Два «достижения» тендера MMRCA
История тендера MMRCA восходит к событиям начала двухтысячных годов, когда индийские ВВС приняли решение закупить некоторое количество истребителей-бомбардировщиков Dassault Mirage 2000 французского производства. Эти самолеты уже состояли на вооружении и заслужили хорошую репутацию. Кроме того, сказались результаты Каргильской войны, в ходе которой французские самолеты наглядно продемонстрировали свои боевые возможности. По оценкам командования ВВС Индии, для поддержания боеспособности рода войск и расширения его возможностей требовалось порядка 120-130 новых истребителей. Видя опыт применения «Миражей», командующие индийских ВВС пришли к решению о возможности закупки таких самолетов без проведения конкурса.
Однако в то время дело не дошло даже до переговоров относительно стоимости и других нюансов контракта. Французская сторона предупреждала Индию о скором прекращении производства истребителей Mirage 2000 в пользу строительства более новых Rafale. В то же время, фирма Dassault выразила готовность возобновить сборку самолетов в случае подписания твердого контракта. Индия не пошла на такие условия, поскольку определенные силы в руководстве ее министерства обороны начали настаивать на выборе нового самолета. Это мнение мотивировалось тем, что покупаемый истребитель должен соответствовать не только требованиям текущего времени, но и быть способным выполнять боевые задачи в обозримом будущем.
На определение облика требуемого самолета, а также на ознакомление с рекламной продукцией авиастроительных компаний ушли следующие несколько лет. Лишь в 2005 году ВВС Индии разослали официальные запросы на предоставление информации. Получив ответы от потенциальных участников тендера, индийское Минобороны снова принялось анализировать данные. Результатом всех предварительных работ стали запросы на коммерческое предложение, датированные летом 2007 года. Именно отправка запросов считается официальным началом тендера. Конкурс получил название MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft – «Средний многофункциональный боевой самолет»). Примечательно, что в том же году завершилось производство самолетов Mirage 2000, которые планировалось купить в самом начале всех событий.
На этапе официального начала тендера Индия огласила не только требования к нужному истребителю, но и предполагаемый объем закупок. По результатам конкурса фирма-победитель должна была получить контракт на поставку 126 самолетов общей стоимостью порядка 6-7 миллиардов долларов. Таким образом, MMRCA стал самым дорогим тендером в истории индийских закупок. Естественно, обещаемая сумма привлекла внимание большого количества потенциальных участников. В результате в конкурс включили сразу шесть самолетов: Boeing F/A-18E/F Super Hornet, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon , Lockheed Martin F-16IN Super Viper, Saab JAS 39 Gripen и МиГ-35.
Через четыре года сравнений, оценок и анализов конкурсная комиссия ВВС Индии огласила список финалистов тендера. Предварительные итоги конкурса оказались неожиданными. Из гонки за контрактом выбыли российский истребитель МиГ-35, а также, как считалось, основные претенденты на победу. В «шорт-лист» тендера не удалось попасть ни одному американскому самолету. Дальнейший выбор делался между европейскими Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. Особенно интересно эта конкуренция смотрелась в свете того факта, что «Рафаль» был создан в качестве французской альтернативы «Тайфуну».
Пока комиссия выбирала наилучший самолет для военно-воздушных сил, регулярно появлялись сообщения об увеличении стоимости будущего контракта. Однако после объявления финалистов конкурса ряд индийских и зарубежных экспертов единогласно высказался о специфической финансовой стороне будущего соглашения. Фактически конкурсная комиссия выбрала два самых дорогих самолета и поэтому планы относительно покупки 126 истребителей выглядели сомнительными даже при увеличении сметы до планировавшихся в то время 10-11 миллиардов долларов. Тем не менее, несмотря на спорность ситуации, конкурсная комиссия продолжила свою работу.
В январе прошлого 2012 года окончательным победителем тендера MMRCA объявили французский истребитель Dassault Rafale. Среди прочего это решение комиссии интересно тем, что ранее «Рафаль» ни разу не выигрывал тендеры на поставку третьим странам. Компания Dassault предлагала этот самолет Бразилии, Марокко, Южной Корее и т.д., однако во всех случаях его обходила американская техника. Особенно странно выглядят провалы Rafale в Бразилии, Объединенных Арабских Эмиратах и Марокко. Франция имеет рычаги давления на эти страны и при желании могла бы каким-либо образом вынудить их купить свои истребители. Но марокканские военные в итоге выбрали американские самолеты, Эмираты склоняются к такому же решению, а Бразилия и вовсе фактически приостановила текущий тендер.
Таким образом, индийский контракт MMRCA для фирмы Dassault является не просто заказом на поставку техники, но настоящим средством рекламы. Начав служить в Индии, «Рафали» смогут заинтересовать и другие развивающиеся страны. Однако до начала службы еще далеко. С момента оглашения победителя в конкурсе MMRCA прошло более года, а контракт все еще не подписан и продолжаются переговоры. Основной причиной этого считается финансовая часть договора. Индия требует от «Дассо» построить 18 самолетов и передать документацию, необходимую для строительства остальных 108 истребителей на предприятиях индийской компании HAL. Кроме того, чтобы уложиться в выделенные Индией 10,5 миллиардов долларов французские авиастроители должны поставить самолеты в самой простой комплектации. Если же новые истребители будут строиться в полной конфигурации, их общая стоимость вырастет в полтора раза, что точно не понравится индийским министерствам обороны и финансов.
Интересно, что после объявления победителя конкурса и начала переговоров новые сообщения стали поступать крайне редко. Более того, подавляющее большинство этих новостей не всегда заслуживает доверия, поскольку публикуется со ссылкой на некие анонимные источники, якобы имеющие отношения к переговорному процессу. Тем не менее, отсутствие официальных сообщений, а также достаточно длительный срок, в течение которого контракт так и не был подписан, прозрачно намекают на некие сложности, возникшие в ходе обсуждения условий. Примерно месяц назад, в начале апреля-месяца, в индийских средствах массовой информации появилась неподтвержденная информация о временной приостановке переговоров. Так, по данным издания Indian Express, стороны не могут договориться об условиях передачи технологий и организации производства «Рафалей» в Индии.
Утверждается, что Dassault не желает брать на себя ответственность за самолеты, собранные на предприятиях HAL, и требует заключить сразу два контракта. Один из них будет касаться строительства 18 самолетов во Франции, второй – передачи технологий и сборочных комплектов для сборки 108 истребителей в Индии. Индийская сторона, в свою очередь, не намерена разделять соглашение на два и требует от французской полностью принять на себя обязательства по всем 126 покупаемым самолетам. Официального подтверждения или опровержения этой информации пока не было. Однако даже без подобных сведений ясно, что переговоры идут очень трудно или даже зашли в тупик из-за неких неизвестных разногласий.
В общем, вокруг покупки нового самолета сложилась очень трудная и неоднозначная ситуация. Переговоры, как минимум, затянулись, из-за чего пока нет никаких положительных подвижек. Кроме того, имеются некоторые проблемы внутриполитического характера, которые могут оказать большое влияние на ход переговоров. Через год, в мае 2014 года, в Индии пройдут парламентские выборы и политики уже вовсю готовятся к ним. Для агитации за себя и против конкурентов они весьма активно используют тему коррупции в закупках вооружений. В таком случае подписание контракта до выборов может стать дополнительным поводом для недружелюбных выпадов в сторону правящей партии Индийский национальный конгресс. Если же подписание соглашения будет отложено до выборов, то последняя стадия тендера MMRCA затянется еще на год или даже больше. Кроме того, в случае победы на выборах других партий возможна ревизия тендера с пересмотром его итогов, что тоже не ускорит поставку новых самолетов.
Трудно говорить, когда и как завершится многострадальный тендер MMRCA. Более того, можно предположить, что он вообще не закончится, поскольку будет отменен. При самом лучшем стечении обстоятельств последние Rafale поступят в военно-воздушные силы Индии только в 2018-2020 годах. К этому времени на международный рынок должны выйти все существующие сейчас истребители пятого поколения, а это может сильно ударить по перспективам индийских «Рафалей». Таким образом, затянувшиеся переговоры могут привести к самым неприятным последствиям для обеих сторон: Индия вовремя не получит нужные самолеты, а Франция попросту останется без заказа, поскольку придется начинать новый тендер с новыми условиями. В итоге за тендером MMRCA окончательно закрепится второй рекорд. Он уже почти стал самым дорогим заказом индийских вооруженных сил, а теперь станет еще и самым продолжительным по времени конкурса, переговоров и т.п. Но MMRCA теперь уже точно не станет рекордно полезным для своей страны, что в сочетании с другими «достижениями» выставляет его в совершенно неприглядном виде.
По материалам сайтов:
http://defense-update.com/
http://globalsecurity.org/
http://india-defence.com/
http://indianexpress.com/
http://thehindu.com/
http://bharat-rakshak.com/
http://odnako.org/
http://bmpd.livejournal.com/
Информация