Самоходка-рекордсмен: САУ Bandkanon 1

Шведская оборонная промышленность славится своими нестандартными решениями. Истребитель Saab 35 Draken отличался от всех самолетов других стран, танк Strv 103 не имел и не имеет зарубежных аналогов, а самоходная артиллерийская установка Bandkanon 1 долгое время удерживает рекорд скорострельности. Шведским конструкторам-оружейникам при помощи оригинальных технических решений удалось довести темп стрельбы до фантастических для своего времени величин. В начале шестидесятых годов, когда появилась эта самоходка, только реактивные системы залпового огня могли израсходовать боекомплект из 14 снарядов менее чем за одну минуту.

Самоходка-рекордсмен: САУ Bandkanon 1


Разработка САУ Bandkanon 1 началась в середине пятидесятых годов прошлого века. Компания Bofors получила заказ на создание самоходного орудия калибра 155 миллиметра, которое в ближайшем будущем должно было заменить аналогичные системы зарубежного производства. От новой самоходки требовалась максимально возможная скорострельность, чтобы батарея таких машин могла как можно быстрее нанести серьезный урон противнику и, если понадобится, еще одним таким ударом окончательно подавить сопротивление. Это требование в конечном итоге определило облик боевой машины.


В качестве основы для новой самоходной артустановки выбрали один из прототипов танкового шасси, созданный по программе KRV. Незадолго до того от этого гусеничного шасси отказались в пользу другого, на базе которого в итоге построили танк Strv 103. При этом оба шасси, и танковое, и выбранное для САУ, имели высокую степень унификации, что позже незначительно облегчило эксплуатацию техники. В ходе создания Bandkanon 1 шасси претерпело некоторые изменения. Ввиду характера работы будущей самоходки его облегчили за счет снижения уровня защиты. После доработки максимальная толщина листов корпуса не превышала 20 миллиметров.

В передней части бронекорпуса поместили моторно-трансмиссионное отделение. Внутри него находилась моноблочная силовая установка, в которой двигатели и трансмиссия были собраны в единый агрегат. Особый интерес представляет состав силовой установки. Для движения по шоссе конструкторы «Бофорса» предложили использовать сравнительно маломощный, но экономичный дизельный двигатель Rolls-Royce K60 мощностью всего в 240 лошадиных сил. При боевой массе в 53 тонны и удельной мощности менее пяти лошадиных сил на тонну САУ Bandkanon 1 могла разгоняться на шоссе всего до 15-20 километров в час. Естественно, такие ходовые качества никого не устраивали. Для компенсации недостаточных характеристик дизеля в состав силовой установки новой самоходки включили 300-сильный газотурбинный двигатель Boeing 502-10MA. Предполагалось, что при движении по бездорожью боевая машина будет использовать оба двигателя одновременно. На двух двигателях Bandkanon 1 могла разгоняться до 27-28 километров в час, но в таком случае одной заправки топливом (1500 литров) хватало лишь на 230 километров пути, что, однако, признали достаточным для службы на территории Швеции.

Самоходка-рекордсмен: САУ Bandkanon 1


Ходовая часть САУ имела по шесть опорных катков с гидропневматической подвеской на каждом борту. Примечательно, что задние катки также выполняли функцию направляющих колес. Ведущее колесо с цевочным зацеплением гусеницы поместили в передней части корпуса, заметно вынеся его вперед и вверх. При стрельбе шасси самоходки могло «приседать» для меньшего раскачивания машины и большей точности огня. Из-за большой скорострельности специалисты Bofors посчитали стабильность поведения САУ важным параметром и постарались максимально ее улучшить.

За моторно-трансмиссионным отделением, со сдвигом к левому борту, на Bandkanon 1 имелось рабочее место механика-водителя. Остальные четыре члена экипажа во время марша и стрельбы располагались в поворотной башне. Конструкция башни шведской самоходки до сих пор не имеет аналогов за рубежом. Некоторые агрегаты башни размещены ниже уровня крыши корпуса, но основные ее элементы находятся выше. Внешняя часть башни представляет собой два бронированных короба с рабочими местами экипажа и всей необходимой аппаратурой. Между этими коробами размещалось орудие с противооткатными системами. В левой части разделенной башни находились места командира и наводчика, в правой – стрелка-пулеметчика и заряжающего. Крупногабаритная башня могла поворачиваться лишь на 15° вправо и влево от оси машины. Вертикальные углы наведения орудия – от -2° до +38°. При использовании ручных механизмов наведения углы возвышения орудия немного увеличивались.

Требования о максимально возможной скорострельности повлияли не только на конструкцию САУ, но и на работу заряжающего. Фактически он должен был только руководить загрузкой снарядов, а дальше автоматика все делала сама. Дело в том, что орудие калибра 155 миллиметров было оснащено оригинальной системой заряжания, обеспечивавшей ему высокую скорострельность. Все агрегаты орудия, соединенные в один качающийся модуль, располагались за пределами боевого отделения, между двумя половинами башни и прикрывались бронированными кожухами. Сзади и выше казенной части орудия находился специальный контейнер-магазин на 14 снарядов. Перед стрельбой в контейнер при помощи вспомогательной машины с краном помещалась кассета с двумя рядами снарядов, по семь штук в каждом. Первый боеприпас вручную подавался в лоток досылателя, после чего экипаж мог занять свои места в боевом отделении.

Самоходка-рекордсмен: САУ Bandkanon 1


После такой подготовки экипажу оставалось вывести самоходку Bandkanon 1 на позицию, произвести прицеливание, выбрать режим огня (одиночный или автоматический) и нажать на спуск. Далее пушка-гаубица и сопряженные с ней системы самостоятельно выпускали по врагу нужное количество снарядов. При откате орудие взводило систему тяг, пружин и рычагов, которая после возвращения казенника в исходное положение подавала новый снаряд на загрузочный лоток и досылала его в камору. 14-зарядный магазин опустошался всего за 48 секунд (около 3,5 секунды между выстрелами), что до сих пор является рекордом среди ствольных артиллерийских систем.

После стрельбы, в зависимости от обстановки, самоходка могла уйти с позиции или перезарядиться прямо на ней. Для перезарядки пушка поднималась, а ее магазин оказывался на небольшой высоте. Из контейнера для снарядов извлекалась пустая кассета, а на ее место помещалась новая. На все процедуры, связанные с перезарядкой контейнера-магазина, уходило не более двух минут. По истечении этого времени САУ Bandkanon 1 снова была готова к стрельбе.

Стандартным боеприпасом самоходной артиллерийской установки был 155-мм осколочно-фугасный снаряд. Боеприпас весом в 48 килограмм посылался на дальность до 25 километров. Согласно некоторым источникам, всерьез рассматривалась возможность создания специальных ядерных боеприпасов. В конце пятидесятых годов Швеция заявила, что в обозримом будущем может стать ядерной державой. Вероятно, самоходка Bandkanon 1 могла стать одним из типов техники, способным применять ядерное оружие. Всего через несколько лет после объявления о возможном начале военной ядерной программы официальный Стокгольм отказался от подобных планов и до самого конца эксплуатации новые самоходки стреляли только конвенциональными снарядами.

Самоходка-рекордсмен: САУ Bandkanon 1


Первый прототип Bandkanone 1 изготовили в 1960 году. Его испытания не были простыми, поскольку сказывалась сложность оригинальной автоматики. Тем не менее, заказчик и разработчик не стали прекращать работы и довели САУ до ума. Контракт на поставку новых самоходок подписали в 1965 году. Согласно этому документу, компания Bofors обязывалась построить первую партию из 26 боевых машин. По финансовым соображениям вооруженные силы Швеции вскоре отказались от своих первоначальных планов. В начале десятилетия они собирались закупить не менее 70 самоходок, но в дальнейшем такое количество посчитали избыточным. Производство Bandkanon 1 завершилось в 1968 году.

В 1988 году шведское министерство обороны заказало разработку проекта модернизации имеющихся самоходок. Его не устраивали характеристики силовой установки и устаревшее электронное оборудование. В ходе этой модернизации компания Bofors поменяла дизельный двигатель K60 на Detroit Diesel 6V-53T мощностью 290 л.с., а также изменила трансмиссию. Газотурбинный двигатель остался прежним. В результате максимальная скорость САУ незначительно выросла, а расход топлива заметно упал. Использование новых элементов силовой установки позволило увеличить степень унификации с танком Strv 103, который уже оснащался такими двигателями и трансмиссией. Модернизация электроники подразумевала замену баллистического вычислителя, приборов ночного видения и т.п.

За несколько лет все имевшиеся в войсках самоходки прошли модернизацию, после которой получили название Bandkanon 1C. Название базовой версии, в свою очередь, для удобства дополнили литерой «A». В 1993 году два самоходных орудия прошли очередную модернизацию, в ходе которой на них установили систему навигации, передачи данных и управления огнем Honeywell MAPS. Испытания обновленных самоходок прошли успешно, вскоре весь оставшийся парк Bandkanone 1C был приведен к такому же виду.

САУ Bandkanone 1 ни разу не участвовали в боевых действиях и стреляли только в условиях учений. Тем не менее, и на учениях удалось выявить сильные и слабые стороны самоходок. Прежде всего хорошо себя показала скорострельность. Несколько САУ, работая вместе надежно «перепахивали» указанный квадрат, уничтожая учебные цели. Зачастую результаты одного обстрела были такими, что второй залп уже не требовался. Однако хорошие боевые качества с лихвой компенсировались плохими ходовыми. Максимальная скорость на шоссе менее 30 километров в час и огромный расход топлива нивелировали все преимущества. В 2003 году скорострельные, но медленные на дороге САУ Bandkanon 1C отправили на базы хранения. Их место в войсках заняли новые самоходные артиллерийские установки FH77BW L52 Archer с орудием аналогичного калибра, но более высокими боевыми характеристиками и гораздо более дешевым в эксплуатации колесным шасси. Максимальная скорострельность автоматизированного орудия этой САУ не превышает 8-9 выстрелов в минуту, но благодаря методу стрельбы MRSI (Multiple Round Simultaneous Impact, соответствует русскоязычному термину «шквал огня») она по своей эффективности не уступает старым скорострельным Bandkanon 1С.


По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://greatarmor.ru/
http://mil.se/
http://home.swipnet.se/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Комментарии 7
  1. Серафим 16 мая 2013 08:14
    Шведы -кудесники. До сих пор после Полтавы супер-оружие стряпают. Не поможет...
    Серафим
    1. Tan4ik 16 мая 2013 08:23
      Вот именно что стряпают)Хотя она и брутально выглядет ,в целом неплохо,но своё лучше.
  2. почтальон 16 мая 2013 11:31
    +
    Не знал о такой.
    МНЕ БЫ в World of Tanks что то похожее( ну только с прицепом ещё на 14 пулек,не хочетсся Су-5 номер два)- НАГИБАТОР 100%
    /Однако хорошие боевые качества с лихвой компенсировались плохими ходовыми/
    Вроде бы решить проблему с ДУ и ходовой не сложно.
    Detroit Diesel 6V53T-S в тех же габаритах ,а уже 350 л/с
    или Steyr 7FA с 320 л/с ( Легкий танк SK-105 Кирасир (Австрия) ставится и Detroit Diesel 6V53T-S)
    почтальон
    1. gizz 16 мая 2013 13:48
      Разоришся на снарядах laughing А машинка да, очень даже ничего
      1. почтальон 16 мая 2013 14:47
        Цитата: gizz
        Разоришся на снарядах

        Ради эффекта, готов оплатить(да у меня и так настругано ,можно голду брать легко,тем паче она не за золото)
        ЗАТО ДРАЙВ КАКОЙ!!!!
        ЭТО КАК НА ЁЛКЕ, только не гоняешь а ПУЛЯЕШЬ
        почтальон
        1. почтальон 16 мая 2013 15:57
          Анонимный минусатор видимо сам в ВоТ фармит и СКОРЕЕ ВСЕГО как типичный 3,14дор-тимкиллер БЕЗМОТИВАЦИОННО валит союзников в СПИНУ?

          Верно 3,14дор?
          почтальон
          1. Успокойтесь вот вам 3 плюсика от меня.
            Алексей Приказчиков
            1. почтальон 16 мая 2013 19:04
              Цитата: Алексей Приказчиков
              Успокойтесь вот вам 3 плюсика от меня.

              Да я спокоен.
              По делу минус- вкайф.
              Просто не понимаю почему минус в тихаря за ёлку?
              почтальон
  3. Комментарий был удален.
  4. _КМ_ 16 мая 2013 13:23
    Я так понял, то конструкция башни напоминает качающуюся башню фр. танка АМХ-13?
  5. piston 16 мая 2013 14:15
    САУ. Нет, нам такая техника не в пример будет. Это явно не техника завтрашнего дня. Пульнуть 14 раз 155 мм унитарным выстрелом наши тренированные бойцы могут даже без механизации smile Другое дело, когда ЭВМ сама меняет установку взрывателя и заряд выстрела при стрельбе "орудие за взвод-батарею"... Что касается оригинальности подхода в конструировании этой САУ (позиционированной как пушка), то за хорошие деньги фирма VOLVO выдала бы ходовую на зависть и друзьям и конкурентам. ИМХО.
    1. krot00f 16 мая 2013 18:04
      Про взрыватель верно, bofors могут хорошо сделать, не захотели.( Вообще конечно по уму должно быть модульное заряжание(читай картузное) углы возвышения почти как у миномета и набор боеприпасов начиная от дальнобойных касетных с коррекцией на траектории с воздушным подрывом, заканчивая бетонобойными, Чтобы стрелять можно было от 1,5 км до 40км.(при коррекции). Еще УАС автономный без всяких там GPSов. Почти все перечислил а в уме держу основное--новую систему управления огнем. Вот общая концепция преспективной САУ.
      krot00f
      1. Kars 16 мая 2013 18:09
        Цитата: krot00f
        Про

        из статьи
        Тем не менее, заказчик и разработчик не стали прекращать работы и довели САУ до ума. Контракт на поставку новых самоходок подписали в 1965 году.


        http://ru.wikipedia.org/wiki/2%D0%A13
      2. Прохор 17 мая 2013 14:15
        Эка Вас, коллега, понесло! Орудие-то 60-х годов...
        Прохор
    2. Kars 16 мая 2013 22:18
      Цитата: piston
      Пульнуть 14 раз 155 мм унитарным выстрелом наши тренированные бойцы могут даже без механизации


      Это точно?начиная с того что унитаров у нас нет.
      И какая из систем находящихся на вооружении может развить такую скорострельность в ручном режиме?
    3. почтальон 17 мая 2013 01:55
      Цитата: piston
      то за хорошие деньги фирма VOLVO выдала бы ходовую на зависть и друзьям и конкурентам. ИМХО.

      Тогда уж Landsverk AB (нет уже)

      Volvo Не делает ходовые для танков
      Stridsvagn 103 (Strv.103) все то же самое (ДУ)

      Двигатель для Strv-103A
      1 тип / марка многотопл. дизель / "Ролс-Ройс" К60
      мощность, л.с. 240 при 3750 об/мин
      2 тип / марка ГТД / "Боинг" 502-10МА
      мощность, л.с. 490 при 3800 об/мин

      МТО и агрегаты использованы для



      Stridsvagn 2000 (не увидим): «Бофорс» и «Хеглунд»


      дизель мощностью 1475 л. с., автоматической трансмиссии, гидропневматической подвеской
      победил Strv-122 ( Leopard 2А5 )
      почтальон
  6. krot00f 16 мая 2013 17:47
    Да глупая установка, Углы возвышения пушечные выстрел унитарный, Зачем она такая, Можно стем же успехом из танка стрелять, МСта на порядок привосходит и стреляет краснополем. Не удивительно опыта у них нет, А вот Bofors серьезная кантора, для них это просто неудачный опыт, или денег зажали. Да и вранье про 25 км.
    krot00f
  7. Kars 16 мая 2013 18:05
    Цитата: почтальон
    +
    Не знал о такой.

    ???? неужели?
    Шведы отличаютса оригинальностью в подходе не только к семьям.
    1. почтальон 17 мая 2013 01:35
      Цитата: Kars
      ???? неужели?

      Чесс слово нет.Я что то предполагал,что такая интенсивность для такого калибра дело несбыточное.
      почтальон
  8. нае76 16 мая 2013 21:14
    .............ооо зачем для работы осколочно-фугасными снарядами девайс с настильной траекторией стрельбы
  9. APASUS 16 мая 2013 21:54
    Фирма Vickers тоже пыталась такой скорострельный агрегат создать в 50 х годах
  10. Drosselmeyer 16 мая 2013 22:33
    Расход топлива к пробегу конский.
    Drosselmeyer
  11. uzer 13 17 мая 2013 16:38
    Для своего времени неплохой аппарат.Не надо от САУ такого калибра ожидать большой скорости и экономичности,она не для этого создавалась.Автоматизация подачи боеприпаса-это тоже хорошо.Не очень понятно,для чего была поставлена задача повышения скорострельности?Шведы,по простоте душевной,думали ,что если русские на них нападут,то пехота врага будет большими толпами подходить к их границе.Вот тут то и пригодится высокий темп стрельбы,главное,снарядов побольше.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня