оплатил свой заказ (они разработали три варианта нейропроцессоров в формате SoC под разные нагрузки — от дата-центра до смартфона), не получили ни образцов, ни возврата денег.
        И характеристики, в т.ч. энергоэффективность, у них более чем приличные.
        hi
  5. +5
    Вчера, 14:05
    Автор скромно умолчал о том, сколько у нас в РФ введено энергомощностей. Информацию нашел на сайте сделано у нас https://sdelanounas.ru/blogs/173322/. Кто не хочет заходить, расскажу. Ввели несколько электростанций в строй мощностью 1,5 ГВт. Как это согласуется с китайскими и американскими цифрами, каждый может сам подсчитать. С таким экономическим развитием есть у нас будущее??
    1. 0
      Вчера, 14:19
      Тут проблема-то не в энергомощностях, как таковых. Какой в них прок, если мы нужное оборудование производить не можем (сиречь, GPU)? Устаревшие карточки через Казахстан серым импортом таскаем втридорога. Соответственно, про инфраструктуру ЦОД и говорить нечего - слезы.
      1. +2
        Вчера, 14:20
        Без новых энергомощностей и новых производств нет развития. Китай это понял. Большевики тоже понимали.
        1. -2
          Вчера, 14:40
          С производством электроэнергии в России более-менее нормально, по крайней мере относительно ее населения и промышленности. В мировой Топ-5 входим, примерно 4% мирового.
          1. +2
            Вчера, 17:00
            Цитата: Рязанец87
            С производством электроэнергии в России более-менее нормально, по крайней мере относительно ее населения и промышленности. В мировой Топ-5 входим, примерно 4% мирового.

            Я посмотрел на сообщения, в которых российской энергетике ставят двойку...Палок от квасных патриотов прилетело, как будто пользователи несут ахинею. А это достоверные факты!!!
            Дешёвая электроэнергия в стране с отрицательной среднегодовой температурой и современными технологиями позволит освободиться от десятков километров труб теплосетей. Избавит людей от вечных ремонтов с вскрытием асфальта, Обезопасит жильё от протечек и затоплений и позволит поддерживать в помещении комфортную температуру, освободив интерьер от сквозных труб и радиаторов отопления...
            Вы в своих городах часто видели подобные дома?
            А проекты таких жилых домов известны с 60-х годов прошлого века.
            ИИ - замечательно...А как он поможет избавиться от всех этих слесарей, дворников, уборщиц, и прочих подсобных рабочих, которые вынуждены трудиться в сфере ЖКХ?
            И что интересно, сегодня уже стали забывать про отсутствии когда-то холодильников «Ноу-фрост», посудомоечных машин, микроволновок, стиральных машин-автоматов, не говоря про прочие ЭЛЕКТРО-бытовые приборы. Тот самый противный грохот перфоратора или строительных миксеров гораздо приятнее долбёжки долотом, верно?
            Но тут вспомнили какие-то топы...Да в странах, население стремится плодиться и размножаться, а в нашей стране что ни день, то «месят» друг друга, как будто это нужно для пропитания...
            Не нормально в России с производством электроэнергии, и цена кВт/ч в регионах не соответствует требуемой и затратам на производство...
            Доэкономимся, скоро некому будет платить на за газ, и ни за свет.
            В известном фильме была частушка:
            «В ресторане как-то дед скушал комплексный обед. И теперь не платит дед ни за газ и ни за свет»...А у нас и есть этому деду в ресторане не на что...
            1. +1
              Вчера, 18:10
              Дешёвая электроэнергия в стране с отрицательной среднегодовой температурой и современными технологиями позволит освободиться от десятков километров труб теплосетей.

              Извините, не очень понял, как дешевая электроэнергия позволит избавиться от теплосетей. Даже технологически себе это на текущем уровне не очень представляю. Но сразу скажу, что в данной сфере несведущ.
              А проекты таких жилых домов известны с 60-х годов прошлого века.

              Отапливаемые без батарей и теплосетей?
              ИИ - замечательно...А как он поможет избавиться от всех этих слесарей, дворников, уборщиц, и прочих подсобных рабочих, которые вынуждены трудиться в сфере ЖКХ?

              ИИ в связке с робототехникой - на 90% может решить уже сейчас.
              Но тут вспомнили какие-то топы...

              Не нравится вам "топ" - хорошо. Россия на 4-м месте в мире по производству электроэнергии. Так лучше?
              и цена кВт/ч в регионах не соответствует требуемой и затратам на производство...

              В смысле поднять надо? Энергетики про это регулярно говорят. Или снизить? но вы как будто сами упомянули про затраты на производство.
  6. -2
    Вчера, 14:07
    Китаю до США пока еще очень далеко.
    Для понимания, КНР контролирует лишь 14.1% мировой GPU-мощности против 74.5% у США.
    Качество чипов совершенно разное.
    В целом, у США тотальное господство по направлению ИИ и больших данных, т.е. критически важных технологий современного мира. "Многополярность" она такая.
  7. -1
    Вчера, 14:29
    Чёт США лидер в ИИ ,а мы в боевом гиперзвуке .Американский ИИ подкачал и или мы всётаки у американцев что то спёрли, когда у них ещё небыло ИИ. wassat А может ну его к лешему этот ИИ - тотальный контроль за населением.Не думаю что если я подумаю о водке ,мне её подадут через минуту ,скорее сковородка в голову прилетит.Макрон не даст соврать ,жертва ИИ.Французского. wassat
    1. 0
      Вчера, 15:12
      Американский ИИ подкачал и или мы всётаки у американцев что то спёрли, когда у них ещё небыло ИИ.

      получается, что наши, на "деревянных счетах" - считали быстрее, чем у них ИИ это делает сейчас...
  8. +1
    Вчера, 14:31
    Для таких утюгов кроме энергии, нужно много воды и холода. Есть мнение, что граница целесообразности размещения ЦОД находится севернее 50 гр СШ. Пока ИИ не дорос до осознания, что ЦОДы нужно строить в России.
    1. +2
      Вчера, 14:49
      Все прекрасно все понимают, PUE считают и free-cooling используют только в путь. Это в России как раз еще не поняли.
      Поинтересуйтесь сколько специализированных ЦОД под ИИ строятся, например, в Финляндии, Исландии или Норвегии. И что планируется строить в Гренландии теми же США.
      1. 0
        Вчера, 15:50
        По оценкам Zapusk Group, в России строится около 30–40 новых ЦОДов различного масштаба
        и в России поняли
        1. +2
          Вчера, 16:03
          Я вам большую часть из них даже назвать смогу без гуглежа. Тут разговор про два момента - специализация под ИИ (нагрузки на стойки совсем другие) и размещение в арктической зоне, где естественное охлаждение будет работать. Из построенного - небольшой ЦОД в Карелии есть. Проекты, да, имеются. Впрочем, даже если с той же Финляндией сравнивать...
          Для нас 100Мвт - федеральный уровень, очень много. Финны прямо сейчас больше чем на 200 ЦОД строят. Норвеги - больше чем на 500. США уже на Гвт.
          Впрочем, это все упирается в GPU. Может и построили бы, да есть проблема. Ее, правда, и китайцы еще не решили (говорят, правда, что успехи имеются).
          1. +1
            Вчера, 16:04
            в финляндии тоже только строят и если в России строят и планируют то значит поняли, вы же пишите что не поняли
      2. +4
        Вчера, 16:09
        Понять-то поняли. А что с этим делать? Илья Суцвекер и Борис Черный не у нас же разработкой LLM занимаются. Дуров вырос тут - и того попросили. Никто не будет покупать вычислительные мощности в России из-за санкций. И продавать оборудование тоже не будут.
        Поэтому странно чего-то ожидать.