Чем красноармеец РККА отличался от рядового

9 463 69
Чем красноармеец РККА отличался от рядового


Предисловие


Согласно советской военной терминологии, воинским называлось звание, персонально присваиваемое военнослужащим и военнообязанным запаса вооруженных сил (Военный энциклопедический словарь. М., Военное издательство, 1984). Многие граждане, служившие в Советской Армии, пребывают в уверенности, что воинские звания существовали с первого дня создания армии Страны Советов.



Это иллюзия.

Пришедшие к власти возглавляемые Лениным большевики вполне резонно побаивались доставшейся им в наследство бывшей «царской» армии, поэтому быстро приняли меры, чтобы она окончательно развалилась. С этой целью 16 декабря 1917 г. был принят Декрет, где в первом же пункте указывалось:

…1) Все чины и звания в армии, начиная с ефрейторского и кончая генеральским, упраздняются. Армия Российской Республики отныне состоит из свободных и равных друг другу граждан, носящих почетное звание солдат революционной армии…

В следующих пунктах говорилось об отмене титулования, а также всех орденов и прочих знаков отличия.

Таким образом, все военнослужащие после декрета обрели равноправие и единое название – солдат, ставшее первым званием первой (но пока еще не красной) армии Российской Советской Республики. Что, естественно, не понравилось бывшим офицерам, которые в основной массе не захотели стать солдатами и предпочли такую армию быстро покинуть. А вместе с ними ее покинули и многие бывшие «царские» солдаты.

Однако, как мудро заметил тов. Ленин, всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться. А чем она станет защищаться, если армия разложилась и активно разбегается в разные стороны?

Поначалу эту задачу решили возложить на отряды Красной гвардии – стихийно сложившиеся вооруженные формирования, использованные большевиками для захвата и удержания власти. Но это была не армия, а плохо вооруженные и с трудом управляемые группировки анархистского типа с выборными главарями.

А большевистскому правительству требовалось как-то продержаться до наступления Всеобщей Мировой Революции. Тут-то и стало очевидным, что без профессиональной армии никак не обойтись.

Возникновение армии


Армия в Российской Советской Республике была учреждена 15 (28) января 1918 года по Декрету «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии».

Таким образом, День Советской Армии логичнее было бы отмечать 28 января, а не 23 февраля. Но в Стране Советов применялась своя собственная пролетарская логика. И по этой логике вводить в новоучрежденной армии воинские звания посчитали ненужным. И всех состоявших в ней граждан именовали словом «красноармеец». То есть поначалу в противовес «царской» армии был применен принцип всеобщего равенства и братства, что выражалось в отсутствии воинских званий, погон и иных знаков различия.

Однако давно известно: чтобы из толпы сделать армию, нужно всех одеть в одинаковую одежду, затем разделить на части, назначить командиров, а потом ввести единоначалие и жесткую дисциплину. Так случилось и в РККА, где сначала было введено название «краском» — красный командир, потом начдив, комбриг и командарм. Но это были должности, военных званий у состоящих на этих должностях граждан первоначально не имелось.

Во второй половине 1918 г. командиров можно было отличить по нагрудному знаку, где в обрамлении венка золотых листьев красовалась «Марсова звезда с плугом и молотом».


В литературе этот знак часто называется «командирским», но в действительности его имел право носить каждый красноармеец

Потом вспомнили о дисциплине, и 29 ноября 1918 года ВЦИК утвердил Устав внутренней службы РККА, где указывалось, что каждый состоящий в армии гражданин принял на себя звание «воин Рабочей и Крестьянской Армии» и еще он «воин-революционер».

Этот документ впервые ввёл перечень должностей военнослужащих, «несущих командные обязанности» (начальников). Самой низшей значилась должность «командир отделения», самой высшей – «командир отдельной части». При обращении начальников к подчиненным (и наоборот) предписывалось называть по должности, например: «товарищ красноармеец», «товарищ командир взвода», «товарищ командир полка» и т.д. Из общего смысла Устава выходило, что «красноармеец» — это самая низшая должность — воин, не несущий командные обязанности, то есть рядовой боец.

Любопытно отметить, что Устав предписывал всеобщее обращение военнослужащих «на вы» как на службе, так и вне службы.

Система персональных военных званий (каковая до этого была в Русской императорской армии в виде чинов) в то время по-прежнему отсутствовала, не было и знаков на форменной одежде, позволяющих визуально определить должность военнослужащего.

Так слово «красноармеец», помимо широкого значения (служащий в РККА), получило узкое – наименование самой низшей должности военнослужащего.


Введение знаков различия


16 января 1919 г. РВСР издал приказ № 116, согласно которому в РККА впервые вводились знаки различия по родам войск и категориям командного состава.

На концах воротника (рубахи, шинели и т. п.) нашивались поля (клапаны) – прямоугольные полоски ткани различного цвета, соответствующего определенному роду войск: пехота – малиновый; кавалерия – синий; артиллерия – оранжевый; инженерные войска – черный; воздушный флот – голубой; пограничная охрана – зеленый.

Знаки командного состава нашивались на левый рукав и состояли из большой красной звезды и пришиваемого под ней тканевого красного знака различия: треугольника, квадрата или ромба в соответствующем количестве (справа на рис. показаны варианты размещения знаков на рукаве).


Первый по ранжиру знак различия – один треугольник – пришивал командир отделения, самый последний – четыре красных ромба – командующий фронтом. Таким образом возникло пока еще не регламентированное деление комсостава на младший, средний и старший. Только еще не по военному званию, а по занимаемой должности.

Соответственно те, кому не посчастливилось стать командиром, ничего на рукав не нашивали.

Этим же приказом вводился типовой зимний головной убор – колпак с отгибающимся назатыльником и козырьком и с пришиваемой звездой из цветного сукна, впоследствии ставший одним из символов Гражданской войны – знаменитой будёновкой. В центре звезды на колпаке требовалось прикреплять «значок-кокарду» установленного образца (ранее введенный для фуражки) с эмалью вишневого цвета. Сначала это была звезда с плугом и молотом, позже – с серпом и молотом.


Ранний вариант кокарды

Цвет пришивной звезды на «буденовке» должен был соответствовать цвету воротниковых полей. Так что иногда показываемые в советских фильмах «буденовки» с синими или черными звездами не киноляп, а показатель качества реконструкции.


Первые знаки различия на форме. Поскольку рукав на фото не видно, определить командир это, или нет, не представляется возможным

Централизованно знаки не изготавливались, и красноармейцы их либо делали самостоятельно, либо (в основном командиры) заказывали портным-кустарям.

Впоследствии знаки различия пережили ряд трансформаций, но рассказ об этом выходит за рамки данной статьи.

Появление военного звания «красноармеец»


В 1924 г. был издан Приказ Реввоенсовета СССР № 1068 от 10 августа 1924 г., где указывалось, что все военнослужащие имеют звание «красный воин РККА», сокращенно — красноармеец. Лица, занимавшие строевые должности до командира звена, назывались «рядовой красноармеец» или в обиходе просто рядовой.

Система «настоящих» персональных военных званий начальствующего и рядового состава РККА и РККФ была введена 22 сентября 1935 года Постановлением СНК СССР № 19/2135.

В ч. 2 было написано:

2. Установить звания для рядового и младшего начальствующего состава: в сухопутных и воздушных силах — а) красноармеец, б) отделенный командир, в) младший комвзвод, г) старшина…

Таким образом, слово «красноармеец» по-прежнему использовалось для обозначения военнослужащих РККА, но из названия должности трансформировалось в первое персональное военное звание. И пока еще являлось единственным званием рядового состава.

В начале 1943 г. в РККА были введены погоны, о чем сообщила газета «Красная Звезда» (№ 5 за 7 января 1943 г.):


А когда звание «красноармеец» было заменено званием «рядовой»?


Военный энциклопедический словарь отвечает на этот вопрос так:


Но мы все любили армейскую службу за ее непредсказуемость, неединообразие и за то, что в армии часто различные действия совершались вопреки приказам и уставам. Многие по этому поводу припомнят поговорку: «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется».

После введения погон в Красной Армии вошло в оборот ранее изгнанное слово «офицер». И личный состав получил деление на офицерский, сержантский и рядовой.

К рядовому составу (рядовым) относили красноармейцев и ефрейторов. И уже в 1943 г. в обиходе и документообороте красноармейцев всё чаще стали называть рядовыми и даже гвардии рядовыми.

Первоначально слово «рядовой» чаще всего встречается в донесениях о различных ЧП: дезертировал рядовой такой-то; прострелил себе руку рядовой такой-то; рядовой такой-то увел у населения корову, ну и т. д. в том же духе.




Затем это слово начинает использоваться как заменитель звания «красноармеец» и в других документах.


И даже иногда влезает в наградные листы и приказы командиров в/ч о награждении:



И в тот же период в документообороте частей Красной Армии при обозначении военного звания (как и положено) по-прежнему применяется слово «красноармеец», что зафиксировано в большом количестве документов.

Кадровики пытались навести в этом деле порядок и указывали, что писать следует не «рядовой», а «красноармеец» (документ февраля 1944 г. за подписью начальника 1 отделения штаба 241 сд Лещенко):


Но, похоже, что не во всех частях такие указания выходили или доходили.

Таким образом, можно констатировать, что к концу ВОВ неуставное военное звание «рядовой» начало постепенно вытеснять уже устаревающее уставное звание «красноармеец», точно так же, как ранее (в начале 40-х) аббревиатура КА стала вытеснять РККА.

Видимо, командование Красной Армии уловило эту тенденцию и нашло такое изменение разумным. В итоге в новом Уставе внутренней службы Вооруженных Сил СССР (УВС-46), введенном в действие Приказом Министра Вооруженных Сил СССР № 29 от 24.07.1946 г., первым воинским званием в армии стало «рядовой». И в нем же было регламентировано понятие «солдат», в эту категорию были включены рядовые и ефрейторы, которые ранее именовались «рядовой состав».
И наконец, на радость кадровикам, в этом запутанном вопросе наступила полная ясность.

Всех причастных поздравляю с праздником!

69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    23 февраля 2026 04:02
    Автор говорит глупости. На 1917 год звание было не только ступенью в карьере вражеского государства, но также и подразумевало вполне строго понимаемый сословный статус, вплоть до дворянского. А на тот момент дворян уже несколько лет уничтожали, как лично, так и семьями за конкретно этот статус(и кстати, обычно вполне заслуженно). Так что в 1917м упразднить звания(должности остались, только полный профан будет утверждать, что вертикали управления не было. Автор утверждает) было не только желательно, но и обязательно, чтобы "офицеров" не начали убивать по-новой.
    1. +6
      23 февраля 2026 05:25
      Цитата: Pandemic
      только полный профан будет утверждать, что вертикали управления не было
      Поддержу! Армия без вертикали управления, это не армия!
      1. -2
        23 февраля 2026 12:01
        Вся беда наших комментаторов, что некоторым лень изучить вопрос прежде чем что-то ляпнуть. Главное ведь не гавкнуть, а лизнуть! Смотришь и плюсик получил!
    2. +6
      23 февраля 2026 10:44
      На 1917 год звание было не только ступенью в карьере вражеского государства, но также и подразумевало вполне строго понимаемый сословный статус, вплоть до дворянского
      Вражеского это какого именно?
      Российской Империи?
      Чего только не напишут в комментах laughing
      1. +5
        23 февраля 2026 13:32
        С успешным дебютом Вас, хорошая статья, ждем еще! hi
        1. +4
          23 февраля 2026 13:48
          Благодарю, и с Праздником вас hi
      2. -1
        24 февраля 2026 21:46
        Российская Империя и Российская Республика февралистов были вражескими для трудящихся государствами. Точно так же, как Российская Федерация сейчас
    3. +5
      23 февраля 2026 17:49
      В Российской императорской армии вообще не было никаких званий,там были чины.
  2. +3
    23 февраля 2026 04:11
    Тема празднования рождения новой Рабоче-Крестьянской Армии именно 23 Февраля не раскрыта.
    1. +3
      23 февраля 2026 06:21
      Не приведена винная карта?
  3. +10
    23 февраля 2026 06:10
    К статье надо добавить и то, что до того, как нацисты испоганили знак свастики, этот древний соличесеий символ, использовался и в Красной Армии. Свастика особенно прижилась на Юго-Восточном фронте, где была сформирована калмыцкая дивизия, состоящая из калмык-буддийцев, для которых этот характерный знак для всех буддийцев означал движение жизни и благополучие! Ее существует мнение, что символ свастики очень бы пригодился для похода на Индию и Тибет, который, якобы, готовили большевики для освобождения индийского народа от угнетения. На одном из фото ниже, свастика на личном автомобиле Николая II...

    Всех с праздником!
    1. 0
      23 февраля 2026 06:40
      Цитата: Luminman
      Ее существует мнение, что символ свастики очень бы пригодился для похода на Индию и Тибет, который, якобы, готовили большевики для освобождения индийского народа от угнетения.


      Таки Павел I который готовил тоже самое вместе с Наоплеоном - оказывается спасу нет какой прогрессивный был(пока его не прибили).
    2. +5
      23 февраля 2026 08:42
      Большевизм – есть суть Русской цивилизации.

      Цитата: Luminman
      нацисты испоганили знак свастики

      Нацисты использовали свастику в своём обозначении и принадлежности, но только три составляющих вместе взятые обозначают нацистов-фашистов - это: на красном фоне, белый круг, внутри которого расположена свастика. По отдельности они ни какого отношения к нацистам-фашитсам не имеют.
      1. +10
        23 февраля 2026 14:36
        Цитата: Boris55
        только три составляющих вместе взятые обозначают нацистов-фашистов - это: на красном фоне, белый круг, внутри которого расположена свастика. По отдельности они ни какого отношения к нацистам-фашитсам не имеют
        Ниже на фото представлены классические символы германского фашизма. И там нет никаких ни белых, ни красных цветов...
    3. +10
      23 февраля 2026 08:58
      Luminman
      +2
      Сегодня, 07

      Самара,площадь Революции. Фотография сделана в 1931 году, во время подготовки площади к празднованию XIV годовщины Октября.
    4. +8
      23 февраля 2026 11:34
      Luminman (luminman), уважаемый, а я в пионерском детстве был удивлён, когда впервые увидел купюру 250 рублей Временного правительства. На ней двуглавый орёл был наложен на свастику: https://market.yandex.ru/card/250-rubley-1917-goda-ab-157/103058637927?do-waremd5=pXoXyfnHclEPHd_D44dH8Q&sponsored=1&cpc=IlN-aInZXrMxvuc_ZyKmTboHiakoX0YJXvUHSawDgFt40y07RIT5KyM1GdskC1kkMF631tn4D1i02hUtILp63xtodTpW7ZXUBXQse7cePBA_ZztvhBLYRyHekqNCBusSq2aOo67vT1UBIH76zougHIyMICee3mzE746mq1lLiVoLkUGn7P9d_tAyQhCup6Gfvcd_BH3y2byrD1RjWkByGRUoWaeRenDN8W9FUugKgOcNGmPBdOd5pcG7BTpXFbkKIsbUGSx7lPn77z4hL1RJPtY0-tf8IgRU3eeVYQOme6u-TOfKgJCD426RZKLTWwjt1ZmO7EXLl1xeYPCAGeCaKd_AZ6HPjJ4CdAmUyzQ41jTNeo4M6Jlu0M5X0FPT2pHJdcrCmcObFEzq33Ig5gyO-2aiFX8-9R563u6elcggpVI5rSkFjd86-1qx-QaeI0xALgab1A9A_Am-ui_j6cv0SaqJ6qC8fKtKGYfMN0A0aI5AZWoeswnWXJ-b4JQp6XaGXNB7BinO0_TyGskeZgERpkBee1MneGpEg0xDYr2shgQIPb03-6Z_8La6o1-ua4Finf2GRL-k5tf_tQ8kdBGN6D-_wyGS3p4szf0eDuxJrSYnay5uLFBPOo5SLxVidgHbSpPzu4jLyFT4B5ix9_v9PMx53c_N0ECJI3s-uNcXOu8%2C&nid=61906313&ogV=-12&buyBoxFallback=disable
      1. +5
        23 февраля 2026 14:25
        Тестов, еще свастика была на датском пиве Carlsberg и бутылках Coca-Cola к летней Олимпиаде 1936 года в Берлине. Ну и ещё брелок от компании Coca-Cola...
  4. +2
    23 февраля 2026 06:37
    Хорошая статья, картинки по делу, а не "угадайте к чему это и что это".
    1. +12
      23 февраля 2026 07:50
      картинки по делу

      НА фото "Первые знаки различия на форме". - фото однозначно 30-х - начала 40-х, и это рядовой красноармеец, потому что его звания было на петлицах, у меня фото деда 1941 г. : точно в такой же буденовки, но с ромбами на петлице.

      Всех с праздником Нашей Армии!
  5. +6
    23 февраля 2026 09:28
    16 декабря 1917 г. был принят Декрет, где в первом же пункте указывалось:

    …1) Все чины и звания в армии, начиная с ефрейторского и кончая генеральским, упраздняются.


    Тогда же:

    Командиры до полкового включительно избираются общим голосованием своих отделений, взводов, рот, команд, эскадронов, батарей, дивизионов и полков. Командиры выше полкового, до верховного главнокомандующего включительно, избираются соответствующими съездами или совещаниями при соответствующих комитетах.


    6) Командующие армиями избираются армейскими съездами. Командующие фронтами избираются фронтовыми съездами.



    ленине чуть ранее :
    Устранение полиции, армии, . замена постоянной армии всеобщим вооружением народа


    Но против законов природы не попрешь и ввели обратно и армию и единоначалие и звания и даже погоны, оказалось , что только так оно работает.

    Доьровольный призыв в январе 1918 првалился и 29 мая 1918 года было издано постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную армию»

    Все вернулось на круги своя, как и должно быть.

    В армии часто использовалось обращение "Товарищ солдат!", 80е годы

    Всех - с Праздником! drinks
    1. +9
      23 февраля 2026 10:31
      обращение "Товарищ солдат!", 80е годы
      У нас в ходу было обращение*Товарищ рядовой!*.Вне строя:*-Слушай сюда боец!* laughing
      Всех - с Праздником! drinks
      Присоединяюсь Андрей!От всей души!!!
      1. +3
        23 февраля 2026 12:02
        У нас в ходу было обращение...

        Товарищ военный, воин, боец... :((
        1. +4
          23 февраля 2026 12:09
          Товарищ военный, воин, боец... :((
          Да,да!Это тоже было.В *учебке* типичное обращение сержантов к курсантам. laughing
      2. +3
        23 февраля 2026 13:21
        здравствуйте, Сергей, поздравляю!

        "Боец тоже был в ходу, в основном,-к рядовым так обращались...
      3. +2
        23 февраля 2026 22:31
        Цитата: АрхиФил
        У нас в ходу было обращение*Товарищ рядовой!*.Вне строя:*-Слушай сюда боец!*
        В учебке, что в строю, что вне строя, к курсантам было стандартное обращение: "курсант". Ну, а уж совсем вне строя, то бывало и "воин" и "курОк".
    2. -1
      23 февраля 2026 17:40
      Погоны- то ввели,хрустобулочников вывели . Советские офицеры дети рабочих,крестьян и принявших власть рабочего класса интеллигентов. Кудыж без них никчёмных, раз они есть( с интеллектуалами не путать)?
      С днём рождения Рабоче- Крестьянской Красной Армии!
  6. 0
    23 февраля 2026 10:15
    Так слово «красноармеец», помимо широкого значения (служащий в РККА)
    Служащее это гражданский персонал.
    1. +7
      23 февраля 2026 10:51
      Служащий в широком смысле каждый состоящий в РККА.
      Смотрите картинку "Служебная книжка красноармейца"
  7. +6
    23 февраля 2026 11:34

    В следующих пунктах говорилось об отмене титулования, а также всех орденов и прочих знаков отличия.

    Автор упустил в статье возрождение орденов.
    16 сентября 1918 года декретом ВЦИК в РСФСР был учрежден орден «Красное Знамя» с соответсвующим знаком, аналогичные ордена были учреждены и в других советских республиках.
    И в качестве бонуса- фото- молодой зенитчик- артиллерист в буденовке, он был призван в 1939 году, буденовка оказалась живучей.
    В Положении о конкурсе по установлению формы обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии в отношении требований к проектам обмундирования говорилось буквально следующее: «Формы обмундирования, вполне отличаясь от старых, должны быть спортивно-строгими, но изящными в своей демократической простоте и отвечающими по стилю духу народного творчества»

    Занимались разработкой формы художники, практическая сторона применения их мало интересовала, в первую очередь был важен внешний вид.
    ... новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, своей формой напоминавший старинный русский шлем — «ерихонку» (за что он в первое время получил обиходное название «богатырка»). ...
    ...неофициально называли по фамилиям военачальников, под командованием которых находились первые из воинских частей, куда поступило новое обмундирование — М. В. Фрунзе («фрунзевка») и С. М. Будённого («будёновка»). Последнее название прижилось и стало обиходным (правда, это произошло уже после окончания Гражданской войны)[14][19]. Кроме этого, существовали у будёновки и не очень уважительные прозвища: «громоотвод» (из-за вытянутого вверх «шпиля» шлема) и даже «умоотвод»[20].

    Во время финской войны окончательно выявилась её слабая пригодность для зимних условий (что в общем-то было понятно изначально, можно только удивляться, что она вообще появилась в армии такой северной страны, как Россия и так долго продержалась) и в 1940 году её заменили на шапку- ушанку. Но остатки буденовок со складов в действующей армии использовали до 1942 года, а в тыловых частях- до 1945. Романтизация буденовки появилась уже только в 50-е годы.
    1. +8
      23 февраля 2026 11:44
      в качестве бонуса- фото- молодой зенитчик- артиллерист в буденовке, он был призван в 1939 году,
      Никулин.
      1. +6
        23 февраля 2026 12:00
        Служил артиллеристом- зенитчиком с 1939 по 1946 год. Участвовал в боях за Ленинград. Закончил войну старшим сержантом.
        1. +2
          23 февраля 2026 12:03
          Да, я читал "Почти серьезно".
          1. +2
            23 февраля 2026 17:48
            Прекрасный был человек. Доводилось общаться и не раз. Сегодня таких публичных людей не много.
            1. +1
              23 февраля 2026 18:00
              Мне то же самое про Кобзона рассказывали.
              1. +1
                23 февраля 2026 18:21
                Про Кобзона много чего рассказывали. А Вы это к чему?
                1. +3
                  23 февраля 2026 18:23
                  Вы это к чему?
                  К прекрасномти человека.
            2. +2
              23 февраля 2026 22:35
              Цитата: Essex62
              Доводилось общаться и не раз.
              Один раз минуты две сидел с ним на одном кресле в цирке. Он ко мне подсел в разгар представления, когда он куда-то с арены исчез. laughing
              1. +3
                24 февраля 2026 01:15
                Наша гарантийка починяла их цирковую Волгу. Все бросали работу и набивались толпой на " приёмку" слушать анекдоты. Он их мог часами рассказывать. " А вот ещё анекдот... мужики а мою машину кто нить чинит? Тут ржака достигала апогея.
                1. +3
                  24 февраля 2026 01:31
                  А я, признаюсь, сильно офигел, когда меня, тогда еще школьника, сидящего на кресле в ряду у одного из проходов, вдруг бесцеремонно отодвигает к краю кресла какой-то мужик, который возник откуда-то сзади, и который нагло садится со мной на одно кресло. И только через минуту, когда он вскочил и закричал своему партнёру, который был на арене (Шуйдину) что-то типа "А вот и я !!" и пошел вниз, к арене - я понял, что со мной рядом сел сам Никулин.
                  Я только значительно позже сообразил, почему он сел ко мне. В те годы я был довольно худым, а на других креслах у того прохода, через который Никулин наметил возвратиться на арену после своего исчезновения с неё, сидели видимо довольно упитанные взрослые, которых хрен подвинешь, а если и подвинешь - то всё равно он не поместился бы ни с кем из них на кресле. Вот он и выбрал меня yes
                  1. +2
                    24 февраля 2026 01:35
                    Меня пацана- второклашку он тоже в цирке напугал. Но с арены. Запустил какую- то фиговину на резинке. Не долетела,но я с кресла сбег. laughing
    2. +5
      23 февраля 2026 12:15
      Автор упустил в статье возрождение орденов.
      Это выходило за пределы общей канвы статьи - возникновение, значение и последующая трансформация названия "красноармеец"
      1. +2
        23 февраля 2026 12:25
        Буденовка в эту канву тоже не совсем вписывается. Думаю, если уж написали в статье, что новая власть отменила ордена как форму поощрения военных, имело смысл и упомянуть, что уже через год вернули их обратно.
        1. +4
          23 февраля 2026 13:51
          Буденовка попала по инерции - посчитал полезным осветить мимоходом и этот предмет.
          А упомянуть можно было еще много чего, но статья и без того вышла слегка перегруженной
    3. +8
      23 февраля 2026 12:18
      Романтизация буденовки появилась уже только в 50-е годы.
      А можно выставить фото(вероятно сорокого года?)одного из моих любимейших !!!актеров Алексея Макаровича Смирнова?И тоже в *будёновке*!
    4. +3
      23 февраля 2026 13:21
      Цитата: solar

      В следующих пунктах говорилось об отмене титулования, а также всех орденов и прочих знаков отличия.

      Автор упустил в статье возрождение орденов.
      16 сентября 1918 года декретом ВЦИК в РСФСР был учрежден орден «Красное Знамя» с соответсвующим знаком, аналогичные ордена были учреждены и в других советских республиках.
      И в качестве бонуса- фото- молодой зенитчик- артиллерист в буденовке, он был призван в 1939 году, буденовка оказалась живучей.
      В Положении о конкурсе по установлению формы обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии в отношении требований к проектам обмундирования говорилось буквально следующее: «Формы обмундирования, вполне отличаясь от старых, должны быть спортивно-строгими, но изящными в своей демократической простоте и отвечающими по стилю духу народного творчества»

      Занимались разработкой формы художники, практическая сторона применения их мало интересовала, в первую очередь был важен внешний вид.
      ... новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, своей формой напоминавший старинный русский шлем — «ерихонку» (за что он в первое время получил обиходное название «богатырка»). ...
      ...неофициально называли по фамилиям военачальников, под командованием которых находились первые из воинских частей, куда поступило новое обмундирование — М. В. Фрунзе («фрунзевка») и С. М. Будённого («будёновка»). Последнее название прижилось и стало обиходным (правда, это произошло уже после окончания Гражданской войны)[14][19]. Кроме этого, существовали у будёновки и не очень уважительные прозвища: «громоотвод» (из-за вытянутого вверх «шпиля» шлема) и даже «умоотвод»[20].

      Во время финской войны окончательно выявилась её слабая пригодность для зимних условий (что в общем-то было понятно изначально, можно только удивляться, что она вообще появилась в армии такой северной страны, как Россия и так долго продержалась) и в 1940 году её заменили на шапку- ушанку. Но остатки буденовок со складов в действующей армии использовали до 1942 года, а в тыловых частях- до 1945. Романтизация буденовки появилась уже только в 50-е годы.

      Вполне очевидная причина - отсутствие достаточного количества шкур, поэтому вынужденно делали из тонкого войлока.
      Но в Европейской части страны где нет морозов за 20 - вполне хватало. Дед говорил что даже удобнее шапки была- сзади раскатаеная вниз и с поднятым воротником шинели защищала от ветра и мороза шею качественнее шапки.
      Возможно это было одной из причин что продержалась 30 лет в армии
      1. 0
        23 февраля 2026 13:35
        поэтому вынужденно делали из тонкого войлока

        Из сукна делали и утепляли ватой.
        Зимний головной убор представлял собой шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Спереди к шлему пришивался простроченный овальный козырёк, сзади — назатыльник с удлинёнными концами, застегивающимися под подбородком на две пуговицы (в сложенном виде он пристёгивался к пришитым на шлем обтянутым сукном пуговицам).

        Были очень неудобными. И раньше морозы были не такими, как сейчас. Когда реально столкнулись с боевыми действиями- срочно пришлось менять.
        1. +7
          23 февраля 2026 13:53
          Цитата: solar
          И раньше морозы были не такими, как сейчас.

          "И трава была зеленее и метра по 3 высотой.. "(С)

          Цитата: solar
          Когда реально столкнулись с боевыми действиями- срочно пришлось менять.

          Столкнулись с первого дня существования РККА с морозами , не???
          И 30 лет замены - это срочно, угу...
          Дед- крестьянин был в состоянии отличить сукно на вате от тонкого войлока. Служил с Майских сборов по 1943, артиллерист - корректировщик тяжелогаубичного полка, носил буденовку всю службу
          1. +1
            23 февраля 2026 14:17
            Столкнулись с первого дня существования РККА с морозами , не???

            Одно дело морозы в зимних казармах, другое- в зимнем лесу.
            Раньше зимы были намного холоднее, чем сейчас.
            Дед- крестьянин был в состоянии отличить сукно на вате от тонкого войлока.

            Не спорю. Но буденовка была из сукна на ватной подкладке.
            Официально принятие нового зимнего головного убора произошло после приказа Реввоенсовета № 116 от 16 января 1919 года. Он описывал буденовку как шлем суконный защитного цвета на ватной подкладке, состоящий из колпака, сшитого из шести сужающихся кверху треугольников, овального козырька и спускающего сзади вниз назатыльника с удлиненными концами, которые застегивались под подбородком или пристегивались к пуговицам на колпаке.

            https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/136798-prikaz-revolyutsionnogo-voennogo-soveta-respubliki-locale-nil-116-16-yanvarya-1919-goda
            1. +2
              23 февраля 2026 17:14
              Цитата: solar
              Одно дело морозы в зимних казармах, другое- в зимнем лесу.

              РККА не переставало воевать весь период до 1950го.
              РККА дислоцировалось по всей стране, причем не только в казармах - Дальний Восток вообще в землянках жили.

              Цитата: solar
              Раньше зимы были намного холоднее, чем сейчас.
              у вас как это согласуется с
              В этой ситуации
              Цитата: solar
              . И раньше морозы были не такими, как сейчас. .
              ????????????
              Зимы были холоднее belay но менять кинулись (???)belay аж 30 belay лет спустя???
              Вы СЕБЯ слышите???

              Цитата: solar
              Не спорю. Но буденовка была из сукна на ватной подкладке

              Ну значит деду выдали по индпошиву belay belay lol lol lol сшитую буденовку из тонкого войлока. Деду я верю - в нашем степном Заволжье бараны и верблюды были у всех, войлок знали все
              1. +1
                23 февраля 2026 17:20
                РККА не переставало воевать весь период до 1950го.

                В 1946 РККА не стало. Появилась Советская армия.
                РККА дислоцировалось по всей стране, причем не только в казармах - Дальний Восток вообще в землянках жили.

                Одно дело - дислоцироваться, другое- принимать массовое участие в боевых действиях. До Зимней войны с Финляндией массовых зимних боевых действий не было. Как только начались такие боевые действия- сразу стало очевидна непригодность буденовки.
                Ну значит деду выдали по индпошиву

                Возможно, спорить не буду. Ссылку на приказ Реввоенсовета № 116 я вам привел, там описано, какой реально была буденовка в Красной армии.
                1. +1
                  23 февраля 2026 19:34
                  В 1946 РККА не стало. Появилась Советская армия.

                  название «Рабоче-Крестьянская Красная Армия» существовало в советском законодательстве до 60-х
                  Тема другого моего исследования
                  1. 0
                    23 февраля 2026 21:42
                    название «Рабоче-Крестьянская Красная Армия» стало заменятся на Красная Армия с 1939 года, а Красная Армия на Советскую Армию с 1946 года (был еще промежуточный вариант "Вооружённые Силы СССР"). Это был не одномоментный процесс.
                    1. 0
                      24 февраля 2026 00:10
                      Я в курсе что не одномоментный и тянувшийся до 60-х
                      1. 0
                        24 февраля 2026 00:28
                        Название РККА использовалось в тексте присяге до 1947 года, по недосмотру, скорее всего, его в 1947 заменили на Вооруженные Силы. В 1947 году произошел окончательный переход на Советскую Армию. А что тянулось до 60-х годов?
                      2. 0
                        24 февраля 2026 09:58
                        ЗАКОН СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г.
                  2. -2
                    24 февраля 2026 00:06
                    Юридически да... а практически? Когда в войсках постоянному составу вручили медаль "70 лет СА" у нас её называли "70 лет РККА"
                2. +1
                  23 февраля 2026 19:58
                  Цитата: solar
                  Одно дело - дислоцироваться, другое- принимать массовое участие в боевых действиях. До Зимней войны с Финляндией массовых зимних боевых действий не было. Как только начались такие боевые действия- сразу стало очевидна непригодность буденовки.

                  То есть именно боевые действия в мороз показали непригодность буденовки???!!!С учетом вашего
                  Цитата: solar
                  И раньше морозы были не такими, как сейчас
                  СРОЧНО - это год -2-5, не более.
                  А когда это 11 belay лет с 1939 по 1950 - это НЕ срочно - нынче это называется " со сдвигом сроков вправо"(с)


                  Цитата: solar
                  Одно дело - дислоцироваться, другое- принимать массовое участие в боевых действиях.
                  - когда дислоцируешься - уши не мерзнут, ага.
                  Когда мы в абсолютно мирное время на срочке дислоцировались на полевом выходе в палатках - мы шапки на ночь одевали и завязывали - ибо холодно было к утру при -17.
                  В казармах в Кушке при -10 тоже в шапках спали - казармы были рассчитаны на то чтобы летом прохладно было - с огромными потолками, голландки не справлялись

                  Вы уж определитесь - или морозы туфта тогда были или возможности не было обеспечить
                  1. 0
                    24 февраля 2026 00:40
                    Вы уж определитесь - или морозы туфта тогда были

                    Это вы сами определитесь- я писал, что тогда морозы сильнее были, чем сейчас.
                    - когда дислоцируешься - уши не мерзнут, ага.

                    Мерзнут. А при участии в боевых действиях в той шапке- отмерзают.
                    1. 0
                      24 февраля 2026 06:26
                      Цитата: solar
                      Это вы сами определитесь- я писал, что тогда морозы сильнее были, чем сейчас.

                      Если морозы сильнее, а боевые действия зимой начались в 1939 - то чего кота за хвост тянули до 1950?
                      Может - в реальности буденовка была не настолько плоха а шапки шить не из чего было особо шить???
                      31 год на снабжении вот прям совсем плохой части обмундирования, не?
              2. 0
                24 февраля 2026 13:55
                Цитата: свой1970

                Ну значит деду выдали по индпошиву

                Где-то читал, что этот шлем был спроектирован ещё до революции, и возможно , что Вашему деду он достался ещё дореволюционного производства. Вот ещё соображение - верхушка "будённовки" плохо сочетается с каской РККА, но вот форма стального шлема, используемого РИА в ПМВ - подходит для неё лучше.
  8. +2
    23 февраля 2026 12:22
    В центре звезды на колпаке требовалось прикреплять «значок-кокарду» установленного образца (ранее введенный для фуражки) с эмалью вишневого цвета.
    Правильное написание - "значек-кокарду», через "е".
    Непонятная манера редакторов ВО вносить самовольные исправления
    1. 0
      23 февраля 2026 17:21
      Очевидно, исходили из требований современного правописания. Сейчас правильно "значок". Я, кстати, Вам в другой ветке ссылку на слова Путина от 7 октября выслал:)
  9. +1
    23 февраля 2026 16:21
    Система «настоящих» персональных военных званий начальствующего и рядового состава РККА и РККФ была введена 22 сентября 1935 года Постановлением СНК СССР № 19/2135.
    За что боролись?!
    1. 0
      23 февраля 2026 17:55
      ...до основанья,а затем... Сначала полный снос ,что- бы и следов не осталось и возможности зацепиться.
  10. 0
    23 февраля 2026 16:26
    К сведенью автора звёзды на будёновках и нашивки на форме были не только красные и синие, а и черные, оранжевые и зелёные в зависимости от рода войск. Это не киноляпы, в советских фильмах консультанты были довольно сведущие люди. А вот в современных фильмах, в том, что касается формы киноляпы прут косяками!
    1. +4
      23 февраля 2026 16:39
      Цитата: lexxing
      К сведенью автора звёзды на будёновках и нашивки на форме были не только красные и синие, а и черные, оранжевые и зелёные
      Спасибо за информацию, но в статье именно об этом и сказано:
      Цвет пришивной звезды на «буденовке» должен был соответствовать цвету воротниковых полей. Так что иногда показываемые в советских фильмах «буденовки» с синими или черными звездами не киноляп, а показатель качества реконструкции.
    2. 0
      23 февраля 2026 18:26
      В современных фильмах на форму,нашивки,местоположение наград без слез смотреть невозможно,а уж про мундиры и награды петровских.Екатерининских,Николаевских времен.....и говорить не приходится
  11. +2
    23 февраля 2026 17:48
    Вообще то,в российской императорской армии,званий не было.Там были только чины,а звания были в Российской империи у духовенства.
  12. -2
    23 февраля 2026 22:10
    предписывалось называть по должности, например: «товарищ красноармеец», «товарищ командир взвода», «товарищ командир полка»


    Товарищ первый помощник начальника Организационно-мобилизационного управления штаба округа!
    Сокращенно: перпомначоргмобупрштаокр.