Государственная поддержка авиационной промышленности

Не секрет, что после сложнейшей ситуации девяностых годов отечественная промышленность, в том числе и авиационная, нуждается в помощи, без которой попросту не сможет восстановить былые темпы производства. В последние годы у страны появилась возможность увеличивать финансирование различных отраслей, больше всего это заметно в оборонной промышленности. Создаются и закупаются новые виды вооружения военной техники, что также приводит к улучшению состояния предприятий и повышению уровня жизни их сотрудников. Конечно, темпы роста заметно меньше, чем хотелось бы, но на фоне предыдущих лет и имеющиеся показатели выглядят обнадеживающе. Однако не во всех отраслях есть даже такие успехи. К примеру, гражданское авиастроение, при всех своих достижениях последних лет, пока не может показать весь свой потенциал.

Государственная поддержка авиационной промышленности


Активная государственная поддержка авиастроительной отрасли началась лишь во второй половине двухтысячных годов. Ее объемы, ввиду тогдашней финансовой обстановки в стране, нельзя назвать в полной мере удовлетворительными. За период с 2007 по 2012 год авиационная промышленность получила порядка 250 миллиардов рублей. Стоит отметить, в эту цифру входят не только прямые выплаты на счета авиазаводов и конструкторских бюро. Она также состоит из объемов государственных заказов гражданских самолетов, кредитов, частных вливаний и т.п. Нетрудно заметить, что на фоне нынешних расходов на оборону или некоторые инфраструктурные проекты затраты на гражданское авиастроение выглядят не слишком большими.


Интересно распределение полученных отраслью средств. Большая их часть – не менее 150 миллиардов – ушла на погашение старых долгов и тому подобные вещи. Иными словами, большая часть расходов последнего времени фактически стала расплатой за отсутствие должного финансирования в предыдущие периоды. На момент начала господдержки лишь две российские авиастроительные компании имели полноценный портфель заказов, в первую очередь экспортных. Это фирмы «Сухой» и «Иркут». Прочие авиазаводы и конструкторские бюро находились под бременем крупных долгов и даже не думали о развертывании полноценного производства. Строительство самолетов шло чрезвычайно малыми темпами, а на некоторых предприятиях и вовсе прекратилось. К примеру, Саратовский авиазавод выпустил последний самолет еще в 2003 году, а в последние годы своего существовании занимался только ремонтом.

Стоит отметить, лишь 70 миллиардов из 150 с лишним были введены в отрасль в качестве прямых «вливаний». Оставшиеся деньги распределились примерно таким образом: около 55 миллиардов ушли на облигационные займы и более 30 миллиардов – на рефинансирование долгов предприятий перед частными кредитными организациями. Вложенные государством и частными инвесторами деньги произвели положительный эффект. Пожалуй, самым ярким примером этого эффекта можно считать последние успехи корпорации «МиГ». После того, как Алжир разорвал контракт на поставку истребителей, в этой организации начался настоящий финансовый кризис. Однако 30 миллиардов рублей, полученные от государства, позволили оплатить все имеющиеся задолженности, образовавшиеся из-за действий Алжира. Всего через несколько лет после алжирского контракта корпорация «МиГ» подписала новые контракты на поставку самолетов общей стоимостью более двух миллиардов долларов. Нетрудно подсчитать, во сколько раз стоимость этих контрактов превысила государственные траты на поддержку всего одной авиастроительной компании.

Примером государственной поддержки производственных предприятий прежде всего являются Воронежское акционерное самолетостроительное общество и ульяновский завод «Авиастар-СП». Только две эти организации получили от государства в общей сложности около 30 миллиардов рублей. В последние годы эти два завода были заняты в проектах Ту-204, Ил-76МД-90А и Ан-148. Транспортный Ил-76МД-90А в настоящее время проходит испытания, другие самолеты – строятся серийно.

Из указанных выше 250 миллиардов рублей лишь 60-70 пошли на обновление производств, а также на создание и начало изготовления новых типов выпускаемых самолетов. Половина этих средств ушла на модернизацию производств и начало некоторых исследовательских программ. Остальные деньги использовали для финансирования новых разработок, в том числе самолетов SSJ-100 и МС-21. Последний еще только разрабатывается и его первый полет запланирован на 2015 год. «Суперджет», в свою очередь, уже строится серийно и эксплуатируется в российских и зарубежных авиакомпаниях.

Наконец, стоит отметить еще один метод косвенной поддержки отечественных производителей. До середины 2010 года импортируемые в Россию самолеты облагались 20-процентной пошлиной. Далее условия этого обложения изменились, из-за чего авиаперевозчикам стало менее накладно покупать технику зарубежного производства. Несмотря на то, что некоторые импортные самолеты по-прежнему требуют уплаты пошлины, в целом ситуация на рынке выглядит не слишком приятной для отечественных производителей. Как отмена пошлин в дальнейшем скажется на будущем самолетов отечественного производства, пока говорить рано.

В целом, последние процессы в отечественном гражданском авиастроении смотрятся позитивно, но темп всех положительных тенденций явно недостаточен. Особенно ярко это иллюстрируется ростом производства за последние пару лет. За прошлый год все российские авиазаводы построили менее двух десятков самолетов. Однако в 2011 году этот было собрано только семь бортов. Таким образом, всего за год российская авиационная промышленность увеличила производство гражданских самолетов более чем в два раза, но общее количество изготовленных самолетов осталось незначительным в сравнении с требованиями рынка. Остается надеяться, что в дальнейшем государственная поддержка предприятий продолжится и отечественная авиационная техника гражданского назначения сможет постепенно отвоевать часть российского рынка, а затем и полноценно выйти на международный.


По материалам сайтов:
http://uacrussia.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://periscope2.ru/
http://odnako.org/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. В.Ушаков 13 мая 2013 08:19
    Однако самое важное в нашей авиации - процесс модернизации самолётостроения и постройки самолётов - запущен и идёт не прерываясь. И это - радует!
    В.Ушаков
  2. a.s.zzz888 13 мая 2013 08:25
    Возрождаться трудно - но необходимо.
    Иначе нам ни когда не подняться с колен в самолетостроении.
  3. НЛО 13 мая 2013 08:56
    Цитата: В.Ушаков
    Однако самое важное в нашей авиации - процесс модернизации самолётостроения и постройки самолётов - запущен и идёт не прерываясь. И это - радует!

    Не радует, что отечественные перевозчики не отличаются патриотичностью. Лучше купят(возьмут в лизинг) западные б/у самолеты, чем свои. negative
    1. В.Ушаков 13 мая 2013 09:38
      Возможно, это не на долго. Новый самолёт, всё-таки, надёжнее и безопаснее. Когда появится больше своих новых пассажирских самолётов, их станут закупать: на б/у вряд ли какой пассажир захочет летать.
      В.Ушаков
    2. Хорт 13 мая 2013 10:14
      всё просто: пока нету послепродажного обслуживания, никто в здравом уме не будет покупать "сырые" самолёты, да ещё без преференций со стороны государства.
      Ну и чиновники добавляют "перца" в это дело: на недавней конференции по транспорту было озвучено, что поскольку было выпущено Сухих-100 меньше, чем заявляли, производителю будет выделена субсидия в размере (точно не помню) что-то около 1 трлн. рублей. Производителю! Не эксплуатантам, которые на них летают и от которых исходят все главне пожелания и замечания в адрес самолётов, а заводу. Логика с точки зрения адекватности более чем странная. если конечно не брать в расчёт процент отката, благодаря которому образовалась нехватка средств на самолёты
      1. Greyfox 13 мая 2013 10:26
        Хорт не множьте слухи из сомнительных интернет источников про Суперджет
        Всего бюджет России потратил всего 12,4 млрд рублей на самолет и 4,5 млрд на двигатель (итого 16,9 млрд руб). (всего на авиацию за период с 2002г. по 2012г. было выделено 462 млрд руб.)Для сравнения, реконструкция Большого Театра стоила 20 млрд руб 35 млрд рублей, Мариинского театра 22 млрд руб, строительство электрички до аэропорта Пулково ~20 млрд руб.


        Источник-Суперджет-Викидот (сразу говорю-это не Википедия)
        1. wlad59 13 мая 2013 11:05
          "... Минэкономразвития предлагает компенсировать авиакомпаниям издержки от эксплуатации SSJ-100. Объем субсидий может доходить до 1 млрд рублей в год, в 2013 году «Аэрофлот» и другие владельцы Sukhoi Superjet смогут рассчитывать на возврат около 10% стоимости лайнера." - цитата.
          wlad59
          1. Greyfox 14 мая 2013 09:41
            Разбор наброса на http://superjet.wikidot.com/wiki:grv5
            Минэкономразвития предлагает компенсировать авиакомпаниям издержки от эксплуатации SSJ-100 | Очередной "наброс" от "эксперта"
        2. Хорт 13 мая 2013 16:27
          статья по конференции была на "российской газете" и авиационном портале aex.ru.
          Не думаю, что эти сайты являются сомнительными источниками
          1. Greyfox 14 мая 2013 08:11
            Ну и чиновники добавляют "перца" в это дело: на недавней конференции по транспорту было озвучено, что поскольку было выпущено Сухих-100 меньше, чем заявляли, производителю будет выделена субсидия в размере (точно не помню) что-то около 1 трлн. рублей. Производителю!

            статья по конференции была на "российской газете" и авиационном портале aex.ru.

            Дайте пожалуйста ссылку на свои источники.Особенно про 1 трлн. для производителя.
            1. Greyfox 14 мая 2013 09:50
              Хорту
              Опять же разбор наброса на http://superjet.wikidot.com/wiki:grv5
              Но даже там речь идет о сумме ДО 1 МЛРД.РУБ..Поэтому еще раз прошу источник про 1 ТРЛН.РУБ. (разница существенная).
    3. Goldmitro 13 мая 2013 11:23
      <<<Не радует, что отечественные перевозчики не отличаются патриотичностью. Лучше купят(возьмут в лизинг) западные б/у самолеты, чем свои.>>>
      Еще со времен разгула младореформаторов, постаравшихся в первую очередь уничтожить российский авиапром, во всех структурах так или иначе связанных с производством и эксплуатацией самолетов прочно засели либералы-западники, патриоты Боинга, Эрбаса и вообще импортной авиатехники, которые, очевидно, хорошо спонсируются ( а с наших нищих что возмешь ) и за внешней говорильней о необходимости подъема отечественного авиапрома делают все возможное, чтобы наш авиапром, несмотря на ОЧЕНЬ немалые средства, выделяемые сейчас на его развитие, оставался на задворках мирового авиастроения и не мог помешать мировым производителям авиатехники, захватившим авиарынок России! Пока не произойдет обновление не только оборудования в авиапроме но и ПЕРСОНАЛИЙ, откровенно или скрытно тормозящих его развитие, нашему авиапрому НИЧЕГО не светит!
  4. В.Ушаков 13 мая 2013 09:01
    Если всё будет идти хотя бы так, как сейчас, через 5 - 10 лет у нас будет другая, мощная армия, мощный флот, современные авиация и космонавтика. Основное - не прерывать процесса модернизации. Думаю, Кремль это хорошо понимает и "кормит" своих настоящих Союзников, которые нас никогда не предадут.
    В.Ушаков
    1. Серафим 13 мая 2013 21:35
      И Столыпину нужны были 20 лет мирного развития, и Сталину не хватило времени. Многим нашим правителям нужно было время. Дай Бог, чтоб в этот раз оно было...
      Серафим
  5. knn54 13 мая 2013 09:42
    -Государственная поддержка авиационной промышленности.
    А почему не привлечь и частный капитал? Или магнатов Кипр ничему не научил?
  6. Хорт 13 мая 2013 10:06
    другие самолеты – строятся серийно.
    18 штук в год - это не серия, а штучное производство.
    Работаю в авиационной отрасли и постоянно отслеживаю происходящее в нашей гражданской авиации. если коротко и откровенно, то _опа пока у нас в этом деле. Программа конечно разработана и вроде начинается какое то развитие, но: когда с чиновников, вроде Погосяна и министра транспорта начнут жёстко, под личную ответственность спрашивать за реализацию этой самой программы, тогда будут действительные улучшения, а не красивые слова.
    А пока, например, в малой авиации летать у нас фактически не на чем, регионалка тоже в зачаточном состоянии, а МВЛ на 90% из боингов и аэробусов.
    Что касается ЫЫО-100, то самолёт ещё сырой и нужно время для его доработки и дальнейшей модернизации, МС-21 вообще ещё в планере нету и такими темпами далеко не факт, что он к 2015 году появится (Чиновники уже признали, что по срокам модернизации и выпуска Сухих и конструкторских работ они не успевают к заявленному времени).
    И ещё отмечу немаловажный момент - нужно ударными темпами развивать пост-продажное обслуживание, иначе даже с увеличением количества выпущенных новых самолётов толку не будет.
  7. Skunk 13 мая 2013 11:54
    А кто из вас готов, зная все проблемы нашей авиации, такие как плохое техобслуживание нашей техники, контрафактные запчасти, недостаточную подготовку молодых летчиков, сейчас, готов своими деньгами поддержать отечественного производителя и перевозчика? Вот выбирая на чем лететь, например в отпуск, сознательно отказаться от полета на Европейском перевозчике, а сказать себе "...Нет, не полечу я на Люфтганзе, полечу на России! И не на Эрбасе полечу, на ТУ-204 хочу лететь." И еще несмотря на то, что Россия дороже, немного, но дороже.
    Кто из Вас смелый такой?????
    Skunk
    1. Skunk 13 мая 2013 16:06
      Уважаемые, а чего вы плюсы и минусы ставите, вы бы ответили на вопрос-то. На чем полетите вы с семьей в отпуск, при наличии выбора? На Эрбасе или на ТУ-204, на "Люфтанзе" или на "России"? Я вот честно скажу - предпочитаю европейскую компанию. А вы?
      А то ведь красивые речи писать это одно, а самому лететь несколько другое.
      Skunk
      1. леликас 13 мая 2013 20:09
        Хоть ничего не ставил , но отвечу - из отпуска возвращались на немолодом Боинге - перед взлетом,когда уже на полосе стояли -что-то хлопнуло , двигатели заглохли,свет погас, потом все заработало ,командир извинился , но лететь был немного напряжно . В тот момент я-бы лучше летел на новом Супере .
        З,Ы. налет на наших самолетах пассажиром 600-700 часов - самое "страшное" - летели на север без отопления на ИЛ-18 fellow
      2. курильщик 13 мая 2013 20:29
        незнаю кто на чем, но у нас в региональной авиакомпании три боинга, и летать на них боязно - как минимум раз в месяц чтонить с одним из них да происходит, верните мне ил-62 пажаласта smile
        курильщик
        1. Skunk 13 мая 2013 23:40
          62-ой не вернут... Я вот на ил-86 летать любил, аварий за все время с ним почти не было, помоему одна и то без пассажиров. Кресла у него были правда очень неудобные. Но зато не падал.
          Но я немного о другом. Боинг или Эрбас попавший в ниши заботливые руки быстро превращается в... жигули, фигурально выражаясь. Ибо те же самые проблемы - детали, самолеты не первой свежести, подготовка пилотов и что самое поганое пресловутая экономия топлива. Помните ТУ-154, летевший из Адлера в СПб? Турецкий самолет летевший за ним развернулся, а наш решил перелететь через грозу - сэкономить топливо. Сэкономил...((
          Я предлагал сравнить не только самолеты, но и авиакомпании - перевозчиков. Очевидно, что при равных ценах на билеты доверия больше известным европейским брендам.
          А еще на внутренние российские авиалинии рвутся и помоему небезуспешно, европейские лоукостеры, вот они-то сперва наших авиаперевозчиков а затем и авиапром могут если не похоронить, то весьма попортить перспективы.
          Вот какая-то такая картина помоему вырисовывается.
          Skunk
  8. scraft 13 мая 2013 12:37
    Возрождение авиационной промышленности является необходимой составляющей для возрождения державы .
    scraft
  9. Standard Oil 13 мая 2013 14:01
    Странно это все,очень странно. no
  10. studentmati 13 мая 2013 23:11
    Авиапром в России сейчас с великим трудом держится на плечах ветеранов производства и энтузиастах. Гос поддержка крайне необходима. Но если механизм этой поддержки будет заключаться в бесконтрольном перекачивании денег со счёта на счёт, то получится по Черномырдину: "Хотели как лучше, а получилось как всегда"! Необходимо сначала вычислить настоящих, реально работающих конструкторов и производственников, дать им деньги и спросить отчёт. А не так как это происходит сегодня: сначала деньги, а стульев-то и не видать!
  11. aleksandr.k 14 мая 2013 03:55
    К сожалению, вредителям, которые сейчас у власти не нужен наш авиапром, у них другие задачи.
    aleksandr.k
  12. Starlifter 22 мая 2013 08:08
    Самой большой поддержкой было бы завалить все заводы заказами.
    Starlifter

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня