Речные танки Сталинграда

Речные танки Сталинграда


Сталинград отличается от всех городов России – узкая лента жилой застройки протянулась вниз по течению Волги на 60 километров. Река всегда занимала особое место в жизни города – центральная водная артерия России, крупная транспортная магистраль с выходом в Каспийское, Белое, Азовское и Балтийское моря, источник гидроэнергии и любимое место отдыха волгоградцев.

…если теплым весенним вечером спуститься вниз по крутому склону к Волге, то на одной из пристаней в центральной части города можно обнаружить любопытный памятник – стоящий на постаменте плоскодонный баркас с висящими «усами» якорей. На палубе странного судна имеется подобие рубки, а в носовой части – о, чудо! – установлена башня от танка Т-34.


На самом деле, место довольно известное - это бронекатер БК-13, а сам монумент, носящий имя «Героям Волжской военной флотилии» - составная часть музея-панорамы «Сталинградская битва». Отсюда открывается прекрасный вид на излучину гигантской реки. Сюда приходят современные «пионеры», чтобы «покачаться на якоре». Здесь в День ВМФ собираются волгоградские мореманы.

Речные танки Сталинграда


То, что бронекатер – немой свидетель той Великой битвы, сомнений не вызывает: об этом явно свидетельствует бронзовая табличка на рубке с лаконичной надписью:
Бронекатер БК-13 в составе ВВФ участвовал в героической обороне Сталинграда с 24 июля по 17 декабря 1942 года

Гораздо менее известно, что БК-13 участвовал в боях на Днепре, Припяти и Западном Буге. А потом, «речной танк», ловко переползая отмели и препятствия, проник по системам европейских рек и каналов до самого Берлина. Плоскодонная «жестянка», которую даже кораблем назвать сложно (что это за корабль без компАса, в чьих внутренних помещениях нельзя встать в полный рост?) имеет героическую историю, которой позавидует любой современный крейсер.

О значении бронекатеров в Сталинградской битве недвусмысленно высказался маршал Василий Иванович Чуйков - человек, непосредственно руководивший обороной Сталинграда:
О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия.

Боевая история Волжской военной флотилии началась летом 1942 года.
К середине июля в небе Южного Поволжья появились бомбардировщики с черными крестами на крыльях - бронекатера немедленно приступили к эскортированию транспортов и танкеров с бакинской нефтью, поднимавшихся вверх по течению Волги. За последующий месяц они провели 128 караванов, отразив 190 воздушных атак Люфтваффе.

А потом начался настоящий ад.

30 августа моряки отправились на разведку к северной окраине Сталинграда – там, за тракторным заводом, немецкие части прорвались к самой воде. Три бронекатера бесшумно двинулись в ночной мгле, выхлопы двигателей на малом ходу выводились ниже ватерлинии.
Скрытно вышли в назначенное место и уже собрались уходить, когда моряки узрели визжащих от радости фрицев, черпающих касками воду из русской реки. Объятые праведным гневом, экипажи бронекатеров открыли ураганный огонь из всех стволов. Ночной концерт прошел с полным аншлагом, но внезапно в действие вступил неучтенный фактор – стоявшие на берегу танки. Началась дуэль, в которой у катеров было немного шансов: немецкая бронетехника была труднообнаружима на фоне темного берега, в то же время, советские катера были видны как на ладони. Наконец, «бронированный» борт, толщиной всего 8 мм, защищал корабли от пуль и мелких осколков, но был бессилен перед мощью даже самого малого артиллерийского боеприпаса.

Роковой выстрел пришелся в борт – бронебойный снаряд прошил катер насквозь, выведя из строя двигатель. Неподвижную «жестянку» стало прижимать течением к вражескому берегу. Когда до противника оставалось всего несколько десятков метров - экипажам оставшихся катеров удалось под яростным огнем с берега взять на буксир поврежденный катер и увести его в безопасное место.

15 сентября 1942 года немцы ворвались на Мамаев курган – высоту 102.0, откуда открывается прекрасный обзор всей центральной части города (всего Мамаев курган был захвачен и снова отбит 8 раз – немногим меньше, чем Железнодорожный вокзал – тот переходил из рук русских в руки немцев 13 раз, в результате от него не осталось камня на камне). С этого момента катера Волжской военной флотилии стали одной из важнейших связующих нитей 62-ой армии с её тылами.

Речные танки Сталинграда

Об этом раритетном месте не знают даже коренные волгоградцы. Столб стоит на привокзальной площади прямо перед бегущей толпой - но редко кто обращает внимания на безобразные шрамы на его поверхности. Верхняя часть столба буквально вывернута наизнанку - внутри разорвался осколочный боеприпас. Я насчитал два десятка отметин от пуль, осколков и несколько крупных пробоин от снарядов - все это на столбе диаметром сантиметров 30. Плотность огня в районе вокзала была просто ужасающей.

В светлое время суток бронекатера скрывались в многочисленных затонах и притоках Волги, прячась от налетов вражеской авиации и смертоносного артиллерийского огня (днем немецкие батареи с кургана простреливали всю акваторию, не оставляя морякам ни единого шанса пристать к правому берегу). Ночью начиналась работа – под прикрытием темноты катера доставляли в осажденный город подкрепления, одновременно совершая дерзкие разведывательные рейды вдоль занятых немцами участков побережья, оказывали огневую поддержку советским войскам, высаживали десанты в тылу врага и проводили обстрелы немецких позиций.

Известны фантастические цифры о боевой службе этих маленьких, но очень шустрых и полезных корабликов: за время работы на сталинградских переправах шесть бронекатеров 2-го дивизиона переправили на правый берег (в осажденный Сталинград) 53 тысячи бойцов и командиров РККА, 2000 тонн снаряжения и продовольствия. За это же время на палубах бронекатеров катеров из Сталинграда было эвакуировано 23 727 раненых бойцов и 917 гражданских лиц.

Речные танки Сталинграда


Но даже самая безлунная ночь не гарантировала защиту – десятки немецких прожекторов и осветительных ракет непрерывно выхватывали из темноты участки черной ледяной воды с мчащимися по ней «речными танками». Каждый рейс оканчивался десятком боевых повреждений – тем не менее, за ночь бронекатера совершали по 8-12 рейсов на правый берег. Весь следующий день моряки откачивали поступившую в отсеки воду, заделывали пробоины, чинили поврежденные механизмы – чтобы на следующую ночь снова отправиться в опасный рейс. Ремонтировать бронекатера помогали рабочие Сталинградского судоремонтного завода и Красноармейской судоверфи.

И вновь скупая хроника:
10 октября 1942 года. Бронекатер БКА №53 перевез на правый берег 210 бойцов и 2 тонны продовольствия, вывез 50 раненых, получил пробоины в левый борт и корму. БКА № 63 перевез 200 бойцов, 1 тонну продовольствия и 2 тонны мин, вывез 32 раненых бойца…


Зима 1942-43 гг. выдалась небывало ранней – уже в первых числах ноября на Волге начался осенний ледоход – льдины осложнили и без того сложную обстановку на переправах. Проламывались хрупкие дощатые корпуса баркасов, обычным кораблям не хватало мощности двигателей, чтобы противостоять напору льда – вскоре бронекатера остались единственным средством для доставки людей и грузов на правый берег реки.
К середине ноября окончательно оформился ледостав – мобилизованные суда Сталинградского речного флота и корабли Волжской военной флотилии вмерзли в лед или были уведены южнее, в нижнее течение Волги. С этого момента снабжение 62-ой армии в Сталинграде осуществлялось только по ледовым переправам или по воздуху.

Речные танки Сталинграда


За время активной фазы боевых действий орудия «речных танков» Волжской военной флотилии уничтожили 20 единиц немецкой бронетехники, разрушили больше сотни блиндажей и дзотов, подавили 26 артиллерийских батарей. От огня со стороны воды противник потерял убитыми и ранеными до трех полков личного состава.
И, конечно же, 150 тысяч бойцов и командиров РККА, раненых, мирных жителей и 13 000 тонн грузов, переправленных с одного на другой берег Великой русской реки.

Собственные потери Волжской военной флотилии составили 18 пароходов, 3 бронекатера и около двух десятков тральщиков и мобилизованных пассажирских катеров. Напряженность боев в нижнем течении Волги была сравнима с морскими сражениями в открытом океане.
Волжская военная флотилия была расформирована только в июне 1944 года – когда закончились работы по разминированию речной акватории (раздраженные действиями речных кораблей и судов, немцы обильно «засеяли» Волгу морскими минами).

Речные танки Сталинграда

Советские катера на Дунае


Речные танки Сталинграда

Бронекатер в столице Австрии. Фото из собрания В. В. Бурачка


Но бронекатера покинули Поволжье уже летом 1943 года – погрузив свои «речные танки» на ж/д платформы, моряки отправились на Запад, вслед за убегающим противником. Гремели бои на Днепре, Дунае и Тиссе, «речные танки» пробирались по территории Восточной Европы узкими каналами короля Петра I и Александра I, высаживали десанты на Висле и Одере… За бортом бронекатеров пронеслась Украина, потом - Белоруссия, Венгрия, Румыния, Югославия, Польша и Австрия - вплоть до самого логова фашистского зверя.

***

…Бронекатер БК-13 находился в европейских водах до 1960 года, неся службу в составе Дунайской военной флотилии, после чего вернулся на берега Волги и был передан в качестве экспоната Волгоградскому государственному музею обороны. Увы, по неустановленной причине, сотрудники музея ограничились снятием нескольких механизмов, после чего катер бесследно исчез. В 1981 году его нашли среди металлолома на одном из предприятий города, после чего, по инициативе ветеранов, БК-13 был восстановлен и размещен в качестве памятника на территории Волгоградского судостроительно-судоремонтного завода. В 1995 году, к 50-летнему юбилею Победы, состоялось торжественное открытие монумента «Героям Волжской военной флотилии» на набережной Волги, и бронекатер на постаменте занял положенное ему по праву место. С тех пор «речной танк» БК-13 глядит на бесконечно текущую воду, вспоминая о великом подвиге тех, кто под смертоносным огнем подвозил подкрепления в осажденный Сталинград.

Из истории речных танков

Несмотря на свой курьезный облик (корпус, как у баржи-плоскодонки, танковая башня) бронекатер БК-13 был отнюдь не самодельный экспромт, а хорошо обдуманное решение, принятое задолго до начала Великой Отечественной войны – острую необходимость в подобной технике продемонстрировал еще конфликт на КВЖД, случившийся в 1929 году. Работы над созданием советских «речных танков» начались в ноябре 1931 года – катера предназначались, в первую очередь, для Амурской военной флотилии – охрана восточных рубежей становилась все более насущной проблемой Советского государства.

БК-13 (иногда в литературе встречается БКА-13) - один из 154 построенных малых речных бронекатеров проекта 1125.* «Речные танки» предназначались для борьбы с катерами противника, боевого обеспечения сухопутных войск, огневой поддержки, разведки и ведения боевых действий в акваториях рек, озер и в прибрежной морской зоне.
*также, существовал проект более крупных двухбашенных катеров проекта 1124 (т.н. «амурская» серия, построена несколько десятков единиц)

Главной особенностью проекта 1125 стали плоское дно с туннелем гребного винта, малая осадка и скромные массогабаритные характеристики, обеспечивающие бронекатерам мобильность и возможность экстренной переброски железнодорожным транспортом. В годы войны «речные танки» активно использовались на Волге, на Ладожском и Онежском озерах, на побережье Черного моря, в Европе и на Дальнем Востоке.
Время полностью подтвердило правильность принятого решения: определенная потребность в подобной технике сохраняется даже в XXI веке. Несмотря на ракетное оружие и высокие технологии, высокозащищенный катер с тяжелым вооружением может быть полезен при проведении противопартизанских рейдов и в локальных конфликтах низкой интенсивности.

Краткие характеристики бронекатера проекта 1125:

Полное водоизмещение в пределах 30 тонн

Длина 23 м

Осадка 0,6 м

Экипаж 10 человек

Полный ход 18 узлов (33 км/ч – весьма немало для речной акватории)

Двигатель – ГАМ-34-ВС (на основе авиационного двигателя АМ-34) мощностью 800 л.с.*
*часть бронекатеров оснащалась зарубежными двигателями «Паккард» и «Холл-Скотт» мощностью 900 л.с.

Запас топлива на борту – 2,2 тонны

Катер рассчитан на действия при 3-балльном волнении (в годы ВОВ отмечены случаи длительных морских переходов катеров при 6-балльном шторме)
Противопульное бронирование: борт 7 мм; палуба 4 мм; рубка 8 мм, крыша рубки 4 мм. Бронирование борта выполнялось с 16 по 45 шпангоут. Нижняя кромка «бронепояса» опускалась на 150 мм ниже ватерлинии.

Вооружение:
Здесь имело место немало импровизаций и чрезвычайное разнообразие конструкций: танковые башни, аналогичные Т-28 и Т-34-76, зенитные орудия Лендера в открытых башнях, крупнокалиберные ДШК и пулеметы винтовочного калибра (3-4 шт.). На части «речных танков» устанавливались реактивные системы залпового огня калибра 82 мм и даже 132 мм. В ходе модернизации появились рельсы и обухи для закрепления четырех морских мин.

Речные танки Сталинграда


Речные танки Сталинграда

Еще один раритет. Пожарный катер "Гаситель" (1903 г.) - помимо своего прямого назначения, применялся на Сталинградских переправах в качестве транспортного средства. В октябре 1942 года затонул от полученных повреждений. Когда катер подняли, в его корпусе нашли 3,5 тысячи пробоин от осколков и пуль

Речные танки Сталинграда

Бронекатера в Москве, 1946 год


Речные танки Сталинграда

Переправа переправа, снег шершавый, кромка льда...


Факты и подробности о применении бронекатеров взяты из статьи «Речные танки идут в бой» И.М.Плехов, С.П.Хватов (КАТЕРА и ЯХТЫ №4 (98) за 1982 год)
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 32
  1. ВохаАхов 8 мая 2013 08:58
    Корадли-герои. Рабочие лошадки войны.
    1. На снимке торпедный катер Г-4, бортовой номер 51 . На них мой дед воевал и на последнем снимке на Москва реке, за бронекатерами стоят торпедные катера. От Очакова до Поти. От Поти до Вены дошли катерники. Трудяги войны. Бронекатера, торпедные катера, малые охотники.
      Капитан Врунгель
      1. старик54 8 мая 2013 17:07
        абсолютно согласен с Вами, что на том снимке не бронекатер, тут докладчик дал маху конечно, а торпедный катер реданного типа. Но вот только мне кажется, что название этой модели торпедного морского катера Г-5;)
        1. Г-4 была малая серия. Отличие двигатели и рубка. На Г-5 рубка более овальная и скошенная. Г-5 на снимке за бронекатерами на Москва реке. Самые быстрые и легкие катера Скорость до 53 узлов. Красавцы.
          Капитан Врунгель
          1. старик54 9 мая 2013 19:53
            спасибо за информацию, не знал:)
  2. Kars 8 мая 2013 08:59
    ______________________
    1. Kars 8 мая 2013 09:01
      ___________________
      Советский бронекатер №214 в Кенигсбергском канале после боя с немецким танком(возможно даже САУ Фердинанд/Элефант)
      1. Kars 8 мая 2013 09:02
        ___________________
        1. bunta 8 мая 2013 12:08
          Когда-то я, будучи пацаном занимался в кружке судомоделизма. И первой моей моделью была модель именно вот этого двухбашенного танка. Спасибо за фото.
  3. Арон Заави 8 мая 2013 09:34
    Аж по сердцу резануло. Мы с пацанами все лето проводили около " Гасителя" . От нашей школы до набережной было 20 минут ходу . Можно было спустится или через овраг или через ресторан " Маяк". А какая в Волгограде набережная весной. good
  4. a.s.zzz888 8 мая 2013 09:51
    Есть художественный фильм "Где 042?". Режиссерами схвачена некоторая военная деятельность таких БК. Маскировка, способы ведения боевых действий и др. Очень интересный катер!
    С наступающим Праздником Победы!
  5. avt 8 мая 2013 09:54
    Как то уже писал - воевать на них все равно что в рукопашную ходить ,да еще по заранее известному маршруту !
    avt
  6. knn54 8 мая 2013 10:31
    Учитывая опыт ВОВ неплохо бы создать флотилии на Амуре, на Белом море…объем задач приличный: конвоировать суда, мобильные плавбатареи /катера ПВО, тральщики, «замаскированные» носители контейнерного комплекса Клаб-К… Ведь не зря существуют Дунайские флотилии в Хорватии и Румынии. Думаю, интересная тема для обсуждения.
    1. Aleks тв 8 мая 2013 19:45
      Цитата: knn54
      неплохо бы создать флотилии на Амуре, на Белом море…


      Амурская военная флотилия существовала и была внушительна. Видел своими глазами, когда служил.
      Затем её ЕБН раздробил на бригады.
      Затем передали погранцам.
      Затем... вроде как совсем единицы плавсредств остались...
      Да, было бы интересно узнать о её нынешнем составе и состоянии баз и затонов.

      Сохранили же бронекатера "Гюрза" на Каспийской флотилии, молодцы.
      1. rumatam 9 мая 2013 17:04
        поправлю не Гюрза а Шмели 4 штучки
        rumatam
    2. Argon 9 мая 2013 02:07
      Ну про Белое море вы погорячились дружище,такой скорлупке там делать не чего.Собственно есть корабли проэкта(номер не помню)70х.Так и служат они против китайцев,"катер огневой поддержки"называется.
  7. Andy 8 мая 2013 10:44
    это первая статья Олега которая заслужила плюс.
  8. rudolff 8 мая 2013 10:55
    Нечто подобное умельцы и в наше время мастерят. Не от хорошей жизни, конечно! Когда абхазы еще до войны с Грузией демонстрировали свой "ВМФ", среди прочих "эспонатов" промелькнул катерок с установленной на нем танковой башней. Не знаю, каков этот катерок в качестве боевой еденицы, но смотрелся он, как произведение Сальвадора Дали! Каким образом абхазы (или наши) умудрились запихнуть на него танковую башню, загадка. К сожалению, не успел разглядеть от какого именно танка. Но не старше Т-55.
    1. SWEET_SIXTEEN 8 мая 2013 14:38
      Цитата: rudolff
      Когда абхазы еще до войны с Грузией демонстрировали свой "ВМФ", среди прочих "эспонатов" промелькнул катерок с установленной на нем танковой башней.

      В одном из ТВ-репортажей промчалась "посудина" (рейдовый катер пр.371) с установленными блоками авиационных НУРС

      Вот это Миниган!
      1. На Вашем фото с установкой, катер "Гриф".
        Вот фото РК 371 проекта.
        Капитан Врунгель
      2. APASUS 8 мая 2013 20:31
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Вот это Миниган!

        Да в инете полно подобных фоток
        1. Так это и есть бывшие пограничные сторожевые катера "Гриф".
          Капитан Врунгель
      3. APASUS 8 мая 2013 20:34
        На любой вкус
    2. rumatam 9 мая 2013 17:10
      с Дунайской 116 брчк были после раздела и перехода в Севастополь 4 шт. передали абхазам вооружение носовая ПТ76 кормовая 2м3м БМ17 реактивная установка еслми не сняли служил на таком дунайский речной танк.
      rumatam
  9. Iraclius 8 мая 2013 12:22
    Олег, спасибо за статью! На одном из таких корабликов начинал свой боевой путь мой дед, тогда ещё совсем молодой пацан. И Сталинград стал его боевым крещением. Потом были и лёгкие крейсера пр.68-бис, и, как апофеоз карьеры, линкор Новороссийск. Мечты деда о толстой броне и огромных пушках сбылись. Очень жаль, что жизнь того линкора так скоротечно и трагически оборвалась, как и жизни сотен наших моряков. Вечная им память! И вечная память морякам, которые под свинцовыми ливнями с честью и до конца выполняли свой долг под огненными берегами Сталинграда, имея лишь скромное утешение в виде 8 сантиметров брони. Снимаю шляпу и преклоняю колени перед героями! hi
    1. Андрей57 8 мая 2013 13:54
      Не сантиметров, а миллиметров!!!!! Да и то не везде...
      1. Iraclius 8 мая 2013 14:24
        Да, миллиметров. Оговорился, конечно. Спасибо за поправку. yes
        Вообще очень примечательно, что такие речные артиллерийские кораблики - единственный класс чисто артиллерийских кораблей, который дожил до наших дней. Не считая аналогов среди патрульных катеров. Ещё раз убеждаюсь в справедливости биологической эволюции - мастодонты (тяжелобронированные крейсеры и линкоры) вымерли, а такие подобия канонерок выжили, пусть и в несколько изменённом виде. good
  10. nnz226 8 мая 2013 13:41
    А столб у вокзала с пробоинами надо объявить памятником обороны Сталинграда, обнести оградой, чтоб охотники за металлом не спилили, и экскурсии водить, показать плотность огня в Сталинграде. Это было бы правильно!
    1. SWEET_SIXTEEN 8 мая 2013 14:28
      Цитата: nnz226
      А столб у вокзала с пробоинами надо объявить памятником обороны Сталинграда

      Там есть табличка, но местным похоже пофигу - обклеили весь памятник предложениями снять квартиру (и не только квартиру)
  11. обыватель 8 мая 2013 13:42
    На фото, выше "Гасителя" под номером 51 изображен торпедный катер. Или я ошибаюсь?
    1. SWEET_SIXTEEN 8 мая 2013 14:23
      Цитата: обыватель
      На фото, выше "Гасителя" под номером 51 изображен торпедный катер

      Наверное так и есть (уже второй коммент на эту тему). Я искал подходящую иллюстрацию в своем архивчике и мог ошибиться

      В любом случае, подвиги катерников ВОВ заслуживают Уважения
  12. Комментарий был удален.
  13. Комментарий был удален.
  14. старик54 8 мая 2013 17:15
    Хорошая статьья, тем более к Дню Победы, спасибо большое за материал!
    Вот только ухо режет то, что в статье матросы и офицеры волжской речной флотилии названы моряками.:) Моряки - это те, кто ходит в море, так или иначе. А кто по ВВП, т.е. рекам и озёрам передвигается, так это речники однако. Но разница в названии их ратного подвига конечно не на миг не умоляет!!
    1. rumatam 10 мая 2013 06:03
      Цитата: старик54
      Хорошая статьья, тем более к Дню Победы, спасибо большое за материал!
      Вот только ухо режет то, что в статье матросы и офицеры волжской речной флотилии названы моряками.:) Моряки - это те, кто ходит в море, так или иначе. А кто по ВВП, т.е. рекам и озёрам передвигается, так это речники однако. Но разница в названии их ратного подвига конечно не на миг не умоляет!!

      ошибаетесь уважаемый, речники это к гражданским военный моряк он и есьб моряк.
      rumatam
  15. datur 8 мая 2013 20:47
    сталинградские речные Т34!!!!!
  16. bublic82009 9 мая 2013 01:17
    воевали мы чем могли и победили.
    bublic82009
  17. VADIMKRSK 9 мая 2013 04:33
    Очень интересно. Курсантам в речном училище принудительно показать!
  18. xomaNN 9 мая 2013 18:44
    Славный речной кораблик! Советский еще 70-х годов фильм "Где 042?" динамично показывает бронекатер на Днепре в условиях 41 года. При всех натяжках цензурных и идеологических того времени смотрелся интересно.
    1. rumatam 9 мая 2013 21:00
      а в чём цензура, вроде не плохо поставлен фильм Дунайский пароходик играл и матросики, в эпизодах.
      rumatam
  19. Гражданский 9 мая 2013 19:05
    распределяли их потом по речным пароходствам... первыми пилили
  20. Комментарий был удален.
  21. stasdolgov 9 мая 2013 19:49
    В одной из подводных экспедиций моего клуба (в 2006г), в Керченском проливе, мы обнаружили бронекатер проекта 1124 (с двумя башнями). БК-073. В годы войны для танков башен не хватало, а уж тем-более для катеров. И тогда на 15 из них были установлены пушки Лендера (калибр 76,2мм).

    Подробный отчёт об экспедиции здесь http://www.neptun-pro.ru/e_17.htm
    По нашему предложению мэру Тамани, одну из пушек подняли, реставрировали и сейчас она стоит в качестве памятника морякам-десантникам на косе Тузла.
  22. Chebyran 9 мая 2013 22:25
    Спасибо автору за статью. Не знал, что в моём городе есть такие памятники ибо живу на Спартановке, далеко от центра.
    Chebyran
  23. smershspy 13 мая 2013 15:11
    У меня там жил дед и живет бабушка! Дед гвардии старший сержант - участник "Сталинградской битвы" был ранен тяжело, имеет много наград! Лично президент России наградил моего деда и подарил автомобиль ОКА! Я им очень горжусь и мечтаю посетить все исторические места Сталинграда и возложить цветы героям сломившим врага и изменившим ход войны!Слава героям! Ура! Честь имею!
    smershspy
    1. SWEET_SIXTEEN 13 мая 2013 18:10
      Цитата: smershspy
      Я им очень горжусь и мечтаю посетить все исторические места Сталинграда и возложить цветы героям сломившим врага и изменившим ход войны!

      Родина-мать (эспланада, площадь "Стоявших насмерть", пантеон с именами павших (страшное зрелище - десятки тысяч имен на стенах мелким шрифтом до потолка, "мать, которая недождалась", главный монумент Родины-матери)), Панорама Сталинградской битвы (комплес на верхней террасе набержной т.н. "панорама" со всеми причитающимися обелисками и образцами боевой техники), рядом - руины мельницы (ЕМПИП Гергарда) и стена дома Павлова, Площадь Павших , Аллея Героев, монумент гражданскому населению - жертвам варварской бомбардировки 23.08.42, танковые башни на каждом углу, катер "Гаситель", монумент "Героям Волжской флотилии", столб на Привокзальной площади - чисто то, что я знаю в центральном районе
      Цитата: smershspy
      Честь имею!

      А вот здесь Вы точно не правы. Совершенно бессмысленная и бестолковая фраза. В старину офицеры говорили "честь имею представиться", "честь имею откланяться", но что значит просто "Честь имею"? Обрывок фразы, извращающий весь её первоначальный смысл. "Честь имею", "Деньги имею", "Жену имею", "Машину имею". Абсурд. Честь было не принято выставлять напоказ. Если где-нибудь услышите такую фразу - скажите, что это звучит глупо и неправильно

      Имена героев на стенах пантеона на Мамаевом кургане (часть пути к Родине-матери проходит под землей)
      1. shura.mekishin 13 июня 2013 15:49
        SWEET_SIXTEEN (1)...."честь имею откланяться", но что значит просто "Честь имею"?...
        Тоже самое и значит! Просто кратко. Читайте все комментарии. Была даже дискуссия по этому поводу! Еще раз хочу добавить, читайте лучше все статьи и комментарии! Не надо приставать к людям, а нужно думать!
        p.s. Я Вам поставил +! Прошу быть внимательнее!
        shura.mekishin
  24. SWEET_SIXTEEN 13 мая 2013 18:13
    А вот как выглядит интерьер Зала Славы. с другой стооны то же самое. имена на всех стенах 360 градусов
  25. stasdolgov 13 апреля 2015 11:37
    Цитата: stasdolgov
    В одной из подводных экспедиций моего клуба (в 2006г), в Керченском проливе, мы обнаружили бронекатер проекта 1124 (с двумя башнями). БК-073. В годы войны для танков башен не хватало, а уж тем-более для катеров. И тогда на 15 из них были установлены пушки Лендера (калибр 76,2мм).

    Подробный отчёт об экспедиции здесь http://www.neptun-pro.ru/e_17.htm
    По нашему предложению мэру Тамани, одну из пушек подняли, реставрировали и сейчас она стоит в качестве памятника морякам-десантникам на косе Тузла.

    Сайт сменил домен и теперь страницу можно увидеть по адресу: http://www.epron-pro.ru/expedition-17.html

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня