Азербайджанская летчица прикрывала самолёт, на борту которого находился сам Сталин

Азербайджанская летчица прикрывала самолёт, на борту которого находился сам СталинБаку 30-х … На бакинском бульваре возвышается парашютная вышка, всегда окружённая толпой, наблюдающей за прыжками с парашютами. Вышку, в излюбленном месте отдыха горожан, установил Бакинский рабочий завод. С тех пор там всегда бывало много молодёжи. Надо сказать, что в Баку 30-х годов увлекались лётным делом не только парни, но и девушки. С этой вышки когда-то начинали свой путь в небо и будущие герои Великой Отечественной войны, пробуя себя на бесстрашие и мужество. Среди них была и будущая первая летчица Азербайджана, майор авиации Лейла Мамедбекова, и единственная боевая лётчица-азербайджанка в период войны, капитан авиации Зулейха Сеидмамедова.

Первая лётчица Востока

Лейле Мамедбековой выпадет замечательная судьба стать легендой еще при жизни, первой лётчицей-мусульманкой на всём Востоке. Она подготовит целую плеяду лётчиков Азербайджана, многие из которых будут активными участниками Великой Отечественной войны.


По рассказам сына лётчицы - Ханлара, после окончания лётной школы в Москве Лейла вернулась в Баку. Но здесь она столкнулась с проблемой: ей не давали самолёта и предлагали работу библиотекаря. Тогда она отправилась к Мирджафару Багирову, тогдашнему первому секретарю Коммунистической партии Азербайджана. И только после вмешательства Багирова, уже на второй день, она получила доступ к самолёту.

О судьбе первой мусульманской летчицы Лейлы Мамедбековой в 30-е годы был снят художественный фильм. Это был фильм «Исмет», в котором она принимала участие как каскадёр, исполнитель трюков в небе. Увидеть же её в фильме можно только в первом и последнем кадрах художественного фильма.

Когда началась война, у Лейлы было четверо несовершеннолетних детей, последний - только родился. Несмотря на это, Лейла решается создать свою группу боевых лётчиков. Военкомат, однако, несмотря на ее настойчивость, не отпускает лётчицу на фронт. Брать на фронт женщин, имеющих грудных детей, не полагалось. Но Лейле Мамедбековой всё-таки удаётся получить разрешение на открытие курсов по подготовке десантников и парашютистов. За годы войны она подготовила сотни десантников и около 4 тысяч парашютистов для забрасывания в тыл врага. Двое из них - Адиль Гулиев и Николай Шевердяев впоследствии стали Героями Советского Союза.

Ещё при жизни Лейле Мамедбековой посвящались стихи и фильмы, в том числе на студии «Азербайджантелефильм» и телеканале «Лидер». А в 2009 году в честь ее 100-летия «Азермаркой» была выпущена почтовая марка с изображением первой женщины-летчицы на Востоке, на которой Лейла изображена в лётной каске.

Штурман Зуля

Первой и единственной боевой летчицей-азербайджанкой в период войны была штурман авиации Зулейха Сеидмамедова. В 1932 году, обучаясь на 1-ом курсе Нефтяной Академии, она одновременно занималась в аэроклубе. По рассказу самой Сеидмамедовой в фильме «Зулейха» из кинотрилогии «Небесные братья» Назима Рза Исрафилоглу, это был студенческий клуб аэронавтов. Учебные полёты проводились со специально выделенной площадки в Забрате. С 1936 года она - инструктор-летчик Бакинского аэроклуба. В 1938 году, окончив Азербайджанский индустриальный институт, получила специальность инженера-геолога. Вскоре Зулейха сделала свой главный выбор: решила поступить на факультет штурманов Военно-воздушной Академии имени Жуковского.

В то время девушек на этот факультет не брали. Однако она решила бороться до конца. Зулейха обратилась к Климентию Ворошилову, и в течение неполного месяца получила ответ: ей сделали исключение и разрешили обучаться на штурмана!

Зуля с детства любила высоту. В своих воспоминаниях она писала: «Я любила высоту с детства. Каждое лето мы с родителями выезжали в пригородное селение Шувеляны, на дачу. Там росли инжировые и тутовые деревья. Я взбиралась на самые высокие. Мне нравилось смотреть сверху на плоские крыши домов, сады и виноградники, на море, отороченное у берега белым кружевом прибоя». В детстве она, проснувшись ранним утром от гула мотора, выбегала во двор и, прикрывая ладонью лицо от солнца, долго глядела в небо, провожая взглядом самолёт, пытаясь представить себе смельчака, который летит высоко над землёй, один в бескрайнем пространстве. Кто он, осмелившийся взлететь выше птиц?

Интересны и её первые впечатления от увиденного впервые настоящего самолёта: ««Впервые совсем близко от себя я увидела самолёт в один из апрельских солнечных дней, когда учитель физики организовал экскурсию на аэродром. Самолёт показался мне удивительно красивым, непостижимым! Живое крылатое существо!»

Позже, узнав о решении дочери стать лётчицей, мать Зулейхи с удивлением воскликнет: «Летать в небе – разве это женское дело?» Но Зулю уже ничто не могло отвернуть от заветной мечты стать классным пилотом.

Итак, в мае 1941 года Зуля, окончив Военную Академию, и не подозревала, что менее чем через месяц начнётся страшная война.

С самого начала войны Зулейха служила в полку, который очень скоро будет переподготавливаться в истребительный. Еще позже, по приказу Сталина начинается создание женского 586-ого истребительного авиационного полка во главе с майором Мариной Расковой (в будущем - героя Советского Союза). Войти в состав полка пригласили и Зулейху. Она всю войну будет сражаться в этом полку в должности заместителя командира.

Не было ни одной ночи, чтобы женский полк не вылетал в опасное небо, рассказывает в фильме герой войны З.Сеидмамедова. Зуля, как её станут ласково называть в полку, будет летать с Марусей Кузнецовой: одна будет в нападении, другая – прикрывать. Лётчицы полка на истребителях конструкции Яковлева прикрывали от налётов немецких бомбардиров крупные промышленные центры и железнодорожные узлы, охраняли мосты через Волгу, Дон, Воронеж, Днепр, Днестр.

Ни один объект, охраняемый полком, не пострадал от налётов противника, хотя немцы, практически, круглосуточно бомбили города. Инженер-штурман Зулейха Сеидмамедова совершила более 500 боевых вылетов, участвовала более чем в 40 воздушных боях.

Однажды Зулейху вызывает руководство. Зайдя в кабинет, она увидела перед собой довольно представительного на вид пленного немца, как оказалось, генерала.

Показав на Зулю, ему объяснили, что эта девчонка и сбила его самолёт. Немец долго был в недоумении…

Был случай, когда ей было поручено вместе с несколькими другими лётчиками прикрывать самолёт, летевший в южную часть страны, на борту которого было высокопоставленное лицо. Как позже выяснилось, это был сам Иосиф Сталин.

Сеидмамедова была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Боевого Красного Знамени и другими наградами.

После войны - она на различных ответственных должностях, в том числе свыше 20 лет была министром социального обеспечения. Замечательной соотечественнице композитор Тофик Кулиев посвятил песню, которую исполнял сам Рашид Бейбутов. К сожалению, увидеть фильм, посвященный нашим лётчикам, ей не удалось. Она покинула мир незадолго до завершения съемок…

С целью увековечения памяти о наших героических лётчиках Великой Отечественной войны неутомимый азербайджанский режиссёр-документалист Назим Рза Исрафилоглу в 1995 году снял первую документальную кинотрилогию в Азербайджанском кинематографе под общим названием «Выше неба только небо». В неё вошли три фильма: «Лейла», «Зулейха» и «Небесные братья». Через все три фильма лейтмотивом проходит «Песня о лётчиках» Тофика Бабаева в исполнении нашей примы-певицы Флоры Керимовой. К сожалению, песня эта почти забыта, и её не удаётся услышать даже в праздники по соответствующему случаю.
Автор: Сура Назарли
Первоисточник: http://www.vesti.az/news/157863#ad-image-0


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. a.s.zzz888 13 мая 2013 08:33
    Славная кагорта наших бесстрашных женщин-летчиц.
    Вечная им память!
  2. Егоза 13 мая 2013 09:19
    Очень жаль, что о таких замечательных людях мы можем узнать только на ВО. А ведь СССР действительно был многонациональным государством, и каждая республика имела множество достижений. В том числе и в воспитании и подготовке молодежи. Мыслимое ли дело! Летчица-мусульманка! А сейчас такие есть? И конечно, очень жаль, что в праздничные дни Великой Победы не показывают по ТВ вот такие фильмы о национальных героях, не поют песни разных республик, посвященных героям.
    Мы все равно будем помнить о них, и постараемся передать свою память внукам.
    Вечная память и вечная слава вам!
  3. Yeraz 13 мая 2013 10:29
    сам буквально недавно узнал,что первая летчица-мусульманка это азербайджанка.Слава героям Азербайджана drinks
  4. 755962 13 мая 2013 10:59
    Не перестаю удивляться ,как же много белых пятен в истории Войны ......
    А говорят некоторые архивы уже снимают с грифа "Сов.Секретно"..
    То ли ещё будет.Что нас ждёт за этой "стальной дверью"!?
    Честь и Слава славным дочерям Азербайджана исполнившим свой долг перед Родиной.Вечная Память Героям Войны.Надеюсь на продолжение рубрики под условным названием "Белые пятна Истории".С уважением.
    755962
    1. Yarbay 13 мая 2013 11:51
      Цитата: 755962
      Не перестаю удивляться ,как же много белых пятен в истории Войны ......
      А говорят некоторые архивы уже снимают с грифа "Сов.Секретно"..

      Согласен!
      Ведь даже в наше Советское время об этом мало рассказывалось!
      Я сейчас читая созданые в нашей стране сайты о Великой Отечественной Войне столько нового узнаю!!
      Часто хочеться поделиться со всеми!!
      Вот недавно из сайта Гейдара Мирзы узнал о героической гибели отца известного певца Муслима Магомаева!
      Надеюсь на днях опубликуют рассказ,вроде промодерировано!
      Yarbay
  5. Aleksandral 13 мая 2013 11:30
    Подскажите где можно найти или скачать эту трилогию «Выше неба только небо»
    Aleksandral
    1. Yarbay 13 мая 2013 12:07
      Цитата: Aleksandral
      Подскажите где можно найти или скачать эту трилогию «Выше неба только небо»

      я поишу для Вас!
      Самому тоже интересно посмотреть!
      Но судя по всему в инете нету
      Yarbay
      1. Vodrak 14 мая 2013 04:52
        Будьте добры тоже ссылочку дать. Очень хочется посмотреть.
  6. Aleksandral 13 мая 2013 11:40
    Пытался искать ничего не нашел
    Aleksandral
  7. smershspy 13 мая 2013 13:49
    Очень интересно! Спасибо!
    smershspy
  8. 416сд 13 мая 2013 13:59
    Вечная ей память!
    По этой ссылке можете ее воспоминания почитать (в электронном формате больше нигде нет, сам посвятил неделю времени, набирал от руки):
    http://yoldash.net/2012/07/26/%D0%B7%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%85%D0%B0-%D1%81%
    D0%B5%D0%B8%D0%B4%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D
    0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8/
    416сд
    1. kNow 13 мая 2013 14:14
      Цитата: 416сд
      %D0%B7%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%85%D0%B0-%D1%81%
      D0%B5%D0%B8%D0%B4%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D

      0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8/


      Если не трудно, скопируйте эту часть в линке отдельно
      kNow
      1. 416сд 13 мая 2013 15:39
        http://yoldash.net/2012/07/26/%D0%B7%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%85%D0%B0-%D1%81%

        D0%B5%D0%B8%D0%B4%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D

        0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8/
        416сд
        1. kNow 13 мая 2013 18:19
          легкий вариант
          если в названии линка есть русские слова нужно сначала скопировать и вставить эту часть
          http://yoldash.net/2012/07/26/
          а потом скопировать и вставить остальное
          зулейха-сеидмамедова-записки-летчи/

          в итоге получится:
          http://yoldash.net/2012/07/26/зулейха-сеидмамедова-запис
          ки-летчи/
          kNow
  9. knn54 13 мая 2013 14:13
    -Ни один объект, охраняемый полком, не пострадал от налётов противника, хотя немцы, практически, круглосуточно бомбили города. Инженер-штурман Зулейха Сеидмамедова совершила более 500 боевых вылетов, участвовала более чем в 40 воздушных боях.
    -За годы войны она подготовила сотни десантников и около 4 тысяч парашютистов для забрасывания в тыл врага. Двое из них - Адиль Гулиев и Николай Шевердяев впоследствии стали Героями Советского Союза.
    А ведь и за меньшее Героя Советского Союза давали,но все равно Она-Герой!Спасибо автору и сайту.Вечная память всем тем,кто ковал Победу на фронте и в тылу.
    1. Yarbay 13 мая 2013 14:18
      Цитата: knn54
      -За годы войны она подготовила сотни десантников и около 4 тысяч парашютистов для забрасывания в тыл врага. Двое из них - Адиль Гулиев и Николай Шевердяев впоследствии стали Героями Советского Союза.

      это про Лейлу Мамедбекову!!
      в принципе с Вами согласен!
      Побольшому для нас они все герои,даже те кто погиб в первом бою и не были отмечаны наградами Родины!
      Yarbay
  10. Yeraz 13 мая 2013 14:39
    Буквально недавно узнал об участии в ВОВ еще 3 человек из моей деревни,правда в каком направлении точно не узнал,по приезду в Баку у старщих обязательно узнаю.
  11. вакса 13 мая 2013 16:29
    В 1943 году Сталин летел из Баку в Тегеран. Но до Баку Сталин ехал из Москвы на поезде. Если бы Сталин летал в южном направлении в иное время, то Маршал авиации Голованов об этом бы знал, отвечал за безопасность полета и написал бы в своих воспоминаниях: http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/28.html
    Так что это не более, чем красивая легенда.
  12. вакса 13 мая 2013 16:34
    В 1943 году Сталин летел из Баку в Тегеран. Но до Баку Сталин ехал из Москвы на поезде. Если бы Сталин летал в южном направлении в иное время, то Маршал авиации Голованов об этом бы знал, отвечал за безопасность полета и написал бы в своих воспоминаниях: http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/28.html
    Так что это не более, чем красивая легенда, что не умаляет подвигов Лейлы Мамедбековой.
    1. Yarbay 13 мая 2013 16:55
      Цитата: вакса
      В 1943 году Сталин летел из Баку в Тегеран. Но до Баку Сталин ехал из Москвы на поезде.


      а кто сказал что она сопровождала самолет до Баку?
      От Баку до границы с Ираном минимум 300 км!
      ***
      Для того, чтобы ясно себе представить конспирацию самого полета, достаточно сказать, что истребители, которые сопровождали самолет Верховного из Баку до Тегерана и обратно, не знали, кого они эскортировали, до объявления в газетах об их награждении. Летчики были подняты по тревоге, оказались по прилете в Тегеран в одних комбинезонах, пробыли там, не отлучаясь никуда с аэродрома, все дни конференции и, лишь возвратившись в Баку, смогли переодеться в свою повседневную одежду
      На аэродроме в Баку, еще раз высказав свое удовлетворение результатами закончившейся конференции, дав указание представить к награждению участников, обеспечивающих работу конференции, а также летчиков-истребителей, сопровождавших нас туда и обратно, Сталин сейчас же на поезде убыл в Москву.***
      Yarbay
    2. Yarbay 13 мая 2013 16:56
      Цитата: вакса
      что не умаляет подвигов Лейлы Мамедбековой.

      Зулейхи Сеидмамедовой!
      Yarbay
      1. 416сд 14 мая 2013 14:42
        Лейла Мамедбекова была ее инструктором.
        Бакинский аэроклуб.

        А еще был испанский летчик Мануэль Зарауса. Он переехал после гражданской в Испании в СССР, был инструктором в Бакинском округе ПВО, погиб не то в 1943 не то в 1944 во время тренировочного полета. Захоронен в Баку на Наримановском (Монтинском) кладбище.
        416сд
      2. вакса 14 мая 2013 21:21
        что не умаляет подвигов Лейлы Мамедбековой.
        Зулейхи Сеидмамедовой!

        Прошу прощения за проявленную невнимательность.
        Был случай, когда ей было поручено вместе с несколькими другими лётчиками прикрывать самолёт, летевший в южную часть страны, на борту которого было высокопоставленное лицо. Как позже выяснилось, это был сам Иосиф Сталин.

        Авиационное прикрытие осуществлялось в полете от Баку до Тегерана и обратно. Поэтому говорить о прикрытии от Баку до границы несерьезно. Летели два самолета Дуглас С-47, один вел Грачев(в нем был Сталин), другой - Голованов. Прикрывалась вся зона полета авиаполком истребительной авиации. Это вместе с управлением не менее 30 самолетов
  13. туц 13 мая 2013 19:08
    Именно после двух мировых войн и появилось различие в путях женщин НАВЕРХ. Первый путь – «чисто американский» (педерастическо-фашистский). Второй путь – «совковый» (вне зависимости от социального строя в стране). Согласно первого, американского способа, женщине, чтобы стать известной на весь мир, достаточно было по примеру Мэрилин Монро, стать голой п…здой на вентилятор – юбка задралась – п…зда нараспашку – весь мир – счастлив! «Совковый» способ был более трудоемким и тяжелым. Всего-то «ничего» – слетать в космос, как Терешкова, Савицкая, стать капитаном, как Щетинина
  14. bublic82009 13 мая 2013 20:35
    тогда это модно было
    bublic82009
  15. 416сд 14 мая 2013 14:41
    Верно, Сталин ехал до Баку на поезде но дальше на самолете.
    А пилотов подбирали специально знаковых с маршрутами и рельефом этой зоны, там еще несколько были из Бакинского округа ПВО, которые знакомы этой зоны. Подбирали думаю не просто так.
    416сд
  16. вакса 16 мая 2013 22:17
    http://yoldash.net/2012/07/26/зулейха-сеидмамедова-записки-летчи/
    ЗУЛЕЙХА СЕИДМАМЕДОВА, «ЗАПИСКИ ЛЕТЧИЦЫ», БАКУ, 1963 ГОД
    Победа под Курском оказала решающее влияние на дальнейший ход Отечественной войны. Пришел в движение весь огромный фронт, отбрасывая фашистские полчища на запад. Последняя отчаянная попытка гитлеровцев вернуть себе стратегическую инициативу потерпела полный крах.
    Многие летчицы и механики нашего полка были награждены боевыми орденами. Мне был вручен орден Отечественной войны 2-й степени.

    Корсунь-Шевченковский

    Глубокой осенью женский истребительный авиаполк перелетал в Киев, недавно освобожденный от гитлеровцев.
    …Полк стоит на аэродроме, близ Киева. Патрулируем над городом. В небе, в общем, спокойно. Редко-редко, когда к Киеву проскочит какой-нибудь назальный немецкий самолет-разведчик. Девушки даже роптать начали: «Ну что это такое? Дежурим у своих самолетов, вылетов мало…». Даже предъявили претензии командиру дивизии:
    - Почему не даете нам летать?
    - Хочу поберечь вас, – улыбаясь отвечал комдив. – Видели, сколько у нас мужских полков? А вы, товарищи женщины, уже свое дело сделали. Война идет к концу. Чего же я буду посылать вас в пекло, под шальную пулю? Дежурьте, патрулируйте над городом, и будет с вас…
    Но все же мы приняли участие в еще одном крупном сражении – битве под Корсунь-Шевченковским.

    Т.е. во время Тегеранской конференции ЗУЛЕЙХА СЕИДМАМЕДОВА была под Киевом вмсете со своим полком. С фронта полки для сопровождения Сталина не отзывали. Охрана осуществлялась авиацией НКВД (отвечал лично Берия). Единственный летчик, отобранный из ВВС, был Грачев, и то его вызов был сделан через Берию ввиду совершенной секретности передвижения Сталина.
    Список награжденных за обеспечение поездки и полета Сталина был опубликован в газете "Ведомости Верховного Совета СССР" №53 от 24 декабря 1943 года.

    Удивительная женщина, всенародный герой. Для нее не надо придумывать легенд - она сама легенда. Честь и вечная слава ЗУЛЕЙХЕ СЕИДМАМЕДОВОЙ - выдающейся дочери азербайджанского народа!
  17. вакса 17 мая 2013 08:17
    …Получен приказ: шестерке истребителей сопровождать особо важный самолет в Куйбышев. Я назначена командиром группы и штурманом перелета.
    Мы тщательно готовимся к лидированию. Я делаю прокладку маршрута на карте, инструктирую своих девушек. Механики докладывают: «ЯКи» к полету готовы.

    …И еще один памятный полет. Группа наших истребителей – четыре «ЯКа» – сопровождала особо важный самолет. Погода была скверная: густая облачность, туман. Не без труда разыскали мы нужный нам аэродром.

    На Курской дуге:
    А наутро, получив приказ по радио, я подняла свою группу [шесть пар истребителей] в воздух.
    Сквозь шум и треск в шлемофонах слышу голос одной из летчиц моей группы:
    - Соколы! Впереди, ниже нас, самолеты противника!
    Осматриваюсь. Да, большая группа «Юнкерсов» идет – не к нашему ли объекту подбирается? Не менее двадцати машин… но считать некогда. Быстро принимаю решение:
    - Атакуем!
    Боевой разворот. Мой «ЯК» стремительно сближается с одним из «Юнкерсов» и заходит ему в хвост.
    Испытываю знакомое возбуждение боя, ловлю немца в прицел. Нажимаю на гашетку. Кто-то из наших летчиц одновременно со мной атакует вражескую машину. Бьем длинными очередями. В наушниках взволнованный голос Маруси Кузнецовой:
    - Бей Зулейха, прикрываю!
    Отчетливо вижу черные кресты на плоскостях «Юнкерса». Пропороть ему брюхо! Снова длинная очередь. Неуязвимый он, что ли, проклятый «Юнкерс»?… я уже почти вплотную сблизилась с ним. Стреляю и думаю: «Если не собью, буду таранить…».
    И тут вижу: «Юнкерс» окутался клубами дыма. Волоча за собой черный шлейф, он пошел вниз.
    Не помня себя от радости, кричу своей ведомой:
    - Марийка, одного сбили!
    Не слышу в шлемофонах ответа. Оглядываюсь – и вижу, как от моей машину отвалил «Мессершмитт». В пылу боя я и не заметила, как он зашел ко мне в хвост. Но Маруся Кузнецова была начеку. Она вовремя прикрыла меня огневым щитом и отразила атаку «Мессершмитта».
    Вот спасибо тебе Марийка! Но только на земле, посадив машину и увидев, как изрешечены пулями ее ланжероны и рули, я поняла, какая опасность мне грозила…
    Крепка боевая дружба связывала нас с этой чудесной девушкой, мы были неразлучны не только в воздухе, но и на земле.

    Я — "Як"-истребитель, мотор мой звенит,
    Небо — моя обитель,

    В этом бою мною «Юнкерс» сбит,
    Я сделал с ним что хотел.

    Вот сбоку заходит ко мне «Мессершмидт».
    Уйду — я устал от ран.
    Но тот, который во мне сидит,
    Я вижу, — решил: на таран!
  18. Наш 19 декабря 2013 17:47
    двое заминусовали
    Наш

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня