«Оружие возмездия», которое не спасло нацистскую Германию от поражения

8 320 53
«Оружие возмездия», которое не спасло нацистскую Германию от поражения

Почти в любом военном конфликте наступает момент, когда одна из противоборствующих сторон, особенно терпящая поражение, мечтает и предпринимает шаги, дабы заполучить «совершенное оружие», которое быстро позволит изменить ход кампании в свою пользу.

Не стала исключением и нацистская Германия в ходе Второй мировой войны. Речь в видеосюжете пойдет о первой в мире баллистической ракете дальнего действия «Фау-2» (V-2), названной немцами «оружием возмездия» (на немецком Vergeltungswaffe). Вообще, это название ряда амбициозных авиационных и ракетно-артиллерийских проектов нацистской Германии по созданию оружия для более действенных бомбардировок английских городов и вновь планируемых атак на США, как «возмездие» за авианалеты союзников.





Разработки ракеты были начаты еще весной 1942 года, когда в Берлине (и не только) пока еще даже и не думали, что могут потерпеть поражение в войне с Советским Союзом. Но Гитлер был большим поклонником всего великого, уникального, даже мистического, поэтому перспектива заполучить Vergeltungswaffe, которого нет ни у одной страны в мире, ему пришлась по вкусу.

Как уже было сказано, разработка ракеты V-2 (Aggregat-4 — «Агрегат-4») была начата под руководством немецкого конструктора Вернера фон Брауна в марте 1941 года. Первый боевой пуск состоялся 8 ноября 1944 года. Испытания прошли успешно, ракета была принята на вооружение вермахта. Хотя количество осуществленных боевых пусков ракеты составило 3225, серьезного влияния на ход войны это не оказало.

Отчасти сказалось то, что V-2 применялась прежде всего с целью запугивания, поражая в основном мирное население. Известно, что от ударов Aggregat-4 погибло около 2700 человек. Причем били немцы в основном по территории Британии, чаще всего по Лондону. Да и на вооружение ракета поступила после того, как союзники уже открыли «второй фронт».



Ракета «Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полет, достигнув при вертикальном запуске высоты в 188 км. Это произошло в 1944 году. После войны немецкая ракета стала прототипом для дальнейшей разработки первых баллистических ракет в США, СССР и других странах.



Что касается создателя Vergeltungswaffe фон Брауна, то в конце войны, опасаясь попасть в плен советским солдатам, он вместе с командой разработчиков сумел бежать к союзникам, обманув командира охранявших его эсэсовцев. 20 июня 1945 года госсекретарь США одобрил переезд фон Брауна и его сотрудников в Америку. Работать на американцев барону Вернеру Магнусу Максимилиану фрайгерр фон Брауну не понравилось — слишком непочтительно они к нему относились.

Несмотря на то, что группа разработчиков во главе с фон Брауном вместе с документацией сдалась американцам, это не помешало советским инженерам восстановить большую часть чертежей ракеты «Фау» по оставшимся деталям.

Более того, спустя многие десятилетия, уже в XXI веке, именно наследница СССР Российская Федерация стала разработчиком и обладателем самых современных гиперзвуковых ракет. В то время как в США всё еще идут не очень успешные испытания гиперзвуковых носителей.

Дошло до того, что чуть более года назад вновь избранный президент США Дональд Трамп заявил в интервью Fox News, что Россия якобы украла у американцев проект создания гиперзвуковых ракет в период правления Барака Обамы. Зато, если верить Трампу, у американцев есть свое «чудо-оружие» под названием «дискомбобулятор». Но это уже другая история.

Подробнее об «оружии возмездия» Третьего Рейха, о том, как устроена первая в мире баллистическая ракета с неядерным зарядом времён Второй мировой войны и почему она не оказала решающего влияния на ход военной кампании в пользу вермахта — в видеоролике.

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    7 февраля 2026 20:23
    Привет Володину с его болтовней про оружие возмездия.
    1. +5
      7 февраля 2026 20:53
      ...Ага. На новых физических принципах.
    2. -4
      7 февраля 2026 21:16
      Комментарий, ради которого все сюда зашли
    3. +5
      7 февраля 2026 22:16
      Цитата: Михаил Нашарашев
      Привет Володину с его болтовней про оружие возмездия.

      «Оружие возмездия», это на уровне идеологии, примерно про то, что пока есть Путин можно делать бизнес, как нет Путина, так нет и бизнеса Володина, а значит и России. lol
      1. +1
        8 февраля 2026 08:11
        Надо же как-то отвлечь от "бизнеса" на травлении народа пальмовым маслом... Все ему мало, выступил с предложением отменить пенсии на основании дополнительных доходов его матери
        1. -1
          8 февраля 2026 14:32
          Уже доказано что само пальмовое масло полезное. Главно его не гидрогенизировать как любое другое растительное масло. Про пенсии согласен. Путин у каждого гражданина отнял минимум 1 миллион рублей через повышение пенсионного возраста.
          1. +3
            9 февраля 2026 04:57
            Это пенсионеры хотели ограбить государство на 1 миллион рублей... Ваще, настоящий патриот который любит свою Родину, не должен доживать до пенсионного возраста!
          2. -2
            12 февраля 2026 08:44
            Вы посмотрите какой пенсионный возраст в других странах и он там уже давно такой , в том же оплоте демократии - это 66 лет , для всех и хотя ещё 67-ми поднять. Или это другое ? Что же до пальмового масла .. А где им торгуют ? Я вот сливочное ем.
            1. -3
              12 февраля 2026 10:17
              Для начала надо посмотреть и сравнить средний возраст жизни. Он далеко не в пользу РФ.
              1. 0
                12 февраля 2026 15:54
                Так не бухай , не кури и будет тебе долгая жизнь. И кто вообще эти подсчёты проводил ? Такое впечатление , что там цифры с потолка взяты - авторы просто заполняли таблицу ориентируясь на своё , сугубо личное , мнение и руководствуясь своими предпочтениями. Такое же как индекс счастья или индекс демократии.
  2. +4
    7 февраля 2026 21:11
    Зато, если верить Трампу, у американцев есть свое «чудо-оружие» под названием «дискомбобулятор».

    ...трындобулятор у них чудо-оружие...
    "языком метут как метлой машут" (с)
    1. +7
      7 февраля 2026 23:51
      Цитата: Nexcom
      трындобулятор у них чудо-оружие...

      Да нет, у них есть одно действительно чудо-оружие-Его Величество Доллар...Вот недавно в Венесуэле оно сработало...
    2. 0
      8 февраля 2026 04:16
      у них 900 военных баз по всему миру и доллар мировая валюта.
  3. 0
    7 февраля 2026 21:15
    Гитлер был большим поклонником всего великого, уникального, даже мистического, поэтому перспектива заполучить Vergeltungswaffe, которого нет ни у одной страны в мире, ему пришлась по вкусу.
    Хорошо,то у него хватило чего-то простимулировать разработку атомной бомбы. Ведь идея использовани энергии деления атомного ядра родилась в Германии.
  4. +3
    7 февраля 2026 21:22
    "Вундерваффе" не существует - по определению. И как показывает опыт всех вооружённых конфликтов от древности до текущих ставка на "технологическое превосходство" всегда проигрывает более простому но при этом массовому вооружению. И даже сейчас казалось бы - но правят бал опять же технически примитивные но при этом дешёвые и производимые на коленке дроны а не вовсе не "высокотехнологичные" и дорогие "рапторы" и "иноходцы".... Как сказал Бонапарт - "Бог на стороне больших батальонов" (с)
    1. +4
      7 февраля 2026 22:30
      Цитата: Даос
      ставка на "технологическое превосходство" всегда проигрывает .....технически примитивные но при этом дешёвые и производимые на коленке дроны (с)

      Легко производить "дешевые и производимые на коленке дроны" , используя чипы с ноготь , превосходящие по производительности суперкомпьютеры конца прошлого века....
    2. -1
      8 февраля 2026 07:04
      Цитата: Даос
      "Вундерваффе" не существует - по определению. И как показывает опыт всех вооружённых конфликтов от древности до текущих ставка на "технологическое превосходство" всегда проигрывает более простому но при этом массовому вооружению. И даже сейчас казалось бы - но правят бал опять же технически примитивные но при этом дешёвые и производимые на коленке дроны а не вовсе не "высокотехнологичные" и дорогие "рапторы" и "иноходцы".... Как сказал Бонапарт - "Бог на стороне больших батальонов" (с)

      Отнюдь.... Не забыли эти строки: «Что бы ни случилось, но у нас есть пулемет „Максим“, а у них его нет»? Проблема заключается в том, что "Макс" сработал против туземцев вооружённых луками и стрелами. Против более технического развитого противника "Максим" тоже срабатывал, но , как оказалось, у противника пулемёты тоже были. И не только пулемёты. :)
      ..."Вундервафля" становится "вундерфавлей" не в результате технического превосходства над противником, а в результате технического отставания этого противника. :) Так и в случае с этими "Фау" - штучки, канешна, забавные, но, несмотря на то что у врагов Германии таких не было, технического отставания противников Германии тоже не было, и у них было много чего другого интересного. И не хуже энтой ФАУ. :)
    3. 0
      8 февраля 2026 08:45
      Цитата: Даос
      "Вундерваффе" не существует - по определению. И как показывает опыт всех вооружённых конфликтов от древности до текущих ставка на "технологическое превосходство" всегда проигрывает более простому но при этом массовому вооружению. И даже сейчас казалось бы - но правят бал опять же технически примитивные но при этом дешёвые и производимые на коленке дроны а не вовсе не "высокотехнологичные" и дорогие "рапторы" и "иноходцы".... Как сказал Бонапарт - "Бог на стороне больших батальонов" (с)

      Это не Наполеон сказал.
      Дроны правят бал пока нет глобальной войны.Когда поле боя будет насыщено средствами пво,никакие дроны не помогут.Вот Иран основные разрушения нанес баллистикой ,а не дронами,которые тихоходны и несут мало ВВ.
    4. 0
      8 февраля 2026 11:16
      Не согласен. Сейчас достаточно проутюжить украину ЯО и никакие дроны не прмогут. И стрлинковсквя связь может быть сметена ударами по наземным пункиим трансляции и приема сигнала. Да и спутниковая группировка уязвима. Проигрывают более слабые яйца, при технологическом приимуществе. .
    5. +3
      8 февраля 2026 11:34
      Цитата: Даос
      "Вундерваффе" не существует - по определению. И как показывает опыт всех вооружённых конфликтов от древности до текущих ставка на "технологическое превосходство" всегда проигрывает более простому но при этом массовому вооружению

      А можно примеры, где высокие технологии проиграли?
      Я вот вам приведу обратные примеры, где страны вооружённые и это только часть, новым на тот момент оружием выигрывают, 19 век Крымская компания, 20 век Русско - Японская война, Буря в пустыне, совсем свежий пример хотя и спорный Венесуэла.
      Можно конечно и СВО разобрать в плане разведки и связи но тут нужно отдельную тему создавать.
      1. 0
        8 февраля 2026 16:49
        Вы меня не поняли. Речь не о "проигрыше высоких технологий"... А о том что при столкновении приблизительно равных армий выиграет не тот кто сможет создать "супероружие" в штучных экземплярах а тот кто оснастит войска в соответствии пусть и уступающим по ТТХ но при этом производимым в достаточных количествах и надёжным оружием. Безусловно если мы сражаемся с условными "зусулами" - то "железный капут" это вундервафля... И то ровно до тех пор пока горючее не кончится.
        1. +1
          9 февраля 2026 10:54
          Цитата: Даос
          Вы меня не поняли. Речь не о "проигрыше высоких технологий"... А о том что при столкновении приблизительно равных армий выиграет не тот кто сможет создать "супероружие" в штучных экземплярах а тот кто оснастит войска в соответствии пусть и уступающим по ТТХ но при этом производимым в достаточных количествах и надёжным оружием. Безусловно если мы сражаемся с условными "зусулами" - то "железный капут" это вундервафля... И то ровно до тех пор пока горючее не кончится

          Если брать Крымскую компанию, то на пример пароходы у англичан были массово, можно ли сказать , что это было " супероружие" по сравнению с парусным флотом конечно можно. Еще как пример нарезное оружие
    6. -1
      12 февраля 2026 17:59
      Наряду с ФАУ-2 немцы были близки к созданию атомной бомбы. Если бы они её получили, то установив её на ракету и пульнув по Лондону был бы большой бум. Войну то они бы проиграли всё равно, но потери англичан были бы запредельные.
  5. -1
    7 февраля 2026 22:47
    У англичан на высоте, как всегда, оказалась разведка. В 1944 польское подполье смогло перехватить у одну из упавших ракет, разобрать её и переправить подробные технические характеристики в Англию. Было выявлено, что Фау 2 была радиоуправляемой. Благодаря этой информации и выявленным частотам, англичане смогли установить станции для создания радиопомех. Ракеты просто отклонялись от заданного курса и падали в строне. Так что «неточность» ФАУ 2 под вопросом.
    1. +2
      8 февраля 2026 06:42
      ФАУ не управлялась по радио. На ней стояла инерциальная система наведения, и англичане могли вместо станций для создания радиопомех пронести вокруг объектов икону (как делается у нас). Эффект был бы такой же.
      Цитата:"Одним из наиболее революционных технологических решений стала автоматическая система наведения. Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали её пространственное положение в течение всего полёта, а любое отклонение от заданной траектории выправлялось четырьмя графитными газодинамическими рулями, помещёнными в реактивную струю двигателя по периферии сопла. Отклоняясь, эти рули отклоняли часть реактивной струи, что изменяло направление вектора тяги двигателя, и создавало момент силы относительно центра масс ракеты, что и являлось управляющим воздействием (подобный способ заметно снижает тягу двигателя, к тому же графитные рули в реактивной струе подвержены сильной эрозии и имеют очень малый временной ресурс). "
      Цитата из гендернонейтральной ВИКИ.
      1. +1
        8 февраля 2026 06:53
        Да, основной принцип навигации ФАУ 2 был «выстрелил и забыл». Но более поздние варианты начали использовать направляющие радиосигналы для корректировки курса.
        1. +2
          8 февраля 2026 07:08
          Насколько я помню, радиосигнал хотели использовать в проекте "Америкаракете". Вот там источник радиосигнала (маяк) хотели расположить на небоскрёбах... А кто управлял обычными ФАУ в Англии, или где были источники наведения?
          1. 0
            8 февраля 2026 07:27
            Радиомаяки ФАУ 2 не использовали. Наземный передатчик формировал узкий радиолуч направленный в сторону цели. Бортовой приемник на ракете анализировал сигнал и корректировал курс если было отклонение. Через радиосигнал также можно было отключить подачу топлива в двигатель, тем самым увеличив точность попадания.
            1. 0
              8 февраля 2026 07:42
              Цитата: Glock-17
              Наземный передатчик формировал узкий радиолуч направленный в сторону цели.

              Интересно какая точность была у этой конструкции?
              1. +3
                8 февраля 2026 08:04
                Отклонение 2-3 км согласно Гугл. С такой точностью она оставалась оружием для уничтожения городов, но не точечных ударов. Если бы немцы смогли создать атомное оружие, то было бы очень плохо. Ход войны изменился бы значительно.
            2. +1
              9 февраля 2026 19:18
              Цитата: Glock-17
              Через радиосигнал также можно было отключить подачу топлива в двигатель, тем самым увеличив точность попадания.

              Только для компенсации сноса от бокового ветра, до тех пор, пока ракета не набрала достаточной скорости, что бы работали аэ рули.
              Mischgerät «сравнивал» данные гироскопов, акселерометра и отклонение по лучу, и выдавал команду на графитовые струйные рули (8штук вроде) в сопле.
              Вот прибор (луча), в америке хранится.
              А отключение жрд было у 1/2 боевых: Brennschluss от Siemnens (изначальнно все должны быть), там по доплеру измерялась скорость.
        2. +1
          9 февраля 2026 19:03
          Цитата: Glock-17
          Но более поздние варианты начали использовать направляющие радиосигналы для корректировки курса.

          👀 какой то волюнтаризЬм.
          Вы ещё про ГСН на V-2 поведайте.
          1. Как они могли «радиосигналы корректировки» посылать за 100-300 км? И чем?
          2. Как, находясь на пусковой определить, что нужна корректировка курса для бр, летящей с V=~3км/с на высоте 80-100 км, за 100-300 км?
          3. Какой бортовой компутер (пусть даже ламповый, которого еще не было), обрабатывал сигналы корректировки и выдавал управляющие на рулевые машинки?
          Вы, предположу, краем уха про «битву лучей» слыхали.
          У немцев это:
          X-Gerät
          Y-Gerät
          Sonne / Elektro-Sonne (Consol).
          Но к V-2 отношения сие не имеет
    2. 0
      8 февраля 2026 09:20
      Не понял, из Пенемюнде в Англию черещ Польшу летело?
  6. +2
    7 февраля 2026 22:50
    Погоня за чудо оружием всегда приводит к единственному результату - поражению. Ставка СССР и США на массу "середняков" в пух и прах разгромила немецкие игрища с "элитариями", вооруженными чудо оружием.
    1. +4
      7 февраля 2026 23:04
      У немцев просто не было столько ресурсов как у стран антигитлеровской коалиции, чтобы позволить себе войну на истощение. Для них война была проиграна с провалом плана «Барбароса». Переговоры с Гитлером тоже никто вести не собирался. Ну а чудо оружие это уже чисто для самоуспокоения: лучше хоть какая-то надежда, чем полное отчаяние.
  7. +1
    8 февраля 2026 06:05
    Немцы хотели сделать все и распылили силы.
  8. 0
    8 февраля 2026 11:55
    Миру очень повезло, что на тот момент Германией руководил зарвавшийся ефрейтор, с ограниченным интеллектом, а не человек с умом Сталина, как бы кто к ниму не относился.
    Все деньги уходили на создания Атлантического вала, а на такие перспективные разработки как атомное оружие, ракетное вооружения, реактивная авиация, новые подводные лодки, противотанковые комплексы , стрелковое вооружение оставались крохи. Даже при таком скромном финансировании немцам буквально не хватило год полтора, что бы это всё запустить в серию.
    1. 0
      8 февраля 2026 20:45
      Причем здесь везение. А как же Штирлиц?
  9. +2
    8 февраля 2026 12:51
    Немцы, попав в трясину неверной стратегии, создали потрясающие технологии, опередившие свое время. Ракета ФАУ-2 и другие были поначалу проектами развития дальнобойной артиллерии и командовал всем этим генерал Дрнбергер, который нашел Фон Брауна( вместе со многими молодыми учеными основательно прошерстив все учебные заведения Германии) , который был поначалу простым взрывником, поджигавшим огнепроводный шнур для запуска примитивных ракет. Но все же мы должны благодарить немцев т.к. покорение космоса без ФАУ-2 было бы невозможно.
    1. -2
      8 февраля 2026 17:09
      Цитата: геолог
      Немцы, попав в трясину неверной стратегии, создали потрясающие технологии, опередившие свое время.

      Какие технологии? Что такое было у немцев, чего не было у других?...
      1. 0
        8 февраля 2026 20:49
        Да практически всё, если про ракеты... У нас, конечно, были "Катюши", но это немного другое.
        1. -2
          9 февраля 2026 05:06
          Цитата: crown1992
          Да практически всё, если про ракеты... У нас, конечно, были "Катюши", но это немного другое.

          Дык, именно, что немного... ИМХО, амеры могли сделать нечто подобное ФАУ, но не стали заморачиваться, ибо понимали что такой кунштюк без А-Бомбы это деньги на ветер. Эти деньги лучше было вложить в постройку тучи обычных бомберов, что союзники и сделали...ФАУ это не "вундервафля", это именно, кунштюк. А в остальном я не вижу особого технического превосходства Германии над союзниками.
      2. +1
        9 февраля 2026 20:08
        Цитата: Chack Wessel
        Цитата: геолог
        Немцы, попав в трясину неверной стратегии, создали потрясающие технологии, опередившие свое время.

        Какие технологии? Что такое было у немцев, чего не было у других?...

        Инженерная школа. СССР полвойны бился над разработкой нормальных авиационных моторов, радиостанций для танков и самолетов... Немцы синтезировали бензин и жиры.
        1. 0
          11 февраля 2026 05:42
          Да, у немцев была хорошая инженерная школа. Сравнивать её с инженерной школой в СССР, который лишь в начале 30-х годов вступил на путь индустриализации не надо. Лучше её сравнить с инженерной школой в США.
    2. 0
      12 февраля 2026 09:01
      Ну да , без ФАУ-2 не было космоса а без Шмайсера не было бы АК... Слышали мы эти мантры о инженерном превосходстве немцев.
      Просто наши более рационально использовали во время войны ресурсы и не тратили их всякие мегапроекты типа танка Маус , пушки Дора или вот этих вот ФАУ - ракет с сомнительной результативностью , пригодных для стрельбы по целям размером с город. У Р-7 и ФАУ- общего только то , что они обе ракеты и всё , дальше их сходства заканчиваются.
      Знакомство с ФАУ-2 дало нашим ну может быть только посмотреть , что будет , если сделать так как сделали немцы и сэкономило ну мож год , который не надо было тратить на исследования . То же самое и с атомными программами - разведка предоставляла лишь данные , экономящие нашим время .
      1. 0
        12 февраля 2026 10:27
        Наши лучшие ученые Капица, Ландау наотрез отказались делать атомную бомбу даже имея на руках подробные тома разведданных. Им и так было хорошо. За дело взялись молодые советские кадры во главе с Курчатовым, но немцы внесли свой вклад в будущие технологии обогащения урана гравитационным -центрифуги и диффузным методом, хотя урана у нас было полно на множество бомб из Чехии. В дальнейшем каждая геологическая партия занималась помимо основной деятельности массовыми поисками урана и всю территорию СССР просканировали радиометристы...
  10. +2
    8 февраля 2026 13:02
    Если кого интересует история Фау-2 (А-4), то читать надо 2 книги
    Тайна Ханствилла (Ю.Мадер)
    Ракеты и люди (Мемуары Б.Е Чертока)
    В них есть все.
    p.s.
    Более того, спустя многие десятилетия, уже в XXI веке, именно наследница СССР Российская Федерация стала разработчиком и обладателем самых современных гиперзвуковых ракет.

    Гиперзвук к Фау никакого отношения не имеет. Тут нужно ссылаться только на советский "Космический лапоть" Г.Е.Лозино-Лозинского (система "Спираль")
  11. +2
    8 февраля 2026 13:08
    Цитата: геолог
    Немцы, попав в трясину неверной стратегии, создали потрясающие технологии, опередившие свое время.

    Да, Вторая Мировая стала мощнейшим катализатором научно-технического прогресса - атомная энергетика, реактивные и ракетные двигатели, радиоэлектроника, ЭВМ, металлургия, химия, медицина и санитария...
  12. +1
    8 февраля 2026 23:04
    мы должны быть счастливы, что вместо реального оружия громадные средства были потрачены фашистами на дорогущую и бесполезную хрень. Но это предупреждение и нам: делаем и используем ракеты по 50 миллионов баксов, но не можем дать фронту средства связи по 10 долларов. По себестоимости...
    1. +3
      9 февраля 2026 12:24
      Реального оружия, превосходящего наше и союзников у них было много; пулеметы, штурмовые винтовки, тяжелые и средние танки, реактивные самолеты, баллистические ракеты... Просто войну на два фронта с противником, превосходящим вас числом и с добротной техникой невозможно выиграть.
    2. +2
      10 февраля 2026 14:55
      мы должны быть счастливы, что вместо реального оружия громадные средства были потрачены фашистами на дорогущую и бесполезную хрень.

      если бы они получили свою атомную бомбу, то всЁ могло повернуться иначе: средства доставки у них были уже созданы...
      а как они тратили свои деньги - это не нашего "ума - дело", посмотрите как сейчас тратим - мы...
  13. 0
    12 февраля 2026 09:07
    У меня одного, ассоциации со всякими посейдонами?
  14. 0
    9 марта 2026 17:28
    До1940 в США и Британии действовало несколько тысяч шпионов.
    К середине 30-х в этих странах появились масса немецких землячеств, куда стекались немецкие иммигранты. Опекая эти организации, абвер вычленял каждого, кто мог быть полезен и брал его в разработку. Скоро агенты немецкой разведки были едва ли не на каждом оружейном заводе, в каждой авиационной фирме, чуть ли не на каждой верфи.
    Чертежи самолетов, реактивных двигателей, систем наддува, военных судов попадали к немцам прямо с кульманов. Об успехах в разработке секретных технологий абвер порой узнавал раньше заказчиков. В Германию уходили секретные карты из штабов и чертежи новейших приборов, сведения о военных базах и деятельности государственного аппарата на высшем уровне. В 1937 году немцы украли американский бомбовый прицел Нордена – секрет, охранявшийся на уровне атомной бомбы.
    И конструкция узлов ФАУ была фактически украдена в США. Системы наведения, топливная аппаратура.
    Никаких долгих экспериментов. Взяли уже готовые наработки. Увеличили в размерах. И довели до производства.
    Они даже сохранили на v-2 окраску американских баллистических ракет.