Military Review

American atomic tank projects

18
In the fifties of the last century, mankind began to actively develop a new source of energy - the fission of atomic nuclei. Nuclear energy was then seen, if not a panacea, then at least a solution to a great many different problems. In an atmosphere of universal approval and interest, nuclear power plants were built and reactors for submarines and ships were designed. Some dreamers even suggested making the nuclear reactor so compact and low-power that it could be used as a domestic source of energy or as a power plant for cars, etc. The military also became interested in such things. The United States seriously considered options for creating a full-fledged tank with a nuclear power plant. Unfortunately or fortunately, they all remained at the level of technical proposals and drawings.


History Atomic tanks began in the 1954 year and its emergence is associated with the Question Mark scientific conferences, which discussed promising areas of science and technology. At the third such conference, held in Detroit 1954 in June, American scientists discussed the design of a tank with an atomic reactor. According to the technical proposal, the TV1 combat vehicle (Track Vehicle 1 - “Tracked vehicle-1”) was supposed to have a combat weight of about 70 tons and carry an 105-mm rifled gun. Of particular interest was the layout of the armored hull of the proposed tank. So, behind an armor with a thickness up to 350 millimeters a small-sized atomic reactor was to be located. For him, provided the volume in front of the armored hull. Behind the reactor and its protection, the workplace of the driver was located, the fighting compartment, the laying of ammunition, etc., as well as several power plant units were placed in the middle and rear parts of the hull.

American atomic tank projects
TV1 Fighting Vehicle (Track Vehicle 1 - “Tracked Vehicle-1”)


More than interesting principle of operation of the power units of the tank. The fact is that the reactor for TV1 was planned to do according to the scheme with an open gas circuit of the coolant. This means that the cooling of the reactor was to be carried out by atmospheric air that was run next to it. Next, the heated air was supposed to bring on the power gas turbine, which was supposed to set in motion the transmission and drive wheels. According to the calculations made right at the conference, with the given dimensions, it would be possible to ensure the operation of the reactor with a duration of up to 500 hours at one refueling with nuclear fuel. However, the TV1 project was not recommended for further development. In 500 operating hours, an open-loop reactor could infect a few tens or even hundreds of thousands of cubic meters of air. In addition, in the internal volumes of the tank could not manage to enter sufficient protection of the reactor. In general, the TV1 combat vehicle was much more dangerous for its troops than for the enemy.

By the next Question Mark IV conference, held in 1955, the TV1 project was finalized in accordance with current capabilities and new technologies. The new atomic tank was named R32. It differed significantly from TV1, primarily in its size. The development of nuclear technology has reduced the size of the machine and appropriately change its design. The 50-ton tank was also proposed to be equipped with a reactor in the front, but the armored hull with a front sheet 120 mm thick and the tower with the 90-mm gun in the project had completely different lines and layout. In addition, it was proposed to abandon the use of a gas turbine driven by superheated atmospheric air and to apply new protection systems for a smaller reactor. Calculations have shown that an attainable cruising range at one refueling with nuclear fuel will be approximately four thousand kilometers. Thus, at the cost of reducing the operating time, it was planned to reduce the danger of the reactor for the crew.



Nevertheless, the measures taken to protect the crew, technical staff and the forces interacting with the tank were insufficient. According to the theoretical calculations of American scientists, the R32 “fonil” is smaller than its predecessor TV1, but even with the remaining level of radiation, the tank was not suitable for practical use. It would be necessary to regularly change crews and create special infrastructure for the separate maintenance of nuclear tanks.

After R32 could not meet the expectations of a potential customer in the face of the American army, the interest of the military in tanks with a nuclear power plant began to fade. It has to be admitted that for some time attempts were made to create a new project and even bring it to the testing stage. For example, in 1959, an experimental machine was designed based on the heavy tank M103. It was supposed to be used in future tests of a tank chassis with an atomic reactor. Work on this project began very late, when the customer stopped seeing promising equipment for the army in nuclear tanks. The work on converting M103 into a test stand resulted in the creation of a draft design and preparation for the assembly of the layout.

R32. Another American atomic tank project


The last American project of a tank with a nuclear power plant, which was able to advance beyond the technical proposal stage, was carried out by Chrysler during its participation in the ASTRON program. The Pentagon ordered a tank designed for the army of the next decades and the Chrysler specialists apparently decided to give another attempt to the tank reactor. In addition, the new TV8 tank should have personified a new layout concept. An armored chassis with electric motors and, in some versions of the project, an engine or nuclear reactor was a typical tank hull with a tracked undercarriage. However, it was proposed to install a tower of the original design.

The large aggregate of complex streamlined faceted shape was supposed to be made slightly longer than the chassis. Inside such an original tower, it was proposed to place the jobs of all four crew members, all weapons, incl. 90-mm gun on a rigid recoilless suspension system, as well as ammunition. In addition, in later versions of the project it was intended to place a diesel engine or a small-sized nuclear reactor in the rear of the tower. In this case, the reactor or the engine would give energy for the operation of the generator feeding the traveling electric motors and other systems. According to some sources, until the very close of the TV8 project, there were disputes about the most convenient placement of the reactor: in the chassis or in the tower. Both options had their pros and cons, but the installation of all units of the power plant in the chassis was more profitable, although more difficult technically.

TV8 Tank


One of the variants of atomic monsters developed at one time in the US under the Astron program.


TV8 was the luckiest of all American nuclear tanks. In the second half of the fifties, a model of a promising armored vehicle was even built at one of the Chrysler factories. But the matter did not go further than the layout. The revolutionary layout of the tank in combination with its technical complexity did not give any advantages over the existing and developed armored vehicles. The correlation of novelty, technical risks and practical benefits was considered insufficient, especially in the case of the use of a nuclear power plant. As a result, the TV8 project was closed beyond hopelessness.

After TV8, not a single American atomic tank project came out of the technical proposal stage. As for other countries, they also considered the theoretical possibility of replacing a diesel with an atomic reactor. But outside the United States, these ideas remained only in the form of ideas and simple sentences. The main reasons for the rejection of such ideas were two features of nuclear power plants. Firstly, a reactor suitable for installation on a tank, by definition, cannot have sufficient protection. As a result, the crew and surrounding people or objects will be exposed to radiation. Secondly, the nuclear tank in the event of damage to the power plant - and the likelihood of such a development of events is very high ¬– it becomes a real dirty bomb. The chances of the crew to survive at the time of the accident are too small, and the survivors will become victims of acute radiation sickness.

A relatively large power reserve at one fuel station and the general, as it seemed in the fifties, prospect of nuclear reactors in all areas could not overcome the dangerous consequences of their use. As a result, the nuclear-powered tanks remained the original technical idea, which arose on the wave of general “nuclear euphoria”, but did not give any practical results.


On the materials of the sites:
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://raigap.livejournal.com/
http://armor.kiev.ua/
http://secretprojects.co.uk/
Author:
18 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Canep
    Canep 15 May 2013 08: 35 New
    +8
    A nuclear tank will not be used by any person in their right mind on their territory, this development shows that American policy has a pronounced aggressive character, aimed at the seizure of foreign territories. Although ours were developing a nuclear aircraft to observe and escort striped submarines, the reactor was ready, but then the program was turned off.
    1. bask
      bask 15 May 2013 08: 44 New
      +2
      Thanks Kirill for the article +.
      Quote: Canep
      observations and escort of striped submarines, the reactor was ready, but further

      That’s the fact of the matter, in the 50s they tried to nuclear weapons, to attach to all types of military equipment.
      And if instead of Yar an ordinary diesel engine was installed. Would a tank be a breakthrough?
    2. ShturmKGB
      ShturmKGB 15 May 2013 10: 09 New
      +2
      I remember from one article that in those days they even wanted to treat acne with radiation ...
      1. patline
        patline 15 May 2013 15: 03 New
        0
        And what? A remotely controlled tank with a nuclear power plant on board may not even dare to knock out, of course, if you act on enemy territory)))
  2. _KM_
    _KM_ 15 May 2013 11: 03 New
    +2
    They wanted and treated.

    I am interested in the design of articulated tanks. How justified is it?
    1. the47th
      the47th 15 May 2013 12: 37 New
      +1
      If the tanks are nuclear, then the MTO can be shoved separately from the crew.
    2. Hudo
      Hudo 15 May 2013 19: 24 New
      +2
      Quote: _KM_
      They wanted and treated.

      I am interested in the design of articulated tanks. How justified is it?


      To calculate an anti-tank gun, this is just a dream! The rotation mechanism is jammed, and let it ride in a circle, like a trained bear in a circus. laughing
      But seriously, it is unlikely that such a sophisticated mechanism will be reliable in a combat situation, when driving over rough terrain, expensive to manufacture, difficult to repair.
  3. Dima190579
    Dima190579 15 May 2013 11: 09 New
    +2
    Whatever the tank was large and with strong armor. Its tracks are always vulnerable.
    Immobilizing the tank is not difficult. And do whatever you want with him.
    Even if you just hit it, you can capture someone as you like as a trophy.
    Putting nuclear reactors on tanks is an interesting find for spending people's money.
  4. USNik
    USNik 15 May 2013 13: 01 New
    +2
    the reactor was to be cooled by atmospheric air driven near it
    belay Nahua a tank with limited BK, a human crew that wants to eat and sleep, 500 hours of engine operation? Yes, his tracks will fall off faster ...
  5. teceitap
    teceitap 15 May 2013 13: 11 New
    +3
    Nonsense! it was clear to everyone from the very beginning. if the tank on the battlefield remains in service for 20 minutes then why is there such an expensive engine? fool
    1. Hudo
      Hudo 15 May 2013 19: 29 New
      0
      Quote: teceitap
      if the tank on the battlefield remains in service 20 minutes


      Which tank do you mean? In what battle, against which enemy, with what task? How well trained is the crew of the tank which "remains in service for 20 minutes"? And where does this figure come from, 20 minutes? I would greatly appreciate the source.
  6. smart ass
    smart ass 15 May 2013 14: 18 New
    +7
    Sitting such bald, brave tankers in lead underpants)))
  7. cdrt
    cdrt 15 May 2013 16: 00 New
    +1
    In principle, the idea is strange ... why a car that can technically go as long as you like, if people can last 8-12 hours, and there will be enough shells for a couple of fights ... It is all the more unclear how to live with the inevitable defeat of the tank.
    The last American project is Chrysler, in general MISSION
    1. bazilio
      bazilio 15 May 2013 16: 20 New
      0
      Quote: cdrt
      In principle, the idea is strange ... why a car that can technically go as long as you like


      That is probably the case in another - with nuclear weapons there is no need to fill tons of salyarka into the tank. 1 kg of uranium in energy intensity is approximately equal to 67 railway oil tanks.
      On the other hand, the obvious minus, which eliminates all the advantages is radiation. Fighting battles are inevitable, and even if the crew escapes and drapes, a pile of fonning iron will remain on the field
  8. Megatron
    Megatron 15 May 2013 18: 12 New
    +2
    A nuclear tank is nonsense, but a nuclear plane that never lands is already interesting))))
  9. lilit.193
    lilit.193 15 May 2013 18: 25 New
    +1
    Amer didn’t design atomic little motorbikes? laughing
  10. _KM_
    _KM_ 16 May 2013 13: 02 New
    0
    Quote: Hudo
    Jammed rotation mechanism


    In a conventional tank, it can jam both the caterpillar and the rotation mechanism. Will also ride in a circle.
  11. Alex
    Alex 19 September 2013 15: 33 New
    +2
    The calculation made directly at the conference ...
    And this is "the advanced level of science and technology" ??? Straight monkeys with pomegranates.

    The idea is tempting, but there is a limit to everything. And common sense too. Otherwise, we can talk about annihilation. And that is also "promising". In any case, such boats flew in A. Tolstoy's "Aelita".

Американские проекты атомных танков

В пятидесятые годы прошлого века человечество начало активно осваивать новый источник энергии – деление атомных ядер. Ядерная энергетика тогда виделась если не панацеей, то, как минимум, решением великого множества различных проблем. В атмосфере всеобщего одобрения и интереса строились атомные электростанции и проектировались реакторы для подлодок и кораблей. Отдельные мечтатели даже предлагали сделать атомный реактор настолько компактным и маломощным, чтобы он мог использоваться как бытовой источник энергии или в качестве энергоустановки для автомобилей и т.п. Подобными вещами заинтересовались и военные. В Соединенных Штатах всерьез рассматривались варианты создания полноценного танка с ядерной энергоустановкой. К сожалению или к счастью, все они так и остались на уровне технических предложений и чертежей.

История атомных танков началась в 1954 году и ее появление связано с научными конференциями Question Mark («Знак вопроса»), на которых обсуждались перспективные направления науки и техники. На третьей такой конференции, прошедшей в июне 1954 года в Детройте, американские ученые обсудили представленный к рассмотрению проект танка с атомным реактором. Согласно техническому предложению, боевая машина TV1 (Track Vehicle 1 – «Гусеничная машина-1») должна была иметь боевую массу порядка 70 тонн и нести 105-мм нарезную пушку. Особый интерес представляла компоновка бронекорпуса предлагаемого танка. Так, за броней толщиной до 350 миллиметров должен был располагаться малогабаритный атомный реактор. Для него предусмотрели объем в передней части бронекорпуса. За реактором и его защитой, расположили рабочее место механика-водителя, в средней и задней частях корпуса поместили боевое отделение, укладки боеприпасов и т.п., а также несколько агрегатов силовой установки.

Американские проекты атомных танков
Боевая машина TV1 (Track Vehicle 1 – «Гусеничная машина-1»)



Американские проекты атомных танковБолее чем интересен принцип работы силовых агрегатов танка. Дело в том, что реактор для TV1 планировалось делать по схеме с открытым газовым контуром теплоносителя. Это значит, что охлаждение реактора должно было производиться атмосферным воздухом, прогоняемым рядом с ним. Далее нагретый воздух предполагалось подводить на силовую газовую турбину, которая должна была приводить в движение трансмиссию и ведущие колеса. Согласно расчетам, проведенным прямо на конференции, при заданных габаритах удалось бы обеспечить работу реактора продолжительностью до 500 часов на одной заправке ядерным топливом. Однако проект TV1 не рекомендовали к продолжению разработки. За 500 часов работы реактор с открытым контуром охлаждения мог заразить несколько десятков или даже сотен тысяч кубометров воздуха. Кроме того, во внутренние объемы танка никак не удавалось вписать достаточную защиту реактора. В целом, боевая машина TV1 получалась гораздо более опасной для своих войск, нежели для противника.

К следующей конференции Question Mark IV, состоявшейся в 1955 году, проект TV1 доработали в соответствии с текущими возможностями и новыми технологиями. Новый атомный танк получил название R32. Он значительно отличался от TV1, в первую очередь своими размерами. Развитие ядерных технологий позволило уменьшить габариты машины и соответствующим образом изменить ее конструкцию. 50-тонный танк также предложили оснастить реактором в передней части, но бронированный корпус с лобовым листом толщиной в 120 мм и башня с 90-мм орудием в проекте имели совершенно другие обводы и компоновку. Кроме того, предлагалось отказаться от использования газовой турбины, приводимой в движение перегретым атмосферным воздухом и применить новые системы защиты менее крупного реактора. Расчеты показали, что практически достижимый запас хода на одной заправке ядерным топливом будет равняться примерно четырем тысячам километров. Таким образом, ценой снижения времени работы, планировалось понизить опасность реактора для экипажа.

Американские проекты атомных танков


И все же меры, принятые для защиты экипажа, технического персонала и взаимодействующими с танком войск, были недостаточными. Согласно теоретическим выкладкам американских ученых, R32 «фонил» меньше, чем его предшественник TV1, но даже при оставшемся уровне излучения танк не был пригоден для практического применения. Требовалось бы регулярно менять экипажи и создавать специальную инфраструктуру для отдельного обслуживания атомных танков.

После того, как R32 не смог оправдать ожидания потенциального заказчика в лице американской армии, интерес военных к танкам с ядерной энергетической установкой стал постепенно угасать. Стоит признать, в течение некоторого времени еще предпринимались попытки создать новый проект и даже довести его до стадии испытаний. К примеру, в 1959 году проектировалась экспериментальная машина на базе тяжелого танка M103. Ее предполагалось использовать в будущих испытаниях танкового шасси с атомным реактором. Работы по этому проекту начались очень поздно, когда заказчик перестал видеть в атомных танках перспективную технику для армии. Работы по переоборудованию M103 в испытательный стенд завершились созданием эскизного проекта и подготовкой к сборке макета.

Американские проекты атомных танков
R32. Ещё один проект американского атомного танка


Последний американский проект танка с ядерной силовой установкой, который смог продвинуться дальше стадии технического предложения, был выполнен фирмой Chrysler во время ее участия в программе ASTRON. Пентагон заказал танк, предназначенный для армии следующих десятилетий и специалисты «Крайслера», по-видимому, решили дать еще одну попытку танковому реактору. Кроме того, новый танк TV8 должен был олицетворять новую концепцию компоновки. Бронированное шасси с электромоторами и, в некоторых версиях проекта, двигателем или ядерным реактором представляло собой типичный корпус танка с гусеничной ходовой частью. Однако на нем предлагалось установить башню оригинальной конструкции.

Крупногабаритный агрегат сложной обтекаемо-граненой формы предполагалось сделать немного длиннее шасси. Внутри такой оригинальной башни предлагалось поместить рабочие места всех четырех членов экипажа, все вооружения, в т.ч. 90-мм орудие на жесткой безоткатной подвесной системе, а также боекомплект. Кроме того, в поздних версиях проекта предполагалось поместить в кормовой части башни дизельный двигатель или малогабаритный ядерный реактор. В таком случае реактор или двигатель давали бы энергию для работы генератора, питающего ходовые электромоторы и прочие системы. Согласно некоторым источникам, до самого закрытия проекта TV8 шли споры о наиболее удобном размещении реактора: в шасси или в башне. Оба варианта имели свои плюсы и минусы, но установка всех агрегатов энергоустановки в шасси была выгоднее, хотя и сложнее в техническом плане.

Американские проекты атомных танков
Танк TV8


Американские проекты атомных танков
Один из вариантов атомных монстров разрабатываемых в своё время в США по программе «Astron».


TV8 оказался самым удачливым из всех американских атомных танков. Во второй половине пятидесятых на одном из заводов компании Chrysler даже построили макет перспективной бронемашины. Но дальше макета дело не пошло. Революционно новая компоновка танка в сочетании с ее технической сложностью не давала никаких преимуществ перед существующими и разрабатываемыми бронемашинами. Соотношение новизны, технических рисков и практической отдачи сочли недостаточным, тем более в случае с использованием ядерной энергоустановки. В результате проект TV8 закрыли за бесперспективностью.

После TV8 ни один американский проект атомного танка не вышел из стадии технического предложения. Что касается других стран, то в них тоже рассматривалась теоретическая возможность замены дизеля атомным реактором. Но за пределами США эти идеи остались только в виде задумок и простых предложений. Основными причинами отказа от подобных идей стали две особенности ядерных энергоустановок. Во-первых, реактор, пригодный для монтажа на танке, по определению не может иметь достаточную защиту. В результате экипаж и окружающие люди или объекты будут подвергаться воздействию радиации. Во-вторых, атомный танк в случае повреждения энергоустановки – а вероятность такого развития событий очень велика ¬– становится настоящей грязной бомбой. Шансы экипажа выжить в момент аварии слишком малы, а выжившие станут жертвами острой лучевой болезни.

Сравнительно большой запас хода на одной заправке топливом и общая, как казалось в пятидесятых годах, перспективность атомных реакторах во всех сферах не смогли пересилить опасные последствия их применения. В результате танки на атомном ходу так и остались оригинальной технической задумкой, возникшей на волне всеобщей «ядерной эйфории», но не давшей никаких практических результатов.


По материалам сайтов:
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://raigap.livejournal.com/
http://armor.kiev.ua/
http://secretprojects.co.uk/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. Canep 15 мая 2013 08:35
    Атомный танк ни один человек в здравом уме на своей территории применять не будет, эта разработка показывает, что американская политика имеет ярковыраженный агрессивный характер, имеющая своей целью захват чужих территорий. Хотя наши разрабатывали атомный самолет для наблюдения и сопровождения полосатых подлодок, был готов реактор, но дальше программу свернули.
    1. bask 15 мая 2013 08:44
      Спасибо Кирилл за статью+.
      Цитата: Canep
      аблюдения и сопровождения полосатых подлодок, был готов реактор, но дальше

      Вот в том то и дело,что в 50 годах пытались ЯР,ко всем видам боевой техники примастырить.
      А если вместо Яр был поставлен обычный дизель. Прорывной был бы танк?
      bask
    2. ShturmKGB 15 мая 2013 10:09
      Помнится из одной статьи, что в те времена даже прыщи хотели радиацией лечить...
      1. patline 15 мая 2013 15:03
        А что? Дистанционно управляемый танк с ядерной силовой установкой на борту могут и не решиться подбивать, конечно если действовать на территории врага)))
        patline
  2. _КМ_ 15 мая 2013 11:03
    Хотели и лечили.

    Мне интересна конструкция сочлененных танков. Насколько она оправдана?
    1. the47th 15 мая 2013 12:37
      Если танки ядерные, то МТО можно запихнуть отдельно от экипажа.
    2. Hudo 15 мая 2013 19:24
      Цитата: _КМ_
      Хотели и лечили.

      Мне интересна конструкция сочлененных танков. Насколько она оправдана?


      Для расчёта противотанкового орудия, это просто мечта! Заклинил механизм поворота, и пусть ездит по кругу, как дрессированный медведь в цирке. laughing
      А если серьёзно, то навряд ли такой мудрёный механизмус будет надёжным в боевой обстановке, при езде по пересечённой местности, дорогим в производстве, сложным в ремонте.
      Hudo
  3. Dima190579 15 мая 2013 11:09
    Какой бы не был танк большой и с сильною броней. Его гусениц всегда уязвимы.
    Обездвижить танк не трудно. И все делай с ним что хочешь.
    Хоть просто подбей, а можно и захватить в качестве трофея кому как нравиться.
    Ставить ядерные реакторы на танки интересная находка по трате народных денег.
    Dima190579
  4. USNik 15 мая 2013 13:01
    хлаждение реактора должно было производиться атмосферным воздухом, прогоняемым рядом с ним
    belay Нахуа танку у которого ограниченный БК, человеческий экипаж, который хочет есть и спать, 500 часов работы двигателя? Да у него гусеницы быстрее отвалятся...
    USNik
  5. teceitap 15 мая 2013 13:11
    Полная ерунда! это с самого начало было ясно всем. если танк на поле боя остается в строю 20минут то зачем там столь дорогой двигатель? fool
    teceitap
    1. Hudo 15 мая 2013 19:29
      Цитата: teceitap
      если танк на поле боя остается в строю 20минут


      Какой танк Вы имеете в виду? В каком бою, против какого противника, с какой задачей? Насколько хорошо обучен экипаж танка который "остается в строю 20минут"? И откуда такая цифирь 20 минут? Буду весьма признателен за первоисточник.
      Hudo
  6. Умник 15 мая 2013 14:18
    Сидят такие лысые, отважные танкисты в свинцовых трусах)))
  7. cdrt 15 мая 2013 16:00
    В принципе идея странная...зачем машина, которая технически может ехать сколь угодно долго, если люди могут 8-12 часов, а снарядов хватит на пару боев...Тем более неясно как жить при неизбежном поражении танка.
    Последний американский проект - Крайслеровский, вообще СОН РАЗУМА
    1. bazilio 15 мая 2013 16:20
      Цитата: cdrt
      В принципе идея странная...зачем машина, которая технически может ехать сколь угодно долго


      Ту наверно дело в другом- с ЯР нет необходимости заливать в танк салярку тоннами. 1 кг урана по энергоемкости примерно равен 67 ж/д цистернам с нефьтю.
      С другой сторны очевидный минус, который исключает все плюсы это радиация. Боевые потреи неизбежны, и даже если экипаж спасется и драпанет, то на поле останется груда фонящего железа
  8. Megatron 15 мая 2013 18:12
    Ядерный танк - бред, а вот ядерный самолет, который никогда не садится, это уже интересно ))))
  9. lilit.193 15 мая 2013 18:25
    А атомных моторольчиков амеры не проектировали? laughing
    lilit.193
  10. _КМ_ 16 мая 2013 13:02
    Цитата: Hudo
    Заклинил механизм поворота


    У обычного танка может заклинить и гусеницу и механизм поворота. Тоже будет ездить по кругу.
  11. Алекс 19 сентября 2013 15:33
    Расчет, выполненный прямо на конференции...
    И это "передовой уровень науки и техники"??? Прямо обезьяны с гранатами.

    Идея заманчивая, но всему есть предел. И здравый смысл тоже. В противном случае можно и об аннигиляции поговорить. А что, тоже "перспективно". Во всяком случае, в "Аэлите" А. Толстого такие кораблики летали.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня