Наполеончото Третьего рейха, или Размышляя над интеллектуальным наследием Свечина

53 365 77
Наполеончото Третьего рейха, или Размышляя над интеллектуальным наследием Свечина
А.А. Свечин


Изучение вместо догматизации


Продолжим начатое в статье К юбилею «Стратегии», или Что предвидел Свечин и не учёл Гальдер путешествие по страницам трудов, составляющих военно-научное наследие царского генерала и советского комдива.

Предваряя повествование, считаю важным подчеркнуть: работы Александра Андреевича нужно изучать, а не превращать их в застывшую догму. У нас же, увы, на мой взгляд, порой превалирует клишированное их восприятие на уровне: Свечин знал наперед, Свечин опередил свое время.



Подобные штампы формируют миф, с годами всё меньше коррелирующий с научным наследием комдива. На самом деле он не опередил и не знал, а просчитывал, как и его коллеги-генштабисты в РККА и за рубежом, сценарий будущей войны, и в чём-то ошибался, в чём-то оказался прав, например, касательно необходимости проведения перманентной мобилизации. Характер же грядущей войны со стопроцентной вероятностью никто просчитать не мог.

Над преодолением кошмара позиционного тупика Первой мировой в 1920–1930-е гг. размышляли многие военные интеллектуалы. И то, что писал Свечин в СССР, в той или иной степени обсуждалось и за границей. Это следует принять как факт и, отдавая должное таланту Александра Андреевича, спокойно изучать его многогранное наследие.

В настоящей статье речь пойдет о введенном Свечиным в научный оборот термине «Наполеончото». Его суть в следующем: XIX столетие в военном плане прошло под сенью полководческого гения Наполеона, кампании которого, вплоть до 1812 г., стали эталоном с точки зрения ведения боевых действий: блестяще проведенная Ульмская операция, Аустерлицкое сражение, разгром прусских войск в двух битвах за один день – при Иене и Ауэрштедте.

Балканские войны и феномен Наполеончото


Одним словом, как отмечал Свечин:

Вся тайна эволюции военного искусства заключается в том, что в начале XIX века мы видели наполеоновскую стратегию в полном величии, сокрушающей одним ударом целые государства; Наполеон побывал со своими армиями во всех важнейших столицах нашего континента.

Однако, по словам комдива:

В XX веке он (в данном случае речь, разумеется, о подражателях Бонапарту — И. Х.) выродился в Наполеончото.

В чем причина вырождения? По меньшей мере одна из них – балканизация Европы, начавшаяся по итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., а потом и по результатам Первой мировой.

Искусственность проведенных в Сан-Стефано границ — особенно непомерно разросшейся Болгарии — выглядела очевидной, и на Берлинском конгрессе О. фон Бисмарк действительно выполнил роль честного маклера, сгладив русско-англо-австрийские противоречия, о чем шла речь в цикле, начало которому было положено статьей «На пути к Берлинскому конгрессу, или Страсти по Болгарии».

Однако в 1878 г. удалось только на время приглушить агрессивность новоиспеченных акторов балканской политики, спустя семь лет сцепившихся в болгаро-сербской войне. Замечу, не в последнюю очередь агрессивность обуславливалась спецификой менталитета балканских элит: чудовищные, даже по несентиментальным европейским меркам, по своей жестокости убийства С. Стамболова и четы Обреновичей.

За сербо-болгарской войной последовала череда Балканских, характеризовавшихся, если угодно, лебединой песней наполеоновской стратегии и появлением местных Наполеончото, хотя уже тогда боевые действия иной раз принимали позиционный характер.

Тем не менее ограниченный ТВД, наличие талантливого полководца и возможность проводить операции на сравнительно небольшую глубину, с перспективой, при грамотно спланированной кампании, быстро и победоносно ее завершить, и породило на Балканах Наполеончото.


Д. Николаев

Первым, с моей точки зрения, под данное определение попадает болгарский генерал пехоты Д. Николаев, хорошо показавший себя в ходе войны 1885 г. Под его командованием болгары одержали победу в сражении при Пироте, перенеся военные действия на территорию противника. И только вмешательство Австро-Венгрии и России, возможно, спасло Сербию от разгрома. Любопытно, что Николаев тогда имел самый высокий чин в болгарской армии: подполковника.

Однако непосредственно прозвища Наполеончото, по словам Свечина, в Болгарии удостоился генерал-лейтенант Р. Радко-Дмитриев, блестяще проявивший себя в Первой Балканской войне победами в ходе Лозенградской операции и битве при Люле-Бургасе.


«На нож». Картина Ярослава Вешина, написанная в 1913 году и отражающая эпизод Первой Балканской войны

Но продемонстрировал ли столь же выдающиеся качества болгарский генерал на полях Первой мировой в рядах русской армии? Свечин на сей счет пишет следующее:

Радко-Дмитриев, весьма почтенный генерал, переброшенный из лилипутского масштаба в гигантские рамки мировой войны и поставленный во главе одной из царских армий, совершенно не выглядел Наполеоном, как мы в него ни вглядывались.


Р. Радко-Дмитриев

Трудно сказать, насколько опыт Балканских войн оказал влияние на генштабистов стран Тройственного союза и Антанты. Нужно понимать, что Балканы только географически часть Европы, в культурном плане в Берлине, Вене или Париже болгар, сербов и греков рассматривали, признавая стратегическую значимость населяемого ими региона, как нечто периферийное. Подобное же отношение, полагаю, было и к их военному искусству – вторичному относительно подлинно европейского.

В любом случае в генеральных штабах ведущих держав встречали наступавший 1914 г. с расчетом на длительность кампании максимум в три месяца. Когда же произошло обратное, стратегия сокрушения оказалась нереализуемой, несмотря на все отчаянные попытки генерал-фельдмаршала П. фон Гинденбурга, генерала пехоты Э. Людендорфа и дивизионного генерала Р. Нивеля добиться посредством нее перелома в войне.

«Барбаросса» и Наполеончото вермахта


Однако спустя почти тридцать лет Гитлер, отдавая распоряжение на разработку плана войны против СССР, определил на роль Наполеона кого-то из своих военачальников.

Генерал-полковник Г. Гудериан вспоминал:

Вскоре после визита Молотова в Берлин (ноябрь 1940 г. – И.Х.) начальник моего штаба подполковник барон фон Либенштейн и начальник оперативной части майор Байерлейн были вызваны к начальнику генерального штаба сухопутных сил на совещание, где они получили первые указания относительно «плана Барбаросса» – плана войны против России. Когда они после этого совещания пришли ко мне на доклад и развернули передо мной карту России, я не поверил своим глазам. То, что я считал невозможным, должно претвориться в действительность?

Полагаю, относительно своей реакции на «Барбароссу» Гудериан ничего не приукрасил. Со стороны кадрового военного она и не могла быть иной: выбор вместо одного, по сути, трех главных направлений, причем расширяющихся в пространстве.


Гудериан на допросе: закономерный итог боевого пути нацистского Наполеончото

На последнее позже сетовал фельдмаршал Э. фон Манштейн:

Гитлер хотел добиться военного успеха на обоих флангах, для чего немецких сил ввиду соотношения сил и ширины оперативного района было недостаточно.

В этом смысле интересна оценка, данная документу на страницах фундаментального и посвященного Второй мировой труду генерала пехоты К. фон Типпельскирха:

Главные усилия военно-морского флота во время восточного похода по-прежнему оставались направленными только против Англии. Эти задачи армии, флоту и авиации показывают, что необходимость учитывать потребности других театров военных действий сильно ограничивала количество сил, которые могли принять участие в операциях на Востоке.

То есть три, вместо одного, главные направления и, плюс, ограниченные силы для решения сложнейших стратегических задач на огромном пространстве. Кроме того, ОКХ явно недооценивал командование Красной армии:

Директива дышит, – писал Типпельскирх, – оптимизмом, который следует объяснять впечатлением от побед над Польшей и Францией. Поэтому она приписывает противнику такую же пассивную роль, к которой Германия уже привыкла в двух прошедших войнах. Опять надеялись навязанной противнику молниеносной войной обойти положение Мольтке о том, что «ни один оперативный план не может оставаться неизменным после первой встречи с главными силами противника».


Наглядный пример краха «Барбароссы» и замыслов нацистских Наполеончото

Почему уместно, как мне представляется, сравнение нацистских военачальников с Наполеончото? По следующей причине:

Большое государство, — писал Свечин, — способно наносить несравненно более сильные удары, чем малое; но способность его выдерживать удары растет еще в большей пропорции, и чем крупнее масштаб войны, тем эти удары имеют меньше шансов стать решительными.

Последнее и не понял оказавшийся, как отмечал в приведенной выше цитате Типпельскирх, под впечатлением достигнутых быстрых и сравнительно легких побед в Польше и Франции Гитлер.

Однако армии этих стран лишены были возможности оперативного маневра и перегруппировки после поражения развернутых на границе (поляки) и выдвинутых в Бельгию (англо-французы) дивизий; к тому же удар через Арденны отсек последние от баз снабжения, а после Дюнкерка и падения Парижа французы уже не успевали провести мобилизацию, что предопределило их стратегическое поражение.

План «Барбаросса» предусматривал при ударах танковых клиньев в сходящихся направлениях одновременное, как выше было отмечено, расширение занимаемого пространства, игравшего против немцев, на что обращал внимание Свечин, приходя к выводу о необходимости при планировании будущей войны опираться на стратегию измора.

В Берлине же рассчитывали, что никакого фронта, по меньшей мере к августу 1941 г., не будет вследствие проведенных бронированными кулаками вермахта Канн на всех трех стратегических направлениях.

В этом и заключалась ошибка нацистского командования, о возможности которой задолго до «Барбароссы» также писал Свечин:

Трудности осуществления Канн растут пропорционально широте неприятельского фронта. На тысячекилометровом театре русской равнины Канны в целом вообще неосуществимы.

Собственно, те же Канны иной раз отождествляют с Седаном, результатом которого стала капитуляция Наполеона III и крушение Второй империи. И здесь, на мой взгляд, следует обратить внимание на два замечания Свечина относительно кампании 1870 г., напрямую связанных с нашей темой.

Первое.

Наиболее разумно для французов было бы отступать к Парижу, что дало бы выигрыш в три недели на формирование новых частей, позволило бы пополнить до штатного состава все части, заставило бы немцев ослабить силы выделением заслонов против крепостей и позволило бы в начале сентября вступить вновь в борьбу близ Парижа в выгодных условиях.

То есть в данном случае, пусть с рядом оговорок, Свечин полагал более целесообразным для французов придерживаться стратегии измора, избежав Канн и вынудив противника действовать на большую оперативную глубину и, таким образом, ослабляя его ударные кулаки.

Подобной стратегии французское командование следовало в 1914 г. и одержало свою первую победу на Марне. Собственно, если бы в мае 1940 г. армейский генерал М. Гамелен вместо выдвижения своих войск в Бельгию развернул по меньшей мере часть сил в направлении на северо-восток, формируя фронт по Маасу против танковой группы Э. фон Клейста, то шанс остановить противника был, равно как реализовать на практике стратегию измора: одновременно со сдерживанием прорывавшегося через Арденны неприятеля начать перманентную мобилизацию.

Второе.

Седанская операция является идеалом стратегии Мольтке – щипцеобразный зажим неприятеля с двух сторон, облегчаемый препятствием Мааса и бельгийской границей и переходящий в окружение. Такие обеспечения фланга, как граница нейтрального государства или большая река, легко могут стать роковыми для слабейшей стороны. Однако надо отметить, что Мольтке пожал под Седаном большие лавры, чем действительно заслужил в этой операции.

Перед нами принцип действий полководца, укладывающийся в стратегию Наполеончото, когда главным союзником наступающей стороны становилась география, позволяющая наносить противнику сокрушительные удары на ограниченном пространстве, лишая его возможности совершить оперативный маневр и подтянуть резервы из глубины, не говоря уже о мобилизации и формировании новых дивизий.

В реалиях же «Барбароссы» география играла, как выше подчеркивалось, не на стороне вермахта.


Подбитый немецкий танк, 1941 год – свидетельство краха уже на начальном этапе войны замыслов нацистских стратегов

Вернемся к размышлениям Свечина, согласно которым трудности реализации Канн будут нарастать при расширении фронта.

Как известно, прогноз комдива оправдался. Так, в разгар Смоленского сражения в беседе с возглавлявшим группу армий «Центр» генерал-полковником Ф. фон Боком командующий сухопутными войсками вермахта генерал-фельдмаршал В. фон Браухич заметил:

Нельзя, кроме того, упускать из виду то обстоятельство, что после захвата районов вокруг Смоленска длительное наступление в восточном направлении главных сил полевых армий не представляется возможным по причинам неадекватного снабжения. Нам придется сформировать нечто вроде «экспедиционных корпусов» для выполнения дальних миссий.

В приведенных словах нетрудно расслышать сомнения в перспективе разгрома Красной армии и новых Канн. Впрочем, неудача с последними начала преследовать немцев с июня 1941 г. Предусмотренное «Барбароссой» окружение армий Северо-Западного фронта в Прибалтике не удалось.

Разгром войск генерала армии Д.Г. Павлова на исходе июня тоже стал в стратегическом плане полу-Каннами в связи с образованием нового фронта к востоку от Минска, возглавленного маршалом С.К. Тимошенко.

Свечин предполагал подобный сценарий:

В большой войне возможны только полу-Канны, четверть-Канны — уничтожение живой силы неприятеля не сразу, а по частям. Конечно, недорубленный лес отрастает, уничтожение по частям потребует несравненно больше усилий, времени, средств, гораздо менее рентабельно, чем один сокрушительный удар, — но последний является невозможным в обстановке борьбы крупных государств и современного развития производительных сил.

Здесь стоит заметить, что в войнах XX столетия Канны были немыслимы без, как принято сейчас говорить, хорошо организованной логистики. Однако проблемы снабжения у сильнейшей в вермахте 1941 г. группы армий «Центр» возникли в первые дни войны, на что фон Браухич обратил внимание фон Бока в приведенной цитате и о чем последний оставил запись в дневнике:

Благодаря использованию местного вагонно-локомотивного парка мы получили возможность осуществлять транспортировку войск и грузов по местным железным дорогам. Задействованная нами ветка протянулась на 80 километров к востоку от Бреста. Это позволит разгрузить движение на забитых автомобильным транспортом дорогах и облегчить снабжение танковой группы Гудериана.

Согласитесь, планируя кампанию, делать ставку на вагонно-локомотивный парк противника практически на линии боевого с ним соприкосновения рискованно. Успей наши взорвать пути или привести в негодность составы, и у Гудериана возникли бы проблемы со снабжением, что отрицательным образом сказалось бы на темпах продвижения его танковой группы.

То, что вместо Канн у немцев получаются полу-Канны, тот же фон Бок осознал уже 26 июня. Согласно сделанной в его дневнике записи:

Утром приехал Браухич. Я до такой степени был раздражен изданным им приказом о преждевременном смыкании клещей, что, когда он поздравил меня с достигнутыми войсками группы армий «Центр» успехами, я проворчал: «Сомневаюсь, что в этом «котле» нам достанется большая добыча».

На Юго-Западном направлении у немцев сразу всё пошло не так. Достаточно вспомнить крупнейшее в военной истории по числу задействованной бронетехники танковое сражение в районе Дубно – Луцк – Броды, затормозившее немецкий прорыв к Киеву.

Уманский котел немцы замкнули далеко не сразу, потеряв на его формировании время и дав командованию Юго-Западного направления стабилизировать фронт по линии Днепра, продлив оборону Киева и сковав войска группы армий «Юг».

Подытоживая. Прогноз Свечина относительно возможности противника в войне на больших пространствах осуществлять, в лучшем для него случае, только полу-Канны, оказался правильным, равно как и верными были его рассуждения о Наполеончото, то есть о полководцах, способных добиваться успеха в отдельных операциях на сравнительно небольшую оперативную глубину и при благоприятных географических условиях.

Но именно половинчатый характер Канн будет заставлять противника повторять их снова и снова, истощая силы, обостряя проблемы со снабжением, что и произошло с «Барбароссой» к зиме 1941-го.

Не менее важное: советские полководцы быстро учились, обращая замыслы противника в прах и обрушивая на германских Наполеончото гнев фюрера: все упомянутые выше нацистские военачальники вермахта были в разное время сняты с командных должностей. Не вышло из них Наполеонов, только Наполеончото, и то ненадолго.

И наконец, ни Гитлер, ни его генштабисты, включая генерал-полковника Ф. Гальдера, не учли способность СССР провести перманентную мобилизацию, о чем я упомянул в начале статьи. В завершение приведу соответствующие размышления Свечина:

Большое государство мобилизует одновременно 2-3 процента своего населения и подготовляет в тылу 3-4 заместителей на каждого бойца на фронте, что дает его армии огромную живучесть.

Способность большого государства проводить перманентную мобилизацию уподобляет все старания Наполеончото в стратегическом плане Сизифову труду, когда перед разбитой стеной вырастает новая.

Кстати, во многом потому, что накануне Первой Балканской войны турки не провели вовремя мобилизацию, они проиграли, то же самое и Наполеон III – о его громоздкой мобилизационной системе речь шла в статье «Ошибки в мобилизации как пролог к поражению, или Три урока истории».

Но перманентная мобилизация в условиях боевых действий требует от обороняющейся страны больших пространств и способности мобилизационного аппарата действовать слаженно и эффективно. Последнее СССР и продемонстрировал.

Использованная литература
Бок Ф. фон. Я стоял у ворот Москвы. – М.: Яуза, Эксмо, 2006
Гудериан Г. Воспоминания солдата. – Смоленск.: Русич, 1999
Гусев Н.С. Судьба Радко-Дмитриева и память о нем в контексте росийско-болгарских отношений конца XIX – начала XX вв.
Манштейн Э. Утерянные победы. – М.: ACT; СПб Terra Fantastica, 1999
Постижение военного искусства: Идейное наследие А.Свечина.– 2-е изд. – М.: Русский путь, 2000
Русская кампания. Хроника боевых действий на Восточном фронте. 1941 – 1942 – книга Франца Гальдера, военного дневника начальника Генерального штаба сухопутных войск гитлеровской Германии. – М.: «Центрполиграф», 2007
Свечин А. А. Стратегия. – М.-Л.: Госвоениздат, 1926
Свечин А. А. Эволюция военного искусства. Том I. – М. – Л.: Военгиз, 1928
Типпельскирх К. История Второй мировой войны. СПб.:Полигон; М.:АСТ,1999
77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    4 февраля 2026 04:34
    Ммм... Т.е. "Наполеончото" это такой местечковый "Наполеон" талантливый на ограниченном ТВД, но чьи способности не способны масштабироваться? По моему это глупость. Наполеон был успешен в рамках своего времени и при существующем уровне логистики, характеристики вооружений, обученности/грамотности солдат. В 20 веке все изменилось кардинально, развитие ж/д, появление автотранспорта и расширение сети дорог изменило логистику, а скорострельность стрелкового оружия и артиллерии с повышением дальности прицельного выстрела изменило тактику. Был бы Наполеон успешен в 20 веке? Совсем не факт, возможно он выродился бы в того самого "Наполеончото".
    ни Гитлер, ни его генштабисты, включая генерал-полковника Ф. Гальдера, не учли способность СССР провести перманентную мобилизацию

    Ни Гитлер, ни его генштабисты начали войну НИЧЕГО не зная о противнике. Это была авантюра в чистом виде. Если бы генштаб Вермахта знал хотя бы численность дивизий первого и второго стратегического эшелона, то план Барбаросса был бы отменен или перенесен на лучшие времена. А если бы знал количество артиллерии, танков и самолетов, а также возможности советской промышленности масштабировать их выпуск, то весь план свелся бы к сооружению линии обороны по советско-германской границе.
    1. 0
      4 февраля 2026 06:27
      Вся экономика нацистской Германии была в долгах как в шелках и заточена на грабительские войны. Так что сооружение линии обороны по советско-германской границе для Гитлера было исключено.
      1. 0
        4 февраля 2026 06:37
        Цитата: Glock-17
        Вся экономика нацистской Германии была в долгах как в шелках и заточена на грабительские войны. Так что сооружение линии обороны по советско-германской границе для Гитлера было исключено.

        Вы планируете дискутировать в пропагандистском поле?
        1. +3
          4 февраля 2026 06:42
          Я пропагандой не занимаюсь, а выражаю свое мнение на этом сайте.
          1. 0
            4 февраля 2026 06:59
            Цитата: Glock-17
            Я пропагандой не занимаюсь, а выражаю свое мнение на этом сайте.

            Я не о этом. Вы оперируете пропагандистскими клише или историческими фактами?
            1. +2
              4 февраля 2026 07:03
              Историческими фактами. То, что Гитлер милитаризировал экономику и воевал в кредит, который можно было вернуть только награбленным, я думаю вы оспаривать не будете?
              1. +3
                4 февраля 2026 07:31
                Цитата: Glock-17
                Историческими фактами.

                Ок.
                Цитата: Glock-17
                можно было вернуть только награбленным, я думаю вы оспаривать не будете?

                Конечно буду. За счет только Франции Гитлер мог покрыть к 22.06.1941 все свои расходы. Он это сделал?
                1. +5
                  4 февраля 2026 08:01
                  А можно конкретные цифры?
                  1. 0
                    4 февраля 2026 08:24
                    Цитата: Glock-17
                    А можно конкретные цифры?

                    С логикой значит плохо... Хорошо, цифры тут не нужны. Вернемся к вашим тезисам.
                    1. Германия была в долгах.
                    2. На лето 1941 она была вынуждена была напасть на СССР т.к. ей была нужна "грабительская война" дабы покрыть расходы за завершенные войны.
                    Включаем логику. На лето 1941 года Германия должна была ограбить Польшу, Бельгию, Данию, Голландию, Норвегию, Францию, Грецию, Югославию.
                    Тут для грабителя просто рай, там одних колоний грабить не награбить. И как так получилось, что получив с свои руки несметные богатства Гитлер оказался банкротом?
                    П.С: если вам так важны цифири... После того как часть золотого запаса Франции были вывезены в хранилищах оставалось 1772 тонны золота. На конец войны в 1945 оставалось 1378 тонн золота. Это что за грабитель такой, что все золото не забрал?
                    1. +1
                      4 февраля 2026 08:33
                      Вы хотя бы посмотрели в Гугл соотношение долгов Германии к доходам от завоеванных территорий. Доходов с оккупированых территорий не хватало для содержания нацистской военной машины. К тому же, золото само по себе не воюет, а служит средством обмена. Нужны люди, ресурсы, предприятия. Гитлер ставил основной целью взять нефтяные запасы СССР и его промышленность. Заводы уже были распределены между немецкими компаниями. Проблема была в том, что Сталин его здесь переиграл эвакуировав предприятия.
                      1. +2
                        4 февраля 2026 08:39
                        Цитата: Glock-17
                        Доходов с оккупированых территорий не хватало для содержания нацистской военной машины.

                        Это что за грабитель такой, что ждет прибыли от чего то? Повторяю вопрос, почему грабитель Гитлер не забрал по праву победителя золотой запас Франции? В 1940 году в Бельгийском Конго добывалось за год 10,9 миллиона каратов алмазов. Почему они прошли мимо грабителя Гитлера?
                      2. 0
                        4 февраля 2026 08:47
                        Вы забываете, что был режим Виши во Франции и Гитлеру нужен был марионеточный режим для контроля над французскими колониями. В противном случае, их забрали бы англичане. Пришлось пожертвовать кое каким золотишком для подкармливания ручного режима.
                      3. +2
                        4 февраля 2026 09:08
                        Цитата: Glock-17
                        Вы забываете, что был режим Виши во Франции и Гитлеру нужен был марионеточный режим для контроля над французскими колониями. В противном случае, их забрали бы англичане. Пришлось пожертвовать кое каким золотишком для подкармливания ручного режима.

                        Вы уводите историю в боковые улицы. Не нужно. Возможно мы по разному трактуем термин "грабитель". Для меня грабитель это преступник отнимающий чужое имущество с применением силы. На пример грабитель Викинг нападая на французский городок забирал все драгоценное, грузил на свой дракар и увозил домой. Монгольский грабитель нападая на русское княжество вывозил все ценное и после требовал выдачу ясака.
                        Вы же описываете действия оккупанта у которого на первом месте обеспечение безопасности для себя на новых территориях до каких он смог дотянуться и его не интересует что-то там за морем.
                      4. -1
                        4 февраля 2026 09:44
                        Я ничего не увожу в сторону. Вы задали вопрос, я ответил. Не будем вдаваться в термины. Грабеж это изъятие чужого имущества силой. Для жертвы это грабеж. Для грабителя это экспроприация или какой нибудь другой «научный» термин.
                      5. +1
                        4 февраля 2026 10:25
                        Цитата: Glock-17
                        Грабеж это изъятие чужого имущества силой. Для жертвы это грабеж.

                        Ну вот, определились. Теперь к фактам. Германия изъяла силой золотой запас Франции?
                      6. +1
                        4 февраля 2026 10:45
                        Нет, потому что Франция успела эвакуировать почти все свои золотые запасы в США, а вот вверенные ей на хранение Бельгийские запасы отдала.
                      7. 0
                        4 февраля 2026 10:49
                        Цитата: Glock-17
                        потому что Франция успела эвакуировать почти все свои золотые запасы в США

                        Опять вы начинаете уворачиваться. Не интересно какую долю запаса золота успели вывезти всевозможными путями. На 1945 было 1378 тонн золота, т.е. Германия это золото не отобрало хотя (бесспорно) в нем нуждалось. Грабитель забирает все потому что он грабитель. И если целью войны ставится ограбление противника, то почему золото за отобрали.
                      8. +1
                        4 февраля 2026 11:05
                        Вы смотрите на понятие грабеж как полное изъятие имущества забывая, что не в интересах паразита убивать организм от которого он питается. Еще римляне говорили: стриги овец, но не дери с них шкуру. Не в интересах Гитлера было изымать все богатства у завоеванных государств.
                        Согласно Гугл, Франция вывезла 2500 тонн золота в США до того, как его успели захватить немцы, что было почти всем ее золотым запасом.
                      9. -2
                        4 февраля 2026 11:36
                        Цитата: Glock-17
                        Франция вывезла 2500 тонн золота в США до того, как его успели захватить немцы, что было почти всем ее золотым запасом.

                        Меньше, там запас был 3600 т. Но не суть.
                        Цитата: Glock-17
                        не в интересах паразита убивать организм от которого он питается

                        А паразит не занимается грабежом. Паразит использует носитель как источник питания. Германия паразит присосавшийся к Франции? Вы сейчас ради подтверждения своего ошибочного тезиса выдумываете то, чего не было. Гитлер был захватчиком строящим свою империю, мнил себя европоцентристом. Потому он и не грабил захваченные страны т.к. считал их частью своей империи. Поэтому ваш тезис, что целью Гитлера был банальный грабеж неверен ибо не подтверждается фактами, не настолько он был примитивен.
              2. +1
                4 февраля 2026 21:53
                Так все войны, без исключения-это РЭКЕТ
              3. 0
                5 февраля 2026 10:51
                Цитата: Glock-17
                Историческими фактами. То, что Гитлер милитаризировал экономику и воевал в кредит, который можно было вернуть только награбленным, я думаю вы оспаривать не будете?

                Так он и ограбил всю Европу. А потом еще и западную часть СССР. Во время войны все страны живут в кредит и проводят денежную эмиссию. СССР воевал на принудительном удержании части зарплат и выпуске облигаций
                1. 0
                  5 февраля 2026 19:18
                  Война это «дорогое удовольствие» для любого государства , которая очень быстро опустошает сундуки с золотом. Гитлер де еще и набрал кучу долгов и на перевооружении Германии, провернув финансовую пирамиду с МЕФО векселями.
    2. +2
      4 февраля 2026 08:21
      Цитата: Дырокол
      . Был бы Наполеон успешен в 20 веке? Совсем не факт

      Факт и ещё какой, я в этом не сомневаюсь. Стратегический и тактический талант полководца - это константа на все века. Будь это времена Александра Македонского, Ганнибала, Суворова или Брусилова. И наоборот, на ду..ака fool одень шлем, дай ему меч или дай ему танки, результат будет один и тот же, сами понимаете.. recourse
      1. +2
        4 февраля 2026 08:26
        Цитата: Проксима
        Факт и ещё какой, я в этом не сомневаюсь. Стратегический и тактический талант полководца - это константа на все века.

        Здесь спорить невозможно, т.к. это будет спор "внутренних ощущений".
      2. +1
        4 февраля 2026 13:14
        Цитата: Проксима
        талант полководца - это константа на все века.

        Есть масса примеров обратного. Люди прекрасно сражавшиеся в Первой Мировой (те же французы) или Гражданской войнах оказались совершенно несостоятельны во время ВМВ.
      3. 0
        4 февраля 2026 18:25
        Факт и ещё какой, я в этом не сомневаюсь.

        А как же герои гражданской войны оказавшиеся полными бездарями в Великой Отечественной?
        Буденый, Ворошилов?

        Стратегический и тактический талант полководца - это не константа на века, он меняется даже от года к году в жизни полководца.
    3. +1
      4 февраля 2026 21:52
      Так Гитлер когда приехал к Маннергейму в Финляндию, то они 42-й , или 43-й год был, так и сказал: у русских было танков в 6 раз больше, знал бы, не начинал. А по танкам цифры были ,3600 танков у немцев, а нас 21000-25000, правда они были и на Дальнем Востоке
      1. 0
        5 февраля 2026 03:38
        Цитата: Бан Зай
        знал бы, не начинал.

        Но Канариса на площади не повесил. Он же окончательное решение по плану принимал на основании докладов Абвера.
        1. 0
          8 февраля 2026 11:56
          Цитата: Дырокол
          Но Канариса на площади не повесил. Он же окончательное решение по плану принимал на основании докладов Абвера.

          Почему же, повесил. 9 апреля 1945г. Упоминается, что изьятые документы изобличали адмирала в работе на англичан. Но поскольку в конце войны многие в рейхе готовы были продаться "союзникам" , чтобы спасти свои шкуры , то вопрос о том , как давно он сотрудничал с англичанами , для нас остался открытым. На Нюрнбергском трибунале англоамериканцы не раз затыкали рот обвиняемым , когда те начинали говорить лишнее. Есть немалая вероятность того , что Канарис передавал Гитлеру ложные доклады о СССР в интересах Лондона. В Англии документы о сотрудничестве с рейхом и его верхушкой формально засекречены до 2050г , но на примере закрашенных черным "рассекреченых" документов США можно понять , что механизм обязательного рассекречивания - ширма для лохов, которым продают ограниченную лицензию на "демократию".
          1. 0
            9 февраля 2026 03:16
            Цитата: старпом Лом
            Почему же, повесил. 9 апреля 1945г.

            Я имел в виду после начала войны, когда Гитлер откровенно офигел от разности между реальностью и докладами Абвера. А он действительно был в шоке.
  2. +4
    4 февраля 2026 05:31
    Над преодолением кошмара позиционного тупика Первой мировой
    Изучали преодоление позиционного тупика, а в итоге к 1939 году получили войну маневренную wink
    1. 0
      4 февраля 2026 06:20
      Цитата: Schneeberg
      Изучали преодоление позиционного тупика, а в итоге к 1939 году получили войну маневренную

      Вторая мировая война тоже была позиционная как и Первая мировая, просто период позиционных боев был меньше.
      1. +2
        4 февраля 2026 14:46
        в 20-м веке не было межгосударственных войн "чисто позиционных" или "чисто маневренных", все они были "смешенного типа"
        Можно рассуждать лишь какой из двух факторов (позиционность или маневренность) был превалирующим.
        Во 2-й Мировой превалировала маневренность, особенно в войне между Германией м СССР
        1. 0
          5 февраля 2026 03:36
          Цитата: Marrr
          "чисто позиционных" или "чисто маневренных", все они были "смешенного типа"

          Можно и так сказать. Спорить не буду.
  3. +4
    4 февраля 2026 06:20
    Феномен Наполеона кроме умения убивать себе подобных оставил после себя еще и Кодекс, уничтоживший сословные различия, утвердивший равенство перед законом и на основании которого до сих пор живет Европа и мы тоже. А наполеончики преуспевали только в резне, забывая про другие его качества.
  4. +4
    4 февраля 2026 07:52
    Вот интересно положить прогнозы и размышления Свечина на наше время с 90 годов до 2026 года. Чем занимался наш Генштаб кроме разоружения? Ладно смирились с развалом СССР но Россию то надо защищать в любом случае. Просчитывать угрозы с запада, с востока США, Японии, Прибалтики, Украины, куда пойдут якобы нейтральные страны Скандинавии. Зачем или почему развалили оборонную промышленность, ввязались в сирийскую авантюру. Где наше военное искусство пусть не молниеносное но хотя бы быстрый разгром противника как в 45 году Японии на Дальнем Востоке за месяц!!! на таком огромном театре военных действий. Тем более что угроза войны с НАТО сейчас невероятно близка. Они это даже не скрывают.
    Изучение "Стратегии" Свечина как никогда актуально для нашей Российской Армии и руководителей, политиков государства. hi
    1. +1
      4 февраля 2026 08:50
      Цитата: Солдатов В.
      Изучение "Стратегии" Свечина как никогда актуально для нашей Российской Армии и руководителей, политиков государства.

      Так ведь,измором и берут укробандеровцев,всё согласно стратегии Свечина.
  5. +3
    4 февраля 2026 08:09
    Гениальность Свечина,как военного теоретика в том,что он предвидел будущие войны,как стратегия измора.
    Невозможно одним ударом решить задачи,к победе надо идти медленно,изнуряя врага.
    Полным антиподом Свечина был Тухачевский,который обвинял Свечина в следующем : выступает против комиссаров в армии,никогда не был марксистом,война на измор-вредительство,не хочет чтобы развмвалась советская промышленность и другое.
    Далее известно - непрерывные аресты,расстрел Свечина.
    1. +2
      4 февраля 2026 10:35
      Цитата: bober1982
      Полным антиподом Свечина был Тухачевский,
      Далее известно - непрерывные аресты,расстрел Свечина

      расстреляли обоих антиподов
      1. 0
        4 февраля 2026 10:59
        Цитата: Ольгович
        расстреляли обоих антиподов

        Да,к сожалению,и даже марксиста Тухачевского - стратега сокрушительного удара,тоже к сожалению.
        Всё-таки разнообразные взгляды на военную теорию,были бы полезны,хотя со стороны Тухачевского со товарищами нападки на Свечина были наглыми и хамскими,и стоили жизни Свечину.
        1. +4
          4 февраля 2026 13:12
          Цитата: bober1982
          Да,к сожалению,и даже марксиста Тухачевского - стратега сокрушительного удара,тоже к сожалению.

          То что расстреляли, разумеется, не очень хорошо. После провала Киевских маневров достаточно было просто уволить из армии. Но как говорил мой отец - время такое было request
          1. -2
            4 февраля 2026 13:33
            Цитата: Старший матрос
            время такое было

            Фраза крылатая,кстати и анекдоты есть и всякого рода присказки по этому поводу.
            Например,почему люди верили,что Тухачевский был японским шпионом? они же были неглупыми людьми.
            А,верили потому,что время такое было,были наивными - верили в какие-то мифические фантазии и идеалы.
            1. +3
              4 февраля 2026 13:39
              Цитата: bober1982
              почему люди верили,что Тухачевский был японским шпионом? они же были неглупыми людьми.

              Или просто понимали, что может случиться в случае "неверия" и принимали правила игры... потому что (по крайней мере некоторые из них) были "неглупыми людьми" request
              1. -2
                4 февраля 2026 13:54
                Цитата: Старший матрос
                Или просто понимали, что может случиться в случае "неверия" и принимали правила игры

                В этом есть что-то от диалектического материализма К.Маркса - "Бытие определяет сознание" , только если слегка переиначить - "Битьё определяет сознание"
              2. -1
                4 февраля 2026 15:19
                Цитата: Старший матрос
                Или просто понимали, что может случиться в случае "неверия" и принимали правила игры

                "Верили", потому что это была основа выживания..
                .
                В 37-38 слушали ночные машины и ждали, возле чьей двери замрет топот сапог..
    2. +1
      4 февраля 2026 15:32
      Гениальность Свечина,как военного теоретика в том,что он предвидел будущие войны,как стратегия измора.
      Невозможно одним ударом решить задачи,к победе надо идти медленно,изнуряя врага.
      Не войны как стратегия измора, а стратегию измора как единственно правильную стратегию ведения межгосударственных войн.
      А Германия доказала ошибочность его столь однозначного, прогноза, показав, что стратегия сокрушения тоже может привести к победе.
      1. 0
        4 февраля 2026 17:49
        Цитата: Marrr
        Не войны как стратегия измора, а стратегию измора как единственно правильную стратегию ведения межгосударственных войн.

        Да,я не грамотно выразился.
    3. +1
      4 февраля 2026 19:34
      Первый раз Свечина арестовали в 1911 году. Видимо, как нынче говорят, "за несистемность мышления". Так что, единомышленники Блюхера просто усилили эту каденцию.
      1. +1
        4 февраля 2026 19:40
        Свечина называли "генералом от критики" , ещё с царских времен,он что считал нужным говорить,то и говорил,вне зависимости какая власть - царская или советская.
        1. 0
          5 февраля 2026 19:41
          Есть критика, а есть критиканство. Разницу видите?
          1. 0
            5 февраля 2026 20:04
            Цитата: Док1272
            Разницу видите?

            Да
            На мой взгляд,Свечин критиковал,а не занимался критиканством.
  6. +6
    4 февраля 2026 10:30
    Однако непосредственно прозвища Наполеончото, по словам Свечина, в Болгарии удостоился генерал-лейтенант Р. Радко-Дмитриев, блестяще проявивший себя в Первой Балканской войне
    Патриот России, воевал в ее армии еще в РТВ и затем в ПМВ, нормально воевал-

    назначен командиром 8-го армейского корпуса, во главе которого принял участие в Галицийской битве. .

    В бою 16—18 августа на р. Гнилая Липа нанёс сокрушительное поражение противнику, в критический момент поведя в атаку штаб и конвой, а 23 августа с малыми потерями занял город Миколаев. За это отличие 30 августа 1914 года награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.
    . 28—29 августа остановил наступление 2-й австро-венгерской армии, за что был награждён 23 сентября 1914 года орденом Святого Георгия 3-й степени

    Зарезан как заложник в сорокинкие события.

    Канны не получились
    -получились и не один раз-Белосток, Умань, Киев, Вязьма, Харьков

    Спсли беспрерывная мобилизация, эвак. промышленнсть и наши просторы.

    Три направления
    а чем одно лучше, получающеее фланговые удары?

    Три направления вовлеки в войну Румынию, Венгрия, Словакию Хорватию, Финляндию

    Гитлер авантюрист, но приказ 227 не на пустом месте родился..
    1. 0
      4 февраля 2026 11:12
      Цитата: Ольгович
      Спсли беспрерывная мобилизация, эвак. промышленнсть и наши просторы.

      А Гитлер не знал о мобилизационном ресурсе СССР или о бескрайних просторах?
      Все принятые решения 1941 годы были идиотскими. А самым идиотским это объявление США войны.
      На втором месте отказ от мобилизации экономики и второй волне мобилизации в армию.
      1. +3
        4 февраля 2026 11:40
        Цитата: Дырокол
        А Гитлер не знал о мобилизационном ресурсе СССР или о бескрайних просторах?

        Хе-хе-хе... походу, кто-то слил немцам довоенный советский мобплан, в котором никакого массового формирования новых дивизий не было предусмотрено - призывной контингент шёл на развёртывание и доукомплектование существующих соединений. Вот и решили немцы, что после разгрома довоенных соединений РККА перестанет существовать. smile
        1. +1
          4 февраля 2026 12:26
          Цитата: Alexey RA
          Хе-хе-хе... походу, кто-то слил немцам довоенный советский мобплан

          Нет тому подтверждений ни документальных ни даже косвенных.
          Цитата: Alexey RA
          Вот и решили немцы, что после разгрома довоенных соединений РККА перестанет существовать.

          Абвер работал отвратительно.
        2. 0
          4 февраля 2026 14:27
          Цитата: Alexey RA
          мобплан, в котором никакого массового формирования новых дивизий не было предусмотрено

          от это моборезерв... меньше?

          Старые диизии несколько раз обновляли состав, кроме создания новых.....
          1. +3
            4 февраля 2026 16:48
            Цитата: Ольгович
            от это моборезерв... меньше?

            Нет - мобрезерв остаётся тем же. Но одно дело - нарастить мясо маршевых рот и батальонов на костяк комсостава выведенной из боёв сточенной дивизии. А другое - формировать эти дивизии "с нуля", не имея готовой основы с боевым опытом - только резервистов, по большей части из бывших территориалов.
            Собственно, главный смысл окружения именно в этом - полностью уничтожить кадровый костяк соединений, не дав возможности противнику отвести и переформировать их.
            Цитата: Ольгович
            Старые диизии несколько раз обновляли состав, кроме создания новых.....

            К 10 июля 1941 г. было полностью потеряно 34 дивизии и еще 87 дивизий понесли крупные потери. С начала войны и до 1 декабря 1941 г. всего вышло из строя и подверглось расформированию 124 стрелковые дивизии.

            Просто чтобы понять масштабы незапланированного формирования новых соединений:
            ...уже в июле 1941 г. требовалось сформировать 71 дивизию (56 сд и 15 кд), в августе - 110 дивизий (85 сд и 25 кд), в октябре - 74 стрелковые бригады. Интенсивно формировались новые стрелковые, кавалерийские, танковые, воздушно-десантные соединения, артиллерийские, зенитно-артиллерийские, гвардейские минометные, инженерные, транспортные и другие части, маршевые батальоны и т.п.
            © Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.
            1. 0
              5 февраля 2026 11:36
              Цитата: Alexey RA
              Нет - мобрезерв остаётся тем же

              и от мобплана не зависит.
              Цитата: Alexey RA
              Но одно дело - нарастить мясо маршевых рот и батальонов на костяк комсостава выведенной из боёв сточенной дивизии. А другое - формировать эти дивизии "с нуля", не имея готовой основы с боевым опытом - только резервистов, по большей части из бывших территориалов.

              это очевидно, но жизнь заставила, хотя и в новых были фронтовики из выздоровевших раненных
              Цитата: Alexey RA
              главный смысл окружения именно в этом - полностью уничтожить кадровый костяк соединений, не дав возможности противнику отвести и переформировать их

              там ного главных сыслов было: и технику уничтожить и мобилизованных-при отступлениях немцы, к примеру, угоняли/стреляли потенциальных призывников..
      2. +1
        4 февраля 2026 14:09
        Цитата: Дырокол
        А Гитлер не знал о мобилизационном ресурсе СССР или о бескрайних просторах?
        Все принятые решения 1941 годы были идиотскими.

        а решения 38,39 гг-не были идиотскими, вызывавшими войну сразу с Агл, Францией, Польшей (аншлюс,Мюнхен, ,39)? Многие его отговаривали..

        Но ведь все получилось!

        Гитлер азартный авантюрист, вошел в раж и пошел на СССР, где сопткнулся, но тоже висело на волоске
        Цитата: Дырокол
        А самым идиотским это объявление США войны.

        тут вообще нет слов, просто дурь..
        1. +1
          5 февраля 2026 03:34
          Цитата: Ольгович
          а решения 38,39 гг-не были идиотскими, вызывавшими войну сразу с Агл, Францией, Польшей (аншлюс,Мюнхен, ,39)?

          Это он смог купировать относительно удачно. Но "Барбаросса" это вообще край.
          Цитата: Ольгович
          но тоже висело на волоске

          Это случайность, а в войне на удачу рассчитывает только идиот. Если бы в Вермахте вдруг узнали о на пример 4-м мехкорпусе, хотя бы состав, то полагаю никакого 22.06.1941 просто не было бы.
      3. +1
        4 февраля 2026 16:51
        А Гитлер не знал о мобилизационном ресурсе СССР или о бескрайних просторах?

        Он рассчитывал на разгром кадровой армии, а после на формирование новых соединений бы не осталось времени. Вот только СССР смог. Сначала затянуть войну, а после вообще переломить ее ход.
        А самым идиотским это объявление США войны.

        Формально это сделала Япония первой, однако к этому моменту США для Англии строит боевые корабли, вплоть до АВЭ, все дальше и дальше сопровождает суда с грузами Л-Л, уже прошла конференция АВС, на которой договорились, что основной враг - Германия, весной 1941 на Острове работают американские квартирмейстеры на тему размещения американских войск. А решение о войне с СССР предварительно было принято ещё летом 1940, а окончательно в декабре.
        1. 0
          5 февраля 2026 11:44
          Цитата: strannik1985
          А самым идиотским это объявление США войны.

          Формально это сделала Япония первой

          Япония не объявляла войны США, наоборот, они это сделали после Пкрл Харбора
    2. 0
      4 февраля 2026 11:37
      Цитата: Ольгович
      -получились и не один раз-Белосток, Умань, Киев, Вязьма, Харьков

      Это не Канны - в смысле разгрома главных сил противника в одном сражении. По Свечину - это четверть-Канны.
      В большой войне возможны только полу-Канны, четверть-Канны — уничтожение живой силы неприятеля не сразу, а по частям.

      Если бы у немцев получились Канны, то и "Барбаросса" прошла бы по плану.
      1. +1
        4 февраля 2026 14:22
        Цитата: Alexey RA
        Это не Канны - в смысле разгрома главных сил противника в одном сражении

        это Канны в их прямом смысле- окружение с применением тактики клещи и котел, в котором уничтожали/пленяли всех.

        Цитата: Alexey RA
        Если бы у немцев получились Канны, то и "Барбаросса" прошла бы по плану.

        не везде Каннны получились...
        1. +1
          4 февраля 2026 16:53
          Цитата: Ольгович
          это Канны в их прямом смысле- окружение с применением тактики клещи и котел, в котором уничтожали/пленяли всех.

          Это Канны тактического уровня.
          Свечин же писал о Каннах как о стратегической операции - уничтожении главных сил армии государства в одной операции, после чего государство остаётся беззащитным. Канны Нового времени - это Седан.
          1. 0
            6 февраля 2026 11:56
            Цитата: Alexey RA
            Это Канны тактического уровня

            Канны и были тактическим успехом-сил на поход на Рим сил не было, он и не состоялся..

            Определение Канн в БЭ
            6 сло­во «Кан­ны» ста­ло си­но­ни­мом ус­пеш­ных бое­вых дей­ст­вий на ок­ру­же­ние и унич­то­же­ние вра­га
            ..Ясско-Кишиневские Канны.
    3. +1
      4 февраля 2026 15:12
      Цитата: Ольгович
      Патриот России, воевал в ее армии еще в РТВ и затем в ПМВ

      При планировании мобилизационного запаса снарядов на будущую войну Радко-Дмитриев предлагал увеличить их число в 2,5 раза на орудие. Это он аргументировал, что во время Балканских войн его войска выпускали больше снарядов на орудие чем патронов на винтовку. Если бы к его словам прислушались боевые действия в 1914-1915 году на Восточном фронте были бы успешнее для России.
  7. +1
    4 февраля 2026 11:34
    Однако проблемы снабжения у сильнейшей в вермахте 1941 г. группы армий «Центр» возникли в первые дни войны

    Они у всех возникли. ГА "Север" к концу июля 1941 г. была вынуждена практически "снять с довольствия" пехотные дивизии, чтобы поддерживать снабжение 4-й ТГр.
    Причина проста: тыловое обеспечение "Барбароссы" было рассчитано исходя из того, что единственным крупным сражением будет приграничное. При продвижении в глубь СССР интенсивность боевых действий должна была значительно упасть, так как крупных резервов у СССР остаться было не должно, да и времени на их концентрацию у СССР не должно было быть. В общем - дранг нах остен, прерываемый редкими боями с немногочисленными соединениями внутренних округов и ДВ.
    Рассматривать ситуацию "у СССР есть вторая армия размером с приграничную, а к зиме будет и третья" никто не стал. В том числе и потому, что тогда "Барбаросса" вообще никак не вырисовывалась.
    1. 0
      4 февраля 2026 12:27
      Цитата: Alexey RA
      В том числе и потому, что тогда "Барбаросса" вообще никак не вырисовывалась.

      Как ни грустно, но повышенная секретность сыграла не в ту сторону.
  8. 0
    4 февраля 2026 12:23
    Согласитесь, планируя кампанию, делать ставку на вагонно-локомотивный парк противника практически на линии боевого с ним соприкосновения рискованно. Успей наши взорвать пути или привести в негодность составы, и у Гудериана возникли бы проблемы со снабжением, что отрицательным образом сказалось бы на темпах продвижения его танковой группы.

    Не делали они при Блицкриге ставку на железную дорогу. Они больше надеялись на свою транспортную авиацию в составе почти 800 самолетов. Гудериан не беспокоился о том, что останется без топлива.
  9. 0
    4 февраля 2026 13:20
    Обширность статьи и объем высказанных в ней достаточно спорных утверждений препятствует ее полномасштабной критике в рамках поста сайта. Выскажу лишь несколько замечаний.

    Автор публикации написал много слов, но к сожалению не уловил суть работы Свечина ПОСТИЖЕНИЕ ВОЕННОГО ИСКУССТВА. И даже не предпринял робкой попытки отнестись к написанному в ней критически.

    Под термином «наполеончото» Свечин в узком смысле понимает стратегию скоротечной войны между двумя «малыми» («лилипутскими») государствами; в еще более узком личности военачальников армий этих государств, ведущих такие войны; а в широком – стратегию измора как таковую в войнах всех государств (и малых и больших).
    Такая расплывчатость в терминологии не разъясняет мысль автора концепции, а лишь ее затуманивает. На мой взгляд, здесь у Свечина наличествует совершенно не нужное излишнее увлечение научностью. В военной науке необходима точность и простота изложения, что на мой взгляд наиболее наглядно продемонстрировал Клаузевиц.

    Далее Свечин неожиданно приходит к очень смелому выводу:
    «Сокрушение — это метод прошлого, начала XIX века, не отвечающий современному развитию производительных сил. Все курсы стратегии имели в виду только теорию
    наполеоновского сокрушения и чувствительно сбивали с толку полководцев XX века. Ныне оно применимо только в тех случаях, когда обстановка аннулирует влияние возросших производительных сил, — например, при территориально ничтожных размерах воюющих государств, или при развитии сильнейшего революционного движения в тылу крупной сражающейся армии, обрывающего поток укомплектований, парализующего военную промышленность и дороги.»

    Т.е. по его мнению, ставка в следующей мировой войне на стратегию сокрушения непременно приведет к поражению.
    Однако в последовавшей войне Германия, сделавшая ставку на сокрушение, смогла победить не только обширную по территории и экономическому развитию Францию, но и чуть было не одержала победу над СССР.


    Далее Свечин, делая поклон советской политпропаганде, и пытаясь приложить к военной науке марксистско-ленинскую теорию, подает в заключении своей работы какой-то невообразимый винегрет:
    «Резюмируем. На пути развития нашего военного искусства имеются угрозы: 1) лилипутского мышления; 2) недооценки классовой борьбы; 3) пленения нашего мышления буржуазной доктриной в областях военной истории, тактики пехоты, общей тактики, оперативного искусства; 4) потуг на артиллерийскую операцию».

    На мой ИМХО в работах Свечина имеются много толковых соображений, но представлять его в виде какого-то гения военной науки, с точностью предсказавшего характер предстоящей мировой войны и правильную стратегию для победы в ней, по меньшей мере нелепо.
    1. 0
      4 февраля 2026 14:35
      а в широком – стратегию измора как таковую в войнах всех государств (и малых и больших).
      допустил описку, правильное построение моей фразы:
      а в широком – стратегию сокрушения как таковую в войнах всех государств (и малых и больших).
      Впрочем эту описку все равно никто из прочитавших не заметит, но как говорится - точность требует внести поправку
  10. +2
    4 февраля 2026 14:17
    Статья интересная, автору +. Гудериан не совсем "Наполеончото" был, особенно в 39-41 гг. Ближе к Наполеону.
  11. +1
    4 февраля 2026 14:31
    "Когда они после этого совещания пришли ко мне на доклад и развернули передо мной карту России, я не поверил своим глазам. То, что я считал невозможным, должно претвориться в действительность?"

    Полагаю, относительно своей реакции на «Барбароссу» Гудериан ничего не приукрасил.
    Очень наивное предположение автора.
    А я вот полагаю, что если бы Германия одержала победу в войне с СССР, Гудериан написал бы прямо противоположное.
    Наивно верить, что все, что написали в своих мемуарах военачальники поверженного вермахта, есть только правда и ничего кроме правды. yes
    1. +1
      4 февраля 2026 22:13
      Не один военачальник, не победивший не проигравший не напишет всей правды, они как правило себя обеляют, это в каком то смысле,естественное человеческое качество
  12. 0
    4 февраля 2026 14:55
    Не менее важное: советские полководцы быстро учились, обращая замыслы противника в прах и обрушивая на германских Наполеончото гнев фюрера: все упомянутые выше нацистские военачальники вермахта были в разное время сняты с командных должностей. Не вышло из них Наполеонов
    Глубина наивности выводов автора просто поражает.
    Не было у Германии в войне с СССР полководцев типа "Наполеончото"
    Наполеонов из них не вышло и выйти не могло, как не могло их выйти из военачальников РККА, ибо характер мировой войны был совершенно иной, чем войн эпохи Наполеона.
    Во Второй мировой уже не было понятия "индивидуальный полководец-стратег"
  13. 0
    4 февраля 2026 20:19
    Насчёт 1940го...

    Выдвижение левого фланга французов в Бельгии обосновывалось сугубо экономическими причинами. Несмотря на усилия по децентрализации производства, 70% выпуска броневой стали было сосредоточено в Лилльском промышленном районе.
    Для понимания - как если бы у нас Мелитополь, Харьков и Кривой Рог были сосредоточены в треугольнике Луцк-Брест-Пинск.

    Главной проблемой Линии Мажино было то, что высший генералитет в неё не верил, и выделил для прикрытия границы по ней столько же сил, что и на неукрепленных участках. То есть в планах развертывания её как бы и не существовало.

    Группировку в Арденнах постоянно усиливали, доведя от корпусной группы до полной армии (хоть и хиловатой), но... штабные игры в 1934 показали, что немцы дойдут до Мааса за 5 дней (что и случилось), но дальше им останется только сдаваться, поскольку они не потянут логистику в условиях авиаударов и налетов егерей по их коммуникациям в Арденнах.
    Это было очевидно, поэтому французы решили, что немцы не пойдут на такую безумную авантюру и не стали сосредотачивать там без дела и без того малочисленную авиации (а бельгийцы вывели в центр страны егерский корпус, "там будет нужнее").