Корейская война. Прелюдия

7 833 95
Корейская война. Прелюдия
Солдаты китайские, моряки корейские. И корабли тоже


Отношение Кореи с Японией испокон веку были... сложные. У нас часто вспоминают об Имиджинской войне и прочих агрессиях самураев на полуостров. Но как-то забывается, что флот хана Хубилая, дважды попытавшегося завоевать Японию, был корейским. Корейцы — хорошие моряки, одни из лучших в этих краях. А на фоне китайцев, которые в военно-морских вопросах никогда звёзд с неба не хватали, так и просто терминаторы!




Генерал Ямагата Аритомо — отец японского милитаризма

Как известно, ещё в конце XIX века генерал Ямагата Аритомо назвал Корею кинжалом, направленным в сердце Японии. Высказывание оправдывало всё то, что впоследствии Страна Восходящего Солнца натворит на полуострове, но по большому счёту генерал был не так уж и неправ: все вторжения, которые случались на острова, были именно из Кореи. Просто этот путь — самый короткий. Поэтому сразу после революции Мэйдзи и окончания гражданской войны Босин, японцы приступили к решению корейского вопроса.


Инцидент у Канхвадо

20 сентября 1875 года японская канонерка «Унъё» была обстреляна корейскими батареями с острова Канхвадо (морской ключ Сеула). Канонерка батарею подавила, на остров высадили десант, который спалил местную деревню, 35 корейцев убил, а 16 — взял в плен. Обычный пограничный инцидент, но вот последствия у него были куда более серьёзные. Японцы хорошо усвоили урок, который им преподали американские корабли коммодора Перри. И в отношении корейцев действовали ровно так же: навязали Корее, чья армия была бледной тенью японской, неравноправный договор, на манер того, что американцы навязали им самим. Подданные Микадо обладали экстерриториальностью на полуострове, японские товары не облагались налогами и так далее. В общем, «Мицуи» с «Мицубиси» получили рынок сбыта для своей продукции.


Королева Мин — единственный мужчина в корейской королевской семье...

Нравилось это в Корее далеко не всем, реформаторы попытались организовать государственный переворот, отстранявший от власти консерваторов — противников реформ по японскому образцу. С переворотом не заладилось, королева Мин отправила гонцов в Китай, и войска Юань Шикая разгромили мятежников, главари переворота бежали в Японию. А в 1894 году началось восстание тонхаков — отмороженных конфуцианцев и противников любых реформ. Восстание стало поводом для ввода в страну китайских и японских войск, что привело к Японо-китайской войне, которую Япония выиграла.

На переговорах в Симоносеки самураи заставили китайцев отказаться от сюзеренитета над Кореей. Единственный мужчина в корейской королевской семье, умная и деятельная королева Мин, попыталась уйти под русский протекторат, но её убил японский военный Миура Горо, организовавший налёт на королевский дворец местных японцев (из числа сотрудников газеты «Кандзе синпо» — боевые журналисты были в Японии!). Король Коджон, решил, что раз от Китая он теперь независим, то надо самому становиться императором. И стал им в 1897 году. Старой Корее оставалось существовать тринадцать лет.


Положение Кореи в начале ХХ века языком карикатуры — примерно так оно и было

Почему Япония не аннексировала Корею сразу, после разгрома Китая? Оставался ещё один претендент на Страну Утренней Свежести — Россия. С ней японцы решили вопрос в ходе Русско-японской войны. С США и Англией император Мэйдзи заключил договоры о невмешательстве в политику Японии в отношении Кореи. И провозгласили страну своим протекторатом. Императорская армия была сокращена с 20 тысяч человек до тысячи, полностью подконтрольной японцам стала судебная система — все судьи-корейцы были уволены, а на их места назначены японцы, вся внешняя политика императором Коджоном ведётся только через японский МИД.


Император Кореи Коджон — пытался хоть как-то трепыхаться

В Гааге в 1907 году проходила мирная конференция, на которую Коджон послал тайных послов, чтобы обратить взоры стран-участниц к проблемам Кореи, но их даже не пустили в зал заседаний. Чтобы хоть как-то привлечь к делегации внимание, один из послов, Ли Тжун, публично покончил с собой. Это привлекло внимание. Японцев — они сместили чересчур самостоятельного Коджона и на его место поставили наследника престола и явную марионетку Сунджона. Результатом стало восстание «праведной армии», к которой присоединились расформированные части корейской армии. Восстание подавила одна японская дивизия. И 26 сентября 1910 года Япония аннексировала Корею.


«Император» Сунджон — форма красивая, но трепыхаться даже не пробовал...

А какое отношение это имеет к Корейской войне? Прямое! Дело в том, что заполучив свою первую колонию, самураи начали вести на её территории рациональное хозяйство. Первым делом была реформирована система образования — старая конфуцианская была полностью уничтожена, а на её месте создана новая, по японскому (то есть европейскому) образцу. Зачем? Ну, для эксплуатации колонии были нужны местные кадры... В новых школах учили японский, один из европейских языков (английский или французский по выбору) и даже немного… корейский. Образование коснулось 15 процентов населения полуострова — практически столько же, как индусов в Британской Индии (колониальный опыт японцы явно заимствовали у своих ближайших, на тот момент, союзников). В 1924 году в Кенсоне открыли Японский государственный университет: в нём учились по большей части местные японцы, но и процентов 25-30 корейцев имелось. Кроме того, корейские богачи отправляли своих отпрысков учиться в японских университетах. В общем, с образованными кадрами вопрос был решён.


Японские войска в Сеуле

А потом японцы взялись за экономическое освоение полуострова. И, по сути дела, именно они поделили Корею на Север и Юг. Дело в том, что на севере в горах достаточно полезных ископаемых: есть уголь, железо и цветные металлы. Обрабатывать всё это выгоднее на месте, чтобы не тратиться на логистику, поэтому на севере полуострова подданные Микадо начали активно развивать промышленность: инвестиции на душу населения составили 37 долларов, у британцев в Индии — всего 8 долларов.


Тараути Масатакэ — первый японский генерал-губернатор Кореи

Но это — Север, а на Юге много пахотных земель и климат помягче, поэтому здесь японцы создали «сельскохозяйственный кластер»: завели самые передовые на тот момент агротехнологии, в результате резко выросла урожайность риса, кроме того, земли, непригодные для рисоводства, пустили под картофель, так что проблема голода в Корее была решена (рис вывозили в Японию практически весь, но картофеля было много!). К тому же увеличился вылов рыбы: вместо старых парусных джонок японцы завели новые моторные сейнеры.


Корейский персонал «станции утешения». Почему корейцы не любят японцев? В том числе и поэтому...

Правда, у любой медали есть обратная сторона: режим на территории колонии периодически был максимально жёстким (а иногда весьма либеральным, всё от губернатора зависело). Проводилась политика японизации — корейцев заставляли принимать японские имена, насильственно вводили синтоистские ритуалы, заставляли вступать в японские патриотические организации. Не принимать японские имена значило забыть о карьере, принять — пойти служить в японскую императорскую армию. И отправиться воевать, куда-нибудь в Китай или Маньчжурию.

Самая жесть началась со вступлением Японии во Вторую мировую войну — кореянок стали отправлять на «станции утешения», как самураи поэтично обозвали военно-полевые бордели. Мужчин, не принявших японские имена — вывозить в метрополию в качестве практически бесплатной рабочей силы. В общем, японцы своей политикой создали не только корейскую промышленность и сельское хозяйство, экономическое разделение на Север и Юг полуострова, но и жёсткий корейский национализм. Причем именно национализм стал единой идеологией сопротивления японцам для всей Кореи, как Юга, так и Севера. Националистическими в той или иной степени были все корейские политические силы, включая коммунистов.


Домик в Мангёндэ, в котором родился Ким Сон Чжу

В 1912 году, 15 апреля в Мангёндэ, небольшой деревне под Пхеньяном, родился мальчик, которому дали имя Ким Сон Чжу. Семья мальчика была христианской и интеллигентной: папа Ким Хён Чжик учился в миссионерской школе и был весьма религиозен, работал то учителем младшей школы, то мелким клерком, то зарабатывал на жизнь траволечением. Мама Кан Бан Сок — дочь протестантского пастора. А ещё родители мальчика были жёсткими националистами — японцев не переваривали органически! Семья жила небогато и вскоре перебралась в Маньчжурию, где было полегче с работой. Здесь Ким Сон Чжу пошёл в китайскую школу: он до конца жизни будет свободно говорить по-китайски и отдыхать за чтением классических китайских романов.


Ким Сон Чжу в 1927 году

В 1926 году Ким Хён Чжик умирает в возрасте 32 лет, семья, и без того небогатая, начинает откровенно бедствовать. Здесь, в оккупированном японцами Гирине, Ким Сон Чжу вступает в марксистский кружок и в 17 лет впервые оказывается в тюрьме. После отсидки в несколько месяцев, молодой марксист выходит на волю, но вместо возвращения в школу идёт в партизанский отряд. Китайский коммунистический партизанский отряд. В 1932 году он вступает в Компартию Китая и принимает новое имя — Ким Ир Сен.


Ким Ир Сен (в заднем ряду в центре) со своими партизанами

Судя по стремительной карьере, воевал молодой партизан на хорошо и отлично! Когда отряды объединили во Вторую отдельную дивизию Объединённой северо-восточной антияпонской армии, Ким Ир Сен стал политкомиссаром 3-го партизанского отряда, а партизаны абы кому такие должности не предлагали. А ещё через пару лет он стал командиром 6-й партизанской дивизии: и всё это в возрасте 24 лет — Гайдар обзавидуется! Правда, партизанская дивизия — это всего несколько сотен бойцов, но тем не менее. Вскоре дивизия (которую всё чаще называют «дивизией Ким Ир Сена») начинает греметь: 4 июля 1937 года она перешла границу Маньчжурии и Кореи и напала на полицейский пост в Почхонбо. Японские газеты окрестили молодого Кима «самым опасным коммунистическим бандитом» — это круче, чем сегодня попасть на «Миротворец»!


Ким Ир Сен (в центре) с выжившими бойцами своего отряда в Хабаровске

У славы есть оборотная сторона: на «дивизию Ким Ир Сена» японцы начали натуральную охоту. Вскоре из всего командования 1-й партизанской армии в живых остался один Ким, дивизия таяла на глазах, кольцо японских войск вокруг партизан сжималось... И комдив принял решение — уходить в СССР. В декабре то, что осталось от дивизии, переходит Амур — вместе с Ким Ир Сеном из окружения вышло 13 человек.


Капитан РККА Ким Ир Сен (выделен кругом)

Маньчжурских партизан в СССР накопилось много. Из них была сформирована 88-я бригада, в которой был батальон из корейцев, командовать которым поставили Ким Ир Сена, получившего воинское звание капитана РККА. Во время войны бригада не выезжала с Дальнего Востока: китайцам с корейцами и здесь хватало работы — время от времени по ту сторону границы взрывались склады, горели полицейские участки, а виноваты во всём были местные партизаны...


Советское командование представляет корейцам их Великого Руководителя

А потом наступил 1945 год. Корею освобождали советские войска с севера, американцы — с юга. Разграничение провели посередине — в районе 38-й параллели. На севере полуострова светская оккупационная администрация столкнулась с непредвиденной проблемой: в войсках не оказалось переводчиков с корейского языка — воевать-то собирались с японцами, вот переводчиков с японского и подготовили. В результате возникло непонимание при общении с местным населением, и в помощь советским комендантам на пароходе «Емельян Пугачёв» прибыла группа военнослужащих-корейцев, самым старшим по званию среди которых стал капитан Ким Ир Сен. В общем, понятно, что когда стал вопрос, кого ставить во главе Северной Кореи, самой подходящей кандидатурой стал товарищ Ким Ир Сен.


Молодой Великий Руководитель оценивает объём работ, который предстоит выполнить

Правда, ясно это стало не сразу. Дело в том, что и в СССР, и в США понимали, что Корея — единая страна, населённая одним народом. Поэтому пытались договориться о создании единого государства, в котором Ким Ир Сен должен был стать министром обороны. Но кандидатуру главы единой Кореи согласовать не удалось: американские кандидатуры не устраивали советских товарищей, а советские — американцев. В результате в 1948 году была провозглашена КНДР, руководить которой поставили вчерашнего капитана РККА.


Ли Сын Ман, энергия из деда просто ключом бьёт!

А что на Юге? А на юге полуострова у американцев проблемы были ровно того же свойства! Их военная администрация также абсолютно не разбиралась в корейской тематике, и был нужен кадр, с одной стороны, местный, а с другой — знающий английский язык и американские реалии. И они такого кадра откопали! Это был Ли Сын Ман — полная противоположность Ким Ир Сену. Ким — молодой, Ли — 1875 года рождения. Ким — опытный и талантливый командир, Ли — гражданский до мозга костей политикан. Ким не желал становиться главой государства (сохранились его жалобы советскому послу после назначения лидером КНДР: «Я хочу полк, хочу дивизию, а вот это всё зачем мне надо?»), Ли готов был идти к власти по головам (в 1919 году в Шанхае эмигрантами было создано ни на что не влияющее Временное правительство Кореи, президентом выбрали Ли Сын Мана, в 1925 году ему, даже в этой мутной конторе, объявили импичмент «за злоупотребление властью»).


Шествие 1 марта 1919 года, одна из первых акций корейских националистов, расстрелянная японскими войсками. Через полтора месяца «движение 1 марта» сформирует в Шанхае временное правительство, президентом которого станет Ли Сын Ман

Большую часть жизни Ли Сын Ман провёл в эмиграции в США: после участия в восстании 1899 года его отправили на пожизненное заключение, но выпустили после начала Русско-японской войны. Он уехал на Гавайи, и в Корее до 1945 года благоразумно не показывался. Когда генералу Макартуру понадобился кто-то разбирающийся в корейских делах, 70-летнего Ли Сын Мана на самолёте доставили в Токио, и, после разговора за закрытыми дверьми, на личном самолёте американского генерала привезли в Сеул. Здесь он развернул бурную деятельность по созданию марионеточного правительства и борьбе с коммунистами. При этом коммунистами он считал любых своих врагов, вне зависимости от партийной принадлежности. И никогда не останавливался перед их физической ликвидацией. Режим «этого мощного старика, отца корейской демократии» диктатуру напоминал гораздо сильнее, чем вегетарианская, на первых порах, администрация Ким Ир Сена.

Впрочем, было между двумя корейскими лидерами и сходство. Оба они считали, что Корея должна быть единым государством. Вот только существование оппонента в этом едином государстве не предусматривалось. А значит — столкновение было неизбежно...
95 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    3 февраля 2026 05:18
    К чему такой экскурс в историю, если реально противостояние севера и юга было обусловлено разделением страны по итогам Второй мировой войны, а не в связи с хозяйственным укладом?
    1. +13
      3 февраля 2026 05:41
      Ну отчего же, очень даже интересно, и показывает цепочку событий, прямо или косвенно приведших к войне.
      1. +1
        3 февраля 2026 05:45
        Цитата: Наган
        прямо или косвенно приведших к войне

        К войне привело противостояние социалистического блока и капиталистического, для рядовых корейцев не замешанных в политике вообще не было причин убивать друг друга, они бы этого не делали не появись такие марионетки типа Ким Ир Сена и Ли Сын Мана.
        1. +4
          3 февраля 2026 07:35
          У Вас на примете есть другие кандидатуры в "марионетки"?
          Или знаете идеального кандидата на место "Отца Корейской Нации" способного сплотить Корею без внешних сил?
        2. +7
          3 февраля 2026 14:42
          Оно конечно так, но, на мой взгляд, не плохо бы объяснить, каким образом Корея оказалась в таком положении, когда её судьбу стало решать противостояние капиталистического и социалистического блоков.
          1. 0
            4 февраля 2026 03:29
            Цитата: Георгий Томин
            Оно конечно так, но, на мой взгляд, не плохо бы объяснить, каким образом Корея оказалась в таком положении, когда её судьбу стало решать противостояние капиталистического и социалистического блоков.

            Хотите ли вы этим сказать, что СССР свою экспансивную политику вел не в рамках распространения социализма, а в продолжение экспансивной политики Российской империи?
    2. +10
      3 февраля 2026 05:49
      Не факт. На протяжении столетий северное Когурё было лютым врагом трёх южнокорейских царств и не шибко похоже чтобы тогда они считали себя одним народом. Возможно - в народном сознании по сию пору сохранились какие-то отголоски. Увы - мы вообще крайне мало знаем об обеих Кореях, в основном пропагандистские штампы. Что там на самом деле думают люди - хрен его знает..
      1. +1
        3 февраля 2026 12:22
        Почему 3? В центре полуострова было государство Пэкче и на юге Силла. В конечном итоге Силла поглотила Пэкче и Когуре. Ляодунский полуостров и большая часть земель входящих в состав Когуре были потеряны.
        1. +1
          3 февраля 2026 12:48
          Там ещё какое-то Кае некоторое время вроде бултыхалось, пока не сожрали.
          1. +2
            3 февраля 2026 13:32
            Кая это племенной союз, впоследствии поглощенный Силла. А основные государства это вышеперечисленные 3. Когуре было основано Чумоном - 3-им принцем царства Пуе - впоследствии поглощенным Когуре. В число основателей (учредителей) Когуре входили еще 6 племен.
      2. +1
        3 февраля 2026 12:46
        Цитата: paul3390
        Когурё было лютым врагом трёх южнокорейских царств

        Это 7 век, с 935 года Корё, единое корейское государство, политически нация должна быть единая, столько времени.
      3. +2
        3 февраля 2026 14:50
        Тут вопрос сложный: изначально население Севера и Юга несколько отличалось: северяне были покрепче - кровь степных батыров сказывалась, южане - похлипче, поскольку ближе к японцам. Но всё это - древняя история! Да, были и Когурё, и Силла, и Пэкче, но к моменту начала Корейской войны полуостров был единым уже несколько столетий (минимум лет триста, точнее не вспомню, а копаться в источниках лень). При этом едиными были и народ, и язык, и культура. Сегодня ситуация меняется: южане и северяне всё больше чувствуют себя отдельными народами.
    3. +2
      3 февраля 2026 11:51
      Цитата: Дырокол
      К чему такой экскурс в историю, если реально противостояние севера и юга было обусловлено разделением страны по итогам Второй мировой войны,

      Львиная доля статьи о личностях Ким Ир Сена и Ли Сын Мана. Кстати Ли Сын Ман мог стать коммунистом. Он раньше Ким Ир Сена обратился к Сталину за поддержкой. Но Сталин побоялся открыто поддерживать корейских националистов опасаясь, что в войне против Японии 1 на 1 СССР потеряет Дальний Восток. О перепетии отношений Ли Сын Мана с советскими товарищами очень живо написал сам Ким Ир Сен в своих мемуарах "В водовороте века". Они кстати есть на русском языке в интернете и в виде текста и в виде аудиозаписи. Вернее аудио на фоне фотографий. Из текста Ким Ир Сена может сложиться мнение, что они друг к другу относились с пониманием по крайней мере до освобождения Кореи.
      1. +1
        3 февраля 2026 14:51
        К мемуарам политиков, на мой взгляд, в принципе стоит относиться с определённой долей скепсиса, а уж тем более к воспоминаниям корейских политиков: у них там война официально не окончена...
        1. +1
          3 февраля 2026 16:02
          Цитата: Георгий Томин
          К мемуарам политиков, на мой взгляд, в принципе стоит относиться с определённой долей скепсиса

          А кто больше политика во власти имеет больше доступа к реальной информации? Врут и жкрналисты и историки всех мастей не меньше чем даже северокорейская пропаганда. Но мемуары Ким Ир Сена заставляют предположить, что Запад тоже очень много врет о КНДР.
          .Любую информацию надо уметь анализировать и выложенную северокорейцами и озвученную Латыниной на радио Свобода.
  2. +7
    3 февраля 2026 09:07
    " Ким Ир Сен стал политкомиссаром 3-го партизанского отряда, а партизаны абы кому такие должности не предлагали. А ещё через пару лет он стал командиром 6-й партизанской дивизии: и всё это в возрасте 24 лет — Гайдар обзавидуется!"
    Уважаемый автор! А чему Гайдар должен был обзавидоваться? А.П.Голиков (Гайдар), имевший ранения и контузию, воевавший на разных фронтах, на разном рельефе, в разных районах огромной страны, военному делу обучавшийся, в том числе как ком. полка, полком после обучения и командовал. В 18 лет из армии списан - последствия ранений и контузий, полученных в годы прохождения службы. И погиб с оружием в руках, воюя с фашистами.
    Или Вы про Егора Тимуровича Гайдара?
    1. +3
      3 февраля 2026 12:01
      Цитата: Тестов
      А.П.Голиков (Гайдар), имевший ранения и контузию, воевавший на разных фронтах, на разном рельефе, в разных районах огромной страны, военному делу обучавшийся, в том числе как ком. полка, полком после обучения и командовал.

      В партизанах воевать труднее чем в регулярной армии. Гайдара учили воевать, снабжали оружием, продовольствием, лечили. Корейские партизаны сами отбирали оружие у врага, добывали еду, строили кров в зимнем лесу, совершали рейды по горам под дождем и снегом. И все это в условиях многомесячного окружения превосходящими силами японцев. Русских партизан на Сахалине в 1905 году японцы уничтожили очень быстро.
      Цитата: Тестов
      И погиб с оружием в руках, воюя с фашистами.

      Ким Ир Сен вышел победителем в войне с США и остался жив.Войска его внука разгромили прокси США в Курской области.Его сын и внук остались верны его идеалам. Егора Гайдара большая часть страны проклинает за трагедию развала СССР и разрушение науки, промышленности и сельского хозяйства.
      1. 0
        3 февраля 2026 13:12
        Ким Ир Сен вышел победителем в войне с США и остался жив.Войска его внука разгромили прокси США в Курской области.

        Легкая, а нет, тяжелая наркомания laughing
        1. +3
          3 февраля 2026 13:27
          "Легкая, а нет, тяжелая наркомания"
          да ну? товарищ Ын, в своё время, прогнул трампа, если кто помнит laughing
          1. -1
            3 февраля 2026 13:38
            Товарищ Ын выставил клоуна клоуном. Но к обсуждаемым событиям это не имеет никакого отношения
        2. +1
          3 февраля 2026 13:40
          Ничья в войне с США это победа КНДР. Уже через год США признали невозможность победить и начали мирные переговоры.
          1. 0
            3 февраля 2026 13:48
            Успех в войне (операции, сражении) это прежде всего реализация своих планов
            Коммунисты собирались захватить юг и начали войну. Планы коммунистов по захвату юга полностью провалились (точно по Гиркину)
            Это армия КНДР была разгромлена американцами и Ким и ко бежали из Пхеньяна.
            Спасать КНДР пришлось китайским мясом
            Китайская помощь и позволила Киму остаться при своих.
            1. +3
              3 февраля 2026 14:16
              Северяне разгромили южан и в гражданской войне с южанами добились впечатляющей победы. Если бы не вмешалось американское мясо то Корея стала бы единой. Войну начал не Север, она шла ежедневно в виде стычек на линии разделения и провокации шли со стороны южан.
              КНА не была разгромлена, а вынуждена отступить на север через центр полуострова и по восточному побережью из-за того, что американцы с британцами перерезали ее снабжение по восточносу побережью.
              Стотысячная китайская группа армий разгромила союзные силы США и Южной Кореи и гнала их до Сеула, который в ходе боев переходил из рук в руки несколько раз.
              Американская помощь не позволила КНДР объединить север и юг Кореи. Так же как помощь НАТО не позволяет России закончить победно СВО.
              1. -3
                3 февраля 2026 14:31
                Войну начал именно Север превратив локальные стычки на границе в чудовищную резню.
                Это факт.
                Планы Севера по захвату Юга общеизвестны. С этим вышел облом
                Это тоже факт
                КНА не была разгромлена

                Ага, просто жест доброй воли совершила. laughing
                Стотысячная китайская группа армий

                Именно. Китайская. Китайцы пересекли Ялуцзян имея 270 тыс. К Сеулу подошла группировка в 170 тс. Это общеизвестные данные.
                Американская помощь не позволила КНДР объединить север и юг Кореи.

                Замечательно ведь. Десятки миллионов спасены от жизни в тоталитарной помойке.
                1. +2
                  3 февраля 2026 15:17
                  Ну, всё валить на север несколько самонадеянно! Ли Сын Ман тоже вынашивал планы объединения Кореи, и армия Юга была не сильно слабее северной: на уровне погрешности: восемь дивизий против Десяти (реально - девяти). У Севера было больше танков и артиллерии, но юг мог расчитывать на прикрытие с воздуха американской воздушной армии. Так что планы были у обеих сторон конфликта. Другое дело, что у КНДР были советские военные советники, которые грамотно спланировали операцию, да и сам Ким был человеком с военным опытом, поэтому у него почти получилось раздавить Юг. Получилось бы совсем, но американцы вмешались.
                  1. 0
                    3 февраля 2026 15:23
                    Это не валить ,а приводить факты.
                    Юг готовился к войне и имел военные планы. Как и любое нормальное государство. Наличие планов войны не означает автоматически решения о нападении. Это надо доказывать отдельно
                    Войну начал Север. С сотнями тысяч погибших и отрицательным для себя результатом.
                    Американцы спасли Юг, который не смог снбя защитить сам. Это и есть главный результат войны
                  2. +1
                    4 февраля 2026 20:08
                    Цитата: Георгий Томин
                    планы были у обеих сторон конфликта

                    спасибо за статью, всколыхнула уже несколько отошедший на "задний" план интерес к истории кореи !
                    большое впечатление в свое время на меня лично произвел цикл статей (около 2-х десятков) константина асмолова, научного сотрудника центра корейских исследований "об истории корейского полуострова"... может и вас заинтересует ознакомиться...
                2. 0
                  3 февраля 2026 15:24
                  Ну вы и фантазируете! Какую резню устроил устроил Север? Это американцы убили ковровыми бомбардировками миллионы мирных жителей. Напалма американцы сбросили примерно столько же сколько во Вьетнаме, но на за более короткий период и на людей, а не на джунгли.

                  Разгром и отступление это разные вещи. КНА вела наступление и пыталась сбросить в море союзную группировку при 3х-кратном численном превосходстве противника. Уже при подходе к Пусанскому плацдарму численность группировки КНА уступала только американским войскам не говоря об абсолютном превосходстве противника в море и воздухе. Без подвоза боеприпасов и горючего КНА вынуждена была начать отступление, но она не была разгромлена. Отойдя на север полуострова и получив снабжение корейцы перешли в наступление в центре и на восточном побережье полуострова подойдя к 38 параллели.

                  Кто сказал, что китайская группа армий была численностью 270 тыс. Сами американцы в фильме "Korean War in Color" говорят о 100 тыс. китайских солдатах пересекших Ялу.

                  В КНДР кстати очень чисто, а помойка в Индии или может быть там где вы живете.
                  По расчетам к 2750 умрет последний этнический южнокореец. В раю на юге полуострова самоубийство совершают ежедневно 40 человек, люди не хотят заводить детей чтобы не обрекать их и себя на такую "райскую" жизнь.
                  1. -2
                    3 февраля 2026 16:35
                    Какую резню устроил устроил Север?

                    Во всех жертвах войны всегда виноват агрессор. "Кровь их на них"
                    Это американцы убили ковровыми бомбардировками миллионы мирных жителей.

                    Надо же, агрессор получил по щам. Горе-то какое. Может ещё и третий райх пожалеть?
                    КНА вела наступление и пыталась сбросить в море союзную группировку при 3х-кратном численном превосходстве противника.

                    Невыдуманные истории о которых невозможно молчать

                    Кто сказал, что китайская группа армий была численностью 270 тыс. пересекших Ялу.

                    Это общий консенсус
                    Обычно формулируют так:
                    Командующий войсками Китайских народных добровольцев Пэн Дэхуай информировал Ким Ир Сена, что под его командованием находится 12 дивизий, сведенных в четыре армии, а также три артиллерийские дивизии. Общая численность китайских войск насчитывала - 260 тысяч человек
                    Напимер здесь на стр 141
                    https://books.google.nl/books?id=NztlWQeXf2IC&printsec=frontcover&dq=zhou+enlai&hl=en&ei=wBkuTdKyB4H_8AaJucigAQ&sa=X&oi=book_result&ct=result&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
                    38-ю параллель пересекло 380 тыс
                    В пятой сеульской было уже польше полумиллиона китайцев

                    Сами американцы в фильме "Korean War in Color" говорят о 100 тыс. китайских солдатах пересекших Ялу.

                    Неужели? Готовы дать ссылку с таймкодом laughing ?

                    В раю на юге полуострова самоубийство совершают ежедневно 40 человек, люди не хотят заводить детей чтобы не обрекать их и себя на адскую жизнь.

                    Пошла демагогия. Ещё и максимально тупая. Я нигде не называл Юг раем. Но они хотя бы эволюционировали в нормальное государство. С намного более высоким уровнем жизни чем у северян.
                    Уровень оскотинивания в КНДР можно оценить тут
                    https://vk.com/video-28477986_456280065
                    А с деторождением очень плохо во всех развитых странах и будет еще хуже.
                    1. +2
                      3 февраля 2026 18:25
                      Во всех жертвах войны всегда виноват агрессор. "Кровь их на них"

                      Во первых КНДР не агрессор т.к. это была гражданская война и на корейской, а не американской земле. Агрессор это США.
                      Надо же, агрессор получил по щам.

                      Т.е миллионы мирных корейцев в т.ч. и южан были убиты американцами и так им и надо? Какая то людоедская логика.
                      Напимер здесь на стр 141

                      Не открывается с.141 пишет, что пропущена.
                      Готовы дать ссылку с таймкодом

                      Смотрите фильм, кто не дает.
                      С намного более высоким уровнем жизни чем у северян.

                      В КНДР в отличие от США и Южной Кореи нет проституции, наркомании.
                      Уровень оскотинивания в Европе и США трудно превзойти - геи, лесбиянки и что-то среднее между ними.
                      А с деторождением очень плохо во всех развитых странах и будет еще хуже.

                      Ну значит Израиль неразвитая страна, а евреи недоразвитые.
                      1. -2
                        3 февраля 2026 18:44
                        Во первых КНДР не агрессор т.к. это была гражданская война и на корейской, а не американской земле.

                        А начала войну КНДР.
                        Т.е миллионы мирных корейцев в т.ч. и южан были убиты американцами и так им и надо?

                        Они были убиты потому что коммунисты решили развязать войну. Все до неприличия просто
                        Не открывается с.141 пишет, что пропущена.

                        Да неужели? laughing
                        Прикрепил скриншот
                        Смотрите фильм, кто не дает.

                        Посмотрел часть, где Китай вступает в войну. Вы соврали.
                        Ожидаемо
                        Уровень оскотинивания в Европе и США трудно превзойти - геи, лесбиянки и что-то среднее между ними.

                        Вам бы Соловьева смотреть, а не в исторический раздел лезть laughing
                        Ну значит Израиль неразвитая страна, а евреи недоразвитые.

                        Демагогический прием с подменой тезиса. Израиль не имеет никакого отношения к теме. Ответственность и вина за развязвание конфликта на КНДР и ее "покровителях"
                      2. 0
                        4 февраля 2026 04:01
                        А начала войну КНДР.

                        КНДР напала на США? Это США напали на Корею. В Корее шла гражданская война.
                        Они были убиты потому что коммунисты решили развязать войну. Все до неприличия просто

                        Просто как у евреев убивших 70 000 человек в Газе. Или американцев сбросивших атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.
                        Да неужели? laughing
                        Прикрепил скриншот

                        Во-первых странно, что у вас открывается, а у меня нет. На госдеп работаете?
                        Во-вторых, в тексте написаны выдумки американских авторов. Сам Чжоу Эньлай этого не говорил. С таким же успехом можно привести выдержки из других источников.
                        Посмотрел часть, где Китай вступает в войну. Вы соврали.
                        Ожидаемо

                        Да вы тут врете в каждом предложении. Для американцев и либероидов это вторая натура.
                        Вам бы Соловьева смотреть, а не в исторический раздел лезть

                        Это еврея я не смотрю в отличие от вас. Ну вы похоже зарплату за это получаете.
                        Демагогический прием с подменой тезиса. Израиль не имеет никакого отношения к теме.

                        Опять демонстрируете отсутствие логики. Приведу вашу цитату
                        А с деторождением очень плохо во всех развитых странах и будет еще хуже.
                      3. -1
                        4 февраля 2026 11:13
                        Что-то вы начинаете утомлять своим агрессивным невежеством
                        Во-первых странно, что у вас открывается, а у меня нет. На госдеп работаете?

                        На Моссад. Может бытьу вас просто когнитивные способности ограничены?
                        Во-вторых, в тексте написаны выдумки американских авторов.

                        То что вам не нравится эта инфрормация понятно. Кстати, имя одного из авторов книги Ю Чанжэнь.
                        Сам Чжоу Эньлай этого не говорил.

                        В приведенном отрывке не указано что говорил товарищ Эньлай. Там говорится, что он приказал развернуть 260 тыс человек вдоль реки Ялу.
                        С таким же успехом можно привести выдержки из других источников.

                        Приведите другие источники о силах китайской армии, выделенных для вторжения.У вас с этим пока как-то туго)

                        Надо подводить итоги
                        Зачем вы все время скачете меджду темами,приплетая евреев, западных геев, либероидов и демографию современной Кореи?
                        У вас что-то личное к евреям? Жена сбежала к любовнику в Хайфу?)

                        Вы не привели ни одного источника ваших "знаний". Обсуждение стремительно вырождается в разбор ваших комплексов.
                      4. 0
                        4 февраля 2026 11:42
                        На Моссад.

                        Одно не отменяет второго.
                        Кстати, имя одного из авторов книги Ю Чанжэнь.

                        Китайские диссиденты тоже китайцы. Какая-то детская логика или же ее отсутствие.
                        Там говорится, что он приказал развернуть 260 тыс человек вдоль реки Ялу.

                        Так я и говорю, что это выдумки американских авторов, а не китайские официальные документы. Опять с логикой проблемы.
                        У вас что-то личное к евреям?

                        Что вы обижаетесь за евреев? Сразу тему переводите. Похоже это у вас личное.
                  2. -1
                    1 марта 2026 15:11
                    После высадки американце в Инчхоне из частей КНА, участвоваших в Пусанской операции мало кто смог отойти на Север, попали фактически в окружение.
                    В Корейской войне участвовало примерно 1 млн китайских "добровольцев".
                    Рай у все только после смерти, может быть.
                    Индия, как бенчмарк уровня жизни, уже о многом говорит, не находите? РК, кстати, в прошлом году Японию обогнала по уровню ВВП на душу населения.
                    Проблема с низкой рождаемостью - это общая проблема высокоразвитых стран.
            2. +2
              3 февраля 2026 14:30
              Разве "ООН-ское мясо" не принимало участи в боях армией КНДР и китайскими добровольцами?
              И вообще зачем "Войска ООН" решили идти воевать если армия РК "вполне справлялась"?
              Или не справлялись...
              1. -1
                3 февраля 2026 14:37
                У вас когнитивный сбой
                И вообще зачем "Войска ООН" решили идти воевать если армия РК "вполне справлялась"?

                Она не справлялась и никто не утверждал обатного. Амеры и ко справились в целом. С проколами и трагедиями, но справились.
                У здешней публики почему-то агро на слово "мясо" и они уныло пытаются в перефорс.
                Но именно войска ООН нанесли противнику намного превосходящие потери
                1. +2
                  3 февраля 2026 16:05
                  Амеры и Ко справились с чем?
                  С тем, что линия разграничения осталась на 38-параллели?
                  Разве они не желали большего?
                  1. -1
                    3 февраля 2026 16:37
                    С тем, что линия разграничения осталась на 38-параллели?

                    Да, несмотря на вторжение северян и повторное вторжение китайских орд.
                    Разве они не желали большего?

                    Так расскажите чего они желали. С опорой на источники, разумеется.
                    1. +3
                      3 февраля 2026 17:16
                      Своими фразами Вы напоминаете генерала Вермахта из "Семнадцать мгновений весны".
                      Он говорил "орды пархатых казаков".
                      Вы говорите - китайские орды.
                      1. -3
                        3 февраля 2026 17:23
                        Что там с американскими планами? Будут или нет? laughing
                      2. +1
                        3 февраля 2026 18:50
                        "орды пархатых казаков"
                        Алексей, привет!
                        Не мог бы ты вставить отрезок фильма с этой фразой? Особенно меня интересует прилагательное.
                      3. +1
                        3 февраля 2026 18:57
                        «Генерал: На скамью подсудимых нас будут сажать те, а не эти, и в первую очередь вас, дипломатов….
                        Штирлиц: Вы убивали , вы уничтожали , вы сжигали, а судить нас?
                        Генерал: Мы выполняли приказ. Жгли СС, мы воевали.
                        Штирлиц: А что, изобрели новый способ воевать? Не сжигая и без жертв?…
                        Генерал: Война так или иначе необходима…Не такая глупая конечно…Это война дилетантов. Он (Гитлер) решил, что можно воевать, не обучаясь в академии, по наитию. Он решил, что один знает, что нам всем нужно. Он решил, что только он один любит Великую Германию, а мы все только и думаем, как бы ее продать пархатым большевистским казакам… …От красных можно чего угодно ждать, впрочем, от американцев тоже….Я с ними воюю уже год. Этих болванов погубит их же техника, они думают, что войну можно выиграть одними бомбежками. Они будут наращивать свою техническую мощь и захлебнутся в ней. Она разложит их, как ржа. Они решат, что им все можно. Красные так думают, потому что они дикие и нищие, американцы так думают потому, что они слишком богатые. Поэтому воины необходимы.

                        Здравствуй Антон!
                        С загрузкой фото и видео с телефона трудности.
                        Выкладываю часть текста беседы.
                      4. 0
                        3 февраля 2026 19:20
                        Понимаешь, в чем дело... Я вовсе не уверен, что термин "пархающие" был общеупотребим во время выхода фильма на экраны...
                        Так же я не уверен, что этот термин поддерживался культурными и силовыми ведомствами СССР.
                      5. +1
                        3 февраля 2026 19:28
                        Парха́тый
                        Единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное.

                        1. Прил. разговорно-сниженное.
                        Больной паршою.
                        Словарь Ефремовой Т.Ф
                        1. Пархатая, пархатое (простореч.). 1. Большой паршою.
                        2. Употр. в бранных выражениях (вульг.).
                        Словарь Ушакова Д.Н
                    2. +2
                      3 февраля 2026 17:47
                      Так расскажите чего они желали. С опорой на источники, разумеется.

                      Если янки желали меньшего то зачем они отбросив армию КНДР перешли 38 параллель и продолжили своё победоносное движение?
                      Свет демократии несли "неразумным" корейцам?
                      Захватили Пхеньян.
                      Остановились бы на 38-й параллели...
                      1. -2
                        3 февраля 2026 17:56
                        То есть разбора американских планов не будет, только демагогия
                        Если янки желали меньшего то зачем они отбросив армию КНДР перешли 38 параллель и продолжили своё победоносное движение?

                        Зачем СССР вернув все свои территории продолжил движение дальше? Остановился бы на границе 1941 года..
                      2. +2
                        3 февраля 2026 18:19
                        Демагогии и в Ваших "речах" хоть отбавляй!
                        Д. Макартур
                        Меморандум «Как закончить корейскую войну».

                        «Атомная бомбардировка сосредоточения вражеских вооруженных сил и сооружений в Северной Корее», «высевание подходящих радиоактивных веществ из сопутствующих элементов при производстве атомной бомбы для того, чтобы перекрыть линии коммуникаций и снабжения, ведущих к югу от реки Ялу, с одновременной высадкой десанта на обоих берегах Северной Кореи».
                        «Далее следует сообщить Советам, что, возможно, возникнет необходимость нейтрализовать способность Красного Китая вести современную войну (это можно достигнуть путем разрушения ограниченного количества взлетно-посадочных полос, промышленных центров и баз снабжения Красного Китая, нарушения линии снабжения из Советского Союза) и высадки [9] вооруженных сил националистического Китая (т. е. Тайваня.— Л. К.) в Маньчжурии близ устья реки Ялу...»
                        «воспользоваться преимуществом именно в атомном оружии, ибо со временем оно, возможно, будет уменьшаться».


                        Немного демагогии от Макартура...
                      3. -2
                        3 февраля 2026 18:23
                        Макартура отстранили, атомных бобардировок не было. Обсуждать нечего
        3. 0
          3 февраля 2026 15:43
          Цитата: Engineer
          Ким Ир Сен вышел победителем в войне с США и остался жив.Войска его внука разгромили прокси США в Курской области.
          Легкая, а нет, тяжелая наркомания

          Китайские сайты трактуют события в Курской области примерно так "Северокорейские войска при поддержки российской армии полностью освободили территорию Курской области". Кстати в 1953 году было подписано перемирие и то что КНДР живет эта победа. Не территорию России решилась вторгнуться Украина, но США и Япония не решаются вторгаться в КНДР после 1953 года.
          1. -1
            3 февраля 2026 15:54
            Китайские сайты трактуют события в Курской области примерно так

            А , ну раз китайские сайты трактуют, то так и есть. laughing
            Кстати в 1953 году было подписано перемирие и то что КНДР живет эта победа

            Это достижение китайцев, которые спасли задницу Кима.
            Как и существование южной Кореи достижение американцев.
            1. +1
              3 февраля 2026 16:10
              Цитата: Engineer
              Это достижение китайцев, которые спасли задницу Кима.

              В этом больше заслуга Ким Ир Сена. Китайцы не смогли удержать у власти Пол Пота. Россия не смогла сохранить свою целостность в 1991 году.
              1. 0
                3 февраля 2026 16:43
                Это достижение китайской армии и никак иначе. Без них северяне проиграли войну и драпали к советско-китайской границе бросив столицу
                1. 0
                  4 февраля 2026 13:45
                  Цитата: Engineer
                  Без них северяне проиграли войну и драпали к советско-китайской границе бросив столицу

                  Мы начали о мудрости Ким Ир Сена и о том, что его можно считать победителем в войне над США. Он заранее примерно за полгода получил от КНР и СССР заверения в поддержке. В случае неблагоприятного развития военных действий предусматривалоась отправка против США 4 советских танковых дивизий. Мао когда его поставили перед фактом неминуемости войны на Корейском полуострове сразу начал готовить войска и перемещать их в Маньчжурию ожидая наступления США Так что Ким Ир Сен подстраховался заранее на случай вступления США и Европы в войну проив Кореи.Значительная часть военнослужащих КНА после поражения просто отошла в горы, но не сдалась и соединилась с китайцами при их наступлении.Потери пленным северокорейцев примерно 100 000 человек на фоне более миллиона погибшими. СССР в процентном отношении терял пленными чем убитыми больше чем КНА даже в 1943 году.
      2. +2
        3 февраля 2026 13:25
        " Егора Гайдара большая часть страны проклинает за трагедию развала СССР и разрушение науки, промышленности и сельского хозяйства."
        этот еврей, к настоящему гайдару (голикову), никакого отношения не имел
        1. 0
          3 февраля 2026 15:53
          Цитата: ZлоyКот
          этот еврей, к настоящему гайдару (голикову), никакого отношения не имел

          Он вроде его внук. На эту тему есть прекрасная северокорейская повесть как внук красного советского командира становится наркоманом, а внучка проституткой в годы перестройки отрекаясь от идей своего деда.
          1. 0
            9 февраля 2026 12:08
            "Он вроде его внук"
            да вроде как и близко не стоял laughing
    2. +2
      3 февраля 2026 15:05
      Боевой опыт Аркадия Голикова, на мой взгляд, поменьше чем у Ким Ир Сена: он отвоевал только Гражданскую войну, с декабря 1918 года по ноябрь 1922-го. С перерывом на обучение на курсах "Выстрел" и ранения. Ким Ир Сен партизанил с 1932 по 1940 год, из них пару лет - командиром партизанской дивизии. Опять же, о Голикове как о военном славы не ходило, а Ким Ир Сен был нерядовым партизаном: его имя было на слуху именно громкими операциями. Ну и, если уж сравнивать, то Ким Ир Сен был, скорее в роли тех, на кого Голиков охотился. Причём охотился жестоко и не слишком эффективно. Он - каратель, Ким - партизан...
      1. +1
        3 февраля 2026 18:30
        "Уважаемый автор! "Опять же, о Голикове как о военном славы не ходило, а Ким Ир Сен был нерядовым партизаном: его имя было на слуху именно громкими операциями. Ну и, если уж сравнивать, то Ким Ир Сен был, скорее в роли тех, на кого Голиков охотился. охотился жестоко и не слишком эффективно. Он - каратель, Ким - партизан..."
        Уважаемый автор! Вы считаете кадровую польскую армию под Борисовым и Полоцком мирным населением, правда с артиллерией (Голиков получил ранение польской шрапнелью), против которого проводил карательные акции Аркадий Петрович? Неожиданный поворот логики...А деникинцы - это тоже мирное население?
        Против Антонова Голиков воевал. За эти боевые действия Вы его припечатали клеймом "каратель"? Поделитесь, пожалуйста, знаниями, какие конкретно действия (или бездействия?) ком.полка А.П. Голикова - карательная акция. На кого Голиков "охотился жестоко и не слишком эффективно."? Или Вы имели в виду его службу в ЧОН Енисейской губернии? Вы отчёты ЧОН Енисейской губернии за весну 1922 года читали? Не эффективность в борьбе с бандитами в чём конкретно?
        Или Вам членство Голикова в партии большевиков мешает на него и его службу смотреть объективно? Или ЧОН вызывают у Вас отторжение, и все, кто служил в них для Вас -"каратели"?
        А ВВ МВД СССР и РФ, что на Кавказе службу несли в 80-е - 2010-е годы для Вас тогда кто: герои или каратели?
        А Ким что героического совершил? Напал отрядом в 20 человек на полицейский пост в 4 человека и мастерски уничтожил его ружейно-пулемётным огнём, захватив 3 винтовки и револьвер? Ким до какого года партизан? А с баз на территории СССР армию в Маньчжурии, в которой он был командиром, не снабжали и на территорию СССР он никогда не входил на отдых и учёбу? Так может он - диверсант? Или партизан, по линии РККА. Как Герой Советского Союза Дмитрий Николаевич Медведев был партизан по линии НКВД (в его отряде базировался спецагент Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов). Правда он, служа в ЧК ликвидировал банды под Одессой, служил в НКВД на строительстве ББК и в Норильлаге, а в 1945 году громил отряды борцунов за свободу Белоруссии, Польши и Литвы...Медведев -то для Вас кто? А Кузнецов? Ведь он агентом НКВД СССР мно-о-о-ого лет работал...
        1. +1
          3 февраля 2026 19:01
          Медведев -то для Вас кто? А Кузнецов?
          Здравствуйте, Евгений!
          Будем честны. Медведев и Кузнецов -проыессиональные диверсанты. Как бы низко не котировался этот термин в нашем советском прошлом.
          1. +1
            3 февраля 2026 19:31
            Кузнецов был вероятно из разряда разведчиков-диверсантов.
            Он нетолько уничтожал вражеских чиновников и офицеров, но и добывал информацию общаясь с германскими офицерами и чиновниками.
            1. 0
              3 февраля 2026 19:44
              Я не очень разбираюсь в этой теме, но то, что в Советской России диверсионная работа в дальнем тылу противника была поставлена неплохо - в этом стоит признаться. В ближнем тылу - это полный абзац! Зоя Космодемьянская подтвердит.
              1. 0
                3 февраля 2026 20:18
                1941 год!
                А Кузнецов это уже 1943.
                И диверсии в ближнем тылу у армии всегда более рискованы.
                Там больше вражеских сил охраны тыла и меньше маневра для отхода или "залегания на дно".
                Когда немцы решили уйти из Ржева в марте 1943 года то они "под мелкую гребёнку" зачистили свои тылы.
                Угнав местное население или ликвидировав немногочисленных партизан.
          2. +3
            3 февраля 2026 19:57
            3x3zsave ( антон), уважаемый, меня в СССР учили, что "отряд "Победители", в первую очередь, был направлен немцам в тыл для организации развед. работы, как мобильная резидентура, во вторую - для организации партизанского движения и обучения подрывников, в третью - для проведения диверсий... Честно говоря не знаю, кто в советском прошлом низко котировал профессиональных диверсантов. "Шарахания" и чистки после смерти Сталина по МВД-МГБ, но подразделения спецназа ГРУ в армии оставили, да и КГБ после "дорогого Никиты Сергеевича" стало силу набирать. Сами диверсанты СССР умели многое, и товарищей по всему миру учили, и сами учились.
            1. +2
              3 февраля 2026 21:08
              Тестов
              +2
              Сегодня
              ,,они всем, судя по документам занимались hi
              1. +1
                5 февраля 2026 14:49
                bubalik (Сергей), уважаемый, бАльшое Вам спасибо! Не видел этих документов...Вот "агентурой в Виннице "Шал" - это сколько человек и кем они работали, что 5 эшелонов подорвали?...Самоходка и 2-х моторный самолёт - лихо.
            2. 0
              9 февраля 2026 14:11
              Цитата: Тестов
              "Шарахания" и чистки после смерти Сталина по МВД-МГБ,

              СССР фактически развалил советский спецназ Альфа не ликвидировавший Ельцина, Лужкова,Чубайса и Гайдара в 1991 году и не позволивший народу свергнуть эту кодлу в 1993 году. Так что действия Хрущева по уменьшению роли спецназа можно считать имевшими основание.
      2. 0
        9 февраля 2026 12:13
        "Боевой опыт Аркадия Голикова, на мой взгляд, поменьше чем у Ким Ир Сен"
        а что вы решили сравнивать кима и голикова? сравнивайте тогда уж с будённым, или чапаевым laughing
  3. +5
    3 февраля 2026 13:33
    Здесь, в оккупированном японцами Гирине, Ким Сон Чжу вступает в марксистский кружок и в 17 лет впервые оказывается в тюрьме.

    Ким рожден в 1912 и в 17 лет бил в 1929. В ето время в Маньчжурия еще не била оккупирована Японии(1931) и не било вооруженое сопротивление японской оккупации.
    По етой причине антияпонский партизанский отряд Ким Ир Сена создали в апреле 1932
    А потом наступил 1945 год. Корею освобождали советские войска с севера, американцы — с юга.

    Нельзя не упоминат что в условиях общего поражения Японии в войне било массовое востание корейцев которие устанавливали власть местних народних комитетов. Так к примеру когда советский десант зашел в порт и крепость Вонсан их встречали местние корейци которие разоружили японский гарнизон. И если советским войскам все таки пришлос вести боевие действия на севере и они не расформировали местних комитетов, то американци не только не вели никакие боевие действия против японцев в Корее но и расформировали местние корейские власти. В етом большая разница.
    В общем, понятно, что когда стал вопрос, кого ставить во главе Северной Кореи, самой подходящей кандидатурой стал товарищ Ким Ир Сен.

    Кто ставит во главе нового государства на севере вьибрали сами корейци их местние власти, а не советская комендатура. Ето на юге американци разогнали корейские власти и поставили своего человека.
    Разница огромная и по етой причине, без американское вмешательство не могло бит разделение в Корее в 1945 и гражданская война в 1950 могла закончится за несколько дней и с минимальними потерями. .
  4. +1
    3 февраля 2026 16:09
    Уважаемый Автор!
    Будет ли освещено "Восстание на Чеджудо" в статьях Вашего цикла?
    1. +2
      3 февраля 2026 21:42
      Несомненно! Оно, на мой взгляд, повлияло на начало Корейской войны: Ким начал рассчитывать на восстание в тылу у южан, что основательно придало ему смелости.
  5. +3
    3 февраля 2026 16:27
    Цитата: Engineer
    Но именно войска ООН нанесли противнику намного превосходящие потери

    Доступная на сегодня информация никак не потверждает "намного превосходящие потери" противников войск ООН .
    Официальная информация из Южной Кореи о 700 тисяч военние потери(убитие+ранение) южнокорейских ВС + свише 100 тисяч потери войск ООН.
    Китайские данние о потерях китайских добровольцев примерно 530 тисяч и Корейской народной армии 290 тисяч или вместе 820 тисяч.
    Другими словами военние потери примерно равние.
    Вот гражданское население понесло тяжелейшие потери - свише 2 миллиона главним образом из за условиях жизни и бомбежек ООН. При етом гражданское население севера и юга Кореи тоже пострадало примерно одинаково - 1,2 миллиона погибли на Север и 1 миллион на Юг.
    ООН (другими словами США) бомбили на уничтожение и север и юг в период когда он бил освобожден.
    1. -3
      3 февраля 2026 18:20
      Я писал только про соотношение для войск ООН
      По Википедии если брать только погибших комбатантов:
      40 тыс ООН, 140 тыс ЮК
      против
      150 Китай, 250 СК
      Южные корейцы разменивались в лучшем случае 1:1. Итого войска ООН потеряли 40 тыс убитыми, задвухсотив очень грубо 260 тыс коммунистов.
      Вот такая арифметика в первом приближении.
      1. +1
        3 февраля 2026 18:41
        Потери войск ООН с американцами или без них?
        1. 0
          3 февраля 2026 18:44
          С американцами конечно
        2. +1
          4 февраля 2026 04:53
          Там еще десятки лет утверждали и в это верили, что в Корейской войне погиб миллион китайских солдат, а теперь в википедии пишут 148 тыс.
      2. +3
        3 февраля 2026 21:45
        Сложный вопрос: я сильно сомневаюсь, что данных корейцев с китайцами задвухсотили американские морпех с простой пехотой, скорее - воздушная армия, а значит сравнение боевых качеств бойцов - некорректно.
        1. -1
          3 февраля 2026 22:03
          Не надо мне приписывать чего я не писал
          "Войска ООН" никак не означают только морпехов с пехотой, это собирательный термин. А боевые качества бойцов я пока не рассматривал в принципе.
          1. +1
            3 февраля 2026 23:11
            Я смотрю, гунд0сая пинд0сня эдак нарисует, что и Вьетнам оне выиграли. Там ведь тоже потери вьетнамцев были гораздо выше. Или это укра попискивает?
            1. +1
              3 февраля 2026 23:29
              Бабах
              Произошел хлопок и задымление. Приложите подорожник laughing
            2. 0
              1 марта 2026 15:25
              А оттого, что вы обзываетесь на американцев, это как-то их слабее делает? Или нас сильнее?
              Тут 20 лет талдычили, что у нас все "не имеет аналогов" и вы мы всех за 3 дня победим, а они все там гейропа и неженки.
              Ну и как, помогло?
              Нужно знать сильные стороны противника и свои слабые стороны, чтобы над ними работать.
        2. 0
          1 марта 2026 15:21
          А что вы подразумеваете под "задвухсотили американские морпех с простой пехотой"?
          По статистике 2 мировой пулевые ранения - 20% от всех сертельных ранений, из этого вы еще нужно вычесть тех, кто был поражен пулеметами боевых машин, там на каждом Шермане 3 пулемета.
          Я понимаю, что многие считают, что американцы не в состоянии без туалетной бумаги воевать. Но не стоит недооценивать противника. Инчхонская операция - практически эталонная операция по высадке морского десанта и дальнейшим окружением противника;
      3. 0
        4 февраля 2026 04:19
        Безвозвратные потери США в Корейской войне составили около 150 000 человек.
        1. 0
          4 февраля 2026 10:42
          https://www.war.gov/News/News-Stories/Article/Article/3418679/america-marks-anniversary-of-end-of-korean-war/
          About 37,000 Americans lost their lives during the Korean War and over 92,000 were wounded and 8,000 were missing.

          Куда вы лезете с таким уровнем "знаний" ?
          1. 0
            4 февраля 2026 11:36
            Я так и знал, что вы на госдеп работаете. Наверно стажер? И еще дамочка несмотря на ник. Не американцы ли десятки лет талдыжили, что в Корейской войне погиб миллион КНД, а теперь пишут 148 тыс. Трамп честно признал министерство войны, но забыл переименовать США в государство вранья.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
            2. -1
              1 марта 2026 15:32
              Товарищ всех, кто с ним не согласен, записывает в агенты Госдепа)
              Поверьте, Госдепу дела нет до этого сайта.
    2. 0
      4 февраля 2026 04:18
      Китайские данние о потерях китайских добровольцев примерно 530 тисяч

      Даже в русскоязычной википедии которую пишут якобы евреи потери КНД 148 тыс.
      https://tinyurl.com/2cthl7c5
  6. Ash
    0
    3 февраля 2026 18:18
    "Кто такие корейцы? Это китайцы, которые думают что они японцы." Старая морская поговорка
    1. 0
      1 марта 2026 15:26
      Ну вот это корейцам и скажите.
  7. +1
    4 февраля 2026 11:34
    Войну начал именно Север превратив локальные стычки на границе в чудовищную резню.

    Локальную гражданскую войну превратила в чудовищную резню именно агрессия США. При етом чудовишную резню на первом месте гражданского населения - в етом на 100 % "заслуга" только США.
    В етом очевидном факте нет никакого сомнения.
    1. 0
      1 марта 2026 15:29
      США действовали по мандату Совбеза ООН. Этот случай под агрессию не попадает.
      Если бы Север победил Юг быстро, жертв действительно было меньше.
      Но это странная логика.
  8. +1
    4 февраля 2026 11:55
    Цитата: Engineer
    Я писал только про соотношение для войск ООН
    По Википедии если брать только погибших комбатантов:
    40 тыс ООН, 140 тыс ЮК
    против
    150 Китай, 250 СК
    Южные корейцы разменивались в лучшем случае 1:1. Итого войска ООН потеряли 40 тыс убитыми, задвухсотив очень грубо 260 тыс коммунистов.
    Вот такая арифметика в первом приближении.

    Во втором приближение если брат только погибших комбатантов:
    1. Из общее число 290 тисяч убитих и ранених комбатантов СК(по китайских данних так как у китайцев должно бит больше знания по етому вопросу чем у Википедии) никак нельзя вьичислит 250 тисяч только погибших. Скорее погибших не более 80-100 тисяч. Тогда общее количество погибших "коммунистов" не более 240 тисяч
    2. Нет никакой информации что соотношение убитих у южнокорейцев намного отличное от других сил ООН(южнокорейци тоже входят в сил ООН). Оно различается существенно в пленних но не и в погибших.
    И так во второе приближение соотношение погибших: 180 тисяч сил ООН против 240 тисяч "коммунистов" или 1 к 1,3.
    Или очень грубо соотношение погибших сил ООН (без корейцев) к "коммунистов" никак не больше 1 к 1,5 а вероятно еще меньше. И ето при абсолютное господство в воздухе, на море, в тяжелой артиллерии и сотни раз больше использованих боеприпасов!
    1. 0
      4 февраля 2026 14:36
      По официальным китайским данным их потери убитыми и умершими даже выше чем в Википедии
      Данные озвучены в 2010 году генерал-майором Сю Яном, профессорм Chinese People's Liberation Army's National Defense University
      According to statistics compiled by the army's medical departments and hospitals, 114,084 servicemen were killed in military action or accidents, and 25,621 soldiers had gone missing. The other about 70,000 casualties died from wounds, illness and other causes, he said.
      To date, civil affairs departments have registered 183,108 war martyrs, Xu said.

      https://www.chinadaily.com.cn/china/2010-06/28/content_10026788.htm#:~:text=Xu%20said%20in%20the%20article,Korea's%20side%20in%20October%201950.
      Вот такие официальные данные
      Остальную писанину разбирать лень. В отсутствие ссылки на источники это сосание пальца или чего похуже.
  9. 0
    4 февраля 2026 14:45
    Цитата: Engineer
    это сосание пальца или чего похуже.

    Да, вы любите это дело. Особенно, когда вас харей тыкают в ваше же враньё аки котенка несмышленного
  10. 0
    5 февраля 2026 12:43
    Цитата: Engineer
    Остальную писанину разбирать лень. В отсутствие ссылки на источники это сосание пальца или чего похуже

    Вот еще сосание пальца:
    Данние о потерях генерального консульство КНР в Ню Йорк http://www.nyconsulate.prchina.org/eng/xw/t31430.htm Там написано что потери Корейской народной армии 290 тисяч убитие и ранение(casualties), A южнокорейские военние потери 220 тисяч погибших и 750 тисяч ранени. Американские потери только погибших там 53 тисячи при етом их имена есть на мемориал Корейской войне в Вашингтоне.
    Википедия https://en.wikipedia.org/wiki/Korean_War упоминает что южнокорейские власти зависили до 257 тисяч погибшие южнокорейские военние по всех причин, а в один американский источник южнокорейские потери погибших доходят до 415 тисяч.
    Так что оценок о потерях врага много и разние, но я доверяю больше стастистики собствених потер каждой из сторон или ее союзников. И так как официальной северокорейской стастистики военних потер нет то лучшее на сегодня информация их китайских союзников. А 290 тисячи убитих и ранених дает не более 80-100 тисяч только погибших.
  11. Комментарий был удален.