МиГ-31: реальность и перспективы

50
Возобновить производство, модернизировать или создавать новый истребитель-перехватчик

На очередном заседании Комитета Государственной думы по обороне, прошедшем в апреле, обсуждалась судьба уникального истребителя-перехватчика, способного поражать объекты в ближнем космосе. Предлагаем вниманию читателей выдержки из выступлений участников и резолюции этих парламентских слушаний (начало в № 16 еженедельника «ВПК»).

Характеристики самолета уникальны

В 1987 году на севере страны были проведены уникальные учения. В разведывательно-ударную группировку входили А-50, самолет-танкер и два опытных Су-27 и МиГ-31, оснащенных системой дозаправки в воздухе. Они выполняли барражирование в Баренцевом море вплоть до Северного полюса и перехваты самолетов вероятного противника.

А-50 обнаруживал далеко идущие цели, передавал указание по радиолинии на МиГ-31, который выполнял сверхзвуковой бросок и сверхзвуковой перехват идущих на дальних рубежах целей. После этого он уходил на дозаправку, а прорвавшегося противника добивал Су-27.

МиГ-31: реальность и перспективыУчения показали: эти два самолета прекрасно дополняют друг друга и говорить о том, что какой-то из них может выполнить функции другого, нельзя. Эти две тематики обязаны существовать совместно.

Характеристики МиГ-31 действительно уникальны. В мире существовало два самолета, способных выполнять перехват на данных режимах: высота до двадцати километров со скоростями до трех тысяч километров в час. Это МиГ-31 и его старший товарищ – МиГ-25.

Президент Владимир Путин неоднократно отмечал, что при разработке новых компонентов вооружения необходимо глядеть за горизонт. Задел на будущее при развитии этой тематики – гиперзвук. А это один из признаков шестого поколения. Технологии, существующие на ОАО «РСК «МиГ» и ОАО «НАЗ «Сокол», друг друга дополняют. Сохранение производства и развитие тематики МиГ-31 дадут нам возможность заглянуть в будущее.

Роман Таскаев,
заместитель генерального директора – генерального конструктора ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»


Неотвратимость наказания – защита от нападения

В начале своего выступления хочу подчеркнуть, что Военно-воздушным силам нужен МиГ-31, летчики его любят и летают на нем с удовольствием. Возможности у него огромные. Но, к сожалению, все в этом мире имеет тенденцию к старению. Элементная база самолета, созданная в 60–70-х годах, морально и физически устарела.

В качестве примера можно сравнить ситуацию с «Локхид SR-71» – самолетом с характеристиками, даже превосходящими МиГ-31. И тем не менее американцы решили, что нельзя тратить миллиарды долларов только на то, чтобы просто показать, как он летает.

По предварительным данным, для возобновления выпуска МиГ-31 непосредственно заводу-производителю требуется 15 миллиардов рублей, смежникам – 10 миллиардов. Для доведения самолета до современного уровня необходимо также не менее 25 миллиардов рублей на ОКР по замене оборудования, прежде всего навигационного, системы вооружения, РЛС. Итого – около 50 миллиардов рублей.

Эти деньги можно вложить в создание нового суперсовременного самолета, который будет решать задачи в три раза лучше, чем МиГ-31.

Необходимо понимать, что ни одна страна в мире не сможет защитить себя от нападения равнозначного или превосходящего противника. Однако сдерживающим фактором является осознание неотвратимости наказания за подобное нападение.

Север открыт не потому, что там нет МиГ-31, а потому, что там нет радиотехнических войск. Армия у нас всего-навсего один миллион человек, а для закрытия надо ее увеличить до двух миллионов. Может, и 3,5 миллиона потребуется при нынешнем оснащении. Давайте это сделаем. Но тогда у нас вместо 25 будут всего семь миллионов работающих, а остальные станут проедать оставшиеся деньги.

Для неотвратимости наказания мы должны идти вперед по пути модернизации существующего парка самолетов и вертолетов. Мы это делаем и будем делать. Не знаю, кто и куда тратил деньги до этого, прокуратура разберется, но Военно-воздушные силы направляют их на оборону, на самолеты, вертолеты и вооружения.

О некоторых цифрах. Те 2,83 Маха, которые выдавал ранее этот самолет, сейчас недостижимы. Сегодняшний предел – 1,5 Маха по одной простой причине – не выдерживает стекло. Лучшего в России не производится. Второе. Бортовая цифровая вычислительная машина и элементная база на нем 60-х годов. Поменять программу, улучшить характеристики невозможно – устарела. Другую надо ставить только через ОКР. Хранятся все самолеты на открытой площадке, в результате – повреждение обшивки. И это еще не все проблемы.

Тем не менее самолет эксплуатируется и будет модернизирован в том варианте, в каком он нужен Военно-воздушным силам. От того, что он помимо истребительных станет решать задачи поражения наземных объектов, хуже не будет никому. Надо двигаться вперед. Только так мы сможем достойно ответить каждому, кто попытается с нами шутить.

Виктор Бондарев,
главнокомандующий ВВС, генерал-лейтенант


Нужны значительные средства

Сегодня Минобороны приняло правильное решение о модернизации этих самолетов и такой контракт заключен с ОАО «РСК «МиГ». В соответствии с соглашением завершена работа с 50 МиГ-31Б, которые превращены в МиГ-31БМ. Это с виду они одинаковы, а по назначениям и функциям – совершенно разные самолеты. На очереди реализация второго этапа преобразования МиГ-31БС в МиГ-31БМ. Это также примерно 40 самолетов.

Что дает модернизация? Это новые рубежи перехвата на сверхзвуковых скоростях, применение современного оружия. Система управления вооружением позволяет обнаружить воздушные цели на удалении 300 километров. Наращиваются возможности информационного управляющего поля кабины, что облегчает летчику выполнение боевых задач. Проходит совершенствование бортовой цифровой вычислительной системы.

Корпорация ведет работу по увеличению назначенного срока службы самолета с 20 до 28 лет, а в последующем даже свыше 30 лет.

При этом следует помнить, что это авиационный комплекс. Самолет сам по себе, без модернизации его составляющих жить не может. Всего 118 предприятий, которые входят в кооперацию по производству этого самолета.

У нас составлен подробный перечень предприятий, которые прекратили производство тех или иных комплектующих изделий. Среди них те, на которых возможно восстановление производства, но требуются достаточно большие деньги, и те, которые оказались за границей: в Белоруссии, Казахстане и на Украине.

По нашим оценкам, денег для восстановления полноценного производства МиГ-31 необходимо много – от 30 до 50 миллиардов рублей.

Сергей Коротков,
генеральный директор ОАО «РCK «МиГ»


Огромный модернизационный потенциал

Цель моего выступления – доложить истинную информацию о ситуации с двигательной установкой МиГ-31 для возможного принятия решения о возобновлении производства или модернизации парка этих самолетов.

Прежде всего следует сказать об уникальности его двигателя. Он почти в полтора раза превосходит своего собрата на Су-27 и в два – на МиГ-29. Более мощные установки только на стратегическом бомбардировщике Ту-160. Но уникальность не в этом, а в сочетании характеристик, на которых он эксплуатируется.

Хотя самолет стоит на вооружении уже очень давно, ничего подобного в мире до сих пор не создано. Сегодня он имеет назначенный ресурс 1800 часов. Это является ключевым моментом в понимании того, что делать с парком МиГ-31 и как обеспечивать его плановую модернизацию.

В 1993 году прекратился серийный выпуск, а в 1997-м – ремонт в Перми. Полный ремонт двигателя сосредоточен на 218-м авиационном ремонтном заводе в Гатчине, а его турбостартера – на 570-м заводе в Ейске. Все эти годы ОАО «Авиадвигатель» обеспечивало сопровождение ремонта, решение вопросов эксплуатации. Эта система сохранена и полноценно функционирует.

Увеличить назначенный ресурс двигателя непросто. Для этого нужны ОКР, но в обозримом будущем они не требуются. Мы совместно с представителями Минобороны и ремонтных заводов проанализировали весь парк имеющихся двигателей. Сегодня в ремфонде 1231 единица (из 1497 произведенных). Подавляющее большинство из них находится еще в первой половине выработки ресурса благодаря тому, что последние 20 лет самолет практически не летал. И огромный остаточный ресурс этих двигателей позволяет эксплуатировать их еще лет 30–40, используя для модернизированных или новых самолетов.

Есть одна техническая проблема, которая на сегодня близка к решению, связанная с элементной базой электронных агрегатов, стоящих на двигателе. Для его управления впервые в Советском Союзе применена электронно-вычислительная машина, которая, естественно, устарела. Новый электронный регулятор мы уже разработали совместно с конструкторским бюро «Стар». В ближайшее время будет подписан контракт с ОАО «Авиаремонт» на проведение летных испытаний этого агрегата и внедрение его в серию. На это нужно 188 миллионов рублей.

Возможности завода в Гатчине – ремонт 100 двигателей в год. Для обеспечения этих работ необходимо организовать в Перми дополнительное производство запчастей. Для этого нужно порядка 600 миллионов и для завода – производителя агрегатов – 220 миллионов.

Таким образом, находящихся в ремфонде 987 двигателей, подлежащих капитальному ремонту и имеющих назначенную выработку ресурса (42 процента), вполне достаточно для полетов в ближайшие 30 лет.

А для восстановления производства запчастей в Перми не потребуется заявленных здесь 15 миллиардов, для этого надо порядка одного миллиарда рублей и программа капитальных ремонтов будет полностью обеспечена. У двигателя Д-30Ф6 огромный модернизационный потенциал.

Александр Иноземцев,
генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель»


Сохранить уникальные планер и двигатель

На всех перечисленных сегодня самолетах – Су-27СМ3, Су-35, Т-50 и МиГ-31 установлено оборудование, разработанное в нашем институте. Радиолокационная система «Заслон» истребителя МиГ-31 стала родоначальником целого семейства. Это система управления вооружением, которая включает в себя локаторы с электронным сканированием луча, теплопеленгатор 8-ТК, прицельно-пилотажный индикатор.

К сожалению, можно констатировать, что возобновление производства системы управления вооружением в том виде, который был заложен, невозможно. Почему? Для элементной базы имелось специальное производство. Но это технологии даже не предыдущего, а предпредпредыдущего поколения, которые невосстановимы. По комплектующим, например, ни разработчика, ни производителя теплопеленгатора и электромеханического прицельно-пилотажного индикатора не существует. Так можно перечислять долго.

Если говорить о возобновлении производства МиГ-31, то по аналогии с Б-52 следует сохранить уникальные планер и двигатель, а вот всю радиоэлектронную начинку нужно модернизировать. Старая элементная база утеряна, а воспроизводить на новой – это ОКР со всеми вытекающими финансовыми и временными потерями. При этом следует рассмотреть различные варианты. Но надо не возвращаться к производству старого, а менять все оборудование на современное.

Юрий Белый,
генеральный директор ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова»


Угроза с севера

Обсуждая судьбу уникального самолета-перехватчика МиГ-31, мы обязаны исходить прежде всего из задач, которые он должен решать.

Опыт интервенций НАТО против Югославии, Ирака, Афганистана и Ливии показывает, что в последние десятилетия изменились методы ведения боевых действий.

Очевидно, что основную угрозу для безопасности России в войнах ХХI века будут представлять воздушно-космические средства нападения с применением прежде всего крылатых ракет. В этой связи для надежной защиты страны необходима мощная система воздушно-космической обороны (ВКО).

Сегодня экономика России держится на нефтегазовых центрах, которые являются главными источниками валютных поступлений в бюджет страны. В этой связи наш север станет одной из основных целей нападения.

Раньше главной задачей ПВО являлась защита промышленных центров, таких как Урал, Поволжье, Центральный район, а также северных рубежей нашей страны, имеющих стратегическое значение. Сегодня отечественная промышленность фактически разрушена. Так что задача неприятеля упростилась, ибо бомбить практически нечего. Потенциальный противник будет наносить удар в первую очередь по инфраструктуре, по объектам энергетики. Ярким примером могут служить войны НАТО против Югославии, Ирака, Афганистана и Ливии.

Группа американских ученых подготовила доклад о том, что всю Россию бомбить необязательно: есть 12 основных целей, по которым нужно нанести удар, и государство будет повержено. Среди них Сургутская ГРЭС.

Чем защищена эта электростанция? Ничем, ибо никаких частей ПВО поблизости нет. Стоит только одна небольшая рота радиотехнических войск в Ханты-Мансийске. Она способна отслеживать объекты на малых высотах не далее 50 километров. То есть крылатая ракета будет обнаружена лишь на подходе к цели. Максимум, что можно сделать в этом случае, – передать сигнал об опасности.

А защищен ли вообще север нашей страны? Предположим, что несколько американских ударных подводных лодок, на каждой из которых по 154 «Томагавка», подойдут к нашим берегам и произведут залп. Чем мы сможем противостоять? Раскидывать там комплексы С-300 и С-400 бессмысленно, ибо при всем радиусе их действия такие большие пространства не перекроешь.

Сейчас решать задачу обороны северного стратегического направления от средств воздушно-космического нападения способен только МиГ-31. Поэтому для прикрытия севера нашей страны существует жизненная необходимость в этой машине.

Представители ВВС говорили о том, что на подходе другие самолеты – ПАК ФА и Су-35. Но Су-35 имеет другое предназначение. Это многофункциональный истребитель, задача которого в первую очередь завоевание господства в воздухе. ПАК ФА – самолет пятого поколения. Но опять-таки проблема упирается в двигатель. Еще 10–15 лет может пройти, пока он станет реальной боевой силой и поступит в войска в необходимом количестве.

Имеющихся в наличии 122 МиГ-31 недостаточно для прикрытия колоссального российского пространства. У нас более 60 тысяч километров границы. На этом протяжении дыры в радиолокационном поле исчисляются тысячами километров.

Других самолетов и оружия, способных парировать потенциальный массированный удар крылатыми ракетами воздушного и морского базирования, у нас сейчас нет. Поэтому для прикрытия севера существует жизненная необходимость в этой машине. Мы должны отталкиваться прежде всего от этого, рассуждая о судьбе МиГ-31.

Однако спасать нужно не только этот самолет, но и военное авиастроение в целом. Оно до поры до времени держалось за счет экспортных поставок. Но уже почти зачахли всемирно известные конструкторские бюро Туполева, Ильюшина, Яковлева. Ныне политическое руководство ставит задачу создать новый стратегический бомбардировщик. Но кто будет вести опытно-конструкторские работы, если в Туполевском КБ жизнь едва теплится?

Поэтому спасение завода «Сокол» и сохранение РСК «МиГ» за счет создания новой боевой авиатехники на основе уникального перехватчика МиГ-31 является стратегической задачей государственной важности. Нам нельзя допустить потери ценнейшего научно-технического и производственного потенциала корпорации «МиГ».

Сейчас положение дел таково, что на поле военной авиации доминирует компания «Сухой». Никто не спорит, что это всемирно известное предприятие. Однако исчезает конкурентная среда, что очень нужно для создания по-настоящему прорывных и инновационных технологий.

Согласен с необходимостью разработки фактически нового самолета на основе уникальной конструкции МиГ-31. Действительно, следует не механически воспроизводить нынешний самолет, а срочно поставить задачу проведения опытно-конструкторских работ по созданию на его базе новой, сверхсовременной машины и сразу готовиться к его серийному производству на основе сохраняющихся мощностей завода «Сокол».

К сожалению, мы услышали от представителей оборонной науки и промышленности лишь стенания о том, что деталей нет, кооперация разрушена и создать новый самолет невозможно. В этой связи хотелось бы напомнить, что в 1941 году, когда немцы захватили основные промышленные районы европейской части СССР, была разрушена практически вся кооперация по производству боевой техники. Однако ее в кратчайшие сроки вновь воссоздали на Урале, в Поволжье и Западной Сибири.

Удивительно также слышать рассуждения руководства ВВС о расходах на возрождение МиГ-31. Но деньги в стране есть. В рамках государственных программ на развитие авиационной промышленности выделяются огромные средства. С учетом идущих расследований коррупции в системе Минобороны можно надеяться, что деньги будут наконец доходить до производителей.

Еще раз подчеркиваю, что речь необходимо вести не только о технической и военной стороне дела, но и о долгосрочной политической программе обеспечения обороноспособности страны через спасение научно-технического и производственного потенциала военного авиастроения. Это столь же важная, если не более важная задача, нежели просто создание нового самолета.

Вячеслав Тетекин,
член Комитета Госдумы по обороне


Выдержки из рекомендаций парламентских слушаний

Рассмотрев вопросы, связанные с современным состоянием группировки истребителей-перехватчиков МиГ-31 ВВС РФ, а также их модернизацией и возможным обновлением производства, участники парламентских слушаний отмечают: МиГ-31 продолжает оставаться одним из уникальных самолетов мира.

Он предназначен для использования в системе ПВО страны, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными гиперзвуковыми летательными аппаратами, стратегическими бомбардировщиками, низкоорбитальными спутниками и космическими аппаратами в любое время суток, в сложных погодных условиях.

Это практически единственный самолет, который способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты, летящие на предельно малых высотах. Целевое оборудование позволяет использовать МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями истребителей, имеющих менее совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, – МиГ-29, Су-27, Су-30 и Су-35. Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырех МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информации и целенаведением в составе группы. Такой вариант боевого применения позволяет четырем самолетам контролировать воздушное пространство шириной до тысячи километров.

МиГ-31 более позднего выпуска – МиГ-31Б и все последующие модификации оснащаются системой дозаправки топливом в полете от самолетов-танкеров.

На сегодня зарубежных аналогов МиГ-31 не существует. В своей работе участники парламентских слушаний основывались на том, что в современных условиях, несмотря на финансовые средства, выделенные на перевооружение армии и флота, наше государство не сможет поддерживать военно-стратегический и военно-технический паритет с ведущими мировыми державами на симметричной основе, особенно в области неядерных вооружений.

Важным моментом является принятие симметричных, нестандартных, эффективных мер с минимальными экономическими и финансовыми затратами для парирования потенциальных военных угроз безопасности государства и оптимизации военных расходов.

Особое внимание обращается на четко обозначенную в последнее время тенденцию выделения воздушно-космического оружия в качестве первоочередного и наиважнейшего как существующих, так и перспективных форм и способов ведения вооруженной борьбы.

Благодаря такому оружию вероятный противник получает возможность наносить скоординированные по времени и в пространстве высокоточные удары практически по всем целям на территории России. Одновременно им предпринимаются меры, направленные на исключение вероятного применения против него ядерного оружия и других видов ОМП. Вместе с этим трудности в создании сплошного радиационного поля территории страны подтверждают необходимость противопоставить системе воздушно-космического нападения вероятного противника эффективно действующую систему ВКО нашего государства с действенной авиационной составляющей.

Одним из таких элементов, позволяющих полноценно занять достойное место в системе ВКО, может быть использование боевых авиационных комплексов на основе глубоко модернизированных самолетов МиГ-31. При грамотно проведенной модернизации по своим тактико-техническим параметрам он еще минимум 10–15 лет будет превосходить современные отечественные и зарубежные аналоги.

У данного типа самолетов нет конкуренции по следующим направлениям боевого применения: перехват, достижение рубежа атаки в кратчайшие сроки и уничтожение воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией стратегических летательных аппаратов-разведчиков, обнаружение низколетящих целей, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет и других, оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях, возможность контролировать воздушное пространство по широкому фронту небольшим количеством самолетов, эффективное оснащение сверхсовременными антенными комплексами без нарушения аэродинамики благодаря квадратному фюзеляжу, сопровождение и прикрытие авиационной составляющей ядерных сил, уничтожение низкоорбитальных спутников противника, а также оперативный вывод спутников и спутниковых группировок массой до 200 килограммов на орбиты 200–800 километров.

На данный момент МиГ-31 является единственным боевым самолетом, способным обеспечить прикрытие воздушного пространства России в арктической зоне, в том числе объектов нефтегазодобывающей промышленности и систем транспортировки энергоресурсов. Технология производства самолетов МиГ-31 является основой для выхода к созданию технологии производства гиперзвуковых летательных аппаратов.

В связи с этим участники парламентских слушаний выражают обеспокоенность тем фактом, что несмотря на отсутствие в составе ВВС воздушных судов, способных решать весь спектр задач, возлагаемых на МиГ-31, производство самолетов данного типа практически прекращено под различными предлогами. С 1994 года после завершения серийного выпуска утрачены кооперационные связи со значительным количеством предприятий – поставщиков комплектующих изделий. Элементная база систем управления вооружением устарела. Кроме того, планируется ликвидация технологической и иной инфраструктуры, необходимой для возможного возобновления работ. Оснований для принятия такого решения нет. В то же время данные об отсутствии двигателей для этих самолетов не соответствуют действительности. В наличии 244 двигателя с форсажной камерой и 695 двигателей, требующих доработки.

В связи с изложенным материалом участники парламентских слушаний подготовили ряд рекомендаций правительству, Военно-промышленной комиссии, Минобороны и Минпромторгу, в том числе относительно возможности возобновления производства, модернизации и прекращения утилизации МиГ-31, а также создания летательных аппаратов на основе гиперзвуковых технологий.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    8 мая 2013 06:49
    Да, у каждой из сторон имеются свои неоспоримые доводы. Хотя, лично я считаю, что деньги надо потратить следующим образом:
    -основная часть, создание нового самолета, модернизацию производства и подготовку кадров,
    -минимальную, на минимально разумную модернизацию имеющихся МИГ31.
    1. +9
      8 мая 2013 07:47
      Считаю что Бондарев прав. Того оборудования, на котором производились детали МИГ-31 уже давно нет. Сейчас все станки с числовым-программным обеспечением, подобное оборудование уже есть в Перми и его надо закупать для Сокола. Использование нового оборудования потребует "оцифровки" всей рабочей документации. А это означает, что легче сразу проектировать новый самолет, максимально используя базу МИГ-31. Сейчас не 60-е годы, и новой машине нужна будет и сверхзвуковая крейсерская скорость, и спрятанное вооружение и интегрированная РЛС, как на ПАКе. А если использовать новую авионику, то лучше сразу ориентироваться на кооперацию предприятий Сухого, где все цепочки уже отлажены. И не надо плакаться о предприятиях прекративших оставшихся на Украине.
      1. 0
        8 мая 2013 08:34
        Цитата: Jurkovs
        Считаю что Бондарев прав. Того оборудования, на котором производились детали МИГ-31 уже давно нет. Сейчас все станки с числовым-программным обеспечением,

        А ведь по сути разговор идет о создании нового самолета.Потянем ли мы?
        Перестройка зря не прошла?
        1. -1
          8 мая 2013 09:29
          Цитата: APASUS
          А ведь по сути разговор идет о создании нового самолета.Потянем ли мы?

          Ну уж коли т-50 тянем, то можно сделать вывод, что потенциал не потерян. Какие то технологии необходимо возобновлять, стекло кабины для достижения гиперзвука например, но в целом ИМХО у нас все есть...
          1. 0
            8 мая 2013 10:29
            Гиперзвук не потянет,хоть нержавейкой завари фонарь
            1. foxhound
              0
              10 мая 2013 17:54
              ещё как потянет. взять пробы плекса уже существующего и доработать с помощью нано,а то "рыжий" потратил деньги на нано, а потом сказал, что вложение себя не оправдало.А не оправдало потому что не было задачи- вот вариант! А корпус у МиГа и впрямь из нержавейки...
      2. +8
        8 мая 2013 09:56
        "Оцифровка" всей документации по МиГ-31 займёт меньше 1 года точно, кроме того, уничтожать ещё имеющиеся самолёты - просто преступление, если учесть, что ресурс двигателей выработан всего на 42%, представители оборонки выше чётко показали, что затраты совсем не такие, как "поёт" командующий ВВС, вот и получается, что если начинать все рассуждения с того, кому выгодно уничтожение такого авиационного комплекса, то получается, что круче всех должны рубиться за это матрасники, они и рубятся. По этому, начинать нужно с модернизации всех имеющихся в наличии МИГ-31 и параллельно восстановить производство двигателей, которые можно использовать и дальше, поскольку аналогов ему нет и не очень предвидится. А на примере матрасного F-35 так и вообще необходимо полноценное возобновление производства планера и двигателя и перевода электронной начинки на современный уровень, тогда матрасники на F-35 даже в кабины не будут садиться, пока МИГ-31 в воздухе, поскольку удрать от него не смогут даже теоретически.
      3. +3
        8 мая 2013 15:59
        Цитата: Jurkovs
        Использование нового оборудования потребует "оцифровки" всей рабочей документации. А это означает, что легче сразу проектировать новый самолет, максимально используя базу МИГ-31.

        Ничуть не легче.
        Оцифровать старые чертежи - работа на месяц для группы из пяти чертёжников.

        А новое нарисовать мало, его нужно сделать и испытать, потом переделать по результатам испытаний и снова испытать. И так каждый блок и каждый узел. А потом собрать их вместе в самолёт, и снова: испытать, переделать и снова испытать.
        Только далёкому от конструкторской специфики человеку может показаться, что сделать новый самолётик так же просто, как перечертить старые чертежи.

        P.S. "Знаешь, Колян, я подсмотрел вчера - оказывается, хакером быть очень легко! Нужно просто в правильном порядке нажимать правильные кнопки - И ВСЁ!!!"
  2. +3
    8 мая 2013 06:53
    Кто и куда тратил деньги до этого, прокуратура разберется,-колоть надо предателя сердюкова, но Военно-воздушные силы направляют их на оборону, на самолеты, вертолеты и вооружения.Задачи стоят перед ВС сложные ,модернизация всего парка вооружений -но я думаю что наши ученые справятся.Не зря русские ученые славятся по миру!Мозгулятор работает.
  3. +4
    8 мая 2013 06:56
    Необходимо возобновить производство МиГ-31.
    А имеющиеся - отремонтировать и модернизировать, т.к. ограничение по максимальной скорости 1600км/час, у имеющихся на данный момент самолетов, сводит на нет все достоинства машины.
    Общее количество МиГ-31 для ВВС РФ ( с учетом модернизированных) должно быть не менее 350.
  4. +8
    8 мая 2013 07:16
    деньги...деньги...одна скрынник сп-и-зд-ила 39 млрд...вернуть украденное-вкладывай в производства,в чём проблема-то?если государству ВЫГОДНО разворовывание средств,то средства БУДУТ воровать.всё взаимосвязано.
  5. +14
    8 мая 2013 07:23
    "Эти деньги можно вложить в создание нового суперсовременного самолета, который будет решать задачи в три раза лучше, чем МиГ-31."... прекратите смешить.Опыт последних десятилетий показал что толком ни чего сделано не будет.Булава... Суперджет... обошлись государству в сумашедшие деньги,а на выходе фактически пшик.Работают только схемы модернизации и развития наработок советского периода, научитесь хотя бы делать то что могли делать во времена СССР, подготовьте кадры... в первую очередь их нет.
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      8 мая 2013 09:04
      Цитата: Strashila
      подготовьте кадры... в первую очередь их нет.

      Увы, но Все решают не кадры, - а тот, что за кадром...
      what
    3. Нитуп
      -1
      8 мая 2013 10:52
      Цитата: Strashila
      Булава... Суперджет... обошлись государству в сумашедшие деньги,а на выходе фактически пшик

      Про Суперджет не знаю - говорить не буду, а чем Булава-то не нравится?
    4. rolik
      +4
      8 мая 2013 13:17
      Цитата: Strashila
      "Эти деньги можно вложить в создание нового суперсовременного самолета, который будет решать задачи в три раза лучше, чем МиГ-31."... прекратите смешить.Опыт последних десятилетий показал что толком ни чего сделано не будет.Булава... Суперджет... обошлись государству в сумашедшие деньги,а на выходе фактически пшик.Работают только схемы модернизации и развития наработок советского периода, научитесь хотя бы делать то что могли делать во времена СССР, подготовьте кадры... в первую очередь их нет.

      А Булава чем не угодила? Изделие готово? Готово, теперь какие еще проблеммы? В Союзе каждое новое изделие тоже годами доводили, и еще не все было доведено до завершения. Вспомните ракету Н-1. А насчет электроники для 25-го, была она ламповая. Скажете отстой и анахронизм? Есть только одно большое но. Лампы не накрывались от ЭМИ,вот в чем вся фишка была.Матрасники когда это поняли, сразу ржать перестали над отсталыми технологиями Русских. Каждую проблемму надо решать элегантно, а не тупым увеличением бабла и бездумным копированием западных образцов. Этим всегда отличалась наша конструкторская школа.
  6. +6
    8 мая 2013 07:45
    Те 2,83 Маха, которые выдавал ранее этот самолет, сейчас недостижимы. Сегодняшний предел – 1,5 Маха по одной простой причине – не выдерживает стекло. Лучшего в России не производится.

    Как-то хреново звучит. Опять "просрали полимеры"?
    1. +7
      8 мая 2013 10:07
      Не "просрали полимеры", просто удачно для матрасников, чисто по "объективным причинам", посчитали, что лучше не вкладываться в это дело, потом, если изначально колпаки держали нужную скорость, то необходимо просто восстановить производство этих колпаков, и не верьте тем, кто "поёт" про то, что технологии утеряны, те, кто работал в оборонке, прекрасно знает, как хранилась документация по технологиям. А в химии невозможно потерять то, что уже один рас было сделано и и отработано, в химических технологиях человеческий фактор менее критичен по причине того, что все реакторные единицы оборудования работают как правило в автомате, необходимо только следить за отклонениями. При этом, я не имею ввиду то, что там не нужны квалифицированные кадры.
    2. USNik
      +2
      8 мая 2013 11:13
      Сам прозрел от таких высказываний, 100% просралополимерщик, скорее всего потому что из конкурирующего КБ:
      Роман Таскаев,
      заместитель генерального директора – генерального конструктора ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»

      Тут вам и упоминание про непабедимый Блакбёрд (угу, а то что сравнивать чистокровного разведчика со строевым перехватчиком не комильфо, товарисч забыл?) и про хрустальное стекло (как тогда на 2м СУшки летают??) и про элементную базу 60х годов (нокомент, фейспалм)...
      В общем вот коротко его посыл:
      Эти деньги можно вложить в создание нового суперсовременного самолета, который будет решать задачи в три раза лучше, чем МиГ-31.
      1. +1
        8 мая 2013 12:16
        Вообще то Таскаев мужик классный, как то смотрел видео с "видеорегистратора" из кабины МиГ-АТ, когда он его садил без хвостового оперения... Мужик кремень! А тут и правда он перегибает, все таки ничто человечиское ЛИ не чуждо))

        P.S. вот видео кстати: http://www.youtube.com/watch?v=RU2yGM-yL14
  7. +2
    8 мая 2013 08:03
    Да, сей самолёт был создан с огромным потенциалом для модернизации. Он будет актуальным ещё долгое время.
    Хотя, уже неплохо-бы оформлять ТЗ для его последователя. Пока суть да дело, лет через 10 появился бы прототип "в железе".
  8. +8
    8 мая 2013 08:22
    Меняем правительство во главе с ДАМ, получаем нормальное и нужное для страны развитие оборонки. Только так, а больше и ни как!!!!
    1. +1
      8 мая 2013 12:13
      На кого меняем?
      1. rolik
        +2
        8 мая 2013 13:30
        Цитата: Умник
        На кого меняем?

        А вот это место главный вопрос. Но то, что этих л бералов-прозападников надо онать в три шеи из мравительства это уже всем понятно.
  9. bavariya32
    +4
    8 мая 2013 08:25
    На сегодня- это лучший перехватчик. Что бы не превратится в банановую республику окончательно необходимо наладить выпуск модернизированного 31го. Деньги вернуть из-за границы у ворья,им Родина не нужна,хай бегут туда голые. Может во время выпуска этого красавца руки вспомнят как делаются полезное и прекрасное.
    1. 0
      8 мая 2013 15:51
      Цитата: bavariya32
      На сегодня- это лучший перехватчик. Что бы не превратится в банановую республику окончательно необходимо наладить выпуск модернизированного 31го. Деньги вернуть из-за границы у ворья,им Родина не нужна,хай бегут туда голые. Может во время выпуска этого красавца руки вспомнят как делаются полезное и прекрасное.

      Золотые слова!
  10. Svarog
    +3
    8 мая 2013 08:50
    В ближайшие 10-15 лет не предвидеться даже аналогов, потом появятся (???) аналоги и еще лет 20 не будет ничего лучше все равно. Надо восстанавливать. Как вы собираетесь разрабатывать что-то новое, если не овладели даже предыдущими технологами? Что, нам не надо уже будет стекла выдерживающего гипер звук? Что завтра уже будут только БПЛА и человек не сядет за штурвал? Даже им нужно будет то же самое стекло. И т.д. в том числе и по элементарной базе (далее сильно утрирую, конечно нужно развивать новое). Вас не смущает, что наши "ламповые" технологии, которым по 30 лет и более, оказываются до сих пор не менее эффективные, чем современные? Посмотрите сколько целей могли они обрабатывать, по скольким работать. Ну и что, что ширина канала 16 Кб/сек если этого достаточно, потому, что программное обеспечение, логика и т.д. были на столько эффективными, что им этого хватало? Может нам и не нужны сотни мегабит информации передавать, только потому, что есть возможность? Упирание в несовершенную элементарную базу заставило наших конструкторов, программистов и др. специалистов делать настоящие шедевры. Это надо возродить, но с новыми возможностями.
    P.S. Недавно была конференция небольшая по используемым современным технологиям в строительстве. Один из докладчиков привел такой пример. Для газгольдеров (уже не помню ,что именно там хранили, но какие-то уникальные жидкости) использовался спец металл (сверх сложные сплавы), аналогов в мире не было и нет. Сейчас их приходится лотать. Так вот эти сплавы и у нас теперь не могут сделать - вся документация сохранена, а востановить производство все равно не могут. Самая большая проблема нашей страны - это целое потерянное поколение - 30 лет. Не произошла передача знаний от старшего поколения молодому. Нагонять нам еще долго придется. Успокаивает лишь одно - потеряв своих конкурентов Запад тормознул так, что потери их сравнимы с нашими, а восстанавливаться им даже сложнее нашего - у них уже мышление другое..
    1. +9
      8 мая 2013 09:08
      Цитата: Svarog
      Как вы собираетесь разрабатывать что-то новое, если не овладели даже предыдущими технологами?

      Как? Как обычно:
      Однажды товарищ Сталин вызвал авиаконструктора Яковлева и поставил задачу: создать новый, лучший в мире истребитель.
      Срок - три месяца.
      Яковлев возразил, что американцы тратят на подобную разработку полтора года.
      Сталин совершенно искренне удивился: "А разве ви амэриканец?"
      Самолет был создан за три месяца.
      yes
      1. Svarog
        +1
        8 мая 2013 09:23
        За три месяца невозможно создать технологии, вы вообще когда-нибудь проектировали? Этого времени хватит только на разработку чертежей - чисто вычерчивание уже готовых идей. Так что все было уже изобретено и готово, а за 3 месяца все это оформили. И не надо сравнивать зарю авиации и современные самолеты.. уже 5 поколение.
    2. +9
      8 мая 2013 10:20
      Эти "ламповые" технологии вообще-то совершенно не восприимчивы к последствиям высотных ядерных взрывов, после которых мгновенно дохнет вся полупроводниковая электроника, по этой причине их и ставили и разрабатывали в те времена, когда в 1973 году один уро*д угнал МиГ-25 в Японию, то матрасники долго потешались над этими "ламповыми" технологиями до тех пор, пока их спецы не сопоставили результаты их высотных взрывов ядерных зарядов, после этого им стало не смешно, после этого они взялись за "борьбу по сокращению ядерного оружия", именно по этой причине матрасники стремятся свести к минимальному количество СЯС у нас в стране. Поскольку без них у них будет полное превосходство по высокоточному оружию и крылатым ракетам. Кстати, тот , что угнал МиГ-25 в Японию, чисто случайно сдох в автомобильной аварии на одной из дорог в Калифорнии.
      1. 0
        8 мая 2013 10:38
        Цитата: Андрей57
        матрасники долго потешались над этими "ламповыми" технологиями до тех пор, пока их спецы не сопоставили результаты их высотных взрывов ядерных зарядов, после этого им стало не смешно, после этого они

        говорят и лампочки у нас стали закупать в большом количестве,
        потому как свое производства ламп - не сохранили.
    3. +2
      8 мая 2013 12:28
      Ну и что, что ширина канала 16 Кб/сек если этого достаточно, потому, что программное обеспечение, логика и т.д. были на столько эффективными, что им этого хватало

      Проблема современного машинного кода, в том, что он слишком загрезнен компилятором более высокого уровня. Например раньше для микросхем программный код писали на ассемблере, а сейчас пишут на Си, так как он более понятный, а потом компилируют в машинный код, в итоге перерасход памяти и не всегда корректно работающая логика (в плане производительности). Это ускоряет процесс разработки ПО, но сильно загрязняет код. Насамом деле можно лет за 10 написать на ассемблере какуюнибудь Windows 9 smile , но она к тому времени просто устареет laughing

      Не знаю как там дела обстаят с написанием кода для военной техники, всетаки я думаю, там для обмена данными не используют всякие грамоздкие json или другие серриализированные данные, хотя свой формат данных с возможностью совершенствования и обратной совместимостью должен быть, при этом его нужно быстро шифровать/дешифровать. И из-за этого я думаю каналы и забиваются всяким мусором.
  11. +1
    8 мая 2013 09:10
    Срочно бросить силы и средства на уже существующую программу БМ. Прогнать через эту программу модернизации все имеющиеся самолеты МИГ31. На основе этого самолета создать НОВУЮ модификацию, на новой элементной и технологической базе. То есть создать такой же самолет, только на основе современных технологий. Надо отказаться от создания принципиально другого самолета, так как в современных реалиях не будет однозначного успеха, даже опыт американцев показывает, что этот путь будет очень затратный и очень долгий.
    1. +5
      8 мая 2013 10:31
      Так потому и командующий ВВС "поёт" про затраты, он же просто обыкновенный лоббист господина Погосяна и всей корпорации "Сухого", им собственный сиюминутные интересы ближе, чем "пресловутая" обороноспособность Родины, при том, что ни каким другим авиационным комплексом сегодня и на ближайшие 10-15 лет прикрыть северное направление нечем, с этим даже и не спорит никто.
      1. 0
        8 мая 2013 11:01
        Абсолютно согласен на 100%. Ничего кроме Погосяна и его компании не видят и сляшать не хотят.
        1. -1
          8 мая 2013 12:30
          наверное потому что ему одному удалось сохранить потенциал своего завода. остальные как то облажали.
  12. +4
    8 мая 2013 09:17
    В идеале стоило бы провести модернизацию самолета и восстановить производство и ремонт двигателей. Если учесть, что самолет еще 10-15 лет будет лучшим в мире, этого времени должно хватить на создание преемника. Хотя конечно начинать выполнение данной задачи надо с "экстренной посадки" ворья и возвращения денег, сворованных табуреткиной компанией. Даже силовыми методами.
  13. Vtel
    0
    8 мая 2013 09:38
    Во какую супер-технику в СССР делали, что и сейчас то не просто восстановить.
  14. ЖуДкийДругг
    0
    8 мая 2013 09:42
    Хорошая статья, автору - Зачёт good
  15. +9
    8 мая 2013 09:45
    Почему поднялся вопрос о возобнавлении производства МИГ-31?
    Из всей имеющейся доступной информации, я увидел следующие плюсы воссоздания производства.
    1 - наличие 1000 двигателей для данного самолета (что позволяет произвести порядка 250-300 самолетов) при этом стоимость этих двигателей стремится к 0 (за данные двигатели уже заплачено), для нового самолета двигателя еще нет и неизвестно когда будет. Опять же будут его разрабатывать с нуля или использовать как на Т-50 и вобще для перехватчика подайдет ли такой?
    2 - есть предприятие производившее данный самолет. Это предприятие получит заказ, начнет работать, появятся деньги и которое сможет довести до ума свои разработки, в том числе МИГ-35, и принять участие в разработке нового перехватчика.
    3 - есть тех документация на самолет, что так же снижает его себестоимость.
    4 - есть наработки по модернизации этого самолета, что так же ведет к снижению стоимости на проведение НИОКР
    5 - и главное - время. Новый перехватчик нужен - это беспорно. Но на его создание нужно время, и неизвестно как данная работа пойдет. А дыры в ПВО нужно затыкать уже сейчас. Использовать Т-50? Но он разрабатывается под другие задачи.
    Доводы в виде не прочного фонаря самолета - считаю детским лепетом.
    Есть институты, главное правильно поставить задачу. В крайнем случае использовать наработки с Т-50, пусть даже и не позолоченный.
    В целом больше плюсов на востановление производства МИГ-31 чем минусов.
    Жадность в деньгах на оборону никогда до добра не довадила.

    2 -
  16. +5
    8 мая 2013 09:53
    Двигатели есть, система Глонасс работает, беспилотное программное обеспечение для перехватчика не должно быть очень сложным (переместиться в нужную точку и выпустить ракету в нужном направлении). Почему не сделать из Миг 31 беспилотный перехватчик? Тем более что деньги на разработку беспилотников уже выделены.
    1. +2
      8 мая 2013 10:22
      Хорошая мысль. Если начинать серьезное и широкое внедрение БПЛА то на этом направлении (ВКО) мы смогли бы добиться неплохих результатов за относительно небольшие деньги.
      И с фонарем отмазка уже не пройдет
  17. +2
    8 мая 2013 10:19
    "О некоторых цифрах. Те 2,83 Маха, которые выдавал ранее этот самолет, сейчас недостижимы. Сегодняшний предел – 1,5 Маха по одной простой причине – не выдерживает стекло. Лучшего в России не производится."
    Вот она конкретная оценка, ЧЕГО добилась "демократия" в РФ за 20лет разграбления страны!
    Если сравнивать рост развития промышленности и благосостояние народа СССР после страшной ВОВ с 1945г по 1965г и развития РФ с 1991 по 2011г - очевидная регрессия по всем статьям (промышленность, образование, ВС, МВД, здравохранение и т.д), кроме количества миллионеров.
    ТАК ЗАЧЕМ И КОМУ ЭТО БЫЛО НУЖНО? Зачем продолжать развал и разворовывание страны? Зачем продолжать курс развития страны который себя уже дискредитировал?
  18. Ролм
    -4
    8 мая 2013 11:09
    drinks Вот прекрасная тема для обьеденения с Китайцами. Скорее всего Китаю такой перехватчик тоже необходим, да и технологии у него наверняка есть. (вдруг ламповое производство осталось) Если нам совместную программу с ним создать и бабла меньше будет стоить, и толку больше, а одни мы врят ли потянем. Время покажет.
  19. +1
    8 мая 2013 11:30
    50 миллиардов рублей в масштабах страны не такая уж большая сумма,на мой взгляд.
  20. +3
    8 мая 2013 11:42
    самолет замечательный. При правильном и умном подходе он будет служить еще долго и ему не будет равных в мире.
  21. +5
    8 мая 2013 12:06
    Т-50 Официально начали разрабатывать в 1999 году, уже имея некоторые разработки на данную тему. Он и должен был заменить 31ый и 27ой в одном флаконе. До ввода в войска думаю еще лет 6 ждать. А чтоб произвести хотябы сотню еще лет 5-7 в ЛУЧШЕМ случае. Смотрим в статью, какая цифра по самолетам (31ые) там обозначена для выполнения задач перехвата и что имеем...

    В связи с этим вопрос - сколько времени необходимо для создания еще одной замены 31ого, и каким тазиком Россия все это время будет северную точку прикрывать?

    Следует учесть что война то может и не так далеко как кажется.

    Так что слова о новых разработках замены 31го - словоблудство, Т-50 тогда нахрена? И разговоры про материальные, технические и прочие проработки тоже хрень - все это восстановимо, забыли что такое ответственность. Деньги есть, понимание впринципе тоже - ставим задачу и выполняем, за неисполнение, и прочае - к стенке.

    Надоели словоблуды.
  22. EDA2000
    0
    8 мая 2013 14:02
    Красивый самолет, брутальный.
    Когда был меньше то любил залезть в сопло двигателя. Было страшновато и интересно
  23. 9k72
    0
    8 мая 2013 15:32
    МиГ-31 и 1.44 на самом деле похожи.Может,это и есть продолжение легенды?
  24. +3
    8 мая 2013 18:40
    Я уже не раз высказывался по этому вопросу, посему буду краток: продлить ресурс имеющихся МИГ 31 (насколько это возможно и целесообразно экономически) и создавать новый 2х местный перехватчик опираясь на опыт разработки и применения МИГ31, новую компонентную базу и производственные технологии а также учитывая новые угрозы со стороны вероятных противников с которыми этому перехватчику придется, в случае чего, иметь дело.
    И не "навешивать" на него несвойственные перехватчику задач, например бомбить наземные цели как озадачивали в свое время . время МИГ25. Ему и своих задач хватит выше крыши.
    Точка
  25. -2
    8 мая 2013 21:09
    Как не крути планер уже устарел ,нужен новый самолет, надо развиваться, а не вечно модернизацией заниматься , самолет братьев Райт тоже можно модернизировать...
  26. 0
    8 мая 2013 23:23
    Движки. Очень хороши, но хотелось бы повысить "Скорость(тяга)/расход топлива".
    Начинку надо укомплектовать самыми современными системами, в том числе РЭБ.
    Самое интересное - возможность добавления технологии "невидимости для радаров" от Кометы...
  27. с1н7т
    0
    9 мая 2013 13:37
    Грустно, в общем. Если в 70-е могли такое делать, то через 40 лет, казалось бы, должны чудеса творить, а на деле - только латание заплаток. Стабильность, однако! laughing