Два «достижения» тендера MMRCA

Сколько времени требуется для проведения международного тендера на поставку военной техники? Большинство подобных мероприятий длится не более трех-четырех лет, хотя бывают и исключения. Пожалуй, самым заметным, странным и интересным исключением из этого правила является индийский конкурс MMRCA. Уже идет седьмой год с момента его официального начала. Если же к общему сроку прибавить подготовительный этап, а также более ранние события, напрямую связанные с закупкой новой техники, то «возраст» тендера может перевалить и через десять лет. При этом, даже через шесть с лишним лет после своего начала тендер MMRCA так и не привел к ожидаемому результату. Военно-воздушные силы Индии до сих пор не получили желаемые истребители, а сроки начала поставок постоянно смещаются.

Два «достижения» тендера MMRCA


История тендера MMRCA восходит к событиям начала двухтысячных годов, когда индийские ВВС приняли решение закупить некоторое количество истребителей-бомбардировщиков Dassault Mirage 2000 французского производства. Эти самолеты уже состояли на вооружении и заслужили хорошую репутацию. Кроме того, сказались результаты Каргильской войны, в ходе которой французские самолеты наглядно продемонстрировали свои боевые возможности. По оценкам командования ВВС Индии, для поддержания боеспособности рода войск и расширения его возможностей требовалось порядка 120-130 новых истребителей. Видя опыт применения «Миражей», командующие индийских ВВС пришли к решению о возможности закупки таких самолетов без проведения конкурса.


Однако в то время дело не дошло даже до переговоров относительно стоимости и других нюансов контракта. Французская сторона предупреждала Индию о скором прекращении производства истребителей Mirage 2000 в пользу строительства более новых Rafale. В то же время, фирма Dassault выразила готовность возобновить сборку самолетов в случае подписания твердого контракта. Индия не пошла на такие условия, поскольку определенные силы в руководстве ее министерства обороны начали настаивать на выборе нового самолета. Это мнение мотивировалось тем, что покупаемый истребитель должен соответствовать не только требованиям текущего времени, но и быть способным выполнять боевые задачи в обозримом будущем.

На определение облика требуемого самолета, а также на ознакомление с рекламной продукцией авиастроительных компаний ушли следующие несколько лет. Лишь в 2005 году ВВС Индии разослали официальные запросы на предоставление информации. Получив ответы от потенциальных участников тендера, индийское Минобороны снова принялось анализировать данные. Результатом всех предварительных работ стали запросы на коммерческое предложение, датированные летом 2007 года. Именно отправка запросов считается официальным началом тендера. Конкурс получил название MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft – «Средний многофункциональный боевой самолет»). Примечательно, что в том же году завершилось производство самолетов Mirage 2000, которые планировалось купить в самом начале всех событий.

На этапе официального начала тендера Индия огласила не только требования к нужному истребителю, но и предполагаемый объем закупок. По результатам конкурса фирма-победитель должна была получить контракт на поставку 126 самолетов общей стоимостью порядка 6-7 миллиардов долларов. Таким образом, MMRCA стал самым дорогим тендером в истории индийских закупок. Естественно, обещаемая сумма привлекла внимание большого количества потенциальных участников. В результате в конкурс включили сразу шесть самолетов: Boeing F/A-18E/F Super Hornet, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon , Lockheed Martin F-16IN Super Viper, Saab JAS 39 Gripen и МиГ-35.

Через четыре года сравнений, оценок и анализов конкурсная комиссия ВВС Индии огласила список финалистов тендера. Предварительные итоги конкурса оказались неожиданными. Из гонки за контрактом выбыли российский истребитель МиГ-35, а также, как считалось, основные претенденты на победу. В «шорт-лист» тендера не удалось попасть ни одному американскому самолету. Дальнейший выбор делался между европейскими Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. Особенно интересно эта конкуренция смотрелась в свете того факта, что «Рафаль» был создан в качестве французской альтернативы «Тайфуну».

Пока комиссия выбирала наилучший самолет для военно-воздушных сил, регулярно появлялись сообщения об увеличении стоимости будущего контракта. Однако после объявления финалистов конкурса ряд индийских и зарубежных экспертов единогласно высказался о специфической финансовой стороне будущего соглашения. Фактически конкурсная комиссия выбрала два самых дорогих самолета и поэтому планы относительно покупки 126 истребителей выглядели сомнительными даже при увеличении сметы до планировавшихся в то время 10-11 миллиардов долларов. Тем не менее, несмотря на спорность ситуации, конкурсная комиссия продолжила свою работу.

В январе прошлого 2012 года окончательным победителем тендера MMRCA объявили французский истребитель Dassault Rafale. Среди прочего это решение комиссии интересно тем, что ранее «Рафаль» ни разу не выигрывал тендеры на поставку третьим странам. Компания Dassault предлагала этот самолет Бразилии, Марокко, Южной Корее и т.д., однако во всех случаях его обходила американская техника. Особенно странно выглядят провалы Rafale в Бразилии, Объединенных Арабских Эмиратах и Марокко. Франция имеет рычаги давления на эти страны и при желании могла бы каким-либо образом вынудить их купить свои истребители. Но марокканские военные в итоге выбрали американские самолеты, Эмираты склоняются к такому же решению, а Бразилия и вовсе фактически приостановила текущий тендер.

Таким образом, индийский контракт MMRCA для фирмы Dassault является не просто заказом на поставку техники, но настоящим средством рекламы. Начав служить в Индии, «Рафали» смогут заинтересовать и другие развивающиеся страны. Однако до начала службы еще далеко. С момента оглашения победителя в конкурсе MMRCA прошло более года, а контракт все еще не подписан и продолжаются переговоры. Основной причиной этого считается финансовая часть договора. Индия требует от «Дассо» построить 18 самолетов и передать документацию, необходимую для строительства остальных 108 истребителей на предприятиях индийской компании HAL. Кроме того, чтобы уложиться в выделенные Индией 10,5 миллиардов долларов французские авиастроители должны поставить самолеты в самой простой комплектации. Если же новые истребители будут строиться в полной конфигурации, их общая стоимость вырастет в полтора раза, что точно не понравится индийским министерствам обороны и финансов.

Два «достижения» тендера MMRCA


Интересно, что после объявления победителя конкурса и начала переговоров новые сообщения стали поступать крайне редко. Более того, подавляющее большинство этих новостей не всегда заслуживает доверия, поскольку публикуется со ссылкой на некие анонимные источники, якобы имеющие отношения к переговорному процессу. Тем не менее, отсутствие официальных сообщений, а также достаточно длительный срок, в течение которого контракт так и не был подписан, прозрачно намекают на некие сложности, возникшие в ходе обсуждения условий. Примерно месяц назад, в начале апреля-месяца, в индийских средствах массовой информации появилась неподтвержденная информация о временной приостановке переговоров. Так, по данным издания Indian Express, стороны не могут договориться об условиях передачи технологий и организации производства «Рафалей» в Индии.

Утверждается, что Dassault не желает брать на себя ответственность за самолеты, собранные на предприятиях HAL, и требует заключить сразу два контракта. Один из них будет касаться строительства 18 самолетов во Франции, второй – передачи технологий и сборочных комплектов для сборки 108 истребителей в Индии. Индийская сторона, в свою очередь, не намерена разделять соглашение на два и требует от французской полностью принять на себя обязательства по всем 126 покупаемым самолетам. Официального подтверждения или опровержения этой информации пока не было. Однако даже без подобных сведений ясно, что переговоры идут очень трудно или даже зашли в тупик из-за неких неизвестных разногласий.

В общем, вокруг покупки нового самолета сложилась очень трудная и неоднозначная ситуация. Переговоры, как минимум, затянулись, из-за чего пока нет никаких положительных подвижек. Кроме того, имеются некоторые проблемы внутриполитического характера, которые могут оказать большое влияние на ход переговоров. Через год, в мае 2014 года, в Индии пройдут парламентские выборы и политики уже вовсю готовятся к ним. Для агитации за себя и против конкурентов они весьма активно используют тему коррупции в закупках вооружений. В таком случае подписание контракта до выборов может стать дополнительным поводом для недружелюбных выпадов в сторону правящей партии Индийский национальный конгресс. Если же подписание соглашения будет отложено до выборов, то последняя стадия тендера MMRCA затянется еще на год или даже больше. Кроме того, в случае победы на выборах других партий возможна ревизия тендера с пересмотром его итогов, что тоже не ускорит поставку новых самолетов.

Трудно говорить, когда и как завершится многострадальный тендер MMRCA. Более того, можно предположить, что он вообще не закончится, поскольку будет отменен. При самом лучшем стечении обстоятельств последние Rafale поступят в военно-воздушные силы Индии только в 2018-2020 годах. К этому времени на международный рынок должны выйти все существующие сейчас истребители пятого поколения, а это может сильно ударить по перспективам индийских «Рафалей». Таким образом, затянувшиеся переговоры могут привести к самым неприятным последствиям для обеих сторон: Индия вовремя не получит нужные самолеты, а Франция попросту останется без заказа, поскольку придется начинать новый тендер с новыми условиями. В итоге за тендером MMRCA окончательно закрепится второй рекорд. Он уже почти стал самым дорогим заказом индийских вооруженных сил, а теперь станет еще и самым продолжительным по времени конкурса, переговоров и т.п. Но MMRCA теперь уже точно не станет рекордно полезным для своей страны, что в сочетании с другими «достижениями» выставляет его в совершенно неприглядном виде.


По материалам сайтов:
http://defense-update.com/
http://globalsecurity.org/
http://india-defence.com/
http://indianexpress.com/
http://thehindu.com/
http://bharat-rakshak.com/
http://odnako.org/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. svp67 8 мая 2013 08:21
    Индия требует от «Дассо» построить 18 самолетов и передать документацию, необходимую для строительства остальных 108 истребителей на предприятиях индийской компании HAL
    Индия пытается уйти от зависимости от поставок вооружения от одного поставщика, а так же получить технологии от всех передовых стран. В этом их как то обвинять смешно, они ищут свою выгоду. Просто эти поиски могут завести не туда....
    1. Greyfox 8 мая 2013 09:05
      они ищут свою выгоду

      Угу.Любая сделка по оружию (в основном с западными поставщиками) оканчивается коррупционным скандалом. Такое впечатление,что они ищут выгоду в виде многовекторных откатов.
    2. Nayhas 8 мая 2013 09:20
      Французов беспокоит не это, а требования по ответственности за самолёты выпущенные компанией HAL. Подпиши такое и получишь кучу рекламаций за чужие кривые руки. Про качество индийской сборки весь мир знает. Те же Су-30 собранные HAL регулярно падают. Тут всё связано с истребителем HAL Tejas, который который год сосёт деньги из бюджета Индии, а летать так и не научился, покупка Рафалей однозначно поставит на нём крест.
      1. Avenger711 8 мая 2013 15:00
        Упало ЕМНИП 3 шт. всего з весьма нехилой партии.
        Avenger711
    3. opkozak 8 мая 2013 11:32
      Цитата: svp67
      Индия пытается уйти от зависимости от поставок вооружения от одного поставщика, а так же получить технологии от всех передовых стран.

      Не только Индия, но и Индонезия.
      Спорный контракт о поставке более ста танков Индонезии одобрило правительство ФРГ, сообщает Spiegel Online. Оппозиция опасается, что эта техника будет использована Джакартой для подавления национальных меньшинств.

      Правительство ФРГ одобрило спорный контракт на продажу танков Индонезии, сообщает в среду, 8 мая, Spiegel Online. Оборонный концерн Rheinmetall получил разрешение поставить Джакарте 104 танка Leopard 2, четыре танковых тягача, три танка-мостоукладчика и три саперных танка. Помимо этого концерну разрешено поставить в страны юго-восточной Азии 50 бронетранспортеров Marder 1A2 и модернизировать более старые модели этой техники.Контракт о поставке танков Джакарте вызывает в Германии споры из-за сложной ситуации с правами человека в Индонезии. Правозащитники, "зеленые" и Левая партия опасаются, что власти Индонезии могут использовать эту технику для подавления этнических меньшинств.

      О заинтересованности Джакарты в получении немецких танков было известно уже давно: еще осенью 2012 года правительство Индонезии сообщило детали планируемого контракта. Однако концерн Rheinmetall до сих пор хранил молчание на этот счет. Канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) в ходе визита в Индонезию в 2012 году договорилась с Джакартой о расширении сотрудничества и в военной сфере. Правительство в Берлине, однако, заявляло, что о каких-либо конкретных контрактах разговора не было, напоминает агентство AFP.

      opkozak
  2. individ 8 мая 2013 11:11
    Для производителей оружия противостояние фирм - законный фронт выхода в Мир и завоевания рынков сбыта. Для этого все средства "хороши". Шпионаж,диверсии,подкуп,демпинг,создание клонов ноу-хау. Одной дипломатией и выставками потенциального покупателя не привлечешь. А не продашь свою специфическую продукцию - не получишь средств для исследований,разработок и изготовления нового,перспективного. В общем на войне,как на войне, но здесь союзников нет - каждый за себя.
  3. Conepatus 8 мая 2013 11:39
    Британия еще в 90х годах выиграла тендер на УТС"Хок"Индусы тормозили с подписанием договора и динамили цену.Так продолжалось лет 10.В итоге Индусы получили "Хок"по своей цене.А Французы правы.С какого будуна они должны отвечать за качество Индийской сборки?Когда в Индии разобьеться очередной МиГ,то почему то не говорят о том что это продукт Индийской HAL,орут что это МиГ,что отрицательно сказываеться на имедже компании.А вообще,торговать и Индусами,это такая головная боль.ИМХО
    Conepatus
  4. Простой 8 мая 2013 11:47
    С такими условиями торга индийцы останутся при своих деньгах.
    1. EDA2000 8 мая 2013 15:22
      Цитата: Простой
      С такими условиями торга индийцы останутся при своих деньгах.

      ....и без рафалей, да те к том у времени и устареть успеют
      EDA2000
  5. ankh-andrej 8 мая 2013 18:35
    Пока индийцы телятся Рафаль свернёт производство, как планировал ранее в случае если не будет возможности поставлять истребители на экспорт. Интересно как долго французы смогут ещё терпеть smile
  6. datur 8 мая 2013 21:21
    индусы те еще халдеи!!! yes ( халдеи)- в переводе -торгаши!!!! wassat
  7. Fregate 8 мая 2013 22:26
    В таблицу глянул: МиГ-35 - 63$млн. Где-то читал, что 45-50млн. Так сколько он стоит все таки?
    1. ankh-andrej 9 мая 2013 09:45
      Цена в таблице указывалась при условии, что будет крупный заказ в 126 машин в результате победы в тендере. Тендер проигран. Единичное производство влечёт за собой увеличение цены. А стоит он пока не сколько, так как пока не выпускается. Есть МиГ-29М2 который хотят купить сербы.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня